- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы осуществления режима в пенитенциарных учреждениях
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000580 |
Тема: | Теоретические основы осуществления режима в пенитенциарных учреждениях |
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………….3 1 Теоретические основы осуществления режима в пенитенциарных учреждениях.............................................................................................................7 1.1.История развития режима содержания осужденных в местах лишения свободы в отечественном законодательстве и практике…………….7 1.2. Понятие и основные требования режима в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы…………………………….16 1.3. Особенности режимных требований в исправительных учреждениях некоторых зарубежных стран …………………………………..31 2. Особенности обеспечения режима в учреждениях уголовно-исполнительной системы……………………………………………………….39 2.1. Обеспечение режима в исправительных учреждениях……………39 2.2.Функции режима в исправительных учреждениях…………………46 2.3. Проблемы правовой регламентации режима в исправительных учреждениях и пути их решения……………………………………………….58 Заключение……………………………………………………………......68 Глоссарий………………………………………………………………….71 Список использованных источников………………………………........75 Введение По состоянию на 1 мая 2015 г. в учреждениях УИС содержалось 615,4 тыс. чел., в том числе: в 727 исправительных колониях отбывало наказание 516,3 тыс. чел., в том числе: в 129 колониях-поселениях отбывало наказание – 39,6 тыс. чел.; в 5 ИК для осужденных к пожизненному лишению свободы отбывало наказание 1872 чел., в 230 следственных изоляторах и 108 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях содержалось – 116,7 тыс. чел., в 8 тюрьмах отбывало наказание 1,4 тыс. чел., в 41 воспитательной колонии для несовершеннолетних 1,9 тыс. чел. ФСИН России Организация режима, обеспечение изоляции осужденных, условий и безопасности исполнения и отбывания наказания является основой деятельности исправительных учреждений ФСИН России. Процессы демократических преобразований общества, утверждение принципов социальной справедливости побудили ускорить реформирование и серьезно заняться проблемами защиты гражданских прав, законных интересов и безопасности осужденных, созданием нормальных условий отбывания наказания в местах лишения свободы. Уголовно-исполнительная система осуществляет свою деятельность в сложных условиях социально-политической и экономической обстановки, характеризующейся процессами спада производства, инфляции, ухудшения благосостояния значительной части населения. Практически каждый шестой осужден за убийство, каждый восьмой – за разбойное нападение, умышленное причинение вреда здоровью потерпевшим различной тяжести. Около 50 % осужденных судимы неоднократно. Наметилась устойчивая тенденция к росту количество лиц, осужденных к длительным срокам наказания, в том числе к пожизненному лишению свободы, совершивших убийства. Увеличивается число осужденных с повышенной агрессивностью и возбудимостью, с признаками психических отклонений. Уголовно-исполнительное законодательство имеет своими целями и задачами исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и другими лицами, регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Одним из главных средств достижения этого является режим в исправительных учреждениях. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации рассматривает режим как одно из основных средств исправления осужденных и предупреждения совершения преступлений с их стороны, что закреплено в части 2 статьи 9 УИК РФ. В теории все выглядит достаточно просто, а на практике возникает совсем другая картина. На сегодняшний день режим в одиночку не только не обеспечивает исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, но и не препятствует накоплению и приобретению преступного опыта и преступной квалификации, не смотря на то, что режим должен являться основным средством воздействия на лиц, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы. В нем должно отражаться отношение российского общества и государства к лицам, поправшим закон, мораль и нравственность общества, противопоставившим себя правопослушным гражданам. Режим в местах отбывания наказаний – категория общественная, социальная, правовая. Ныне действующее уголовно-исполнительное законодательство не лишено пробелов по наиболее важным вопросам в сфере организации режима в местах лишения свободы, изучение и восполнение которых, является достаточно актуальным в свете реформирования уголовно-исполнительной системы в рамках Концепции развития УИС в РФ до 2020 года. В первую очередь законодателю необходимо определиться с пониманием такого термина, как «режим», и что именно должен обозначать данный термин. Это связано с тем, что на сегодняшний день термин «режим» понимается в трех смыслах: как установленный порядок исполнения и отбывания лишения свободы, также режим обозначает вид исправительной колонии и обозначает условия содержания осужденных в тюрьме. Поэтому необходимо более подробно разобраться в содержании термина «режим» и придти к единому его пониманию. Всё вышеперечисленное, несомненно, обуславливает выбор темы настоящей работы и актуальность её исследования и изучения. В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе исполнения такого наказания как лишение свободы, точнее, порядок и условия его отбывания, практика применения Правил внутреннего распорядка исправительных заведений. Предметом исследования являются: уголовно-исполнительные нормы, регулирующие условия содержания осужденных в исправительном учреждении и правила их поведения; практика применения Правил внутреннего распорядка в исправительных колониях. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе исследованного теоретического и практического материала разработать и предложить оптимальные пути совершенствования норм уголовно-исполнительного законодательства и ведомственных нормативно-правовых актов, касающихся режима, надзора, условий отбывания наказания в виде лишения свободы. Поставленная цель решается в ряде исследовательских задач: 1) рассмотреть понятие и функции режима в исправительных учреждениях; 2) изучить основные требования режима в исправительных учреждениях; 3) проанализировать условия отбывания наказания в исправительных учреждениях и порядок их реализации; 4) изучить понятие, содержание и функции надзора в исправительных учреждениях; 5) охарактеризовать общие требования по оборудованию исправительных учреждений; 6) сформулировать предложения по совершенствованию российского уголовно-исполнительного законодательства в области применения режимных требований в процессе исполнения (отбывания) наказания в виде лишения свободы. Нормативную базу исследования составили международно-правовые документы по правам человека, Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, а также другие федеральные законы, подзаконные акты в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы. Значительный вклад в исследование проблем режима в исправительных учреждениях внесли такие ученые, как: А. И. Васильев, Е. М. Захцер, А. И. Зубков, Б. Б. Казак, Б. П. Казаченко, И. И. Королев, А. И. Марцев, М. П. Мелентьев, В. В. Невский, А. Е. Наташев, И. С. Ной, А. В. Папуашвили, С. В. Познышев, А. А. Ременсон, Н. А. Стручков, В.И. Селиверстов, Г. А. Туманов, Б. С. Утевский, А. В. Шамис, И. В. Шмаров и др. Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляют законы и категории философии, общенаучные и частнонаучные методы познания, используемые в социально-правовых исследованиях. Кроме того, использованы методы исторический, сравнительного анализа, системный, синтеза и моделирования. По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и глоссария. Глава 1. Теоретические основы осуществления режима в пенитенциарных учреждениях 1.1. История развития режима содержания осужденных в местах лишения свободы в отечественном законодательстве и практике Исправление лиц, лишенных свободы, является сложным и многогранным процессом, предусматривающим использование различных средств, форм и методов воздействия на осужденных. Одним из основных средств исправления осужденных и поддержания нормальной деятельности исправительных учреждений является режим. В условиях достаточно сложной обстановки в местах лишения свободы, связанной с увеличением количества осужденных, ухудшением их качественных характеристик, понятие режима в ИУ существенно актуализируется. Необходимо учитывать и тот факт, что международно-правовые институты и практика зарубежных стран нацелены на гуманизацию режима, уважение прав и свобод осужденных. Режим выполняет основную роль в системе средств организации исполнения наказания и является главным фактором, направленным на установление дисциплины и формирование правомерного поведения осужденных. Обеспечение эффективности режима исполнения наказания в виде лишения свободы предполагает своевременное и надлежащее исполнение каждым осужденным его требований. Реализация требований режима в строгом соответствии с нормами права имеет основополагающее значение в решении задач, стоящих перед ИУ. От четкого законодательного определения требований режима зависит как реализация осужденными своих прав и обязанностей, так и их обеспечение персоналом ИУ. Первые попытки отечественного законодателя регламентировать тюремный режим относятся к концу XVIII – началу XIX вв., когда были приняты первые тюремные инструкции. До этого «государство мало заботилось о внутреннем порядке тюремной жизни: в местах заключения не было никакого тюремного режима, за исключением немногих запретительных определений, касающихся спиртных напитков, опасных орудий, вроде топоров, пил, ножей и т. п.»1. В XVIII столетии режимные правила начинают постепенно расширяться, однако на законодательном уровне это не нашло должного закрепления. По свидетельству Е.В. Анисимова, «днем арестантам разрешалось гулять по внутреннему двору, часть из них, скованные цепью, выводились на улицу для сбора милостыни. Вернувшись в тюрьму, узники поровну делили милостыню. Весь день тюрьма была открыта для посетителей: к заключенным приходили родственники, знакомые, торговцы, которые приносили еду и одежду. Больные арестанты переводились из тюрьмы в госпиталь, находившийся неподалеку. Ночью тюрьма тщательно охранялась, а за побеги были положены суровые телесные наказания. Однако побеги при таком лояльном режиме не были редкостью: охрана, получая небольшое жалованье, охотно шла на сговор с заключенным»2. Одним из первых нормативных актов, в котором была предпринята попытка упорядочить режим в местах заключения, можно считать Инструкцию для офицера военного караула Петербургской тюрьмы, принятую в 1799 году. Этот документ впервые регламентировал вопросы поступления арестантов в тюрьму, их разделение по сословию, полу и видам совершенного преступления. Утром и вечером предусматривалась перекличка заключенных, а во время свиданий с родственниками в комнате должен был присутствовать караульный офицер. Запрещалось свидание нескольких лиц одновременно. Устанавливался строгий контроль за поступавшими арестантам подаяниями, передачами3. В 1804 году появилось Положение о должности смотрителя тюремного замка в Москве и о должности караульного офицера в тюремном замке. Эта инструкция предусматривала классификацию арестантов по полу, возрасту, роду преступлений; не допускалось их смешение по сословному признаку. Предписывалось удерживать заключенных от нарушения дисциплины «кроткими средствами, как-то: благородных сажать в уединенные покои, а разночинцев употреблять в работы по замку и вне очереди для очищения нечистоты и пр. или, давая умеренную пищу, хлеб да воду только»4. Как и раньше, в качестве дисциплинарных взысканий сохранялись телесные наказания. Однако телесные наказания, а также ограничение пищи хлебом и водой и назначение на грязные работы, применялись лишь к арестантам непривилегированных сословий. Причем определение вида взыскания целиком зависело от воли смотрителя тюремного замка. Заключенным не полагались чернила, перья и бумага, но разрешалось читать книги религиозного содержания. В каждой тюремной камере выбирался староста, который был ближайшим помощником смотрителя по наблюдению за порядком и чистотой в местах заключения. Инструкция предписывала смотрителю «с заключенными арестантами обхождение иметь строгое, однако же никогда не отступать от правил человеколюбия и обходиться без злобы, мщения и насильства»5. Следующим нормативным актом, затрагивавшим вопросы тюремного режима являлась Общая тюремная инструкция 1831 года, по своему содержанию отвечавшая практически всем достижениям мировой пенитенциарной мысли того времени. Вместе с тем данный нормативный акт содержал ряд положений, которые в наше время кажутся нелепыми, однако в рассматриваемый период были вполне закономерными. Так, ст. 41 Инструкции запрещала арестантам иметь в камерах «бумагу, чернила, карандаши и тому подобное». Кроме того, предписывалось «писем от арестантов никуда не посылать, а полученную корреспонденцию им не передавать». Несколько позднее, правда, арестантам наравне со свободными людьми было предоставлено право с разрешения смотрителя тюремного замка подавать жалобы на имя императора6. Инструкция закрепляла разделение арестантов «по роду, важности их преступлений», а также предписывала «отделять осужденных от подследственных, мужчин от женщин, а подростков от взрослых» (ст. 32–35)7. К сожалению, несмотря на свою добротность, тюремные инструкции оказались оторванными от действительности: во многих случаях законодатель просто не учел состояния тюремного дела на местах, а тюремный режим, по замечанию М.Н. Гернета, «был вернейшим средством физического и душевного калечения и уничтожения пленников царизма»8. Устав о содержащихся под стражей 1832 года (далее – Устав) практически не затрагивал вопросы тюремного режима: к Уставу прилагалась Общая тюремная инструкция 1831 года, которая была разослана по местам. Тюремный режим также предусматривал в каждом месте лишения свободы наличие карцера, темного небольшого помещения, где горячая пища выдавалась лишь через три дня на четвертый. Вновь образованное в 1879 году Главное тюремное управление одновременно с принятием мер поощрительного характера начинает ужесточение режима и условий содержания заключенных. В частности, в одном из его циркуляров отмечалось: «Пенитенциарный режим, ставящий во главу угла возрождение и социальное перевоспитание человека, имевшего несчастье совершить преступление, и не забывающий в заключенном личного человеческого достоинства, должен, конечно, покоиться на соблюдении известного порядка и дисциплины в месте заключения»9. Нормативные акты начала ХХ века не внесли существенных изменений в регламентацию режима отбывания наказания, который характеризовался тяжелыми бытовыми условиями, высокой степенью изоляции заключенных от внешнего мира, жесткой системой правоограничений и наличием дисциплинарных взысканий, в том числе и телесных. Поэтому не случайно весьма широко был распространен произвол со стороны администрации и надзирателей, чему в немалой степени способствовала недостаточная законодательная урегулированность вопросов тюремного режима10. В начале XX века c появлением более прогрессивных принципов уголовной политики сложилась концепция исправления и перевоспитания заключенных. Режим, выполнявший карательные и воспитательные функции, был признан одним из основных средств исправительного воздействия на заключенных11. После 1917 года целый ряд нормативных актов закрепил основные принципы исправительно-трудовой политики РСФСР, направленные на обеспечение содержания лиц, лишенных свободы в строгом соответствии с законом, гуманизацию режима, улучшение условий их содержания. В частности, Временная инструкция «О лишении свободы, как мере наказания и о порядке отбывания такового», введенная постановлением Наркомюста РСФСР от 23 июня 1918 г.12, регламентировала некоторые элементы режима, а именно заключенным предусматривались отпуска, прогулки, свидания, передачи и переписка; приводились меры взыскания в отношении нарушителей порядка и дисциплины. Необходимо отметить, что в юридической литературе начала ХХ века уже проводилось различие между режимами содержания подследственных и осужденных. При характеристике режима содержания подследственных арестантов известный ученый-пенитенциарист И.Я. Фойницкий писал, что «оптимальной является система одиночного заключения, кроме случаев, когда по медицинским соображениям оно должно было заменяться общим. Права на свидания и переписку могли быть ограничены только в тех пределах, которые требовались в целях предупреждения побега»13. На основании изучения большого количества публикаций и практики содержания под стражей подследственных в различных странах П.И. Люблинский в свою очередь сделал самостоятельную попытку определить наиболее приемлемый режим для данной категории арестантов: подследственные должны содержаться отдельно от осужденных; заключение подследственных должно быть по возможности одиночным; помимо разделения заключенных по полу, необходимо раздельно содержать «юных от старых» и рецидивистов от остальных обвиняемых; свидания с родными и знакомыми допускаются при условии соблюдения тюремного порядка; работа факультативна: если обвиняемый хочет работать, ему предоставляются такие возможности, при этом заработная плата выплачивается в полном объеме; удобства и комфорт допускаются в широкой степени (право получать особую пищу за свой счет, право носить гражданское платье, иметь свое белье, постель, обстановку, право курить). При отсутствии своей одежды выдается казенная, но лучше, чем у осужденных. Однако, считал П.И. Люблинский, не следует вводить в режим подследственного заключения какой-либо роскоши и забав14. Одним из первых в юридической литературе после 1917 года попытался определить понятие «режим» С.В. Познышев. По его мнению, «пенитенциарный режим, в широком смысле этого слова, обнимает всю систему мер, посредством которых пенитенциарные учреждения стремятся к достижению своих целей»15. Советские ученые-тюрьмоведы активно продолжили разработку понятия «режим». Так, в 1930-х годах Б.С. Утевским было высказано мнение о том, что режим имеет и более узкое значение: «Режим в узком смысле этого слова складывается из распорядка дня, из регулирования порядка передвижения в местах лишения свободы, из системы мер поощрения и мер дисциплинарного взыскания и т. п., т.е. из всего того, что составляет совокупность внешних признаков лишения свободы, специфичных для этой меры уголовной репрессии»16. М.Я. Гинзбург и Н.А. Стручков писали: «Режим исправительно-трудового учреждения в широком понимании – это порядок его деятельности, вся совокупность мероприятий, обеспечивающих исполнение наказаний исправительно-трудового характера, и осуществление методов, направленных на исправление и перевоспитание осужденных. Режим в узком понимании – это один из основных методов исправительно-трудового воздействия, обеспечивающий осуществление исправления и перевоспитания, это регламентирование порядка содержания осужденных в исправительно-трудовых учреждениях»17. Н.А. Беляев считал, что «разграничение понятий режима в широком и узком смысле вряд ли целесообразно. Под режимом в широком смысле понимается по существу вся деятельность исправительного учреждения. Такое понятие режима ничего не дает для анализа и оценки режима как одного из средств исправительно-трудового воздействия на осужденных. Представление о режиме как о простой совокупности правил, определяющих рамки внешнего поведения, снижает его воспитательное значение как самостоятельного средства исправительно-трудового воздействия. Гораздо большее значение для воспитания имеет то, чем будут наполнены эти, по существу внешние, рамки поведения. При определении понятия режима необходимо исходить из того, что режим – это не совокупность норм и правил поведения, а деятельность исправительного учреждения и осужденных, регламентированная нормами исправительно-трудового права»18. Подобную точку зрения высказывал и И.В. Шмаров, давая понятие режима как урегулированного нормами уголовно-исполнительного права порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы. Режим, по его определению, выражает сущность и содержание наказания, поскольку в нем осуществляется кара, то есть совокупность применяемых к осужденным правоограничений. Одновременно режим устанавливает правила поведения всех субъектов и участников правоотношений, их права и обязанности, возникающие в процессе исполнения и отбывания наказания. Нормы режима обеспечивают порядок реализации правоограничений, прав и обязанностей соответствующих субъектов и участников процесса исполнения и отбывания наказания. Нормы режима создают необходимые предпосылки для применения к осужденным мер исправительного воздействия, а также предупреждения совершения преступлений и иных правонарушений как осужденными, так и другими лицами19. Таким образом, в советской пенитенциарной науке понятие «режим» получило всестороннее рассмотрение и стало базовым для формирования последующего уголовно-исполнительного законодательства. Действующий Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации внес существенные изменения в нормы, регулирующие порядок исполнения и отбывания наказания в исправительных колониях, и в ч. 1 ст. 82 дал следующее понятие режима: «Режим в исправительных учреждениях – установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания»20. Исходя из приведенного определения видно, что режим определяется только законом и подзаконными нормативными актами. Он многофункционален по своей направленности, так как выступает не только как средство исправления, но и создает условия для дифференцированного применения других средств исполнения наказания. Нормы, регулирующие режим в исправительных учреждениях, изложены в гл. 12 УИК РФ. Свое дальнейшее развитие и детализацию они находят в ведомственных нормативных актах, регулирующих вопросы режима исполнения и отбывания наказания в местах лишения свободы. К таким документам, в частности, относятся Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205. Режим устанавливает правила поведения всех субъектов правоотношений, их права и обязанности, возникающие по поводу исполнения и отбывания наказания. Режим выступает связующим звеном в сфере применения других средств исправления осужденных, предусмотренных законом. Самостоятельными являются нормы режима, регулирующие предупреждение совершения осужденными и иными лицами преступлений и иных нарушений правопорядка. В их число можно включить нормы УИК РФ, направленные на обеспечение охраны и надзора за осужденными (ст. 82, 83), применение мер безопасности (ст. 86), осуществление других профилактических мер. В заключении необходимо отметить, что специфика режима в ИУ обусловлена сочетанием двух, на первый взгляд противоречивых, но в действительности тесно связанных друг с другом форм воздействия – кары и воспитания, которые служат достижению определенных целей. Таким образом, режим, обеспечивая карательную сторону наказания, изолирует осужденных от общества и, тем самым, предлагает их охрану и надзор за ними. В режиме также содержатся установленные законом ограничения осужденных во многих правах; он регламентирует работу, отдых и другие важные аспекты исполнения наказания в виде лишения свободы. Значение режима не исчерпывается его карательными свойствами. Наиболее характерным для режима в ИУ является то, что он представляет собой одно из специфических средств воспитательного воздействия. Известно, что режимные ограничения, связанные с лишением свободы, остро воспринимаются и переживаются осужденными. Именно в режимных требованиях наиболее остро проявляется содержательная сторона наказания, а правоограничения, вызванные режимными требованиями, непосредственно воздействуют на реальные жизненные обстоятельства осужденных в условиях исправительного учреждения. 1.2 Понятие и основные требования режима в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Вопрос о режиме исполнения наказания – один из важнейших вопросов уголовно-исполнительного права. Он находится в центре внимания не только специалистов этой отрасли права, но и других ученых: юристов, психологов, педагогов, обществоведов. Впервые правовая категория «режим» появилась во Временной инструкции НКЮ РСФСР «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового» (1918 г.), в которой употребляются слова «режим подследственных» (ст.7)21, затем в другом нормативном акте – Положении об общих местах заключения РСФСР 1920 г, в котором режиму был посвящен целый раздел. Широко использовался этот термин в ИТК РСФСР 1924 г. Термин «режим» часто встречался в нормах уголовного и исправительно-трудового законодательства. Он вошел в практику работы учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и употреблялся в двояком смысле: 1) как совокупность правил, определяющих порядок исполнения наказания администрацией исправительных учреждений; 2) как совокупность правил, определяющих порядок отбывания наказания лицами, осужденными к лишению свободы. В законе понятие режима не давалось. Оно объяснялось наукой исправительно-трудового права. Попытка определить режим в советской юридической литературе была сделана уже в начале 20-х годов профессором С.В. Познышевым: «Пенитенциарный режим, в широком смысле этого слова, отнимает всю систему мер, посредством которых пенитенциарные учреждения стремятся к достижению своих целей». Термин «режим» часто применяется как в повседневной жизни (обеденный режим, постельный режим), так и в нормативных правовых документах (пограничный режим, таможенный режим и т. д.). Так что же такое режим, какова его суть и правовая природа? Режим (франц. regime от лат regimen – управление) – 1) совокупность правил, норм, установленных применительно к определенным объектам управления; 2) государственный строй, образ правления22. В ст. 22 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный режим определяется как «таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами;…». Федеральный закон «О ведомственной охране» дает определение пропускному режиму: «Пропускной режим – порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов;…». В Российском законодательстве даются определения различным видам режимов: противопожарный, режим труда и отдыха, общий режим кредитования и т. д. Изучив все многообразие встречающихся в нормативных документах видов режима, можно сделать несколько выводов, определить общие признаки режима. Итак, во-первых, все вида режима по своей форме представляют собой набор норм, правил, процедур, условий, которые регулируют ту или иную сферу деятельности. Во вторых, данные правила устанавливаются уполномоченными на то государственными, либо иными органами, в установленном порядке. Также нужно отметить, что термин режим не относится к какой-либо одной отрасли права, а присутствует во многих. В уголовно-исполнительном законодательстве России термин «режим» впервые был употреблен в Положении об общих местах заключения РСФСР 1920 г., затем он использовался в нормах Исправительно-трудового кодекса (ИТК) РСФСР 1924 г., в ИТК 1933 г. (ст. 31), в Основах исправительно-трудового законодательства СССР и союзных республик 1969 г. (ст. 21), а также в ИТК союзных республик. В ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) режим определен как установленный порядок исполнения и отбывания наказаний. Необходимо отметить, что УИК РФ содержит целую главу (гл. 12 «Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения»), которая целиком посвящена режиму23. В ст. 82 данной главы дается более полное определение режима в исправительных учреждениях – это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. Данное определение полностью подпадает под указанные выше признаки режима: 1) режим в исправительных учреждения – это совокупность правил, которые регулируют порядок исполнения и отбывания лишения свободы; 2) данные правила установлены законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами. В нормах УИК РФ вместо термина «режим» часто встречается выражение «порядок исполнения наказания». По мнению доктора юридических наук Ю.М. Ткачевского, такой прием усложняет осмысление текста, а, следовательно, противоречит требованиям законодательной техники24. Действительно «порядок исполнения наказаний» может отождествляться с термином «режим» лишь отчасти, как видно из приведенного в ст. 82 УИК РФ определения, режим включает в себя не только порядок исполнения наказания. В ч. 2 ст. 1 УИК РФ сказано, что помимо порядка режим устанавливает и условия исполнения и отбывания наказания. Термин «режим» можно встретить во многих исследованиях теоретиков уголовно-исполнительного права. В разное время изучением сущности, определения режима и проблемами его обеспечения занимались известные отечественные ученые, которые создали необходимые методологические предпосылки для дальнейшего исследования. Эта работы таких известных ученых, как С.В. Познышев, Б.С.Утевский, Е.Г. Ширвиндт, Н.А. Стручков, Ю.М. Ткачевский, Г.О. Бектузаров, В.И. Селиверстов и др. В ст. 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» говорится о том, что «в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей». Таким образом, в данной статье не дается определения режима содержания под стражей, а только говорится о том, что он устанавливается и обеспечивает: 1) соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых; 2) исполнение подозреваемыми и обвиняемыми своих обязанностей; 3) изоляцию подозреваемых и обвиняемых; 4) выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Статья 2 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14 января 2005 г. № 189 гласит: «В СИЗО устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Как видим, в Правилах внутреннего распорядка в отличие от ст. 15 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» дается определение режима содержания под стражей. Проанализировав положения норм уголовно-исполнительного законодательства, которые касаются термина «режим», можно сделать вывод, что, на наш взгляд, ст. 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» должна быть изложена в следующей редакции: «В местах содержания под стражей устанавливается режим. Режим содержания под стражей – это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также порядок отбывания лишения свободы осужденными, оставленными для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию СИЗО, обеспечивающий охрану и изоляцию подозреваемых, обвиняемых и осужденных, постоянный надзор за ними, реализацию их прав, обязанностей и законных интересов, личную безопасность подозреваемых, обвиняемых, осужденных и персонала, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации». Профессор Б.С. Утевский дал определение режима в узком смысле этого слова. Он писал, что режим «складывается из распорядка дня, из регулирования порядка передвижения в местах лишения свободы, из правил, устанавливающих формы общения лишенных свободы с внешним миром, из системы мер поощрения и мер дисциплинарного взыскания и т. п.». Такое неоднозначное употребление законодателем термина «режим» требует уяснения его смысла. В общеупотребительном значении слово «режим» (франц. regime, от лат. regimen – управление) в русском....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: