- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Специфика работы тележурналиста в экстремальной ситуации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012643 |
Тема: | Специфика работы тележурналиста в экстремальной ситуации |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» Кафедра журналистики и издательского дела Специальность – Журналистика ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (БАКАЛАВРСКАЯ) РАБОТА на тему: "Специфика работы тележурналиста в экстремальной ситуации" Работа выполнена студентом 73155: Кудряковой Верой Александровной Научный руководитель: Доцент, кандидат культурологии Петрова Марина Валерьевна Допустить к защите Зав. кафедрой журналистики и издательского дела ________________ Е.А. Ермолин «__» _______________20_г. Ярославль 2018 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ЖУРНАЛИСТИКА ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ 6 §1.1. Понятие экстремальной ситуации в экстремальной журналистике 6 §1.2. Правовые аспекты работы журналиста в зоне экстремальной ситуации 9 §1.3. Подготовка журналиста к выполнению профессиональных задач в зоне экстремальной ситуации 14 §1.4. Особенности репортажа в классификации жанров 18 §1.5. Заключение к главе 24 §2.1. Гибель журналистов в условиях военных конфликтов 25 §2.2. Особенности представления материалов о войне в Сирии на примере телерепортажа 29 §2.3. Заключение к главе II 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ: 39 ? ВВЕДЕНИЕ Анализ военных конфликтов свидетельствует об особой роли средств массовой информации. Эта тема актуальна в современном мире и имеет ряд аспектов. Важнейший из них связан со стремлением воюющих сторон использовать СМИ для осуществления дополнительного давления на власти, усиления страха и паники среди населения. Другой аспект связан с позицией средств массовой информации в освещении военных конфликтов. Проблема исследования состоит в изучении особенностей журналистской работы в условиях экстремальной ситуации, а также в анализе специфики отражения военных конфликтов в жанре телерепортажа. Цель работы – анализ специфики работы тележурналиста в условиях экстремальной ситуации. Задачи: 1. Рассмотреть понятия экстремальной ситуации и экстремальной тележурналистики. 2. Проанализировать нормативно-правовые документы по изучаемой проблеме. 3. Рассмотреть правовые аспекты журналистской деятельности в условиях экстремальной ситуации. 4. Обобщить этапы подготовки журналиста к осуществлению профессиональной деятельности в условиях ЭС. 5. Рассмотреть особенности жанра репортажа 6. Проанализировать и дать оценку работе средств массовой информации в условиях военных конфликтов Объект исследования – современная российская тележурналистика экстремальных ситуаций. Предмет исследования – специфика работы российских телерепортеров в условиях военных конфликтов. Материалом исследования являются нормативно-правовые акты Российской Федерации и общепринятые во всем мире акты. Материалы, телерепортажи, опубликованные корреспондентами о ситуации военных конфликтов в Сирии и Украине. Степень научной разработанности данной проблемы является недостаточной. Существуют работы по истории и специфике экстремальной журналистики (В.М. Амиров, О. Г. Бахтияров, Г.-П. Гассер, А. Князев, В.В. Тулупов, Ю. Шум, А.М. Горбачев) и материалы, посвященные проблемам журналисткой работы в условиях военного конфликта (В.М. Амиров, О. Кравцова, М. И. Шостак, М. Адулян, О.М. Хлобустов), на которые я опиралась в ходе своего исследовании. Однако, исследований, раскрывающих целенаправленно особенности конкретных материалов в средствах массовой информации обнаружить не удалось. Основными методами исследования являются наблюдение над эмпирическим материалом, структурный анализ, систематизация, комплексный анализ новостных материалов на телевидении, касающихся заявленной проблемы. Теоретическая значимость работы заключается в изучении тенденций работы СМИ при военном конфликте, а также выявлении наиболее распространённые ошибок, которые могут допускать журналисты, попадая в кризисные ситуации, и которые должны быть проанализированы. Практическая значимость работы – результаты анализа могут быть полезны в рамках соответствующих спецкурсов как для студентов специальности «журналистика», так и для практикующих журналистов. Научная новизна данного исследования заключается в том, что оно посвящено продолжающимся вооруженным конфликтам на востоке Украины и в Сирии. Направления исследований по указанной теме пока только формируются. В то же время эта тема требует постоянного внимания исследователей. В рамках представленных ранее бакалаврских работ данная тема в изучаемом аспекте также не поднималась. Все это обеспечивает новизну представляемой работы. Структура работы подчинена решению поставленных задач и состоит из введения, двух глав (Глава I. Работа журналиста в зоне экстремальной ситуации; Глава II. Специфика работы тележурналиста в условиях военных конфликтов; заключения, библиографического списка использованных источников и литературы и приложения в виде видеоматериалов. Общий объем работы составляет «» страниц. ГЛАВА I. ЖУРНАЛИСТИКА ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ §1.1. Понятие экстремальной ситуации в экстремальной журналистике Экстремальная ситуация (от лат. extremus – крайний) – совокупность условий и обстоятельств, выходящих за рамки обычных, которые затрудняют или делают невозможной жизнедеятельность индивидов или социальных групп. Обычно это понятие используется как синоним чрезвычайной ситуации. Экстремальные ситуации – это наиболее сложные опасные ситуации, когда совпадают несколько неблагоприятных для человека условий и факторов риска. Экстремальные ситуации обычно требуют для защиты жизни и здоровья человека напряжения всех его физических и духовных сил. Люди должны быть готовы к действиям в экстремальных ситуациях, которые могут произойти с ними в любой момент жизни, так как вероятность несчастного случая всегда присутствует. Следовательно, заблаговременно необходимо предусмотреть меры оказания помощи попавшим в экстремальную ситуацию. Чтобы уменьшить отрицательное воздействие неблагоприятных факторов, сохранить самообладание, выдержку, способность к самопомощи, необходимо проводить психологическую, физическую и другие виды подготовки граждан, которые могут оказаться в экстремальных условиях. Такие ситуации, как правило, сопровождаются небольшим количеством людей и имеют локальный характер. Экстремальные ситуации могут классифицироваться по следующим признакам [15]: • по степени внезапности: внезапные (непрогнозируемые) и ожидаемые (прогнозируемые). Легче прогнозировать социальную, политическую, экономическую ситуации, сложнее — стихийные бедствия. Своевременное прогнозирование ЭС и правильные действия позволяют избежать значительных потерь и в отдельных случаях предотвратить ЭС; • по скорости распространения: ЭС может носить взрывной, стремительный, быстрораспространяющийся или умеренный, плавный характер. К стремительным чаще всего относятся большинство военных конфликтов, техногенных аварий, стихийных бедствий. Относительно плавно развиваются ситуации экологического характера; • по масштабу распространения: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные. К локальным, местным и территориальным относят ЭС, не выходящие за пределы одного функционального подразделения, производства, населенного пункта. Региональные, федеральные и трансграничные ЭС охватывают целые регионы, государства или несколько государств; • по продолжительности действия: могут носить кратковременный характер или иметь затяжное течение. Все ЭС, в результате которых происходит загрязнение окружающей среды, относятся к затяжным; • по характеру: преднамеренные (умышленные) и непреднамеренные (неумышленные). К первым следует отнести большинство национальных, социальных и военных конфликтов, террористические акты и другие. Стихийные бедствия по характеру своего происхождения являются непреднамеренными, к этой группе относятся также большинство техногенных аварий и катастроф. По источнику происхождения экстремальные ситуации подразделяются на: — техногенного характера; — природного происхождения; — биолого-социального характера. Экстремальная журналистика - это одно из направлений журналистики, в котором сбор и анализ информации для подготовки публикаций в СМИ ведется непосредственно в зонах боевых действий, вооруженных конфликтов, районах чрезвычайных положений, природных и техногенных катастроф. При этом работа журналиста осложнена самой ситуацией, в которой он выполняет свои профессиональные обязанности, а также риском для его жизни и здоровья»[1]. Журналистика экстремальных ситуаций имеет в российской системе СМИ глубокие традиции. Традиция организовывать работу журналистов непосредственно в местах дислокации войск и публиковать материалы с передовой была в полном объеме перенята и творчески развита в советской печати. Особенно показательна в этом смысле организация работы печати в годы Великой Отечественной войны, когда в действующей армии в качестве военных корреспондентов работали такие выдающиеся советские журналисты, писатели и поэты, как Константин Симонов, Илья Эренбург, Михаил Шолохов, Лев Кассиль, Константин Паустовский, и др. Фронтовые репортажи и публицистика звали читателей к защите Родины, к непреклонной решимости в борьбе с врагом. Все это позволяет сделать вывод, что журналистика экстремальных ситуаций является самостоятельным направлением, которое требует специальных знаний, навыков, овладения особыми методиками сбора, проверки, обработки и анализа информации, а также умения минимизировать уровень угроз, возникающих при работе в зонах повышенной опасности. §1.2. Правовые аспекты работы журналиста в зоне экстремальной ситуации Для журналиста и редакции, с которой он сотрудничает, встает важный вопрос – как, с точки зрения, правовых норм защитить военного корреспондента, отправляющегося в зону экстремальной ситуации. Поэтому ознакомление с правовыми аспектами является одним из ключевых моментов в подготовке к выполнению редакционных задач в небезопасных условиях. Юридические вопросы в обязательном порядке должны быть изучены журналистом. Прежде всего, те, которые касаются его прав на получение информации в зонах чрезвычайных ситуаций. Статья 19 Всеобщей декларации прав человека указывает на то, что «каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ»[32]. А статья 29 Конституции Российской Федерации дает право каждому «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом»[36]. Статья 47 Закона О средствах массовой информации прямо предоставляет журналистам право «посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях»[35]. Кроме того статья 49 Закона о СМИ указывает на то, что «государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг»[35]. Правоохранительные органы не только не могут препятствовать работе журналиста, но, напротив, обязаны организовать работу журналиста в месте аварии или катастрофы таким образом, чтобы она не мешала проведению спасательных работ специальных служб. Правоохранительные органы обязаны обеспечить безопасность журналиста, которому Законом «О средствах массовой информации» гарантирована защита как лицу, исполняющему общественный долг. Законодательство не дает четкого и однозначного ответа на вопрос, есть ли ограничения для работы журналиста в местах аварий, катастроф, стихийных бедствий и массовых беспорядков. Поэтому, можно предположить, что эти ограничения могут быть обусловлены лишь требованиями соблюдения личной безопасности журналиста. Принципиальное значение для определения правового статуса журналиста и возможностей для его работы имеет Федеральный конституционный Закон о чрезвычайном положении, который четко определяет предпосылки к объявлению в стране или отдельных ее регионах чрезвычайного положения, формулирует условия особого правового режима и, в том числе, ограничения на передвижения граждан. Хотя закон не содержит прямых ограничений на работу журналистов, отдельные его положения могут трактоваться должностными лицами на местах для введения дополнительных условий, затрудняющих для журналистов выполнение их профессиональных обязанностей. Примером такого рода трудностей является статья 12 часть «б», где оговаривается «ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов»[37]. Кроме вышеперечисленных актов, журналисту в ходе подготовки к работе в зоне повышенной опасности следует изучить следующие документы: «Военная доктрина Российской Федерации»(утверждена Указом Президента Российской Федерации №706 от 21 апреля 2000 г.) [6], Закон «О статусе военнослужащих» (от 27.05.1998 №76-ФЗ) [7], Закон «Об обороне» [8] (№61-ФЗ от 31.05.96 г.), Закон «Об информации, информатизации и защите информации» (от 20.02.95, №24-ФЗ) [9], Закон «О борьбе с терроризмом (от 25 июля 1998г., №130-ФЗ) [10]. Если журналисту предстоит работать за пределами Российской Федерации, то есть смысл ознакомиться, хотя бы в общих чертах, с особенностями местного законодательства, в ряде случаев существенно отличающегося от российского и европейского, а иногда и основанного, например, на религиозных нормах. В отличие от российского законодательства международное право регламентирует правила работы журналиста в зонах экстремальных ситуаций и в том числе и регионах, где идут боевые действия, достаточно четко. Первые такие документы появились еще в начале ХIХ века. В статье 13 Гаагского Положения о законах и обычаях войны, а также в статье 81 Женевской конвенции от 27 июля 1929 года говорится о «газетных корреспондентах». Согласно женевской конвенции, «лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие при этом в их личный состав, такие как корреспонденты, репортеры газет, маркитанты и поставщики, оказавшиеся во власти противника, который считает необходимым их задержание, имеют право на обращение с ними как с военнопленными, при условии имеющегося у них законного разрешения властей вооруженных сил, за которыми они следуют» [33]. Вопрос об улучшении защиты журналистов в опасных командировках неоднократно обсуждался в различных международных организациях, в том числе и на заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН. 8 июня 1977 года были приняты Дополнительные протоколы к женевским конвенциям. В Протокол I, который относится к международным вооруженным конфликтам, включена статья 79 «Меры по защите журналистов»[34]. Статья констатирует, что: -журналист, находящийся в опасной командировке в районе вооруженного конфликта, будучи гражданским лицом, пользуется в полном объеме защитой, предоставляемой международным гуманитарным правом гражданским лицам; -за военными корреспондентами, аккредитованными при вооруженных силах, сохраняется особое положение, которое признается ст.4-а, п.4 III Конвенции; -удостоверение личности, образец которого приводится в приложении к Протоколу, является доказательством, что владелец удостоверения действительно является журналистом. В отношении журналиста, которого задерживают власти страны, гражданином которого он является, применяется внутреннее законодательство. В отношении журналистов страны, не участвующей в конфликте, в случае задержания их одной из конфликтующих сторон, действуют нормы права мирного времени. Следует понимать, что само по себе российское и международное законодательство не в состоянии защитить журналиста во всех абсолютно ситуациях и, в условиях войны. Сами корреспонденты зачастую отправляются в зоны боевых действий на свой страх и риск, следуя своим принципам исполнения профессионального долга. Практика работы журналистов в зонах стихийных бедствий и техногенных катастроф показывает, что они легко могут стать жертвами мародеров и преступных группировок. Журналист лишается защиты права и в случае, когда он непосредственно принимает участие в боевых действиях. Знание журналистом своих юридических прав и обязанностей не только значительно облегчает его пребывание в экстремальных ситуациях, но и создает комфортные условия для выполнения им профессиональных задач. §1.3. Подготовка журналиста к выполнению профессиональных задач в зоне экстремальной ситуации Прежде чем отправиться в опасную зону для осуществления своей профессиональной деятельности, журналист должен собрать максимум информации о том месте, куда он направляется. Он должен иметь представление о предыстории военного конфликта или, если речь идет о стихийном бедствии или технической катастрофе, о причинах аварии. А также о политическом и экономическом устройстве и религиозных особенностях местного населения. Заранее очень трудно предугадать, какое задание даст редакция, и с чем именно предстоит столкнуться журналисту по прибытии на место и подготовке журналистского материала. Подготовка должна быть предельно тщательной и всесторонней. С принципиальной точки зрения, задачи, которые стоят перед журналистом в зоне экстремальной ситуации, мало чем отличаются от обычных редакционных заданий. Это сбор информации и подготовка материалов для их опубликования на газетной или журнальной полосе, передача в телеэфир. Однако, сама обстановка боевых действий, стихийных или техногенных катастроф, наличие угрозы жизни и здоровью журналиста, создают совершенно особенный фон для работы. Фон, который характеризуется рядом специфических черт. Перечислим некоторые из них [1]. Во-первых, значительные затруднения при получении необходимой информации, связанные с режимом чрезвычайной ситуации. Ни одна из противоборствующих сторон не заинтересована в том, чтобы средства массовой информации получили объективную информацию о причинах, характере и целях конфликта. Если речь идет о стихийном бедствии или техногенной катастрофе, то власти обычно стремятся преуменьшить масштаб происходящего с тем, чтобы уменьшить и свою предполагаемую ответственность. Во-вторых, проблема достоверности получаемой информации, опасность стать рупором намеренной дезинформации, часто передаваемой журналистам для дезориентации противника. В серьезных иностранных СМИ принято проверять информацию, минимум, по двум источникам. В последнее время такого же подхода требуют и качественные российские издания. В-третьих, необходимость оценки возможных последствий своих публикаций. Принцип «не навреди» должен контролировать естественное желание журналиста немедленно сообщить читателям и зрителям об увиденном и услышанном. Чувство меры должно присутствовать и при показе сцен насилия, боевых действий, последствий стихийных и техногенных катастроф. Особенно важно это, когда речь идет о межнациональных и межэтнических конфликтах, когда каждое неосторожное слово, переданное в эфир или напечатанное на газетной полосе, может вызвать новый всплеск насилия. В-четвертых, обязанность журналиста оставаться объективным, вне зависимости от своих политических, религиозных, патриотических и иных убеждений и установок, быть непредвзятым и неангажированным. В-пятых, умение журналиста работать максимально оперативно, принимая решения и обрабатывая поступающую информацию в кратчайшее время, используя всю полноту арсенала журналистских жанров. Это умение включает в себя мастерство отбора значимых фактов, их точную и эмоционально насыщенную интерпретацию, постановку проблемы и видение путей ее решения. Батальный и рейдовый репортаж, фронтовой очерк, зарисовка, сделанная в полевом госпитале, спасающем пострадавших от землетрясения - все это особенно ценно для газеты и телеканала, поэтому не терпит промедления в подготовке и в передаче. В-шестых, способность журналиста в поиске информации взаимодействовать с пресс-центрами, государственными и общественными организациями, представленными в зоне боевых действий, стихийного бедствия или техногенной катастрофы. Во многих случаях, в зонах боевых действий, стихийных и техногенных катастроф развертываются временные пресс-центры, которые могут помочь журналисту получить нужную информацию, взять интервью у интересующих его лиц. В-седьмых, необходимость обладания знаниями, достаточными для понимания происходящего, в том числе, и знания специальной терминологии. К таким знаниям относится и понимание военной, медицинской и прочей нужной терминологии, системы принятых в данной ситуации эвфемизмов. Например, «груз-300», «шахид», «незаконные вооруженные формирования», «моджахед». Неплохо, если журналист поинтересуется основными принципами организации жизни и быта местного населения, особенностями религии, морально-нравственными принципами людей, среди которых ему придется работать. Уважение к местным традициям повышают шансы корреспондента на получение объективной и полной информации о происходящем. Подготовка необходимых документов. В условиях экстремальной ситуации, пребывая на территории другой страны или соседнего региона, журналист должен иметь при себе необходимые документы, подтверждающие его личность, а также право на сбор информации. В нашей профессии нет мелочей, а потому важна каждая запись или печать. Документы, которые должны быть у журналиста в обязательном порядке: • Паспорт гражданина РФ или международный, если работать предстоит за пределами страны. • Редакционное удостоверение, в котором четко прописано должностное положение корреспондента и название СМИ. (Обязательным является наличие фотографии, срок действия документа, а внесенные записи должны быть заверены подписью руководителя и печатью). Запись о должности журналиста в удостоверении, должна соответствовать целям командировки. • План-задание на командировку, выполненный на фирменном бланке СМИ. Здесь четко и, по возможности, детально указаны задачи, которые возложены на журналиста (подготовка серии репортажей, интервью, очерков и т.д.); • Командировочное предписание, отработанное по установленной форме[1]. При подготовке пакета документов, которые журналист берет с собой, нужно понимать, что любой из них может быть подвергнут проверке и изучению, документы могут быть сопоставлены, при необходимости журналисту могут быть заданы уточняющие и проверочные вопросы. Модели психологического поведения журналиста Журналистское творчество связано не только с сообщением информации о предмете конфликта, но и часто даёт оценку его оппонентов. По мнению исследователя М. Мельникова, журналистика предполагает большой выбор поведенческих моделей и наделяет значительными степенями свободы представителей этой профессии [16]. Он представляет следующие модели информационного сопровождения конфликта: идеальную (позитивную) и реальную (негативную) модель. Идеальная (позитивная) модель Реальная (негативная) модель воспроизведение (описание, показ, отражение) реальных проблем, вызвавших конфликт воспроизводство мнимых (ложных, воображаемых) проблем конфликта реалистичное отображение стадии конфликта (скрытая, поведенческая, постконфликтная, стадия возврата) ложная трактовка стадии конфликта (непосредственное конфликтное взаимодействие замещается представлением о «борьбе идей» или драматизируется столкновение мнений, позиций; напряженность отношений выдается за враждебность или агрессию, конкуренты – за врагов) объективный образ сторон конфликта, отсутствие стереотипов ложный образ сторон конфликта, акцентированная негативная стереотипизация одной стороны и позитивная стереотипизация оппонента полная ретроспектива конфликта с использованием альтернативных источников (исторический фон) избирательная ретроспектива конфликта, отказ от использования альтернативных источников, обращение к псевдонаучным работам точное и полное информирование о конфликтных событиях необъективное информирование о конфликтных событиях воспроизводство всех реально существующих инициатив и шагов по урегулированию конфликта, поддержка социальных технологий редукции (ослабления) конфликта избирательное отражение инициатив, решений и действий оппонентов по урегулированию конфликта, поддержка намерений и шагов, направленных на эскалацию конфликта, на повышение «градуса» конфликта Идеальная модель соответствует всем принципам и стандартам, которые выдвигают Кодексы. Ряд исследователей утверждает, что присутствие СМИ в первых рядах при освещении чрезвычайных ситуаций, обусловлено их важной политической ролью. Многие политические сообщения, которые показаны различными телеканалами, различаются по содержанию, манере представления фактов, способам обращения к различной аудитории. Некоторые из них противоречат друг другу. Делается ли это с целью подмены фактов, манипулирования мнением аудитории или в рамках конкуренции, предстоит выяснить путем сопоставления сюжетов разных новостных программ. Существуют определенные приёмы, позволяющие журналисту фактически манипулировать сознанием общественности. Все эти приемы различаются по силе воздействия, но все они своей целью имеют создание целого пласта зрительской аудитории, придерживающегося позиции определенного телеканала. На основе списка приемов, перечисленных М.В. Дмитриевой[17], был составлен следующий перечень: 1. Использование стереотипов, замена имен, или наклеивание ярлыков в целях создания образов, на которые в последствие у зрителя будет выработана определенная реакция. Выбор лексики лежит в основе создания и внедрения в сознание читателей стереотипов и предрассудков. 2. Повтор информации и утверждение. При частом сообщении одного и того же тезиса в сознании зрителя укоренится позиция, которая ошибочно будет считаться единственно верной. 3. Высмеивании как конкретных лиц, так и взглядов, идей. 4. Две техники: техникой «создания негативных ассоциаций» и техникой «создания контрассоциаций». 5. Убеждение как метод воздействия на сознание личности ориентирован на критическое суждение, преобладание доказательств. Он осуществляется путем привлечения «лидеров мнений», то есть компетентных людей в какой-либо области, и апелляции к конкретным фактам и документации. 6. Журналистские комментарии. Stand-up, присутствие журналиста в кадре, используется, прежде всего, для подтверждения того, что репортер действительно был на месте события. Комментарий репортера считается беспроигрышным средством заставить зрителя поверить в достоверность данной информации. Тогда как диктор, зачитывающий текст с листа, куда менее убедителен. 7. Интершум (запись «внешнего» звука, записанного в момент съемок на съемочной площадке). Интершум может считаться средством выразительности, так как он создает эффект присутствия. 8. Приёмы видеосъёмки и монтажа, такие как ретушь и изменение хронологии кадров, вводящие зрителя в заблуждение. 9. Имитация прямого эфира. 10. Компоновка новости вместе с другой, противоположной по смыслу. Российский кодекс исключает возможность публикации материалов, которые были бы выгодны некому «заказчику», является ли он частным лицом или представителем политической организации. Но, как показывает практика, именно данные нормы оказались наименее жизнеспособными в сегодняшней практике отечественных редакций[18]. Зрители, не склонные к самостоятельному анализу легко идут на поводу у журналистов и в итоге попадают под информационное воздействие. Александр Чиженок считает, что «это уже не журналистика, а пропаганда, когда есть задача создать определенное впечатление, которое может не соответствовать реальности, но соответствовать целям, которые ставит телеканал» (см. Приложение 2). Однако такой подход, по мнению Г.Г. Почепцова, вызовет у части общественности, которая способна к рациональному мышлению, устойчивый скепсис и недоверие к СМИ, транслирующим данную позицию. Тогда как «люди, получившие не только доводы «за», но и доводы «против», уже не так склонны пересматривать свою общественную позицию»[19]. Таким образом, СМИ, отрицающие альтернативную точку зрения на проблему, не только нарушают принятые в журналистском сообществе нормы объективности, но и не становятся успешнее в информационной войне, так как обретают лишь небольшую часть аудитории. Кроме того, материалы подобного рода снижают общий уровень доверия к телевидению. Полностью независимых СМИ и независимых журналистов не существует. Это подтверждают, как теоретики, так и сами военные корреспонденты: «…нужно быть шизофреником с раздвоением личности, чтобы, находясь в центре горячего военного конфликта, не быть ни на чьей стороне» (Дмитрий Стешин, «Комсомольская правда») [42]. Неосознанно или умышленно они принимают сторону одного из противоборствующих участников, и способны манипулировать общественным мнением в чьих-то интересах. Евгений Поддубный, военный корреспондент, освещавший, в частности, последние события на востоке Украины, отмечает, что репортер хоть и несет ответственность за то, какой эффект произведет его материал, не должен забывать и том, как важно показать целостную картину происходящего, ведь замалчивание правды не менее опасно: «Что касается Украины, я всеми силами старался не провоцировать ненависть между россиянами и украинцами, я очень аккуратно выбирал формулировки, я даже сглаживал их, когда это было возможно, я понимал, что в этом угаре очень легко поскользнуться, ошибиться. Может ли спровоцировать ненависть картинка того, как убивают людей, фактически в прямом эфире? Может. Но выбирая между тем, показывать ли, то, что я увидел своими глазами, или не показывать, - конечно, показывать»[43]. В ситуациях, связанных с вооруженными конфликтами, к этическому поведению тележурналиста предъявляются повышенные требования. Важно помнить, что главная задача журналиста – не накалять обстановку и не допускать информационной войны. Во время работы в зоне повышенной опасности и во время вооруженных столкновений член Академии Российского телевидения, С.А. Муратов рекомендует придерживаться такой тактики: «1) основываться в репортажном изложении на фактах, а не на эмоциях; 2) не считать возможным брать на себя судейские функции или выступать адвокатом одной из сторон; 3) не стимулировать излишнего возбуждения, сообщая об опасности новых вспышек насилия, и ни в коем случае не сообщать адресов и мест возможного возникновения беспорядков; 4) консультироваться, принимая решения по ходу меняющейся обстановки, с руководством телекомпании и органами правопорядка; 5) подчиняться распоряжениям представителей государственной власти, но немедленно ставить свое руководство в известность об этих распоряжениях» [20]. От того, насколько профессионально и объективно будет отражена реальная сущность вооруженного конфликта, зависит отношение общества к противоборствующим сторонам. Таким образом, именно журналист способен воспрепятствовать разжиганию межнациональной розни, способствовать устранению паники среди населения и оказать влияние на скорейшее мирное урегулирование конфликта. §1.4. Особенности репортажа в классификации жанров Термин «репортаж» происходит от фр. «reportage» (англ. «report»), что означает «сообщать». Возникновение термина относят в середине прошлого века, но вероятно, что и до появления самого понятия в периодической печати наблюдались сообщения, имеющие некоторые репортажные элементы. Потребовалось не мало времени, прежде чем репортаж стал самостоятельным жанра, и появилась профес?сия репортера, т.е. «сообщающего новости». В период интенсивного развития коммуникаций, когда скорость передачи информации превалирует над другими ее качественными показателями, репортаж как самый оперативный жанр журналистики становится ведущим. Его специфику и выразительные средства исследовано и представлено в многочисленных учебниках по журналистике, научных трудах по теории журналистских жанров, отдельных исследованиях, где определены особенности и методологию создания. Однако неустанное совершенствование творческого телевизионного процесса, ускорения темпов обмена информацией, возникновения новых жанрововидовых модификаций и совершенствование технических средств. Все это требует соответствующих обобщений и выделения репортажей среди других жанров, увеличение количества жанровых признаков и средств выразительности. Именно оперативность репортажа определяет его уникальность и возрастающее значение. Стремительное ускорение темпа жизни требует от современных медиа быстрого и точного информирования широких масс населения о происходящих событиях. Именно данным фактом продиктована актуальность данного исследования. Репортаж выделяют как самостоятельный жанр, который требует определенных предпосылок для создания. В традиционном понимании этот жанр журналистики является рассказом автора о происшествии во время его осуществления. Исследователи отмечают, что он является «оперативной формой эмоционального, наглядного изображения события, участником которой был сам автор» [11, с. 119], или «оперативным жанром прессы, радио, телевидения, в котором динамично, с документальной точностью, ярко и эмоционально воспроизводятся картины действительности в их развитии через непосредственные восприятия автора» [12, с. 177]. Это акцентирует внимание на изображении событий с точки зрения автора, его субъективного восприятия картины событий, преломления информации сквозь его видения происходящего. Эти эффекты достигаются благодаря присутствию автора репортажа непосредственно в гуще событий, на место происшествия. В данном случае - эти посылы можно трактовать как яркие особенности репортажа от других жанров журналистики. Другие ученые придают приоритет другой особенности репортажа, а именно рассказу, как основной форме передачи информации при использовании данного жанра. Характеризуя его как «информационный рассказ, сообщение с места происшествия во время ее течения», или как «жанр журн....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: