- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Специфика социальной работы с детьми группы риска
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K002541 |
Тема: | Специфика социальной работы с детьми группы риска |
Содержание
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К.Аммосова» Институт психологии Кафедра социально-гуманитарных технологий Курсовая работа на тему: «Специфика социальной работы с детьми группы риска» (на примере Мегино-Кангаласского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних» Направление подготовки-39.03.02.-Социальная работа Профиль подготовки- «Психосоциальная работа с населением» Выполнила студентка 3 курса Группы ИП-Б-СР-13 Яковлева Калисфена Егоровна Научный руководитель: Егорова Валентина Никифоровна преподаватель кафедры социально-гуманитарнх технологий, кандидат психологических наук, доцент. Якутск 2016 Содержание Введение............................................................................................................1-2 Глава1: Теоретический анализ специфики социальной работы с детьми группы риска 1.1 Понятие «дети-группы риска»....................................................................3-5 1.2Технологии социальной работы с детьми группы риска и ее специфика……………………………………………………………………….6-8 1.3Опыт социальной работы с детьми группы риска за рубежом...……….9-11 1.4Нормативно-правовая база социальной работы с детьми группы риска.....…………………………………………………………………..…...12-14 Глава2:Эмпирическое исследование специфики социальной работы с детьми группы риска на примере «Мегино-Кангаласскогосоциально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.»…………….……….15 2.1Технологии социальной работы с детьми группы риска в Мегино-Кангаласском социально- реабилитационном центре для несовершеннолетних……………………………………………………...….16-17 2.2Анкетирование работников центра в целях выявления качества технологий социальной работы с детьми группы риска………………………………...18-25 2.3Изучение психологического климата группы воспитанников центра с помощью шкалы Ф.Фидлера…………………………………………………....24 Заключение..………………………………………………………………….25-26 Использованная литература Приложения Введение Детство – это прекрасная пора жизни человека, когда он обретает основные знания, навыки, начальный жизненный опыт. У него формируется мировоззрение и поэтому особенно важно, чтобы детство было счастливым, полноценным, наполненным для формирования его как личности. В период детства формируется здоровье, закладываются личностные свойства и ценности, определяющие качество его будущей жизни, и в тоже время в данный период ребенок находится в зависимости от взрослых, нуждается в их поддержке и защите. Стабильность общества, ее будущее, зависит от подрастающего поколения. Для успешной социализации, развития личности, крайне важно, чтобы у детей было счастливое детство. Но, к сожалению,современная ситуация в обществе характеризуется наличием многих неблагоприятных факторов, влияющих на возрастание детей группы риска. Среди них малообеспеченность, распространенность бытового пьянства и алкоголизма, возросшая в последние годы безработица и другие. Все это снижает воспитательные потенциалы семьи и ведет к недостаточному вниманию к детям, педагогической запущенности, безнадзорности, что, в свою очередь, проявляется во множественных и различных по содержанию и выраженности поведенческих отклонениях, характерных для детей группы риска. Актуальность исследования обусловлена тем, что очень важно предоставить детям группы риска своевременную помощь, не только психологическую, но и педагогическую, социальную. Так же очень важно понимать, что работа с детьми такой категории, имеет своеобразную специфику, требует тщательного изучения и особого подхода. Объект исследования:социальная работа с детьми группы риска; Предмет исследования:специфика социальной работы с детьми группы риска; Цель: раскрыть сущность и специфику социальной работы с детьми группы риска; Задачи исследования: -Дать определение понятия «дети-группы риска» -Рассмотреть технологии социальной работы с детьми группы риска; -Изучить социальную работу с детьми группы риска за рубежом; -Рассмотреть нормативно-правовую базу социальной работы с детьми группы риска; 2 -Рассмотреть технологии социальной работы с детьми группы риска используемые работниками Мегино-Кангаласского реабилитационного центра; -Провести анкетирование среди работников реабилитационного центра по вопросу их предпочтений, выбора технологий социальной работы с детьми группы риска; -Провести исследование среди воспитанников центра на выявление психологического климата их группы. Гипотеза:Специфика социально-реабилитационной работы с детьми группы риска заключается в индивидуальном подходе с учетом особенностей проблемы каждого ребенка. 3 1.1.Понятие дети группы риска Дети «группы риска» - это дети находящиеся в критической ситуации из-за воздействия некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети вследствие отсутствия нормальных условий для их полноценного развития. Нежелательными факторами, воздействующими на детей с особенностями развития и обуславливающими большую вероятность их неблагоприятной социализации, обычно являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность а также, в трудную ситуацию, дети могут попасть по вине родителей, например, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из малообеспеченной, неблагополучной семьи.А согласно правовому подходу, понятие «дети группы риска» приравнивается к принятому в законодательстве понятию «детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации». Беспризорники, безнадзорные, дети сироты и т.д. из-за невозможности самостоятельно справиться с трудностями жизни, незащищённые государством, потерявшие контакт с обществом, не способны полноценно социализироваться, реализоваться и быть нужными данному обществу. Они нуждаются в государственной помощи и поддержке.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» определил круг детей, нуждающихся в особой заботе и защите со стороны федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления по причине нахождения их в трудной жизненной ситуации.[14]Категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:-дети, имеющие недостатки в психическом или в физическом развитии-дефект развития – вызывающий нарушение нормального развития ребенка. К первичным дефектам относятся наследственные отклонения, нарушения слуха, зрения при поражении анализаторов, органическое поражение мозга и т.д.Вторичные дефекты имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта. В то же время, вторичные дефекты всегда обусловлены дефектами первичными (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия ипространственной ориентировки у слепых и др.). Чаще всего отклонения данной группы развиваются при отсутствии оказания помощи и коррекции первичного дефекта.-дети-инвалиды-инвалидность может быть физической (например, паралич, потеря конечности, глухота), психической (например, депрессия или посттравматический стресс) и умственной (например, необучаемость). Одни люди уже рождаются с некоторыми нарушениями, другие становятсяинвалидами в результате несчастного случая или болезни. Существуют различные степени инвалидности: от средней до серьезной, от временной до постоянной. 4 -дети - жертвы насилия- насилие психическое или физическое, может быть получено: от родителей, родственников, от детей-сверстников, в школе и т.д самая жестокая форма-это сексуальное и физическое насилие, травма в последствие которого была получена, может остаться на всю жизнь. -дети, проживающие в малоимущих семьях- малоимущие семьи, имеющие детей, входят в группу риска из-за возможности недостаточного материального содержания детей, вследствие чего ребенок может получить психологическую или физическую травму, также может пойти на крайность и совершить преступление. -дети - жертвы вооружённых и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий- это могут быть дети из семей-беженцев, из семей попавших в зону экологических и техногенных катастроф, которая опасна для здоровья. -дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях-это могут быть дети из: специальных общеобразовательных школ открытого типа; специальных профессиональных училищ открытого типа; других видов образовательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания, специальных общеобразовательных школ закрытого типа; специальных профессиональных училищ закрытого типа; специальных (коррекционных) образовательных учреждений закрытого типа. -дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи; -дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях(основание отправить детей в воспитательные колонии постановляет комиссия по делам несовершеннолетних); -дети, оставшиеся без попечения родителей.(как и дети, проживающие в детском доме, так и дети взятые под опеку или усыновленные.[1] По данным социологических и психологических исследований, подростки группы риска имеют следующие особенности: 1)Отсутствие ценностей, принятых обществом; низкая самооценка, убеждение в невозможности добиться в жизни чего-либо своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, достичь материального благополучия. 2)Проецирование на себя современной неблагополучной жизни собственных родителей. 3)Ощущение эмоционального отвержения со стороны родителей и одновременно психологическая автономия. 5 4) Среди ценностей на первом месте - счастливая семейная жизнь, на втором - материальное благополучие, на третьем - здоровье. 5) В то же время, кажущаяся недоступность этих ценностей в жизни. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт - один из источников стресса. 6) Подкрепление потери ценности образования в реальной жизни - пример тех, кто плохо учился или не учился совсем, а в жизни преуспел (имеет магазин, гараж, машину и т.д.) - без знания подлинных путей достижения таких «ценностей». 7) Повышенный уровень тревожности и агрессивности. 8) Преобладание ценности красивой, легкой жизни, стремления получать от жизни одни удовольствия. 9) Изменение направленности интересов - свободное времяпрепровождение (в подъезде, на улице, подальше от дома и т.п.), ощущение полной свободы (уход из дома, побеги, путешествия, ситуации переживания риска и т.д.). 10) В отношениях со взрослыми характерны отклонения в общении, приводящие к переживанию своей ненужности, утрате собственной ценности и ценности другого человека.[10] 6 1.2.Технологии социальной работы с «детьми группы риска» Социальная работа с детьми, лишенными родительского попечения и воспитывающимися в государственных учреждениях, призвана помочь им занять позицию добропорядочного взрослого человека, осознать себя в мире, понять свое назначение в жизни. Тут крайне важно наличие у социального работника искреннего желания помочь ребенку, верить в него, поддерживать во всем, учитывать особенности ребенка.А с «детьми группы риска», имеющим семьи, работу надо обязательно вести как с ребенком, так и с его семьей. Найти очаг проблемы, пути решения, наладить контакт, чтобы семья стала нормально функционировать и не мешала нормальной социализации, развитии личности ребенка.Специфику социальной работы с детьми составляют следующие факторы: 1)Социальная работа должна носить предупреждающий, опережающий характер2)Социальная работа является комплексной, то есть требует от специалиста знаний во всех его отраслях3)Социальная работа является поведенческой технологиейУ детей группы риска, в большей степени нарушено равновесие между «хорошим» и «плохим». Задача социального работника заключается в поддержке положительных черт характера и разрушении не одобряемого поведения, в результате чего происходит рост положительных качеств личности.В работе с детьми, оставшихся без попечения родителей, необходимо уделять особое внимание таким чертам поведения как: недоверие к взрослым, в том числе и к социальному работнику из-за пережитых страхов, неуверенность в себе, постоянная боязнь, чувство собственной неполноценности, никчемности.Обязанности социального работника в работе с детьми группы риска можно сформулировать следующим образом:-Социально-правовая помощь: направлена на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам.-Социально-реабилитационная помощь: оказание реабилитационных услуг в центрах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния здоровьянуждающихся в ней детей.-Социально-бытовая помощь: содействие в улучшении бытовых условий детей, проживающих в семьях "группы риска". -Социально-экономическая помощь: оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот. 7 -Медико-социальная помощь: профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-социальный патронаж детей семей "группы риска".-Социально-психологическая помощь: создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок, а также устранении негативных воздействий в семье и школьном коллективе, затруднений во взаимодействиях с окружающими, в профессиональном и личностном самоопределении.-Социально-педагогическая помощь: создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимодействиях детей с родителями, сверстниками, учителями, предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую безнадзорность, обеспечение развития и воспитания детей в семьях "группы риска". В современных условиях возникли новые явления и провесы, с которыми общество раньше в такой острой форме не сталкивалось, в частности, появление большого числа детей "группы риска", нуждающихся в квалификационной социально-педагогической помощи.-Социально-педагогическая поддержка: восстановление нормального психолого-социального статуса, адекватную самореализацию, возможную только при единстве действий школы, семьи, общественности, милиции, КДН и социальных служб по разрушению отрицательного при максимальном развитии положительных качеств и социально-ценного жизненного опыта "трудного ребенка".[2] Для всего этого надо:- создать атмосферу доверия в отношении «социальный работник- ребенок», -подключить к процессу реабилитации ребенка всех субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детства (органов социальной защиты населения, образования, охраны общественного порядка, здравоохранения);-тесное взаимодействие с семьей ребенка. Следовательно, цель работы социального работника- это оказание помощи в преодолении или смягчении жизненных трудностей, поддержка в повышении ихсоциального статуса и создании условий полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе, формирование защищенного пространства, в котором ребенок будет способен находить опору в самом себе при выходе из трудной ситуации . 8 1.3.Социальная работа с детьми группы риска за рубежом Основными задачами детских социальных служб, существующих во многих странах, является: обеспечение со стороны государства достижения семьей определенной степени экономической самостоятельности; профилактика насилия над детьми и их эксплуатации; создание и поддержка различных институциональных форм опеки, а также поддержка не институциональных форм, в частности, «общинных». Организационная структура детской социальной службы выглядит так: на уровне определенной территориально-административной единицы существует специальное учреждение социальной помощи детям, имеющее дочерние организации типа центров социальной помощи, расположенных в районах, где проживает большинство клиентов этих центров. Это учреждение сотрудничает с «общинными» центрами помощи, находящимися на данной территории и представляющими собой добровольческие организации жителей этого района. Необходимо подчеркнуть, что деятельность детской социальной службы в зарубежных странах ориентирована не столько на ребенка, сколько на семью в целом. Например, специальное учреждение социальной помощи семье и детям в США предлагает им следующие виды поддержки: 1. Организация специальных групп профессионального обучения для родителей, помощь по трудоустройству. 2. Обеспечение присмотра за детьми, чьи родители работают в дневное или вечернее время. 3. Создание при городских центрах здоровья служб для незамужних матерей. 4. Создание и поддержка служб защиты детей от насилия в семье. 5.Создание и инспектирование детских домов, а также работа с приемными семьями, наблюдение за адаптацией ребенка. 6.Развитие служб помощи детям в получении образования, помощи родителям в ведениидомашнего хозяйства и др. Защита прав детей социальными работниками ведется в разных странах на разных уровняхи закреплена разными законодательными актами. Рассмотрим подробнее деятельность социальных работников по защите детей от плохого и пренебрежительного отношения к ним в США. Большое значение для развития служб защиты детей в США имела работа педиатра ГенриКемпа, встревоженного растущим числом детей, страдающих, по его словам «синдромом избиваемого ребенка». С его участием был проведен специальный симпозиум. Опубликованный Детским Бюро США проект закона послужил образцом для руководства штатов, которые начали принимать соответствующие законы для социальных работников.В 1974 году в США вышел общий национальный Закон о предотвращении плохого обращения с детьми и ликвидации его последствий. 9 В соответствии с ним был создан НациональныйЦентр по проблемам жестокого обращения с детьми и проблемам запущенных детей. В настоящее время этот Центр несет ответственность за координацию служб защиты детей, обеспечивает практическую помощь штатам и финансирует некоторые исследовательские проекты. Современная система служб защиты детей в США включает четыре аспекта деятельности: сообщение, расследование, вмешательство и завершение дела. Сообщение. В некоторых штатах предписывается всем гражданам сообщать о случаях плохого обращения с детьми. В других – это требуется только от медиков, психиатров, учителей.Однако, любой человек может сделать сообщение. Сообщение должно быть послано в определенный промежуток времени (обычно 24 часа) в агентство социальной службы защиты детей или в полицию. В законах штатов обеспечивается неприкосновенность лиц, делающих сообщение, предусматривается наказание за нарушение конфиденциальности. Расследование дела. После получения сообщения необходимо тщательно его расследовать.В экстренных случаях нужно сразу же вступить в контакт с семьей, в менее угрожающих случаях,это можно сделать в течение 48 часов. В США службам защиты детей предписано работать 24 ча- са в сутки и ежедневно. Обычно расследование начинается с посещения семьи, где социальныйработник обсуждает сообщение с родителями, наблюдает ребенка и оценивает условия жизни. Во время расследования социальный работник должен проводить регулярные медицинские и психологические освидетельствования пострадавшего. Медицинские службы имеют право госпитализировать ребенка в качестве временной защиты, даже если в этом нет необходимости, без обращения к родителям. Социальный работник может обратиться в суд, если родители сопротивляются. Онможет контактировать с разными специалистами и людьми, имеющими отношение к данной семье. Если обвинения подтверждаются не полностью, дело не заводится, но социальный работник периодически интересуется положением ребенка в семье. В случаеесли ребенку грозит серьезная опасность, социальный работник, используя штатное законодательство, должен немедленно изолировать ребенка от семьи. Период нахождения ребенка вне дома и особенности его содержания определяются специалистами и властями на местах. Они должны решить продолжит соц. работник дело или его передать работнику стационарного учреждения, кудапомещен ребенок. Вмешательство. Оно включает конкретную услугу, поддержку и терапию. Конкретная услуга связана с улучшением материального положения в семье. Многие авторы считают, что причина плохого обращения с детьми, как правило, кроется в недостаточном семейном доходе. Конкретная услуга может выражаться в денежной помощи, в виде продуктов, одежды, оплаты 10 жилья итранспорта. Поддержка направлена на изменение качества семейной жизни и индивида. Сюдавходит домоводство, дневной уход, медицинское обслуживание, классы для родителей и пр. Терапия как вид вмешательства осуществляется различными агентствами в общине и предполагает терапию индивидов, семейных пар, в целом семей. По мнению ученых, хорошо работают в этомслучае нетрадиционные методы: группы взаимопомощи жестоких родителей («Анонимные родители»). Группы таких родителей существуют сейчас по всей стране. Завершение дела. Предполагается, что оно может быть завершено в течение 3-12 месяцев.Однако, как показывает опыт, на практике это длится долее. Дело может быть прекращено по тремпричинам. В лучшем случае – ситуация в семье улучшилась и ребенку ничто не угрожает, в худшем – никаких улучшений, в этом случае дети изолируются и помещаются в приемные учреждения. В таком случае дело о защите ребенка закрывается и открывается новое дело о содержанииребенка в приемном учреждении. И, наконец, дело может быть прекращено, если же минимальные улучшения есть или же их нет, но агентство израсходовало запасы ресурсов или времени, а также,если семья отказывается сотрудничать, а социальный работник не имеет достаточных основанийдля обращения в суд. Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время главное внимание специалистов за рубежом направлено от карательных мер к социальному терапевтическому воздействию. Вмешательство на ранних этапах основывалось на наказании родителей и отлучении от них ребенка. Сегодня главное внимание направлено на исправление линии поведения родителей и сохранение семьи, ане на карательные меры, как было ранее. В зарубежной литературе отмечается, что в настоящее время возросло число сообщений ослучаях сексуального насилия над детьми. Обнадеживающим фактором, пишут американские авторы, стало признание, особенно наместном уровне, что сфера защиты детей – это не только деятельность агентств, но и междисциплинарная проблема, требующая усилий разных специалистов. Многие общины стремятся создать соответствующие междисциплинарные команды для углубления сотрудничества между различными агентствами. Такие команды, например, создаются на базе местной больницы и включают в себя больничный персонал, что естественно облегчает работу социальному работнику, еслиему необходимо определить медицинский диагноз, систему лечения и составить программу реабилитации семьи. Междисциплинарные команды, принимают участие в процессе подготовки социальных работников, консультируют тех, кто ведет дела по защитедетей. Как итог, можно выделить то общее, что характеризует социальную работу струдными подростками в разных странах: 1)работа имеет профилактическую направленность; 2)работа осуществляется по месту жительства подростков (в общине);3)работа осуществляется на основе программ, которые направлены на 11 определенную группуподростков; 4) работа осуществляется разными специалистами, координирующими свою деятельность; 5)профессиональной базой, на которую опираются социальные работники, является разветвленная сеть социальных служб, расположенных в общине. 12 1.4.Нормативно-правовая база социальной работы с детьми группы риска. Существует несколько нормативно-правовых актов, гарантирующих таким детям с особенностями развития как «дети группы риска», получение качественного обязательного образования и воспитания, а так же полноценную жизнь, возможность на светлое будущее. Это такие нормативные документы как: Конвенция ООН о правах ребенка, федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об образовании» и др. Что касается законов именно со стороны социальной помощи, то эти акты представлены в таких законах как: «Об основах социального обслуживания населения», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также во многих государственных и региональных программах профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, и в ряде других законов и документов, регламентирующих вопросы помощи и поддержки отдельных категорий детей, нуждающихся в особой помощи со стороны государства и общества. В качестве цели социальной работы государство и законодатель рассматривают формирование общегосударственной системы защиты прав и интересов несовершеннолетних, предупреждение форм их противоправного поведения. Ст. 2 Федерального Закона «Об основах системы профилактики...» определяет в качестве основных задач и принципов деятельности по профилактике безнадзорности правонарушений несовершеннолетних следующее:-предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;-обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;-социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.Так же, в этом законе уточнены принципы организации профилактической работы:В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального Закона «Об основах системы профилактики...» к ним отнесены:-законность;-демократизм; 13 -гуманное обращение с несовершеннолетними; -поддержка семьи и взаимодействие с ней; -индивидуальный подход к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной -государственная поддержка деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; -обеспечение ответственности должностных лиц и граждан -за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.[6] В законе «Об основах системы профилактики...» указаны категория детей, относящихся к объектам профилактической работы, а именно:-безнадзорный –это несовершеннолетний, контроль над которым со стороны родителей или попечителей отсутствует вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей над ними; -беспризорный - безнадзорный, не имеющий постоянного места жительства или места пребывания; -несовершеннолетний, который находится в социально опасном положении, - т.елицо в возрасте до 18 лет, которое, вследствие безнадзорности или беспризорности, находится вситуации, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию илисодержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия; - семьей, находящейся в социально опасном положении, считается такая семья, где дети находятся в социально опасном положении, а также, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию; -содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям,оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающиеся в социальной помощи и/или реабилитации; -употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества; -совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания 14 Заключение В современных социальных условиях вряд ли возможно обнаружить детей, которые совсем не были бы подвержены влиянию факторов риска в той или иной степени выраженности.Анализ условий жизни таких детей показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска.Оказание необходимой помощи - это крайне сложный и длительный процесс. Изменить ребенка чрезвычайно трудно, так как он уже имеет отрицательный жизненный опыт, негативную оценку себя и своих возможностей, перенес различные травмы (психические, физические, сексуальные), испытал недостаток любви и заботы со стороны родителей, последствия разного вида девиации, почувствовал на себе отчужденность общества и равнодушие государства. Роль государства в повышении эффективности социальной работы с детьми группы риска, лежит в улучшении социальной политики посредством совершенствования работы социальных учреждений. А цель социальных работников- это разработка новых технологий в работе с детьми категории группы риска. В ходе проведенного исследования,дано определение понятия «дети группы риска»,рассмотрены технологии социальной работы Мегино-Кангаласского социально-реабилитационного центра с детьми группы риска, рассмотрена социальная работа с детьми группы риска за рубежом и нормативно-правовая база социальной работы с детьми группы риска. Приведены технологии социальной работы с детьми Мегино-Кангаласского реабилитационного центра, проведено анкетирование сотрудников центра и исследование среди воспитанников на счет выявления эффективности, предпочтений выбора технологий работы с детьми группы риска и влияние реабилитационной работы центра на психологический климат в группе детей воспитанников центра. С помощью анкетирования, подтвердилась наша гипотеза, что специфика социально-реабилитационной работы с детьми группы риска заключается в индивидуальном подходе с учетом особенностей проблемы каждого ребенка. Ведь у каждой проблемы своя причина, свой очаг возгорания. Еще надо учитывать особенности характера ребенка при выборе технологий работы с его проблемой. Так же, с помощью шкалы Фидлера было установлено, что психологический климат в группе воспитанников центра весьма благоприятный, что означает, что используемые центром технологии социально-реабилитационной работы с ними проходит успешно, хорошо влияет на эмоциональную обстановку в группе детей. 25 Дети- наше будущее, поэтому очень важно, чтобы их детство было счастливым, благополучным для их успешной социализации в обществе. Каждый ребенок, попавший в беду из-за неблагоприятных факторов общества или же запутавшийся из-за собственных неправильных установок, нуждается в профессиональной своевременной помощи социального работника, который будет учитывать его индивидуальность, найдет суть его проблемы и поможет встать на правильный путь. 26 Глава 2. Эмпирическое исследование специфики социальной работы с детьми группы риска на примере Мегино-Кангаласского социально- реабилитационного центра для несовершеннолетних. Краткое описание проведенного исследования:Эмпирическое исследование проводилось в Мегино-Кангаласском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. Мегино-Кангаласский реабилитационный центр-государственное казенное учреждение, работающий по направлению: отделение социальной реабилитации несовершеннолетних, которая предоставляет:1)Социально-бытовые услуги: -предоставление помещения для круглосуточного пребывания несовершеннолетних, которые в силу обстоятельств не могут проживать с родителями; -обеспечение санитарно-гигиенических условий; -предоставление мебели и мягкого инвентаря; -организация питания детей. 2) Социально-медицинские услуги: -содействие в получении медицинской помощи; -оказание первой врачебной помощи; -проведение общеукрепляющих оздоровительных мероприятий -санитарно-просветительская работа; -проведение индивидуальной и групповой работы по формированию ЗОЖ. 3) Социальные психолого-педагогические услуги: -проведение психолого-педагогической диагностики и обследования личности детей и подростков; -снятие психического стресса; -составление индивидуальной программы социальной реабилитации (ИПР) ребенка; -занятие в творческой студии «Кеечук» и кружках; -формирование у несовершеннолетних навыков самообслуживания, общения, обучение поведению в быте и общественных местах; -оказание помощи в подготовке школьных домашних заданий. 4) Социально-правовые услуги: -оказание правовой помощи в защите и соблюдении прав детей и подростков .-отделение выявления и профилактики социального сиротства и семейного благополучияВ целях выявления качества, направления технологий работы с детьми группы риска, было проведено анкетирование среди работников реабилитационного центра. Анкета состояла из 13 вопросов, касающихся их предпочтений, выбора технологий социальной работы с детьми группы риска. В анкетировании приняли участие 30 работников центра. Также, исследование было проведено с помощью шкалы, предложенной Фидлером на счет выявления психологического и эмоционального климата в их группе. Приняли участие 20 детей, в возрасте от 7 до 15 лет. 15 2.1.Технологии социальной работы с детьми группы риска в Мегино-Кангаласском социально- реабилитационном центре для несовершеннолетних.В ходе наблюдения за деятельностью сотрудников центра, изучения документаций работы, проводимых в социально-реабилитационном центре, было выяснено, что работники центра, в работе с детьми группы риска, используют такие методики как: -Зарисовка мандалов- широко распространенная в психологии методика, выявляющая психологическое, эмоциональное состояние ребенка. Проводится в ходе реабилитации и выя....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: