VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Специфика подачи информации в трэвэл-изданиях журнального типа на примере научно-популярного журнала «GEO»

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007352
Тема: Специфика подачи информации в трэвэл-изданиях журнального типа на примере научно-популярного журнала «GEO»
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ





	Введение	3

	1 Теоретические аспекты подачи информации в travel-изданиях журнального типа	7

	1.1 Особенности travel-журналистики	7

	1.2 Основные способы подачи информации в журналах	18

	2 Особенности подачи информации в научно-популярном журнале «GEO»	25

	2.1 Реализация информационного наполнения научно-популярного журнала «GEO».....................................................................................................................25

	2.2 Жанровое разнообразие публикаций журнала «GEO»	31

	2.3 Содержание способов подачи информации в сетевой версии журнала «GEO»	43

	Заключение	58

	Научная и справочная литература	62







































Введение 





Каждое средство массовой информации стремится как можно больше привлечь общественность к своей трудовой деятельности, так как именно успех в общественности гарантирует независимость практически любого СМИ от политических и финансовых структур. Несомненно, успешность любого средства массовой информации зависит, прежде всего, от того, как осуществляется подача информации до потребителя новостной информации, а точнее до телезрителей, слушателей, читателей газет и Интернет СМИ.

Ведь оценить работу любого общенационального или регионального средства массовой информации способен только человек заинтересованный в получении правдивой и актуальной информации. Так как большинство людей уделяют значительное внимание при ознакомлении с новостными блоками не только актуальности, но и непредвзятости и полноте представленной информации.

Настоящее исследование представляет собой попытку изучения особенностей подачи информации в трэвэл-изданиях журнального типа. Актуальность темы работы обусловлена тем, что тревел-журналы, на современном информационном рынке как в России, так и в мире представляют одно из наиболее активно развивающихся и перспективных направлений прессы путешествий. Несмотря на то, что изучением тревел-журналистикой, как сегментом для научных исследований, в значительной степени пренебрегают, данное направление журналистики активно влияет на культурную самоидентификацию людей. Информация, публикуемая в тревел-журналах, формирует представления людей о том, какие направления на сегодняшний день наиболее популярны для культурно-познавательных целей.

Изучением тревел-программ, тревел-фильмов, травелогов и других жанров тревел-журналистики занимались исследователи в рамках развлекательной, реже - научно-популярной журналистики. Несмотря на то, что многие исследователи писали об особенностях трэвэл-журналистики в журнальных изданиях, не было попытки обобщить и систематизировать опыт в данном направлении. Также не было научных исследований, посвященных изучению особенностей подачи информации в трэвэл-изданиях журнального типа, в частности в научно-популярном журнале «GEO».

М. Шостак говорит о том, что «каждый автор старается точно представить свою аудиторию, ее особенности и запросы и соответствовать им своим». На подачу информации в журнале оказывает влияние конкуренция, аудитория, наличие новостей из других каналов информации, общая линия издания, вынужденное или преднамеренное комбинирование новостей, размер отводимой площади.

Понятие «информация» имеет абстрактное значение и во многом его определение зависит от контекста. В переводе с латинского языка это слово означает «разъяснение», «представление», «ознакомление». Наиболее часто под термином «информация» понимают новые факты, которые восприняты и поняты человеком, а также признаны полезными. В процессе переработки этих впервые полученных сведений люди получают определенные знания. 

Информацию, в частности в журнальных изданиях, можно разделить на следующие виды: 

- текстовая: представляется в виде всевозможных символов, которые, сочетаясь друг с другом, позволяют получить слова, фразы, предложения, текст;

- числовая: сведения, представленные числами и знаками, которые выражают определенное математическое действие. 

- звуковая (в сетевых версиях): непосредственно устная речь, благодаря которой сведения от журналиста передаются читателю, и различные аудиозаписи. 

- графическая: к ней относят фотографии, схемы, графики, рисунки и прочие изображения. 

Стоит отметить, что восприятие и процесс представления информации неразрывно связаны между собой. Каждый человек старается выбирать именно тот вариант подачи данных, который обеспечит наилучшее их понимание. 

Объектом исследования являются материалы печатной и электронной версии журнала «GEO» за 2015-2016 годы

Предметом исследования являются особенности подачи (аудитория, дизайн, тематика, жанр, авторская составляющая, электронная версия) материалов научно-популярного журнала «GEO».

Цель исследования: рассмотреть специфику подачи информации в трэвэл-изданиях журнального типа на примере научно-популярного журнала «GEO».

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

- рассмотреть особенности тревел-журналистики; 

- выделить основные способы подачи информации в журналах;

- осуществить характеристику научно-популярного журнала «GEO», его аудитории;

- рассмотреть жанровую специфику научно-популярного журнала «GEO»;

- изучить содержание способов подачи информации в журнале «GEO».

Эмпирической базой исследования послужили материалы журнала «GEO».

Были использованы следующие методы исследования: 

- метод сплошной выборки;

- типологический и сравнительный анализы;

- контент-анализ;

- проективный метод, позволивший разработать ряд рекомендаций по совершенствованию способов подачи информации в журнале «GEO», в его сетевой версии.

Научно-теоретическую базу данной работы составили труды следующих ученых: А.И. Акопова, Р.П. Баканова,  Е.Л. Вартановой, А.В. Гусляковой, О.Г. Джемаль, Т.М. Жапловой, Ю.В. Костыговой, А. Калмыкова, М.В. Литке,  С.Ю. Лучинской, Э.А. Лазаревич, П.В. Морослина, В.А. Парафоновой, Ю.В. Ростовской и др.

В указанных научных исследованиях идет речь о современных проблемах журналистике, рассматривается специфика моделирования способов подачи информации в печатных и электронных СМИ XXI века, а также особенности, касающиеся особенностей трэвэл-журналистики.

К примеру, проблемам жанровых особенностей трэвэл-журналистики посвящены научные исследования О.Г. Джемаль, Т.М. Жапловой, С.Ю. Лучинской, Ю.В. Ростовской и др.

В работах А.И. Акопова, Р.П. Баканова, Е.Л. Вартановой, рассматриваются актуальные проблемы современной науки и журналистики.

В научные исследования А.В. Гусляковой изучаются особенности моделирования способов подачи информации в печатных и электронных СМИ XXI века. 

Ю.В. Костыгова, А. Калмыков, П.В. Морослин, А.Б. Носик и др. раскрывают проблемы типологизации сетевых СМИ. 

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка научной и справочной литературы. 

В первой главе рассматриваются особенности тревел-журналистики в печатных изданиях и их формально-содержательные характеристики. 

Во второй главе дается характеристика научно-популярного журнала «GEO», его аудитории. Также рассматривается жанровая специфика научно-популярного журнала «GEO» в рамках исследования способов подачи информации в научно-популярных журналах. Особое внимание уделяется изучению специфики подачи информации в сетевой версии данного издания.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе определена аудитория печатного журнала «GEO» и его сетевой версии, проанализированы современные тематические и жанровые особенности, выделена авторская составляющая репрезентации материала, а также мультимедийность и интерактивность электронной версии издания. Все это в совокупности дает представление об особенностях подачи информации в журнале «GEO» в рамках жанра тревел-журналистики.

Теоретическая и практическая ценность работы заключается в том, что собранная, обобщенная и систематизированная в ходе исследования информация позволяет уточнить научные представления об особенностях подачи информации в трэвэл-изданиях журнального типа, в частности в научно-популярном издание «GEO», обобщить и систематизировать имеющиеся научные исследования по проблеме исследования, внести ряд рекомендаций по совершенствованию способов подачи информации в журнале «GEO», в его сетевой версии.

Полученные результаты могут быть использованы в учебном процессе на факультетах журналистики при чтении лекций по истории отечественной журналистики различных периодов, при разработке тематики спецкурсов и спецсеминаров, квалификационных и курсовых работ. 















1 Теоретические аспекты подачи информации в трэвэл-изданиях журнального типа

1.1 Особенности тревел-журналистики



Тревел-журналистика - сравнительно новое явление в масс-медиа. Существовавшая прежде в формате телевизионных передач о путешествиях, травелогов и радийных путевых заметок, на сегодняшний день, она приняла совершенной иной облик.

В качестве родоначальника «туристической» прессы и основоположником «законов жанра» в России стал журнал «Вокруг света», который был основан в 1861 г. петербургским издателем М.О. Вольфом как «журнал землеведения, естественных наук, изобретений и наблюдений», и имел все характерные черты научно-популярного журнала. С 1891 г. по 1917 г. журнал издавался И.Д. Сытиным. «Вокруг света» сыграл большую роль в знакомстве русского читателя с миром. Содержание состояло из материалов по этнографии и географии, приключенческих повестей и рассказов о географических открытиях, а также качественных иллюстраций. 

После Октябрьской революции «Вокруг света» прекратил издание. Постреволюционное развитие прессы в 1918-1919 гг. характеризуется периодом возникновения новых журналов разнообразной тематики. 1921–1935 гг. стали периодом их массового развития. 

В качестве отличительной черты того времени можно выделить «восприятие путешествий, туризма в качестве разновидности физкультуры и спорта. Это отразилось на содержании журналов, сосредоточившихся на спортивной тематике. Похожая ситуация сохраняется и в последующие годы».

В 1927 г. возобновляет издание основной и старейший журнал о путешествиях - «Вокруг света». В 1931 г. он становится органом ЦК ВЛКСМ. Всего накануне 1941 г. издавалось свыше 1 820 журналов, альманахов и бюллетеней, а также других периодических изданий журнального типа. Общий тираж их превысил 254 млн экз. В РСФСР в 1940 г. выходило 488 журнальных изданий тиражом 174 742 тыс. экз.

«На период Великой Отечественной войны выпуск большей части прессы был прекращен». 

После войны в СССР происходит восстановление количества журнальных изданий и тиражей. Послевоенные годы характеризуются организационно-структурной перестройкой туризма, восстановлением его материально-технической базы, расширением географии путешествий и туризма. Происходит оживление международного туристского обмена, повсеместное распространение внутреннего туризма. Это обусловило появление новой прессы, отвечающей требованиям времени. 

В 1946 г. в очередной раз возобновляет свое издание «Вокруг света». С 1962 г. наблюдалось постоянное и стремительное наращивание его тиражей в силу как качества и разнообразия публикаций, так и практически информационной монополии на освещение путешествий за рубежом. «Вокруг Света» стал своеобразным «окном в мир», как известно, в те годы закрытый для граждан СССР «железным занавесом». 

На пике успеха в 1973 г. «Вокруг света» решает объединить разнообразные грани читательского интереса, и, начиная с № 6, становится «Научно-художественным ежемесячным журналом путешествий, приключений и фантастики ЦК ВЛКСМ». Универсальное содержание «Вокруг Света» позволило сформировать концепцию научно-популярного издания о путешествиях и приключениях, которая впоследствии будет продолжена другими журналами. 

«Вокруг света» явился первым типом российского журнала именно путешествий, а не туризма. Основные его особенности: хорошее сочетание научно-познавательного и литературно-художественного аспекта наряду с обилием научной информации, изложенной в популяризированной форме. Типична подборка материалов «путевые заметки», отчеты об экспедициях, развлекательная и познавательная информация из-за рубежа. «Вокруг света» публиковал фантастические рассказы, и в этом заметно продолжение традиций дореволюционного «Вокруг света», где печатались фантастические и приключенческие литературные произведения. 

Второй тип журнала о туризме — ежемесячный массовый иллюстрированный журнал ВЦСПС «Турист» выходил в Москве с 1966 г. «Турист» прочно занял нишу в основном внутреннего туризма и обрел свою, вполне устойчивую аудиторию. Другими прототипами специализированных журналов путешествий, особенно изданий, посвященных спортивному и любительскому туризму - охота, рыбная ловля и т.д., стали альманахи: «Туристские тропы» (издавался с 1958 г. по 1962 г.), «Охотничьи просторы» (издавался с 1950 г.), «Приключения в горах» (издавался с 1961 г.), «Рыболов-спортсмен» (издавался с 1948 г.). Выходили журналы, посвященные охоте («Охота и охотничье хозяйство» и др.), географической тематике, этнографии и т.п. 

«Для зарубежных туристов с 1966 г. появился двухмесячный иллюстрированный журнал «Путешествие в СССР» на русском, английском, французском и немецком языках. В 1970 г. он стал называться «Путешествие в Советский Союз» и выходил ежеквартально. Он был рассчитан на зарубежного читателя, и его материалы несли особую идеологическую и смысловую нагрузку». «Несмотря на наличие изданий, созданных специально для более глубокого ознакомления иностранных туристов с жизнью в СССР, советские средства массовой информации с этой задачей явно не справлялись, о чем свидетельствуют социологических исследований». Это связано как с определенной их недоступностью для этой конкретной группы потребителей, так и с тем, что СМИ в силу существующего политического режима не могли предоставлять достоверные сведения о происходящих в стране событиях. Советские издания, в том числе, туристические, не освещали множества интересных фактов из жизни других стран. Основная доля материалов повествовала о событиях внутри СССР, и лишь небольшая часть - о событиях в странах соцлагеря. Существующее положение дел лишь подогревало интерес к туристическим поездкам: в газетах и журналах того времени регулярно появлялись рубрики «Из дальних странствий...», «Из дневника путешествия», «Путевые заметки», «Путешествия». Очевидно, что тема путешествий, хотя и была представлена в прессе того времени фрагментарно, вызывала большой интерес аудитории. 

В 1990-е гг. в системе СМИ России происходят значительные преобразования в связи с изменениями политического курса страны. Этап становления новой российской журнальной периодики можно охарактеризовать как период с 1990 по 1993 гг. После принятия закона СССР «О печати и других средствах массовой информации» появились совершенно новые для российской прессы издания, и существенно изменился облик традиционных журналов. Произошли значительные изменения в рейтинге, в степени влияния на аудиторию тех или иных изданий. 

«В данный период можно отметить резкое сокращение тиражей изданий, в том числе журнального типа». Наибольший спад тиражей наблюдался в 1993–1994 гг. Причины этого - появление свободной конкуренции на рынке прессы, резкое повышение вследствие экономического кризиса цен на журнальную периодику и ее распространение, а также сокращение информационного пространства России. Падение разового тиража свидетельствовало и о сокращении читательской аудитории журналов, и об уменьшении доли журналов в общем объеме прессы. Вместе с тем разнообразие информации и возможности ее выбора значительно возросли. Хотя тиражи журналов падали, количество изданий с 1992 г. стабильно увеличивалось. Чтобы выжить в условиях рыночной конкуренции, каждому из изданий стало необходимо найти свою целевую аудиторию. Все это привело к рождению абсолютно новой и необычайно многочисленной группы туристической прессы, она стала необходима и производителям турпродукта, и посредникам, и потребителям. Объективная потребность рынка и хорошая прибыльность этого вида бизнеса стимулировали возникновение множества типов журналов: журнала по материалам газет «Мир путешествий» 1991 г., посвященных отдельному виду туризма - «Туризм и рыбалка» 1991 г. и др. 

Первые издания отличались невысоким уровнем профессионализма, лишь нащупывая ту нишу, которую можно было занять впоследствии. Однако в непростых экономических условиях удавалось это далеко не всем: как правило, журналы появлялись и исчезали, просуществовав короткое время. Постепенная стабилизация экономической обстановки после 1993 г. сказалась на уровне платежеспособности населения, деятельности туристических агентств, а также на СМИ, которым стало не просто интересно, но и выгодно размещать на своих страницах материалы о путешествиях и соответствующую рекламу. Доказательством этого стала очередная волна туристических изданий: «Весь Санкт-Петербург» 1993 г., «Вояж» 1994 г., «Спортивный туризм» 1994 г. 

Об активизации деятельности турфирм в период относительной экономической стабильности в 1995 г. свидетельствуют начавшие издаваться в это время многочисленные каталоги и справочники. Однако этого было явно недостаточно, чтобы утолить информационные запросы аудитории, а главное, отсутствовала оперативная информация, необходимая для быстрого реагирования на изменения туристического рынка. 

Специализированная пресса активно развивается, и примерно с 1998 г. в сфере туристической прессы возникает жесткая конкуренция и необходимость концентрации и дифференциации по тематическому признаку. «Происходит разделение туристических журналов на: 

- научно-популярные и литературно-художественные («Вокруг света»); – рекреационные («Вояж»); 

- профессиональные («Турбизнес», «Туризм: практика, проблемы, перспективы»); – спортивные («Спортивный туризм», «Горные лыжи/SKI»);

- любительские («Туризм и рыбалка»); – рекламно-информационные («Туризм и отдых», «Где отдыхать?»)». 

Одним из ключевых моментов становится появление на российском медиарынке конкурентов всех отечественных изданий - крупных лицензионных изданий о путешествиях: «National Geographic», «GEO», и несколько позже - «Discovery». В это же время на развитие группы журна-лов путешествий оказывает влияние разработка новых видов информации на базе мультимедиа. 

Первый мультимедийный журнал Travel market издан фирмой «Респект» (Москва) на CD-ROM. В 1997 г. был создан мультимедийный ежеквартальный журнал «Большое путешествие» для туроператоров и индивидуальных пользователей, содержавший не только текстовую, но и графическую и видео-информацию. Кроме того, в 1997 г. стали выходить периодические каталоги на CD-ROM. «Асса- компакт» в 1997 г. выпустила издание «Зеркало мира» об индустрии туризма в Москве. Группе научно-популярных изданий наиболее свойственна тематика некоммерческого туризма. Познание планеты Земля во всех ее аспектах — основной фактор, объединивший научно-популярные журналы путешествий. 

Так, «Вокруг света» позиционировал себя как «Старейший российский журнал обо всем интересном, что происходит на нашей планете». По типу публикаций к журналам данной группы приблизились познавательные издания. Однако тема научных открытий и приключений со временем все более активно используется и в других видах журналов о путешествиях: рекреационных, спортивных. На рынке прессы появляются и другие издания с преобладанием познавательного аспекта. В этом ключе выдержан международный иллюстрированный журнал «Турист» об экскурсиях и приключениях. 

Сочетание познавательного и практического аспектов - один из основных моментов, характеризующих концепции многих журналов путешествий в 2000-е гг. «Тенденция к практицизму, наиболее свойственная журналам группы рекреационного, делового, спортивного, любительского туризма, становится заметна и в познавательных изданиях. И наоборот - материалы исторического, научного, приключенческого характера все чаще появляются в рекреационных, спортивных и других журналах путешествий».

Нередко такое взаимопроникновение тем размывает границы принадлежности журналов к той или иной тематической группе, выводя их на путь универсализма содержания. Многие издания сложно дифференцировать в рамках той или иной группы, так как они могут сочетать разные черты. 

Например, журналы «Подводный клуб», «Октопус», «Не-211 Ю.В. Ростовская птун ХХI Век» посвящены одному из наиболее популярных направлений спорта — дайвингу, и дайвинг-туризму. Эти журналы сочетают черты научно-популярных, спортивных и любительских изданий, посвященных туризму. Этот процесс иллюстрирует и такое явление как возникновение печатных аналогов известных телевизионных передач. Например, журнала для активных туристов «Путешествие натуралиста» (известна телепередача на НТВ), где в равной степени представлены и познавательные и практические материалы. В группах любительского и спортивного туризма выходит много специализированных изданий- «сателлитов», публикующих материалы о «тематическом» туризме в рамках своей концепции. 

Так, материалы о путешествиях и всемирно известных гонках и ралли публикуют такие журналы как «Катера и яхты», «Капитан клуб».

 Отдельную группу составили журналы о рыбной ловле и охоте: «Охота», «Охотник за трофеями», «Охота и рыбалка– XXI век». Среди изданий спортивного туризма этого периода известны «Горные лыжи / Ski» - отдых и спорт в горах, экипировка, уроки, «Спортивный туризм». Экстремальный туризм представлен в журналах, специализирующихся на теме экстремального спорта. Первое подобное российское издание - «Вертикальный мир», (изд. с 1996 г.). Интерес к активному отдыху обусловил выход таких изданий как «Экспедиция». В журнале «Все для спорта и отдыха» рассказы об экспедициях и путешествиях публиковались наряду с экспертной оценкой товаров. В то же время, заметно общее усиление практической направленности многих изданий, особенно среди новых игроков рынка. Этот факт подтверждает возникновение целой группы «журналов-гидов», где все или почти все материалы носят практический характер, рассказывается о конкретных маршрутах, публикуются подробные и краткие путеводители, рекомендации специалистов «на каждый день».

Особую группу представляют бортовые журналы, так называемые «инфлайты», содержащие информацию, полезную в пути и на месте прибытия, являющиеся по сути тем же гидом. Показательно появление во многих журналах юридических советов. 

Стирание четких граней принадлежности к той или иной типологической группе все больше наблюдается и в силу следования актуальным тенденциям на туристическом рынке. 

Наконец, в связи с улучшением материального благосостояния общества и насыщением первоначального туристического интереса, возникает тип журналов путешествий, имеющих практический характер материалов, нацеленный на осведомление самостоятельных читателей-путешественников. Такие журналы ставят своей целью подать свежие идеи людям, которые активно путешествуют, рассказать об интересных маршрутах, уникальных отелях, новых активных видах отдыха. При этом подчеркивается нерекламный характер материалов, редакции отправляют журналистов на место событий за свой счет, что позволяет достичь объективности подачи материала. Среди таких изданий - журналы «Афиша-Мир», «Уникум тревел». По мнению С.Ю. Лучинской, «одной из основных тенденций развития современных журналов о путешествиях стало создание СМИ на базе мультимедиа. Так, электронная версия ежемесячного научно-популярного журнала «GEO» содержит более 50 % печатного номера. Многие используют Интернет для размещения каталогов туров, совместных проектов и создания собственных туристических журналов».

Получает свое развитие новый жанр журналистики путешествий - тревел-журналистика. 

Всемирная сеть стала площадкой для развития глобализации, агрегатором качественной информации и достойной заменой традиционных СМИ. Телевизионная тревел-журналистика носила развлекательный характер, где неотъемлемую роль играл ведущий. Внимание зрителей сосредотачивалось на профессиональной съемке и авторской манере подачи информации. При этом, спонсорская реклама, сопровождающая каждый выпуск, негативно влияла на качество информирования зрителя. Получалось, что главная функция тревел-журналистики - образовательная, смещалась в сторону досугово-развлекательной. Зритель получал эстетическое наслаждение от красивого видеоряда, а туроператоры - наплыв туристов в хорошо разрекламированные в популярных передачах страны.

«Авторский стиль повествования в телевизионном формате сменялся четким руководством главного продюсера». В то время, как для трэвэл-журналистики авторское присутствие – это одно из основных слагаемых жанра.

Блогосфера, представляя собой стремительно развивающееся направление Интернет-журналистики, дала возможность полноценного авторского существования. На страницах блогов создается собственная реальность, где стиль письма - визитная карточка блоггера.

Трудно переоценить значимость Интернета в развитии тревел-журналистики. Непосредственный контакт с аудиторией, возможность поделиться впечатлениями от поездок, найти сообщников, путешествовать с автором в режиме реального времени - все это стало доступно даже обывателю.

Модернизация тревел-направления расширила способы подачи информации, основываясь на предпочтениях читательской аудитории. На сегодняшний день, в тревел-журналистику в Интернет-СМИ входят не только блоги, но и страницы travel-фотографов, видео и аудио сюжеты, а также виртуальные карты.

Направление тревел-журналистики в Интернет-СМИ рассматривается, как одно из самых востребованных и развивающихся.

«К прессе путешествий относятся разделы о путешествиях в газетах (в зарубежной прессе их часто называют «рубриками выходного дня») и журналы-травелоги. В отличие от рубрик газет, в которых материалы обычно носят массовый характер, тревел-журналы предназначены для разных типов аудиторий и включают материалы о специфических видах путешествий. «Запросы человека не «в массе», но «каждого в отдельности» отражаются в журнальной периодике ярче и точнее, чем в газетах. В поисках стержня для модели новых изданий обнаруживаются все новые и новые основания, связанные с дифференциацией приватных интересов и запросов наших современников». 

Среди журналов, реализующих в той или иной степени жанр тревел-журналистики на современном этапе, вслед за С.Ю. Лучинской можно выделить следующие: 

«- универсальные или массовые журналы-травелоги («Всемирный Следопыт», GEO, National Geographic Traveler и др.;) – они относятся к журналам путешествий универсального типа, массовому научно-популярному типу издания, ориентированы на читательскую аудиторию категории General Interest (общего интереса) и рассказывают о природе и человеке, путешествиях по различным странам, быте, культуре, истории и мифологии людей во всех уголках планеты; 

- специализированные журналы (туристические и спортивные журналы); 

- узкоспециализированные (дайвинг-туризм, журналы об экстремальных видах спорта и туризма, например, «ЭКС» – журнал об экстремальном спорте и путешествиях, «Спиннинг Travel» – журнал для рыболовов-спиннингистов, сочетающих любимое хобби с путешествиями);

- профессиональные и точечные информационно-аналитические журналы (журналы гостиничного бизнеса); 

- универсальные и специализированные оперативно-справочные журналы (журналы-гиды, журналы-навигаторы, бортовые журналы авиакомпаний, охота, рыбалка); 

- универсальные и специализированные рекламно-коммерческие периодические издания (яхтинг, судостроение, водные виды спорта); 

- журналы-аналоги периодических телепередач». 

К следующей классификации С.Ю. Лучинская относит некоторые гибридные формы изданий, активно использующих контент журналов-травелогов. 

Это так называемые партворки и различные виды «прагма-путеводителей», то есть туристических гидов, активно включаемых в постоянные тематические рубрики информационно-развлекательных журналов (своего рода «журнал в журнале»). 

1.2 Основные способы подачи информации в журналах

Содержательное наполнение тревел-журналов отличается многообразием форм текстовой и графической информации и широтой охватываемых тем. Для начала рассмотрим жанровый пласт, лежащий в основе прессы путешествий, акцентируя внимание на содержательно-формальных и жанрообразующих признаках тревел-жанров. 

Из предмета и функций путевой журналистики можно выделить следующие методы описания действительности: фактографический, аналитический и наглядно-образный. Все эти группы жанров имеют место в трэвэл-журналистике. Рассмотрим наиболее характерные жанры для тревел-журналистики.

Согласно теоретику журналистики А.А. Тертычному, «путевой очерк представляет собой описание неких событий, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия (поездки, командировки и пр.)». Сюжет очерка отражает собой последовательность этих событий, происшествий, встреч, являющихся содержанием путешествия журналиста. 

«Важнейшими характеристиками очерка выступают: динамичность во времени и пространстве; наличие авторского «я»; подбор информации в зависимости от авторского замысла». Работая в жанре путевого очерка, журналист выступает в роли рассказчика, позволяя читателям почувствовать все трудности путешествия и тем самым стать соучастником своей творческой поездки. В основе очерка всегда лежит некая творческая идея, которой подчинено повествование. «Путевой очерк отличается богатством художественно-выразительных средств и широко использует авторские отступления, подчеркивая этим свою тесную связь с художественной литературой».

Тревел-репортаж отличается более активной авторской позицией и ярко выраженным эффектом присутствия. 

В репортаже автор занимается журналистским расследованием. Отличительными характеристиками являются актуальность, общественная значимость, динамичность и наглядность изложения. Трэвел-репортаж является тематической разновидностью репортерской деятельности, связанной с тематикой путешествий, в котором путешествие выступает не как самоценный процесс, а как средство обращения репортера к каким-либо социально-культурным явлениям или проблемам других культур, стран и народов. Лучший журналист мира в жанре тревел 2003 года Орхан Джемаль подчеркивает, «что в отличие от путевых записей, репортаж подразумевает наличие четко поставленной задачи». 

Репортаж – это всегда особый активный метод сбора информации. А.А. Тертычный отмечает, что «репортаж характеризует «развернутое» применение метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов». Особую функцию в репортаже выполняет использование деталей.

Чаще всего композиционная модель репортажа строится в соответствии с хронологической последовательностью событий, однако такая формула не является обязательной. Как подчеркивает С.М. Гуревич, «специфика репортажа проявляется и в его стиле – эмоциональном, энергичном. Для него характерно активное использование средств и приемов образного отображения действительности – яркого эпитета, сравнения, метафоры и т.д. И если потребуется, даже некоторых сатирических средств. Эффект присутствия как бы включает в себя эффект сопереживания: репортаж достигает цели в том случае, если читатель вместе с репортером будет восхищаться, негодовать, радоваться. Не случайно репортаж часто определяют, как «художественный документ». 

Согласно А.А. Тертычному, «рекомендация – это аналитический жанр, основой содержания которого является предписательная программная информация». 

По мнению С.Ю. Лучинской, «на практике в тревел-текстах она реализуется в материалах, схожих по своей цели с путеводителями. Рекомендация носит сугубо практический характер, выступая в качестве советчика для читателя-путешественника. К жанру рекомендации могут относиться как объемные материалы, посвященные тем местам, куда, по мнению редакции, читатель должен отправиться на выходные, или информационно-справочные колонки об отелях, в которых читателю следует остановиться, о вещах, которые ему следует брать с собой в путешествие и т.д.». 

В данном случае, это будет выглядеть, как аналитический материал, основным содержанием которого является предписательная программная информация. Тревел-журналистика не может существовать без ярко выраженной авторской интонации. Автор предстает здесь идейным вдохновителем и очень важно, чтобы его статьи отличались идейностью и оригинальностью. За плечами тревел-журналиста лежит немалый опыт туристических поездок. Только он знает, как правильно выжить на другом конце планеты, какие азиатские фрукты нельзя вывозить на родину и где ночевать во время затяжных тайских дождей.

Являясь своеобразным гуру и строя свое повествование в блоге по типу вопрос-ответ, журналист собирает вокруг себя постоянную читательскую аудиторию. Посетителям Интернет-порталов о путешествиях важен правильный и детальный обзор по поводу ближайшей туристической поездки.

Незаменимым плюсом тревел-блогов является изоляция от туристических компаний и рекламы. Мы не говорим сейчас об отдельно взятых случаях. Журналист старается быть максимально искренним в своих дневниковых записях, позволяя себе порой жесткую критику

Таким образом, тревел-журналисты становятся своеобразными проводниками в мир путешествий. Они обладают огромной ответственностью перед обществом, в отличие от обычных блоггеров, отвечая за достоверность и объективность предоставляемого материала.

Журналисты могут попасть в те редкие места, куда еще не ступала нога обычного путешественника. Поэтому информация об этом месте будет абсолютно уникальна. Читатели узнают о нем прямо из первоисточника и это сообщение может являться своего рода единственным, которое будет предоставлено в окружающий мир. Объединяя свои наблюдения с фотоискусством, travel-журналисты позволяют читателям визуально путешествовать вместе с ними, узнавать новое о странах, народе, его культуре и быте редкую информацию из первых уст.

Если же говорить о зарисовке, то она несет в себе публицистический смысл, значимый для читателя. Публицистическая зарисовка может включать в себя, например, наблюдения за нравами жителей какой-либо местности, нести в себе репортажные моменты и элементы диалога. Следует иметь в виду, что рассмотренные жанры печатной travel-журналистики на практике очень редко встречаются в чистом виде. 

Можно утверждать, что в современных печатных СМИ происходят активные процессы жанровой диффузии. В результате смешения жанров и их жанрообразующих признаков появляются новые гибридные формы travel-журналистики, сочетающие в себе признаки путевого очерка и репортажа, а также элементы практической информации для путешественников. 

Т.М. Жаплова отмечает, «что даже конкретное указание жанрового признака в публикации не всегда свидетельствует о ее соответствии жанровому канону. Однако наиболее полно интересы публицистов и читателей современного журнала отражает новый многогранный жанр «путешествие». В «путешествии», как и в путевом очерке, автор использует такие приемы, .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44