VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Специфика первоначального отбора в подводном плавании

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015738
Тема: Специфика первоначального отбора в подводном плавании
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ФГАОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
факультет физической культуры и спорта
тренерское отделение
кафедра спортивных дисциплин








ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА

Специфика первоначального отбора в подводном плавании

специальность 440301 «Физическая культура»
Исполнитель: 
студентка 4 курса стационара 
отделения физическая культура
факультета физической культуры и спорта 
Задорожняя Алина Юрьевна

Научный руководитель: 
кандидат педагогических наук
доцент кафедры теоретических 
основ физического воспитания 
Устькачкинцев Юрий Александрович

Рецензент: 
профессор,
 доктор педагогических наук
заведующий кафедрой теоретических 
основ физического воспитания 
Бондин Виктор Иванович

Ростов-на-Дону
2018


Введение

      
      Плаванию можно обучать детей с грудного возраста. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают также физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений; они также своевременно формируют «мышечный корсет способствует выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют возбудимость и раздражительность. Плавание в ластах – молодой вид спорта, находится в периоде интенсивного развития, что делает его более интересным и привлекательным для спортсменов. Оно широко используется как средство закаливания и профилактики простудных заболеваний. Вследствие повышенной теплоотдачи  в воде активизируется обмен веществ в организме, расход энергии повышается. Это способствует достижению оптимального веса, оптимальному соотношению жировой и  мышечной тканей. Давление воды на грудную клетку стимулирует развитие дыхательных мышц, подвижность грудной клетки, увеличение ее размеров, увеличение жизненной емкости легких. Занятие плаванием в ластах гармонически развивает физические качества – силу, ловкость, выносливость. Проблема отбора является одной из самых актуальных в спорте высших достижений и на начальном отборе в подводном плавании. Стремительный рост рекордов, значительно повышает эффективность тренировочных и соревновательных нагрузок.  В настоящее время на отделение плавания в ластах дети приходят в возрасте 7-9 лет. Главная задача  тренера -  умело  использовать различные методы отбора, которые помогут ему не упустить талантливых детей. Потому что, для того, чтобы добиться высоких результатов в подводном плавании спортсмен должен не только усердно работать, но и обладать определенными данными для этого вида спорта. Очень  важно еще на этапе обучения обычному «классическому» плаванию выявить у ребенка предрасположенность к скоростному плаванию в ластах.  
      Поэтому одной из актуальных проблем в подводном плавании является своевременный отбор на начальном этапе детей, которые наиболее предрасположены к данному виду спорта. 
Объект исследования - специфика отбора в спортивной деятельности 
Предмет исследования - методы отбора в подводном плавании
Цель исследования -   показать специфику отбора детей 7 - 9 лет в подводное  плавание.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу и рассмотреть практическое применение принципов спортивного отбора в подводном плавании.
2. На основе рассмотренных принципов спортивного отбора в подводном плавании изучить антропометрические данные и контрольные нормативы детей 
3. На основании проведённых измерений провести экспресс-оценку физического развития юных спортсменов.
4. С помощью экспресс-оценки выявить спортсменов, которые наиболее предрасположенных к данном виду спорта.

Методы исследования - анализ научно-методической литературы, сдача контрольных нормативов, медико-биологических исследований,

Практическая значимость заключается в том, что тренеру необходимо наиболее эффективно отбирать занимающихся на начальном этапе обучения,  обладающих данными для подводного плавания. 



Глава 1
Теоретические основы специфики спортивного отбора детей в спорте
1.1 Принципы спортивного отбора

Отбор юных спортсменов является, существенной частью и одной из задач длительной спортивной подготовки. Спортивный отбор – это многолетний многоступенчатый процесс, позволяющий определить степень предрасположенности (одаренности) ребенка к достижению высших результатов в конкретном виде спорта. Спортивная одаренность -  это своеобразное соединение высокоразвитых моторных, функциональных и психологических качеств человека, которые соответствуют  требованиям спортивной специализации, а также способствуют дальнейшему успеху в избранном виде спорта. Основная задача спортивного отбора заключается в широком изучении и выявлении задатков и способностей ребенка. Задатки – это врожденные особенности человека, оказывающие большое влияние на развитие его способностей. Способности это - свойства личности, которые  развиваются из задатков в процессе любого рода деятельности, в данном случае спортивной. Также существует такое понятие, как спортивный талант. Он определяется множеством факторов, среди которых выделяются наследственность, биологический возраст молодого спортсмена, особенности телосложения, биомеханические параметры, темпы развития работоспособности. В целом считается, что талант - явление уникальное и встречается довольно редко. 
Спортивный отбор включает в себя 4 этапа:
    - Начальный отбор помогает выявить детей, обладающих потенциальными способностями к успешному овладению конкретными видами спорта. Он осуществляется в три этапа: а) агитационные мероприятия с целью выявить интерес к занятиям; б) для определения способностей детей к данному виду спорта, проводится наблюдение и  тестирование; в) наблюдение в процессе обучения с целью установления темпов освоения учебного материала. Этот этап в частности важен при ориентации, поскольку наблюдение в течение некоторого времени (от месяца до полутора лет) позволит специалистам определить, в каком виде физкультурно-спортивной деятельности ребёнок в будущем сможет показать высокие результаты.
    - Углублённый отбор для выявления перспективных юношей и девушек, обладающих высоким уровнем способностей к данному виду спорта и склонностям к определённой специализации (виду лёгкой атлетики, виду плавания и т.д)
     - Отбор по выявлению юношей и девушек для зачисления в состав спортсменов высокой квалификации (сборные команды страны, области, края).
    - Отбор в спортивные команды (страны, региона, ведомства и т.д.) для определения участников важных соревнований. С данной целью анализируется информация о тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена в своём клубе, в сборной команде, изучается соревновательная деятельность на национальных чемпионатах, на учебно-тренировочных сборах. 
   На втором, третьем и четвёртом этапах отбора рассматриваются не только морфофункциональные признаки, уровень физической и психической подготовленности, но и уровень технико-тактического мастерства, функциональные возможности организма спортсмена, способность к восстановлению после выполнения больших тренировочных и соревновательных нагрузок.
   Так как спортивный отбор длительный процесс, он требует объективной оценки индивидуальных способностей занимающихся, которая должна опираться на комплекс показателей, потому что ориентация на спортивный результат не всегда оправдывает его прогноз. Комплексная методика в спортивном отборе заключается в педагогических, медико-биологических, физиологических и психологических методах, при этом главным на всех этапах отбора должен быть метод обобщения независимых характеристик с личностным подходом. Конкретное содержание методики отбора обусловлено спецификой вида спорта. Она основывается на системе педагогических, медико-биологических и психических показателей (уровень физических качеств, специфичных для данного вида спорта, уровень способностей, лежащих в основе тактико-технических действий, морфологические данные, функциональные особенности организма, свойства высшей нервной деятельности). Учитываются исходный уровень, изменение показателей обследования с возрастом и под влиянием тренировки, связь этих показателей со спортивными достижениями. Качество отбора служит главным условием успешности многолетней подготовки спортивных резервов. В процессе многолетней подготовки методы отбора расширяются, сам отбор становится более углублённым.
   Основной метод начального отбора - тестирование (измерение) задатков и уровня развития физических качеств. Применяются методы педагогических, психологических и врачебно - педагогических наблюдений.
   На разных этапах отбора в спорте используют, в первую очередь, морфологические критерии, из которых основными являются антропометрические исследования и определение компонентного состава тела. Для проведения антропометрических исследований используют антропометрические точки, имеющее строгую локализацию (выступы, бугры, кожные складки и т. д.). Антропометрические исследования делают стандартным оборудованием (медицинские весы, антропометр, динамометры и др.). В антропометрии определяют поперечные, продольные и глубинные размеры тела и на их основании составляют антропометрическую карту спортсмена с 36-ю показателями. Ориентируясь на морфологические признаки, тренеры могут прогнозировать, на что способен спортсмен в будущем, то есть проводить отбор и ориентацию.  Для того чтобы определить соответствия индивидуальных соматических и антропометрических особенностей выбранной спортивной специализации, следует сверить показатели строения тела с характерными морфологическими особенностями спортсменов высших спортивных разрядов. 
   Относительно стабильны и плохо поддаются тренировке конституциональные особенности человека. Конституция — это совокупность функциональных и морфологических особенностей, сложившихся на основе наследственных и приобретенных качеств, определяющие своеобразие реакции организма на внешние и внутренние раздражители. Наиболее популярна схема конституциональных типов по Черноруцкому:
   -  нормостенический тип —  он характерен пропорциональными размерами тела и гармоническим развитием костно-мышечной системы;
   - астенический тип — отличается стройным телом, в котором преобладают  продольные размеры тела и  грудной клетки над размерами живота, длины конечностей и длиной туловища;
   - гиперстенический тип — отличается хорошей упитанностью, длинным туловищем и короткими конечностями, относительным преобладанием поперечных размеров тела, размеров живота над размерами грудной клетки.
   Проводя визуальную  оценку индивидуумов по целому ряду признаков, можно выявить компоненты спортивной одаренности детей и подростков во время выбора специализации и отбора в спорте на этапе начальной спортивной подготовки. С этим важным критерием отбора в спорте также связан соматотип, то есть морфологическое отражение конституции. Характер соматотипа тесно связан с физической способностью человека. Наиболее распространена такая классификация соматотипов:
    - эндоморф (мягкая округлость в разных частях тела, сильное развитие органов пищеварения) — имеет большую мышечную силу, но реализует ее слабо из-за чрезмерной тучности; им подходят такие виды спорта, как борьба, тяжелая атлетика;
     - мезоморф (прямоугольные очертания тела, сильное развитие мышц, костной системы и соединительной ткани) — отличается выносливостью, крепким строением тела, быстрой реакцией, ловкостью и большой физической силой; диапазон выбора специализацией очень широк;
    - эктоморф (вытянутость тела в длину и его хрупкость) — отличается хорошими скоростными качествами и координацией движений, хорошо переносит кратковременные нагрузки; им подходят виды сорта, связанные с проявлением скоростных и координационных качеств.
   Также не стоит забывать, что «чистых» соматотипов не существует, как правило, существует их сочетания с преобладанием определенного типа.
   Существенное внимание при спортивном отборе следует уделять выявлению модельных характеристик в различных видах спорта, в том числе и плавании, где способности к специфической мышечной деятельности рассматриваются в виде определения спортивной пригодности. Исследованиями  С.М.Вайцеховского отмечено, что нецелесообразно судить о перспективности пловцов в 10—12 лет, так как подавляющее большинство пловцов-рекордсменов этого возраста в дальнейшем не становятся, за редким исключением, хорошими взрослыми пловцами .
   Итоговые результаты двухлетнего обучения спортивному плаванию  не зависят от результатов первых контрольных испытаний по плавательным тестам. Потому что в первые 1,5-2 года обучения спортивному плаванию дети привыкают к систематическим физическим нагрузкам и осваивают основы техники. Поэтому высказано сомнение о целесообразности построения методики отбора в ДЮСШ только на основе их проведения.
   На всех этапах многолетней подготовки спортсмена должна обеспечиваться комплексная методика оценки его личности, которая предполагает использование различных методов исследования. Одним  из основных принципов первичного отбора  является  ориентация на качества и способности, которые способствуют  достижению результатов в оптимальном для этого возрасте. Первоначальный  отбор предполагает  углубленную оценку на основе медико-биологических методов. Эти исследования дают оценку состоянию здоровья, физическому развитию, физической подготовленности занимающихся. В процессе медико-биологических исследований обращается внимание на качество и продолжительность восстановительных процессов в организме детей после выполнения значительных тренировочных нагрузок. Врачебное обследование необходимо также для того, чтобы в каждом случае уточнить, в каких лечебно-профилактических мероприятиях нуждаются молодые спортсмены. Важную роль играют антропометрические обследования, данные которых  помогают определить, насколько ребенок подходит для зачисления в данный вид спорта. Существуют конкретные представления о морфотипах спортсменов (рост, масса тела, тип телосложения и т.п.). Данная оценка помогает нам провести качественный первоначальный отбор. Но также первоначальный отбор детей требует  оценки их технической подготовленности, в этом нам помогает метод контрольных упражнений. При этом надежным критерием хороших перспектив совершенствования, в особенности в спринтерских дистанция, является достижение юным спортсменом достаточно высокой скорости на коротких отрезках при сочетании небольшого темпа  с большой амплитудой движений .  Так же следует предусмотреть углубленную оценку уровня ведущих для подводников двигательных качеств – скоростно-силовых, различных видов выносливости, гибкости. Существенное значение приобретает оценка личностно-психических качеств юных подводников . По ее результатам предпочтение рекомендуется отдавать целеустремленным , уверенным в себе и своих силах, регулярно тренирующимся детям. Оценка личностно -психических качеств подводника  позволяет уточнить степень его предрасположенности к коротким , средним, длинным  или марафонским дистанциям. Специфика медицинского контроля на первоначальном  этапе отбора подводников  – это  выявление скрытых заболеваний и очагов инфекций в организме поскольку дети с прямыми противопоказаниями должны быть выявлены сразу.  Следует уделить внимание  и выявлению специфических для подводников  заболеваний верхних дыхательных путей и органов слуха, травматических заболеваний суставных сумок, связок голеностопа и   коленных суставов.    Очень  тщательное  комплексное медицинское обследование  на данном этапе необходимо,     так как по свидетельству специалистов, около 40 % юных спортсменов не имеют перспективы достижения высоких результатов в связи с состоянием здоровья. Важнейшим положением первичного отбора,  является необходимость ориентироваться не столько на абсолютные показатели уровня различных качеств и способностей, сколько на темпы их прироста. Спортивные результаты не являются достаточно прогностичными критериями отбора. Отбор на этапе начальной спортивной подготовки имеет свои особенности. На этот этап подготовки  зачисляются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача). Продолжительность данного этапа  3 года. 
На этапе начальной подготовки решаются следующие задачи:
* Улучшение состояния здоровья и закаливания;
* Обучение основам техники плавания (кроль, на спине);
* Совершенствование основных физических качеств (координации движений, выносливости, силы, быстроты);
* Обучение плаванию с задержкой дыхания;
* Обучение плаванию в ластах ;
* Обучение техники простых поворотов и техники стартов
            
Особое внимание уделяется совершенствованию координации движений в плавании способом «дельфин» и развитию общей выносливости.

Основой спортивной подготовки на этапе начальной подготовки, являются занятия по общей физической подготовке и специальной физической подготовке, как на суше, так и на воде. На данном этапе занятие общими физическими упражнениями направлены на всестороннее развитие основных двигательных качеств (быстроты, силы, выносливости) организма, развитие координации движений и являются основными. Это мы можем увидеть на (в приложении 2). 
    Но  не стоит забывать о специальной физической подготовке, ведь при переходе с начального этапа подготовки на последующие этапы  спортивной подготовки, объем общей физической подготовки сужается, а оббьем специальной физической подготовки приобретает более широкое распространение, так как чем опытнее становится спортсмен, тем уже у него специализация. Специальная физическая подготовка – это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (плавания в ластах) или вида трудовой деятельности. Она направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта. При этом она ориентирована на максимально возможную степень их развития. Основными средствами специальной физической подготовки  спортсмена являются специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Многолетняя тренерская практика  и личный опыт  говорит  о том, что стабильно высокие результаты в современном подводном плавании  в основном способны показывать спортсмены прошедшие многолетнюю подготовку. При планировании этапа специализированной подготовки  в тренировки включают упражнения и методику направленные преимущественно на развитие мышц бедра, так как именно их работа вносит основную компоненту  в скорость плавания. Все этапы многолетнего планирования характеризуются постоянным увеличением объёма плавания. Планирование максимальной реализации индивидуальных возможностей характеризуется преобладанием тренировок  в воде  и на суше, направленных на развитие специальной физической подготовки и повышением локальной мышечной выносливости. Тренировки, направленные на развитие общей физической подготовки применяются только на первоначальном этапе. Ещё  одно непременное условие для достижения  успеха - средства и методы тренировок  II-го этапа должны  координально  отличатся от средств и методов I-го этапа. Как правило,  это различие определяется увеличением средств для развития специальной физической подготовки  как  в зале, так и на воде.  Одно из основных условий достижения высоких результатов –  единство общей и специальной физической подготовки спортсмена, а также их рациональное соотношение. Принцип неразрывности ОФП и СФП: ни одну из них нельзя исключить из содержания тренировки без ущерба для достижения высокого спортивного результата. Взаимообусловленность содержания ОФП и СФП: содержание СФП зависит от тех предпосылок, которые создаются ОФП, а содержание последней приобретает определенные особенности, зависящие от спортивной специализации. Существует необходимость соблюдения оптимального соотношения СФП и ОФП на любом этапе спортивной подготовки. Понятно, что на начальных этапах преобладает ОФП, а в дальнейшем СФП. Тем не менее, считается, что общий объем ОФП на протяжении многих лет спортивных тренировок должен приближаться к 40–50 %. В подводном плавании, как и в плавании данная проблема является актуальной, так как наблюдается значительное преобладание СФП над ОФП и особенно на этапах спортивного совершенствования. А недостаточный резерв ОФП не дает возможности совершенствоваться в специализации. 


1.2. Принципы обучения плаванию
        
    В физическом воспитании и спорте получили свое воплощение педагогические принципы, отражающие общие педагогические закономерности. Принципы, сформулированные применительно к законам обучения, называются дидактическими. Они содержат ряд универсальных методических положений, без которых невозможна рациональная методика не только в обучении двигательным действиям, но и во всех остальных аспектах педагогической деятельности. Поэтому их еще можно назвать общеметодическими принципами. 
    Многие литературные источники  по физическому воспитанию и спорту, включающие разделы методики обучения, по непонятной причине ограничиваются лишь некоторыми из них, хотя теоретически все без исключения должны присутствовать в процессе обучения и совершенствования. И плавание здесь не исключение. Логичнее было бы рассмотреть все имеющиеся в педагогике принципы. Уровень мастерства тренера или учителя напрямую связан с тем, на каких принципах обучения строятся его занятия, насколько полно и широко он их использует. 
    Следует отметить, что понятие «принципы обучения» относится не только к начальному этапу, например, обучению плавать, но и к совершенствованию этого навыка, к спортивной тренировке (хотя там имеются свои специфические принципы, однако все они трансформировались из общепедагогических), так как обучение человека, включая совершенствование, идет на протяжении всей жизни. Не может же, например, принцип наглядности или постепенности использоваться при начальном обучении, а при в тренировке мастеров спорта нет.
    До сих пор нет единого мнения о числе и составе принципов, чему причиной служит сложность процесса обучения. Это касается как общей, так и спортивной педагогики. 
    Анализ показывает неодинаковое понимание и использование различных принципов обучения, а также их количество даже в одном виде спорта. Это говорит об отсутствии единого мнения. 
    В. Оконь исследовал систему дидактических принципов и пришел к выводу, что данная система не является законченной и совершенной, а постоянно развивается (по мнению автора, число принципов может со временем как увеличиваться, так и сокращаться).
    В специальной спортивной литературе идет попытка разделения на общепедагогические и так называемые специфические принципы. Однако смысл последних заключается лишь в узкоспециализированной трансформации первых.
    Например, В.М. Дьячков формулирует принципы управления процессом совершенствования технического мастерства спортсменов — это принцип регулируемого взаимодействия, принцип соответствия, принцип компенсации, принцип ведущих факторов и ритма, принцип направленного сопряжения.
    Рассмотрим общепедагогические принципы, являющиеся неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса в плавании.
    Принцип научности подразумевает применение тренером (учителем) всего комплекса научных знаний в своей профессиональной области, а именно: программно-нормативных требований, своего собственного, отечественного и зарубежного практического опыта, научно обоснованного и доказанного. Различные новаторские разработки также могут иметь место с научно обоснованных позиций. Поэтому принцип научности подразумевает и собственное мнение учителя, и видение процесса обучения в отличие от шаблонного исполнения программ и планов. Тренер или учитель, не способный разумно объяснить ученику смысл того или иного явления, особенно в сфере своей деятельности, ничему толковому не научит. А таких случаев множество.
    В противовес принципу научности можно привести слова тренера: «Я так тренировался, мой тренер так тренировался, и вы будете так же тренироваться». Данное высказывание не выдерживает никакой критики, особенно когда в пример еще ставятся былые победы, добытые определенными методами и приемами  в тренировке, давно уже не используемыми в современном спорте. Теория и методика как физического воспитания, так и спорта постоянно развивается, растет интеграция различных наук — биомеханики, физиологии, медицины, биохимии и многих др. И то, что применялось вчера, на сегодняшний момент уже неэффективно, особенно в спорте высших достижений. 
    Критика в адрес спортсменов со словами «Я в ваши годы работал на заводе, учился, а потом еще бежал на тренировку и выигрывал на соревнованиях. А вы живете на всем готовом на спортивном сборе, тренируетесь и устали…» просто неуместна по причине все возрастающих нагрузок и уровня результатов. А тренер просто уже не идет в ногу со временем, он остановился в своем развитии и, скорее всего, в других областях, в той же системе тренировки, находится еще в прошлом веке. 
    Если сравнить результаты в плавании олимпийских чемпионов былых времен с современными разрядными нормами, то можно увидеть, как такие же подобные результаты показывают десятилетние юные пловцы с невысокими разрядами.
    Принцип наглядности является одним из самых «древних» принципов в обучении. Он имеет большое значение не только на первых этапах учебно-тренировочного процесса. Принцип предполагает активное и комплексное использование всех органов чувств (а не только опору на зрительно воспринимаемую информацию). Неадекватно значение различных средств и методов для реализации принципа наглядности на разных этапах обучения двигательному действию. Следует оптимально сочетать непосредственную (показ упражнения) и опосредованную наглядность (демонстрация наглядных пособий, кино- и видеоматериалов, использование образного слова); избирательное (направленное воздействие на органы чувств и анализаторы) и комплексное воздействие на функции анализаторов движений.  Причем необходимо добиваться воздействия на функции не только внешних (зрительной, слуховой, тактильной), но и внутренних сенсорных систем для саморегуляции движений (проприорецепторы мышц, связок, суставов, рецепторов вестибулярного аппарата). 
    В современной методике используются технические средства сенсорного лидирования (свето- и звуколидеры, позволяющие соблюдать параметры движения) и срочной коррекции (приборы, срочно информирующие о соблюдении заданных параметров движения или отклонения от них), тренажерные устройства (позволяющие «прочувствовать» движение на основе формирования кинестетических ощущений). В результате, благодаря слаженному функционированию сенсорных систем, возникают комплексные, тонко специализированные ощущения движений или условий их выполнения («чувство» воды, планки, снаряда при метаниях, дистанции в единоборстве и др.).
    При реализации данного принципа необходимо учитывать возрастные особенности восприятия и мышления. Например, в младшем школьном возрасте следует использовать склонность детей к подражанию и повторению. В более старшем возрасте наглядность должна нести смысловую направленность. 
    Принцип сознательности и активности. При пассивном отношении занимающихся эффект от занятий физическими упражнениями снижается на 50% и больше. Поскольку сознательность без активности есть лишь созерцательность, а активность без сознательности – хаос и суета, то вполне логично соединение в одном принципе и сознательности, и активности. Так у детей, занимающихся плаванием, эмоциональные мотивы преобладают над познавательными, а у взрослого человека наоборот. Дети с удовольствием идут в бассейн для того, чтобы поплескаться, понырять и т. д. Задача же педагога — постепенно, учитывая мотивы занимающихся, приобщить их к несколько монотонной работе, которая присутствует в плавании. Воспитанию сознательности и активности занимающихся содействует систематическая оценка достигаемых ими успехов и поощрение педагога. Реализация этого принципа предполагает выполнение педагогом-тренером следующих требований:
—   формировать у занимающихся осмысленное отношение и интерес к целям физического воспитания и конкретным задачам занятия;
—   формировать устойчивую потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями;
—   вырабатывать привычку к анализу, самоконтролю и корректировке своих действий при выполнении упражнений;
—   воспитывать самостоятельность, инициативность, творческое начало при решении задач.
    Принцип доступности означает соблюдение меры между возможностями занимающихся и объективными трудностями выполнения физических упражнений (координационной сложности, интенсивности, длительности и др.) или оптимальное сочетание задач, средств и методов физического воспитания с возможностями занимающихся.
    Доступность - это не легкость, а посильная трудность. Методика определения доступности складывается из определения меры индивидуальной и групповой доступности. Условия доступности можно сформулировать следующим образом:
—   от простого к сложному, от легкого к трудному (использование подводящих и подготовительных упражнений);
—   от известного к неизвестному, от освоенного к неосвоенному.
    Принцип последовательности — постепенное (можно назвать еще принципом постепенности) или поэтапное освоение учебного материла, нового движения, способа в плавании, повышение нагрузки. Здесь также реализуется правило от простого к сложному, однако не стоит путать данный принцип с принципом доступности. Доступность не означает последовательность, т. к. выполнение множества доступных упражнений может не привести к овладению новым движением или воспитанию новых качеств. Необходима четкая и планомерная последовательность в использовании и чередовании различных подводящих, вспомогательных и специальных упражнений. При обучении плаванию несоблюдение принципа последовательности ведет к значительному искажению навыка. Характерным примером может служить человек, научившийся плавать без предварительного освоения навыка дыхания. Принцип последовательности отражен в общей схеме и этапах обучения плаванию, где существует четкая последовательность в освоении отдельных частей движения и способа плавания в целом.
    Принцип прочности предполагает закрепление на достигнутом, а также повторяемость пройденного. Нельзя переходить к следующему этапу без достаточного основательного закрепления учебного материала или разучиваемых действий. Если следовать, например, принципу последовательности и доступности, то в обучении плаванию каким-либо способом можно было бы каждое новое движение (ногами, руками) и согласование этих движений провести в течение короткого промежутка времени без достаточного закрепления каждого, что привело бы к искажению навыка в целом или даже невозможности освоения.
    Постоянный повтор специальных упражнений имеет целью закрепление того или иного движения или одной из деталей в технике.
    Повышение нагрузки в спортивной тренировке также базируется на данном принципе. Спортсмен просто не сможет выполнять работу физически и физиологически без достаточной адаптации организма к нагрузке. А на это нужно время. Игнорирование данного принципа приводит к перетренированности. Термин «форсированных нагрузок» достаточно известен и свое отрицательное значение получил именно в юношеском спорте, когда вследствие особенностей растущего организма  последовательное и бесконтрольное увеличение нагрузок приводило к срывам, травмам, болезням.
    Принцип динамичности заключается в цикличном (поэтому принцип еще по-другому называется принципом цикличности или волнообразности)  изменении заданий и нагрузок. 
    Невозможно постоянно повышать объем тренировок и их интенсивность. Реализация данного принципа строится на волнообразном изменении характера планируемой нагрузки  в зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов. Существующие микроциклы и макроциклы в спортивной тренировке отражают как раз реализацию данного принципа. Однако помимо этого необходимо учитывать психологическое состояние спортсмена, неожиданную болезнь и др., что в свою очередь должно сказаться на вариативном изменении процесса даже одной тренировки.
    Данный принцип можно было бы представить на графике, где от исходных каких-либо показателей до намеченной цели или результата проходит не прямая, а волнообразная или ступенчатая кривая, где присутствует повышение, стабилизация, спады, и что является более эффективным в достижении цели.
    Принцип систематичности рассматривается в качестве отправных (исходных) установок, регламентирующих системное построение учебно-воспитательного процесса. Система — упорядоченная совокупность элементов, представляющая целостный процесс. Бессистемность, неупорядоченность недопустимы, они приводят к резкому снижению эффекта занятий и всего процесса обучения и воспитания. Сама методика обучения является системой использования различных методов и приемов.
    Систематичность подразумевает в первую очередь регулярность занятий, преемственность учебных упражнений и заданий, их взаимосвязь. Так как подготовка ученика не может быть сведена к хаотическому повторению различных упражнений. Она представляет собой сложную систему взаимообусловленных средств и методов обучения и тренировки. В соответствии с этой системой последовательность основных упражнений должна соответствовать решению конкретных задач каждого из этапов обучения или спортивной подготовки, подбор и повторность упражнений должны отвечать закономерностям переноса двигательных навыков и физических качеств, а чередование нагрузок и отдыха — неизменному повышению функциональных возможностей организма.
    Систематичность в проведении занятий и в их содержании позволяет повысить эффективность обучения и совершенствования, создает условия для планирования.
    Принцип воспитывающего обучения — закономерность учебно-тренировочного процесса, где одновременно с самим обучением воспитываются морально-волевые и нравственные качества личности. Можно обучить какому-то движению, технике, но нельзя обучить силе воле, настойчивости, смелости, решительности, терпению, справедливости, потому что они воспитываются при определенных условиях в процессе самого обучения и на протяжении длительного времени. 
    Сама тренировка (занятие, соревнования) создает условия для воспитания тех или иных качеств. Длительный бег, плавание, игра, любое достаточно длительное и системное выполнение различных упражнений — все это сказывается на психике занимающихся. Задача учителя (тренера) так построить процесс обучения (тренировки), чтобы в нем было достаточно места для различных специально созданных ситуаций. Невозможно и вполне абсурдно объявить ученикам, что на сегодняшнем занятии мы воспитываем силу воли. Однако при правильно спланированном подходе это возможно, но при условии «непереборщить», особенно в детско-юношеском возрасте.
    Например, после длительной изнурительной тренировки в сборной команде по гребле спортсменам предлагается пройти на стадион для сдачи норматива по бегу на 1500 м. Спортсмены оказываются в шоковом состоянии от того, ч.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44