- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Специфика художественного пространства в индивидуальном стиле
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W000350 |
Тема: | Специфика художественного пространства в индивидуальном стиле |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (ф) ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» Факультет филологии и массовых коммуникаций Кафедра иностранных языков, теории и методики обучения ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА В ИНДИВИДУАЛЬНОМ СТИЛЕ Исполнитель: Замураева Елена Викторовна заочное отделение, направление «Педагогическое образование», профиль «Иностранный язык» Руководитель: Петрова Н. Н., доцент кафедры иностранных языков, теории и методики обучения, к.ф.н., доцент ___________________________ Отметка о допуске и подпись руководителя Рецензент: Ольховикова Ю. А., доцент кафедры иностранных языков ___________________________ Подпись рецензента Работа допущена к защите. Зав. кафедрой _______________ «___» _______________ 2015 г. Нижний Тагил 2015 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................3 Глава 1. ТЕОРИТЕЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА КАК КАТЕГОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА В ФИЛОЛОГИИ……………………………………………………...................7 1.1. Лингвистические подходы к изучению текста………………………...7 1.2. Сущность понятия категории текста и место пространства в системе текстовых категорий……………………………………………………………14 Глава 2. АНАЛИЗ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ С.МОЭМА, Э.ХЭМИНГУЭЯ, У.ГОЛДИНГА…………………….…………………………………………………….26 2.1. Анализ пространственной организации произведения С.Моэма «The painted veil»…………………………………………………..…….…………..26 2.2 Анализ пространственной организации произведения Э.Хэмингуэя «Island in the sea»………………………………………………………………33 2.3 Анализ пространственной организации произведения У.Голлдинга «Free fall» ………………………………………………….……………………37 Заключение………………………………………………………….……..61 Список литературы ……………………………………….…….………..63 ВВЕДЕНИЕ Художественное пространство - это важнейший параметр любого произведения искусства, включая музыку, литературу и театр. Пространство имеет, прежде всего, сюжетное значение, является организационным центром основных описываемых автором событий, служит способом познания и осмысления действительности. В литературе пространство является важнейшим свойством образа. Разные образы требуют разных пространственно-временных координат. Например, у Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание» мы сталкиваемся с необычайно сжатым пространством. Маленькие комнаты, узкие улицы. Раскольников живет в комнате, похожей на гроб. Конечно, это не случайно. Писателя интересуют люди, оказавшиеся в жизненном тупике, и подобная образность реализуется всеми средствами. Когда в эпилоге Раскольников обретает веру и любовь, текстовое пространство открывается. Художественная литература, по сравнению с другими видами искусства, максимально свободно пытается обращаться с реальным пространством. В литературном произведении пространственная картина всегда представлена в символико-идеологическом аспекте. В литературоведении пространство (одновременно со временем) рассматривают как отражение философских представлений художника. Исследователи анализируют специфику художественного пространства в разные эпохи, в разных литературных направлениях и жанрах, рассматривают время и пространство в их неразрывном единстве. [Гак 2000: 19]. Пространство - одно из основных проявлений реальности, с которой сталкивается человек, как только он начинает осознавать себя и познавать окружающий мир. Оно воспринимается как что-то существующее вне, вокруг человека - наблюдателя, находящегося в центре пространства. Оно заполнено вещами, людьми, оно предметно и антропоцентрично. Подобное представление о пространстве отличает мифопоэтическую и архаическую модели мира. Что касается научной интерпретации этой категории, то ученые обычно выделяют два варианта осмысления пространства: по И. Ньютону и по В. Лейбницу. Е. С. Кубрякова приходит к заключению, что Ньютон говорит о геометрическом пространстве как о физическом, тогда как Лейбниц считает пространство феноменом познающего мир человека [Кубрякова 1994: 65]. Таким образом, даже краткий экскурс в историю исследования категории пространства указывает на неоднозначность подходов к сущности пространства и его классификациям. Между тем, пространство - универсальная и основная текстовая составляющая. Все это и определяет актуальность проблемы. Изучение специфики художественного пространства в литературе является одной из актуальных задач для современного литературоведения и теории текста, так как исследование особенностей реализации этой категории - важнейший компонент анализа текста. Можно предположить, что проблема, затронутая в нашем исследовании, является недостаточно изученной. Разумеется, существует множество работ, посвященных особенностям творчества английских писателей. Но категория пространства в индивидуальном стиле требует особого к себе внимания и дополнительного изучения. Объект исследования - произведения С. Моэма и других английских писателей с позиции реализации в них важнейших текстовых категорий. Предмет исследования - особенности реализации категории пространства в произведениях С. Моэма и других авторов (таких как Э. Хемингуэй, У. Голдинг). Цели дипломной работы: 1. Описать теоретические аспекты исследования пространства как категории художественного текста в филологии; 2. Провести анализ пространственной организации художественного текста в произведениях С. Моэма, Э. Хемингуэя, У.Голдинга; 3. Изучить на практических примерах из текста виды текстового пространства, встречающиеся в произведениях С. Моэма, Э. Хемингуэя, У.Голдинга; Исходя из целей, мы поставили перед собой следующие задачи: 1. На выбранных примерах показать видовое разнообразие текстового пространства в произведениях англоязычной литературы. 2. Подвести итоги на основе изученного теоретического и практического материала, сделать выводы о специфике текстового пространства в индивидуальном стиле. Для решения задач исследования использовались следующие методы: изучение и анализ литературы; обобщение, описание, сопоставление, семантический анализ, элементы когнитивного анализа. Следует отметить, что лингвистический анализ художественного текста в пространственном измерении осуществляется в двух аспектах: во-первых, сам текст рассматривается как определенным образом организованное семантическое, формально-грамматическое и графическое пространство, во-вторых, исследуются пространственные отношения, характерные для моделей мира, воплощенных в художественном тексте. Теоретико-методологическую базу исследования составили труды по теории текста Н.А. Никулиной, И.Р. Гальперина, В.А. Кухаренко, литературоведения М.М. Бахтина, Е. М. Мелетинского, Д. С. Лихачева, С. С. Аверинцева, Ю. М. Лотмана и других учёных. Дипломная работа состоит из оглавления, введения, трех глав с разделами, заключения и списка литературы. Практическая значимость заключается в том, что ее материалы могут быть использованы в вузовских курсах филологического анализа и стилистики, спецкурсах по творчеству С. Моэма, Э. Хемингуэя, У. Голдинга, а также на уроках литературы в школах гуманитарного профиля. Полученные результаты создадут базу для дальнейших исследований в области категориального аппарата художественного текста и индивидуального стиля. . ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА КАК КАТЕГОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА В ФИЛОЛОГИИ 1.1. Лингвистические подходы к изучению текста В середине XX века текст рассматривался не только как материал для анализа, как среда, в которой функционируют различные языковые единицы, но и как особая речевая единица, речевое произведение. Выделившись в качестве самостоятельной филологической науки в 60-х годах XX века, лингвистика текста способствовала утверждению нового ракурса в исследовании языка как средства коммуникации. Несмотря на пересечения с другими науками, связанными с изучением текста - прагматикой, герменевтикой, семиотикой, теорией текста, лингвистика текста обладает собственным онтологическим статусом. Будучи сложным знаком, имеющим план выражения и план содержания, текст выражает знания автора о действительности, которые воплощаются в виде индивидуально-авторской картины мира. Создавая текст, автор производит селекцию знаковых форм (языковых средств) и отбирает те из них, которые, с одной стороны, максимально полно и адекватно выражают замысел, а с другой - максимально соответствуют «типу» реципиента, входят в его знаковую систему и смысловой код, что и позволяет последнему понимать текст. Будучи явлением, не только лингвистическим, но и экстралингвистическим, текст связан с окружающей действительностью отношениями двунаправленности. Таким образом, в изучении текста наблюдается множество подходов и направлений, дополняющих друг друга. Можно выделить следующие основные подходы к изучению текста [Бабенко: 104]: 1. Лингвоцентрический подход наиболее традиционен для анализа текста. Его суть - изучение функционирования языковых единиц и категорий в условиях художественного текста. Этим занималась традиционная стилистика, эстетика слова, стилистика языковых единиц (В. Григорьев, Б. Ларин, А. Новиков). Предметом изучения в этом случае могут становиться глаголы цвета и речи в тексте, безличные предложения, видовременные формы в творчестве отдельных писателей, и т.д. Достоинство подобного подхода - возможность выявления функциональных свойств тех или иных единиц, особенностей идиостиля писателя. Подобный подход является основным в функциональной лингвистике и стилистике. Однако познание текстовой природы этих единиц остается за рамками исследования. 2. Текстоцентрический подход основан на представлении о тексте как о результате и продукте творческой деятельности. Текст рассматривается как целостный завершенный объект исследования. В качестве самостоятельных направлений изучения текста выделяются семантика и грамматика (синтаксис) текста, при этом текст рассматривается как структурно-семантическое целое (Г. Золотова, К. Кожевникова, И. Ковтунова). В рамках этого направления текст рассматривается как уникальное речевое произведение, обладающее набором собственных категорий и свойств (И. Гальперин, Е. Гончарова, Е. Падучева, В. Кухаренко). 3. Антропоцентрический подход связан с интерпретацией текста в аспекте его порождения (позиция автора) и восприятия (позиция читателя), а также в аспекте воздействия на читателя и в деривационном аспекте. Это результат попыток преодолеть неадекватность традиционных классификаций текста основанных присущих тексту структурных признаках. В зависимости от фокуса исследования здесь выделяются следующие направления: а) психолингвистическое (Л. Выготский, Т. Дридзе, А. Леонтьев, И. Зимняя, Н. Жинкин, А. Лурия, Л. Сахарный, А. Шахнарович); б) прагматическое (Ф. Баранов); в) деривационное (Е. Кубрякова, Л. Мурзин); г) коммуникативное (Г. Золотова, Н. Болотнова); д) жанрово-стилевое (М. Бахтин, М. Кожина, М. Федосюк, Т. Шмелева). Текст создается ради того, чтобы объективировать мысль автора, воплотить его творческий замысел, передать знания и представления о человеке и мире, вынести эти представления за пределы авторского сознания и сделать их достоянием других людей [Бабенко 2000: 42]. Таким образом, текст не автономен и не самодостаточен - он основной, но не единственный компонент текстовой (речемыслительной) деятельности. Важнейшими составляющими ее структуры, помимо текста, являются автор (адресант текста), читатель (адресат), сама отображаемая действительность, знания о которой передаются в тексте, и языковая система, из которой автор выбирает языковые средства, позволяющие ему адекватно воплотить свой творческий замысел. Схематически структуру текстовой деятельности можно изобразить следующим образом: Значения направленности стрелок в схеме: 1. Автор создает текст, обращенный к читателю (стрелки 1 -> 2 -> 3). 2. Автор отображает (осознанно или подсознательно) факты, события, переживания и т.п. из мира действительности, знания о которых выражаются в тексте, представляя собой индивидуально-авторскую картину мира (1 -> 4 -> 2). 3. Автор обращается к ресурсам языковой системы и отбирает из них те языковые средства, которые передают его творческий замысел (1 -> 5 -> 2). 4. Читатель, испытывая воздействие текста, стремится понять его и проникнуть в творческий замысел автора (3- - -> 2- - -> 1). 5. Читатель стремится представить себе в полной мере авторскую картину мира (3- - -> 2- - -> 4- - -> 1). 6. Сам процесс интерпретации текста читателем связан в то же время с осознанным или неосознанным осмыслением и внешней, словесной, стороны текста - лексической, грамматической и стилистической (3 - - -> 2 - - -> 5 - - -> 1). Таким образом, текстовая деятельность - многосложная и многокомпонентная психолого-интеллектуальная коммуникация, а так как этот вид речевой коммуникации выполняет еще и эстетическую функцию, то эту разновидность коммуникации стали рассматривать как литературную коммуникацию [Дейк 1989: 87]. Психолингвистическое направление изучения текста является наиболее разработанным. Оно отличается активным использованием экспериментальных методов и рассмотрением функционирования языка и языковых единиц как особого рода психологической реальности. При этом текст рассматривается одновременно и как результат, и как продукт речевой деятельности, и как процесс создания данного текста (текст по своей природе процессуален и динамичен, создается в процессе общения и существует в форме процесса восприятия для слушающего, и для говорящего [Бойко 2006: 77]. Модели порождения текста и механизм текстообразования описаны в работах Л. Выготского и А. Леонтьева. Семантическое направление изучения текста рассматривает текст как завершенное целостное произведение, результат творческой деятельности автора. Психолингвистическое направление изучения теста - динамический процесс взаимодействия автора и реципиента [Арнхейм: 1994 122]. Когнитивный подход к исследованию текста представляет собой чрезвычайно важную и актуальную проблему современной лингвистики и филологии, и основные причины этого могут быть сформулированы следующим образом [Гальперин 1981: 98]. Во-первых, текст - это такой же объект лингвистического исследования, как и единицы других уровней и систем. Существует точка зрения, что лингвистика могла бы избавиться от многих своих заблуждений, если бы начала как бы «с нуля», исследуя реально зафиксированные образцы текстов. Во-вторых, если ориентироваться на функциональный подход, то есть стремиться объяснять наблюдаемые явления, то при изучении текста (в отличие от составляющих меньшего размера) невозможно остаться в рамках внутриязыковых координат. В-третьих, одно из ключевых понятий когнитивной лингвистики концепт как сущность, прежде всего ментальная. Он изучается в связи с процессами говорения и понимания как процессами взаимодействия психических субъектов - автора и читателя, следовательно, использование концептуального анализа естественно и для лингвистики текста. Художественный текст в свете когнитивной парадигмы осмысляется как сложный знак, который выражает знания писателя о действительности, воплощённые в его произведении в виде индивидуально-авторской картины мира. Как замечает А. И. Новиков, семантику текста составляет мыслительное образование, которое соответствует непосредственному результату понимания, существующему в виде той информации, которая возбуждается в интеллекте непосредственно под воздействием совокупности языковых средств, составляющих данный текст, а также той информации, которая привлекается для его понимания [Новиков 1983: 50]. Данная концепция семантики текста направляет внимание исследователя на две основных составляющих семантического пространства текста, а именно: на когнитивный (понимаемый как информационно-смысловой) компонент его содержательной структуры, разбивающийся в свою очередь на два субкомпонента - денотативный и модальный; на сами когнитивные механизмы и концептуальные системы, лежащие в основе организации и структурирования информации и обеспечивающие функционирование языка и текста в процессе коммуникации, то есть передачу разных типов знаний посредством их активации в процессе речемыслительной деятельности человека [Арнольд 2002: 44]. Прагматическое направление изучения текста рассматривает текст как сложный речевой акт, осуществляющийся с определенными намерениями и целями и с использованием комплекса языковых средств и приемов воздействия на адресата. Прагматика не смещает внимания с текста, но в ней тексты предстают имитационными речевыми актами. Данная имитация реальности возможна при условии? некоего? «соглашения»? между? писателем? и? читателем. Описав основные подходы к исследованию текста и исходя из целей и задач работы, можно сделать вывод, что? использование? когнитивного? подхода? как основного.? В совокупности с? остальными? будет? наиболее? продуктивно? для? данного? исследования? и? полноценного? понимания? поднимаемой? проблемы.? Таким? образом,? подводя? основные? итоги? описания основ? теории? текста,? следует? упомянуть? о? его? многозначности,? комплексности? и? сложности,? что? подразумевает? важность? изучения? текста? как? основополагающего? уровня? языка,? его? ? категорий? и? классификаций. 1.2.СУСущность понятия категории текста и место пространства в системе текстовых категорий Одной? из? важнейших? задач? современной? лингвистики? является? определение? понятия? текстовой? категории? и? выявление? системы? категорий? текста,? которые? характеризуют? его? основные? свойства.? Поиски? системности,? т.? е.? упорядоченности,? организованности,? в? объективной? действительности? привели? к? установлению? определенных? закономерностей? явлений,? которые? получили? название? категорий.? Текстовая? категория? представляет? собой? признак? текста,? отражающий? определенную? часть? общетекстового? смысла? при? помощи? различных? языковых,? речевых? и? текстовых? средств.? По мнению Лотмана Ю.М. текстовая? категория? -? это? признак,? который? свойствен? всем? текстам? и? без? которого? не? может? существовать? ни? один? текст,? то? есть? типологический? признак? текста [Лотман 1998: 30]. Исследование? категорий? текста? актуально,? так? как? нельзя? говорить? о? каком-либо? объекте? исследования,? не? назвав? и? не? объяснив? его? категорий.? Исследование? категорий? текста? предполагает? выявление? особенностей? текстовой? структуры,? организации? языковых? единиц,? связей,? которые? устанавливаются? между? ними.? Важность? исследования? категорий? текста? обусловлена? также? и? тем,? что? без? них? (категорий)? «невозможно? представить? сам? текст? в? его? типологических? чертах»,? и? что? более? существенно,? категории? текста? являются? теми? его? параметрами,? «на? основе? которых? можно? построить? некую? идеальную? модель? этого? объекта? исследования» [Дейк 1989: 81]. Для? установления? глубинных? (содержательных)? различий? между? художественным? и? нехудожественным? текстом? можно? обратиться? к? представлению? такой? категории,? как? пространство.? Специфика? здесь? очевидная,? недаром? в? филологии? существует?? соответствующий термин:?? художественное? пространство.? В? каждом? произведении? литературы? нового? времени? своя? пространственная? сетка,? своя? система? координат.? В? то? же? время? существуют? и? некоторые? общие? закономерности? развития? художественного? пространства.? Следует отметить, что начиная с XVIII? века в литературе? произошел? переворот,? и? автор? получил? право? «моделировать»? повествование,? не? соблюдая? логику? жизнеподобия:? появилась? масса? вставных? рассказов,? отступлений,? нарушилась? хронологическая? «реалистичность».? Современный? автор? может? строить? композицию? произведения,? тасуя? эпизоды? по? своему? усмотрению. Категория? пространства? в? художественном? тексте? очень? важна.? Особенности? выражения? пространственных? связей? менялись? в? зависимости? от? жанра,? литературного? направления,? в? котором? работал? какой-- либо? автор? и? от? многих? других? факторов. В? данном? конкретном? случае,? нас? интересует? более? подробное? рассмотрение? сущности? и? языковых? средств? реализации? категории? пространства в индивидуальном стиле отдельных авторов. Художественный? образ? пространства? в? литературном? тексте? имеет? концептуально? -? психологическое? основание, что? обуславливает? его? уникальность? и? своеобразие.? Обобщение? близких,? похожих? по? характеру? репрезентаций? пространственных? отношений? в? контексте? различных? литературно? -? художественных? произведений? позволяет? говорить? об? общих? закономерностях? воплощения? пространства? в? художественном? тексте,? о? его? основных? типологических? разновидностях:? психологическом,? географическом,? точечном,? фантастическом,? космическом.? Пространство? уникально:? в? художественном? тексте? автор? создает? условное? время? и? пространство,? именно? автор? определяет? местоположение? персонажей? и? временной? период? развития? сюжета.? Писатель? «отражает? в? создаваемом? им? произведении? реальные? пространственно-временные? связи,? выстраивая? параллельно? реальному? ряду? свой,? перцептуальный,? творит? и? новое? -? концептуальное? -? пространство,? которое? становится? формой? осуществления? авторской? идеи» [Дейк: 1989 81]. Главным? отличием? художественного? мира? от? объективного? является? то,? что? это? пространство? героя,? где? особое? внимание? уделяется? его? состоянию,? а? духовный? мир? является? центром? произведения.? Таким? образом,? становится? очевидной? зависимость? художественного? пространства? от? человека. Неизменным? остается? тот? факт,? что? континуум? как? особая? категория? художественного? текста,? обозначающая? пространство,? играет? исключительно? важную? роль? в? организации? его? содержания? и? в? отображение? знаний? автора? об? устройстве? мира.? При? этом? пространство? и? время? в? реальности? неотделимы? друг? от? друга?.? В? то? же? время? практический? лингвистический? анализ? этих? категорий? предполагает? их? рассмотрение? по? отдельности.? В? данном? конкретном? случае,? нас? интересует? более? подробное? рассмотрение? теоретические? аспекты? категории? пространства.? Время? и? пространство? уникальны,? ибо? имеют? не? объективную? основу? своего? существования,? а? субъективную:? в? художественном? тексте? автор? создает? условное? время? и? пространство,? именно? автор? определяет? местоположение? персонажей? и? временной? период? развития? сюжета.? По мнению Хализева В.Е. писатель?: «отражает? в? создаваемом? им? произведении? реальные? пространственно-временные? связи,? выстраивая? параллельно? реальному? ряду? свой,? перцептуальный,? творит? и? новое? -? концептуальное? -? пространство,? которое? становится? формой? осуществления? авторской? идеи» [Хализев 2002: 77].? Также? можно? говорить? и? о? том,? что? категория? пространства? по?- особому? характеризует? героя? произведения.? В? связи? с? этим? становится? очевидна? связь? героя? художественного? произведения? и? пространства,? в? которое? он? помещен.? Главным? отличием? художественного? мира? от? объективного? является? то,? что? это? пространство? героя,? где? особое? внимание? уделяется? его? состоянию,? а? духовный? мир? является? центром? произведения.? Таким? образом,? становится? очевидной? зависимость? художественного? пространства? от? человека. Художественное? пространство? -? одна? из? форм? эстетической? действительности,? творимой? автором.? Это? диалектическое? единство? противоречий:? основанное? на? объективной? связи? пространственных? характеристик? (реальных? или? возможных),? оно? субъективно,? оно? бесконечно? и? в? то? же? время? конечно. В? тексте,? отображаясь,? преобразуются? и? носят? особый? характер? общие? свойства? реального? пространства:? протяженность,? непрерывность? -? прерывность,? трехмерность? -? и? частные? свойства? его:? форма,? местоположение,? расстояние,? границы? между? различными? системами.? В? конкретном? произведении? на? первый? план? может? выступать? и? специально? обыгрываться? одно? из? свойств? пространства. Пространство? может? быть? представлено? в? тексте? как? расширяющееся? или? сужающееся? по? отношению? к? персонажу? или? определенному? описываемому? объекту.? По? степени? обобщенности? пространственных? характеристик? различаются? конкретное? пространство? и? пространство? абстрактное. Реально? видимое? персонажем? или? рассказчиком? пространство? дополняется? пространством? воображаемым.? Согласно определению А. И. Новикова пространство? -? одно? из? основных? проявлений? реальности,? с? которой? сталкивается? человек,? как? только? он? начинает? осознавать? себя? и? познавать? окружающий? мир.? Оно? воспринимается? как? нечто? существующее? вне,? вокруг? человека? -? наблюдателя,? находящегося? в? центре? пространства [Новиков 1983: 60]. Данная? концептуальная? структура? в? свернутом? виде? содержит? указания? на? важнейшие? характеристики? пространства,? отмечаемые? обычно? исследователями? данной? категории: 1. Антропоцентричность? - связь? с? мыслящим? субъектом,? воспринимающим? среду? и? осознающим? пространство,? и? с? его? точки? зрения; 2. Отчуждаемость? от? человека,? осмысление? его? как? вместилища,? вне? которого? находится? человек; 3. Круговая? форма? организации? пространства,? в? центре? которого? находится? человек; 4. Предметность? -? наполненность? пространства? вещами,? предметами? (в? широком? смысле? слова); 5. Непрерывность? и? протяженность? пространства,? наличие? разной? степени? удаленности:? близкое? и? далекое? пространство; 6. Ограниченность? пространства:? открытое? -? закрытое; 7. Направленность? пространства:? горизонтальная? и? вертикальная? его? ориентации; 8. Трехмерность:? верх? -? низ,? впереди? -? сзади,? слева? - справа; 9. Включенность? пространства? во? временное? движение. Проведенный? рядом? ученых? (М.? М.? Бахтин,? М.? Ю.? Лотман,? В.? Н.? Топоров)? анализ? художественного? пространства? показал,? что? пространство? в? художественном? тексте? структурировано,? как? и? любая? другая? моделирующая? система.? В? художественном? тексте,? с? одной? стороны,? находят? отражение? все? существенные? свойства? пространства? как? объективной? бытийной? реальности,? ибо? в? тексте? отражается? реальный? мир.? С? другой? стороны,? репрезентация? пространства? в? каждом? отдельном? художественном? тексте? уникальна,? так? как? в? нем? воссоздаются? творческим? мышлением,? фантазией? автора? воображаемые? миры [Бондарко 1988: 54]. Следует несколько подробнее остановиться на коммуникативном? аспекте текста, который ? является? важным? компонентом исследования его основных параметров и в частности пространства?.? Создание? текста? и? его? интерпретация? представляют? собой? основной? аспект? коммуникации.? ? Изучение? процессов? формирования? и? восприятия? такого? важного? и? актуального? объекта? лингвистики,? как? текст,? представляет? большую? ценность? для? исследования? содержательной? стороны? языка.?[Топоров 1983: 49]. ? Ни? одна? другая? лингвистическая? единица? не? характеризуется? таким? обильным? и? сложным? переплетением? составляющих? систему? компонентов,? которые? находятся? в? столь? тесной? взаимосвязи? и? взаимообусловленности. При? изучении? текста? необходимо? принимать? во? внимание? все? его? аспекты,? из? которых? одним? из? основных? является? коммуникативный.? Создание? текста? и? его? интерпретация? представляют? собой? основной? аспект? коммуникации.? Коммуникация? всегда? предполагает? взаимодействие? деятельности? креатора? и? рецептора,? следовательно,? при? анализе? текста? принято? учитывать? дихотомию? «пишущий? -? читающий» [Дейк 1989: 94].? Любое? произведение? создается? автором? с? целью? воздействия? на? читателя.? Автор? пытается? вызвать? у? читателя? определенную? реакцию,? а? читатель,? в? свою? очередь,? пытается? воспринять? это? произведение? по? возможности? так,? как? его? мыслит? сам? автор.? Адекватное? восприятие? написанного? читателем? -? цель,? к? которой? должен? стремиться? автор? в? процессе? создания? текста.? «Структурную? организацию? текста? отражают? также? понятия? цельности? и? связности.? Оба? понятия? характеризуются? через? набор? признаков,? выбор? которых? при? создании? текста? относительно? свободен.? Признаки? связности? не? задаются? коммуникативной? интенцией? говорящего,? а? проявляются? в? ходе? порождения? текста.? Цельность? текста? заключается? в? единстве? коммуникативной? интенции? говорящего? и? в? иерархии? программ? речевого? высказывания. В? связном? тексте? различают? два? уровня:? структурно-смысловой? и? собственно? семантический.? Единицей? собственно? семантического? уровня? текста? считают? абзац,? в? особенностях? композиции? которого? отражается? семантическая? динамика? текста.? На? структурно-смысловом? уровне? выделяют? две? единицы:? сложное? синтаксическое? целое? (ССЦ)? и? сверхфразовое? единство? (СЕ).? С? помощью? этих? единиц? осуществляется? внутренняя? связь? самостоятельных? предложений? в? тексте» [Лотман 1998: 19]. Таким? образом,? литературно? - художественный? образ? пространства? имеет? коммуникативно -? концептуальные? основания.? Это? континуум,? в? нём? размещаются? персонажи,? и? совершается? действие.? Оно? имеет? не? физическую? природу,? так? как? оно? не? является? пассивным? вместилищем? героев? и? сюжетных? эпизодов.? Для? характеристики? литературно? -? художественного? пространства? имеет? значение? характер? и? объем,? параметры? объектов,? заполняющих? пространство? вокруг? субъекта [Бойко 2006: 105]:? -? оно? может? быть? замкнутым? либо? ограниченным? телом? субъекта? (микрокосм)? или? ближайшими? границами? (дом,? комната…); -? может? быть? открытым,? протяженным,? панорамным? (макрокосм); -? оно? может? быть? также? сжатым,? суженным? и? расширенным,? увеличенным.? Учитывая, во-первых, степень и характер объектной наполненности литературно-художественного пространства; во-вторых, явно (неявно) выраженный характер взаимодействия субъекта и окружающего пространства; в-третьих, фокус, точку зрения наблюдателя, в том числе автора и персонажа, Лотман М.Ю. предлагает различать следующие типы литературно-художественного пространства: -? Психологическое? (замкнутое? в? субъекте)? пространство,? при? воссоздании? его? наблюдается? погруженность? во? внутренний? мир? субъекта,? точка? зрения? при? этом? может? быть? как? жесткой,? зафиксированной,? статичной,? так? и? подвижной,? передающей? динамику? внутреннего? мира? субъекта. -? Близкое? к? реальному? географическое? пространство,? в? том? числе,? это? может? быть? конкретное? место,? обжитая? среда:? городская,? деревенская,? природная.? При? этом? точка? зрения? может? быть? как? жесткой,? закрепленной,? так? и? движущейся.? Это? плоскостное? линеарное? пространство,? которое? может? быть? направленным? и? ненаправленным,? горизонтально? ограниченным? и? открытым,? близким? и? далеким. Фантастическое? пространство? наполнено? нереальными? с? научной? точки? зрения? и? с? точки? зрения? обыденного? сознания? существами? и? событиями.? Оно? может? иметь? как? горизонтальную,? так? и? вертикальную? линеарную? организацию,? это? чужое? для? человека? пространство.? Этот? тип? пространства? является? жанрообразующим,? вследствие? чего? в? отдельный? жанр? выделяется? фантастическая? литература.? Но? данный? тип? пространства? обнаруживается? и? в? литературно? -? художественных? произведениях,? которые? нельзя? однозначно? отнести? к? фантастике,? так? как? многообразие? форм? проявления? фантастического? мотивирует? и? разнообразие? его? художественного? переосмысления. Социальное? пространство? субъекта? -? деятеля,? субъекта? -? преобразователя.? Это? свое? для? человека,? освоенное? им? пространство,? в? котором? в? основном? протекает? его? сознательная? жизнь,? совершаются? события,? имеющие? социально? -? общественную? обусловленность.? Модальность? изображения? подобного? пространства? может? быть? различной:? от? пафосной,? оптимистической? до? сниженной,? иронической. [Лотман 1998: 68] В? художественном? тексте? соответственно? различаются? пространство? повествователя? (рассказчика)? и? пространство? персонажей.? Их? взаимодействие? делает? художественное? пространство? всего? произведения? многомерным,? объемным? и? лишенным? однородности,? в? то? же? время? доминирующим? в? плане? создания? целостности? текста? и? его? внутреннего? единства? остается? пространство? повествователя,? подвижность? точки? зрения? которого? позволяет? объединить? разные? ракурсы? описания? и? изображения. Средствами? выражения? пространственных? отношений? в? тексте? и? указания? на? различные? пространственные? характеристики? служат? языковые? средства:? синтаксические? конструкции? со? значением? местонахождения,? бытийные? предложения,? предложно-падежные? формы? с? локальным? значением,? глаголы? движения,? глаголы? со? значением? обнаружения? признака? в? пространстве,? наречия? места,? топонимы.? Художественное? пространство? неразрывно? связано? с? художественным? временем.? Взаимосвязь? времени? и? пространства? в? художественном? тексте? выражается? в? следующих? основных? аспектах [Аскин 1974: 87]:? 1)? две? одновременные? ситуации? изображаются? в? произведении? как? пространственно? раздвинутые,? соположенные.? 2)? пространственная? точка? зрения? наблюдателя? (персонажа? или? повествователя)? является? одновременно? и? его? временной? точкой? зрения,? при? этом? оптическая? точка? зрения? может? быть? как? статичной,? так? и? подвижной? (динамичной); 3)? временному? смещению? соответствует? обычно? пространственное? смещение; 4)? убыстрение? времени? сопровождается? сжатием? пространства. 5)? напротив,? замедление? времени? может? сопровождаться? расширением? пространства,? отсюда,? например,? детальные? описания? пространственных? координат,? места? действия,? интерьера? например,? произведениях? У.С.Моэма.? 6)? течение? времени? передается? посредством? изменения? пространственных? характеристик:? «приметы? времени? раскрываются? в? пространстве,? и? пространство? осмысливается? и? измеряется? временем» [Аскин 1974: 87]. Таким образом, в 1 главе мы описали основные подходы к исследованию текста и определили необходимы....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: