VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Специфика исламского бизнеса в сравнении с западным социальным предпринимательством

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K012543
Тема: Специфика исламского бизнеса в сравнении с западным социальным предпринимательством
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования "Дипломатическая академия

Министерства иностранных дел Российской Федерации"

Профиль подготовки

"Торговая политика"



Допустить к защите

протокол заседания кафедры

№___от________



Заведующий кафедрой

Мировой экономики

Профессор, д. э. н.,

Толмачёв Петр Иванович

"___" ____________2017 г.



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 

на тему: "Специфика исламского бизнеса в сравнении с западным социальным предпринимательством"

студента бакалавриата 4 курса факультета

«Мировая Экономика»

Холиковой Джононы Алишеровны

________________

	

	Научный руководитель:

	 к. э. н., профессор  кафедры

	Мировой экономики

	Логинов Борис Борисович





Москва, 2017 г.

Содержание



Введение…………………………………………………………………………...3



Глава 1. Сходства и различия исламского бизнеса и западного подхода к социально-ответственному предпринимательству……………………………..7


1.1. Экономико–правовые основы социального предпринимательства в западных ………………...………………………………………………………...7



1.2. Сравнительная характеристика исламских и западных социально-ответственных предприятий  …………………………………………………...12



Глава 2. Социальная основа операций исламских финансовых институтов...18


2.1. Масштабы исламского финансового бизнеса в мировой экономике …...18



2.2. Социальные проекты исламских финансовых институтов в мусульманских государствах…………………………………………………...25


Глава 3. Возможность реализации социальных исламских проектов в России и других странах СНГ. …………………………………………………………..

3.1. Характеристика развития социальной сферы и социальных институтов на постсоветском пространстве……………………………………………………..

3.2. Особенности развития исламских финансов в России и странах СНГ…..



Заключение………………………………………………………………………..



Список литературы…………………………………………………………………



Приложения………………………………………………………………………...


Введение



Идея корпоративной социальной ответственности начала принимать узнаваемую форму в третьем десятилетии прошлого века. К середине 1920-х годов бизнес-сообщество признало необходимость того, чтобы корпоративные директоры выступали в качестве доверенных лиц, представляющих  интересы не только акционеров, но и всего общества. Основная идея корпоративной социальной ответственности заключается в улучшении социальной жизни бизнес - корпорациями, своего рода,  альтруистическое ведение бизнеса. Одним аз аргументов в пользу КСО стало изменение отношения общества к бизнесу, осознавшего его зависимость от общества: бизнес может процветать только в обществе, где индивиды не могут самостоятельно обеспечить себя всеми необходимыми благами. Таким образом, деловое сообщество должно, в свою очередь, проявлять заботу об обществе, создающем идеальную среду для их деятельности и получения прибыли. 

Важным событием за последнее десятилетие стал рост внимания к степени ответственности, инклюзивности (открытости) и устойчивости финансового сектора. Глобальный финансовый кризис напомнил об основной цели финансового посредничества – обеспечение устойчивого развития реальной экономики. На финансовые институты возложена ответственность за поощрение и применение на практике ответственного поведения в соответствии с долгосрочным социально-экономическим развитием и защитой окружающей среды. Для развитых рынков характерны социально ответственные инвестиции и повышенное внимание к экологическому, социальному и управленческому аспекту. Аналогичные тенденции также начинают набирать обороты на развивающихся рынках. 

Исламские финансы обладают уникальной возможностью пропагандировать корпоративную социальную ответственность, соответствующую принципу социально-экономической справедливости в исламском праве.  Более 750 стихов в Коране связаны с важностью достижения человеком равновесия и сдержанности, а также ответственностью за пользование природными ресурсами. 

Основанная на религии этика исламских финансов отдает преимущество повышению материального благосостояния, экономическому развитию, а также способствует социальной справедливости и деятельности, основанной на труде, бережливости и низком уровне обремененности долгом. Все это в совокупности определяет корпоративную социальную ответственность ключевым принципом работы финансовых институтов.

Перед финансовым сектором стоит задача, являющаяся основной миссией исламских финансов, которая стала более актуальной в свете растущего экономического и социального неравенства и экологических проблем. Ряд исламских финансовых учреждений работает над решением вопроса о способах эффективного распределения таких исламских финансовых инструментов, как вакфы (пожертвования), закят (обязательная подача милостыни) или облигации сукук . Первый выпуск исламских облигаций сукук для финансирования расширения деятельности в сфере образования и возобновляемых источников энергии в 2015 году является примером социально ответственного инвестирования в процесс, приносящий позитивные социальные и экологические результаты. Рост объемов выпуска облигаций сукук в будущем еще больше укрепит ценностное предложение исламских финансов, которое заключает в себе финансовую отдачу и повышение благосостояния общества. Другим примером инновации с большим потенциалом служит создание нового класса финансовых активов -  углеродных кредитов, разработанных в соответствии с  принципами исламских финансов. Эта идея имеет огромный потенциал для стимулирования конкретных действий предприятий по сокращению выбросов углекислого газа. Премьер-министр Малайзии в прошлом году заявил, что промышленным предприятиям следует воспользоваться возможностью приобрести квоты на выбросы углерода в тропических лесах Малайзии, которое правительство готово предоставить в целях стимулирования развития нового класса активов. 

Актуальность темы дипломной работы связана со значительным глобальным распространением исламских финансовых продуктов и заключается в необходимости развития научных представлений  о социальной деятельности исламского финансового бизнеса.

Объектом исследования является исламский финансовый сектор.

Предмет исследования - исламская альтернатива различным теориям, лежащим в основе корпоративной социальной ответственности.

Основная цель данной работы  заключается в определении специфики исламского бизнеса как альтернативного этического института.

Для достижения указанной  цели поставлены следующие задачи:

установить ход развития концепции социальной ответственности

сравнить западный социально ответственный бизнес и исламскую модель

оценить масштабы исламского финансового бизнеса в мире и, в частности, в России

оценить масштабы развития социальной ответственности по исламской модели в мусульманских государствах

выявить особенности развития сектора исламских финансов на постсоветском пространстве

Несмотря на то, что исламские социальные финансы все больше вовлекаются в архитектуру развития, влияние сектора на социально-экономические и экологические сферы остается недостаточно изученным.

Теоретическую основу исследования составили международные специализированные отчеты,  теории и концепции, выдвинутые зарубежными авторами научных трудов в области экономики, как Милтон Фридман, Эдвард Фриман, Арчи Кэролл, а также научные работы отечественных исследователей: Беккина Р.И., Егорова А.В., Батаевой Б.С. и ряда других специалистов.

Научная новизна исследования заключается в дополнении и развитии немногочисленных исследований по данной проблематике.

Методология работы построена на общенаучных и специальных методах экономического анализа таких, как эмпирический, историографический, абстрактно-логический, системный, функциональный, сравнительный, статистический, графический, классификаций и группировок. 

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе приведена сравнительная характеристика различных КСО концепций и моделей. Во второй главе исследованы размеры исламского финансового сектора и социальные проекты. Третья глава сфокусирована на исламских социальных финансах в России и постсоветском пространстве.  




Глава 1. Сходства и различия исламского бизнеса и западного подхода к социально-ответственному предпринимательству.



Корпоративная социальная ответственность (КСО), также называемая ответственным поведением или социальной  ответственностью бизнеса, обычно понимается как способ сбалансированного решения реальных экономических, экологических и социальных задач. На практике это набор стандартов, с помощью которых организации могут оказывать воздействие на окружающую среду с перспективой создания устойчивого развития. Несмотря на то, что ключевые принципы КСО остаются неизменными, задачи КСО различаются по своей природе и значимости в зависимости от отрасли и географии применения, так как в разных частях мира внимание акцентируют на разных проблемах. Тем не менее, в общем смысле, под КСО понимают открытую и прозрачную деятельность, основанную на этических ценностях и уважении к обществу, сотрудникам и окружающей среде. В более конкретном контексте развивающихся стран, КСО можно понимать как формальные и неформальные способы, которыми бизнес вносит вклад в улучшение управленческих, социальных, этических, трудовых и экологических условий развивающихся стран,  оставаясь при этом внимательным к преобладающим религиозным, историческим и культурным ценностям. 



Экономико-правовые основы социального предпринимательства в западных странах и США



В Европе экономический вклад компаний носит характер, в большей мере ориентированный на развитие, который  благоприятствует созданию среды для ответственного бизнеса. С правовой точки зрения филантропическая ответственность в Европе чаще обязательна, в отличие от  США, где компании и предприниматели могут вести социальную деятельность по своему усмотрению. 

Ключевые факторы развития КСО на Западе можно поделить условно на внешние и внутренние. Среди внешних двигателей эксперты выделяют глобализацию, насущные экологические проблемы, международные инициативы, предпринимаемые деловым сообществом для решения проблем устойчивого развития, правительственные меры, влияющие на устойчивое развитие и руководящие принципы управления, а также давления со стороны инвестиционного сообщества, неправительственных организаций (НПО) и средств массовой информации. К внутренним факторам относятся управление рисками, репутация компании, доходы и затраты, давление со стороны сотрудников и клиентов и, наконец, конкурентное преимущество. В то время как компания может проявить активность в отношении внутренних факторов, то в отношении внешних они занимают пассивную позицию. Для западных компаний основным двигателем КСО является клиент. Требования клиентов вместе с высокой конкуренцией побуждают компании к созданию продуктов и принципов, представляющих ценность для потребителя. 

Американское агентство по связям с общественностью и маркетингу Cone Communications в 2015 году провела исследование в области потребительских ожиданий, выявив, что 91% американцев ожидают от корпораций проявления большей инициативы в решении социальных и экологических проблем, 90% населения готова объявить бойкот компаниям, не соблюдающим этические нормы,  а также  более 70% готовы переплачивать в пользу "социально ответственных" продуктов. Согласно исследованию, ответственная позиция бизнеса приведет к росту доверия, лояльности потребителя и повышению имиджа самого предприятия.

Помимо потребителя политику КСО на западе формируют и другие стейкхолдеры, то есть заинтересованные стороны: НПО, исследователи, консультанты и правительства.

Создание правовых систем является важным фактором развития социального предпринимательства (СП) в Европе. В последние годы национальные законы, регулирующие деятельность СП, стали принимать во многих европейских странах, например, в Бельгии, Финляндии, Франции, Италии, Польше, Португалии и Великобритании. Для большинства из них правовые системы внесли большой вклад в развитие их социальных предприятий, особенно в Италии и Англии, где произошел бум социальных предприятий после принятия новых законов, максимизирующих функции СП,  и создания основных социально-экономических ценностей. В США новые правовые формы СП в какой-то степени составляют ограничения традиционных форм СП и предлагают больше капитала для развития социального предпринимательства. Так, с помощью новых правовых форм предприниматели имеют больше возможностей для решения социальных вопросов.

Важную роль в развитии правовых систем социального предпринимательства в странах-членах ЕС играет Европейская комиссия. Помимо содействия научно-исследовательской деятельности и финансовой поддержки социальных предприятий Европейская комиссия является ключевым участником процесса развития правовой системы социального предприятия в каждом государстве-члене. Главными мерами Европейской комиссии по стимулированию развития социального предпринимательства в государствах-членах считаются: 

во-первых, принятие акта о едином рынке в апреле 2011 года - двенадцать направлений для ускорения роста и укрепления доверия. Предлагаемые меры уже принесли успех социальным кооперативам и CIC (community interest companies - в Великобритании). В частности, Комиссия предложила разработать рамочную программу для фондов социальных инвестиций. Данное предложение поощряет развитие в государствах-членах социальных предприятий путем продвижения интересов общества (социальное, этическое и экологическое развитие) выше извлечения прибыли с тем, чтобы решить проблему безработицы и добиться ускоренного роста;

во-вторых, выпуск «Социальной бизнес-инициативы». В целях борьбы с бедностью и социальной изоляцией в рамках Европейской платформы Европейская комиссия опубликовала «Социальную бизнес-инициативу», которой будут руководствоваться государства-члены, чтобы улучшить социальное предпринимательство для достижения основной цели. «Социальная бизнес-инициатива» включает в себя четыре основные меры: во-первых, создание нормативной базы для увеличения частного финансирования социального предприятия; 

во-вторых, содействие взаимному обучению и укреплению потенциала на национальном и региональном уровнях; 

в-третьих, упрощение регулирования Европейского кооперативного общества и популяризация статуса социальных кооперативов во всех государствах-членах; 

в-четвертых, упрощение правил оказания помощи в интеграции и оказания бытовых услуг, а также усовершенствование процесса государственных закупок в категориях социальных и медицинских услуг. 

Вышеупомянутые меры отражают тенденцию, согласно которой Европейская комиссия посредством юридических предложений поднимает социальное предприятие с национального уровня на региональный уровень, которые служили для освещения роли Европейской комиссии в развитии социального предприятия в государствах-членах. Новые правовые системы, основанные на ограничениях прежней правовой системы. На основе опыта существовавших правовых систем Европы и США были созданы новые правовые системы социального предпринимательства. Например, новая правовая форма социального кооператива в Италии была создана на основе ограничений традиционной формы социального сотрудничества;  форма L3C (low-profit limited liability company) в США также модифицирована из традиционной формы некоммерческих организаций и коммерческих корпораций с учетом ограничений. Целью создания новой правовой системы является реализация ключевых целей социальных предпринимателей, например, решение проблемы безработицы для людей с инвалидностью и других "слабых" групп на рынке труда. На деле новые правовые системы появились из-за неспособности традиционных форм разрешить насущные социальные проблемы. Новые правовые системы СП в Италии и Англии занимались решением социальных проблем и оказали значительное позитивное социальное влияние. 

Существуют две правовые формы социального предпринимательства: форма социальных кооперативов в Италии, Греции, Польше и Франции, характеризующаяся определенной степенью ограничения некоммерческой деятельности и правил демократического управления, а также форма "компании" в Великобритании и Бельгии. Несмотря на то, что правовые формы в некоторых странах одинаковы, тем не менее, устройства системы отличаются друг от друга ввиду национальных особенностей. С одной стороны, существует тенденция обмена опытом между членами ЕС. Кроме того, существуют международные руководства по развитию социальных предприятий от регионального до мирового уровня, например, юридические меры социального предпринимательства, предложенные Еврокомиссией, и Принципы Международного кооперативного альянса (International Cooperative Alliance).С другой стороны, как было упомянуто, в каждой стране есть свои отличительные особенности в их нормативных базах. 





Сравнительные характеристики западных и исламских социально-ответственных предприятий

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Модели КСО 

Европейская 

Исламская 		

Форма КСО 

Скрытая 

Скрытая 

Экономическая ответственность

Законодательно установленные рамки поведения 

Направленность на соответствие с принципами социально-экономической справедливости по Шариату 

Юридическая ответственность 

Проработанное законодательство о правилах ведения бизнеса 

Приоритет религиозного фактора и статуса компании 

Этическая ответственность 

Высокие налоги и высокий уровень государственной социальной защиты 

Приоритет состояния человеческих отношений в экономической жизни, содействие целям процветания исламского общества в целом 

Благотворительность (филантропия) 

Высокое налоговое бремя переносит на государство ответственность за финансирование культуры, образования, т.п.

Пропаганда ислама, религиозно-просветительской и благотворительной деятельности. 

Основные стейкхолдеры по степени важности 

Персонал. Потребители.

Сообщество. Акционеры.

Общество. 

Компании. 

Стимулирующие / движущие силы КСО

Сами корпорации. НКО и сообщество. Государство. 

Нормы Корана. Государство. Сами корпорации. 

Роль неправительственных / некоммерческих организаций

Оказывают большое влияние на общественное мнение и давление на бизнес.

Недостаточно развита. Продвигают как современные, таки традиционные формы КСО

Тенденции социальной отчетности 

Инициируется самим бизнесом. Стандарты хорошо адаптированы и широко применяются. Ориентированы на большинство стейкхолдеров.

На стадии развития ввиду экономической отсталости большей части стран.

Источник: Цуциева О.Т. и Гобозова А.З. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ



Ученые Д. Маттен и Дж. Мун выделяют две формы КСО: открытую, которая характерна для США, где бизнес самостоятельно определяет меру своего вклада в развитие общества, и скрытую форму КСО, характерную для западной и исламской модели. Официальные и неофициальные институты в этих странах согласовывают общественные интересы и трансформируют их в обязательные требования к ведению бизнеса.

При раскрытии сущности исламской модели специалисты в исламских финансах априори подвергают критике западную модель КСО. По мнению Хамбера, "не существует абсолютного принципа этики и морали в поведении западного так называемого социально ответственного бизнеса. Необходимо отказаться от поисков универсальной теории морали для использования в бизнесе и от попыток навязать использование любых моральных норм в бизнесе, вместо этого позволить корпорациям определить их моральную ответственность по своему усмотрению».

В процессе анализа модели социальной ответственности бизнеса в рамках страны или региона необходимо рассмотреть роли, которые отводятся гражданскому обществу, государству и деловым организациям. Согласно результатам опроса, проведенного под руководством Дж.Зинкина и Дж.Вильямса, гражданское общество в исламских странах в меньшей степени озабочено вопросами КСО, в отличие от западных жителей. Однако исламская этика сама по себе тесно переплетена с концепцией КСО и требует высоких стандартов отношений с заинтересованными сторонами. 

В исламских странах государство владеет крупнейшими добывающими компаниями. Что касается частного бизнеса, то государственные органы используют различные инструменты, мотивирующие компании к участию в различных социально ответственных инициативах. В исламских странах действуют организации, занимающиеся продвижением социально ответственных практик. Помимо светских законов религиозные нормы регулируют хозяйственное поведение предпринимателей путем воспитания, обучения, создания и совершенствования соответствующих институтов. Институты, разработанные с учетом принципов шариата, предусматривают ограничение свободы человека в его эгоистических интересах. 

Национальная специфика социальной ответственности бизнеса в исламских странах проявляется преимущественно в деятельности производственных компаний, банков, инвестиционных фондов и страховых компаний. Деятельность компаний из исламских государств в целом и внешне схожа с функционированием бизнес-организаций из других стран мира. 

Исламские финансы требуют, чтобы финансовая деятельность и сопровождающие ее правовые инструменты соответствовали исламскому праву (шариату). 

Исламское право обеспечивает всеобъемлющий подход к различным аспектам жизни, включая экономические отношения. В дополнение к правовым нормам, Шариат также определяет моральные принципы экономической деятельности и сделок, права собственности, контрактов, целей экономической деятельности и принципы, которые регулируют поведение и деятельность отдельных лиц, рынков и экономики.

Основой исламских экономических принципов является свобода действий и коллективная ответственность. Таким образом, мотивацией экономической деятельности помимо собственных потребностей служит вклад во благо общества. 

Равенство - элемент концепции справедливости, которое является одним из отличительных признаков исламского учения. Поскольку установление справедливости является одной из основных целей ислама, исламская экономическая система способствует искоренению всех форм неравенства, несправедливости, эксплуатации, угнетения и неправильного поведения.

Имущественные права в исламе считаются неприкосновенными, взаимовыгодный обмен и торговля поощряются. К правилам пользования имуществом относятся баланс в использовании, избегая напрасных трат, использование имущества без ущерба для других (негативные внешние эффекты) и взаимовыгодный равный обмен собственностью. Богатство выше порогового уровня влечет за собой ответственность перед другими и обязывает выплачивать пожертвования (закят). Хотя коммерческие сделки поощряются, поскольку они сохраняют и поддерживают богатство и наследство, они также должны содействовать общей цели - способствовать благосостоянию (маслаха) и предотвращать нанесению ущерб (мафсада). С позиции общества, это означает, что экономика призвана обеспечивать рост и стабильность при справедливом распределении доходов, когда каждое домашнее хозяйство зарабатывает достаточный доход для удовлетворения основных потребностей. Для достижения целей оптимального роста и социальной справедливости в исламской экономике потребуется обеспечить высокий уровень образования и создать рабочие места. Цели исламских финансов включают поддержание богатства путем приобретения и обращения активов и защиту собственности от внешних негативных факторов. 

Исламские финансовые институты ограничены в возможностях получения прибыли, поскольку для них запрещены инструменты получения дохода непосредственно от денежных средств и усложнено извлечение доходов из операций с иностранной валютой и другими традиционными финансовыми инструментами. С точки зрения затрат следование принципам шариата приводит к существенному усложнению документооборота по каждой сделке за счет оформления связанных контрактов купли-продажи, а также дополнительных процедур по определению халяльности сделок. 

Принципы, на которых основывают свою деятельность исламские финансовые институты остаются неизменными уже более 1400 лет. Финансовые продукты должны быть сертифицированы как соответствующие Шариату специализированным экспертом по исламскому праву.В основе концепции исламских финансов лежит запрет на рибу. Сущность запрета заключается в признании несправедливым обогащением, когда хозяин капитала получает процент, вне зависимости от того был ли получен доход или убыток заемщиком капитала. Исламские финансы предлагают делить прибыль и убытки на механизме партнерства (распространенная организационно - правовая форма предпринимательства в исламских странах). Также ислам осуждает любую неопределенность в сроках, условиях, датах в сделке или контракте (гарар). Существуют правила, отличающие "хорошую" деятельность:

деньги не могут порождать деньги: прибыль должна происходить только от реальных операций – торговли или инвестиций в производственные активы; 

прибыль может возникать только как результат разделения коммерческого риска, получение гарантированного инвестиционного дохода запрещено; 

запрет на финансирование деятельности, признанной противоправной законам шариата (харам), как традиционные финансовые институты, алкоголь, азартные игры, табачные изделия, свинина, наркотики и пр. 












Глава 2. Социальная основа операций исламских финансовых институтов.

Исламские финансы сегодня являются эффективным инструментом финансирования в устойчивое развитие во всем мире, в том числе в немусульманских странах. Крупные финансовые рынки выдвигают убедительные доказательства того, что исламские финансы играют важную роль в мировой финансовой системе, и что у нее есть огромный потенциал  для решения проблем, как прекращение крайней нищеты и повышение общего благосостояния.

Исламские финансы - это устойчивая, обеспеченная активами, этическая, экологически и социально ответственная финансовая система. Сектор предполагает разделение рисков, связывает финансовый сектор непосредственно с реальной экономикой и подчеркивает важность доступа к  финансовым услугам и социального благосостояния.



2.1. Масштабы исламского финансового бизнеса в мировой экономике 



Современные исламские финансы появились в середине 1950-х годов, когда были основаны первые исламские банки в Египте и Пакистане, однако они не долго просуществовали (15-20  лет). До середины 1990-х модель, ориентированная на предложение исламских финансовых инструментов, способствовала относительно медленному росту сектора. Появившийся позже спрос значительно стимулировал развитие исламских финансовых инструментов. В 1990 году была создана Организация по бухгалтерскому учету и аудиту исламских финансовых институтов (AAOIFI), которая установила отраслевые стандарты бухгалтерского учета и аудита. В 1990-е годы произошла диверсификация потенциальных возможностей исламского банкинга. Рост осведомленности и спрос на исламские продукты, вместе с поддерживающей политикой правительства и процессом усложнения финансовых институтов в совокупности ускорили темпы роста. 2000-е годы считаются наиболее важным десятилетием в мировой исламской финансовой деятельности. Это связано с появлением облигаций сукук и других структурированных финансовых продуктов, а также распространением рынков капитала  в развивающихся странах. 

Основываясь на богатой истории, индустрия исламских финансов продолжает играть все более значимую роль в мировой экономике. Исламские финансовые активы в 2015 году в совокупности превысили 2 трлн долларов, в отрасли продолжают доминировать банковский сектор и сукук с активами стоимостью 1,45 трлн долларов и 342 млрд долларов соответственно. Ожидается, что банковские активы к 2021 году увеличатся более, чем на половину и  составят 2,7 трлн долларов, а совокупные активы всем финансового сектора достигнут 3,5 трлн долларов. 























Источник: THOMSON REUTERS, STATE OF THE GLOBAL ISLAMIC ECONOMY REPORT 2015/16



Акции такафул (страхование) на сумму  37,7 млрд долларов ежегодно в среднем растут на 11%. Кроме того, количество исламских финансовых институтов в 2015-2016 гг. возросло на 16%, и на 20% больше ученых исследуют быстроразвивающийся рынок исламских финансов.

Наблюдается ряд позитивных трендов, таких как рост доходности по всем отраслям сектора, а также введение новых продуктов, например, создание пенсионных фондов, действующих по шариату. Ярким примером служит пенсионный фонд Малайзии, который объявил крупнейший в мире план сбережений в 26 млрд. долларов. Однако в 2015 году наблюдалось снижение активности исламских фондов в результате негативных тенденций на рынках акций, обусловленных глобальным падением цен на нефть.

Можно выделить три группы стран по роли исламских финансовых институтов в национальной финансовой системе:

системообразующие исламские банки: Иран и Судан (по 100% всех финансовых активов в стране), Саудовская Аравия (55% финансовых активов)

системно значимые исламские банки: Кувейт (30% активов), Катар, Бахрейн (по 25% активов), Бангладеш, Малайзия (по 20% активов), ОАЭ (15% активов), Иордания (12% активов), Индонезия, Пакистан, Турция, Египет (<10% активов) 

нишевые исламские банки: европейские страны (<1% активов финансовой системы)



Источник: THOMSON REUTERS. ISLAMIC FINANCE DEVELOPMENT REPORT 2016





В докладе о состоянии глобальной исламской экономики 2016 года Малайзия, ОАЭ и Бахрейн возглавляют рейтинг индекса исламских финансов, который фокусируется на здоровье экосистемы, обеспечивающее развитие исламских финансов в стране. Индекс рассчитывается на основе 4 критериев: финансовый, правовой, информационный и социальный.



Источник: THOMSON REUTERS, STATE OF THE GLOBAL ISLAMIC ECONOMY REPORT 2015/16



В 2015 году в Малайзии наблюдалось незначительное снижение активов исламских финансовых институтов (414 млрд. долларов), последовавшее за замедлением экономического роста в стране и политикой Центрального Банка Малайзии по сокращению краткосрочных выпусков сукук. Но ожидается, что осуществление программы пенсионного обеспечения и IPO Малазийской компании Dagang Halal может помочь Малайзии внести свой вклад в рост глобальных исламских финансовых активов, прогнозируемых в 3,5 трлн долларов к 2021 году.

Одной из проблем сектора является недостаточная осведомленность, что, в свою очередь, замедляет экспансию деятельности исламских финансов, в частности, в странах Совета по сотрудничеству в Персидском заливе (ССАГПЗ). Несмотря на это, ССАГПЗ остается лидером исламского финансового сектора в регионе, активы которого достигают 922 млрд долларов, что составляет 38% глобальных исламских финансовых активов . Сильные балансовые показатели помогли исламским финансовым институтам в ССАГПЗ наиболее благополучно пережить нефтяной кризис с его последствиями. 

Следуют за Персидским заливом страны Ближнего Востока и Северной Африки с 35% глобальных активов и Азия - 22%.

Другим крупным игроком на рынке является Иран. После снятий санкций ООН в январе 2016 года ожидалось, что иранский финансовый рынок, полностью основанный на принципах шариата, второй по объему исламских финансовых активов в мире (434 млрд долларов) интегрируется в мировую экономику. Однако Иран по-прежнему сталкивается с сопротивлением со стороны европейских и американских банков. Несмотря на крупные технологические изменения в финансовой системе страны, западные эксперты призывают Иран усовершенствовать банковскую систему, указав на слабые места: низкая ликвидность и соответствие устаревшим требованиям Базеля.

Потенциал сектора исламских финансов также осознали Мальдивы, Пакистан и Шри-Ланка, прилагающие согласованные усилия по развитию исламских финансов, так же и в африканских странах, в частности Танзания и Нигерия предпринимают аналогичные меры.

Среди немусульманских стран наиболее развитые рынки исламских финансовых активов находятся в Швейцарии, Великобритании, Гонконге и США.



Источник: THOMSON REUTERS. ISLAMIC FINANCE DEVELOPMENT REPORT 2016



Обзор 2016 года. Доля исламских финансовых активов на глобальном финансовом рынке достигает 2%. В Европе объемы исламских финансов продолжают расти, особенно в Западной Европе, где недвижимость остается очень привлекательной для инвесторов из мусульманских стран. По данным компании JLL, около 60% всех инвестиций из стран Персидского залива в Великобританию и Германию в настоящее время осуществляется на основе приниципов шариата.

В Великобритании решение о выходе из ЕС привело к тому, что стоимость фунта постоянно снижалась. Это послужило росту инвестиций, в том числе со стороны  исламских институтов, таких как инвестиционная компания Rasmala, которая приобрела Abbvie House, офисное здание класса A за 24,5 млн. фунтов стерлингов (30,49 млн. Долл. США). Соединенное Королевство является передовым рынком исламских финансовых услуг в Европе. Помимо того, что Лондон является мировым финансовым центром,  Лондонская фондовая биржа также очень популярна для листинга сукук. Кроме того, поддержкой развития исламских финансов в стране занимается британское правительство. Например, было отменено двойное налогообложение (например, налоги на передачу земли), что облегчило выполнение исламских ипотечных контрактов и уменьшило расходы для клиентов исламского банкинга, тем самым позволило предлагать исламские банковские продукты, не теряя конкурентоспособность.

В Германии ожидается выпуск сукук в размере 1 млрд долларов. Немецкая недвижимость также остается привлекательным предложением для исламских финансовых компаний. 

Во Франции, где проживает самое большое мусульманское население Западной Европы, исламский финансовый сектор не столь велик, как, например, в Великобритании, в 2016 году произошел заметный рост.  Финансовый консультант по исламскому страхованию SAAFI недавно продемонстрировал инновации, среди которых разработанный план сбережений для французского рынка. Крупные французские финансовые институты, такие как BNP Paribas, Societe Generale, Calyon и Cr?dit Agricole также продолжают оставаться активными на международном рынке исламских финансов. В Центральной и Восточной Европе картина менее радужная, и деятельность малозначительна. 

Спрос на исламские финансовые продукты растет, но не за счет мусульман. Согласно The Banker Database,  80% мусульман в настоящее время не имеют доступа к банковским услугам, предоставляемым в соответствии с шариатом.

Большая часть мусульманского населения в настоящее время вовсе не пользуются услугами финансовых институтов  - только 24% мусульман имеют банковский счет, и 7% имеют доступ к формальному финансированию (например, банковские кредиты или венчурный капитал). 

Индонезия имеет самое большое мусульманское население в мире (205 млн чел.), за ней следуют Пакистан (179 млн чел.), Индия (177 млн чел.) и Бангладеш (149 млн чел.). Эти четыре страны с.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%