VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Специфика информационно-аналитических жанров в американской и британской журналистике

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002278
Тема: Специфика информационно-аналитических жанров в американской и британской журналистике
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
(национальный исследовательский университет)
Факультет журналистики
Кафедра «Средства массовой информации»
Специальность 030601 – Журналистика


РАБОТА ПРОВЕРЕНА			         ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ
Рецензент, вып. редактор 		        Заведующий кафедрой, д. фил. н., проф.
канала «НоКС»			    	        _________________Л.П. Шестеркина
_______________А.В. Терещенко                «____»______________2016 г.                          
«____»___________2016 г.                                                                 



Специфика информационно-аналитических жанров в американской и британской журналистике
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ ЮУрГУ–030601.2013.612.ПЗ.ВКР


Консультант, к.и.н., доцент
_________________О.Ю. Харитонова
«____»______________2016 г.

Руководитель ВКР, к.и.н., доцент 
___________________О.Ю. Харитонова
«____»________________2016 г.

Автор ВКР студент группы ФЖ-503
_________________К.В. Ковтонюк
«____»________________2016 г.


Нормоконтролер, к.ф.н., доцент
________________А.А. Хлызова
«____»________________2016 г.

Челябинск 2016
     АННОТАЦИЯ

Ковтонюк К.В. Специфика информационно-аналитических жанров в американской и британской журналистике (на примере: «The New York Times», «The Washington Post», «The Times», «The Daily Telegraph»). – Челябинск: ЮУрГУ, ЗФЖ-621, 2016.  – (?) с., библиогр. cписок  – (?) наим., (?) приложения, презентация.

   Ключевые слова: жанр, жанровое своеобразие, специфика информационно-аналитических жанров, американские и британские издания, журналистика
	Объектом исследования являются: Американские издания («The New York Times» и «The Washington Post); британские издания («The Times» и «The Daily Telegraph»).
   Предметом исследования является: специфика информационно-аналитических жанров в американской и британской журналистике.
   Цель исследования: провести сравнительный анализ информационно-аналитических жанров в американской и британской журналистике.
   Задачи исследования: изучить и проанализировать жанровое своеобразие в отечественной и зарубежной журналистике; провести сравнительный анализ американских и британских изданий; выявить специфику информационно-аналитических жанров в современных зарубежных СМИ.
   Новизна выпускной квалификационной работы заключается в изучении специфики информационно-аналитических жанров американской и британской журналистики, а также пополнение информационно-теоретической базы знаний в области современных зарубежных СМИ.
   Результаты исследования: работа ориентирована на выявление специфики информационно-аналитических жанров в американских и британских изданиях.
   Работа может быть использована в лекционных курсах по истории зарубежных СМИ на факультетах и отделениях журналистики высших учебных заведений. 






     АННОТАЦИЯ

Kovtonyuk K.V. Specificity of information and analytical genres in the American and British journalism (for an example: «The New York Times», «The Washington Post», «The Times», «The Daily Telegraph»). – Chelyabinsk: SUSU, Zfj-621, 2016.  – (?) pages., bibliography – (?) name, (?) apps, presentation. 

   The key words: a genre, genre singularity, specificity of information and analytical genres, American and British editions, journalism. 
	The object of research is: American editions («The New York Times» и «The Washington Post); British editions («The Times» и «The Daily Telegraph»).
   The subject of research is: specificity of information and analytical genres in the American and British journalism.
   Research objective: to do a comparative analysis of information and analytical genres in the American and British journalism.
   Research problems: to study and analyze a genre singularity in domestic and foreign journalism; to do a comparative analysis of American and British editions; to detect specificity of information and analytical genres in modern foreign mass media. 
   Novelty of the final qualifying work consists in studying of specificity of information and analytical genres of the American and British journalism, and also replenishment of the information and theoretical knowledge base in the field of modern foreign mass media.
   Results of research: the work is focused on detection of specificity of the information and analytical genres in the US and UK editions.
   Work can be used in lecture courses on the history of foreign mass media at faculties and offices of journalism of higher educational institutions. 







ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	

1 ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ……	
1.1 Понятие «жанра» и типологические характеристики………………………….
1.2 Отечественная классификация журналистских жанров…….............................
1.3 Зарубежные подходы к классификации журналистских жанров………………
2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АМЕРИКАНСКИХ И БРИТАНСКИХ ИЗДАНИЙ..........................................................................................................................
2.1 Предыстория и типология американских изданий (на примере: «The New York Times» и «The Washington Post).......................................................................
2.2 Предыстория и типология британских изданий (на примере: «The Times» и «The Daily Telegraph»)................................................................................................
2.3 Особенности подачи информации в информационно-аналитических жанрах американских и британских изданиях.......................................................................
3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ЖАНРОВ (НА ПРИМЕРЕ: «THE NEW YORK TIMES», «THE WASHINGTON POST», «THE TIMES», «THE DAILY TELEGRAPH»)…………………………………
3.1 Количественный анализ популярности тех или иных жанров…………………
3.2 Особенности подачи материала………………………………………………….
3.2.1 Объективность………………………………………………………………
3.2.2 Заголовки…………………………………………………………………….
3.2.3 Тематика……………………………………………………………………..
3.2.4 Манипулятивные приемы…………………………………………………..
3.3 Стилистические особенности …………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................................
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...............................................................................
ПРИЛОЖЕНИЯ (СКРИНЫ И ПЕРЕВОД СТАТЕЙ ЭЛЕКТРОННЫХ ВЕРСИЙ, ТАБЛИЦЫ)………………………......................................................................................
    
    
    ВВЕДЕНИЕ

   Актуальность темы. На сегодняшний день журналистика в своем развитии ушла далеко вперед. Изменились не только тематика и содержание материалов, но также форма и способы их подачи. Информационные технологии позволяют глубоко и оперативно отражать события общественной жизни. И здесь надо отметить, что тенденции функционирования мирового информационного рынка таковы, что они определяют как содержательную, так и формальную строну сообщений СМИ, в том числе и их жанровую форму. Мы видим, что жанры постепенно смешиваются, форматируются, приобретают новые отличительные черты. Этому способствуют и время, и запросы аудитории, и подражание западным стандартам. Традиционная жанровая система в отечественных СМИ постепенно вытесняется новой системой, где превалируют информационно-аналитические жанры. Российские журналисты все чаще синтезируют свой опыт с рекомендациями современных европейских медиаконсультантов. Влияние западных СМИ становится все более очевидным. Надо сказать, что российская журналистика и западная журналистика шли своими особыми путями, развивались своими традициями, отсюда следует, что осмысление и выстраивание жанровой системы тоже различаются. Некоторые формы жанров не получили широкого распространения в нашей стране. Сюда можно отнести колумнистику, поскольку на Западе она, наоборот, является популярной. Также журналистское расследование как жанр появился в западной прессе еще в XIX веке. Его родиной по праву считается Америка. У нас же этот жанр появился лишь в конце ХХ века. И сейчас немногие российские журналисты понимают требования данного жанра, однако стараются привнести его в отечественную журналистику. Исходя из всего этого, мы видим, что понимание специфики информационно-аналитических жанров западных СМИ становится все более важным в особенностях развития современной печати. Не смотря на это, данная тема до сих пор остается малоизученной. Многие исследователи рассматривают в своих трудах историю зарубежной журналистики, ее современное состояние,  особенности функционирования СМИ в Европе и Америке, и лишь частично затрагивают жанровое своеобразие. Некоторые специалисты в своих диссертациях исследуют такой жанр, как «колумнистика», пытаются его объяснить на уровне отечественных СМИ, но при этом обходят стороной другие жанры. Полностью проведенное исследование данной темы поможет понять специфику информационно-аналитических жанров западных СМИ и усовершенствовать ее в российской журналистике.
   Новизна работы заключается в изучении специфики информационно-аналитических жанров американской и британской журналистики, а также пополнение информационно-теоретической базы знаний в области современных зарубежных СМИ.
   Объект исследования – Американские издания («The New York Times» и «The Washington Post); британские издания («The Times» и «The Daily Telegraph»).
   Предмет исследования – специфика информационно-аналитических жанров в американской и британской журналистике. 
   Степень разработанности проблемы. Тема «Специфика информационно-аналитических жанров в американской и британской журналистике» глубоко не изучена и не представлена в исследовательской литературе по журналистике. Отечественные исследователи практически не рассматривают жанровое своеобразие западных СМИ. Западные специалисты, в свою очередь, считают глубокое изучение жанров необязательным, их интерес направлен на тематику публикаций. Однако некоторые исследователи затрагивают систему жанров в своих трудах по истории зарубежной журналистике. Михайлов С. в своей книге «Журналистика США» рассматривает историю, современное состояние и перспективы развития СМИ, а также затрагивает особенности стилевого и жанрового многообразия в американской прессе. Также другая его книга «Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы» дает небольшое представление об особенностях функционирования СМИ в Европе и Америке. Другой автор Темникова Л. рассказывает в своей работе, которая так и называется, «О многообразии медиа жанров в современной российской и зарубежной журналистике». Успенская С. в своей научной диссертации «Колумнистика: Проблема жанровой идентификации» объясняет историю возникновения, ее роль и значимость в современных СМИ, а также рассматривает соотношение колонки с другими жанрами зарубежной журналистики. А. Беспалова, Е. Корнилов, А. Короченский, Ю. Лучинский, А. Станько. в учебном пособии «История мировой журналистики» говорят о зарождении и развитии журналистики в Европе, но лишь вкратце упоминают о самих жанрах. Лучинский Ю. в своих «очерках истории зарубежной журналистики» тоже в малой степени касается темы жанров. 
   Гипотеза, которую нам предстоит подтвердить или опровергнуть в ходе работы: хороша ли жанровая модель западных СМИ или у нее есть недостатки.
   Цель работы – изучить и выявить специфику информационно-аналитических жанров в американской и британской журналистике.
   Задачи исследования:
   1. Изучить и проанализировать жанровое своеобразие отечественных и зарубежных СМИ; 
   2. Провести сравнительный анализ американских и британских изданий (на примере: «The New York Times», «The Washington Post», «The Times», «The Daily Telegraph»);
   3. Выявить специфику информационно-аналитических жанров в современных зарубежных СМИ.
   Методы исследования. В ходе исследования были использованы метод историзма, а также общие и частные научные методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция и дедукция.
   Эмпирическая база исследования. В качестве эмпирической базы исследования использовались выпуски интернет-изданий «The New York Times», «The Washington Post», «The Times», «The Daily Telegraph» с сентября 2015 года по май 2016 года.
   Практическое значение работы в том, что она может быть использована в лекционных курсах по истории зарубежных СМИ на факультетах и отделениях журналистики высших учебных заведений. 
   Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Первые две главы посвящены теоретическому изучению темы, третья глава состоит из практической части. В первой главе рассматривается жанровое своеобразие отечественных и зарубежных СМИ, а именно дается определение понятию «жанра», рассматриваются общие и частные признаки жанров, изучаются типологические характеристики. Также в этой главе проводится сравнительный анализ классификации жанров российской и зарубежной журналистики. Во второй главе проводится сравнительный анализ американских и британских изданий на примере: «The New York Times», «The Washington Post», «The Times», «The Daily Telegraph». Рассматривается предыстория и типология данных газет, а также особенности подачи информации в информационно-аналитических жанрах. В третьей главе мы изучаем специфику информационно-аналитических жанров на примере тех же изданий. В заключении подводятся итоги и делаются основные выводы. В приложениях представлены результаты теоретического и практического анализа темы, скрины и перевод статей электронных версий газет, а также таблицы. Рассматриваемый период выпусков газет: с сентября 2015 года по май 2016 года. 
   
   
   
 





















   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
   
1. Распопова С. О понятии «жанр» в теории журналистики / С. Распопова // URL:  http://www.lib.csu.ru/vch/260/028.pdf (дата обращения: 20.03.2016). 
2. Кройчик Л. Система журналистских жанров / Л. Кройчик // URL: http://evartist.narod.ru/text5/64.htm (дата обращения: 22.03.2016).
3. Бакулев Г. Жанры в журналистике / Г. Бакулев // URL: http://www.ipk.ru/index.php?id=2112#_ftnref2 (дата обращения: 25.03.2016).
4. Бобков А. Газетные жанры / А. Бобков // URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/988/60988/30800?p_page=1 (дата обращения: 25.03.2016). 
5. Гуревич, С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра / С.М. Гуревич. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 288 с.
6. Рэндалл Д. Универсальный журналист / Д. Рэндалл // URL: http://krotov.info/libr_min/17_r/an/randall.html (дата обращения: 28.03.2016).
7. Тертычный А. Жанры периодической печати / А. Тертычный // URL: http://evartist.narod.ru/text2/01.htm (дата обращения: 30.03.2016).
8. Тертычный А. Состояние и перспективы развития системы жанров российских СМИ / А. Тертычный // URL: http://www.mediascope.ru/node/675 (дата обращения: 01.04.2016). 
9. Тертычный, А.А. Аналитическая журналистика: учебное пособие для студентов вузов / А.А. Тертычный. – М.: Аспект-пресс, 2010. – 352 с.
10. Харитонова О. Жанровое своеобразие современных массмедиа / О. Харитонова // URL: http://kafedramk.ru/content/zhanrovoe-svoeobrazie-sovremennyh-massmedia (дата обращения: 02.04.2016).
11. Мутовкин Л. Печатные СМИ. Часть восьмая. Газетные жанры / Л. Мутовкин // URL: http://www.promgups.com/blog/wp-content/uploads/2007/02/1_11.pdf (дата обращения: 02.04.2016).
12. Темникова Л.О многообразии медиа жанров в современной российской и зарубежной журналистике / Л. Темникова // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-mnogoobrazii-media-zhanrov-v-sovremennoy-rossiyskoy-i-zarubezhnoy-zhurnalistike (дата обращения: 03.04.2016).
13. Михайлов С. Журналистика США / С. Михайлов // URL: http://evartist.narod.ru/text6/01.htm  (дата обращения: 03.04.2016).
14. А. Беспалова, Е. Корнилов, А. Короченский, Ю. Лучинский, А. Станько. История мировой журналистики / Беспалова А., Корнилов Е., Короченский А., Лучинский Ю., Станько А. // URL: http://evartist.narod.ru/text8/49.htm (дата обращения: 07.04.2016).
15. Лучинский Ю. Очерки истории зарубежной журналистики / Ю. Лучинский // URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/luch/02.php (дата обращения: 10.04.2016).
16. Михайлов С. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы / С. Михайлов // URL: http://evartist.narod.ru/text3/91.htm (дата обращения: 13.04.2016).
17. Прутцков Г. Введение в мировую журналистику / Г. Прутцков // URL: http://evartist.narod.ru/text4/40.htm (дата обращения: 14.04.2016). 
18. Пустовалов А. Печать или веб? Ведущие газеты США в борьбе за популярность /  А. Пустовалов // URL: http://www.rfp.psu.ru/archive/3.2012/pustovalov.pdf  (дата обращения: 15.04.2016). 
19. Успенская С. Колумнистика: проблемы жанровой идентификации / С. Успенская // URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2007/01/2007-01-41.pdf  (дата обращения: 17.04.2016).
20. Документальный фильм «Первая полоса. Внутри The New York Times» // URL: https://www.youtube.com/watch?v=1g2YxOkwDpc (дата обращения: 17.04.2016). 

















     1 ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ
     
     1.1 Понятие «жанра» и типологические характеристики
     
     Как и любая другая наука, теория журналистики имеет свои законы: она стремится упорядочить и классифицировать материал. Одними из таких ключевых понятий в журналистике являются «жанр» и «дифференциация жанров». 
     Термин «жанр» в обиходе означает просто вид или тип какого-нибудь объекта; он восходит к французскому слову «genre», которое переводится как «род, вид». Множество жанров определяет систему. Система  (от  греч.  systёma  –   целое,   составленное   из   частей; соединенное), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг  с другом,   образующих   определенную целостность, единство. Изначально жанр возник для разграничения разновидностей произведений, создаваемых тем или иным видом творчества: изобразительное искусство, скульптура, архитектура. Однако наиболее полно рассмотрен жанр в литературном творчестве. Так, в  литературе под жанрами подразумевают «сложившиеся в процессе развития художественной словесности виды произведений, которых объединяет совокупность формальных и содержательных свойств основанных на формальных признаках».
     Конкретного определения понятия «жанра» в журналистике нет, как нет и устойчивого представления о нем. Специалисты в данной теории дают различные толкования.
     Михайлов С.А определяет жанр, как тип художественной формы литературного произведения, характеризующийся общностью структурно-композиционных и стилистических признаков, специфичных именно для него.
      Известный российский исследователь А.А. Тертычный указывает на взаимообусловленность формы и содержания как основополагающих компонентов в журналистском жанре: «Под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые группы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками, которые называют жанрообразующими факторами». 
     Другой исследователь Л.Е.Кройчик определяет жанр, как «относительно устойчивую структурно-содержательную организацию текста, обусловленную своеобразным отражением действительности и характером отношения к ней творца». То есть при образовании жанров он выделяет значимость среды и автора.
     Один из ведущих западных теоретиков массовой коммуникации Денис Маккуэйл полагает, что жанр – это своеобразие (или дефиниция) зависящее от цели, формы и смысла произведения.
     Современный британский исследователь коммуникативистики Эндрю Толсон определяет жанр как категорию, «которая посредничает между индустрией и аудиторией».
     Надо сказать, что российская журналистика и западная журналистика шли своими особыми путями, развивались своими традициями, отсюда следует, что осмысление и выстраивание жанровой системы у них различно. 
     Как мы видим из выше приведенных трактовок, журналистские жанры близки к литературным. Можно даже сказать, что они берут начало своего развития из литературы. Это определяется как художественностью материалов, так и их содержательно-формальными признаками. Их отличие состоит в достоверности изложения. Именно факт является основой всех журналистских жанров. Журналист должен в первую очередь сообщить информацию, а не придумать ее. 
     На сегодняшний день существует множество жанров. Можно открыть любую газету и обнаружить хронику, заметки, репортажи, интервью, статьи, обзоры, очерки и прочее. И каждый из них имеет своих отличительные черты. Рассмотрим следующие признаки, по которым различаются жанры:
     1) Своеобразие предмета познания; 
     2) Широта освещения действительности и соответствующий масштаб выводов и сообщений;
     3) Функции текста, его задачи;
     4) Выразительно-изобразительные средства, которые автор применяет.
     Заметим, что такое четкое разделение существует лишь в теории – на практике жанры взаимодействуют между собой, видоизменяются, в ходе чего ломаются границы и рождаются новые усовершенствованные жанры. Здесь вспомним глубокое замечание Н.Н. Бахтина: "Никогда новый жанр, рождаясь на свет, не отменяет и не заменяет никаких жанров, которые раньше уже существовали. Всякий новый жанр только дополняет старые, только расширяет круг уже существующих жанров. Ведь каждый жанр имеет свою преобладающую сферу бытия, о которой он незаменим. Но в тоже время каждый существенный и значительный новый жанр, который однажды появился, оказывает влияние на весь круг старых жанров: новый жанр делает старые жанры, так сказать, сознательными, он заставляет их лучше осознавать свои возможности и свои границы".
      Также стоит отметить, что помимо своих характерных признаков, существуют жанровые признаки общего характера, которые являются объединяющим компонентом для каждого из них. К основным жанровым признакам относятся:
     1) Тема произведения – данный жанровый признак определяет сущность отображаемой действительности, ее внутреннее содержание, ее смысл и значение.
     2) Композиционная организация материала – определяет, каким образом сочетаются элементы описания, по каким принципам строится произведение, какие критерии лежат в основе отбора материала.
     3) Мера типизации – определяет, насколько обобщенно воплощается произведение в деятельность, насколько широкий круг явлений и событий оно охватывает, насколько общим или частным является изложение.
     Если говорить о классификации жанров, то и здесь нет единого видения. Разные теоретики предлагают свои типологические подходы. А.А. Тертычный предлагает традиционный подход. Е.И. Пронин использовал при построении своей типологической модели принцип перекрестной классификации. Л.Е. Кройчик исходил из тезиса, что публицистический текст непременно включает в себя три важнейших компонента: сообщение о новости; фрагментарное осмысление ситуации; приемы эмоционального воздействия на аудиторию. И далее, на этом основании, он строит свою классификацию жанров, разбивая все тексты на пять групп. Более подробно данные типологии мы рассмотрим в п.1.2. 
     Это то, что касается отечественной журналистики. Западные теоретики не предлагают вообще никаких типологий: они упростили классификацию жанров, поделив ее на информационную и развлекательную. Данную тему мы рассмотрим в п.1.3.
     Таким образом, общепринятого понятия и определенной, устоявшейся классификации журналистских жанров не существует. Однако журналист сам вправе выбрать и использовать систему жанров того и или иного исследователя. Также, жанровое разнообразие необходимо как для удобства журналиста, так и для удобства читателя. Первый может выбрать наиболее подходящий способ выражения своего материала, а другой – понять, какая информация ему будет предоставлена. В заключении хочу добавить, что теория жанров, как и практика, постоянно развивается и усложняется под влиянием времени, среды и задач общества. Несмотря на это, жанры все-таки устоялись и обладают характерными отличительными чертами. Как отмечал М.М. Бахтин, «жанр всегда и тот, и не тот, всегда стар и нов одновременно. Жанр возрождается и обновляется на каждом новом этапе развития литературы и в каждом индивидуальном произведении данного жанра… Жанр живет настоящим, но всегда помнит свое прошлое, свое начало. Жанр – представитель творческой памяти в процессе литературного развития».
     
     1.2 Отечественная классификация журналистских жанров
     
     Первые жанры в отечественной журналистике начали формироваться с появлением первой русской печатной газеты «Ведомости» в начале XVIII века. Ее задача – сообщать самые свежие новости, впоследствии определило ее и жанровое своеобразие – информационность. Одни новости передавались в краткой форме (заметка), другие содержали развернутое описание произошедшего (отчет) или более эмоционально описывали наиболее важные детали события (репортаж). Наряду с информационными зарождались аналитические жанры: письмо, статья (написанные в форме «писем редактора», «писем издателя», «вступительного слова»), корреспонденция (делаются выводы, обобщения, есть попытки анализа), обзор печати. Однако становление и развитие данных жанров приходится уже на 40–70-е годы XIX века, что было вызвано практической потребностью в политической жизни страны. Что касается художественно-публицистических жанров, то они существовали еще до появления «Ведомостей». Их мы можем обнаружить  в русских летописях, переписке Ивана Грозного с Андреем Курбским, рукописной газете царя Алексея Михайловича «Куранты». Не утратили они своего значения и потом. 
     В настоящее время отечественная журналистика богата жанровой палитрой. Жанры продолжают развиваться и усовершенствоваться. Их изучению посвящено немало книг и статей. Теоретики пытаются классифицировать жанры, дать им свое объяснение.  
     Так, известный российский исследователь А.А. Тертычный указывает на взаимообусловленность формы и содержания как основополагающих компонентов в журналистском жанре: «Под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые группы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками, которые называют жанрообразующими факторами». 
     В теории журналистики А.А. Тертычный выделяет следующие основные факторы:
     - предмет отображения («что?»);
     - целевая установка отображения / функция («для чего?»);
     - метод отображения («как?», «каким образом?», «с помощью чего?»).
     Предмет отображения включает в себя феномены из разных сфер деятельности, например из экономики, политики, права, религии, морали и т.д. Это может быть событие, процесс, ситуация, личность.  
     Целевая установка определяется разными целями публикации:
     а) создание наглядной модели исследуемого явления – описание предмета отображения;
     б) установление причинно-следственных связей тех или иных событий, процессов, действий;
     в) оценка предмета отображения;
     г) прогноз развития предмета отображения;
     д) формулирование программы действий.
     На основе этих способов А.А. Тертычный, следуя традиционной жанровой классификации, выделяет три группы жанров:
1. Информационные – они отличаются особыми методами и приемами передачи информации, состоящей в повествовании, в так называемом, "телеграфном стиле" реальных фактов в контексте реального времени;
2. Аналитические – это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования;
3. Художественно-публицистические отличаются тем, что в них присутствуют художественность и публицистичность.  
     Другой исследователь Л.Е. Кройчик считает, что журналистские тексты можно называть не жанрами, а текстами. Он выделил такие важные формообразующие составляющие жанра, как среда и автор: «Публицистический жанр – это относительно устойчивая структурно-содержательная организация текста, обусловленная своеобразным отражением действительности и характером отношений к ней творца».
     Л.Е. Кройчик считает, что публицистический текст непременно включает в себя три важнейших компонента: 
     а) сообщение о новости или возникшей проблеме; 
     б) фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации; 
     в) приемы эмоционального воздействия на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно-образном уровне).  
	На этом основании Л.Е. Кройчик предлагает рассматривать вместо трех пять жанровых групп:  
1) оперативно-новостные – жанр, который характерен для всех видов заметок;
2) оперативно-исследовательские – жанр, который применяется для составления отчетов, репортажей и интервью;
3) исследовательско-новостные – жанр, который используется для написания рецензий, ведения корреспонденции, написания комментариев;
4) исследовательские – жанр, в котором подаются на общее обозрение статьи и пишутся письма;
5) исследовательско-образные – жанр написания фельетонов и эссе.
     Недостатком данной классификации является то, что с одной стороны выделяются чистые типы текстов (как исследовательские), а с другой – гибридные (оперативно-исследовательские или исследовательско-новостные). Было бы логичнее, если бы гибридные типы текстов группировались вокруг чистых жанровых видов, обладающих устойчивыми признаками. 
     Е.И. Пронин использовал при построении своей типологической модели принцип перекрестной классификации. Все жанры журналистики он разделил  по двум основаниям.
     1) По предмету отображения: реалии, позиции, идеалы, абсурды, шедевры, мнения, контакты, решения, эффекты;
     2) По уровню осмысления: оповещение, ориентирование, коррекция, символизация. 
     Из этого следует, что в первом случае, предметный подход может быть применен в отношении любого жанра, так как имеет достаточно универсальный характер. А во втором, уровень осмысления определяет иерархичность и взаимозависимость жанров. Таким образом, Е.И. Пронин установил соответствия между жанрами, имеющими разный объем, название и целевую установку на уровень осмысления отображаемого явления социальной практики. Несмотря на это, данная классификация не получила должного освещения, так как она не могла дать реального представления о всем разнообразии существующих в газетной практике жанров.
     Если рассматривать классификацию жанров по С. Гуревичу, то мы видим, что она более структурирована и логична:
     1. Жанр новостной информации – особый вид жанра и форма организации материала, которая представляет собой совокупность особых структурных признаков (заметка, отчет, репортаж). 
     2. Диалогический жанр – вид жанра, при использовании которого информация преподносится на основе изученной информации с уст самих виновников происшествия или его участников (интервью, диалог, беседа).
     3. Ситуационно-аналитический жанр – жанр, необходимый для того, чтобы преподнести данные, связанные со статистикой (комментарий, корреспонденция, статья, рецензия, обозрение).
     4. Эпистолярный жанр (письмо).
     5. Художественно-публицистический жанр – жанр, который позволяет преподнести информацию в простом стиле, в виде рассказа для общества (зарисовка, очерк).
     6. Сатирический жанр – жанр, который помогает преподнести информацию для общества с насмешкой и элементами сатиры (фельетон, памфлет, пародия, эпиграммы и эссе).
     Кроме того автор выделяет жанр развлекательный и справочный.
     А.А. Грабельников тоже рассматривает функциональный ряд журналистики, тем самым он задает и четыре вектора типологии жанров — информационную, объясняющую, оценивающую, побуждающую. Также он подчеркивает, что использование тех или иных жанров определяется общественно-историческими условиями. Например, в разные периоды один тот же жанр может быть либо востребован, либо – нет. 
     А.А. Грабельников указывает и на изменения, которые вызывает в жанровой системе специфика международной журналистики, специфика качественных и массовых изданий, а также усиливающаяся конкуренция в современных массмедиа.
     Другое направление в исследовании жанров журналистики представлено работами, авторы которых привносят в отечественную науку о журналистике западные подходы, что делает ее значительно проще.
     Для таких жанров, прежде всего, характерно:
      1) Относительно небольшое число жанров (в англо-саксонской группе исследователи насчитывают их восемь); 
      2) Превалирование жанров информационно-аналитической направленности; 
     3) Ограниченное число жанров, допускающих выражение авторской позиции.
     А.В. Колесниченко, исходя из этого, выбирает из всего многообразия группу наиболее употребительных сегодня жанровых форм, которые называет «жанрами прикладной журналистики»: 
     1) новостные жанры (короткая новость, расширенная новостная заметка, "песочные часы" и информационное интервью);
     2) жанры рациональной публицистики (ньюс-фиче, комментарий, аналитическая статья и экспертное интервью);
     3) жанры эмоциональной публицистики (репортаж, фиче, личностное интервью и портрет).
     О.Р. Самарцев, ориентируясь на британскую модель журналистики, рассматривает все многообразие жанров как два вида письма – создание новостей и создание статей для газет и журналов, более расположенных «к публицистике и очерковой манере». 
     Почему у исследователей такой разный типологический подход? Прежде всего, ведется поиск единого логического основания деления жанров по различным типам, так как выделение жанров по типам позволяет объединить различные произведения в группы по доминантным признакам, а также установить четкие взаимосвязи между этими группами. Несмотря на все различие, можно выделить и общее в классификации жанров. Для каждого из них специфичны: композиция, язык, размер, форма изложения информации и другие особенности.
      Чем на сегодняшний день характеризуется отечественная жанровая палитра СМИ?
      1) Достаточно большим числом жанров, традиционно объединяемых в три группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические; 
      2) Предназначенностью разных жанров для отображения разных аспектов действительности и на разной глубине ее постижения;
      3) Возможностью использовать широкую гамму изобразительных средств (понятийных и образных);
      4) Возможностью для автора выразить свое отношение к отображаемой действительности в текстах, относящихся к самым разным жанровым группам;
      5) Сильной литературной «нацеленностью» жанров.
      Изменение в жанрах – процесс закономерный, но то, какой будет картина жанров российских СМИ в недалеком будущем, в значительной мере зависит от исхода взаимодействия, а порой и соперничества с западными журналистами.
 
 1.3 Зарубежные подходы к классификации журналистских жанров
 
      Чтобы ответить на вопрос, какая система жанров существует на Западе, проследим изначально ее развитие в историческом аспекте. 
      Печатные газеты появились в Англии, Германии и Франции в 17 веке. С возникновением международного рынка купцы и горожане испытывал.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%