- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Создание в России пенсионной системы
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000119 |
Тема: | Создание в России пенсионной системы |
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы работы выражена тем фактом, что создание в России пенсионной системы, соответствующей новым социально-экономическим условиям, является одной из наиболее сложных и важных задач. Создаваемая пенсионная система затрагивает интересы всего населения страны: и тех, кто уже получает пенсию и тех, кому она будет назначена в будущем. Именно этим объясняется повышенное отношение к ней. Особенностью пенсионного законодательства является то, что для правильного решения вопросов по льготному пенсионному обеспечению необходимо обладать не только юридическими знаниями (хорошо ориентироваться в законодательстве), но и технологическими (знать технологию производства, тарификацию работников и т.д.). Практика применения законодательства по льготному пенсионному обеспечению показывает, что льготная пенсия в большинстве случаев назначается вне зависимости от реальных условий труда на рабочих местах, отсюда до 30% работников, на которых распространяются пенсионные льготы, трудятся в нормальных условиях труда. Еще больше пенсионеров после назначения им таких пенсий продолжают работать на своих рабочих местах. Это свидетельствует о том, что система льготного пенсионного обеспечения не является в полной мере компенсацией возможной утраты трудоспособности и требует кардинального совершенствования. Правильное применение законодательства по льготному пенсионному обеспечению зависит, прежде всего, от уровня теоретической и практической подготовки работников предприятий (организаций), органов, занимающихся назначением пенсий, и органов государственной экспертизы условий труда, поэтому вопросы повышения их квалификации, обучения правилам применения Списков на практике должны постоянно находиться в поле зрения этих предприятий и организаций. Досрочное пенсионное обеспечение одна из важнейших социально-экономических задач, решаемых в Российской Федерации. Важность и значимость этой задачи обусловлены большим количеством граждан России, которых охватывает система досрочного пенсионного обеспечения, значительным объемом финансовых средств, направляемых на финансирование досрочных пенсий, а также чрезвычайно широким спектром условий труда, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости. Во-первых, досрочные трудовые пенсии по старости устанавливаются в связи с особыми условиями труда, которые характеризуются опасностью, тяжестью, вредностью, интенсивностью, напряженностью. Во-вторых, право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено в связи с работой и проживанием в районах с неблагоприятными природно-климатическими условиями. В-третьих, такая пенсия назначается отдельным категориям граждан в связи с медико-биологическими факторами, характеризующими их личность. При этом важно подчеркнуть, что на основании «льготной» пенсионной системы по-прежнему решается вопрос привлечения кадров в производство с вредными условиями труда. При этом предприятия, имеющие в своей структуре такие производства, никакой финансовой нагрузки за предоставление их работникам досрочных пенсий не несут. Для рыночных отношений такой подход не приемлем. Отметим, что в России предусмотрено пять льготных оснований, определяющих право на пенсию по старости. Они не связаны с условиями или характером трудовой деятельности и относятся непосредственно к личности гражданина, обращающегося за пенсией, к его особенностям. Льготы касаются как возрастного ценза, так и обычно продолжительности общего трудового стажа. Объектом дипломного исследования выступают общественные отношения, возникающие в рамках пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации. Предметом данной работы выступает институт пенсий по старости на льготных основаниях. Цель исследования заключается в рассмотрении сущности пенсий по старости на льготных основаниях. Такая цель достигается путем решения следующих задач: 1. Провести теоретико-правовой анализ сущности льготного пенсионного обеспечения по старости 2. Выявить условия назначения льготных страховой пенсии по старости 3. Сформулировать проблемы применения норм права, регулирующих особенности льготного пенсионного обеспеения и перспективы пазвития Методологическая база дипломного исследования включает методы системного анализа и обобщения нормативных, научных и практических материалов, толкования правовых норм и другие. Теоретические основы работы построены на трудах А.И. Гончаров, О.В. Ерофеева, Н.Б Нискогуз, Е.В. Чупрова и т.д. Правовая основа исследования отражена в Конституции РФ1, Федеральном законе от 28.12.2013 г., № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и т.д. Структура работы состоит из введения, трех глав, разбитых логическим образом на параграфы, заключения, списка литературы и приложений. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СУЩНОСТИ ЛЬГОТНОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО СТАРОСТИ 1.1. Общая характеристика пенсий по старости как категории социальной защиты населения Права граждан на социальное обеспечение по возрасту обеспечиваются нормами как международного, так и российского законодательства. В первую очередь, к основаниям, определяющим право на пенсионное обеспечение по старости, относятся конституционные положения. Статья 7 Конституции РФ2 устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный гарантированный минимальный размер оплаты труда, а также обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину Российской Федерации социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных установленных законом случаях. В соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»3 устанавливаются государственные пенсии и иные социальные пособия. Данные положения Конституции РФ являются основополагающими. При этом стоит подчеркнуть, что в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г., № 400-ФЗ данный документ не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону4. Отметим, что пенсионное обеспечение можно рассматривать в различных аспектах. В юридическом смысле пенсионное обеспечение представляет отрасль законодательства, регулирующую отношения, связанные с содержанием обществом нетрудоспособных. Многие правовые нормы пенсионного обеспечения одновременно являются частью трудового законодательства, что отражает тесную связь пенсионного обеспечения, и в первую очередь пенсий, с трудом. Занимая важное место в жизни современного общества, пенсионное обеспечение привлекает большое внимание как в чисто потребительском плане, так и в точке зрения его экономических, социальных, правовых, научных и организационных основ. Нередко возникают дискуссии и в отношении терминологических аспектов пенсионного обеспечения5. Слово «пенсия» латинского происхождения (Pensio) означает платеж. В процессе исторического развития это понятие наполнялось все новым содержанием. Первоначально оно имело значение жалования за верную службу властям. В современном мире это источник средств существования широких слоев трудящихся в старости и в других случаях нетрудоспособности6. Трудовой пенсией по старости принято называть такую, которая устанавливается в связи с достижением определенного возраста (возраста в полных прожитых человеком годах) и в то же время при наличии соответствующего трудового стажа. В отличие от трудовой для установления социальной пенсии по старости необходимо лишь достижение определенного возраста, трудовой же стаж в данном случае юридически безразличен. Пенсия по старости — это «базовая» пенсия: на ее основе определяются параметры многих других пенсий, в частности их размеры. Возраст, по достижении которого устанавливается пенсия по старости, обычно именуется пенсионным. В российском законодательстве термин «пенсионный возраст» не употребляется. Вместо него в каждом случае указывается возраст, по достижении которого предоставляется соответствующая трудовая пенсия по старости. Объясняется это тем, что возрастной рубеж для такой пенсии дифференцируется в зависимости от ряда обстоятельств (пола, условий труда и т.д.)7. На возрастной рубеж для пенсии по старости влияют три обстоятельства: некоторые показатели, характеризующие особенности личности человека; условия труда, в которых выполнялась работа; местность, где проживал и трудился работник. Эти показатели являются основанием для снижения общего пенсионного возраста, а в некоторых случаях также и длительности трудового стажа. В нашей стране традиционно сохраняются эти три обстоятельства, с учетом которых снижается общий пенсионный возраст. В других странах столь широкие основания для снижения общего пенсионного возраста, как правило, не практикуются. Трудовая пенсия по старости, как вид социального обеспечения, имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами8: Во-первых, она назначается пожизненно. Во-вторых, право на нее обусловливается трудовым стажем, который по мере реализации пенсионной реформы будет заменен страховым. В-третьих, пенсия предоставляется только лицам, достигшим установленного в законе возраста. С учетом названных признаков можно сформулировать понятие пенсии по старости. Так, трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств. Таким образом, отметим, что трудовая пенсия по старости представляет собой выплачиваемые ежемесячно государственные выплаты гражданам, достигшим установленного законодательством возраста и имеющим страховой стаж не менее пяти лет. Страховой стаж включает в себя все периоды трудовой или иной деятельности, осуществляемой лицом, в течение которых оно уплачивало страховые взносы в ПФР. Соответственно, страховой стаж и трудовая деятельность – взаимосвязанные понятия, что позволяет установить право на трудовую пенсию, которая подразумевает под собой возмещение за труд исходя из страхового стажа9. Надо сказать, что положение о том, что работник приобретает право на пенсию по старости, имея всего лишь пять лет страхового стажа, стало новеллой российского законодательства. До пенсионной реформы законодательство устанавливало в качестве основания для приобретения права на пенсию по возрасту 20 лет трудового стажа для женщин и 25 лет трудового стажа для мужчин. Признаком трудовой пенсии, на который указывает законодательство, является периодичность этого вида выплат. Трудовая пенсия выплачивается, как было сказано, регулярно и с периодичностью один раз в месяц10. Основным гарантом пенсионного обеспечения в Российской Федерации выступает государство. Оно обеспечивает за счет перечислений из федерального бюджета финансирование базовой части пенсий. ПФР как государственный орган выполняет все функции по пенсионному обеспечению, в первую очередь функции по аккумулированию финансов, необходимых для выплаты пенсий. ПФР обеспечивает регулярную ежемесячную выплату, своевременную доставку и выплату пенсий в полном объеме. Трудовая пенсия по старости - один из видов трудовой пенсии. К юридическим фактам, определяющим право на получение трудовой пенсии по старости, относятся11: 1) достижение общеустановленного пенсионного возраста:для мужчин – возраста 60 лет; для женщин – возраста 55 лет; 2) наличие страхового стажа – не менее 5 лет. Для реализации целей пенсионного обеспечения в государственном масштабе необходимо создание пенсионной системы, которая представляет собой сложную технологическую цепь, состоящую из целого ряда звеньев — от назначения до выплаты пенсий. Порядок исчисления, выплаты, перерасчета, индексации пенсий регулируется различными нормативными актами, устанавливается в соответствии с действующим законодательством. Схематично условия и виды пенсий по старости представлены в приложении 1. Волеизъявление застрахованного лица на получение трудовой пенсии по старости выражается в письменной форме с приложением необходимых документов. Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления. При этом подчеркнем, что пенсия представляет собойежемесячную денежную выплату в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральный закон от 28.12.2013 г., № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»12. Таким образом, отметим, что Трудовая пенсия по старости - один из видов трудовой пенсии (еще закон выделяет: по инвалидности и по случаю потери кормильца). Она назначается пожизненно. Важно отметить, что пенсия замещает заработную плату как основной источник доходов наемного работника, когда по возрасту или состоянию здоровья он утрачивает способность полноценно трудиться. Пенсия по старости выплачивается гражданам РФ, которые достигли возраста, установленного законодательством, а также наработали определенный страховой стаж (под этим термином подразумевается период, в который работодатели перечисляли за сотрудника страховые платежи). 1.2. Правовой анализ льготных оснований, определяющие право на пенсию по старости В России практически с 1956 г. стали вводится льготные основания для установления пенсий по старости при пониженном пенсионном возрасте по сравнению с обычным, общим для всех, таким возрастом. Они не связаны с условиями труда, его характером и местностью, где протекала трудовая деятельность, и относятся исключительно к личности гражданина. Льготы касались как возрастного ценза, так и зачастую продолжительности общего трудового стажа. В Законе 1990 г. таким основаниям посвящалась отдельная статья (ст. 11). В соответствии с Федеральным законом «о страховых пенсий» данные основания перечислены в главе 6 «сохранение права на досрочное пенсионное обеспечение по старости и переходные положения» наряду с другими основаниями для назначения досрочной пенсии по старости, касающимися местности, где протекала жизнь человека и его трудовая деятельность, условий трудовой деятельности, ее специфики. Статьей 30 предусмотрено «Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии», при этом название статьи не совсем ясно, так как такие пенсии будут назначаться всем гражданам, независимо от того, имели ли они право на такую пенсию ранее и когда они приобрели все условия для ее установления — до 1 января 2002 г. или позднее13. Одно из направлений новой стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ - это реформирование института досрочных пенсий. Работникам, занятым во вредных условиях труда, на работах с особыми и тяжелыми условиями труда, действующим законодательством предусмотрено досрочное (т.е. до достижения ими 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины)) установление пенсии. Так подчеркнем, что в Омской области на вредном и опасном производстве трудится более 35 тысяч человек. Наиболее крупными работодателями являются предприятия нефтехимической промышленности (ОАО Нефтеперерабатывающий завод, ОАО «Омскшина», ОАО «Синтетический каучук» и т.д.), энергетической отрасли (ОАО «Омскэнерго»), железной дороги, речного пароходства и т.д14. Действующая в настоящее время система досрочного пенсионного обеспечения, созданная в период существования СССР, принципиально не соответствует современным условиям. Льготные трудовые пенсии – это одна из компенсаций гражданам за работу в производствах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, от воздействия на них вредных производственных факторов путем сокращения законодательно установленного времени нахождения работающих в условиях, которые могут нанести ущерб здоровью в виде профессионального заболевания, утраты трудоспособности или получения инвалидности15. На самом же деле граждане после назначения пенсии продолжают свою трудовую деятельность, в том числе и во вредных условиях труда. Сложившаяся ситуация не способствует заинтересованности работодателя в улучшении условий труда работников и повышении его безопасности, а также в развитии систем медицинской и социальной реабилитации, пострадавших на производстве. Право на получение льготных пенсий предоставляется безотносительно к фактическим условиям труда, показателям здоровья и трудоспособности работников. А между тем у досрочных пенсий не было отдельного источника финансирования – они выплачивались из той же солидарной системы, что и пенсии всех остальных получателей. В результате уровень пенсионного обеспечения остальных категорий пенсионеров (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) снижается16. При этом подчеркнем, что действующим законодательством установлено большое количество льготных оснований для пенсионного обеспечения, с которыми связано снижение общего пенсионного возраста и длительности трудового стажа. Федеральный закон от 17.12.2001г., № 173-ФЗ »О трудовых пенсиях в Российской Федерации»17предусматривает льготные основания для назначения пенсии. В соответствии с ними трудовая пенсия по старости может быть назначена до наступления установленного Законом возраста. Льготные пенсии — отечественный феномен, подобной практики нет ни в одной стране мира. У нас же право на них распространяется более чем на 1,7 тыс. наименований профессий и должностей или на каждого пятого работника промышленности, а в металлургии, электроэнергетике, химии, угольной промышленности — по меньшей мере, на половину производственного персонала18. Экспертные оценки свидетельствуют, что общая сумма расходов на финансирование льготных пенсий, а также издержек по индивидуальному возмещению ущерба уже сегодня составляет в среднем 6-8% ФОТ, а по отдельным отраслям и регионам 20-40% и более19. Пенсии, назначаемые на льготных основаниях, дифференцируются в зависимости от того, что послужило основанием для применения льгот: - особые условия труда, связанные с опасностью, вредностью, тяжестью; - медико-биологические признаки; - региональные факторы; Льготы эти заключаются как в снижении общеустановленного пенсионного возраста, так и в определенных случаях требуемого для назначения пенсии трудового стажа. Широкое распространение льготных пенсий обусловлено, прежде всего, наличием большого количества производств, где условия труда вредны для здоровья работающих, а их кардинальное улучшение благодаря внедрению современных безопасных технологий и оборудования, высокоэффективных и надежно работающих средств защиты — дело крайне дорогое. У работодателей возникает труднопреодолимый соблазн сэкономить на этих мероприятиях за счет трудящихся. Тем самым подчеркнем, что льготные пенсии – сегодня есть 14 списков, в списках почти 1700 должностей и профессий, которые дают право на уход на пенсию по льготе. Полный список вам могут дать в Пенсионном фонде, мы можем указать некоторые пункты этих списков. На льготы могут рассчитывать те, кто работал при вредных или тяжелых условиях труда, на Крайнем Севере, с осужденными, спасатели и пожарные, многодетные матери, те, у кого родители – инвалиды с детства, кроме того, установлена льготная пенсия для медиков и педагогов20. При этом отметим, что в соответствии с частью 11 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительство Российской Федерации утвердило Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях21. Лицам, проживающим на Крайнем Севере, повышение фиксированной выплаты устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 и частью 8 статьи 17 Федерального закона, на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания (далее - районный коэффициент), на весь период проживания указанных лиц на Крайнем Севере. Лицам, проживающим на Крайнем Севере, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, указанных в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 статьи 17 Федерального закона, подлежат дополнительному увеличению на соответствующий районный коэффициент на весь период их проживания на Крайнем Севере. Льготные пенсии назначаются с учетом особых условий, например, полного рабочего дня, трудового профессионального стажа и пр. Нужно оформить не один документ, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, тут все так же, как и при оформлении трудовой пенсии по старости, в качестве дополнения пройдут только еще документы, подтверждающие, кроме стажа, особые условия работы22. При этом подчеркнем, что к льготным трудовым пенсиям по старости в связи с особыми видами профессиональной деятельности относятся: досрочные трудовые пенсии по старости педагогическим, медицинским работникам, работникам гражданской авиации, отдельным категориям работников в связи с творческой деятельностью на сцене и в концертных организациях. Правоотношения по пенсионному обеспечению названных категорий работников возникают при наличии специального стажа работы (выслуги лет), независимо от возраста. В связи с этим, ранее действовавшим законодательством, пенсии перечисленным категориям работников именовались пенсиями за выслугу лет. Таким образом, подводя общий итог данной главы отметим, что льготное назначение трудовых пенсий может быть охарактеризовано как форма страхования и компенсации за работу во вредных и тяжёлых условиях; относительно педагогов и медицинских работников, - это компенсация за психологическую напряжённость. Законодательством предусмотрен обширный перечень видов профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. В упрощённом варианте они классифицируются следующим образом: граждане, отработавшие на производствах с вредными либо тяжелыми условиями труда и в горячих цехах (так называемые Список 1 и Список 2), работники железнодорожного транспорта, лесозаготовители, плавсостав, водители автобусов и троллейбусов городских маршрутов, педагоги, медицинские работники и другие категории. Помимо этого, в отношении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости определён ряд категорий граждан (десять категорий), включая многодетных матерей, инвалидов с детства, их опекунов, граждан с определёнными физическими отклонениями, застрахованных лиц со стажем работы на севере. ГЛАВА 2. ЛЬГОТНОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО СТАРОСТИ В СВЯЗИ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА 2.1. Условия назначения льготных страховой пенсии по старости Закон о трудовых пенсиях содержит ряд исключений из общего правила назначения трудовой пенсии по старости, позволяющих назначать пенсию ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (60/55 для мужчин/женщин соответственно) лицам, дли- тельное время трудившимся в неблагоприятных условиях. При этом подчеркнем, то категории работников, для которых предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в связи с работой в неблагоприятных производственных (на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями и т.д.) или климатических (в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) условиях, а также льготные основания, дающие право на досрочное назначение пенсии гражданам, связанные с их физиологическими особенностями, перечислены в ст. ст. 30, 31 и 32 Закона о страховых пенсиях. В положениях ч. 1 статьи 30 определен перечень случаев, в которых гражданам страховая пенсия по старости назначается при наличии величины ИПК в размере не менее 30 ранее достижения возраста, установленного ст. 8 комментируемого Закона, т.е. ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин). Это лица, работа которых связана с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности. Необходимость наличия величины ИПК в размере не менее 30 предусмотрена в качестве условия назначения страховой пенсии по старости общей нормой ч. 3 ст. 8 данного Закона. Тем самым в точности воспроизведен определенный в п. 1 ст. 27 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях перечень случаев, в которых гражданам подлежала назначению трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Закона. Как отмечалось в п. 13 Постановления Пленума ВС России от 11 декабря 2012 г. N 30, в соответствии с указанной ст. 27 (как и со ст. 27.1 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях) основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. В названии указанной ст. 27 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях речь шла о сохранении права на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку ранее, до принятия данного Закона, соответствующие случаи (подавляющее их большинство) предусматривались Законом 1990 г. о государственных пенсиях. Соответственно, в названии статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ также говорится о сохранении права на досрочное назначение страховой пенсии. Так, согласно ст. 30 ФЗ «о страховых пенсиях» от 28.12.2013 г., № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 анализируемого Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: 1) Мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам. Подчеркнем, то точно такие же положения содержались в подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях. Подобным образом ранее в п. «а» ч. 1 ст. 12 Закона 1990 г. о государственных пенсиях предусматривалось, что пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам по достижении 50 лет и женщинам по достижении 45 лет, если они соответственно трудились не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и их общий трудовой стаж не менее 20 и 15 лет. Там же предусматривалось, что гражданам, имеющим не менее половины стажа на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 10 названного Закона, на один год за каждый полный год такой работы мужчинам и женщинам. Как устанавливалось Определением КС России от 5 ноября 2002 г. N 320-О <1>, положение п. «а» ч. 1 ст. 12 Закона 1990 г. о государственных пенсиях - в той мере, в какой оно распространяет предусмотренное им требование о наличии минимального 10-летнего стажа подземной работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах, дающего право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, на лиц, которые до вступления названного Закона в силу в соответствии с ранее действовавшими нормативными правовыми актами приобрели право на такую пенсию, поскольку имели стаж работы в производстве высокотоксичных и особо вредных радиоактивных веществ не менее 6 лет и общий трудовой стаж не менее 20 лет, - как аналогичное положению, ранее признанному КС России не соответствующим Конституции РФ, утрачивает силу и не подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами. 2) Мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам; 3) женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет; 4) женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью; 5) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет; 6) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет; 7) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет; 8) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 20 лет и 15 лет в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет; 9) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет; 10) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет; 11) лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет; 12) мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 лет и 20 лет на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности; 13) мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации; 14) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации соот....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: