- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Экономическое значение пенсионной системы России
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W005261 |
Тема: | Экономическое значение пенсионной системы России |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Выбранная тема «Система пенсионного обеспечения России» является актуальной, потому что в настоящее время перед страной возникла большая социально-экономическая проблема, которая затрагивает собой важные интересы более 40 миллионов людей пенсионного возраста, семей, потерявших кормильца и инвалидов. Не секрет, что сегодня переживает кризис государственная пенсионная система России, способная предоставить гражданам лишь минимальные гарантии их обеспечения и невозможность создать условия достойного уровня жизни для пенсионеров страны. Во-первых, главная причина этому то, что современная система осуществляется за счет работающего в настоящее время населения. Вследствие чего такая система сильно зависит от соотношения численности плательщиками взносов и пенсионеров. Для того чтобы была сформирована достойная система пенсионного обеспечения необходимо, чтобы в стране на одного работающего гражданами приходилось около десяти получателей, но в России наблюдается обратная тенденция сокращение первых и увеличение вторых, поэтому размер пенсий находится на достаточно низком уровне. Во-вторых, нестабильная экономическая ситуация в стране также усугубляет проблему пенсионного обеспечения, ведь доход пенсионеров уменьшается из-за роста инфляции. Для того чтобы эффективно решить проблему необходимо оптимизировать пенсионную систему – создать формы негосударственного пенсионного обеспечения и перейти на накопительный принцип формирования пенсионной системы. Цель данной работы: изучение пенсионного обеспечения России. Задачи для достижения поставленной цели: рассмотреть теоретические основы формирования и функционирования пенсионной системы страны; провести анализ действующего в настоящее время принципа формирования средств пенсионного фонда Российской Федерации; определить пути повышения эффективности работы пенсионной системы в России. Объект исследования работы: пенсионная система России. Предмет исследования работы: реформирование пенсионной системы Российской Федерации. Глава 1. Теоретические основы функционирования и формирования пенсионной системы России. Экономическое значение пенсионной системы России В настоящее время пенсионная система России – это довольно сложное сочетание старой распределительной системы для тех, кому государственная пенсия уже назначена, и элементов накопительной составляющей для тех, кому государственная (трудовая) пенсия еще будет назначена. По-прежнему нынешним пенсионерам пенсия выплачивается из сумм, полученных налогообложением зарплат (фонда оплаты труда) работающего поколения. Типы пенсионных систем: Распределительная. В ее основе лежит социальное страхование. Оно подразумевает сочетание индивидуального и коллективного фактора. Условно-накопительная. В ее основе лежит демографическая и макроэкономическая ситуация в стране. В этом случае размер пенсии определяется на основе условных доходов и ожидаемой продолжительности жизни. Накопительная. В условиях этой системы пенсия зависит от заработной платы, отчисления идут на отдельный счет. В отличие от предыдущей системы, все зависит от реальных, а не условных доходов. Работник имеет право выбрать пенсионный фонд, в который он делает отчисления. С 1 января 2015 года в России начала действовать новая пенсионная система. Она комбинирует элементы накопительного, страхового и гарантированного пособия. В 2015 году количество пенсионеров в России достигло более 42 миллионов граждан. Стоит отметить, что большая часть получает пенсию, размер которой меньше уровня прожиточного минимума. Сильно не повезло лицам, которые никогда не имели большого достатка из-за необходимости ухода за больными родственниками. В настоящее время гражданин имеет право выбирать Пенсионный фонд России и негосударственные структуры для формирования своих будущих пенсионных средств. Выделяют два вида пособий: трудовые пенсии и пенсии, выплачиваемы в виду таких обстоятельств, например, как работа в правоохранительных органах страны. Сегодня система пенсионного обеспечения в России переживает глубокий кризис. Многочисленные попытки государства правильно рассчитать пенсии приводит к путанице и ухудшению положения пенсионеров. Потому что государство в первую очередь рассматривает главной причиной сложившейся ситуации экономический кризис, а не рационализацию механизмов пенсионной системы. К сожалению, пенсионная система в России – это система социальной помощи гражданам, а не страхования. Здесь следует сказать о досрочных пенсиях (работа на Севере, особые условия труда, выслуга лет), конечно, они оправданы, но производиться такие выплаты должны за счет специальных ресурсов, однако этот важный аспект властями не принят во внимание. Пенсионное обеспечение в нашей стране все в меньшей степени зависит от размеров страховых взносов, то есть нарушается главный принцип социального страхования - эквивалентность страховых взносов и выплат. На практике это означает, что независимо от стажа, уровня квалификации, средней заработной платы, с которой уплачивались страховые взносы, пенсии у всех категорий граждан примерно одинаковы. Недостатки пенсионной системы России: главная финансовая нагрузка ложится на работодателей; размер пенсий не зависит от объема страховых платежей. Особенность накопительной пенсии основан на том, что человек, работая, сам копит средства на обеспечение своей старости, а их размер зависит от его пенсионных взносов, уровне его заработной платы и трудовому стажу. Введение бы такого механизма позволило бы уменьшить нагрузку на распределительную пенсионную систему, так как доход пенсионера обеспечивался бы из его отложенных сбережений, сделанных за время трудовой деятельности. Такая система могла бы также заинтересовать самого работника в уплате пенсионных взносов, так как от их размера напрямую зависела бы величина будущей пенсии. Основные цели пенсионной реформы: возможность реализации гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан на пенсионное обеспечение в старости, в случае инвалидности, при потере кормильца и в иных установленных законом случаях; необходимость обеспечения финансовой стабильности пенсионной системы и создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования; адаптирование системы пенсионного обеспечения к развивающимся в Российской Федерации рыночным отношениям, рационализацию и оптимизацию условий предоставления и размеров пенсий; повышение эффективности пенсионной системы путем совершенствования системы управления пенсионным обеспечением. Для реализации поставленных целей, реформа должна основываться на следующих принципах: каждый человек имеет право на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности по старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных установленных законом случаях; каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию. Каждый застрахованный по обязательному государственному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы; финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов Российской Федерации и отраслей экономики; средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных лиц по правилам и нормам, установленным законом. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на территории Российской Федерации. Последовательное осуществление реформы системы пенсионного обеспечения будет иметь целый ряд благоприятных социальных и экономических последствий как краткосрочного, так и долгосрочного характера. При этом, благоприятный характер этих последствий проявится как в отношении самой пенсионной системы, так и в отношении общей социальной и экономической ситуации в стране. Создание базы данных о долгосрочных обязательствах пенсионной системы позволит осуществлять регулярные актуарные оценки финансового состояния системы на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу и заранее предпринимать необходимые меры, обеспечивающие финансовую стабильность пенсионного обеспечения. Таким образом, в настоящее время пенсионная система Российской Федерации осуществляет пенсионное обеспечение всех граждан, достигших пенсионного возраста. Но одновременно с этим пенсии граждан низкие, а сами пенсионеры являются самой социально незащищенной категорией населения. Можно сделать вывод о том, что нынешняя пенсионная система по своей экономической природе не соответствует новым экономическим реалиям. В этой связи главная задача модернизации состоит в создании системы страхования, основанной на принципах самостоятельности граждан за собственное материальное благополучие в будущем, на принципах эквивалентности страховых взносов и выплат. Проблема выбора пенсионной системы для страны относится к стратегическим, базисным, затрагивающим жизнедеятельность нескольких поколений. Отсюда сложность ее решения. Новая пенсионная система должна более полно учитывать изменившиеся экономические и социальные условия, в которых ныне оказалось работающее население. Необходимо перенести основной вес пенсионного обеспечения на страховую часть пенсии, повысить роль негосударственных пенсионных фондов, оставив государству только социальный минимум пенсионного обеспечения. 1.2 Формирование и расходование средств Пенсионного фонда РФ Пенсионный фонд Российской Федерации был образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Первоначально на ПФР были возложены только функции по сбору пенсионных взносов с предприятий и по финансированию выплаты пенсий. Затем он получил право контролировать уплату взносов предприятиями. Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств. В настоящее время система Пенсионного фонда России включает центральный аппарат, 88 региональных отделений с 2393 пунктами уполномоченных. На долю Пенсионного фонда приходится почти 3/4 средств государственных социальных фондов. Система пенсионного обеспечения представляет собой сложную цепочку, состоящую из целого ряда звеньев: пенсионный фонд – банк – управление социальной защиты населения субъекта России – районный (городской) орган социальной защиты – почта (Сбербанк) – пенсионер. Орган социальной защиты населения назначает пенсии, финансирует их орган ПФР. Рассмотрим порядок формирования и расходования средств Пенсионного фонда. Главная его задача – это обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы и создание благоприятных условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен. ПФР финансирует другие выплаты различным категориям граждан (социальные, трудовые, военные пенсии, пособия по случаю потери кормильца и др.). Структура доходов и расходов бюджета пенсионного обеспечения граждан России складывалась за последние годы таким образом, что соотношение основных доходных источников (страховые платежи и средства федерального бюджета) зависели от финансового состояния федерального бюджета и органов Пенсионного фонда. В системе персонифицированного учета ПФР зарегистрировано более 65 миллионов застрахованных работников и свыше 43 миллионов пенсионеров. С Фондом сотрудничает более 4 миллионов работодателей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними. Пенсионный фонд России включает: 7 Управлений Пенсионного фонда по федеральным округам Российской Федерации, 86 Отделений Пенсионного фонда. Общее количество территориальных органов ПФР - 2191. Благодаря этому можно осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России. Территориальные отделения в своей деятельности тесно взаимодействуют с органами власти, профсоюзными и общественными организациями, стремясь привлечь к важнейшей работе все заинтересованные стороны и ведомства, а также расширить круг аудитории, до которой требуется донести нужную информацию. В арсенале работы - консультационные пункты, клиентские службы, единые юридические службы, общественные пункты сбора вопросов населения, «горячие линии». В целом можно сделать вывод, что формирование и расходование средств Пенсионного фонда РФ направлено на решение задачи обеспечения финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен. Для этого Фонд организует работу по сбору страховых взносов; взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; осуществляет капитализацию своих средств; контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением страховых взносов; проводит индивидуальный (персонифицированный) учет работников, в счет которых осуществляют перечисления работодатели. Глава 2. Анализ действующего механизма формирования средств Пенсионного фонда России 2.1 Анализ доходов и расходов Пенсионного фонда России Пожилых граждан в Российской Федерации защищает Конституция, которая гарантирует им государственную поддержку. Также их права регламентирует ряд международных документов, принятых в рамках Организации Объединенных Наций. В целях улучшения жизни пожилых граждан в Российской Федерации был принят ряд стратегических документов Правительства, а также нормативно-правовых актов субъектов РФ. Терминология обозначения пенсионеров может несколько отличаться. Однако общим признаком отнесения населения к этой группе является возрастной ценз: для мужчин – 60 лет, для женщин – 55 лет. Количество пенсионеров России на 2016 год составляет 35 986 тысяч человек. Это 24,6 % от общей численности населения, на 0,6 % больше, чем в 2015-м. За последние десять лет нагрузка на трудоспособное население значительно увеличилась. Если в 2006 году на 1000 человек приходилось 326,7 пенсионеров, то в 2015-м – 411,7. Количество лиц нетрудоспособного возраста увеличилось за счет роста продолжительности жизни. Причем данная тенденция характерна для обоих полов. Однако смертность мужчин старше трудоспособного возраста по-прежнему значительно превышает аналогичный показатель у женщин. И этот разрыв продолжает увеличиваться. Ожидается, что в 2031 году в России будет 42 324 тысячи пенсионеров. Это 28,7 % от общей численности населения. Прогноз показывает, что на 1000 человек трудоспособного возраста будет приходиться 533,8 пенсионеров. В 2017 году ожидается принятие законопроекта, согласно которому, часть лиц нетрудоспособного возраста перестанут получать привычное пособие от государства. Изменения могут коснуться только тех, кто продолжает работать на пенсии. К тому же не всех, а только небольшой части – лиц с доходом, превышающим миллион рублей. Количество работающих пенсионеров в России за первый квартал 2016 года уменьшилось на 36 %. Если в 2015-м их было 15 миллионов, то сейчас только 9,6. Как результат, правительству не только не удалось сэкономить на отказе от индексации пенсий, но и пришлось выделить дополнительный трансферт на обязательное страхование. Если рассматривать, какое количество пенсионеров в России продолжали работать до этого, то это число постоянно увеличивалось. В 2014 году 34,9 % лиц нетрудоспособного возраста были заняты. Среди доминирующих причин побуждающих пенсионеров работать: Нехватка денежных средств. Потребность в общении. Желание сделать дополнительные сбережения. Стремление к финансовой независимости. Интерес к выполняемой работе. Привычка. Таким образом, выборочный опрос работающих пенсионеров в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания показывает важность социальной мотивации активной деятельности лиц, достигших возраста нетрудоспособности. Эта стратегия является значимой не только для самих людей, но и для государства в целом, поскольку Россия относится к «стареющим» нациям. Характерна тенденция увеличения занятости пенсионеров и для стран ЕС и ОЭСР. Если в 2004 году только 26 % в возрасте от 60 до 65 лет работали, то в 2014-м – уже 35,3 %. В России этот показатель несколько ниже. В данной возрастной группе в 2013 году только 30 % продолжали работать. Это позволяет сделать вывод о возможности увеличения экономической активности пенсионеров. Рассмотрим динамику поступления и распределения средств социальных фондов Российской Федерации. Данные для анализа взяты из опубликованных бюджетов рассматриваемых фондов (табл. 1). Таблица 1 – Доходы и расходы Пенсионного фонда в 2014-2016 годах, млрд. руб. 2013 2014 2015 2016 Доходы всего 6 388,4 6 290,0 7 090,6 7 731,0 В том числе без учета межбюджетных трансфертов 3 541,8 3 841,8 4 166,5 4 543,1 Трансферты 2 846,6 2 448,2 2 924,1 3 187,9 Доходы, не связанные с формированием НЧП 5 885,9 6 201,7 6 769, 5 7 364, 4 НЧП 502,5 88,3 321,1 366,6 Расходы 6 378,6 6 416,4 6 963,5 7 413,5 Темп роста расходов, % - 100,6 108,5 106,5 Дефицит 9,8 -126,5 127,0 317,5 В 2014 г. плановый дефицит Пенсионного фонда составляет 126 млрд. руб. То есть все доходы не покрывают расходов фонда, с учетом конфискации накопительной части страховых взносов в сумме 550 млрд. руб. Вообще-то, бюджет пенсионной системы в последние годы был профицитен из-за наличия института накопительных пенсий, и можно предположить, что дефицит пенсионной системы в 2014 г. связан с заниженным трансфертом из федерального бюджета. Более того, по сравнению с расходами 2013 года плановые расходы ПФР 2014 года выглядят заниженными (растут всего на 0,6%). Одни расходы на индексацию пенсий требуют на порядок большего роста. То есть, вероятно, что реальный дефицит ПФР в текущем году еще больше. Возможны следующие варианты решения проблемы с дефицитом: страховых взносов будет собрано больше, чем запланировано, федеральный бюджет увеличит трансферт ПФ, ПФ израсходует свободные остатки на счетах (если они у него есть). Из данных таблицы 1 следует, что на 2015 и 2016 годы заложено сохранение накопительной составляющей пенсионной системы в размере соответственно 321 и 367 млрд. руб. с учетом того, что часть застрахованных, родившихся после 1967 года, решат в этой системе не участвовать, а увеличивать свои условные права на получение страховой части пенсии. Таким образом, анализ доходов и расходов отделения Пенсионного фонда выявил, что существует из года в год тенденция уменьшения уровня дефицита средств ПФР. 2.2 Оценка эффективности реформирования пенсионной системы РФ Рассмотрим изменения в работе ПФР, характеризующие эффективность пенсионной реформы. Отделением ПФР по РТ за 2008 г. было зарегистрировано 74025 обращений, что на 13,2% больше аналогичного показателя 2007 г. За назначением трудовой пенсии зарегистрировано 67501 обращения; пенсий по государственному обеспечению 6 524 обращения. За 2008 год назначено 71093 пенсий - 96% от общего количества обратившихся за назначением пенсий. По сравнению с данными за 2007 г. этот показатель вырос на 0,75% процентных пункта (62219 пенсий назначено, или 95,25%). Из них: трудовых пенсий назначено - 64573 (95,7% - от количества обратившихся за назначением пенсий); пенсий по государственному пенсионному обеспечению- 6520 (99,9% - от количества обратившихся за назначением пенсий). Соответственно за 2008 г. было назначено на 8 874 пенсий больше, чем за этот же период 2007 г., трудовых пенсий назначено на 7 537 больше, пенсий по государственному пенсионному обеспечению - на 1 337 больше. Следует отметить, что на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в 2008 г. было назначено 53535 пенсий, что составило 82,9% от общего количества назначенных трудовых пенсий (в 2007 г. - 51731 пенсия или 90,7% от общего количества назначенных трудовых пенсий). Анализ отчетных данных за 2006-2008 гг. позволяют сделать вывод о том, что количество пенсий, назначенных в 10 дневный срок, в процентах от общего количества назначенных пенсий возросло на 16,2% процентных пункта (соответственно 94,26% и 78% пенсий), что свидетельствует о повышении качества работы территориальных органов ПФР. Ускорение назначения пенсий указывает на эффективность проведенной в ходе реформы работы по совершенствованию деятельности отделений ПФР. В 2008 г. застрахованные лица, как и 2007 г. в основном переводили свои пенсионные накопления из ПФР в негосударственные пенсионные фонды. Так, по сравнению с 2007 г., доля застрахованных лиц, направивших свою накопительную часть в НПФ, выросла на 28,7% процентных пункта и составила 96,6%. Доля желающих инвестировать свою накопительную часть сократилась на 28,8% и составила 3,1%. В 2008 году на 6 800 чел. уменьшилась численность получателей пенсий в размере ниже прожиточного минимума пенсионера. По состоянию на 1.01.2009г. она составила 218 615 чел. (в 2005 г. - 225 415 чел.). Рост их численности наблюдается только в 4 районах республики: Ютазинском, Верхнее-Услонском, Сабинском и Тукаевском районах. Самый высокий прирост (на 467 чел.) наблюдается в Верхнее-Услонском районе. В то же время необходимо отметить, что уровень пенсионного обеспечения напрямую зависит от дисциплины работодателя, полной и своевременной уплаты налогов и страховых взносов. Неуплата этих взносов ведет к ущемлению пенсионных прав застрахованных лиц. Общая сумма недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам в настоящее время составляет на 01.01.2009 г. по РТ более 2,7 млрд.руб., она сопоставима с месячным расходом Пенсионного фонда Республики Татарстан на осуществление всех видов выплат. Также важной проблемой пенсионной реформы является слабая информированность населения о сути инвестирования накопительной части трудовой пенсии. В результате своим правом на инвестирование пенсионных накоплений через негосударственную управляющую компанию граждане практически не пользуются. Глава 3. Мероприятия по повышению эффективности работы пенсионной системы России 3.1 Сравнение пенсионного страхования за рубежом и в России Главное отличие пенсионного страхования в России и за рубежом – это отсутствие льготных пенсий в зарубежных странах. В Германии и Нидерландах профессиональное дополнительно пенсионное обеспечение имеет добровольный характер и основывается на основе соглашений в компаниях на отраслевом уровне. Поскольку пенсионная система предусматривает минимальный уровень государственного пенсионного обеспечения, в результате чего дополнительные добровольные пенсионные системы получили широкое распространение. Такое обеспечение регулируется специальным законодательством и осуществляется в четырех организационно-правовых формах: в рамках пенсионных систем предприятий, в которых пенсионные активы не отделены от собственных средств предприятий, а также в формах, при которых пенсионные активы отделены от предприятий и управляются самостоятельными пенсионными организациями и страховыми компаниями. В Швеции, Норвегии, Финляндии существует система профессиональных дополнительных пенсий от предприятий. Во Франции и Швейцарии пенсионные системы, финансируемые работодателем, являются обязательными. В Великобритании также действует система обязательного профессионального дополнительного пенсионного страхования, которое может осуществляться в рамках государственной системы либо систем пенсионного обеспечения отдельных компаний. В соответствии с законодательством все работодатели должны уплачивать установленные взносы в дополнительные системы пенсионного обеспечения. Вместе с тем они имеют возможность выйти из нее и учредить собственный пенсионный фонд или застраховать своих работников в страховых компаниях. Все формы профессионального дополнительного обеспечения имеют налоговые льготы. Взносы, уплачиваемые на дополнительное пенсионное обеспечение как работодателями, так и совместно с работниками, не включаются в налогооблагаемую базу, а операции с активами пенсионных систем не облагаются налогом. В то же время пенсии подлежат налогообложению. В Германии взносы по страхованию жизни на срок не менее 8 лет в объеме до 3 тыс. марок исключаются из совокупного облагаемого налогом дохода. Во всех вышеназванных странах страховые компании являются непосредственными активными участниками пенсионной системы, в частности, профессионального пенсионного страхования. 3.2 Пути совершенствования работы пенсионной системы РФ На сегодняшний день пенсии в Российской Федерации составляют примерно 45-55% прожиточного минимума, при этом во многих регионах они выплачиваются далеко не регулярно. Около 43 миллионов пенсионеров современной России оказались за чертой бедности. За последнее время средний уровень пенсий повысился, вышел ряд президентских указов, регулирующих данный вопрос. Однако незначительные повышения пенсий не способны решить проблему пенсионного обеспечения, которое продолжает оставаться в целом неудовлетворительным. Таким образом, чтобы предотвратить в ближайшее время крах государственною пенсионного обеспечения, который может повлечь за собой серьезнейшие социальные последствия, необходимо сделать переоценку ценностей, пересмотреть традиционную точку зрения преимущественного финансирования социального обеспечения за счет бюджета и на основе принципов распределения. Необходима новая философия пенсионного обеспечения, ориентированная преимущественно на собственные сбережения и на финансирование за счет частных фондов. Мировой опыт пенсионного обеспечения и опыт последнего десятилетия пенсионного обеспечения в России сводится к необходимости введения накопительных элементов пенсий наряду с одновременным уменьшением роли распределительной пенсионной системы. Причина тому - как демографические факторы (старение населения), так и осознание того факта, что в долгосрочной перспективе частные (негосударственные) пенсионные системы должны занять ведущее место. Накопительные пенсионные системы также лучше соответствуют принципу распределения благ «каждому по труду». Этот принцип, последовательно и разумно реализуемый, является одним из обязательных условий создания конкурентоспособной экономики. Применение накопительных принципов в случае страхования (пенсионного обеспечения) работников с особыми условиями труда будет стимулировать работодателя к улучшению условий труда и сокращению числа работников, занятых на вредных производствах. Анализ существующих связей между налогообложением, дополнительным пенсионным обеспечением и развитием производства в условиях структурного кризиса определяет основополагающую роль налогообложения в существующих дополнительных пенсионных системах, а также при становлении рынка дополнительного пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Создание системы дополнительного пенсионного обеспечения эффективно только при наличии налоговых льгот. Это означает, что пенсионные фонды могут создавать финансовые ресурсы для покрытия пенсионных прав, вытекающих из обещания выплачивать пенсии, до наступления времени их выплаты таким образом, чтобы производимые предприятиями вкладчиками пенсионные взносы не облагались налогом и эти взносы не рассматривались как налогооблагаемый доход работников предприятий. Наличие налоговых льгот, кроме того, подразумевает, что в дополнение к освобождению от налогообложения взносов предприятий, также освобождались от налогообложения взносы, уплачиваемые самими работниками предприятий. Наиболее распространенным и важным является налогообложение инвестиционного дохода. Налог на инвестиционный доход существенно снижает доходы от инвестиций и является важным стоимостным фактором, регулирующим деятельность дополнительных пенсионных систем. Налогообложение пенсионных выплат является наиболее естественным и приемлемым для стран с развитой рыночной экономикой, поскольку позволяет контролировать реальные доходы граждан, в том числе пенсионеров, направляемые на потребление. Налогообложение пенсионных выплат, как составная часть системы налогообложения дополнительных пенсионных систем, применяется повсеместно, но изменяется от страны к стране. Наиболее перспективным, по нашему мнению, является именно налогообложение выплат, дестимулирующих выплату полных капитализированных пенсионных сумм. Анализ вопросов налогообложения на уровне взносов, активов, инвестиционного дохода и выплат подтверждает положение, что дополнительные пенсионные системы «управляются налогами». В этой связи наиболее целесообразно было бы разработать положение об особенностях налогообложения в негосударственных пенсионных фондах, которое учитывало бы специфическую структуру НПФ, объединяющую в себе функции финансового института и организации страховой защиты. С учетом вышеизложенного предлагается внести следующие изменения в действующее налоговое законодательство: при взимании налога на прибыль налогооблагаемая база уменьшается на суммы пенсионных взносов, вносимых вкладчиками в пользу граждан - участников пенсионных схем, в размере не более 150 минимальных размеров оплаты труда в год в пользу каждого участника пенсионной схемы; при взимании подоходного налога с физических лиц в совокупный доход не включаются суммы пенсионных взносов, уплаченных вкладчиками в пользу граждан - участников пенсионных схем, а также инвестиционной прибыли, направляемой на увеличение пенсионных накоплений. Налогообложению подлежит выплачиваемая участнику пенсия. Необходимо законодательно закрепить норму о праве собственности вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов на пенсионные взносы, отраженные на именных пенсионных счетах, с целью предотвращения обращения взысканий на пенсионные активы негосударственных пенсионных фондов в случае недобросовестной деятельности фонда. Основной задачей пенсионной реформы на современном этапе является переход от строго распределительной системы начисления пенсий к накопительной, имея в виду получение дополнительного дохода будущими пенсионерами через инструменты инвестирования на фондовом рынке. В Республике Татарстан в настоящее время значительно ускорился темп пенсионной реформы. В то же время лишь небольшая часть застрахованных лиц сделали свой выбор в пользу передачи накопительной части трудовой пенсии в управление негосударственных управляющих компаний. Сложившаяся ситуация по существу сдерживает возможность повышения уровня жизни будущих пенсионеров и ограничивает доступ к дополнительным источникам средств в экономику Республики Татарстан. Таким образом, исследование состояния действующей системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации выявило ее существенные недостатки, основным из которых следует отметить низкий размер как абсолютных, так относительных размеров пенсий при достаточно высоком уровне страховых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения, а также наличие большого числа пенсионеров, получающих пенсии на льготных основаниях. Для устранения указанных недостатков необходимо поэтапное реформирование системы пенсионного обеспечения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате проведенного исследования получены следующие выводы и предложения. Нынешняя пенсионная система по своей экономической природе не соответствует новым экономическим реалиям. В этой связи главная задача ее модернизации состоит в создании системы страхования, основанной на принципах самостоятельности граждан за собственное материальное благополучие, на принципах эквивалентности страховых взносов и выплат. Проблема выбора пенсионной системы для страны относится к стратегическим, базисным, затрагивающим жизнедеятельность нескольких поколений. Отсюда сложность ее решения. Формирование и расходование средств Пенсионного фонда РФ направлено на решение задачи обеспечения финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен. Для этого Фонд организует работу по сбору страховых взносов; взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; осуществляет капитализацию своих средств; контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением страховых взносов; проводит индивидуальный (персонифицированный) учет работников, в счет которых осуществляют перечисления работодатели. Исследование состояния действующей системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации выявило, что при проведении реформы пенсионной системы размеры пенсий остались на низком уровне как в абсолютном значении, так и по отношению к прожиточному минимуму. С другой стороны, уровень страховых взносов, уплачиваемых предприятиями на цели пенсионного обеспечения, достаточно велик. Также существует большое число пенсионеров, получающих пенсии на льготных основаниях. Для устранения указанных недостатков необходимо поэтапное реформирование системы пенсионного обеспечения. Для совершенствования пенсионной системы предлагается реализовать следующие меры: установить для всех граждан, независимо от их возраста, единую ставку взносов на именные накопительные пенсионные счета, открываемые в Пенсионном фонде России с целью дифференциации пенсий в зависимости от размера персональных страховых взносов граждан; использовать поэтапное повышение пенсионного возраста и реформирование системы досрочного выхода на пенсию; при взимании подоходного налога с физических лиц в совокупный доход не включать суммы пенсионных взносов, уплаченных вкладчиками в пользу граждан - участников пенсионных схем, а также инвестиционной прибыли, направляемой на увеличение пенсионных накоплений. Внедрение предложенных мер позволит повысить эффективность пенсионной системы Российской Федерации, снизить нагрузку на пенсионную систему, стимулировать использование гражданами вложений в собственные пенсионные накопления........................ |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: