VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Создание системы патриотического воспитания граждан России.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016369
Тема: Создание системы патриотического воспитания граждан России.
Содержание
     Понятие «патриотизм» в различные периоды развития общества трактовали по-разному, рассматривая его то, как нравственный и политический принцип, то как социальное, высшее моральное чувство, то как социальную и нравственную ценность и так далее. Патриотизм обусловлен образованием государств и их длительной борьбой за свою независимость и самостоятельность. Поэтому «возраст» патриотизма исчисляется тысячелетиями.
     Дать определение понятию «патриотизм» сегодня значит определить, каким должен быть человек, его отношение к себе, окружающим людям, к семье, Родине, к природе. Но отношения при этом наполняются определенными чувствами, желаниями, потребностями. Иными словами, всем тем, что характеризует отношение каксложную психологическую структуру.
     В педагогической литературе наблюдается тенденция к расширительному толкованию понятия «патриотизм»: количество элементов, входящих в его состав, у разных авторов неодинаково. Большинство исследователей к признакам патриотизма относят любовь к Родине, готовность к защите Отечества, интернационализм, желание трудиться на благо страны, ненависть к врагам, волевые усилия по правовым обязательствам относительно других людей, общества и т.д.
     Впервые слово «патриот» стало употребляться в период Великой французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли защитников революции и врагов абсолютизма. Слово «патриотизм» –«patria», «pater» восходит к греческому и римскому времени и означает родина, отец. В своей первичной форме патриотизм – это приверженность традициям отцов, уважение их веры и обычаев, иногда даже отторжение всего «чужого».
     В «Концепции патриотического воспитания молодежи под словом «патриотизм» понимается чувство любви к Родине, выраженное в активной деятельности по ее процветанию и защите от врагов.
     Большое количество подходов обусловлено сложностью рассматриваемого явления. В современных условиях возникает настоятельная необходимость уточнить сущность данного понятия, поскольку успешность проведения воспитательной работы с подрастающим поколением напрямую зависит от правильного определения исходных понятий и положений.
     Таким образом, патриотизм – это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство, и общество. Патриотизм является важным фактором консолидации общества. Он выступает в качестве внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм является и социальным явлением, цементирующей основой существования и развития нации и государства. Он выражается в чувстве связи со своим народом, в ответственности за прогрессивное развитие общества, в сознательном соблюдении его законов, в готовности к активным действиям по защите его интересов.

     Иными словами, патриотизм нравственное качество личности, которое выражается в нравственных понятиях о Родине, определяет отношение человека к Отечеству, реализует знания и это отношение в процессе его деятельности.

     Создание системы патриотического воспитания граждан России как условие решения задач обеспечения национальной безопасности обозначены в «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года» (утверждена Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537) (п. 84 разд. III Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации).
     В данной Стратегии патриотизм рассматривается как особый вектор социального поведения граждан, как долг и ответственность перед обществом, как высокая деятельность личности; эти качества предполагают верх общественных интересов над личными вплоть до самопожертвования при защите интересов Отечества.
     Нормативно-правовое обеспечение патриотического воспитания включает в себя: систему законодательных актов; определение социально-правового статуса патриотического воспитания; определение роли, места, задач, функций каждого органа власти или ведомства. 
     В марте 1998 г. утверждена Концепция «Военно-патриотическое воспитание молодёжи», разработчиками и исполнителями которой стали Министерство обороны России, Министерство образования и науки России, Министерство культуры России и Министерство внутренних дел России.
     В соответствии с п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», функции по патриотическому воспитанию детей и молодежи переданы Министерству образования и науки России.
     В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г., цель государственной молодёжной политики определяется созданием условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, развитием потенциала молодёжи и его использование в интересах инновационного развития страны.
     В Концепции сформулированы основные задачи, которые необходимо решать для достижения поставленной цели. Одной из главных является – гражданское образование и патриотическое воспитание молодёжи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей у подрастающего поколения.
     
     
     Поддержка программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности, воспитание толерантности к представителям различных этносов, межнационального сотрудничества –
     
     Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации – документ, который отражает систему официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания. Основным инструментом реализации Концепции является выполнение государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», а также разработка и реализация государственных, ведомственных, региональных, муниципальных программ патриотического воспитания граждан.
     Теоретические положения и практические рекомендации, изложенные в Концепции, являются основой для решения поставленных задач патриотического воспитания. Концепция ориентирована на переоценку некоторых традиционных представлений в области патриотического воспитания и создание условий для новых тенденций в организации, формах и методах деятельности практической направленности. 
     Цель Концепции: определить место и роль воспитания патриотизма у российских граждан, дать новый импульс духовному развитию народа.
     В Программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» подчёркивается, что патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера и ему присущи свои особенности: направленность на гуманизм, веротерпимость, общность, особая любовь к родной природе. Недооценка патриотизма приводит к ослаблению всех основ развития общества и государства – этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан. 
     Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания. Развитие технологий патриотического воспитания должны быть направлены на создание условий для национального возрождения России как великой державы. 
     
     На сегодняшний момент достижение этой цели осуществляется через решение следующих задач: 
     1) утверждение в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, 
     2) воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, 
     3) повышение престижа государственной и военной службы; 
     4) вовлечение граждан в решение проблем государства; 
     5) воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности; 
     6) соответствующая работа телевидения, радио и других средств массовой информации; 
     7) формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами. 
     Принципами патриотического воспитания, которые должны быть взаимосвязаны и реализовываться в единстве, являются: 
     * системность (скоординированная работа всех структур по патриотическому воспитанию граждан РФ); 
     * адресность (использование форм и методов работы с учетом различных групп населения); 
     * активность и деятельность (систематичность и целенаправленность в изменении мировоззрения граждан); 
     * универсальность (целостный и комплексный подход) 
     
     
     1. Мотивационно-ценностный компонент предполагает формирование ценностей межкультурного взаимодействия, стремления будущих учителей к изучению культуры других народностей, чувства ответственности перед своим государством и его культурой, принятие межкультурных отношений как общественной ценности.
     2. Эмоционально-чувственный компонент предполагает развитие интеллектуальных, эстетических и нравственных чувств, которые способствуют формированию положительных эмоций к другим культурам.
     3. Когнитивный компонент включает в себя систему компетенций студентов – будущих учителей в системе норм социального и личностного взаимодействия, культурных ценностей, разных языков, применения знаний в практических ситуациях общения.
     4. Личностный компонент предполагает формирование таких значимых качеств личности, готовой к межкультурному взаимодействию, как толерантность, патриотизм, высокая гражданская ответственность и социальная активность и др.
     5. Поведенческий компонент предусматривает создание условий для активной деятельности студентов – будущих учителей в сфере межкультурных отношений, приобретения коммуникативного опыта, совершения поступков в рамках межкультурного взаимодействия и др.
     
     Система патриотического воспитания включает в себя: соответствующие государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу, охватывает все уровни воспитательной деятельности начиная с семьи, учебных заведений, трудовых, воинских и иных коллективов и заканчивая высшими органами государства. 
     Ведущее место в системе патриотического воспитания занимает семья. В семье как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма. 
     Призвание системы патриотического воспитания заключается в следующем: обеспечивать формирование у граждан активной позиции, способствовать включению граждан в решение общегосударственных задач, создавать условия для развития у граждан государственного мышления, пропагандировать активную жизненную позицию и такую деятельность, в которой знания и опыт гармонично сочетаются с понятием гражданского долга.
     Ответственность за функционирование системы патриотического воспитания лежит на государстве, что не снимает моральной ответственности за ее функционирование с общества и с каждого гражданина.
     Педагогическое и методическое обеспечение включает следующие действия:
     * фундаментальная разработка комплекса учебных и специальных программ, методик по организации и проведению патриотического воспитания,
     * использование всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей той или иной категории населения; 
     * развитие и совершенствование форм и методов воспитания.
     Система критериев, которая позволяет произвести оценку результативности патриотического воспитания, включает в себя следующие моменты: целенаправленность воспитательного процесса и его системный характер; научная обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия; широта охвата объектов воспитания. 
     
     
     
     Цельюдуховно-нравственного воспитания является духовное обновление человека, постепенное раскрытие и выявление творческих ресурсов личности. Духовно-нравственное воспитание должно способствовать принятию человеком духовно-нравственных ценностей. [1].
     Традиционный идеал воспитанности,опираясь на русскую классическую педагогику, предполагает воспитание следующих качеств души личности, которые определяют его поступки:благодарность, целомудрие, личная ответственность, патриотизм – любовь к Родине, стремление и навыки оказания помощи, послушание, сострадание, умение просить прощение и прощать, благожелательность ко всем людям и другие.
     
     Таблица 5 
     Распределение студентов, участвовавших в мониторинге. по курсам и направлениям обучения
Направление
Курс
Всего

1
2
3
4
100,0%
Институт математики и механики 
им. Н.И. Лобачевского
10,1%
10,5%
12,9%
8,7%
42,2%
Институт международных отношений, истории и востоковедения
15,7%
16,4%
10,8%
15,0%

57,8%
Всего
25,8%
26,8%

23,7%

23,7 %
100,0%
     
     Таблица 6 
     Распределение ответов на вопрос «Интересуетесь ли Вы событиями экономической, социально-политической и культурной жизни?»
Вариант ответа
Да
Немного
Нет
Нет ответа
Всего
Экономическая жизнь
34,8 %
55,7 %
8,7 %
0,7 %
100 %
Социально-политическая жизнь
36,9 %
53,0 %
8,7 %
1,4 %
100 %
Культурная жизнь
41,8 %
49,8 %
7,3 %
1,0 %
100 %
     
     
     
     Таблица 7 
     Ответы студентов на вопрос «Из каких источников информации Вы узнаете о событиях экономической, социально-политической и культурной жизни в стране, республике?»
Из каких источников Вы чаще всего получаете информацию об экономической,
социально-политической и культурной жизни в стране?
Частота
Процент
Отечественные средства массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы и т.п.)
145
78,4
Российские и зарубежные средства массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы и т.п.)
97
51,9
Интернет
64
34,1
Общение со сверстниками и взрослыми людьми
104
55,7
Участие в деятельности молодёжных и других общественных организаций 
11
5,9
Из университетских курсов 
44
23,3
Не получаю подобной информации
2
0,7
Затрудняюсь ответить
4
2,4
     
     
     Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
     1. Создание целостной системы патриотического воспитания студентов, отвечающей современным вызовам и задачам развития страны.
     2. Увеличение количества научных исследований студентов в сфере патриотического воспитания.
     3. Укрепление и повышение эффективности системы взаимодействия вуза с социальными партнерами в решении задач патриотического воспитания.
     4. Активизация и повышение интереса студенческой молодежи к изучению истории Отечества, в том числе военной истории, к историческому прошлому нашей страны, ее героическим страницам, повышения уровня осознания необходимости сохранения памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества.


     Выделяются несколько методов гражданско-патриотического воспитания: 
     1) метод убеждения (формы: информационные часы, единые дни информирования, тематические кураторские часы, беседы, семинары, лекции, видео-лектории, обзор прессы и основных событий в мире, подписка на периодические издания средств массовой информации, оформление информационных стендов, др.);
     2) метод положительного примера (формы: краеведческая и поисковая работа, создание музея, экскурсии по историческим и памятным местам родного края, походы по местам боевой славы, встречи, круглые столы, пресс-конференции с ветеранами войны и труда, шефство над ветеранами войны и труда и др.);

     Сегодня воспитательная работа организуется и проводится с учётом профиля образовательного учреждения, назначения и возможностей каждого учебного заведения, возрастных особенностей, реального уровня воспитанности, интересов и запросов детей и подростков, и, безусловно, тесной взаимосвязи военно-патриотических и других мероприятий с учебно-воспитательным процессом и оборонно-массовой работой. Патриотическое, а в отношении мальчиков и военно-патриотическое, воспитание начинается с семьи, поскольку в семье закладываются все виды социального воспитания ребёнка. Опыт, традиции, уклад жизни семьи формируют и развивают нравственные и волевые качества, знания, умения и навыки детей, начиная с первых лет жизни. Родители, педагоги, специалисты военного дела, активисты оборонно-массовой работы – своими советами и непосредственным участием в педагогическом процессе способствуют воспитанию молодого человека патриотом и защитником Отечества. 
     Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела. Эти качества воспитываются с раннего возраста; заложенные в школьном возрасте аспекты патриотизма являются фундаментом будущего гражданина. 

     Патриотическое и духовно-нравственное воспитание будущих учителей в современных условиях является одним из ключевых факторов модернизации всей системы образования. В государственной политике в области образования становятся приоритетными формирование таких ценностей, как духовности, гражданской ответственности, патриотизма, исторически сложившейся ментальности – национальной культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и реализации профессионального долга.
     В законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) на первом месте стоит «приоритет общечеловеческих ценностей», а среди его целей названо «формирование духовно-нравственной личности». Следует отметить, что впервые в истории отечественной системы образования в Федеральных государственных образовательных стандартах включен воспитательный компонент. Это позволяет преодолеть противоречие между актуализацией задач формирования у будущих специалистов гуманистических ценностей, патриотизма, гражданской позиции и почти полным отсутствием в предшествующих образовательных стандартах положений о содержании, организации и результативности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

     Теоретические основы духовно-нравственного и патриотического воспитания в контексте традиционной русской педагогики. Российское педагогическое сознание имеет глубокие, многовековые исторические корни. Общая методология исследования проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания базируется на аксиологических принципах, отражающих национальные общечеловеческие ценности духовной жизни общества и составляющих одну из существенных основ его стратегии в сфере образования; на важнейших положениях антропологии и культурологи, о приоритете метафизического начала над телесным, о воспитании человека через освоение отечественной и мировой культуры; на личностно-деятельностном подходе, основанном на аксиологическом аспекте, значимом для отдельной личности. Принципиальное значение для решения поставленной проблемы имеют исследования по гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, А.А. Бодалев, Е.В. Бондаревская, В.В. Краевский); труды по педагогической аксиологии (В.А. Караковский, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров); работы, касающиеся проблемы включения ценностей в содержание образования (И.Я. Лернер, В. Окунь). Большой вклад в осмысление проблемы формирования духовности, нравственности и патриотизма внесли работы христианских педагогов и ученых (В.В. Зеньковский, арх. Иоанн. Маслов, Б.В. Ничипоров, Н. Пестов); творения святых отцов и учителей церкви (Иоанн Златоуст Феофан Затворник, Тихон Задонский и др.). Особый интерес представляют исследования, статьи и выступления, связанные с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания и образования (Д.С. Лихачев, И.В. Метлик, Т.И. Петракова, Л.В. Сурова и др.). [1]

     «Нравственность» (или мораль) – представляет собой одну из наиболее универсальных форм общественного и личного миропонимания, является совокупностью общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Она регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения. [4]
     Нравственные законы регламентируют поведение человека, ставят человека перед лицом общества, в котором он живет. В сочетании духовность и нравственность составляют основу личности, где духовность – ценностная характеристика сознания, вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), что является основой нравственности. То есть, когда говорим о формировании личности человека, имеем в виду процесс его духовно-нравственного развития и воспитания. При этом следует отметить, что главное в человеке духовность. Духовность делает человека человеком. Именно духовность доминирует в формировании человеческой личности.
     Цельюдуховно-нравственного воспитания является духовное обновление человека, постепенное раскрытие и выявление творческих ресурсов личности. Духовно-нравственное воспитание должно способствовать принятию человеком духовно-нравственных ценностей. [1].
     Традиционный идеал воспитанности,опираясь на русскую классическую педагогику, предполагает воспитание следующих качеств души личности, которые определяют его поступки: благодарность, целомудрие, личная ответственность, патриотизм – любовь к Родине, стремление и навыки оказания помощи, послушание, сострадание, умение просить прощение и прощать, благожелательность ко всем людям и другие.
     Понятие «патриотизм»– это нравственная категория и неотделимо от индивидуальных и гражданских качеств личности. Чтобы воспитывать их в человеке, нужен отлаженный механизм, который необходимо разрабатывать, исходя из новых условий и нужд современного общества.
     В Федеральной целевой программе по патриотическому воспитанию граждан РФ,патриотизмпонимается как: «Одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, важнейшее духовное достояние личности и одновременно с этим как залог жизнеспособности и необходимое условие эффективного функционирования всей системы государственных и социальных институтов.Патриотизмолицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей и культурой, достижениями и проблемами».
     Патриот,как известно, прежде всего, есть носитель искренней любви к своему народу, своей Отчизне, «...ревнитель о благе его,отчизнолюб» (словарь В. Даля).
     В виду того, что для педагогов главной профессиональной миссией является общественное служение, то все вышеперечисленные нравственные качества личности вполне представляются профессионально значимыми. Педагоги, спасая душу людей, часто жертвуют собственной жизнью. Недаром людей этой профессии в народе называли «верными сыновьями и служителями Отечества». Проявление жертвенной любви педагогов во имя счастливой жизни другого человека в данном контексте есть проявление патриотизма.
     Именно, воспитание чувства патриотизма является необходимым условием для формирования целостной нравственной личности человека. Поэтому главная задача ВУЗа создать эффективные условия для формирования духовно-нравственных качеств, главным образом, чувства патриотизма как профессионально значимого качества.
     При этом, следует подчеркнуть, что воспитание, прежде всего, духовно-нравственное в любых его вариациях не может существовать без идеалов и понимание его педагогической сущности и значимости является основанием и сердцевиной всякой воспитательной системы.
     Важным является также осмысление педагогической значимости идеала в духовно-патриотическом воспитании.Идеал предполагает сознательное следование за выбранным образцом, сравнение с которым определяет цель деятельности, способ и характер поведения человека. Идеал– это и цель воспитания, и средство воспитания, и критерий воспитанности личности, и основной мотив самовоспитания, и необходимый регулятор поведения, деятельности, источник всех видов активности – познавательной, трудовой, эмоциональной и т.п. Поэтому одна из главных воспитательных задач педагогов – формирование личностно-значимых идеалов, которые вызывают активное желание действовать, проявляя устойчивость волевых усилий.
     Современному педагогу в условиях нестабильной политической ситуации предстоит решать задачи патриотического воспитания и формирования культуры межнационального общения обучающихся.

     В современном понимании патриот – это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу и способный отстаивать его интересы. Патриотизм можно определить, как нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей Родине, осознании ее величия и переживании своей духовной связи с ней. По словам И.А. Ильиной: «Патриотическое единение людей покоится на некоторой сопринадлежности их, столь необходимой, естественной и священной, сколь необходим, естественен и священен человеку сам духовный Предмет и духовный способ жизни. Люди связуются в единую нацию, создают единую Родину именно в силу подобия их духовного уклада, а этот духовный уклад вырабатывается постепенно, исторически из эмпирической данности – внутренней, скрытой в самом человеке (раса, кровь, темперамент, душевные способности и неспособности), и внешней (природа, климат, среда). Вся эта внутренняя и внешняя эмпирическая данность, полученная народом от Бога и от истории, должна быть проработана духом... В результате возникает единый национально-духовный уклад, который и связует людей в патриотическое единство» [11, 215].
     Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности. Вопросы, касающиеся патриотического воспитания молодежи, являются самыми актуальными в настоящее время. От того, какого молодого человека воспитаем мы сегодня, зависит наше будущее, будущее нашей страны. Недооценка патриотизма (как важнейшей составляющей общественного сознания) приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания учащейся молодежи.
     Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у студенческой молодежи высокого патриотического сознания. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в воспитательном процессе. Создание системы патриотического воспитания в образовательном учреждении предполагает целенаправленное формирование у студентов активной жизненной позиции, готовности к активной деятельности, в которой знания и жизненный опыт соединяются с позицией гражданского долга и сопричастностью с судьбой Отечества, а личные интересы – с общественными.
     Целесообразность повышения роли патриотического воспитания в вузовском образовании, в том числе и осуществляемом в условиях дистанционного образования, обусловлена прежде всего тем, что специфика информационного общества, в которое мы сейчас входим, ориентирует на необходимость обеспечивать использование возрастающих возможностей виртуальной среды и телекоммуникаций в воспитательном процессе. Развитие системы воспитания патриотизма и реализация Концепции патриотического воспитания способствует созданию таких условий в воспитательном процессе, при которых молодой человек самостоятельно формирует отношение к патриотическим ценностям, развивает у себя чувство ответственности за общественные дела, вырабатывает навыки самостоятельной работы, что ведет к индивидуализации процесса воспитания.
     Следует подчеркнуть, что специфика воспитательной работы в вузе с заключается в том, что она проводится с использованием инновационных технологий, в том числе и в вопросах патриотического воспитания студентов. Проведение телеконференций, телемарафонов, интерактивных круглых столов дают возможность охватить территорию всей Российской Федерации, СНГ и стран Европы. Эти формы работы позволяют объединять зрительскую аудиторию в сотни тысяч человек. Указанные преимущества дают значительный воспитательный эффект. Совместное решение в ходе этих мероприятий сплачивает студентов, формирует и развивает духовные и нравственные начала. В качестве современных средств патриотического воспитания возможно также использование мультимедийных технологий, электронных учебных материалов, гипертекстов, электронных библиотек, электронной почты.
     К особенностям воспитания патриотизма студентов вузов с использованием информационно-телекоммуникационных технологий следует отнести многообразие и гибкость применяемых средств, способов и организационных форм, а также дифференциацию процессов по направлению и содержанию воспитания. Его ведущей идеей является стремление к постоянному саморазвитию и самовоспитанию человека как субъекта деятельности на протяжении всей жизни.
     Важнейшей составляющей в системе патриотического воспитания является массовая патриотическая работа, организуемая и проводимая на постоянной основе государственными органами при активном участии средств массовой информации, представителей научных и творческих союзов, образовательных учреждений, ветеранских, молодежных и других общественных организаций, и объединений.
     Большую роль в патриотическом воспитании студентов выполняет студенческое самоуправление. В структуре студенческого совета имеется сектор, отвечающий за патриотическую работу, который активно сотрудничает с Молодежным парламентом города и области (участие в акциях «Я – гражданин России», «Международная неделя добра», мероприятиях, проводимых в рамках «Дни воинской славы России», в церемонии возложения венков у Монумента Славы, встречах с ветеранами войны и труда).
     В работе по патриотическому воспитанию используются не только инновационные, но и традиционные формы.
     Перед организаторами стояла задача подготовить читательскую конференцию по книгам патриотической направленности для воспитания молодежи на примерах достойного служения Родине во время Великой Отечественной войны. И это, прежде всего, книги Н.Л. Дедова: «В объятиях Атлантики», «Зовут просторы голубые», в которых говорится об участии сибирских мальчишек-юнг в Великой Отечественной войне и их плавании в союзных морских конвоях антигитлеровской коалиции.
     Важнейшим условием эффективности работы по патриотическому воспитанию является постоянный анализ ее состояния, объективная оценка достигнутых результатов и определение на этой основе новых возможностей и направлений их реализации в целях обеспечения перспектив развития этой деятельности.
     Организаторами основных мероприятий программы выступают структурные подразделения вуза (отдел воспитательной работы со студентами, деканаты, кафедры, библиотечно-информационный центр) в тесном взаимодействии с органами студенческого самоуправления (совет обучающихся «МОСТ», профком студентов и аспирантов, спортивный клуб «Олимп», студсоветы общежитий, волонтерские и педагогические отряды).
     Процессуальный компонент модели требует внедрения рациональных методов, средств и форм патриотического воспитания. Функцией этого компонента является построение процесса воспитания в соответствии с логикой содержания и поставленными целями.
     Программа патриотического воспитания студентов Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского г. Казани наряду с традиционными формами и методами работы предусматривает поиск инновационных решений:
     * научные и социологические исследования по вопросам патриотического воспитания: его значения, исторической и моральной ценностей, влияния на будущие поколения;
     * создание новых и развитие существующих клубов патриотической направленности;
     * участие в приеме норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);
     * организация летней смены студенческого лагеря спортивно-оборонной направленности, спортивно-оздоровительный фестиваль «Большие игры»;
     * акции, фестивали, конкурсы, посвященные памятным датам в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России»;
     * волонтерские благотворительные акции «Дари тепло души детям», «Помни о ветеранах» и т.д.;
     * встречи с сотрудниками силовых ведомств города и области, ветеранами ВОВ и локальных военных конфликтов;
     * шефские концерты и спектакли в воинских частях города и области, экскурсии в воинскую часть;
     * формирование фонда записей художественно-патриотических, литературных, музыкальных, образовательных программ по отечественной истории, культуре, организация просмотра и обсуждения кинофильмов патриотической тематики;
     * тематические выставки научной, популярной литературы из фондов библиотеки Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского г. Казани, в том числе с целью популяризацию подвигов героев и видных деятелей российской истории и культуры от древних времен до наших дней, в том числе Георгиевских кавалеров, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Труда, граждан, награжденных за большие заслуги перед государством и обществом, достижений и успехов профессионалов в различных сферах деятельности, формирующих позитивный образ нашей страны
     * участие студентов во всероссийской военно-спортивной игре «Зарница», конкурсах, семинарах, конференциях по гражданско-правовой и патриотической тематике различного уровня.
     * участие в федеральных, региональных и городских мероприятиях, посвященных Дню победы («Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк» и др.), Дню города, Дню принятия декларации о государственном суверенитете РФ;
     * совместные акции с патриотическими клубами города, кадетскими классами, ветеранскими организациями района, региона.
     Оценочно-результативный компонент связан с созданием диагностического аппарата, позволяющего определить степень сформированности патриотических качеств студентов вуза. Показателями уровня патриотического воспитания студентов является их желание участвовать в патриотических мероприятиях, знание и выполнение традиций, уважение к историческому прошлому своей страны и деятельности предшествующих поколений, желание защищать свою страну, желание работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и для процветания Отечества.
     
     По результатам исследования, 88 % респондентов определяют для себя патриотизм как «чувство любви к своей Родине и готовность действовать в интересах её благополучия и процветания». При этом патриотами России считают себя 52 % учащейся молодёжи института механики и математики имени Н.И. Лобачевского. При анализе путей становления патриотического сознания личности можно выделить, что «неосознанное» становление превалирует среди учащейся молодёжи: 28 % респондентов выбрали вариант ответа: «Я родился в России и считаю её лучшим местом на свете». У 40 % респондентов на формирование патриотического сознания повлияла семья.
     Ра.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44