- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Сущность патриотического воспитания детей дошкольного
| Код работы: | W008282 |
| Тема: | Сущность патриотического воспитания детей дошкольного |
Содержание
11
Введение
Актуальность данной проблемы на современном этапе приобретает все большую значимость, так как Россия находится в одном из не простых исторических периодов, когда обесцениваются простые человеческих качества, когда дети не знают историю родной страны, не знают традиции, героев прошлого, а значит не чувствуют любовь к Родине.
Если ребенок не чувствует личной связи с Родиной, не знает как наши деды и прадеды берегли ее, значит ребенка нельзя назвать патриотом. Ведь патриотическое воспитание маленького ребенка начинается с любви к самому себе, к своим самым близким людям – матери, отцу, дедушке и бабушке, с любви к своему городу, селу, улице, дому, где он живет, к детскому саду. Дошкольное детство - самая лучшая почва для формирования нравственных качеств, так как именно в этом возрасте в ребёнке закладываются те изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно в дошкольном детстве у ребенка формируется нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь.
Пройдут года и придет время, когда сегодняшний дошкольник будет в ответственности за судьбу своей Родины. Именно поэтому сейчас особое внимание уделяется повышению уровня патриотических чувств молодого поколения, на воспитание человека с активной жизненной позицией, у которого в основе будет осознание собственной ответственности, непосредственно, за будущее своего Отечества.
Патриотизм заключает в себе единство нравственных и политических принципов, содержанием которых выступает любовь к своей семье и своему дому. Патриотизм предполагает воспитание гордости достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять и приумножать культуру, обычаи и традиции своей Родины, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы страны и ее жителей.
Патриотизм - это многогранное чувство, которое возникает еще в дошкольном детстве, когда в ребенке постепенно закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру и формируется любовь к своим ближним, к детскому саду, родным местам, родной стране.
Проблема воспитания патриотических чувств была рассмотрена в трудах многих отечественных педагогов: В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, С.А. Козловой, Н.К. Крупской, И.Д. Власовой, Р.И. Жуковской и др.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в дошкольных образовательных учреждениях происходит усовершенствование образовательного процесса. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с одной из образовательных областей Федерального государственного образовательного стандарта – «Познавательное развитие».
Образовательная область «Познавательное развитие» рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Содержание «Познавательного развития» направлено на:
- развитие любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях, о планете Земля как общем доме людей, о Родине, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
В формировании патриотических чувств особая роль принадлежит детскому саду. Ведь кто если не воспитатель поможет нашим детям познать и полюбить свой родной край, национальные традиции, обычаи, культуру, историю.
Анализ проблемы в теории и практике, большое количество исследований по проблеме воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного и необходимость поиска новых форм, методов и приемов воспитания патриотических чувств обусловили выбор темы исследования: «Образовательная область «Познавательное развитие как средство формирования чувств патриотизма у детей дошкольного возраста».
Цель: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования познавательной деятельности для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе ДОУ.
Задачи:
1) Проанализировать литературу по проблеме воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
2)Исследовать использование методов познавательной деятельности в процессе патриотического воспитания дошкольников средней группы.
Объект исследования: процесс и особенности воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: образовательная область «Познавательное развитие»
Гипотеза исследования: если использовать разнообразные методы познавательной деятельности, то формирование основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективнее.
Методы исследования:
1)Логический метод ( анализ и синтез информации по теме исследования)
2)Системный метод исследования.
3)Практический метод исследования
База исследования : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 11 «Шатлык» г. Мензелинска.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Глава 1. Патриотическое воспитание дошкольников
Сущность патриотического воспитания детей дошкольного
возраста
Патриотизм – это общественный и нравственный принцип, который характеризует отношение людей к своей стране, содержанием которого является любовь и приверженность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, желание защищать интересы Родины.
В последнее время огромное значение приобретает взгляд на патриотизм как на важную ценность, которая объединяет социальный, духовный, нравственный, культурный, исторический и другие составляющие. Обобщенно, можно сказать, что патриотизм - одна из наиболее значимых ценностей, которая доступна во всех сферах жизни общества и государства, являющаяся важнейшим духовным наследием личности, характеризующая высокий уровень ее развития и проявляющаяся в ее самовыражении на благо Отечества.
Патриотизм – многогранный и сложный процесс, который воплощает в себе любовь, непосредственно, к своему Отечеству, своей семье. В ходе формирования патриотических чувств у дошкольников развивается духовно-нравственная основа личности, формируется их гражданская позиция, самоотверженность , оберегать Родину и служить ей.
патриотических – одна из функций воспитания. Это педагогический , основой является нравственных .
Развитие в высокой активности, ответственности, , становление , обладающей ценностями и , способной их в созидательном в интересах ; воспитание патриота, свою , преданного , готового ему своим и защищать его – все это является патриотического .
Патриотизм, , можно как такое качество , которое в его любви и своей , осознании ее и славы и своей связи с ней, в и стремлении в условиях ее честь и , практическими укреплять ее и независимость.
В , патриотизм в себя: привязанности к тем , где человек и вырос; отношение к языку; об интересах ; проявление чувств и верности ; гордость за ее и культурные ; отстаивание ее и независимости; отношение к прошлому и унаследованным от традициям; посвящать труд, и способности родины.
Но по себе чувство не . Это результат целенаправленного воздействия на , начиная с возраста, формируется под образа , воспитательной в семье и учреждении, в , в трудовом [ 4 ].
Усвоение в нем норм , взаимоотношений, к миру его своего считается этапом у дошкольников к Родине.
к Отчизне с любви к малой - месту, где человек. ни в экономике, ни в , ни в образовании уверенно вперед без патриотизма у поколения, так как будущее иметь духовно-нравственную , свой стержень - к Отечеству, к Родине. Ч начинает себя своей , своей , своей с раннего . Поэтому с дошкольного следует в детях достоинства и , ответственности и , раскрыть им ценности , нации, .
Дошкольный является благоприятным для патриотизма, так как в этот отличается м к взрослому, ему подражательность, , эмоциональная , искренность . Те знания, человек в дошкольном , те впечатления, он пережил в период, с человеком на всю .
Очень понять, что практически все качества свое в дошкольном : и трудолюбие, и , и чувство достоинства, и, же патриотизм. Но ни из этих ых качеств не быть окончательно, оно зарождается.
из вышеизложенного, в дошкольного подчеркивается, что я в дошкольном специальной по патриотическому детей с их возрастных , национальной и традиций является . [ 1 ].
Идеи воспитания в известных
Воспитанию чувств в педагогики уделялось внимание. тому – каждого из познать патриотического .
Такие деятели как А.С. Макаренко, В.Я. , В.А. Сухомлинский, К.Д. выступали за формирования подрастающего как средства для культурных , исторического России.
русский А.С. Макаренко, всего воспит у детей й и навыков интересами . Он указывал на то, что « – это не только поступки; от патриота не только , но и длительная, работа, часто очень , неинтересная, ». Педагог : «Воспитание патриота – это воспитать развитую , активно и борющуюся за могущества ».
Л.Н. Толстой, К.Д. , Е.И. Водовозова , что воспитывать у патриотизм , начиная с дошкольного .
Центральной воспитания идея .
К.Д. Ушинский : «Как нет без самолюбия, так нет без любви к , и эта любовь воспитанию ключ к человека и опору для с его дурными , личными, и родовыми ». К.Д. Ушинский , что под влиянием условий складывается людей, дает почву, в которой народность. Все его пронизаны ю о патриотическом и национальном и. К.Д. Ушинский , что патриотизм – это не одна из задач , но и педагогическое . Он отмечал, что « к Родине – это сильное человека, гибнет в человеке».
патриотического исследовались и в таких педагогов и ственных , как: А.Ф. Афонасьева, Н.М. , А.П. Куницына, А.Н. и др. Все они пришли к мнению, что воспитать в любовь к , родному , национальной .
Изучая патриотического , А.Н. Радищев : «Истинный и сын отечества и то же, он если в том, что смерть его крепость и отечеству, то не пожертвовать ». По мнению первостепенной воспитания формирование , который высокими качествами, любит больше свое .
А.П. Куницын задачами подрастающего считал: «… в сердце праотеческие , учинившие целое ; даровать истинного в общественных ». Главной воспитательной учебных он считал: «… круг таких , которые бы к любви, к , к добродетели, к Отечеству».
отечественный Н.М. Карамзин был в том, что «патриотизм любовь к и славе и желание им во всех ». В статье «О к Отечеству и гордости» он три вида к Отечеству: , нравственную, . Физическая характеризуется человека к его рождения и . Нравственная на симпатии к людям и . Политическая на патриотическом , требует и осознания.
По русских (В.Г. Белинский, Н.Г. ) воспитание – это путь России, а его целью подготовка , трудолюбивых . Демократы твердо в том, что патриотизм в себе ценности и , которые гражданину достойным общества. Под ценностями и они подразумевали равенства, и свободы.
формирования особое уделял и Л.Н. , который «» рассматривал христианскую ю. Им выделены два а постижения благодати: ый –через отношение к , и второй – это отношение к .
Н.К. , что ведущую становлении ребенка в целом, общественного имела воспитания значение. важность, на к , воспитывать , и деятельность , прини активное общественной деятельности. .К. введено « », которое понимается « воспитание». В она основательно , и средства , возрастных в , доказывала, что впитываться «с » и всю .
представляют и .Т. Шацкого. С.Т. труд, как патриотического , любви краю. указывал то, что « возможность для , заниматься , прогулками, ». .Т. Шацкий идеи и и краеведческой . деятельности воспитанию у .
Таким , , что проблема актуальна во , многие , педагоги, занимались проблемой найти пути .
Требования к
дошкольников
В острая активизации дошкольника. в очень , отзывчивы, . легко на инициативы, искренне сопереживать. Для время почвы. этом возникают для и воспитания . Происходит ребенка, эмоций, , , социальной в , процесс себя мире. этот является благоприятным - психологического на , так как очень и , и они в надолго, и на жизнь, что в патриотизма.
- это основа .
Известны принципы: Родине с к близким - , , дедушке, , с к дому, , которой живет, , , городу.
- это к , преданность , служить его готовность, до , к его .
патриотического дошкольников:
- к краю ( родному , семье, , );
- формирование отношений;
- к наследию ;
- любви к особенностям;
- собственного представителя народа;
- к других , ровесникам, , соседям, .
работы по :
1) Ознакомление с :
- Воспитание к и предметам , промыслам;
- уважения труда и , ими. с Россию;
- чувства людям национальностей;
2) явлениями жизни.
- с жизнью ( и праздники) ;
- к , что ;
- Воспитание к , к Родине ( стране, , столице, ;
- с достопримечательностями , , с названиями , известных ;
- Знакомство , происходившими в , о стране, , ;
3) Ознакомление с .
- к природе ;
- бережного к ;
- Воспитание необходимости в охраны .
работы по :
- развивающей по -патриотическому ;
- тематические ;
- о , о , о природе , о людях, на патриотические , песен и разучивания, кинофильмов, для , целенаправленные ;
- с ;
- взаимодействие .
Модель воспитания возрасте.
. Детский . город. страна.
впечатления о , об родного , Родине, в , остаются в на всю формируют у характера, помогут патриотом и .
Выводы по 1- .
2 Опытно-экспериментальная патриотическому
в возрасте
2.1 уровня
воспитания у возраста
часть на базе /с № 11 «Шатлык» Республики и из и с использованием игр.
эксперимента - основ у дошкольного .
Констатирующий в группах – контрольной (по в каждой).
участвовали средней №12.
исследовании использованы:
1. (о страны, , области и ).
2. задания ( "Где ?", " свой " и " ").
3. Словесные (индивидуальные теме: " любимый ").
4. по , изображающим города, патриотического , .
Для того, развития у о стране на тему: « – Россия». проводилась каждым по :
- как называется , которой ты ?
- называется Россия?
- м регионе ?
- название , в ты ?
Предварительно патриотического , в рассмотрели «Моя », « ». Ответы оценивались : развернутый - 3 балла, с воспитателя - 2 , поставленный отвечает , в основном - 1 .
В беседы , что в все знают , в они , половины знают , не все ответить на : в м ты ?, как , в котором ?
С целью у детей родном была " находится ?".
Ответы образом: выполнено , ошибок - 3 , задание , с воспитателя - 2 , неверно - 1 .
В только 10% справились полностью, без . Они с , проявляли к и справлялись .
Некоторые неправильно , но фишки места, им . Другие же - говорили , но в другом .
контрольной дети , с удовольствием в места, помощь , несколько проявили к , , что отразилось диагностики.
Для у детей символике страны : "Найди флаг" " герб". было уголка, где и флаг .
оценивались образом: , без ошибок - 3 , частично, с - 2 , задание неверно - 1 .
экспериментальной только 15% (3 ) балл, на , что при и герба патриотическом многие рассказ о страны.
В 25% высокий . Они с заданием с наблюдали .
С целью дошкольников к в индивидуальной следующие :
- за ты любишь ?
- достопримечательности ты с родителями?
- о родном запомнил, музеи ?
детей следующим : ответ, ребенка - 3 , , ребенок , теряет - 2 , на вопрос трудом, нет на тему - 1 .
экспериментальной глубокие , и в было у 10% (2 ). Не интереса , с трудом вопрос 30% , остальные ответы, не , во время .
контрольной высокий у ребенка - 5%, - 25%, остальные неполные , .
Анализируя работу диагностики, констатировать, в группе выше, чем экспериментальной .
Дети с и на вопросы, игры, интерес , продолжали между тему о вне , на .
из экспериментальной , нежелание или на воспитателя, дошкольников играми, слушали педагога, , тем проявляли информации о , об и .
Анализ данных , что детей особенностей города, мест.
детей название родного улицы, на . их знания глубиной: около могли , кем человек, в их улица; области и только 35% .
Анализ на в показал, что, , не включиться , часто "" от , не о , а о , где они летом, что . объяснялось вниманием, , неуверенностью в .
, был отмечен дошкольников о и его .
статистическом данных уровни патриотизма средней группы:
- : в группе 4 , составило 20%, от в данной ; контрольной 6 детей, 30%.
- средний : в 10 детей, что 50%, общего детей группе; в 11 , что составило 55%.
- : в группе 6 , составило 30%, от в данной ; контрольной 3 испытуемых, 15%.
Полученные результаты таблице 2.1.
На с помощью были показатели , и компонентов уровни патриотизма дошкольников.
2.1
Уровень у старшей ( исследования)
Уровни
Эксп. гр.
4 (20 %)
10
6(30%)
. .
6 (30%)
11
3(15%)
образом, в группах средний о родном , и его .
исследования о , что у интерес к ситуативным, .
2.2 Организация формированию патриотизма старшей
Патриотическое к образовательной « ».
Познавательное предполагает , любознательности и ; познавательных , становление ; и творческой ; представлений о , , объектах мира, и отношениях (форме, , размере, , , , темпе, , числе, целом, и , и покое, следствиях и .), о родине , представлений о народа, об и , о как общем , об ее , стран и .
На ФГОС образовательной , а плана был работы по . В вошли :
1)«Моя - Россия». : и представления великом в - День , о , как в храбро и от врагов. о празднования в России. о военных . , чувство к на изучения , чувства и к соотечественников Великой Войны. развивать запас , с художественной , и военных .
2) « родной – Мензелинск». : детей о ; итывать к ; обогащать детей родного . Основным по теме в музей . ()
3) «Народные ». Цель: с русскими - , , объяснить их назначение. , что каждой есть Нового . Рассказать рождественских и . колядки. знакомить народными , традициями, . со русской . , произошли обычаи - , и , где исторические . Воспитывать истории национальную , к великому . такие , как , , умение горе и ему, помощь , кто ней нуждается. этой был новогоднего для группы(Приложение)
данных тем подготовительной патриотическое нитью. Но не означает, в время не , воспитание на протяжении .
2.3 Результаты
С эффективности работы контрольный по же методике, и .
Таблица 1.2.3
у детей
( этап )
Группы
низкий
. гр.
10 (50%)
9
1 (5%)
. .
8 (40%)
10
2 (10%)
результатов эксперимента , в экспериментальной детей, высокий с 20% (4 ) до 50% (10 ); со средним меньше - с 50% (10 ) 45% (9 человек); уровень у 5% (1человек) группы, был у 30% (6 ). заключение о , что детей о родного .
Таблица 2.2.3
анализ и этапов ( %)
Этап
Уровни
Констатирующий
. гр.
20
50
30
. гр.
30
55
15
Эксп..
50
45
5
. гр.
40
50
10
Анализируя , мы , что экспериментальной вырос с уровнем 20% (4 ) до 50% (10 человек), со уровнем 50% (10 человек) до 45% (9 ), количество с - с 30% (6 человек) 5% (1 ). В контрольной также изменения улучшения, но не значительные, в группе.
2-ой . Исходя диагностики, сделать :
Б детей группы на развития .
Благодаря «Познавательное » по ДО и подтверждаются изменения, в уровня детей группы.
современном задача особую и . из важнейших - его содержание. родине : заботу и исторических и ради к ; верность , с врагами; социальные и страны; к и отрицательное социальным общества; историческому родины от него ; к жительства (, , , стране в ).
принадлежит роль становлении поколения, молодёжи к , своему .
Учреждения , начальным системы нашей , призваны детей представления мире, к , возможность им с ранних своего .
Постепенно , что он - - детского , класса, , затем и . Общественная поступков воспитания чувств . Но чтобы основу, постоянно, участия в , упражнять их поступках. чтобы формировалось о , что главным ценностью страны , , компетентный и , принимает страны, личную, ответственность и будущее , в духовных традициях народа .
, построенная нами , знания о , стране, в чувство к , настоящего .
Мы к , чтобы нашей у или укрепилось , повысилась , чтобы интерес и себе со , как , так ровесников.
образом, работы по позволила поставленные
источников
1. , Н. . Патриотическое дошкольников. – .: ЦГЛ, – 256 с.
2. , Г. гогические – / Г. , Л. // воспитание. – - № 1. – С. 82 - 92
3. , Р.С. дети. / Р.. , Л.Ф. . – М., – 33 с.
4. , А. Я. – детей возраста. / для педагогов / .Я. , З. . Дмитриенко. – СПб.: « « -пресс», – 192 с.
5. чувств у / Под ред. .М. . – М., 2001.
6. , .Ф. Наша / .Ф. Виноградова, .А. . – М.: , . – 303 с.
7. Герасимова, . свой люби / З. Герасимова, . // Дошкольное . – 2001. - № 12. – С. 47.
8. , . Н. Взаимодействие учреждения с // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. – . 60 - 68.
9. Дошкольникам о (опыт педагогов Москвы). Учебно – пособие. – М.: , 2004. – 92 с.
10. Жариков, .Д. Растите патриотами. – М., 1980.
11. РФ"ОБ "от 10.07.1992 N 3266-1
12. , А. В. ДОУ с / А.В. , Р. П. . – М.: Сфера, 2004. – 112 .
13. Коломийченко, Л.. Концепция и социального развития дошкольного возраста. –, 2002. – 115 с.
14. Комратова, .Г. Патриотическое детей 4-6 лет: пособие / Н.. Комратова, Л.. Грибова. – М., 2007.
15. , Л.А. чего начинается ? – М., 2004. – С. 154 – 163.
А
Картотека игр по воспитанию детей
дошкольного возраста
1. игра «Герб »
Цель: закрепить детей о родного города; выделять герб города из знаков.
Материалы: -образец с герба города; шаблон этого герба; «мозаика» города в варианте.
Ход . Детям предлагается герб города отметить отличительные от гербов городов нашей . Дети по шаблону при шаблона-образца из мозаики города. Дети герб без шаблона-образца, на память. предлагается собрать города из деталей при шаблонов-накладок. предлагаются гербы городов для же игровой .
2.Дидактическая игра « по городу»
: знакомить с городом.
Материал: фотографий родного .
Ход игры: показывает детям достопримечательностей города, назвать их.
3. игра «Флаг »
Цель: способствовать знания флага страны.
Материал: красного, синего белого цвета.
игры: воспитатель детям флаг , убирает и выложить разноцветные в том , в котором находятся на России.
4.Дидактическая «Как зовут семьи»
Цель: умение детей называть членов семьи; развивать , связную речь; любовь к семье.
Ход : дети стоят кругу и очереди называют своей семьи. : «Я живу мамой Наташей, Сашей, братом . У меня бабушка Лида, Вера, дедушка и дедушка ».
5.Дидактическая игра «»
Цель: учить узнавать профессию описанию; совершенствовать о профессии ; развивать сообразительность, .
Материал: картинки профессиями взрослых, .
Ход игры: сообщает детям, куклы Алена, , Ксюша и мечтают стать и получить . Воспитатель: «Кем они мечтают - отгадайте!» Воспитатель профессию взрослого, дети отгадали, выставляет картинку этой профессией.
6. игра «Все важны»
Цель: знания детей профессиях взрослых; к пониманию, все профессии и важны; память, внимание, .
Материал: картинки профессиями взрослых.
игры: воспитатель рассмотреть картинки профессиями взрослых, профессию и о ее , полезности. В игры воспитатель итог, что профессии нужны важны.
7.Дидактическая «Кому что для работы»
: совершенствовать знания о профессиях ; находить предметы, для определенной ; развивать память, , мышление.
Материал: картинки с взрослых (врач, , водитель), маленькие с предметами, для этих .
Ход игры: стульчиках стоят картинки с взрослых, а коврике разбросаны с предметами, для этих . Детям предлагается одну карточку полу и к картинке той профессией, которой нужна вещь. Дети , почему подошли той или картинки с .
8.Дидактическая игра « матрешки»
Цель : познакомить дошкольников историей матрёшки, представления о , как о искусства, сделанного русских мастеров, сенсорные навыки , их умение детали по , расширять представления цветовой гармонии, умение собирать из нескольких по способу , закреплять умения выделять элементы , поддерживать интерес любознательность, воспитывать и уважение русскому народному -прикладному искусству.
игры. Основное правило: собрать из нескольких по способу .
9.Дидактическая игра «, в котором живу»
Цели: у детей представление о , как о , которое спасает ненастья; а более общее , что дом – место, где близкие люди, заботятся друг друге.
Материал: из картона проёмами для и дверей, дома.
Ход : рассмотреть рисунок -Для чего крыша? (Защищает снега и ) -Для чего стены? окна? ( от снега, , дождя) Предложить дом из : -Кто будет в твоём ? Как зовут маму (папу, , дедушку)? -А тебя есть или сестра? их зовут? - какому адресу твой дом?
10. игра «Помощники семье»
Цели: у детей к труду членов семьи, помочь, освободить хлопот; учить строить отношения другими людьми; речь детей.
: сюжетные картинки бытовыми сценами.
игры: воспитатель: « каждого из есть своя . Семья-это и дети, живут вместе, друг друга, друг о . Посмотрите на : -Что делает . А как малышка? –Расскажи, ты помогаешь (папе, дедушке, )»........................ |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
| Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:

