- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Проблема патриотического воспитания в теории и практике общеобразовательной школы
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W000804 |
Тема: | Проблема патриотического воспитания в теории и практике общеобразовательной школы |
Содержание
ГЛАВА 1. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 1.1. Проблема патриотического воспитания в теории и практике общеобразовательной школы Вопрос о воспитании, его целях и ценностях является производным от более широкого вопроса о том, куда мы идем, какова наша российская идея. Целью воспитания, по нашему мнению, является формирование человека – патриота России, ориентированного на приоритет национальных российских ценностей при должном уважении к ценностям других цивилизаций [41]. «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации» – это документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания. В данном документе дается определение термина – патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Перечислены субъекты воспитательной деятельности, в том числе и учебные заведения всех уровней, изложены основы организации работы по патриотическому воспитанию, представлена система патриотического воспитания, включающая в себя соответствующие государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации. При этом здесь указано, что система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, учебных заведений предполагает организацию мероприятий патриотической направленности на федеральном и региональном уровнях, а также в отдельных коллективах. Особое место определено вопросу педагогического и методического обеспечения, которое предполагает фундаментальную разработку комплекса учебных и специальных программ, методик по организации и проведению патриотического воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей той или иной категории населения. «Школа хороша собой только тогда, когда она осознает те основные законы, которыми живет народ», – писал Л.Н. Толстой. Мы считаем, что в современной школе необходимо воспитывать у учащихся стремление добровольно и естественно поступать в соответствии с принятыми в обществе идеалами, этическими понятиями в конкретных исторически сложившихся формах. Это, безусловно, потребует соответствующей корректировки школьного образования, призванного обеспечить необходимый уровень гуманитарного мышления, нравственных и духовных ценностей, без которых невозможно сформировать национальное самосознание, воспитать национальный характер, развить самобытность личности, воспитать историческую память, патриотическое сознание, любовь к Отечеству. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, за сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности [52]. Важную роль в процессе воспитания патриотизма играет формирование и развитие у учащихся потребностей в положительных мотивах, связанных с этими качествами. Анализ литературы свидетельствует об интенсивной и многоплановой работе в интересующей нас области воспитания. В научной разработке многих аспектов патриотического воспитания достигнуты определенные успехи. В частности, выяснены возможности учебной, внеклассной и внешкольной работы в обогащении учащихся знаниями о Родине в различных возрастных группах, выявлены пути, формы, методы и средства использования различных видов учебной и вне учебной деятельности школьников в формировании патриотизма. Воспитание школьников охватывает широкий круг педагогических знаний, имеющих важное теоретическое и практическое значение. Характерной чертой педагогических работ является приоритетное признание личности ребенка как абсолютной ценности воспитания. Выдвинуты принципиально новые основы взаимодействия социальных условий с формированием личности, предполагающие приоритет общегуманистической идеи, позволяющие преодолеть отношение к ребенку как к «винтику» воспитательной системы. Важным результатом ориентации воспитания является суверенная личность, воплощающая в себе не только совокупность общественных отношений, но все богатство своих индивидуальных черт [27]. Следуя историческому опыту использования изучаемой идеи можно сказать, что на любом этапе исторического развития, в любых условиях воспитание отношения человека к обществу, членом которого он является, сводится к воспитанию сознательного патриотического отношения. Без патриотических чувств, мыслей, поступков человек не может быть назван гражданином в наиболее полном смысле этого слова. Поэтому вполне правомерно в Законе РФ «Об образовании» в качестве одного из принципов государственной политики в этой сфере выдвинуто «воспитание гражданственности, любви к Родине» [19]. В условиях обновляющегося российского общества сложились, на наш взгляд, необходимые предпосылки для совершенствования системы патриотического воспитания подрастающего поколения: демократизация общественной жизни, становление гражданского общества; стремление к обеспечению социальной защиты российских граждан, приоритет идеи национального возрождения, обращение к региональным и национальным особенностям, влияние межнациональной культуры на формирование гражданина, усиление внимания к положительному опыту воспитания патриота в истории отечественной педагогической мысли и др. [13]. Патриотизм является ярким проявлением народного, национального самосознания. Философ И.А. Ильин характеризовал патриотизм как важнейшую составную часть общественного сознания. Он называл любовь к Родине «творческим актом духовного самоопределения» [22]. В этом определении заложен глубокий смысл: каждый человек в силу своих индивидуальных особенностей, личного опыта любовь к Родине связывает с чем-то наиболее близким и дорогим. Речь может идти, скажем, о природе, искусстве, истории страны и т. д. Но в любом случае для истинного патриотизма факторы нравственные, духовные имеют приоритетное значение. В них как бы интегрируются, объединяются все элементы родины, отражается любовь к Родине в целом. Формирование подлинного патриотизма связано с обращением мыслей и чувств учащихся к уважению, признанию не на словах, а на деле культурного наследия, традиций, национальных интересов, прав народа. Поэтому быть настоящим патриотом – значит знать и уважать культуру, традиции, обычаи народов, так как объединяющим фактором, возвышающим чувство патриотизма, являются общечеловеческие ценности – духовные, культурные, нравственные. И.И. Валеев в своей работе «Народность и патриотизм» предпринимает попытку раскрыть роль народной педагогики в патриотическом воспитании молодежи. По результатам проведенного исследования автору удалось научно обосновать, что патриотизм и народность являются единым процессом формирования личности школьника. Автор особое внимание уделяет значимости основ наук в формировании патриота и на убедительных примерах раскрывает эффективность школьного образования, соотношение гуманитарного и естественнонаучного обучения в патриотическом воспитании. Как утверждает И.И. Валеев, приоритетным оказалось формирование моральных, гражданско-патриотических качеств личности школьника (40%); на второе место вышла выработка у школьника трудолюбия и дисциплины (36%); и 22% респондентов поставили на первое место развитие способности к постоянному повышению своих знаний [6]. Поэтому процесс формирования личности современного школьника общеобразовательной школы связан, прежде всего, с развитием его духовной сферы, определяющей отношение к себе, к миру и месту в окружающем мире [49]. По мнению Л.С. Выготского, культура как связующее звено между личностью и деятельностью выполняет весьма важную роль, оказывая самое сильное влияние на развитие эстетических, нравственных, этических и других качеств личности школьника. По мере освоения культурно-исторического опыта и традиций своего народа происходит становление и чувства патриотизма, основанного на любви и уважении к наследию прошлого, настоящему и будущему своей страны [12]. В развитии духовной культуры личности незаменимую роль играет искусство. Уникальные особенности этого вида духовно-практической деятельности состоят в том, что зритель, слушатель или читатель не только приобретает знания о мире, но и осваивает эмоционально-ценностные отношения к окружающему, к самому себе и другим людям. Искусство позволяет приобщить к общечеловеческим ценностям, свободно развиваться по законам красоты и гармонии, творчески преобразовывать мир, способствуя нравственному становлению личности через формирование ее эстетической культуры. Роль музыкального искусства в нравственном воспитании изучается специалистами в области музыкального воспитания и образования (Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Д.Б. Кабалевский, Л.В. Школяр и др.). Так, Д.Б. Кабалевский отмечает, что главной задачей массового музыкального воспитания в общеобразовательной школе является «не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на духовный мир» [25]. В современных условиях стало очевидным, что уважение к культурному наследию каждого народа – это одна из форм проявления внутренней культуры человека, богатства его духовного мира. Мы должно признать то, что патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа, опирается на духовные традиции предшествующих поколений, на более чем тысячелетнюю историю многонациональной России, хранителем и продолжателем нравственного величия которой выпало быть современным поколениям. В этой связи на основе исторически естественных корней патриотизм выдвигается на особые позиции в духовном мире личности. В настоящее время, как и в предшествующие годы, патриотическое воспитание отождествляется с военно-патриотическим. Например, в г. Волгограде именно по этому направлению ведется работа историко-краеведческого отдела Детско-юношеского центра. Цель программы «Твоя родословная» – приобщить школьников образовательных учреждений к изучению собственных родословии и традиционной культуры и на этой основе способствовать формированию патриотизма [21]. А.А. Жирякова предлагает целевую комплексную программу гражданско-патриотического воспитания «Сыны Отечества», предполагающую создание в школе единого воспитательного пространства детства; главной ценностью программы является личность каждого ребенка; формирование нового сознания, ориентированного на умение при любых неблагоприятных условиях и при самых острых ситуациях сохранять уважение друг к другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию. Программа представляет собой комплекс подпрограмм и проектов по различным направлениям воспитательной работы, нацеленных на решение поставленных задач, на становление человека как гражданина и патриота и развитие личности школьника. Программа состоит из следующих блоков: «Культура мира», «Защитники Отечества», «Школьный музей» и т.д.[16], программы для младших школьников – «Идем дорогою добра» и т.д. В общеобразовательных школах первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам ее истории, культуре. Главные цели этих уроков – раскрыть школьникам смысл понятия «любовь к Родине», привить юным гражданам уважение и чувство любви к Отечеству. На всех ступенях обучения, наряду с традиционными предметами, вводятся такие, как «Фольклор и культура родного края», «Литературное краеведение» и др. Образовательная программа «Истоки» раскрывает ценности внутреннего мира, таких как Вера, Надежда, Любовь, которые доступны пониманию младшим школьникам. В задачи курса входит развитие духовности ребенка. Программа укрепляет чувство патриотизма, осознание укорененности и привязанности к родной земле, уважение к другим народам и культурам. В начальной школе учебный курс приближает детей к вечным истинам с помощью самых простых понятий – «имя», «род», «семья», «слово», «книга», «вера», «честь», «надежда», «терпение» и т.д. «Истоки» открывают и помогают детям в известном постичь новые смыслы, обрести духовные наполнение, прикоснуться к истокам вечных ценностей [47]. Обратимся к статистическим данным (см. табл. 1). Нами было опрошено десять практических работников образования, имеющих различный стаж работы. Таблица 1. Результаты опроса учителей (%) Вопросы Ответы Да Нет Не знаю Необходимо ли патриотического воспитание в современной школе? 60 20 20 Представляете ли Вы эффективные формы работы по патриотическому воспитанию? 30 20 50 Изменили бы Вы содержание воспитательного процесса? 40 30 30 Анализ приведенных выше результатов указывает на отношение современного учителя к патриотическому воспитанию. С одной стороны, они однозначно указывают на необходимость изменения воспитательной работы по патриотическому воспитанию. С другой, нет четкого, ясного представления о том, как эффективнее строить организацию работы. Отсутствие ответа у учителей можно объяснить определенным скептицизмом, потерей стабильности в целях и реалиях, непринятием быстро меняющихся требований. Задача современной школы – формировать у младших школьников не только высокую степень обученности, но и высокий уровень воспитанности. Мы берем точку зрения П.И. Пидкасистого, что воспитанность школьника – это степень его личностного развития. Если поведение школьника в жизненных ситуациях отвечает принципу Добра, если развит его интеллект и он способен признать объективную Истину как нечто независимое от его воли и воли других людей и соотносить свое поведение с известной ему объективностью, если ребенок воспринимает Красоту, уважает все ее проявления и созидает красоту, – то педагог вправе говорить о воспитанности ребенка как достижения им определенного уровня личностного развития. Мы в своей работе к воспитанности младшего школьника относим внешний вид; речь; поведение, складывающееся из отдельных поступков; избирательную реакцию на социальные явления; систему его взаимоотношений с окружающими; а также качественность его предметной деятельности [42] Образование и воспитание младшего школьника протекает через деятельность. Положение А.Н. Леонтьева, а вслед за ним и Д.И. Фельдштейна о том, что развивающаяся личность, ее самодвижение, саморазвитие составляют реальный психологический фон, на котором строится воспитание как формирование личности, находим дальнейшее развитие у Д.И. Фельдштейна в том, что психологическая основа воспитания состоит в поиске системы, которая способствует целенаправленному формированию внутренней деятельности школьника, формированию мотива этой деятельности, обнаруживая точки соприкосновения «производства на смысл» и ведущей роли субъективного психологического фактора в воспитании, которое должно быть целенаправленным [30, 50]. Мы определяем патриотическое воспитание как процесс формирования у школьников совокупности патриотических чувств, взглядов и устойчивых норм поведения, в которых отражено отношение личности к своему народу и Отечеству С учетом особенностей патриотического воспитания в современных условиях цель данного процесса определяется, на наш взгляд, как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему трудом и защищать его интересы. Необходимым компонентом процесса патриотического воспитания является анализ результатов, позволяющий определить его эффективность, внести необходимые коррективы при выявлении отклонений от намеченных целей и спрогнозировать предстоящую деятельность с учетом условий и уже достигнутых результатов. 1.2. Народная музыка в системе патриотического воспитания школьников Музыкальное воспитание – одно из направлений общей системы воспитания младших школьников. Особую актуальность на современном этапе приобретает патриотическая направленность искусства в целом и музыкального искусства, в частности, на художественно-образное познание мира и воспитание чувства единства с ним, формирование культуры чувств у младших школьников, эмоциональной сферы, его ассоциативного мышления, освоение национальных и общечеловеческих ценностей культуры прошлого и настоящего, формирование творческой активности, интеграция личностных качеств с национальной и мировой музыкально-художественной культуры [28]. Социокультурная и педагогическая значимость музыкального искусства школьников, его практическая результативность позволяет подойти к музыке как системе патриотического воспитания. Отражая жизнь общества и личности своими специфическими художественно-образными средствами, музыка способствует глубокому эмоциональному восприятию данного обобщенного музыкального образа, воплощенного в музыкальном произведении. Музыка формирует личность образованную, культурную, музыкально грамотную, передавая ей ценности, нормы, идеалы, накопленные общенациональной культурой. Убедительно звучат слова Д.Б. Кабалевского: «Первые же встречи с искусством – с первыми сказками, песенками и картинами... ставят перед детьми важнейшие морально-этические проблемы, учат их понимать, что такое добро и зло, любовь к друзьям и ненависть к врагам, что такое благородство, а что такое подлость» [24]. Патриотизм – одно из существенных, коренных свойств человеческой личности. В патриотизме выражаются мировоззренческая зрелость, нравственная убежденность, ценностная ориентация личности, ее жизненная позиция, практическое поведение. А так как искусство обладает свойствами всестороннего воздействия на человека, необходимо при этом обеспечить единство эмоций, вызываемых музыкой, с собственно эмоциями познания. Это удивление, сомнения, эмоции эвристического поиска и т.д. – те эмоции, которые сопровождают школьника на пути искания истины. Именно музыка способна выражать идею патриотизма с исключительной яркостью и достоверностью. Патриотическая тема Родины, любовь к Отечеству передается в музыкальных произведениях через призму собственных переживаний композитора или раскрывается через картины народной жизни, природы. Патриотическое воспитание младших школьников средствами музыки направлено на развитие у них целостного представления о музыкальном искусстве, на то, чтобы дать им опорные ключевые знания, умения, навыки музыкально-художественной деятельности в системе, обеспечивающей младшим школьникам в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкальным искусством, для самообразования и самовоспитания. Общепризнана роль народного творчества в истории музыкального искусства. Свое яркое и полное выражение народная музыка нашла не в чисто инструментальной музыке, а в объединении мелодии со словом, т.е. в песне. Народная песня – это, основной и главный по своему художественному значению вид народной музыки. Зародившись в самой примитивной форме много тысячелетий назад, она неуклонно развивалась, эволюционировала в тесной связи с развитием культуры самого народа, его быта, языка, мышления, неизменно находящих отражение и в текстах песен, и в напевах [9]. В музыкальном энциклопедическом словаре в понятие «народная музыка» включается как песня, песенная импровизация, песня без слов, эпическое сказание, танцевальные мелодии, плясовые припевки (например, частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Ее жанры складывались веками в зависимости от разнообразия социально-бытовых функций народной музыки, связанных с экономико-географическими и социально-психологическими особенностями формирования этической общности. «Народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания, – писал известный русский педагог С. Миропольский. При этом народная наша песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться... Народной песни так же нельзя заменить в начальном воспитании, как нельзя заменить ничем молока матери для младенца... Имея в запасе роскошный образовательный материал народного музыкального творчества, было бы крайне нерасчетливо не воспользоваться им на пользу школы, на пользу образования народа» [35]. Народные песни складывались голосом без помощи музыкального инструмента. Поэтому многие из них удобны для детского голоса и легко ими усваиваются. Голосом брались наиболее яркие и удобные интервалы – кварта и квинта, которые заполнялись одним, двумя и тремя звуками. Таковы песни «Петушок», «Солнышко», «Дождик», «Зайчик ты, зайчик» и др. Ритм несложных народных мелодий тоже очень простой: это чередование восьмых и четвертей. Размер обычный – двух- и трехдольный. Музыкальные фразы часто оканчиваются четвертями, что удобно для детского дыхания. Куплетная форма с повторением мелодии соответствует склонности детей к повторению. Запев и припев, встречающиеся во многих народных песнях, дают возможность детям петь не все время, а с отдыхом: запев поют одни, припев – другие. Таким образом во время пения народных песен не утомляются слабые голосовые связки детей [36]. Песни, сопровождающие быт ребенка, отличаются ярко выраженным характером. Некоторые из них протяжные, распевные. Особенно прелестны колыбельные песни «Котя, котенька, коток», «Идет коза рогатая» и т.д. В последней песне ярко переданы интонации, иллюстрирующие монотонные движения колыбели. Песня – сложная форма народного поэтического творчества. В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни. Слова песен, условия и характер их исполнения способствуют укреплению здоровья, развитию трудолюбия, в песнях воспроизводится поэтическая картина природы; в песнях опоэтизированы национальные традиции и обычаи, приводятся пословицы и благопожелания [11]. Влияние музыки на сознание и поведение школьников основывается на закономерностях воспитания личности и прежде всего – ее нравственных чувств. Вне этого условия способность остро чувствовать, обычно трактуемая как «музыка подействовала», «заставила пережить», «взволновала», «повлияла», может ровным счетом ничего не значить для возвышения слушателя [28, 42]. Задача патриотического воспитания средствами народной музыки состоит в том, чтобы, установив соответствие тех или иных произведений уровню учащихся, отбирать те, которые наиболее эффективно воздействуют на ум и чувства, поведение детей и способствуют формированию патриотического сознания. Формирование мировоззрения и воспитание чувств средствами народной музыки осуществляется в единстве – их нельзя отделить друг от друга. Идейное воспитание средствами искусства может успешно осуществляться лишь в том случае, когда у детей воспитываются способности активного эстетического восприятия произведений искусства, эстетического переживания этих произведений как единства их идейного содержания и художественного воплощения в определенных формах. Воспитание средствами народной песни неразрывно связано с воспитанием художественного вкуса. Художественный вкус – это способность отличать, ценить и любить такое искусство, которое правдиво отражает действительность, волнует своей идейностью, глубоким содержанием, отражающим идеалы общества, лучшие чувства и мысли народа, выраженные такими художественными средствами, которые, будучи доступными, заставляют наиболее интенсивно, эмоционально и эстетически переживать произведение искусства и наслаждаться им. Эти способности, характеризующие уровень художественного вкуса, необходимо развивать и укреплять [39]. Успешно осуществить воспитание средствами народной песни и развить музыкальный вкус возможно лишь при наличии у объектов этого воспитания интереса к музыке, любви к ней. Эту любовь к музыке, так же, как к литературе, живописи, театру, нужно пробудить и развить. Нужна подчас большая и упорная работа, чтобы музыка стала по - настоящему жизненной потребностью человека, а вместе с этим и подлинным средством его воспитания. Для этого необходимо не только любить музыку и эмоционально ее воспринимать, но и понимать ее идейную сущность и ее язык, ее музыкальные образы и наслаждаться ими. Пути развития музыкального вкуса и образования средствами народной музыки могут быть различными. Для одних они могут осуществляться в процессе обучения пению в хоре, игре в оркестре, обучению сольному пению или игре на каком-нибудь инструменте. Для других это будет лишь восприятие музыкальных произведений по радио, слушание музыки в классе, в кружках или на концертах и музыкальных лекциях с последующим разбором прослушанных произведений, рассуждением о них и их оценкой [2, 7, 12]. Развитие способности эмоциональной отзывчивости на музыку, укрепление музыкальных восприятий и представлений и развитие навыков эстетических оценок легче осуществить при условии неоднократного повторения восприятия отобранных для работы музыкальных произведений. Применение метода повторности восприятия весьма способствует воспитанию способности слушать и слышать музыку, а также возбуждает любовь и интерес к ней. Поскольку школьники начальных классов благодаря непосредственности своего восприятия легко поддаются эмоциональному воздействию и поэтому представляют собой благодатный материал для формирования у них музыкального вкуса, развивать его следует именно в раннем возрасте. Это позволит на следующих ступенях быстрее двигаться вперед, имея в виду воспитание самостоятельного мышления, личного вкуса, а в последних классах – и способности вести споры. Таким образом, фундамент нужно закладывать в начальных классах, где знания прививаются в играх. Очень важно укреплять у школьников понимание неразрывной связи музыки с жизнью. Р. Шуман считал, что «музыка в ее наивысшем смысле способна воплощать всю многообразную конкретность реальной жизни: самые тонкие и особенные состояния души, жизнь отдельного человека и жизнь народов, национальный характер страны и ее природу» [49]. Для ребенка существенно лично убедиться в том, что музыка помогает понять эпоху, характерные черты ее героев (и героев литературных произведений), отличительные черты природы разных стран, обычаев. Причем опять-таки все познавательные факты должны быть представлены перед ними в эмоционально увлекательной форме. В этом возрасте все, что дается легко, воспринимается как легковесное, несерьезное и потому необязательное. Творческий же труд, – а именно такой и необходим для полноценного восприятия и качественного исполнения музыки, – приносит удовлетворение, веру в свои силы, в свою самостоятельность. Классической музыке и народному музыкальному искусству присущ высокий гуманизм, высокая духовность. Поэтому Д.Б. Кабалевский неоднократно подчеркивал, что без искусства, особенно музыки, не может быть полноценного воспитания личности. Духовное развитие каждого связано с его системой ценностей, побуждающих мотивацию поступков. Например, сборник П.И. Чайковского на стихи А.Н. Плещеева «Подснежник» имеет особое воспитательное значение, т.к. в сборник вошло много стихов о природе, проникнутых чувством горячей любви к красоте родной земли, отражающих картины раздолья русской зимы, серенькой дождливой осени, стремительной весны. Простота его языка делает даже сложные понятия доступными для детского восприятия, сообщает им привычный тон семейных бесед, рассказов матери, чтения вслух занимательных историй. «Детские песни» П.И. Чайковского представляют собой в этом смысле аналогичные явление – музыку, написанную прежде всего для семейного музицирования, рассчитанную на душевную беседу детей и взрослых. С большой любовью создает П.И. Чайковский песни-сцены из семейной жизни. Они навеяны мягкой печалью воспоминаний композитора о далеких годах детства. Главное место в песнях о семье занимает образ нежной и ласковой матери, с большим душевным теплом обрисованный композитором в песнях «Зимний вечер» и «Колыбельная песня в бурю». «Колыбельная» начинается со слов монолога матери: «Ах, уймись ты, буря», и сразу же детское внимание сосредоточивается на образе материнской любви. Напев «Колыбельной» близок по своему характеру народным «байкам» – это один из немногих примеров обращения композитора к крестьянской музыкальной речи. В песнях «Осень», «Зима», «Весна», «Мой садик» и другие (всего их 16) композитор нашел особые, неповторимые краски для картин русской природы – тут и горькая печаль осеннего увядания, и здоровое веселье русской зимы, и восторженный гимн весне и лету. Одной из наиболее ярких страниц в истории русской музыки для детей является произведения А.К. Лядова – «18 детских песен», написанные на народные слова. Главная отличительная особенность песенных циклов А.К. Лядова заключается в том, что это не только детские песни, но и миниатюрные вокально-инструментальные программные картины для детей, возникающие из образов народной поэзии. Каждая национальная музыкальная культура, будучи частью мировой, наряду с самобытными, только ей свойственными особенностями, заключает в себе ряд иных свойств, устанавливающих ее органическую общность со всеми другими частями. Эта общность состоит прежде всего в действии фундаментальных закономерностей музыкальной организации, соответствующих логике музыкального мышления и восприятия. На основе таких общих закономерностей складывается характерный интонационный облик конкретной национальной культуры или конкретного индивидуального стиля, обусловленный историческим развитием социальных условий жизни, национального характера, взаимодействием с другими культурами. Достаточно сравнить близкие по жанровой принадлежности русские и башкирские народные песни (русские эпические, протяжные, плясовые песни и т.д.) [18]. Известно, что особый род эпических песен, именуемых былинами, – одна из наиболее ценных частей русского песенного наследия, дошедшего до нас из далекого прошлого. Эти песни о боевых подвигах и разных похождениях и приключениях богатырей и других героев отражают в героико-фантастическом повествовании историческую действительность. В народной песне определенно присутствует патриотическая идея, она обусловливает воспитательную функцию подрастающего поколения. Целенаправленному восприятию народной песни нужно учить, и процесс этого обучения должен осуществлять учитель-музыкант, профессионал. Педагог, масштабы его личности (профессиональной подготовки) – важный активизирующий фактор в современной школе. Мы согласны с мнением В.А. Сластениным и В.Л. Матросовым, которые определили следующие черты современного учителя: - высокая гражданская активность и социальная ответственность; - любовь к детям, потребность и способность отдавать им сердце; - подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; - высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления; - потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему [43]. Следовательно, педагогам музыки необходимо следить, чтобы на уроке осуществлялось единство мысли и чувства в познании музыкальных произведений. Для этого необходимо организовать изучение народной музыки таким образом, чтобы оно осуществлялось как художественная деятельность по содержанию и как теоретическая – по уровню мышления. Это значит, чтобы каждая конкретность в музыке (проблема, явление, факт, форма и т.д.) представлялось сознанию школьников как музыкально-художественная необходимость. На основе вышеизложенного теоретического материала мы можем сделать вывод о том, что народное музыка, в частности, народная песня, может служить основой патриотического воспитания младших школьников на музыкальных занятиях в начальных классах общеобразовательной школе и учреждениях дополнительного образования. 1.3. Музыкально-художественная деятельность младших школьников как основа патриотического воспитания Требования к содержанию обучения в начальной школе определяются федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход. Содержание начального образования составляет основу для целостного развития школьников, формирования их мышления, познавательных интересов. Знания становятся средством деятельности, в процессе которой происходит развитие личности и младший школьник перестает чувствовать себя лишь объектом внешних воздействий и превращается в субъекта образовательного процесса, способного самостоятельно усваивать, оценивать и использовать знания, что позволяет говорить о развитии личности, о его осознанной заинтересованности в получении образования. Под деятельностью обычно понимается «вид социально обусловленного взаимодействия целостной личности, субъекта с окружающим миром, возникающего под влиянием какой-либо потребности направленного на достижение цели, отвечающей этой потребности, путем преобразования объектов деятельности» [30]. Деятельность выступает фактором развития личности благодаря тому, что в ходе активного взаимодействия с окружающей реальностью школьник усваивает мир, научаясь с ним взаимодействовать на уровне культуры. Если музыкально-образовательная среда как фактор предоставляла образ мира, то деятельность позволяет проникнуть в глубь данного образа, понять сущность явлений, оценить их с позиции своего «Я». Как известно, усвоение знаний невозможно без включения их в деятельность, т.е. без применения их в процессе выполнения школьником какой-то деятельности. Если с самого начала в качестве усвоения знаний используется деятельность, адекватная знаниям и целям их усвоения, то одновременно решаются задачи и усвоения, применения этих знаний, т.е. можно сказать, что в ходе самой деятельности накапливается или актуализируется, применяется уже имеющийся опыт. Без последующего накопления и сохранения этого опыта (т.е. результатов познания в деятельности) не было бы возможным развитие личности, осознание ею как единого целого своего прошлого, настоящего и будущего. Анализируя возможности учебной деятельности, Л.И. Божович замечает, что этот вид деятельности младших школьников есть не только процесс усвоения знаний, но и сложный процесс воспитания, в результате которого у детей появляются новые особенности личности, выражающие в новой мотивации, в новом отношении к действительности. Это значит, что в учебной деятельности, наряду с приобретением школьниками определенных знаний, имеет место и изменение в процессе деятельности целостной личности младшего школьника как субъекта этой деятельности [4]. Решение патриотического воспитания возможно лишь при том условии, если деятельность школьников на музыкальных занятиях осуществляется как....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: