- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Современный репортаж в СМИ
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003068 |
Тема: | Современный репортаж в СМИ |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА» факультет Издательского дела, журналистики и рекламы кафедра Журналистики и медиатехнологий СМИ КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине: Основы журналистской деятельности Тема: Современный репортаж в СМИ Выполнила: студентка 1 курса дневного отделения направление 42.03.02 «Журналистика» группы 1-ГИДА-4 Лукьяненко Д.В. Подпись: _________ Научный руководитель: Гусаренко Е.В. Подпись: __________ Оценка: __________ Санкт-Петербург 2015 СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………...… 3 Глава 1. Репортаж в современных СМИ……………………………………… 4 1.1 Определение понятия репортаж…………………………………………. 5 1.2 Классификация современного репортажа………………………………. 6 1.3 Трансформация жанра……………………………………………………. 7 Глава 2. Жанр репортажа в современных журналах на примере журнала «Русский репортер» …………………………………………………………… 8 2.1 Журнал «Русский репортёр» ……………………………………………... 9 2.2 Репортаж на страницах журнала…………………………………………. 10 Заключение……………………………………………………………………... 11 Список литературы…………………………………………………………….. 12 Введение Прежде всего необходимо прокомментировать тему исследования. Современное состояние журналистики, а именно - появление единого мирового информационного пространства, а также, глобализация информационных процессов, очень сильно повлияли на специфику журналистского труда и на систему жанров. Сегодня ценность такого специфического товара, как актуальная и оперативная информация растет в геометрической прогрессии. На телевидении, на радио, в газетах и журналах основную часть публикаций составляют новостные материалы и информационные жанры. Одним из ведущих жанров на протяжении нескольких десятилетий продолжает быть репортаж. Но ускорение общественных процессов повлекло за собой изменения в жанрах журналистики. Считается, что сегодня газеты, журналы, телевидение и радио ставят во главу угла оперативность, и эта «актуализация» и «оперативизация» подготовки журналистского продукта нередко вредит его качеству. В процессе осмысления темы возникает еще одно противоречие: между жанром репортажа и самой сущностью глянцевого журнала, который выходит раз в месяц или раз в неделю. Ведь репортаж предполагает оперативность и «быстрое реагирование», а значит, свойствен, скорее, газете. Теоретическая база моего исследования заключается в положениях и тезисах, сформулированных на страницах книг Л.А. Васильева «Делаем новости», М.И. Шостака «Репортер: профессионализм и этика», Р.П. Овеспяна «История новейшей отечественной журналистики», А.А. Тертычного «Расследовательская журналистика», Ким М.Н. «Репортаж: Технология жанра». С трансформацией жанра репортажа помогли разобраться статьи Ю. Уракчеевой «Жанр репортажа в российской и немецкой журналистике. История и современное состояние» и А.А. Тертычного «Трансформация жанровой структуры современной периодической печати». Кроме того, в работе используются выдержки из диссертации А. Абдурахманова «Событийный репортаж в системе жанров советской телевизионной журналистики», учебника Е.П. Прохорова «Введение в журналистику», С. Г. Корконосенко «Основы творческой деятельности журналиста» и М.М. Козловой «История отечественных средств массовой информации». Объект исследования – характерные особенности жанра современного репортажа, предмет исследования – материалы издания «Русский Репортер». Цель исследования – проанализировать специфику, тематику и видовое разнообразие репортажей на страницах современных репортерских журналов. Задачи: 1) Дать определение понятию «Репортаж», «Виды репортажа»; 2) Проанализировать современное состояние журналистики и выяснить, какое место в ней занимает жанр репортажа; 3) Как происходит трансформация жанра репортажа в современной журналистике; 4) Проанализировать типологию современных российских СМИ и выяснить, какое место в данной типологии занимает «репортерский журнал»; 5). Проанализировать понятие «репортерский журнал»; 6) Проанализировать типологию жанров журнала «Русский Репортер» и выяснить, какое место в ней занимает жанр репортажа, его специфику, тематику и видовое разнообразие. Эмпирический материал исследования: материалы журнала «Русский Репортер» за год (12 номеров). Структура работы включает в себя две главы, в каждой главе по два подзаголовка. В первой главе мы решаем теоретические задачи: даем определение жанру «репортаж», даем его классификацию, проводим анализ жанровой структуры журналистики, выясняем, какое место в ней занимает репортаж, описываем его трансформацию. Во второй главе, посредством анализа материалов журнала «Русский Репортер», выясняем основные характеристики, тематику и особенности жанра репортажа в современных глянцевых журналах. В заключении описаны итоги исследования. В приложение вынесен контент - анализ журнала «Русский Репортер» за 2010 год. Глава I. Репортаж в системе современных СМИ. 1.1 Определение понятия жанра. Для российской журналистики неизменной остается проблема жанровой структуры. Это одно из актуальнейших направлений теории журналистики как науки. Извечными вопросами для теории жанров по-прежнему являются: что такое жанр? в чем его функции? насколько он устойчив? В последние десятилетия появилось множество теоретических работ, авторы которых пытаются найти ответ на этот вопрос. Среди них можно особенно выделить “Жанры периодической печати” А. А. Тертычного (2000 г.), и “Жанры в теории и практике журналистики” Л. В. Шибаевой (2000 г.), в которых наиболее полно отражена система жанров российской журналистики. Другие работы, которые уделяли вниманию вопросу жанров, и в частности, репортажу - “Основы творческой деятельности журналиста”, сост. С. Г. Корконосенко (2000 г.), “Аналитические жанры публицистики” А. И. Акопова (1995 г.), «Пособие по журналистике» М. Григоряна (2007г), «Репортаж: технология жанра» М.Н. Кима. Этот список можно пополнить и многими другими публицистическими работами, такими как “Трансформация жанровой структуры современной периодической печати” А. А. Тертычного, статьи И. Кадыковой, А. Кобякова (интернет-портал “Медиаспрут”), и др. Уже давно специалисты практики и теории современной российской журналистики ведут между собой дискуссию о том, нужны ли сложные формулировки для обозначения жанров, если зачастую они не связаны с практикой1? Упрощение формулировок и обновление набора жанров – это основные тенденции их работ. А. А. Тертычный отмечает, что понятие “жанр” постоянно изменяется и усложняется, точно так же, как меняется и вся система жанров, и у каждого исследователя она своя. Сам А.А. Тертычный определяет три главных жанрообразующих фактора: предмет, цель и метод отображения. Эти факторы осознанно или неосознанно реализуются конкретным журналистом в ходе создания того или иного текста. Вместе эти признаки образуют “тип отображения действительности”, и трем типам – фактографическому, исследовательскому и художественно-исследовательскому – соответствуют три типа журналистских текстов. Если выразиться иначе, это те же самые аналитические, информационные и художественно-публицистические жанры. Значение информационных жанров в том, что они “выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности2”. В своих исследовательских работах А.А. Тертычный не дает дефиниции информационного жанра репортажа, но определяет через его метод и задачу. Он пишет в своей работе «Своеобразие публикаций, относящихся к жанру репортажа, возникает прежде всего в результате “развернутого” применения метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов». Задача репортера заключается прежде всего в том, чтобы создать «эффект присутствия», рассказывая о «предметных ситуациях, событиях (и лучше всего — быстро развивающихся)». Также в задачу журналиста, кроме достижения наглядности, входит вызов сопереживания читателя. В классификации жанров, предложенной Тертычным, репортаж принадлежит группе художественно-публицистических текстов. Он объясняет это тем, что в репортаже метод наглядного изображения действительности не просто используется, как средство обобщения или “оживления” текста, но и выступает как самоцель. М. Григорян в своем пособии говорит о том, что отличие репортажа от новостей заключается в самой форме написания репортажа – она свободная. Можно описывать события хронологически. «Распространен, например, вид репортажа «День с …», где описывается день, проведенный с мэром города, депутатом, вагоновожатым метро или участковым милиционером. Можно также структурировать репортажи как описание проблем, увиденных репортером, или мест, где он побывал3.» Доктор филологических наук, профессор Л.Е. Кройчик в своей статье в сборнике “Основы творческой деятельности журналиста” дает следующее определение жанра: “Репортаж – публицистический жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора – очевидца или участника события4”. По Л.Е. Кройчику репортаж, отчет и интервью можно отнести к “оперативно-исследовательскими текстами”, то есть, к публицистическим жанрам, где на первый план выступает истолкование информации. В этих жанрах “анализ – не самоцель, а естественно возникающий итог воспроизводимого события или его комментария5”. Также он называет некоторые “природообразующие” элементы репортажа: * последовательное воспроизведение события, * отсутствием авторского вымысла * наглядность, * предельная документальность, * образная аналитичность (“отвечая на вопрос, каким образом происходило событие, публицист выступает как исследователь”) * эмоционально окрашенный стиль повествования, придающий рассказу дополнительную убедительность * активная роль личности самого репортера, позволяющая не только увидеть событие глазами рассказчика, но и побуждающая аудиторию к самостоятельной работе воображения. Кройчик пишет: «Репортаж – один из самых эффективных жанров публицистики, поскольку соединяет в себе преимущества оперативной передачи информации с ее анализом. Стержнеобразующий жанровый элемент здесь – отражение события в том виде, в каком оно происходило на самом деле. Как и любому публицистическому жанру, репортажу свойственно специфическое воспроизведение времени и пространства. Время в репортаже дискретно (прерывисто), условно, ибо не соответствует по продолжительности реальному времени описываемого события (…), но оно всегда движется в одну сторону – от начала описания события к его завершению. Это жанр фабульный (как и отчет): основу повествования составляет последовательное описание события. В сочетании с наглядностью (..) последовательность описания создает эффект присутствия репортера на месте события6». В теории журналистики существует схема, составленная А. И. Акоповым. Эта схема-матрица, которая выявляет и закрепляет характеристики каждого жанра. В ней содержится четыре основных типических жанровых признака, это: задачи публикации, метод отображения действительности, масштаб отображения действительности и средства изображения. Каждый из признаков включает компоненты, присущие всем жанрам журналистики. Автор объясняет суть схемы на примере репортажа. Он пишет, что основная цель репортажа – проинформировать общественность о самых значительных фактах действительности, метод – описание на основе фактов, непосредственно наблюдаемых журналистом, масштаб репортажа – “группа, цепочка связанных друг с другом фактов” или “всестороннее освещение локального участка действительности (“кусочек жизни7”)”, а среди средств изображения в этом жанре чаще всего используются изобразительно-выразительные средства. Л.В. Шибаева в своей научно-популярной статье “Жанры в теории и практике журналистики”, называет такие жанрообразующие признаки: - предмет - функция - метод - масштаб отображения действительности - стилевые особенности «Постоянство связей между определенным предметом, функцией и методом обеспечивает ту самую устойчивость формы, которая делает жанр узнаваемым даже при сравнении произведений, написанных разными авторами из разных стран и разных времен8». Она рассматривает понятие предмет - как тему произведения, а функцию – как творческую задачу, стоящую перед журналистом. По Шибаевой предметом репортажа всегда является процесс, ход какого-либо события. “Надо организовать сбор материала таким образом, чтобы иметь возможность лично наблюдать событие. Другие способы добавления информации при этом вовсе не исключаются. Полезно почитать что-то близкое к теме. Можно задавать вопросы, реконструировать ход события по свидетельству очевидцев. Но в результате для читателя должен быть создан эффект присутствия (читатель как бы сам видит происходящее)9”. А. Кобяков, заместитель редактора газеты “Республика Татарстан” и автор интернет-проекта “Медиаспрут”, выдвинул еще более универсальное определение для жанров печатных СМИ: “Жанр печатной журналистики - это способ и форма производства публикации газетным журналистом10”. Репортаж он определяет так: “Изложение актуального фактического материала, полученного с "места происшествия". Рассказчик - непосредственный участник события или наблюдатель. Здесь допустимы эмоциональность, междометия, субъективные ощущения. Зачастую используется прямая речь, короткие диалоги”. Объем газетного репортажа - от 100 строк”. Изучив указанный теоретический материал можно выявить цель информационных жанров и дать определение жанру репортажа. Итак, цель информационных жанров - сообщить о факте. В основе дифференциации этой группы жанров лежит именно способ освещения фактов. Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.). Репортаж обычно иллюстрируется фотоснимками. 1.2 Классификация современного репортажа. Для того чтобы более четко определить предмет и тематику репортажа и выявить задачи, которые стоят перед журналистом, необходимо выстроить классификацию жанра репортажа. Кроме того, классификация жанра поможет определить основные авторские методы отображения действительности. В теории современной журналистики присутствуют разные подходы к выделению разновидностей жанра «репортаж», в том числе, есть мнение и об отсутствии разновидностей жанра вообще. Существуют различные классификации репортажа, но в основном, исследователи подразделяют репортаж на событийный, тематическо - познавательный и проблемный. Это подразделение проводиться по жанрообразующим признаками, таким как тематика и предмет. Также, объективной нам кажется позиция Л. М. Майдановой11, которая предлагает разделение жанров СМИ, в том числе репортажа, по типу коммуникативной цели на информационные и аналитические. 1.2.1 Событийный репортаж. Оперативность и актуальность характеризуют этот вид репортажа, как никакой другой. Особенность событийного репортажа в том, что это всегда быстрая, иногда даже моментальная реакция, отклик на происходящее. Поэтому особенно важно в этой разновидности жанра использование «эффекта присутствия", то есть, точное указание места и времени действия и хронологическое следование за событием12. Иногда можно пойти по другому пути – показать мотивы и причины события. Но в любом случае важно показать одновременность и сиюминутность происходящего, показать событие в динамике. Предмет событийного репортажа – это событие, которое происходит на глазах репортера, это всегда результат непосредственно авторских наблюдений. Тема событийного репортажа должна быть общественно-значимой, иначе она потеряет свою актуальность. В центре событийного репортажа обычно самые яркие и эмоционально насыщенные моменты. При этом автор должен не только четко описывать разворачивающиеся на его глазах действия, но и отслеживать все его повороты и коллизии. «Событийный репортаж, – как отмечает В.В. Учёнова, – помимо исходного требования фиксации непосредственных наблюдений очевидца или участника события требует той структурной строгости и цельности воплощения итогов наблюдения в тексте, которая переводит его в особый способ выражения из совокупности того или иного числа авторских заметок, необходимой “цепочки” впечатлений, суммы эпизодов. Жанр репортажа требует достаточно строгой фокусировки точки зрения наблюдателя, искусного отбора и взаимоподчинения деталей наблюдения с одновременной передачей “сиюминутных” ощущений и ассоциаций наблюдателя-автора. В таком сочетании достаточно противоречивых требований кроется, по нашему мнению, творческий “нерв” специфических сложностей репортажного жанра13» "Эффект присутствия" создается посредством описания автором его непосредственных чувств и впечатлений. Автор может включить в текст свои внутренние переживания и эмоции, оценку, прокомментировать событие или привести собственные рассуждения. Ким. М.Н. в книге «Репортаж: технология жанра описывает такие средства создания «Эффекта присутствия14»: * использование ярких деталей и подробностей. Через подобного рода содержательные элементы можно описать различные предметы или объекты материального мира, охарактеризовать поведение людей, обрисовать внешнюю обстановку события; * использование речевых стратегий. Мини-диалоги, мини-интервью, реплики и т.д. помогают воспроизвести в репортаже речь действующих героев, тем самым внося в ткань репортажа живые голоса реальных людей. Проанализировав особенности событийного репортажа, мы выяснили, что в его основе могут лежать как события, требующие своего оперативного освещения, так и те, которые нуждаются в проникновении во внутреннюю суть. 1.2.2 Аналитический (проблемный) репортаж. Этот вид репортажа характеризуется более глубоким проникновением в суть произошедшего события. Это не столько описание одномоментного происшествия, сколько выяснение причин его возникновения и развития. В этом виде репортажа наиболее ярко наблюдается проникновение других жанровых элементов. В аналитическом(проблемном) репортаже встречается присутствие элементов зарисовки, таких как описание места действия или характеристика его участников. Встречается различная фактическая информация – цифры, статистика, свидетельства. Но главная его особенность – элементы аналитических жанров. Например, комментарий, прогноз или обобщение. Такие разнородные элементы должны быть объединены одной тематикой. В аналитическом репортаже развитие темы происходит по определенной схеме: тезис-аргумент - вывод. Автору важно показать логику развития события, все случаи и факты, которые относятся к поставленной проблеме. Как пишет М.Н. Ким, в аналитическом репортаже журналист раскрывает суть проблемы, и для достижения этой цели он может рассмотреть не одно, а несколько однородных событий, происшедших в разное время и в разных местах, но обусловленных одними и теми же причинами15. Поэтому для аналитического репортажа характеры временные и хронологические смещения. Нельзя забывать и о динамике повествования. В аналитическом репортаже она достигается посредством авторских собственных суждений, выдвижения его версий, описания мыслей автора. Немаловажную роль играет и выявление внутренних движущих сил проблемы. В аналитическом репортаже используются следующие элементы: - обобщения. Обобщения подводят некий итог осмысления автором происшествия; - оценка. С помощью оценки автор не только обозначает свою позицию, но и выявляет плюсы и минусы ситуации, а также определяет уровень ее значимости; - сравнение. Благодаря сравнению журналист устанавливает определенные взаимосвязи в рассматриваемом явлении; - разъяснение. Используя этот элемент, автор объясняет причины возникновения той или иной проблемы, дает интерпретацию каких-либо фактов и явлений действительности. 1.2.3 Познавательно-тематический репортаж. Главная характеристика познавательно-тематического репортажа том, что оперативный повод здесь отступает на второе место. А на первое выходит описание интересной жизненной ситуации и раскрытие новых сторон жизни социума. По М.Н. Киму эта разновидность репортажа выполняет разные функции, и поэтому ее делят на три подгруппы: - специальный репортаж - репортаж-расследование - репортаж - комментарий16. Специальный репортаж. Специальный репортаж обычно пишется на наиболее актуальные, злободневные и социально-значимые темы. Автор в нем часто ставит проблему, которая требует от него всестороннего и глубокого изучения. Времени на написание такого репортажа уходит больше, чем на все остальные, так как журналисту необходимо проделать большую работу по изучению и обработке всех данных. Чтобы репортаж получился интересным необходимо уметь выделить самое актуальное и злободневное из нашей действительности. Автор должен рассмотреть все основные версии и мнения, собрать и обобщить эту информацию. На основе собранных данных – выдвинуть свои рассуждения о причинах возникновения проблемы. В итоге на первое место в специальном репортаже выступает не оперативная подача фактов, а их актуальность и значимость для общественности. Репортаж – расследование. Репортаж-расследование можно назвать еще репортажем – экспериментом. Так как, в расследовательских репортажах обычно используется метод «включенного наблюдении», когда сотрудник редакции на время меняет профессию. В основном, это делается для того, чтобы как можно глубже проникнуть в суть происходящего в той или иной области человеческого бытия. Кроме того, включенное наблюдение позволяет, во-первых, собирать образные детали о людях, местах и событиях, во-вторых, проверять информацию или впечатления, полученные от других людей, в-третьих, получать доказательства (свидетельства), которые невозможно найти другим способом, в-четвертых, восстанавливать событие для читателей и радиослушателей. Фотоаппарат и магнитофон, весьма полезные инструменты для точного фиксирования происходящего. При этом здесь многое зависит от той роли, которую выбирает журналист. Как правило, в таких репортажах используют метод "включенного наблюдения". Именно с этой целью меняют профессию или же активно включаются в различного рода эксперименты. Родоначальниками метода "смены профессии" в отечественной журналистике были Лариса Рейнснер и М.Кольцов. В отличие от специального репортажа, в репортаже-расследовании главный акцент делается на самом процессе познания репортером ситуации. В репортаже – расследовании журналист преодолевает множество препятствий в процессе поиска скрытой информации, участвует в своего рода эксперименте. Это наглядное описание этапов поиска разоблачительных фактов. Благодаря сюжету, динамике и детективной интриге этот вид репортажа очень популярен и сегодня. Репортаж-комментарий. В репортаже-комментарии основную роль играет разъяснение сути происходящего, его детальный комментарий. Как отмечает М.Н. Ким, журналисту важно "вычленить из происходящего самое главное, но не интерпретировать его глубоко, с привлечением дополнительных аргументов, без которых невозможен серьезный анализ, а дать простор для размышления и воображения самим читателям и слушателем"17. В репортаже-комментарии могут использоваться следующие виды комментария: расширенный комментарий - пространное разъяснение факта; синхронный комментарий - разъяснение фактов до мельчайших подробностей; комментарий специалиста - факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком; полярный комментарий-толкование, разъяснение факта различными специалистами. Во всех этих случаях репортажный комментарий должен быть обязательно соотнесен с описываемым событием или с тем или иным документом, человеческим поступком, жизненной ситуацией. Таким образом, рассмотрев различные виды репортажа, мы можем отметить, что данный жанр можно классифицировать по различным основаниям: по предмету отображения и функциональному назначению (событийный, аналитический), познавательно-тематический (специальный, расследовательский, репортаж-комментарий), а также по коммуникативной цели – на информационную и аналитическую разновидность жанра. Во всех этих случаях, подчеркнем, репортаж сохраняет свою информационную природу, даже, если в нем присутствуют элементы анализа. 1.3 Трансформация жанра. Мы выяснили, каким образом формируется структура жанра «репортаж». Далее необходимо ответить на вопрос – трансформируется ли эта структура или остается стабильной. А.А. Тертычный говорит о том, что, если рассматривать жанровую структуру за какой-то короткий промежуток времени, то она выглядит абсолютно стабильной. Но в историческом плане она, все же, изменяется18. Происходит расширение жанровой палитры журналистики, а внутри самих жанров – появляются «гибриды» или «родственники». Это отмечает в своих работах и Л.В. Шибаева. В репортаже такие гибриды можно соотнести с аналитическими или художественно-публицистическими жанрами. Если изначально репортаж абсолютно оправдывал свое латинское обозначение (от лат. «reportare» – «передавать», «сообщать») и представлял собой публикации, в которых рассказывалось о ходе парламентских заседаний, различных собраний, судебных процессов, а по своей форме был больше похож на сегодняшние отчеты, в них преимущественно отражались основные моменты собрания и их итоги19. То сегодня это жанр, в котором тесно переплетаются как аналитические, так и публицистические элементы. Б.Я. Мисонжников считает, что переплетение различных свойств жанра репортажа можно рассматривать, как своеобразное явление жанровой интерференции. То есть, в одном виде творческой деятельности какие-то свойства ослабевают, а в другом – активизируются и становятся актуальными. Л. В. Шибаева также наблюдала трансформацию жанра репортажа и отмечала появление новых разновидностей и “гибридов” репортажа. Если в 90х годах популярностью пользовался классический познавательно-тематический репортаж, но в последнее время верховенство взял аналитический репортаж, который счет своих аналитических компонентов трансформировался в “корреспонденцию –расследование» и в “ расследование - статью”. Можно сказать, что эта трансформация происходит под влиянием ускоряющегося темпа нашей жизни. Объяснить видоизменения жанра можно так: “Время резко ускорило свой ход, события понеслись стремительно, не оставляя возможности глубоко обдумывать их. Открылись предметы, которые раньше не полагалось замечать, и репортеры кинулись в темные углы бытия - устраивать для читателя экскурсии по притонам наркоманов, салонам хиромантов, рынкам живого товара, подвалам моргов... Да и самому читателю, уставшему от проблем, интереснее стало смотреть со стороны, нежели участвовать в охоте за мыслью20”. В разновидности современного информационного репортажа, главной целью является констатация факта. Для этого вида репортажа важны такие параметры, как эффект присутствия, событийность, выраженное «Я» автора. Обязательно должны быть обозначены пространственные и временные рамки. Для разновидности аналитического репортажа основной задачей стоит анализ факта, при сохранении основных жанровых черт информационно-го репортажа. Для нее характерна особая техника: целью выступает не изображение какого-либо события или факта, а рассуждения и комментарии по поводу события. В аналитической разновидности репортажа используются самые разные элементы рассуждения: различные способы аргументации, композиционное решение репортажа часто усложняется, соединяя событие и строгое логическое рассуждение. Как показывает анализ материалов современной российской прессы, жанр репортажа может изменяться в зависимости от типа издания. Характеризуя трансформацию репортажа в целом, отметим, что изменению подвергается признак «эффект присутствия», который усложняется различными композиционными приемами, выполняющими функцию аргументации. В жанровой структуре современной периодической печати происходят изменения. Репортаж, являясь отражением сугубо субъективного авторского видения, видоизменяется. В отдельных типах изданий репортаж даже вытесняется из жанровой структуры более объективными жанрами. Конечно, нельзя сказать, что печатный репортаж полностью вытесняется другими информационными жанрами. Напротив, в журналистских печатных текстах, таблоидной и качественной прессы, преобладает информационная разновидность репортажа21. И один из самых важных жанрообразующих признаков репортажа - последовательное изложение события сохраняется. Однако в связи с усилением влияния других информационных жанров (хроники и новости) происходит трансформация признаков «эффект присутствия» и «Я» репортера. Глава II. Жанр репортажа в современных журналах на примере журнала «Русский репортер». 2.1 Журнал «Русский репортёр». Журнал «Русский репортер» это еженедельное глянцевое издание медиа-холдинга «Эксперт». Главный редактор — Виталий Лейбин. Специализация журнала – общественно-политическое издание. Периодичность – раз в две недели. Язык: русский. Тираж издания: 168100. Благодаря региональной концепции и системе распространения, тираж издания превышает многие подобные еженедельные журналы. Издатель: ЗАО «Группа Эксперт». Объем: 96-120 страниц. История создания: 17 мая 2007 года журнал стартовал в четырех городах России — Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Самаре. Дизайн журнала выполнил известный дизайнер Михаил Аникст. Редакция журнала является организатором ежегодного международного молодежного учебно-практического семинара "Медиаполигон» . В 2010 году журнал выступил соучредителем Ежегодного Всероссийского Конкурса им. В. Г. Мезенцева «Юные журналисты России». Журнал не позиционирует себя только как деловое СМИ, в нем освещаются общественно значимые темы, политические события и новости. Он содержит рубрики «Фото», «Политика», «Культура», «Среда обитания», «Спорт», «Казусы», «Wikileaks», «Кинодок», «Нетленка», «Репортаж», «Колонки», «Спецпроекты», «Фигура», «Афиша» и др. Главный жанр публикаций в издании - репортаж. На страницах журнала большое количество качественных фоторепортажей и иллюстраций от авторов с мировым именем. Формат «Русского репортера» схож с форматом таких известных изданий, как Time или Stern. Это так называемые «репортерские» издания. «Русский репортер» позиционируется как СМИ с патриотическим и позитивным настроем, но при этом он независим и объективен. По типологическому признаку «репортерские журналы» можно отнести к разряду общественно-политических массовых неспециализированных изданий, рассчитанных на широкую аудиторию. Концепция «репортерских журналов» отличается обычно яркостью и необычной формой подачи новостей и комментариев к ним. Другими словами, в подаче материалов должен проявляться креатив. «Репортерами» называли журналистов начала прошлого века. В России существуют традиции новостной журналистики, однако, по большей части, новостная журналистика в ХХ веке оказывалась чрезмерно беллетризована и перегружена идеологией. Журнал «Русский репортер» ставит своей задачей возродить традиции репортеров. Идеологическая составляющая в их репортажах преодолевается объективным способом создания: анализом разного числа мнений, личным участием в событиях и проч. Аудитория журнала — это активный средний класс. Это издание для людей, которые не боятся перемен, не избегают ответственности, предпочитают сами определять стиль своей жизни. Для еженедельного журнала Русский репортер характерно преобладание мужской аудитории. В основном журнал Русский репортер читают женатые люди с высшим образованием в возрасте 25-44 лет. По социально-экономическому статусу аудиторией журнала Русский репортер являются руководители и специалисты с доходом выше среднего. Совокупный ежемесячный доход на 1 члена семьи, состоящей из 2-4 человек, оставляет более 15000 рублей, из которых на долю продуктов питания приходится до половины семейного бюджета22. 2.2 Репортаж на страницах журнала «Русский репортёр». Мы выяснили, что с точки зрения типологии современной периодической печати, журнал «Русский репортер» - это репортерский журнал, он представляет качественную глянцевую прессу. В журнале можно встретить огромную палитру жанров – статьи, корреспонденции, заметки, отчеты, фоторепортажи. Один из основных жанров, который используют журналисты «Русского репортера» - репортаж. Проанализировав журналы «Русский репортер» за 2010 г, мы выяснили, что почти в каждом номере есть рубрика «Репортаж». Размер репортажей очень большой – в основном, каждый репортаж вместе с фотоиллюстрациями занимает от 4 и больше полос (79,5%). Из объема проанализированных материалов, масштаб только около 12% процентов репортажей составлял меньше четырех полос. Как мы уже отмечали выше, журнал «Русский репортер» относится к общественно-политическим изданиям, позиционируется как СМИ с патриотическим и позитивным настроем, но при этом независим и объективен. Это выражается и в локальности репортажей, так как больше половины материалов затрагивают проблемы российского народа, или народов СНГ. журнал репортаж жанр современный В журнале представлены разнообразные виды репортажей. Если отталкиваться от классификации, которую мы составили в главе I, то можно разделить все репортажи на следующие виды и подвиды: событийный репортаж с использованием элементов аналитических жанров; событийный репортаж с использованием художественно-публицистических жанров; событийный репортаж с использованием эффекта присутствия; аналитический репортаж с использованием элементов художественно-публицистических жанров; аналитический репортаж с использованием элементов аналитических жанров; познавательно-тематический репортаж; специальный репортаж; репортаж – расследование; репортаж – комментарий; фоторепортаж. Ни один из проанализированных репортажей нельзя отнести в полной мере только к информационной разновидности жанра. Это следует из того, что в своих материалах журналисты «Русского репортера» берут за основу все жанрообразующие признаки, характерные информационному репортажу и «накладывают» на эту основу аналитическую составляющую. Используются такие элементы аналитических жанров, как аналогия, сравнение, детализация, и др. В этом также прослежива....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: