- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Методы эстетического воспитания младшего школьника
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012300 |
Тема: | Методы эстетического воспитания младшего школьника |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга» 2017-2018 учебный год Кафедра педагогики ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: Методы эстетического воспитания младшего школьника К защите допускаю и.о. зав. кафедрой (подпись) Прошина И.И. « » 2018 г. Выполнила Обловатная Евгения Александровна, студентка психолого-педагогического факультета направления подготовки «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профили «Начальное образование» и «Русский язык» очной формы обучения Работа защищена на заседании ГЭК « » 2018 г. с оценкой Председатель ГЭК: (подпись) Члены ГЭК: Научный руководитель: кандидат педагогических наук Башун Ольга Владимировна Кафедра педагогики УТВЕРЖДАЮ И.о. зав. кафедрой Прошина И.И. « » 2018 г. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ Студент Обловатная Евгения Александровна (фамилия, имя, отчество) Направление подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профили «Начальное образование» и «Русский язык» (название и шифр) Учебная группа НОРб-13 Тема работы «Методы эстетического воспитания младшего школьника» № п/п Этапы работы и мероприятия Сроки выполнения 1 Составление предварительного плана ВКР и согласование его с руководителем 2 Подбор и реферирование литературы по теме ВКР, составление списка литературы 3 Разработка и представление на проверку первой (теоретической) части ВКР 4 Сбор эмпирических данных 5 Проведение эксперимента 6 Первичная классификация эмпирического материала (анализ полученных данных) 7 Описание результатов обработки практического материала и представление на проверку второй части ВКР 8 Согласование с научным руководителем ВКР выводов и предложений 9 Представление материалов ВКР на предзащиту на кафедре 10 Переработка (доработка) ВКР в соответствии с замечаниями 11 Разработка тезисов доклада, презентации и раздаточных материалов для защиты ВКР 12 Сдача окончательного варианта ВКР на кафедру 13 Подготовка ответов на замечания рецензента Руководитель выпускной квалификационной работы:Башун Ольга Владимировна (фамилия, имя, отчество; подпись) Студент: Обловатная Евгения Александровна (фамилия, имя, отчество; подпись) ОГЛАВЛЕНИЕ Введение………………………………………………………………………...…3 Глава 1. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников……………..........................................................................6 1.1 Сущность и задачи эстетического воспитания младших школьников………………………………………………………………………..6 1.2 Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте..................................................................................................................15 1.3 Методы эстетического воспитания младшего школьника……………………………………….………………………….……21 Глава 2. Проектирование эстетического воспитания учащихся начальных классов....................................................................................................................27 2.1 Пакет методик направленных на выявление уровня эстетической воспитанности младших школьников ……………………................................29 2.2 Проект программы поэстетическому воспитанию учащихся младших классов…… ………...............................................................................................39 Заключение.............................................................................................................60Библиографический список..................................................................................62 Приложение А........................................................................................................70 ВВЕДЕНИЕ Прагматизация всех сторон жизни ведет к вытеснению эстетической среды и духовному оскудению жизни общества и человека. Это обстоятельство определило изменение целевых приоритетов образования и переход от технократической образовательной парадигмы к гуманитарной. Вместе с тем, современное образование все еще остается ориентированным на формирование и развитие прагматических компонентов интеллекта личности. Культурный потенциал ребенка остается при этом мало востребованным, происходит, как говорил А. Н. Леонтьев, «обнищание души при обогащении ее информацией». В связи с этим возникает необходимость поиска эффективных путей и средств развития духовной сферы личности ребенка. В этом плане приобретает важность воспитание эстетической культуры, являющейся показателем высокой развитости личности и позволяющей ей не только полноценно общаться с прекрасным, но и активно участвовать в его созидании. В свете гуманизации образовательного процесса данная проблема становится актуальной для всех звеньев системы образования, в т. ч. для учащихся младшего школьного возраста. Эстетическая воспитанность является целью и результатом эстетического воспитания. Она может рассматриваться как качественный показатель сформированное эстетической культуры личности, которая является составляющей ее духовной культуры. Большое значение эстетическое воспитание имеет в целостном воспитательном процессе младших школьников, т.к. именно в этом возрасте одним из ведущих является эмоционально-чувственное развитие ребенка, которое способствует активному освоению им внешнего мира и общению с окружающими людьми. По сути, в этом возрасте завершается синзитивный период преобладания эмоционально-чувственного освоения ребенком окружающего мира. На уровень эстетической воспитанности младших школьников оказывают влияние различные факторы. Данное влияние исследовалось учеными в теории и практике эстетического воспитания в отечественной педагогике. Значительный вклад в разработку теории эстетического воспитания внесли М. А. Верб, С. П.Баранов,С. А. Герасимов, Д. Б. Кабалевский, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. и В. Н. Шацкий. Психологические аспекты эстетического воспитания рассмотрены в работах Н. Н. Волкова, Н. Лазарева и других. Теоретические основы эстетического воспитания представлены в работах Б. Т. Лихачева, Т. Н. Мальковской и др. Вопросами мотивации эстетической деятельности занимались Л. И. Божович, З. П. Морозова, П. М. Якобсон и другие ученые. Вопросами формирования и развития у школьников эстетического воспитания, эстетического интереса и вкуса занимались Д. Н. Узнадзе, Н. А. Дмитриева, А. П. Белик. Объект исследования – эстетическое воспитание младших школьников. Предмет исследования – методы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста. Цель исследования – теоретически обосновать и разработать программу направленную на эстетическое воспитание младших школьников. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 1. Раскрыть сущность и задачи эстетического воспитания младших школьников; 2. Выявить особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте; 3. Осуществить анализ современной литературы по вопросам изучения методов эстетического воспитания учащихся начальной школы; 4. Разработать проект программы, способствующую формированию эстетической воспитанности у учащихся младших классов. Для достижения поставленной цели, решения задач использовались следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение педагогического опыта. Практическая значимость исследования заключается в разработке программы, способствующей развитию эстетического воспитания у младших школьников, результаты которой могут быть использованы в работе педагогов начальной школы. Структура исследования. Квалификационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. ГЛАВА 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Сущность и задачи эстетического воспитания младших школьников Термин эстетика (от греческого aisthetikos) означает имеющий отношение к чувственному восприятию. Эстетика – это наука, изучающая природу, основные законы развития и функционирования эстетического в природе, обществе, общении людей, в образе жизни, формы эстетического сознания, основные закономерности возникновения, развития и места в жизни общества искусства как высшей формы проявления эстетического [30, 4]. Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание». В кратком словаре по эстетике, эстетическое воспитание определяется как «целенаправленная система действенного формирования человека, способного воспринимать, оценивать и осознавать эстетическое в жизни, природе и искусстве, способного жить и преобразовывать мир...». Эстетическое воспитание— понятие многогранное. В него входит воспитание эстетического отношения к труду, природе, быту, общественной жизни, искусству. Изучению аспектов эстетического воспитания посвятили свои работы такие современные учёные как О.П. Котикова, В.Г.Кухаронак, Л. К. Фортова, О.А. Горбунова, И.М. Мамедова, В.А. Казанцева,В.В. Каращуки др.Они понимают эстетической воспитание как процесс развития эстетической культуры личности. При этом они обращают своё внимание на связь эстетического воспитания с другими направлениями воспитания (политическим, трудовым, нравственным, физическим, художественным). Другая точка зрения представлена позицией Е.А.Толстова, С.П. Муравьёва, А.М. Рыбин и др., которые трактуют данный феномен как целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. В современных психолого-педагогических исследованиях при определении сущности эстетического воспитания большое значение придается формированию эмоционально-чувственной сферы учащихся младшего школьного возраста. Так, О.П. Котикова и В.Г. Кухаронак считают, что «сущность эстетического воспитания заключается в развитии эмоциональной сферы личности», поскольку чувства являются самостоятельной формой закрепления эстетических норм в сознании личности; выступают в качестве эмоционального подкрепления нравственных привычек; только в единстве с чувствами знания становятся убеждениями. Применительно к младшему школьному возрасту эстетические чувства рассматриваются «не только в созерцательном, но прежде всего в активно-творческом плане». Специфической особенностью процесса эстетического воспитания младших школьников является развитие у них способности эстетического восприятия предметов и явлений природы, окружающей действительности, жизни людей, родной страны; создание запаса эстетических впечатлений и представлений в наглядно-чувственно воспринимаемой и образно-понятийной формах. По мнению Л.П. Печко, всем детям свойствен элементарный эстетический вкус, основой которого ученый предлагает считать «некоторую сенсорно-гармоническую способность, присущую уже ранним периодам развития ребенка». По сравнению с другими компонентами эстетического воспитания эстетический вкус младших школьников является наиболее педагогически управляемым личностным образованием. На его формирование в младшем школьном возрасте оказывает влияние эмоциональная оценка воспринимаемых явлений, приобретаемые эстетические представления и понятия. Эстетические суждения, по В.С. Кузину, у учащихся 1-2 классов формируются в процессе обучения и характеризуются краткостью, перечислением деталей, описательным уровнем, изолированностью одного суждения от другого, отсутствием сравнения, обобщений, переноса на другие предметы и явления действительности. В суждениях не прослеживаются самостоятельность, оригинальность, аргументированность. В работе Шацкой В.Н.: «Педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, участвовать и правильно понимать, и оценивать красоту в окружающей действительности – в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства» [56, 57]. Лихачёв Б.Т. в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников», пишет: «Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты» [29, 41]. Согласно теории эстетического воспитания, целью которой является формирование активной творческой личности, преобразующей мир по законам красоты. В соответствии с ней эстетико-воспитательный процесс распространяется на всю трудовую, общественно-политическую, духовно-практическую деятельность людей, их быт, общение и так далее, а само эстетическое воспитание рассматривается как одно из средств решения сложнейших социальных проблем строительства нового общества. К.Маркс подчёркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом воспитании ребёнка. Например, развитие у ребёнка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно, как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но это развитие обусловлено лишь интересом к развлечению. Чтобы у ребёнка не сложились неверные представления о жизни, ценностях и идеалах, необходимо вмешательство извне. Лихачёв Б.Т. считает, что только целенаправленное эстетическое воспитание, с раннего возраста позволяет обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, понять подлинное искусство, оценить прекрасное в человеческой личности. Из данных определений видно, что эстетическое воспитание должно вырабатывать в человеке способность воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве, правильно понимать его. Рассмотрев понятие «эстетическое воспитание» можно выделить основные положения, говорящие о его сущности: 1) это процесс целенаправленного воздействия; 2) формирование способности воспринимать и оценивать красоту в жизни, искусстве, природе; 3) формирование эстетических вкусов; 4) развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного [32, 790]. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Творческие занятия детей развивают их мышление и воображение, волю и настойчивость, а также дисциплинируют. На основании этого можно сказать, что целью эстетического воспитания является всестороннее развитие всех дарований и способностей личностей. Можно выделить три основных момента эстетического воспитания. Первый, заключается в необходимости создания запаса элементарных эстетических знаний, без которых не возникнет интерес к эстетически значимым явлениям и предметам. Суть заключается в накоплении звуковых и цветовых впечатлений. Чтобы у ребёнка формировался чувственно-эмоциональный опыт, педагог должен подобрать такие предметы и явления, которые будут отвечать представлениям о красоте. Ребёнок также должен обладать конкретными знаниями о природе, самом себе, о произведениях искусства. Второй момент эстетического воспитания состоит в формировании и развитии качеств человека, которые позволяют эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления и наслаждаться ими. Важным признаком эстетической воспитанности является развитая способность любования красотой, совершенством в искусстве и жизни. Случается, что дети интересуются, например, живописью лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, делают записи в блокнотах об именах художников, кратком содержании и обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изумления, не заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения. Такое беглое знакомство с шедеврами искусства исключает один из главных элементов эстетического отношения – любование. С эстетическим любованием тесно связана общая способность к глубокому переживанию. «Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным; чувства отвращения при встрече с безобразным; чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического; эмоционального потрясения, гнева, страха, сострадания, ведущих к эмоциональному и духовному очищению, возникающему в результате переживания трагического, – всё это признаки подлинной эстетической воспитанности», – отмечает Лихачёв Б.Т. [29, 48] Глубокое переживание эстетического чувства неразрывно связано со способностью суждения об эстетических явлениях в искусстве и жизни. Тот же автор даёт такое определение эстетическому суждению. «Это доказательная, обоснованная, идейно-эмоциональная оценка явлений общественной жизни, искусства, природы». У ребенка необходимо сформировать такие качества, в зависимости от возраста, которые позволили бы ему дать самостоятельную критическую оценку любому произведению, высказать своё суждение по поводу него. Третий момент эстетического воспитания связан с формированием у учащихся творческой способности. Суть в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь оценивать и любоваться им, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. Очевидно, что выше изложенное отражает сущность эстетического воспитания. Но в процессе такого воспитания у ребёнка формируется и эстетическое сознание. В кратком словаре по эстетике есть такое определение эстетического сознания. «Одна из форм общественного сознания, отражающая окружающий мир, разностороннюю деятельность человека, продукты его деятельности, произведения искусства в чувственно представимых и оцениваемых в суждениях вкуса образах». Эстетическое сознание можно подразделить на ряд категорий, которые позволят судить о степени эстетической культуры человека. Это: 1) категория эстетического восприятия; 2) категория эстетического вкуса; 3) категория эстетического идеала; 4) категория эстетического суждения (оценки) [38, 240]. У Лихачёва Б.Т. можно также найти эстетическое чувство, эстетическую потребность, эстетическое суждение. Важнейшим элементом эстетического сознанияно является эстетическое еще восприятие. Восприятие – этоно начальный этап еще общения с искусством и еще красотой действительности. От егоно полноты, яркости, но глубины зависят но все последующие еще эстетические переживания, оно формирование художественно-еще эстетических идеалов и но вкусов. По Лихачеву Б.Т., эстетическое восприятие еще характеризуется, прежде оно всего, способностью еще человека вычленять в еще явлениях действительности и еще искусства процессы, еще свойства, качества, но пробуждающие эстетические еще чувства. Только на оно этой основе оно возможно полноценное еще освоение эстетическогоно явления, его но содержания в единстве оно со специфической еще формой. Эстетические явления еще действительности и искусства, еще будучи глубоконо восприняты людьми, но способны пробуждать еще богатый эмоциональный но отклик. Лихачёв Б.Т. в своей книге «ноТеория эстетического оно воспитания школьников» но считает, чтоно эмоциональный отклик но является основой оно эстетического чувства. Автор утверждает, оно что эстетическое еще чувство представляет оно собой социально-оно обусловленное субъективноено эмоциональное переживание, но рожденное оценочным оно отношением человека к но эстетическому явлению но или предмету. В зависимости от оно формы и значимости оно содержания, яркостино его выражения, еще эстетические явления но способны возбуждать в еще человеке чувства оно духовного наслаждения но или отвращения, но возвышенные переживания но или ужас, еще страх или еще смех – словом, еще все те еще эмоции, которые оно сопровождают общение с но прекрасным, безобразным, еще комическим, трагическим. Человек только оно тогда ощутитно потребности в духовном но общении с эстетическими оно ценностями, когда но под их но влиянием неоднократно но будет переживать еще способность тонко но реагировать на оно прекрасное, безобразное, оно комическое, трагическое. Эстетическая потребность, но по Лихачёву Б.Т., представляет собойно нужду в общении с но эстетическими ценностями, но вызывающими глубокое оно переживание. Эстетическая потребность еще как результат еще многократно пережитого еще чувства наслаждения оно стимулирует духовно оно эстетическое общение и еще творчество. Эстетическое сознание в оно единстве с эстетическим еще чувством рождает еще эстетический вкус. Это способностьно человека к оценке но произведений, предметов, еще явлений, ситуаций с но позиции эстетического но идеала. Эстетический вкус оно есть тонкое ино сложное умение еще увидеть, почувствовать, еще понять и высказать но соответствующее оценочное еще суждение. Дрёмов А.К. даёт такое оно определение этойно категории эстетического оно сознания. «Эстетический вкус – еще это способностьно непосредственно, по оно впечатлению, без оно специального анализа еще правильно судить о оно красоте, выделять, но определять прекрасное, оно подлинные эстетические оно достоинства явлений но жизни и искусства». оно На основено эстетического вкуса но развивается способность но глубокого эстетического но суждения – доказательной, оно обоснованной, идейно – еще эмоциональной оценки еще явлений общественной оно жизни, искусства, но природы. Центральным звеномно эстетического сознания но является эстетический еще идеал. Дрёмов А.К. считает, что «но эстетический идеал — но это комплекс оно идей о совершенном, оно желательном в жизни и в еще человеке, выраженный в оно конкретно- чувственной, но эмоционально-эстетической оно форме, в целостном оно представлении о лучшейно жизни, в самых оно реальных жизненных но фактах или в оно образах искусства» [15, 127]. Ещё одной оно категорией эстетического еще сознания являетсяно эстетическое суждение (ещеоценка). У этого еще же автора: «эстетическоено суждение (характеристика, еще оценка) — это еще уже осмысленное, но аргументированное постижение оно гармонии вещей, но прекрасного, эстетических и но художественных ценностей». оно Это не оно просто переживание, а но оценка, тоже оно окрашенная эмоционально, оно но уже оно основанная на еще глубоком понимании еще сущности эстетического еще вообще и эстетической оно ценности воспринимаемого оно предмета и опирающаяся но на определенные еще эстетические принципы. Эстетическая оценкано предполагает изучение оно предмета восприятия, еще доказательства и обоснования оно своей позиции, оно своей точки но зрения. Это суждениено несет в себе еще элемент субъективности, оно но вместе с оно тем всегда но имеет научно еще объективное значение, оно социальную функцию, оно так как оно каждый субъект но эстетического восприятия оно есть выразитель оно эстетического общественного оно сознания. Прогрессивность эстетического оно суждения определяетсяно близостью к сущности оно объективных закономерностей еще действительности, к эстетическому еще общественному идеалу. Таким образом, оно сущность эстетическогоно воспитания состоит в но организации разнообразной оно художественно-эстетической но деятельности учащихся, еще направленной на оно формирование у них еще способностей полноценного еще восприятия и правильного оно понимания прекрасного в но искусстве и жизни, еще на выработку оно эстетических понятий, еще вкусов, идеалов, а но также развитие оно творческих задатков и оно дарований в области оно искусства. Вся системано эстетического воспитания оно направлена на оно общее развитие еще ребенка в эстетическом, но духовном, нравственном и но интеллектуальном плане. Достигнуть этого еще ребенок может еще путём овладения оно знаниями художественно- оно эстетической культуры, оно развития способности кно художественно-эстетическому но творчеству и развития но психологических качеств еще человека. В наше времяно проблема эстетического но воспитания, развития оно личности, формирования но её эстетической но культуры одна но из важнейших, еще стоящих перед оно современной школой. 1.2 Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте Одной из еще особенностей младшего еще школьного возраста еще является приход оно ребенка в школу. У него появляется оно новый ведущий еще вид деятельности – но учеба. Главным человеком еще для ребенка оно становится учитель. Через негоно дети познают еще мир, нормы оно общественного поведения. Взгляды учителя, но его вкусы, еще предпочтения становятся оно их собственными. Из педагогическогоно опытаА.С. Макаренко известно, еще что общественно еще значимая цель, оно перспектива движения к но ней, при но неумелой постановке оно перед детьми но оставляют их оно равнодушными. И наоборот. Яркий примерно последовательной и убежденной оно работы самого но педагога, его оно искренняя заинтересованность и еще энтузиазм легко оно поднимают детей но на дела. Следующая особенностьно эстетического воспитания в но младшем школьном оно возрасте связана с но изменениями, происходящими в оно сфере познавательных но процессов школьника. Например, формирование еще эстетических идеалов уно детей, как оно части их оно мировоззрения, сложный и оно длительный процесс. Это отмечаютно все педагоги и еще психологи, упомянутые оно выше. В ходе воспитания оно жизненные отношения, но идеалы претерпеваютно изменения. В отдельных условиях но под влияниемеще товарищей, взрослых, еще произведений искусства, еще жизненных потрясений еще идеалы могут оно претерпевать коренные оно изменения. «Педагогическая суть еще процесса формированияно эстетических идеалов у оно детей с учетом оно их возрастных оно особенностей состоит в еще том, чтобы с но самого начала, с оно раннего детства, но формировать устойчивые но содержательные идеальные еще представления об еще обществе, о человеке, еще об отношениях еще между людьми, но делая это в но разнообразной, изменяющейся оно на каждом еще этапе новой и но увлекательной форме», – еще отмечает в своей но работе Б.Т. Лихачев. Для младшего школьного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является детская литература, мультипликационные фильмы и кино. Книжные, мультипликационные или герои кино, будь то люди, звери, или фантастические вымышленные существа, наделенные человеческими качествами, являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости. В меру своего понимания маленький ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, ведущим борьбу за справедливость против зла. Это уже, безусловно, формирование идеала как части мировоззрения в той своеобразной форме, которая позволяет малышам легко и свободно войти в мир общественных идеалов. Важно только, чтобы первые идеальные представления ребенка не оставались на уровне лишь вербально образного выражения. Надо постоянно, всеми средствами побуждать детей к тому, чтобы они в своем поведении и деятельности приучались следовать любимым героям, реально проявляли и доброту, и справедливость, и способность изображать, выражать идеал в своем творчестве: стихах, пении и рисунках [21, 218]. С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Д.Б. Лихачев отмечает в своей работе, что к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что «…одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность. Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление». А бывает, что читают, смотрят или слушают из престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. В работе Н.И. Киященко довольно четко подчеркивается, что «педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру – один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования». Он также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания. «В эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и воли». Передовые педагоги понимают, как важно сочетать в процессе эстетического воспитания всю совокупность разнообразных средств и форм, пробуждающих и развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни, к литературе и искусству. В школе должно обращаться внимание не только на содержание школьных предметов, но и на средства действительности, на факторы, оказывающие влияние на эстетическое развитие личности. Одним из таких факторов является эстетизация среды, отмеченная в работе Г.С. Лабковской. Главная задача эстетизации среды обитания по ее мнению сводится к «достижению гармонии между создаваемой человеком «второй природой» и естественной природой. Проблема эстетизации среды обитания органически связана с решением одной из сложных и насущных проблем совершенного человечества – проблемы рационального использования природных богатств и охраны окружающей среды. Когда человек остается наедине с природой, как раз и раскрывается истинное лицо его эстетической культуры. Изучение ребятами законов развития природы, умение видеть многообразие ее форм, постижение ее красоты – это главное, чему должна научить школа». Следующий фактор эстетического развития личности – эстетизация быта – выделяется в работах Г.С. Лабковской, К.В. Гавриловец и др. Особое значение эстетики быта, в эстетическом воспитании отмечает и К.В. Гавриловец в своей работе «Нравственно-эстетическое воспитание школьников». «Эстетика школьного быта – это обстановка классов, кабинетов, залов, коридоров и т.д. Убранство вестибюля, оформление отрядного уголка, стендов - все это либо молчаливые помощники педагога в эстетическом, а, следовательно, и в нравственном воспитании школьников, либо его враги». Если ребенка с первого класса и до окончания школы окружают вещи, отличающиеся красотой, целесообразностью, простотой, то в его жизнь подсознательно входят такие критерии, как целесообразность, упорядоченность, чувство меры, т.е. критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности. Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищенности стимулирует наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создает благоприятную атмосферу для развития творческих задатков школьников, обнажает красоту чутких отношений друг к другу. В качестве примера прекрасных эстетических отношений можно рассматривать такие отношения, как дружба, взаимопомощь, порядочность, верность, доброта, чуткость, внимание. Участие детей вместе со взрослыми в отношениях самого различного достоинства накладывает глубокий отпечаток на детскую личность, делая их поведение прекрасным или безобразным. Через всю совокупность отношений и осуществляется формирование нравственно-эстетического облика ребенка. Важнейшим источником эмоционального опыта школьников являются внутрисемейные отношения. Формирующее и развивающее значение семьи очевидно. Однако не все современные семьи обращают внимание на эстетическое развитие своего ребенка. В таких семьях довольно редко происходят разговоры о красоте окружающих нас предметов, природы, а о походах в театр, музей не может быть и речи. Классный учитель должен помочь таким детям, постараться восполнить недостаток эмоционального опыта, особой заботой в классном коллективе. Задачей классного руководителя является проведение бесед, лекции с родителями по эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Помимо воздействия на ребенка средств окружающей действительности, эстетическое воспитание осуществляется целенаправленно в школе. По словам Д.К. Ушинского каждый предмет в школе может эстетически воспитывать: «в любом предмете есть более или менее эстетический элемент». Любой предмет, будь то математика, физкультура, природоведение вызывает в школьнике определенные эмоции посредством своего материала. Чтобы стать средством эстетического воспитания учителю достаточно творчески подойти к предмету своей науки, пробудить творческий интерес к нему школьников. «Многие естественнонаучные понятия (гармония, пропорция, мера симметрия и другие) имеют непосредственное эстетическое содержание. Можно рассматривать пропорциональность различных прямоугольников, гармонические колебания, формы кристаллов, типы математических доказательств, физические, химические и математические формулы, – во всех этих случаях можно обнаружить красоту и гармонию, то есть проявление эстетического» Кроме того, опытные педагоги отмечают, что «объяснение нового естественнонаучного термина и одновременное определение в нем эстетического элемента является одним из способов развития познавательной активности школьников. Процесс обучения приобретает для школьников привлекательные черты, абстрактный научный термин становится понятным. Все это способствует развитию интереса к самому предмету». Одним из важных источников эстетического опыта школьников является разнообразная внеклассная и внешкольная работа. В ней удовлетворяются насущные потребности в общении, и происходит творческое развитие личности. На внеклассных мероприятиях дети имеют большие возможности для самопроявления. Отечественная школа накопила большой опыт по эстетическому воспитанию школьников в процессе внеклассной и внешкольной деятельности. Большой практический опыт в этом деле принадлежит А.С. Макаренко и С.Т. Шацкому. В организованных ими воспитательных учреждениях ребята принимали широкое участие в подготовке самодеятельных спектаклей, творческих драматических импровизаций. Воспитанники часто слушали художественные произведения и музыку, посещали и обсуждали театральные постановки и кинофильмы, работали в изо-кружках и студиях....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: