VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Современные проблемы развития познавательной активности обучающихся на уроках технологии

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003062
Тема: Современные проблемы развития познавательной активности обучающихся на уроках технологии
Содержание
     Актуальность темы исследования. Задача формирования познавательных интересов очень актуальна для построения учебного процесса, т. к. школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям расширять свой общий и специальный кругозор.
     Под познавательным развитием учащихся следует понимать заботу о создании, поддержании и развитии интереса к предмету, к процессу познания - важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем. Проблема познавательного интереса является необходимым компонентом разработки таких проблем как совершенствование в организации урока, написание учебных пособий, воспитание самостоятельности учащихся, повышение мастерства учителя, развитие мышления учащихся.
     Познавательный интерес - интерес к учебно-познавательной деятельности является мощным двигателем в обучении. Наличием познавательного интереса в процессе обучения обеспечивается самостоятельно совершаемый встречный процесс в деятельности ученика, усиливается эффект воспитания, развития, обучения. Равнодушный ученик нуждается в постоянном стимулировании его деятельности.
     Исследование литературы по теме нашего исследования показало, что проблема познавательного интереса представлена довольно широко и на разных уровнях.
     Объектом исследования – учебно-воспитательный процесс на уроках технологии.
     Предмет исследования – повышения познавательного интереса учащихся на уроках технологии. 
     Цель нашего исследования заключается в разработке проектной деятельности и внедрение кружка по технологии для повышения познавательного процесса учащихся.
     Задачи, необходимые для достижения поставленной цели:
1. Изучить теоретические основы проблемы исследования познавательной активности учащихся на уроках технологии.
2. Выявить особенности познавательной активности учащихся на современном этапе.
3. Исследовать индивидуальные особенности памяти и их влияние на успеваемость учащихся в старшем школьном возрасте.

4. Провести экспериментальную работу повышения уровня познавательной активности на уроках технологии.
5. Разработать проектную деятельность занятий школьников в кружковой деятельности по развитию познавательной активности учащихся
     Методы и средства, с помощью которых будут решаться поставленные задачи: исследование, педагогический эксперимент, анкетирование.
     Гипотеза нашего исследования состоит в том, что выделенный нами комплекс педагогических условий, а именно:
     1.Развите памяти обучающихся специальными методиками
     2. Использование метода проектов в кружке по художественной обработке древесины.
     Новизна работы заключается в том, что нами был разработан проект для повышения познавательной активности учащихся.
     Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников, а также приложения.
     

Глава 1.Теоретические основы развития познавательной активности обучающихся на уроках технологии 
1.1 Современные проблемы развития познавательной активности обучающихся на уроках технологии 

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности обучающихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний обучающихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных теоретических знаний от умения применить их на практике.
В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

Активизация познавательной деятельности учащихся
В современном образовательном процессе на первый план выступает не просто овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками, объём которых постоянно растёт, а сама личность ученика как активного деятеля, имеющего соответствующую структуру потребностно-мотивационной сферы. Именно характер потребностей, мотивов, интересов, лежащих в основе деятельности, определяет направление и содержание активности каждой личности. При этом вовлечённость в познавательную деятельность, активность, инициативность в ней, удовлетворённость собой и своим результатом обеспечивают переживание осмысленности, значимости происходящего, являются основой для дальнейшего самосовершенствования и самореализации человека.
Обучение - это напряженная, сложная деятельность, при которой необходимо большое усилие ума, воли, воображения, памяти. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.
Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку, учебно-познавательной деятельности или учении.
Отношение учащихся к процессу обучения обычно характеризуется активностью. Активность (обучения, освоения, содержания) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.
С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся - это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные учащиеся, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
- отстаивать свое мнение;
- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
- рецензировать ответы товарищей;
- оценивать ответы и письменные работы товарищей;
- заниматься обучением отстающих;
- объяснять более слабым учащимся непонятный материал;
- самостоятельно выбирать посильное задание;
- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
-  создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
-  решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.
Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.
Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.
Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.
Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.
Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определятся с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы преподавателя, что бы активизировать деятельность учащихся.
В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно выделить:
-  творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.
- состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Однако в учебном процессе это может сводится не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими однокурсниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.
- игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.
Учитывая перечисленные факторы, мастер может безошибочно активизировать деятельность учащихся, так как различный подход к занятиям, а не однообразный, это прежде всего у учащихся вызовет интерес к занятиям, учащиеся будут с радостью идти на занятия, так как предугадать мастера не возможно.
Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на обучающегося оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер, и профессиональный интерес. Эмоциональное воздействие также существует, как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включится в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение.
Широкое использование информационно-коммуникационных технологий в современной жизни обуславливает их активное внедрение в образование. Применение компьютеров на уроках значительно повышает интенсивность учебного процесса. Персональный компьютер является уникальным средством обучения благодаря своим функциональным возможностям. Использование современных компьютерных технологий в учебном процессе является необходимым условием модернизации образования.
Необходимо отметить, что этап активизации познавательной деятельности обучающихся в данном случае увеличивается. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.
Проблемное обучение
В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в создании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.
Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством мастера самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения, навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностные качества. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания.
Проблемное обучение осуществляется в трех основных формах:
1. Проблемное изложение. Преподаватель ставит проблему и вскрывает пути её решения, демонстрирует учащимся ход научного мышления, заставляя их следить за ходом движения мысли к истине, делает учащихся как бы соучастником научного поиска.
2. Частично–поисковая деятельность. Работа учащихся направляется с помощью специальных вопросов, побуждающих к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответов на отдельную часть проблемы.
3. Исследовательская деятельность. Самостоятельный поиск учеником решения проблемы.
Сущность проблемного обучения заключается в столкновении учащихся с учебными и производственными ситуациями и постановка их в этих ситуациях в положение «первооткрывателей», «исследователей».
При подготовке к уроку необходимо моделировать разные варианты отдельных моментов урока, направленных на оформление мысленной деятельности учащихся. В исследовании и формировании мышления особенно велико значение моделей-эталонов, пользуясь которыми мастер может прогнозировать различные ситуации, например, такие, как модель качества знаний в их взаимосвязи с уровнями и этапами мысленной деятельности. Они помогают при планировании целей и задач урока. Мастер, подготавливаясь к занятиям, обдумывает, какие возможности представляет учебный материал для развития мышления учащихся и как на этом уроке они могут быть реализованы. Например, сталкивая и сравнивая противоречивые мнения, мастер создает проблемную ситуацию. Возникает положительный мотивационный фон, это заставляет учащихся сравнивать, доказывать, отстаивать свою позицию.
В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
- подвести учащихся к противоречию и предложить им самим найти способ его решения;
- изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предложить учащимся рассмотреть явление с различных позиций (например, руководителя, секретаря, юриста);
- побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
-  ставить конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения);
-  определить проблемные теоретические и практические задания;
- ставить проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения).

1.2 Возрастные особенности обучающихся 8-х классов 
Возраст учащихся, обучающихся в 8 классе является подростковым возрастом, т.е. переходный. В данный период взросления у детей происходит своеобразный переход от детского состояния к взрослому. В этом смысле подросток является неким полувзрослым или полу ребёнком, когда детство уже проходит, но и зрелость не наступила. Данный этап взросления пронизывает все стороны развития подростка: его анатомо-физическое, интеллектуальное, нравственное развитие и все виды его деятельности.
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых сложившихся форм взаимоотношений с людьми.
Большие изменения испытывает и эмоциональная сфера подростка. Управлять эмоциями становится затруднительно, так как они приобретают большую силу. Дети в данном периоде отличаются большой страстностью и вспыльчивостью, с этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. В любой момент, когда что-то идет не так как они хотят, они способны взорваться, хотя в последствии об этом могут пожалеть. Чувства подростка неустойчивы, противоречивы, а поэтому нужно, чтобы их противоречия разрешались в положительную сторону общественно значимых чувств. От того, как учится подросток, будет зависеть его психологическое развитие, становление его как гражданина.
Мышление подростка совершенствуется благодаря обучению. Поэтому не маловажным фактором является то, какая форма обучения будет взята на вооружение учителем, так как благодаря тому, как будет составлено учебное занятие, будет зависеть то как происходит развитие подростка, его умение мыслить, рассуждать, сравнивать. Развитие наблюдательности, памяти, внимания. В процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению) предметов и явлений. Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним. Подросток воспринимает уже не только то, что лежит на поверхности явлений, хотя здесь многое зависит от его отношения к воспринимаемому материалу – и ученик поражает поверхностностью, легковесностью своего восприятия. Подросток может смотреть и слушать, но восприятие его будет случайным.
Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Нарастает умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов
  В это время они бросаются в активное узнавание различных аспектов жизни, активное опробование своих новых ролей. Им не нужны ничьи советы, ведь им необходимы собственные ошибки.
1.3 Развитие познавательной активности обучающихся 8-х классов на уроках технологии

Одним из основных свойств личности является память.
Память заключается в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении того, что было в прошлом опыте ребенка. Каждый ученик запоминает и воспроизводит материал по-разному. И не только лучше или хуже, а именно по-своему, ибо существуют большие индивидуальные различия памяти. Она может быть хорошей по отношению к одним предметам, явлениям и плохой по отношению к другим. Некоторые дети прекрасно запоминают стихи и очень слабо - математические формулы, правила, другие - наоборот. Одни школьники могут быстро вспомнить выученное и дать нужный ответ, другие не могут скоро и легко воспроизвести то, что когда-то запомнили.
Существуют разные типы памяти.
Словесно-логическая память выражается в преимущественном запоминании и воспроизведении теоретических положений, словесных формулировок.
Образная память тесно связана с воображением. Всем известно, как по-разному пересказывают дети содержание кинокартин, книг. Каждый по-своему вспоминает экскурсии, походы. Одни перечисляют последовательность событий, воспроизводят объяснения экскурсовода или учителя. В пересказе других вы ярко увидите дорогу, по которой шел ребенок, представите людей, с которыми он встретился.
У одних детей более развито зрительное запоминание, они нуждаются в зрительном восприятии того, что нужно запомнить. Другие лучше запоминают то, что услышали или сами прочитали вслух.
Кроме того, существуют разделение памяти на два типа в зависимости от длительности информации:
- кратковременную память, когда материал запоминают быстро, но очень не надолго;
- долговременную память, требующую больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на долгие годы.
Скорость запоминания материала у людей также разная. Есть быстро заучивающие и медленно заучивающие предлагаемую информацию. Второй группе людей для запоминания такого же объема информации потребуется втрое больше времени, но помнят они значительно дольше.
Память разделяют еще на механическую и смысловую. Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрежке), а другая часть - к осмысленному запоминанию.
хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понято.
Иногда без всякого усилия , порой даже против воли человека, тот или иной материал "всплывает" в памяти человека. Возникает мотив какой- то песни, вспоминаются строчки стихотворения и др. Такая память носит название непроизвольной. Произвольная память имеет место тогда, когда человек прилагает усилия для запоминания или припоминания материала.
В процессе школьного обучения ребенку нужна и словесно-логическая, и образная, и слуховая, и зрительная память. Поэтому важно знать, какая память у ребенка слабее, чтобы развить ее.
В подростковом возрасте память становится «мыслящей». Усиливается роль смыслового запоминая по сравнению с наглядно- образным. Подросток может сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления: запоминание, воспроизведение, припоминание.
Развиваясь, логическая память становится ведущей. Подростки более часто употребляют именно этот вид памяти.
В подростковом возрасте происходит решающий сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими процессами. Для подростка вспомнить – значит мыслить. Процесс запоминая также сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим связям между понятиями и явлениями.
Вследствие появления в школе новых предметов увеличивается количество
информации, которую подросток должен запомнить, в том числе и механически. В связи с этим у школьников подросткового возраста часто возникают проблемы с памятью, возникают жалобы на плохую память. Но наряду с этим появляется интерес подростков к способам улучшения, тренировки памяти. Для того чтобы школьники могли успешно учиться в среднем звене школы, у них должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений.
Подростка надо учить правильно ставить цели для запоминания материала.
Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если подросток запоминает материал с установкой, что эта информация понадобится в скором времени, то материал усваивается быстрее, помнится дольше, воспроизводится точнее.
Для того чтобы подростки могли улучшить свою память, тренировать ее, их следует познакомить с законами памяти.
Законы памяти.

-Для лучшего запоминания необходимо думать. Память тесно связана с мышлением, поэтому необходимо учащимся нужно во всем искать смысл. Не следует зубрить заданный параграф, повторяя про себя строчку за строчкой. Результат будет выше, если найти в тексте главную мысль, сделать конспект.
Интерес к материалу повышает продуктивность запоминания. Оценивайте то, что дает полученная информация. Если польза действительно ожидается, то читать будет интереснее, а следовательно, больше запомнится.
-К предстоящей работе с материалом следует готовиться. Новое гораздо легче усваивается, если предварительно прочитать что- либо популярное на эту тему. Подумайте о том, что вы знаете на предложенную тему, оцените, насколько информация пополнит знания.
-Не следует перегружать информацией память за короткий промежуток времени. Особенно это касается подготовки к зачетным занятиям, к экзаменам.
-Не следует учить друг за другом похожие предметы. Так, не следует учить физику после математики, а литературу после истории. Учеными давно замечено, что лучший способ забыть все, только что выученное, попытаться запомнить нечто похожее.
-Необходимо бороться с забывчивостью.
Бороться с забывчивостью можно следующим образом: представлять обстановку, в которой происходило событие, можно припомнить и само событие. Это объясняется тем, что одновременные впечатления имеют свойства вызывать друг друга. Так, узелок на память, завязанный в определенной ситуации, или крестик, нарисованный на руке, впоследствии помогают вспомнить и повод, по которому они появились.
-Вся информация должна восприниматься как законченное целое. Так
стихотворение или параграф надо прочитать целиком и пытаться рассказать сразу все. Это поможет потом быстро восстановить в памяти весь материал.

Выводы по первой главе

На современном этапе развития образования проблема активизации познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.
Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.
Методы активизации познавательной деятельности: вооружают знаниями, умениями и навыками; содействуют воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся; развивают их познавательные силы, личностные образования (активность, самостоятельность, познавательный интерес); выявляют и реализуют потенциальные возможности учащихся; приобщают к поисковой и творческой деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного обучения необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.


     Глава 2
     2.1 Цели и задачи экспериментальной работы по развитию познавательной активности обучающихся 8-х классов
     
     В первом разделе было рассмотрено теоретико-методологическое обоснование проблемы познавательной активности 	школьников в процессе технологического обучения, определено, что неотъемлемую часть познавательной активности учащихся является память. Способность запоминать больше и лучше необходимо развивать в школе, и урок технологии не является исключением.
     Несомненно, что во время учебного процесса, работая на уроках, учащимся приходится запоминать полученную информацию, тем самым развивать свою память. Но не всегда этого достаточно для полноценного развития. Поэтому в изучение школьной программы необходимо вносить методики, которые дадут возможность учащимся развивать память в полной мере.
     При анализе научно-методической литературы по теме данного исследования, была выдвинута гипотеза: познавательная активность обучающихся будет развиваться более эффективно, если выполнять комплекс следующих педагогических условий:
     1.Развите памяти обучающихся специальными методиками
     2.Использование метода проектов в кружке по художественной обработке древесины.
      Проверка выдвинутой гипотезы проводилась на педагогической практике в школе МКОУ Брединской СОШ №5 Брединского района Челябинской области в 8 классе в 2015-2016 и в 2016-2017 учебных годах.
     
     
     
     Для реализации условий по развитию памяти школьников и проведению эксперимента были выбраны два класса -8 «А» и 8 «Б».
     
     Цель педагогического эксперимента – доказать на практике, что выдвинутый нами комплекс педагогических условий, а именно:
     1.Развите памяти обучающихся специальными методиками
     2. Использование метода проектов на уроках технологии и в кружке,
     положительно влияет на развитие познавательной активности обучающихся
     
     Педагогический эксперимент заключался в следующем: для участвующих в эксперименте были разработаны групповые и индивидуальные занятия, целью которых было развить память учащихся экспериментального класса 8-го «Б».  В 8-ом «А» классе уроки по технологии проводились согласно стандартной учебной программе.
     В ходе констатирующего эксперимента было проведено анкетирование школьников обоих классов для оценки познавательной активности учащихся. Анкетирование проводилось в письменной форме и состояло из 10 вопросов.
        Результаты эксперимента отображены в гистограмме 1 
     
      
     Гистограмма 1 – оценка познавательной активности учащихся.
     (плохо-0-40% норма 50-90, всокий 100)
     
     Среднее значение уровня памяти в 7 «А» классе –47,8% в 7 «Б» – 47,6
     По итогам констатирующего эксперимента можно сделать вывод, что обучающиеся и контрольного и экспериментального класса имеют приблизительно одинаковый уровень развития памяти, и он ниже среднего значения. Поэтому мы в нашем эксперименте использовали различные методики по развитию уровни памяти:
     Упражнения для развития памяти
     Упражнения для развития зрительной памяти
     Игры для развития памяти
        Критерием уровня развития познавательной активности обучающихся мы определили их качественную успеваемость, так как качество знаний напрямую зависит от желания обучающихся получать знания.
     На 4 курсе во время прохождения первой педагогической практики был проведен констатирующий эксперимент. Была подсчитана качественная успеваемость в контрольном и экспериментальном классах. Результаты отражены в гистограмме 2.
     
     
     
     Таблица 1- Качественная успеваемость учащихся
     Контрольный класс (7 «А»)
     Экспериментальный класс (7 «Б»)
     1) 18%
     
     1) 19%
     2) 16%
     
     2) 18%
     3) 20%
     
     3) 14%
     4) 19%
     
     4) 23%
     5) 17%
     
     5) 17%
     
     6) 15%
     6) 24%
     
     7) 25%
     7) 17%
     
     8) 16%
     8) 21%
     
     9) 22%
     
     9) 19%
     10) 18%
     10) 16%
     
     
     
     Гистограмма 2- Успеваемость обучающихся контрольного и экспериментального классов.
     Таким образом, был сделан вывод о том, что учащиеся  контрольного и экспериментального классов имеют примерно одинаковый уровень успеваемости. 
     Из полученных результатов можно сделать вывод о том, что познавательная активность учащихся 7 классов стоит на низком уровне. Для решения данной проблемы необходимо развивать память школьников.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
2.2 Методика проведения экспериментальной работы по развитию познавательной активности обучающихся 8-х классов на уроках технологии
     
     Для проверки выдвинутых нами педагогических условий по развитию познавательной активности обучающихся в экспериментальном 8-ом «Б» классе, были использованы методики по развитию памяти. В начале каждого урока проводились специальные упражнения для увеличения уровня памяти школьников. 
     Были использованы такие методики как: 
     Упражнения для развития памяти:
- «Логически не связанный текст»
- «Числа»
- «Придумай слова»
- «Кто больше запомнит?»
- «Города»
- «Украшаем слова»
     Упражнения для развития зрительной памяти:
- «Что на карточках?»
- «Что изменилось?»
- «Запомни и повтори»
     Игры для развития памяти:
- «Что пропало?»
- «Что изменилось?»
- «Покажи медведя»
     
     Для подтверждения того, что данные методики работают, был проведен промежуточный срез. Из диаграммы 2 мы видим, что по итогам теста уровень памяти обучающихся экспериментального класса стал выше.
     
     Гистограмма 2- промежуточный качественной успеваемости контрольного и экспериментального классах на этапе констатирующего эксперимента
     
     После проведения методик на улучшение памяти была начата работа над увеличением познавательной активности учащихся. Было принято решение, что педагогический эксперимент лучше провести на занятиях в кружке по художественной обработке древесины, так как в программе по технологии 8-го класса отведено очень мало часов на изучения данного раздела, и чтобы не нарушать основную школьную программу по технологии.
     В работе кружка по художественной обработке древесины было реализовано второе педагогическое условие: использование метода проектов на уроках технологии и в кружке.
      При реализации этого педагогического условия была использована программа paint 3d для разработки 3d иллюстраций. 
Для доказательства правильности выдвинутой нами гипотезы было принято решение практическим объектом выбрать разделочную доску и для большего интереса учащихся применить художественную обработку в виде инкрустации.
     
     
     Выбор объекта был не случайным, так как он должен отвечать нескольким условиям. Во-первых, изделие должно найти себе применение в хозяйстве, во-вторых оно должно быть удобным в использовании, и в-третьих изделие должно получиться как хороший подарок.
     Исходя из вышеперечисленных условий, было принято решение сделать разделочную доску с инкрустацией. Материалом для нашего изделия было выбрано дерево. И не случайно, так как дерево идеально подходит для изготовления нашей поделки. 
Для изготовления доски с инкрустацией была выбрана сосна, так как из-за своей мягкости легко обрабатывается и является дешевым материалом.
     
     
     Первым делом мы принялись наносить разметку нашей будущей доски, после чего заготовка была выпилена. После чего у доски закруглили углы и изгибы. Далее была обработана поверхность нашей заготовки. В ручке было просверлено отверстие для того, чтобы доску можно было хранить в подвешенном состоянии. 
     
     
После того как изделие готово, учащимися были выбраны эскизы, которые они хотели бы нанести на разделочную доску. Эскиза выполняется на бумаге и переносится на кальку, а затем на заготовку и на доску. После того, как все эскизы готовы, были вырезаны фрагменты будущего рисунка. После, они обрабатываются наждачной бумагой и ножом до приемлемого качества кромки и подгоняются по рисунку. Когда все части рисунка были готовы мы выпилили наш эскиз на доске. После этог.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44