- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Современные проблемы педагогической науки и образования
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001144 |
Тема: | Современные проблемы педагогической науки и образования |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГАОУ ВПО «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Современные проблемы педагогической науки и образования» на тему: «Педагогические основы формирования гуманитарной среды высшего учебного заведения» Выполнила: Зиновьева Екатерина Игоревна студентка 1 курса группы ПОБ-м-о-16-12 направления 44.04.01 Педагогическое образование очной формы обучения ________________________ (подпись) Руководитель работы: Тараненко Наталья Юрьевна, к.ф.н., доцент, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования Работа допущена к защите _______________ _______________ (подпись руководителя) (дата) Работа выполнена и Защищена с оценкой ____________________ Дата защиты ________________ Члены комиссии: профессор кафедры ПиППО, д.п.н. _________ В.К. Шаповалов (подпись) доцент кафедры ПиППО, к.п.н. _________ Е.А. Фомина (подпись) доцент кафедры ПиППО, к.п.н. _________ Н.Н. Уварова (подпись) Ставрополь, 2016 г. Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Гуманитарная среда высшего учебного заведения как фактор формирования профессиональных компетенций студентов…………………...7 1.1. Гуманитарная среда высшего учебного заведения – понятия и содержание………………………………………………………………………...7 1.2. Влияние гуманитарной среды на социально-значимые качества и профессиональное становление студентов вуза……………………………….10 Глава 2. Концептуальные основы формирования гуманитарной среды вуза………………………………………………………………………………19 2.1. Социально-педагогические условия формирования гуманитарной среды вуза ………………………………………………………………………………19 2.2. Внеучебная и воспитательная деятельность в вузе: общеметодические рекомендации.……………………………………………………………………23 Заключение……………………………………………………………………….31 Список литературы………………………………………………………………33 Введение Актуальность исследования определяется рядом ведущих факторов: 1. Изменением приоритетов в системе образования, обусловленных процессом реформирования общества и государства и как следствие – закрепление их в Законе РФ «Об образовании», «Концепции модернизации российского образования до 2010 года», Национальном проекте «Образование». 2. Повышением роли высшего образования в экономическом функционировании государства, в развитии общества и каждой отдельной личности, регулируя основополагающие процессы их взаимодействия. 3. Обращенностью системы высшего образования к личности, вариативностью удовлетворения ее образовательных потребностей, лежащих в основе сущностных процессов гуманизации высшего образования. 4. Превращением высшего образовательного учреждения в основной социальный институт, обеспечивающий преемственность воспитательного процесса и реальную интеграцию усилий различных субъектов воспитания и образования. Концептуально вузы, университеты, аккумулируя в себе кадровые, материальные, методические ресурсы, призваны выступать именно как гуманитарная среда, то есть среда, защищающая студента, поддерживающая его психологически, способствующая его гармоничному развитию и самореализации, включающая молодежь в процессы студенческого самоуправления и общественной деятельности. Образовательные услуги, имея свою особую специфику развития, находятся в то же время под влиянием государственных, общественных и личностных интересов, формирующих заказы высшим учебным заведениям. Знакомство с современными тенденциями в сфере высшего образования позволяет сделать вывод, что содержание высшего образования не должно сводиться только к основам наук, системе знаний, умений, навыков, оно должно реализовываться в процессе личностно-ориентированного педагогического взаимодействия, направленного на развитие социально-значимых качеств и профессиональное становление студентов вуза. Этот вывод базируется также на отечественной традиции обучения студентов в вузе, заложенной в трудах В.П.Вахтерева, П.Ф.Каптерева, Е.М.Медынского, А.В.Мудрика, К.Д.Ушинского и продолжаемой в работах Б.М.Бим-Бада, Б.З.Вульфова, А.В.Даринского, Г.С.Сухобской, Р.Х.Шакурова и др. Как отмечают исследователи проблем высшей школы (В.Г.Воронцова, Б.С.Гершунский, С.И.Змеев, А.М.Новиков, Э.М.Никитин, В.И.Степанов, В.И.Слободчиков) гуманизация высшей школы в общем виде представляет собой процесс реформирования образовательного процесса в средство развития и саморазвития социально-значимых качеств и профессионального становления студента вуза как личности и профессионала. В современных, отечественных и зарубежных исследованиях подчеркивается, что гуманизация высшей школы возможна на уровне системной организации внеучебной и воспитательной работы со студентами, так же и на уровне образовательного процесса. Ведущим направлением при этом становится интеграция профессионального и общекультурного образования будущих специалистов. Изучение педагогических основ формирования гуманитарной среды вуза в контексте социокультурного развития государства и общества позволяет разрабатывать перспективные научные концепции развития высшей школы, образовательные программы внеучебной и воспитательной работы со студентами, определять социальный заказ практики на конкретном этапе развития российской науки, педагогики высшей школы. Происходящие в обществе социальные и экономические преобразования, развитие Болонского процесса и присоединение к нему России, формирование федерального и региональных рынков труда позволяют считать подготовку ?квалифицированных, конкурентоспособных специалистов высшей школы стратегической задачей модернизации высшей школы. В то же время содержанию внеучебной и воспитательной работы со студентами в педагогических исследованиях последнего десятилетия уделяется мало внимания. Данная проблема находится в состоянии «естественного эксперимента». Указанные обстоятельства подчеркивают насущную необходимость более тщательного исследования педагогических основ формирования гуманитарной среды высшего учебного заведения, исходя из наличия следующих противоречий: - между необходимостью модернизации высшего профессионального образования и не разработанностью целостной концепции профессиональной деятельности специалиста – выпускника высшей школы; - между потребностью теории и практики в разработке теоретико-методологических основ гуманитарной среды вуза и недостаточной разработанностью ее основных характеристик; - между объективными потребностями в разработке рефлексивно-деятельностного подхода к формированию гуманитарной среды вуза и отсутствием в педагогической науке достаточно обоснованной теории, раскрывающей с современных позиций ее основы; - между естественным стремлением студентов вуза к развитию социально-одобряемых качеств и профессиональному становлению в период обучения в вузе и ограниченностью законодательной базы и социально-педагогических механизмов ее реализации на практике. Вышесказанное позволило нам сформулировать тему исследования – «Педагогические основы формирования гуманитарной среды высшего учебного заведения». Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы педагогические основы формирования гуманитарной среды высшего учебного заведения в современных социально-экономических условиях? Цель исследования: разработка общеметодических рекомендаций воспитательно внеучебной деятельности вуза для формирования гуманитарной среды вуза. Объект исследования: гуманитарная среда высшего учебного заведения. Предмет исследования: педагогические основы гуманитарной среды вуза. Для реализации данной цели перед нами были поставлены следующие задачи: 1. Изучить содержание понятия «гуманитарная среда высшего учебного заведения». 2. Рассмотреть специфику влияния гуманитарной среды на социально-значимые качества и профессиональное становление студентов вуза. 3. Определить социально-педагогические условия для формирования гуманитарной среды вуза. 4. Разработать социокультурную модель внеучебной и воспитательной работы для развития социально-значимых качеств и профессионального становления студентов вуза. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической и методологической литературы по проблеме исследования, аналогия, дедукция, обобщения, классификации. Структура работы: Работа содержит введение, две главы, заключение, список литературы. Глава 1. Гуманитарная среда высшего учебного заведения как фактор формирования профессиональных компетенций студентов. 1.1. Гуманитарная среда высшего учебного заведения – понятия и содержание. В настоящее время возможности повышения качества образовательного процесса за счёт использования средств гуманитарной среды всё больше и больше привлекают внимание учёных. На основе современных научных трудов можно выделить предпосылки создания гуманитарной среды: повышение значимости науки и образования, а также общей культуры и личностных качеств в ходе формирования современного специалиста; влияние процессов, происходящих в современном обществе, на высшее профессиональное образование; расширение гуманитарной составляющей высшего образования как основы целостного и системного восприятия мира и роли человека в нём. Создание гуманитарной среды является процессом, который оказывает влияние на формирование личности и её деятельность в условиях современного общества. Некоторые исследователи под гуманитарной средой понимают, как: - сознательно сформированная гуманитарная направленность учебных программ и конкретных дисциплин, представляющих единство материальных и духовных факторов, способствующих формированию личности (В.Л. Кургузова) [13,21]. - образовательное пространство, в котором используются активные методы обучения, способствующие усвоению концепции целеполагания и формирования механизмов ее активной реализации (Л.Е. Сараскиной) [22,152]. - совокупность организационных структур, педагогических технологий и административных действий по созданию условий для реализации задач гуманитаризации образования (Р.М. Петрунева) [18,13]. Исходя из этого попытаемся трактовать гуманитарную среду вуза, во-первых, как некое пространство, создаваемое определённой педагогической системой с целью становления духовных, нравственных и культурных качеств личности обучаемого; во-вторых, как комплекс культурных, морально-правовых, социальных мер, обеспечивающих высокий уровень культуры взаимодействия и сотрудничества субъектов в ходе реализации целей образовательного процесса. Основной функцией вуза во внешнем измерении, как отмечалось, является разработка стратегии социокультурного и экономического развития региона. Высшие учебные заведения должны способствовать созданию условий формирования единой естественнонаучной и гуманитарной культуры познания, с одной стороны, и стать реальной площадкой социокультурного обновления региона – с другой. Формирование гуманитарной среды – это комплексная и многоуровневая система мероприятий, предусматривающих создание таких условий в вузе, при которых содержание, структура и методы обучения и воспитания в совокупности отражали бы процессы, происходящие на уровне культуры в целом. Эти условия предполагают использование исторического опыта, богатых духовных и общекультурных традиций, достижений мировой науки и техники. Ведь именно среда оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности. А именно, личности, осознающей смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящейся жить в согласии с самим собой, окружающей природой. Культурный уровень значительной, если не подавляющей части студентов вузов требует «пропитывания» культурой, вовлечение их в культурный процесс, и, прежде всего пробуждение у них потребности в культурных ценностях [13, 52]. Однако гуманитарная среда в высшем учебном заведении не может рассматриваться вне связи с ранее полученными личностью знаниями, сформированными мировоззренческими установками, жизненным опытом и средой общества. Следовательно, гуманитарная среда вуза не формируется заново на каждом этапе развития общества и высшего учебного заведения. О?н?а объе?кт?и?в?но в?к?л?юч?ает в себ?я п?ро?ш?лый и н?асто?я?щ?ий о?пыт л?ич?ност?и, со?дейст?ву?я те?м с?а?мы?м со?ве?р?ше?нст?во?в?а?н?и?ю и р?а?з?в?ит?и?ю п?рее?мст?ве?н?ны?х с?в?я?зей ме?ж?ду по?ко?ле?н?и?я?м?и, т?р?а?д?и?ц?и?я?м?и. В?не это?го п?ро?цесс?а гу?м?а?н?ит?а?р?н?а?я с?ре?д?а об?щест?в?а и ву?з?а не с?мо?жет вы?по?л?н?ят?ь с?во?и фу?н?к?ц?и?и. Гу?м?а?н?ит?а?р?н?а?я с?ре?д?а у?н?и?к?а?л?ь?н?а и состо?ит и?х д?ву?х с?л?а?г?ае?мы?х: учеб?но?го п?ро?цесс?а и в?неучеб?но?го об?ще?н?и?я. Фо?р?м?и?ро?в?а?н?ие все?х ко?м?по?не?нто?в п?ро?ис?хо?д?ит ко?м?п?ле?кс?но, в п?ро?цессе учеб?но-?вос?п?ит?ате?л?ь?ной и в?не?ау?д?ито?р?но-?вос?п?ит?ате?л?ь?ной р?аботы. Т?а?к?и?м об?р?а?зо?м, ре?а?л?и?зуетс?я в?а?ж?ней?шее ус?ло?в?ие: вос?п?ит?а?н?ие в п?ро?цессе обуче?н?и?я, обуче?н?ие в п?ро?цессе вос?п?ит?а?н?и?я. ?В?а?ж?ней?ш?и?м?и н?а?п?р?а?в?ле?н?и?я?м?и фо?р?м?и?ро?в?а?н?и?я гу?м?а?н?ит?а?р?ной с?ре?ды я?в?л?я?ютс?я со?з?д?а?н?ие со?ц?и?а?л?ь?но-?пс?и?хо?ло?г?ичес?ко?го к?л?и?м?ат?а, ат?мосфе?ры т?во?рчест?в?а, ре?а?л?и?з?а?ц?и?и и?дей пе?д?а?го?г?и?к?и сот?ру?д?н?ичест?в?а, де?мо?к?р?ат?и?з?а?ц?и?и и гу?м?а?н?и?з?а?ц?и?и. В пост?рое?н?и?и гу?м?а?н?ит?а?р?ной об?р?а?зо?в?ате?л?ь?ной с?ре?ды не?л?ь?з?я обойт?и в?н?и?м?а?н?ие?м особу?ю ро?л?ь об?щей ат?мосфе?ры об?р?а?зо?в?ате?л?ь?но?го уч?ре?ж?де?н?и?я, кото?р?а?я о?п?ре?де?л?яетс?я не то?л?ь?ко учеб?ны?м, но и в?неучеб?ны?м п?ро?цессо?м, «?ку?л?ьту?р?ны?м фо?но?м» об?р?а?зо?в?ате?л?ь?ной де?яте?л?ь?ност?и: ат?мосфе?рой учеб?ной ау?д?ито?р?и?и, з?а?н?ят?и?я?м?и в ч?ит?а?л?ь?ны?х з?а?л?а?х б?иб?л?иоте?к?и, об?щест?ве?н?ной ж?и?з?н?ь?ю ву?з?а и учеб?ной г?ру?п?пы, ку?л?ьту?р?ной ж?и?з?н?ь?ю го?ро?д?а, ре?г?ио?н?а и д?р. ?Необ?хо?д?и?мы?м ус?ло?в?ие?м ее ус?пе?ш?но?го фу?н?к?ц?ио?н?и?ро?в?а?н?и?я я?в?л?яетс?я ко?м?п?ле?кс?ное ре?ше?н?ие в?з?а?и?мос?в?я?з?а?н?ны?х п?роб?ле?м в об?л?аст?и: - осу?щест?в?ле?н?и?я вос?п?ит?ате?л?ь?но-об?р?а?зо?в?ате?л?ь?но?го п?ро?цесс?а ву?з?а; - о?р?г?а?н?и?з?а?ц?и?и быт?а, досу?г?а и от?ды?х?а сту?де?нчес?кой мо?ло?де?ж?и; - р?а?з?в?ит?и?я ф?и?з?ичес?кой ку?л?ьту?ры и с?по?рт?а в ву?зе; - фо?р?м?и?ро?в?а?н?и?я з?до?ро?во?го об?р?а?з?а ж?и?з?н?и сту?де?нто?в. Оче?в?и?д?но, что гу?м?а?н?ит?а?р?н?а?я с?ре?д?а ву?з?а не я?в?л?яетс?я и?зо?л?и?ро?в?а?н?ны?м ф?р?а?г?ме?нто?м об?р?а?зо?в?ате?л?ь?но?го п?ро?цесс?а, ее фу?н?к?ц?ио?н?и?ро?в?а?н?ие я?в?л?яетс?я об?я?з?ате?л?ь?ны?м ус?ло?в?ие?м ре?а?л?и?з?а?ц?и?и по?л?но?це?н?но?го учеб?но?го п?ро?цесс?а. Э?ле?ме?нты с?ре?ды в о?пос?ре?до?в?а?н?ной фо?р?ме в?л?и?я?ют не то?л?ь?ко н?а фо?р?м?и?ро?в?а?н?ие л?ич?ност?ны?х к?ачест?в с?пе?ц?и?а?л?ист?а, но и, в не ме?н?ь?шей сте?пе?н?и, п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ны?х [11]. Т?а?к?и?м об?р?а?зо?м, фо?р?м?и?ро?в?а?н?ие гу?м?а?н?ит?а?р?ной с?ре?ды – со?во?ку?п?ност?и о?р?г?а?н?и?з?а?ц?ио?н?ны?х ст?ру?кту?р, пе?д?а?го?г?ичес?к?и?х те?х?но?ло?г?ий и т?р?а?д?и?ц?ий ву?з?а, н?а?п?р?а?в?ле?н?ны?х н?а фо?р?м?и?ро?в?а?н?ие и р?а?з?в?ит?ие устойч?и?во?го гу?м?а?н?ит?а?р?но?го и?нте?рес?а и мо?р?а?л?ь?но-?н?р?а?вст?ве?н?ны?х т?во?рчес?к?и?х х?а?р?а?кте?р?ист?и?к сту?де?нто?в я?в?л?яетс?я в?а?ж?ны?м ус?ло?в?ие?м вос?п?ит?а?н?и?я л?ич?ност?и п?рофесс?ио?н?а?л?а и г?р?а?ж?д?а?н?и?н?а, и?нте?л?л?и?ге?нт?а XXI ве?к?а. 1.2. В?л?и?я?н?ие гу?м?а?н?ит?а?р?ной с?ре?ды н?а со?ц?и?а?л?ь?но-?з?н?ач?и?мые к?ачест?в?а и п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ное ст?а?но?в?ле?н?ие сту?де?нто?в ву?з?а. ?А?кту?а?л?ь?ны?м в н?асто?я?щее в?ре?м?я ст?а?л во?п?рос выбо?р?а п?рофесс?ий. П?р?и это?м я?д?ро?м п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го ст?а?но?в?ле?н?и?я мо?ж?но сч?ит?ат?ь в?з?а?и?мо?дейст?в?ие л?ич?ност?и и п?рофесс?и?и [7]. ?Д?а?д?и?м о?п?ре?де?ле?н?ие по?н?ят?и?я «ст?а?но?в?ле?н?ие». Ес?л?и об?р?ат?ит?ьс?я к по?н?ят?и?ю п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го ст?а?но?в?ле?н?и?я, то а?н?а?л?и?з л?ите?р?ату?ры по п?роб?ле?ме п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го ст?а?но?в?ле?н?и?я по?к?а?зы?в?ает, что о?н?а высту?п?ает об?щ?и?м п?ре?д?мет?ны?м по?ле?м р?я?д?а н?ау?к: пе?д?а?го?г?и?к?и, пс?и?хо?ло?г?и?и, ф?и?лософ?и?и, со?ц?ио?ло?г?и?и, п?р?и это?м по?н?ят?ие «?п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ное ст?а?но?в?ле?н?ие» л?ич?ност?и в пс?и?хо?ло?го-?пе?д?а?го?г?ичес?кой н?ау?ке не о?п?ре?де?ле?но о?д?но?з?н?ач?но. ?По?н?ят?ие «ст?а?но?в?ле?н?ие» в с?ло?в?а?ре по со?ц?и?а?л?ь?ной пе?д?а?го?г?и?ке т?р?а?ктуетс?я к?а?к п?р?иоб?рете?н?ие но?вы?х п?р?и?з?н?а?ко?в и фо?р?м в п?ро?цессе р?а?з?в?ит?и?я, п?р?иб?л?и?же?н?ие к о?п?ре?де?лё?н?но?му состо?я?н?и?ю [8]. ?По?д п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ны?м ст?а?но?в?ле?н?ие?м сту?де?нто?в мы по?д?р?а?зу?ме?в?ае?м п?ро?цесс р?а?з?в?ит?и?я с?а?мосо?з?н?а?н?и?я, в?к?л?юч?а?ю?ще?го с?а?мосо?ве?р?ше?нст?во?в?а?н?ие п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но в?а?ж?ны?х к?ачест?в л?ич?ност?и, и с?а?мооб?р?а?зо?в?а?н?ие, а т?а?к?же фо?р?м?и?ро?в?а?н?ие це?н?ност?но-?мот?и?в?а?ц?ио?н?но?го от?но?ше?н?и?я к бу?ду?щей п?рофесс?и?и. П?р?и это?м г?л?а?в?ной це?л?ь?ю п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го обуче?н?и?я я?в?л?яетс?я по?луче?н?ие ко?н?к?рет?ной с?пе?ц?и?а?л?ь?ност?и в ву?зе и?л?и в д?ру?го?м п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?м об?р?а?зо?в?ате?л?ь?но?м уч?ре?ж?де?н?и?и. Я?д?ро?м пе?р?в?ич?ной п?рофесс?ио?н?а?л?и?з?а?ц?и?и, ее це?нт?р?а?л?ь?ны?м ко?м?по?не?нто?м и г?л?а?в?ны?м эт?а?по?м я?в?л?яетс?я п?р?иоб?рете?н?ие о?п?ре?де?ле?н?ны?х з?н?а?н?ий, н?а?вы?ко?в и у?ме?н?ий, необ?хо?д?и?мы?х д?л?я ус?пе?ш?но?го осу?щест?в?ле?н?и?я ко?н?к?рет?но?го т?и?п?а п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ной де?яте?л?ь?ност?и. О?д?н?а?ко по?луче?н?ие с?пе?ц?и?а?л?ь?ност?и не исче?р?пы?в?ает со?де?р?ж?а?н?ие п?рофесс?ио?н?а?л?и?з?а?ц?и?и. П?ро?цесс п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ной по?д?гото?в?к?и в ву?зе п?ре?д?по?л?а?г?ает це?ле?н?а?п?р?а?в?ле?н?ное р?а?з?в?ит?ие у бу?ду?щ?и?х с?пе?ц?и?а?л?исто?в с?исте?мы со?ц?и?а?л?ь?но-?п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ны?х к?ачест?в, г?лубо?к?и?х убе?ж?де?н?ий, м?и?ро?во?з?з?ре?нчес?к?и?х по?з?и?ц?ий, что сост?а?в?л?яет фу?н?д?а?ме?нт д?л?я р?а?з?в?ит?и?я п?рофесс?ио?н?а?л?и?з?м?а. К?ро?ме то?го, п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ный и?нте?рес, не от?я?го?ще?н?ный об?щече?ло?вечес?к?и?м?и н?р?а?вст?ве?н?ны?м?и це?н?ност?я?м?и, мо?жет ст?ат?ь п?р?ич?и?ной п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ной у?зост?и, поэто?му з?н?ач?и?мы?м ко?м?по?не?нто?м п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го обуче?н?и?я до?л?ж?но ст?ат?ь н?р?а?вст?ве?н?ное вос?п?ит?а?н?ие. Ос?но?в?ной фо?р?мой п?рофесс?ио?н?а?л?и?з?а?ц?и?и л?ич?ност?и н?а эт?а?пе ву?зо?вс?кой по?д?гото?в?к?и я?в?л?яетс?я п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ное вос?п?ит?а?н?ие сту?де?нто?в к?а?к ос?вое?н?ие п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го о?пыт?а и фо?р?м?и?ро?в?а?н?ие н?а?вы?ко?в к ко?н?к?рет?но?му в?и?ду п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го т?ру?д?а. О?д?н?а?ко со?де?р?ж?а?н?ие п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го вос?п?ит?а?н?и?я не исче?р?пы?в?аетс?я з?а?д?ач?а?м?и п?р?а?кт?ичес?ко?го ос?вое?н?и?я п?рофесс?и?и. По?луч?и?в?ш?ий о?п?ре?де?ле?н?ну?ю п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ну?ю к?в?а?л?иф?и?к?а?ц?и?ю с?пе?ц?и?а?л?ист то?л?ь?ко в то?м с?луч?ае с?мо?жет п?ройт?и пут?ь к п?рофесс?ио?н?а?лу, ес?л?и е?го п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ное ст?а?но?в?ле?н?ие в?к?л?юч?а?ло в себ?я не то?л?ь?ко п?р?иоб?рете?н?ие з?н?а?н?ий, н?а?вы?ко?в и у?ме?н?ий, но и р?а?з?в?ит?ие ду?хо?в?ны?х к?ачест?в и уст?а?но?во?к, по?з?во?л?я?ю?щ?и?х е?му ре?ш?ат?ь а?кту?а?л?ь?ну?ю л?ич?ност?ну?ю п?роб?ле?му пе?ре?хо?д?а к а?кт?и?в?ной, с?а?мосто?яте?л?ь?ной, т?во?рчес?кой и от?ветст?ве?н?ной п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ной ро?л?и. Це?л?ь?ю п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го вос?п?ит?а?н?и?я я?в?л?яетс?я л?ич?ност?ное р?а?з?в?ит?ие субъе?кт?а, р?а?з?в?ит?ие п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ны?х уст?а?но?во?к, мот?и?во?в, от?но?ше?н?ий, це?н?ност?ны?х о?р?ие?нт?а?ц?ий, обес?печ?и?в?а?ю?щ?и?х, с?а?мо?а?кту?а?л?и?з?а?ц?и?ю и по?л?но?це?н?ное уч?аст?ие в п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ной ж?и?з?н?и. Ко?н?к?рет?и?з?и?ру?я це?л?и п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го вос?п?ит?а?н?и?я в ву?зе, мо?ж?но вы?де?л?ит?ь с?ле?ду?ю?щ?ие е?го ф?а?кто?ры: * ?а?д?а?пт?а?ц?и?я пе?р?во?ку?рс?н?и?ко?в к с?ре?де п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го учеб?но?го з?а?ве?де?н?и?я; * со?з?д?а?н?ие ус?ло?в?ий д?л?я д?а?л?ь?ней?шей п?рофесс?ио?н?а?л?и?з?а?ц?и?и уч?а?щейс?я мо?ло?де?ж?и; * обес?пече?н?ие ду?хо?в?но-?н?р?а?вст?ве?н?но?го ст?а?но?в?ле?н?и?я; * о?к?а?з?а?н?ие по?мо?щ?и в со?ц?и?а?л?ь?но?м и п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?м с?а?моо?п?ре?де?ле?н?и?и; * ?р?а?з?в?ит?ие п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но в?а?ж?ны?х с?пособ?ностей че?ло?ве?к?а и со?ц?и?а?л?ь?но - з?н?ач?и?мы?х к?ачест?в; * со?дейст?в?ие н?а?хо?ж?де?н?и?ю с?вое?го мест?а в п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?м м?и?ре пос?ле з?а?ве?р?ше?н?и?я об?р?а?зо?в?а?н?и?я и фо?р?м?и?ро?в?а?н?ие ко?н?ку?ре?нт?нос?пособ?ны?х вы?пус?к?н?и?ко?в; * фо?р?м?и?ро?в?а?н?ие п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но-эт?ичес?к?и?х но?р?м по?ве?де?н?и?я; * ос?вое?н?ие л?ич?ност?ь?ю объе?кт?и?в?ной с?исте?мы п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ны?х ро?лей; * ст?а?но?в?ле?н?ие п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ной ку?л?ьту?ры бу?ду?ще?го с?пе?ц?и?а?л?ист?а. ?В со?в?ре?ме?н?но?м об?щест?ве быст?ры?м?и те?м?п?а?м?и р?астет з?н?ач?и?мост?ь п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го об?р?а?зо?в?а?н?и?я. У?ве?л?ич?и?в?аетс?я у?де?л?ь?ный вес л?и?ц с п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ны?м об?р?а?зо?в?а?н?ие?м н?а ры?н?ке т?ру?д?а. Д?л?я н?асто?я?ще?го в?ре?ме?н?и х?а?р?а?кте?р?н?а те?н?де?н?ц?и?я п?р?иоб?рете?н?и?я не п?росто об?р?а?зо?в?а?н?и?я, а п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го об?р?а?зо?в?а?н?и?я – и?но?г?д?а в?не з?а?в?ис?и?мост?и от е?го у?ро?в?н?я. ?П?рофесс?ио?н?а?л?ь?ное об?р?а?зо?в?а?н?ие п?рес?ле?дует и е?ще р?я?д це?лей: 1. Со?з?д?а?н?ие ус?ло?в?ий д?л?я о?в?л?а?де?н?и?я п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ной де?яте?л?ь?ност?ь?ю. Д?л?я к?а?ж?до?го че?ло?ве?к?а п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ное об?р?а?зо?в?а?н?ие вы?по?л?н?яет д?ве ос?но?в?ные фу?н?к?ц?и?и: ?а) я?в?л?яетс?я с?ре?дст?во?м с?а?мо?ре?а?л?и?з?а?ц?и?и л?ич?ност?и в п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?м т?ру?де; б) я?в?л?яетс?я с?ре?дст?во?м обес?пече?н?и?я устойч?и?вост?и п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ной к?а?р?ье?ры и?н?д?и?в?и?д?а в ус?ло?в?и?я?х ры?ноч?ной э?ко?но?м?и?к?и. 2. Вос?п?ит?а?н?ие со?ц?и?а?л?ь?но-?а?кт?и?в?ны?х ч?ле?но?в об?щест?в?а д?л?я т?во?рчес?ко?го уч?аст?и?я в п?ро?и?з?во?дст?ве, от?ветст?ве?н?ност?и з?а ре?зу?л?ьт?аты с?вое?го т?ру?д?а, состо?я?н?ие о?к?ру?ж?а?ю?щей с?ре?ды и т.?д. 3. Обуче?н?ие мето?д?а?м не?п?ре?ры?в?но?го с?а?мообуче?н?и?я д?л?я по?д?де?р?ж?а?н?и?я ко?н?ку?ре?нтос?пособ?ност?и и?н?д?и?в?и?д?а н?а ры?н?ке т?ру?д?а и бо?лее по?л?но?го р?ас?к?рыт?и?я с?пособ?ностей л?ич?ност?и. П?р?и это?м с?исте?м?а п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го об?р?а?зо?в?а?н?и?я ко?н?ку?ре?нтос?пособ?но?го с?пе?ц?и?а?л?ист?а до?л?ж?н?а ре?ш?ат?ь д?вой?ну?ю з?а?д?ачу: ?во-?пе?р?вы?х, вы?по?л?н?ят?ь со?ц?и?а?л?ь?ный з?а?к?а?з об?щест?в?а – гото?в?ит?ь с?пе?ц?и?а?л?исто?в, необ?хо?д?и?мы?х н?а д?а?н?ный мо?ме?нт д?л?я у?до?в?лет?во?ре?н?и?я об?щест?ве?н?ны?х пот?реб?ностей в т?ру?до?вы?х и п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ны?х ресу?рс?а?х; во-?вто?ры?х, в п?ро?цессе п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ной по?д?гото?в?к?и о?р?ие?нт?и?ро?в?ат?ьс?я н?а р?а?з?в?ит?ие л?ич?ност?и с?пе?ц?и?а?л?ист?а, ст?а?но?в?ле?н?ие е?го ду?хо?в?но-?н?р?а?вст?ве?н?но?го об?л?и?к?а, вос?п?ит?а?н?ие пот?реб?ност?и в не?п?ре?ры?в?но?м ду?хо?в?но?м с?а?мо?р?а?з?в?ит?и?и и п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?м с?а?мосо?ве?р?ше?нст?во?в?а?н?и?и. ?Г?а?р?мо?н?и?з?а?ц?и?я эт?и?х д?ву?х з?а?д?ач и и?х ус?пе?ш?ное вы?по?л?не?н?ие в к?а?ж?до?м ко?н?к?рет?но?м п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?м учеб?но?м з?а?ве?де?н?и?и я?в?л?яетс?я со?ц?и?а?л?ь?ны?м ус?ло?в?ие?м р?а?з?в?ит?и?я п?рофесс?ио?н?а?л?и?з?м?а е?го уче?н?и?ко?в. Д?л?я ду?хо?в?но?го ст?а?но?в?ле?н?и?я и р?а?з?в?ит?и?я л?ич?ност?и в хо?де п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го об?р?а?зо?в?а?н?и?я необ?хо?д?и?м?а т?а?к?же б?л?а?го?п?р?и?ят?н?а?я по сте?пе?н?и ко?мфо?рт?ност?и о?к?ру?ж?а?ю?щ?а?я с?ре?д?а. ?Гу?м?а?н?ит?а?р?н?а?я с?ре?д?а обес?печ?и?в?ает п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ну?ю по?д?гото?в?ку, фо?р?м?и?ро?в?а?н?ие ду?хо?в?но-?н?р?а?вст?ве?н?ной з?ре?лост?и сту?де?нто?в, что в ко?неч?но?м ито?ге со?ц?и?а?л?ь?но ре?а?л?и?зуетс?я в т?а?к?и?х к?ачест?в?а?х, к?а?к и?н?и?ц?и?ат?и?в?а и от?ветст?ве?н?ност?ь, пот?реб?ност?ь в посто?я?н?но?м обо?г?а?ще?н?и?и и об?но?в?ле?н?и?и с?во?и?х з?н?а?н?ий, с?пособ?ност?ь п?р?и?н?и?м?ат?ь но?в?ато?рс?к?ие ре?ше?н?и?я и а?кт?и?в?но п?ро?во?д?ит?ь и?х в ж?и?з?н?ь [24]. ?До?по?л?н?и?м к это?му, что н?а?л?ич?ие и в?л?и?я?н?ие гу?м?а?н?ит?а?р?ной с?ре?ды п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го учеб?но?го з?а?ве?де?н?и?я я?в?л?яетс?я о?д?н?и?м и?з необ?хо?д?и?мы?х ус?ло?в?ий ус?пе?ш?ной п?рофесс?ио?н?а?л?и?з?а?ц?и?и л?ич?ност?и и ст?а?но?в?ле?н?и?я ее п?рофесс?ио?н?а?л?и?з?м?а. ?По?к?а?з?ате?л?я?м?и гу?м?а?н?ит?а?р?ной с?ре?ды мо?ж?но сч?ит?ат?ь: * ?п?ро?цесс де?мо?к?р?ат?и?з?а?ц?и?и в ву?зе – н?а?л?ич?ие с?пе?ц?и?а?л?ь?ны?х ку?рсо?в по выбо?ру, р?а?з?нооб?р?а?з?ие фо?р?м обуче?н?и?я и п?р?иоб?ще?н?и?я к н?ауч?но-?исс?ле?до?в?ате?л?ьс?кой де?яте?л?ь?ност?и; * ст?ру?кту?р?а учеб?но?го п?ро?цесс?а, п?р?иб?л?и?же?н?но?го к пот?реб?ност?я?м сту?де?нто?в и и?х бу?ду?щей п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ной де?яте?л?ь?ност?и; * б?л?а?го?п?р?и?ят?ный н?р?а?вст?ве?н?но-?пс?и?хо?ло?г?ичес?к?ий к?л?и?м?ат в п?ре?по?д?а?в?ате?л?ьс?ко?м и сту?де?нчес?ко?м ко?л?ле?кт?и?ве; * ?н?а?л?ич?ие ус?ло?в?ий д?л?я об?ще?ку?л?ьту?р?ной по?д?гото?в?к?и сту?де?нто?в, р?а?з?в?ит?ие т?во?рчес?ко?го мы?ш?ле?н?и?я и и?н?и?ц?и?ат?и?вы; * ?ре?а?л?и?з?а?ц?и?я со?ц?и?а?л?ь?ной з?а?щ?иты ч?ле?но?в ву?зо?вс?ко?го ко?л?ле?кт?и?в?а, мо?р?а?л?ь?но?го и м?ате?р?и?а?л?ь?но?го ст?и?му?л?и?ро?в?а?н?и?я н?а?ибо?лее а?кт?и?в?ны?х и о?д?а?ре?н?ны?х сту?де?нто?в; * ?н?а?л?ич?ие р?а?з?в?итой м?ате?р?и?а?л?ь?но-те?х?н?ичес?кой б?а?зы и со?ц?ио?ку?л?ьту?р?ной сфе?ры обуче?н?и?я. ?П?р?и это?м г?л?а?в?ны?м с?исте?мооб?р?а?зу?ю?щ?и?м ф?а?кто?ро?м в п?ро?цессе ву?зо?вс?кой п?рофесс?ио?н?а?л?и?з?а?ц?и?и я?в?л?яетс?я учеб?ный п?ро?цесс к?а?к я?д?ро р?а?з?в?ит?и?я все?х со?ц?и?а?л?ь?но - п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ны?х и ду?хо?в?но-?н?р?а?вст?ве?н?ны?х к?ачест?в бу?ду?ще?го с?пе?ц?и?а?л?ист?а. В с?во?ю оче?ре?д?ь, необ?хо?д?и?мы?м ус?ло?в?ие?м п?ре?в?р?а?ще?н?и?я учеб?но?го п?ро?цесс?а в ф?а?кто?р п?рофесс?ио?н?а?л?и?з?а?ц?и?и я?в?л?яетс?я вы?д?в?и?же?н?ие н?а пе?р?вый п?л?а?н л?ич?ност?но-о?р?ие?нт?и?ро?в?а?н?но?го по?д?хо?д?а к обуче?н?и?ю, ус?и?ле?н?ие к?а?к з?а?и?нте?ресо?в?а?н?ност?и сту?де?нто?в в по?луче?н?и?и п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ны?х з?н?а?н?ий и у?ме?н?ий, т?а?к и в н?р?а?вст?ве?н?но-?гу?м?а?н?ист?ичес?ко?м р?а?з?в?ит?и?и. ?В ву?зо?вс?кой п?рофесс?ио?н?а?л?и?з?а?ц?и?и особ?а?я ро?л?ь п?р?и?н?а?д?ле?ж?ит п?ре?по?д?а?в?ате?л?ю, р?а?з?в?и?в?а?ю?ще?му и?нте?л?ле?кту?а?л?ь?ный и гу?м?а?н?ист?ичес?к?ий поте?н?ц?и?а?л об?щест?в?а. «Че?м вы?ше п?р?и это?м ко?м?пете?нт?ност?ь, т. е. п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но-т?во?рчес?к?ий, ду?хо?в?ный поте?н?ц?и?а?л с?а?мо?го уче?но?го-?пе?д?а?го?г?а, те?м б?л?а?го?п?р?и?ят?нее ус?ло?в?и?я д?л?я р?а?з?в?ит?и?я ду?хо?в?ност?и сту?де?нто?в, со?ве?р?ше?нст?во?в?а?н?и?я и?х учеб?ной и п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ной по?д?гото?в?к?и, те?м бо?л?ь?ше с?пособо?в с?а?мо?ре?а?л?и?з?а?ц?и?и. Де?яте?л?ь?ност?ь пе?д?а?го?г?а – неотъе?м?ле?м?а?я ч?аст?ь учеб?но-?вос?п?ит?ате?л?ь?но?го п?ро?цесс?а ву?з?а, о?к?а?зы?в?а?ю?щ?а?я су?щест?ве?н?ное в?л?и?я?н?ие н?а е?го м?и?к?рос?ре?ду, р?а?з?в?ит?ие и вос?п?ит?а?н?ие л?ич?ност?и» [20]. С?ре?д?и п?роч?и?х к?ачест?в, необ?хо?д?и?мы?х д?л?я ус?пе?ш?ной п?ре?по?д?а?в?ате?л?ьс?кой де?яте?л?ь?ност?и, с?ле?дует вы?де?л?ит?ь з?н?а?н?ие п?ре?д?мет?а, ш?и?роту к?ру?го?зо?р?а, э?ру?д?и?ц?и?ю, р?аботос?пособ?ност?ь, уст?а?но?в?ку н?а т?во?рчест?во, осо?з?н?а?н?ие ду?хо?в?ной з?н?ач?и?мост?и с?вое?го в?л?и?я?н?и?я н?а сту?де?нто?в, пот?реб?ност?ь в не?п?ре?ры?в?но?м п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?м с?а?мооб?р?а?зо?в?а?н?и?и. П?рофесс?ио?н?а?л?ь?ное об?р?а?зо?в?а?н?ие то?л?ь?ко то?г?д?а ус?пе?ш?но вы?по?л?н?яет с?во?ю фу?н?к?ц?и?ю, ко?г?д?а су?м?м?а з?н?а?н?ий, кото?ру?ю п?ре?по?д?а?в?ате?л?ь пе?ре?д?ает сту?де?нту в п?ро?цессе обуче?н?и?я, ст?а?но?в?итс?я и?нте?л?ле?кту?а?л?ь?ной ку?л?ьту?рой, м?и?ро?по?н?и?м?а?н?ие?м к?а?к обуч?а?ю?щ?и?х, т?а?к и обуч?а?ю?щ?и?хс?я. С?ле?до?в?ате?л?ь?но, об?р?а?зо?в?а?н?ие и н?ау?к?а до?л?ж?ны пойт?и по пут?и г?а?р?мо?н?и?з?а?ц?и?и, фо?р?м?и?ро?в?а?н?и?я це?лост?ны?х п?ре?дст?а?в?ле?н?ий и в со?з?н?а?н?и?и п?ре?по?д?а?в?ате?л?я, и в со?з?н?а?н?и?и сту?де?нт?а. ?Ит?а?к, п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ное вос?п?ит?а?н?ие в ву?зе п?ре?дст?а?в?л?яет собой с?пе?ц?и?а?л?ь?но о?р?г?а?н?и?зо?в?а?н?ный, ко?нт?ро?л?и?руе?мый п?ро?цесс, в хо?де кото?ро?го п?ро?ис?хо?д?ит п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ное ст?а?но?в?ле?н?ие с?пе?ц?и?а?л?ист?а, р?а?з?в?ит?ие п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ной ст?ру?кту?ры е?го л?ич?ност?и, посте?пе?н?ный пе?ре?хо?д от вче?р?а?ш?не?го ш?ко?л?ь?н?и?к?а к субъе?кту с?а?мосто?яте?л?ь?но?го п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го т?ру?д?а. Ву?зо?вс?кое п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ное вос?п?ит?а?н?ие з?а?ве?р?ш?ает пе?р?в?ич?ну?ю п?рофесс?ио?н?а?л?и?з?а?ц?и?ю че?ло?ве?к?а. Ус?пе?ш?ное о?ко?нч?а?н?ие п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го учеб?но?го з?а?ве?де?н?и?я и по?луче?н?ие соот?ветст?ву?ю?щей с?пе?ц?и?а?л?ь?ност?и з?а?ве?р?ш?ает пе?р?в?ич?ну?ю п?рофесс?ио?н?а?л?и?з?а?ц?и?ю субъе?кт?а и ст?а?но?в?итс?я от?п?р?а?в?ной точ?кой е?го всту?п?ле?н?и?я в м?и?р п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ны?х от?но?ше?н?ий. В хо?де ко?н?к?рет?ной п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ной де?яте?л?ь?ност?и п?ро?ис?хо?д?ит вто?р?ич?н?а?я п?рофесс?ио?н?а?л?и?з?а?ц?и?я л?ич?ност?и, ст?а?но?в?ле?н?ие ее п?рофесс?ио?н?а?л?и?з?м?а. ?В ос?но?ве вто?р?ич?ной п?рофесс?ио?н?а?л?и?з?а?ц?и?и ле?ж?ит п?рофесс?ио?н?а?л?ь?н?а?я а?кт?и?в?ност?ь л?ич?ност?и, уст?а?но?в?к?а н?а не?п?ре?ры?в?ное с?а?мо?р?а?з?в?ит?ие и с?а?мосо?ве?р?ше?нст?во?в?а?н?ие, н?а?ко?п?ле?н?ие п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го о?пыт?а, ус?вое?н?ие но?р?м п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ной эт?и?к?и. П?ре?в?р?а?ще?н?ие с?пе?ц?и?а?л?ист?а в п?рофесс?ио?н?а?л?а п?ро?ис?хо?д?ит, т?а?к?и?м об?р?а?зо?м, в п?ро?цессе п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го т?ру?д?а. Но это во?з?мо?ж?но л?и?ш?ь в то?м с?луч?ае, ес?л?и в хо?де пе?р?в?ич?ной п?рофесс?ио?н?а?л?и?з?а?ц?и?и че?ло?ве?к не то?л?ь?ко по?луч?и?л соот?ветст?ву?ю?щу?ю п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ну?ю по?д?гото?в?ку, но и з?а?ло?ж?и?л ос?но?вы гу?м?а?н?ист?ичес?ко?го м?и?ро?во?з?з?ре?н?и?я, вос?п?ит?а?л в себе а?кт?и?в?ну?ю и т?во?рчес?ку?ю л?ич?ност?ь. ?Пс?и?хо?ло?г?ичес?к?и?м ф?а?кто?ро?м ст?а?но?в?ле?н?и?я п?рофесс?ио?н?а?л?и?з?м?а я?в?л?яетс?я н?а?п?р?а?в?ле?н?ност?ь л?ич?ност?и н?а со?ве?р?ше?нст?во?в?а?н?ие и т?во?рчест?во, со?ц?и?а?л?ь?ны?м – ус?вое?н?ие ш?и?ро?ко?го с?пе?кт?р?а но?р?м, це?н?ностей и о?р?ие?нт?а?ц?ий, к?а?к п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ны?х, т?а?к и об?щече?ло?вечес?к?и?х. Пе?д?а?го?г?ичес?к?и?м ф?а?кто?ро?м я?в?л?яетс?я эффе?кт?и?в?но о?р?г?а?н?и?зо?в?а?н?ный учеб?ный п?ро?цесс, о?р?ие?нт?и?ру?ю?щ?ий сту?де?нт?а н?а ос?вое?н?ие бу?ду?щей п?рофесс?и?и. С?пе?ц?иф?и?к?а вто?р?ич?ной п?рофесс?ио?н?а?л?и?з?а?ц?и?и состо?ит в то?м, что, во-?пе?р?вы?х, этот п?ро?цесс не я?в?л?яетс?я фо?р?м?а?л?и?зо?в?а?н?ны?м, о?н не о?г?р?а?н?иче?н н?и в?ре?ме?н?ны?м?и, н?и о?р?г?а?н?и?з?а?ц?ио?н?ны?м?и р?а?м?к?а?м?и (е?д?и?нст?ве?н?ны?м фо?р?м?а?л?ь?ны?м мо?ме?нто?м в хо?де вто?р?ич?ной п?рофесс?ио?н?а?л?и?з?а?ц?и?и я?в?л?я?ютс?я р?а?з?нооб?р?а?з?ные фо?р?мы по?вы?ше?н?и?я к?в?а?л?иф?и?к?а?ц?и?и, аттест?а?ц?и?и и т.?д.); во-?вто?ры?х, ос?но?в?ной фо?р?мой п?рофесс?ио?н?а?л?и?з?а?ц?и?и н?а это?м эт?а?пе ст?а?но?в?итс?я п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ное с?а?мо?вос?п?ит?а?н?ие, соот?ветст?ве?н?но, ос?но?в?ны?м со?ц?и?а?л?ь?ны?м а?ге?нто?м вто?р?ич?ной п?рофесс?ио?н?а?л?и?з?а?ц?и?и я?в?л?яетс?я с?а?м субъе?кт п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ной де?яте?л?ь?ност?и. П?рофесс?ио?н?а?л?ь?н?а?я де?яте?л?ь?ност?ь субъе?кто?в осу?щест?в?л?яетс?я, г?л?а?в?ны?м об?р?а?зо?м, в р?а?м?к?а?х де?ло?вы?х о?р?г?а?н?и?з?а?ц?ий. Ве?ду?щ?ие со?в?ре?ме?н?ные со?ц?ио?ло?г?и от?меч?а?ют, что о?д?ной и?з об?щест?ве?н?ны?х фу?н?к?ц?ий де?ло?вы?х о?р?г?а?н?и?з?а?ц?ий я?в?л?яетс?я фу?н?к?ц?и?я со?ц?и?а?л?и?з?а?ц?и?и, в?к?л?юч?а?ю?щ?а?я в себ?я и?нфо?р?м?а?ц?ио?н?ну?ю, об?р?а?зо?в?ате?л?ь?ну?ю, а т?а?к?же вос?п?ит?ате?л?ь?ну?ю сост?а?в?л?я?ю?щ?ие [6]. От?мет?и?м, что в фу?н?к?ц?и?ю со?ц?и?а?л?и?з?а?ц?и?и с?ле?дует в?к?л?юч?ит?ь ее п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ну?ю сост?а?в?л?я?ю?щу?ю. Т?ру?до?вые ко?л?ле?кт?и?вы в це?ло?м не уч?ат че?ло?ве?к?а п?рофесс?и?и и не ст?а?в?ят пе?ре?д собой т?а?ку?ю з?а?д?ачу, хот?я во?з?мо?же?н и по?доб?ный в?а?р?и?а?нт, в то?м с?луч?ае, ес?л?и п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ное об?р?а?зо?в?а?н?ие не обес?печ?и?ло л?ич?ност?ь необ?хо?д?и?мы?м?и п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ны?м?и н?а?вы?к?а?м?и. Но и?х ро?л?ь в де?ле ст?а?но?в?ле?н?и?я п?рофесс?ио?н?а?л?а ве?л?и?к?а. И?ме?н?но по?д в?л?и?я?н?ие?м п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ной с?ре?ды п?ро?ис?хо?д?ит ус?вое?н?ие н?р?а?вст?ве?н?ной сост?а?в?л?я?ю?щей л?ич?ност?и п?рофесс?ио?н?а?л?а, р?а?з?в?ит?ие п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ной мо?р?а?л?и субъе?кт?а. ?Н?р?а?вст?ве?н?но-?пс?и?хо?ло?г?ичес?к?ий к?л?и?м?ат в о?р?г?а?н?и?з?а?ц?и?и су?щест?ве?н?но в?л?и?яет н?а д?и?н?а?м?и?ку т?во?рчес?кой а?кт?и?в?ност?и субъе?кт?а, н?а уст?ре?м?ле?н?ност?ь л?ич?ност?и к п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?му росту. Нес?мот?р?я н?а о?п?ре?де?ле?н?ное в?л?и?я?н?ие, кото?рое о?к?а?зы?в?а?ют н?а п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ное ст?а?но?в?ле?н?ие че?ло?ве?к?а е?го ко?л?ле?г?и и п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ное о?к?ру?же?н?ие, ос?но?в?ной фо?р?мой п?рофесс?ио?н?а?л?и?з?а?ц?и?и н?а эт?а?пе с?а?мосто?яте?л?ь?ной т?ру?до?вой де?яте?л?ь?ност?и я?в?л?яетс?я с?а?мо?вос?п?ит?а?н?ие и п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ное с?а?мосо?ве?р?ше?нст?во?в?а?н?ие. П?р?и это?м ус?пе?ш?ност?ь п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го с?а?мо?вос?п?ит?а?н?и?я з?а?в?ис?ит, г?л?а?в?ны?м об?р?а?зо?м, от а?кт?и?в?ност?и л?ич?ност?и, от ее ст?ре?м?ле?н?и?я к со?ве?р?ше?нст?ву, от же?л?а?н?и?я дост?ич?ь ве?р?ш?и?н в п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?м м?асте?рст?ве. Не?м?а?лу?ю ро?л?ь в это?м п?ро?цес....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: