- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Этические проблемы науки
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K010417 |
Тема: | Этические проблемы науки |
Содержание
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» (ФГБОУ ВО СПбГАУ) Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин Институт_агротехнологий , почвоведения и экологии Кафедра защита и карантин растений Направление подготовки 35.06.01 Сельское хозяйство (код и наименование) Профиль подготовки 06.01.07 Защита растений РЕФЕРАТ по дисциплине «История и философия науки» Этические проблемы науки Выполнил(а)__Балакирева Олеся Сергеевна__________________________ (фамилия, имя, отчество полностью) Руководитель_Долженко Виктор Иванович, д-р с.-х. наук, проф., акад. РАН (ученая степень, звание, фамилия, инициалы) Проверил(а)__Алябьева Светлана Валерьевна, канд. филос. наук., доцент (ученая степень, звание, фамилия, инициалы) Санкт-Петербург 2017 г. Содержание. Введение………………………………………………………………………3 1. Этика……………………………………………………………………….4 1.1. История этики, как науки…………………………………………….....4 1.2. Основные категории этики……………………………………………..4 1.3. Профессиональная этика……………………………………………….6 2. Этика науки и ее проблемы……………………………………………....7 2.1. Этос науки……………………………………………………………….7 2.2. Этические проблемы науки…………………………………………….8 2.3. Биоэтика………………………………………………………………....9 2.4. Экологическая этика……………………………………………………10 3. Художественный взгляд на этические проблемы науки……………….11 4. Ответственность ученых в защите растений……………………………12 Заключение…………………………………………………………………..13 Список литературы………………………………………………………….14 Введение Обвинения в адрес науки, а следовательно, и ученых, приходится слышать нередко, и это закономерно. Значительная часть проблем возникает как следствие применения современной технологии. Наука стала не просто одной из производительных сил национальных хозяйств и мирового хозяйства в целом, она по существу, является едва ли не самой мощной из этих сил, если не непосредственно, то во всяком случае, косвенно, как универсальный источник новых достижений, становящихся основой развития и технического прогресса. Особенности научно-технической революции не могли не оказать влияния на постановку этических проблем современного естествознания, в частности на отношение ученых к проблеме ответственности. Как постановка, так и решение проблемы ответственности естествоиспытателя находятся в прямой зависимости от более общей проблемы взаимоотношения науки, морали и этики. В связи с чем, возникает вопрос о мере ответственности ученых за свои изобретения, о специфике внедрения и применения данных изобретений.[ 2] Действительно, этические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. Они не могут далее оставаться на периферии научных исследований. 1. Этика 1.1.История этики, как науки Возникновение понятия « этика» как философской дисциплины связанно с именем Аристотеля. Он ввел в научный оборот сам термин «этика», что от греческого ethos- обычай, нрав, привычка. Греческое слово было переведено римским философом Цицероном латинским словом mores, на его основе было образованно прилагательное moral s (моральный). Таким образом, этика является учением о морали, нравственном основании человеческой реальности, действительности. Именно поэтому Аристотель утверждал, что целью этики являются не знания, а поступки людей. Этика призвана решать те нравственные проблемы, которые возникают перед каждым человеком в жизни: как следует поступать в том, или ином случае, что следует считать добром, а что злом, в чем смысл жизни. Этика- это философская дисциплина, которая в той или иной мере решает многие философские вопросы, в том числе и вопросы онтологии и теории познания. В работе под названием «Эдемова этика» Аристотель затрагивает вопросы, касающиеся человеческого счастья и причин его возникновения. Глубокие размышления этого ученого были направлены на то, что по сути, человеку для благоденствия требуется иметь цель и энергию для ее осуществления. Еще до Аристотеля различными проблемами нравственности занимались учитель Платона - Сократ, а так же Протагор, Демокрит. Нравственная проблематика занимала определенное место в творческих исканиях многих мыслителей, живших в V и в последующих веках до нашей эры. Н. А. Бердяев, отмечает: « Этика есть завершающая часть философии духа, в ней пожинаются плоды философского пути жизни». Этика является наукой не только нормативной, предписывающей, как поступать в тех или иных случаях, но и учением мировоззренческим, теоретическим, объясняющим природу морали, сложный и противоречивый мир нравственных отношений, высшие устремления человека.[1] 1.2.Основные категории этики Основу предмета этики составляет учение о социальной природе нравственной деятельности, моральных отношений и морального сознания, отражающиеся в категориях этики.[1] Основными категориями этики являются: «добро», «зло», «благо», « справедливость», « долг», «совесть», « ответственность», «достоинство», «честь», « смысл жизни», « счастье». Добро- категория этики, объединяющая все, что имеет положительное нравственное значение, служащее ограничению нравственного от безнравственного, противостоящее злу. Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные. Зло- категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали и заслуживающем осуждения. Благо- все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения цели, при этом есть и природные блага, и духовные (образование, познание, предметы культуры и т.д.) Справедливость означает такое положение вещей, которое рассматривается как должное, необъемлемое право человека, соответствие между деянием и возданием за добро и зло, правами и обязанностями, заслугами и их признанием. Справедливость есть мера соответствия между содержанием того или иного поступка и его оценкой общественным мнением. « Общий принцип справедливости, -писал Вл. Соловьёв,- требует, чтобы мы относились к другим так, как желаем, чтобы они относились к нам самим» Долг- категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающаяся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Совесть- это категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с точки зрения соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнение. Ответственность- категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу. Достоинство- категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности. Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Достоинство человека - одна из высших нравственных ценностей. Честь - как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признанием за ним моральных заслуг. Честь и достоинство тесно взаимосвязаны, однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно. Современная этика-понятие более широкое, чем представляли ее древние философы. Сегодня она помогает не только оценить любые действия с позиции правильности, но и пробуждает оценочное сознание в людях.[8] 1.3.Профессиональная этика Понятие профессиональной этики появилось так же давно, как и первые ремесла. Известная всем врачам клятва Гиппократа, например, - один из видов подобных древних уставов. Свои этические нормы были у солдат, спортсменов- олимпийцев, жрецов, судей, сенаторов и других представителей слоёв населения. Некоторые излагались в устной форме (« В чужой монастырь со своим уставом не лезь»), другие были записаны на табличках или папирусах, дошедших до наших дней. Некоторые подобные правила древности сегодня воспринимаются как рекомендации и запреты. Больше похож на понятие профессиональной этики цеховой устав, который составлялся в 11-12 веках в каждом ремесленном сообществе на свой манер. В них указывались не только обязанности каждого цеховика по отношению к коллегам и артели, но и их права. За нарушение подобного устава следовало исключение из сообщества ремесленников, что было равносильно разорению. Хорошо известно такое понятие, как купеческое слово, которое можно назвать примером устного договора между представителями одной или разных гильдий.[1] 2. Этика науки и ее проблемы 2.1. Этос науки Этика науки изучает нравственные основы научной деятельности, совокупность ценностных принципов, принятых в научном сообществе, и концентрирует в себе социальный и гуманистический аспекты науки.[4] По определению американского социолога Мертона: « Этос науки- это эмоционально окрашенный комплекс правил, предписаний и обычаев, верований, ценностей и предрасположенностей, которые считаются обязательными для учёного. Р.Мертон включил в этос четыре нормы: 1. Универсализм - оценка любой научной идеи или гипотезы должна зависеть только от ее содержания и соответствия техническим стандартам, а не от социальных характеристик её автора, например, его статуса. 2. Коллективизм - результаты исследования должны быть открыты для научного сообщества. Бескорыстность – при опубликовании научных результатов исследователь не должен стремиться к получению личной выгоды, кроме удовлетворения от решения проблемы. 3. Организованный скептизм - исследователи должны скептически относиться к собственным идеям, так и к идеям выдвигающиеся их коллегами. Позднее Р. Барбер предложил дополнить этос науки нормами ««рациональности» и « эмоциональной нейтральности», а сам Мертон включил еще норму « оригинальности». Я. Митрофф выдвинул противоположные нормы, которые также регулируют поведение ученых. К ним он отнес: партикуляризм, скаредность, заинтересованность, организованный догматизм. Большое внимание этики науки в начале XX века уделял великий французский математик А. Пуанкаре. Он считал, что люди, занимающиеся наукой и изучающие её глубоко, должны признать за наукой её способность формировать в сознании человека высшие моральные качества. В. Гейзенберг также писал, что наука является средством взаимного понимания народов, она интернациональна, она направляет мышление человека на вопросы, которые близки многим народам, и в решении которых могут принять участие ученые разных стран.[12] На XVIII сессии Генеральной конвенции ЮНЕСКО в 1974 г. были приняты « Рекомендации о статусе научных работников», в которых прописывались важнейшие этические принципы, которыми должны руководствоваться научные работники в любом обществе.[3] 2.2. Этические проблемы науки Значительное расширение технических возможностей общества сопровождается тем, что в ряде исследований объектом становится сам человек, это в свою очередь создает определенную угрозу его здоровью и существованию.[ 9] Этические проблемы, которые были порождены областью ядерной физики, стали очевидными в силу открытия в 1938г. расщепления атома урана, которое сопровождалось выделением огромного количества энергии. Энергия атомного ядра поставила на повестку дня вопрос о своем практическом применении, до того как было понятно ее губительное воздействие на организм человека. В полной мере сознавая угрозы фашизма, в условиях попыток запрещения квантовой физики и теории относительности выдающиеся немецкие физики продемонстрировали свои возможности, создав радарную защиту и атомную бомбу. Широко известно обращение Эйнштейна с призывом отказаться от использования атомного оружия, однако оно не возымело действия. В августе 1945 г. на японские города Хиросима и Нагасаки без какой-либо военной необходимости были сброшены американские атомные бомбы. Последующая гонка вооружений поставила человечество перед угрозой атомного уничтожения. Наиболее важным в сфере этики учёного мира является проблема авторства научных открытий, проблема плагиата, компетентности и фальсификации научных открытий. В научном сообществе принято устанавливать достаточно жесткие санкции за совершение подобных актов. Учёный может ошибаться, но не может фальсифицировать. Научное сообщество отторгает исследователей, занимающихся плагиатом, бойкотирует их, прерывает с ними всяческие научные контакты, отказывается от совместной работы. Для исследований, претендующих на научный статус, строго обязателен институт ссылок, благодаря которому фиксируется авторство тех или иных идей. Институт ссылок - это « академическая составляющая науки».[4] Особое значение имеет проблема одержимости учёного, когда он при интенсивных занятиях научной деятельностью отрывается от реального мира и превращается в подобие робота. Очень часто учёные тяготеют к значительному преувеличению своего личного вклада по сравнению с деятельностью своих коллег. Это порождает массу проблем, обнаруживаемых в проведении научной полемики, и влечет за собой нарушение научной корректности и научной этики. В сферу этики науки попадают и проблемы бытия учёных.[12 ] Важная проблема этики науки - проблема моральной ответственности науки, срабатывания принципов этики науки как регуляторов научного исследования. « Этические нормы исследователей - не императивы, а образцы-ориентиры, которые существуют не для того, чтобы им безусловно следовать, но чтобы уменьшать возможное зло, как следствие отхода от них.»[ 9] Молчаливо подразумевалось, что любое знание-это в принципе благо, и поэтому интересы науки и общества всегда совпадают, а не сталкиваются. Но многие научные открытия развеяли эту иллюзию. Афоризм же «знание-сила» пока не пересмотрен, но уточнен: сила знания, как оказывается может быть как доброй, так и злой. А отличить одно от другого, и помогает этика науки. Решение проблемы правильного использования достижений науки должно опираться на этику самого учёного, его нравственность. К сожалению, достижение истины не всегда ведет к добру. Прав французский философ М. Монтень, отмечавший, что тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред.[3] Сейчас эти риски и угрозы затрагивают и область молекулярной биологии, генетики, медицины, психологии и пр. Многообразие этических проблем в наиболее общем виде подразделяется на этические проблемы физики, биологии, генетики, техники. 2.3. Биоэтика Биоэтика - порождение западной цивилизации конца XX века. Биоэтика пытается ответить на тот морально-мировоззренческий запрос, который порождают современные медико-биологические исследования. Сегодня человек все чаще отказывается понимать себя как «пассивный» материал в руках высших сил (Бога, Природы) и все более укрепляется в оценке себя как самодетерминированного существа, целенаправленного « творца» техники, своей жизни, самого себя. Всё это характеристики антропоцентрической мировоззренческой парадигмы, в границах которой допустимо понимание биоэтики как системы «новых этических стандартов», направленных на решение следующих ключевых проблем: эвтаназия, пересадка органов, аборт, клонирование, проведение клинических испытаний, искусственное оплодотворение, манипуляции над человеческой психикой и др.[15] Бурное развитие химии и фармакологии в течение последних десятилетий обогатило медицину большим количеством новых активных лекарственных средств, воздействующих на психику человека и его поведение. Успехи нейрохирургии позволили проводить тонкие и сложные операции на мозге. Все эти достижения научно-технического прогресса и естественное стремление ученых проникнуть в тайны деятельности мозга человека выдвинули ряд важных морально-этических и правовых проблем.[6] Для поиска и обоснования разумных и вместе с тем подлинно гуманных позиций при столкновении с этими проблемами в сегодняшнем мире использование средств философского анализа, обращение к опыту философских размышлений становится не просто желательным, а необходимым.[ 7] 2.4. Экологическая этика Экологическая этика представляет собой особую часть общего этического учения, которая исследует моральные нормы и нравственные принципы поведения людей, направленные на сохранение и восстановление окружающей природной среды. Возникновение экологической этики было вызвано растущими технологическими перегрузками на биосферу, которые с особой силой стали ощущаться в период начавшегося постиндустриального развития. Если раньше, в доиндустриальном обществе человек, по словам известного философа-гуманиста А. Швейцера, испытывал благоговение перед жизнью, то с появлением индустриального общества и дальнейшим техническим прогрессом гармонические отношения между обществом и природой все больше нарушались и, в конце концов, привели к глубокому экологическому кризису.[2] Новые экологические императивы по отношению к современному обществу ясно выразил один из теоретиков системного подхода Эрвин Ласло, который заявил, что « мы нуждаемся в новой морали, в новой этике, которая основывалась бы не столько на индивидуальных ценностях, сколько на необходимых требованиях адаптации человечества как глобальной системы к окружающей природе. Такая этика может быть создана на основе идеала почтения к естественным системам».[12] Таким образом, этическое регулирование науки, появление высокого уровня этической культуры, оцениваемые сегодня как жизненная необходимость, являются важной предпосылкой будущего развития науки. Это будет способствовать обеспечению качества ее моральности. Учёный должен проникнуться сознанием своей ответственности за судьбу человечества. 3. Художественный взгляд на этические проблемы науки Хотелось бы отметить два художественных произведения: пьесу Майкла Фрейна « Копенгаген» и роман Габриэллы Лопез « Клон. История любви». Незамысловатая по форме, но довольно напряженная по содержанию пьеса рассказывает о том, как встретились два учёных физика Нильс Бор и Вернер Гейзенберг. Действие происходит в Копенгагене на фоне Второй Мировой войны. Обсуждается создание атомной бомбы, последствия применения и доля ответственности учёных за научное открытие.[14 ] В романе « Клон. История любви» наряду со многими жизненными проблемами описывается и проблема клонирования человека. Автор художественным образом предположила судьбу клонированного человека, так же описывается внутренняя борьба доктора-ученого, создавшего клона: прав он или нет, и имеет ли моральное право вмешиваться в судьбу человека.[ 13] В этих произведениях для широкого круга людей открываются проблемы этики науки и ответственности ученых за свои открытия. 4. Ответственность ученых в защите растений Огромным достижением в плане борьбы с вредными организмами в агроценозах стала разработка интегрированной системы защиты растений. Одной из составляющей, которой является химическая защита-применение пестицидов.[ 11] Участившиеся нашествия саранчи, оставляющие голую землю, других вредителей, за несколько дней уничтожающих урожай сельскохозяйственных культур, поставили перед учеными задачу-в кратчайший срок найти способ уничтожения вредителей. Из предлагаемых мер наиболее действенными признали использование порошка « Дуст» или « ДДТ». Химическую формулу и белое кристаллическое вещество изобрел австрийский химик О. Цейдлер в 1873 г. В 1939 г. швейцарский химик П. Мюллер, изучая свойства неизвестного порошка, открыл его способность негативно влиять на насекомых при прямом контакте. Открытие было удостоено в 1948 г. Нобелевской премии, а « ДДТ», как инсектицид, шагнул на поля и в быт людей. Разработанный химически чистый инсектицид « ДДТ» был высокоэффективен в борьбе с разносчиками эпидемических заболеваний( комары, блохи, москиты), вредителями сельскохозяйственных культур, в том числе саранчой, обрекавшей на голодную смерть людей и животных. Препарат оказался экономически выгодным: однажды обработанная поверхность остается смертельной для насекомых продолжительное время и не требует повторной обработки. Положительные результаты привели к вспышке производства препарата и его применения. Но при этом все чаще нарушались установленные санитарными органами стандарты и ограничения в его использовании. Постепенно накапливались негативнее примеры применения « ДДТ» , что привело к его полному запрету на применение (1970г). Основная опасность воздействия химически чистого « ДДТ» на человека заключается в его способности накапливаться в органах, не поддаваясь никаким способам разложения. Вода, температура, свет, ферменты не способны ускорять его разложение или вывести из организма. Этим и страшен « ДДТ». На сегодняшний день существуют различные пестициды для борьбы с вредителями, болезнями и сорняками.[10] Но учёные постоянно ищут, изобретают, испытывают все новые и новые препараты. При внедрении нового препарата учёный обязан испытать его, убедиться, что все положительные качества препарата не перечеркиваются отрицательным влиянием препарата на окружающую среду, здоровье и жизнь человека. Заключение В своем реферате постаралась отразить проблемы этики науки описанные художественным языком. Также заглянула в этические проблемы связанные с темой моей диссертационной работы, в которой мне предстоит отразить применение новых средств защиты овощных культур в теплице. Из всего описанного выше делается вывод, что ответственность ученого перед человечеством очень велико. Каждый ученый обязан опираться на этические нормы. В настоящее время привлекают все более пристальное внимание такие широкие формы общественного движения, какими являются Международная федерация ученых, их профессиональные объединения в отдельных странах, возникновение организаций с четко выраженной с??циальной целью, таких, как Британская ассоциация по социальной ответственности ученых (BSSRS), и т.д. В развитии этого движения мы видим важную форму проявления учеными своей ответственности в ??риоды, характеризующиеся особенно широкими, достигающими глобальных масштабов проблемами, затрагивающими различные стороны современного общества.[5] Список литературы. 1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика-М., 1997 г. 2. Карпенков С.Х. Концепция современного естествознания. Учебник, издание 6-е перераб. и доп. М. Высшаяшкола, 2003г. 3. Медянцев М.П. Ответственность ученого как социально – этическая проблема. Казань : КГУ, 1973 г. 4. Медянцев М.П. Этические проблемы науки, Казань, 1976 г. 5. Огурцов А.П. Социальная история науки: стратегии, направления, проблемы // Принципы историографии естествознания: XX в., СПб, « Алетейя», 2001 г. 6. Тулинов В.Ф. Концепция современного естествознания. Учебник/ К.В. Тулинов, В. Ф. Тулинов- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ИТК « Дашков и К», 2010 г. 7. Фролов И.Т. , Юдин Б.Г. Этические аспекты биологии М.- Знание, 1986г. 8. Фролов И.Т. Юдин Б.Г. Этика науки: проблемы и дискуссии. Над чем работают, о чем спорят философы. М.: Политиздат, 1986г. 9. Габулова Н.Н. Этические проблемы науки. « Гуманитарные науки» 10. Гольдин Е.Б. Биологическая защита растений в ХХI веке : тенденции и перспективы / Е. Б. Гольбин // Агропромышленный комплекс Крыма в ХХ веке: Научные труды Крымского государственного аграрного университета. Вып. 68, Симферопль, 2002 г. 11. Долженко В.И. , Силаев А.И. Защита растений : состояние, проблемы и перспективы их решения в зерновом производстве // ГНУ Всероссийский НИИ защиты растений, ООО Изд-во Агрорус, УДК 632.915. Агро XXI, 2010 г. № 7-8. 12. Полякова И.П. Этические проблемы науки XXI в. Липецкий государственный технический университет. 13. Габриэлла Лопез « Клон. История любви» Интернет ресурс [ online-knigi.com/ page/ 153215] 14. Майкл Фрейн пьеса « Копенгаген» 15. [ biosatety. nsu. ru / biosafety/ Netesov bioethes 16.10.13 pdf. Биоэтика 17-19.11.2008 г.] 4 ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: