- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Государственное управление развитием образования и науки в постсоветский период, результаты, проблемы и перспективы (на примере Тюменской области)
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007369 |
Тема: | Государственное управление развитием образования и науки в постсоветский период, результаты, проблемы и перспективы (на примере Тюменской области) |
Содержание
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Допущено к защите в ГЭК Зав. кафедрой Государственного и Муниципального управления канд. юрид, наук, доцент ___________ А.В. Ларионов __________________2015 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (Бакалаврская работа) <Государственное управление развитием образования и науки в постсоветский период: результаты, проблемы и перспективы (на примере Тюменской области)> Выполнила: Студент(ка) 4 курса ИДО Н.А. Набиева Научный руководитель В.И. Осейчук Доктор юридических наук, профессор Тюмень 2016 Обратная сторона титульного листа Работа выполнена на кафедре государственного и муниципального управления Института государства и права ТюмГУ По направлению «Государственное и муниципальное управление» Защита в ГЭК Протокол от ___________№___ Оценка ____________________ План работы: Введение 4 1. Ретроспективный анализ государственного управления развитием образования и науки в России 6 1.1 Сущность и содержание государственного управления образованием 6 1.2 История развития государственного управления образованием 20 2.Анализ института управления образованием и наукой в постсоветский период в Тюменской области: история и современность 30 2.1 История образования региональных органов управление образованием 30 2.2 Современное состояние управления образованием 34 3. Проблемы и перспективы управления развитием образования и наукой в Тюменской области 41 3.1 Проблемы развития образования и науки на уровне региона 41 3.2 Перспективы совершенствования процесса управления образованием и наукой области на современном этапе 47 Заключение 65 Библиографический список 70 Приложения 74 Приложение 1 74 Приложение 2 74 Введение Представленная работа посвящена теме «Государственное управление развитием образования и науки в постсоветский период: результаты, проблемы и перспективы (на примере Тюменской области)». Тема «Государственное управление развитием образования и науки в постсоветский период: результаты, проблемы и перспективы (на примере Тюменской области)». Изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем этой тематики. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к данной теме. В современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Цель: исследовать государственное управление развитием образования и науки в постсоветский период: результаты, проблемы и перспективы (на примере Тюменской области) Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: дать характеристику современного состояния общего образования в России; раскрыть содержание компетенции муниципальных органов управления в области образования; выработать методические рекомендации по внедрение современных образовательных моделей в Тюменской области. Источниковую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, нормативно-правовые акты, регулирующие сферу общего образования в Российской Федерации, материалы периодической печати и Интернет-источники. При исследовании деятельности муниципальных органов государственной власти в сфере общего образования основополагающими стали принципы объективности, системности, комплексного подхода к изучаемым проблемам, а также формально-логические методы исследования. При обработке данных использовались принципы системного и сравнительного анализа. Объектом данного исследования является анализ условий "Статистический анализ уровня образования населения и развития системы обучения (на примере Тюменской области)". Структура работы полностью соответствует последовательности поставленных задач. Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации. Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список. 1. Ретроспективный анализ государственного управления развитием образования и науки в России 1.1 Сущность и содержание государственного управления образованием Управление - это совершенная и сложноорганизованная модель различных форм саморегуляции, которая обнаруживается в цикличном замкнутом чередовании некоторых процессов. Чтобы познать явление или процесс, надо разобраться в их сложной структуре, решить проблемы управления можно при условии построения системы или представления управляемого объекта в виде системы. В этом случае придется выявить максимум внутренних связей между элементами и минимум внешних, что позволит с наибольшей эффективностью управлять процессом или явлением. Сознательное планомерное управление представляет системный подход, при котором устанавливаются связи между сферами управления, выдвигается главная цель, затем вместе в соответствие с ней формулируются частные промежуточные цели, ставят задачи, продумывается пути и сроки решения, расставляются силы, выделяются средства, осуществляется контроль. Принцип системности сегодня широко применяется в педагогике. Он получил научное обоснование и объяснение в первой трети нашего столетия. Французский инженер А.Файоль строит впервые модель управленческих функций, сохранивших свою актуальность до настоящего времени: планирование - организация - распорядительство - контроль - регулирование. Согласно этой модели успешно управлять можно элементами, но недостаточно успешно - связями между ними. Поэтому для выявления закономерностей в формировании содержания управленческого труда стало необходимым соединить воедино понятия «система» «управление», что удалось сделать с появлением кибернетики. Образовательное учреждение представляет собой сложно-динамическую развивающую систему социальной действительности. В отличие от других государственных и общественных структур, где педагогическое управление является сопутствующим, педагогическое управление в образовании - доминирующее. Главное своеобразие учебно-воспитательного процесса (УВП) образовательного учреждения как системы состоит в том, что его можно отнести к классу ценностно-ориентированных систем. Деятельность в рамках ценностно-ориентированной системы всегда выступает как заданное рациональное поведение субъекта необходимого и достаточного для достижения поставленных целей. Таким образом, в системах этого класса нивелируются индивидуальные особенности элементов, игнорируются собственные цели субъектов, ограничивается их активность, социальная самодеятельность и инициатива. Функционирование и развитие УВП на основе только моделей целеориентированных систем не отвечает его природе и приводит к негативным последствиям, вся педагогическая деятельность имеет высокую социальную значимость, определенным образом организуются общества, в неё вовлекается большое число людей. Люди, вовлеченные в этот процесс связаны, как и участники, любой совместной деятельностью, единой целью. В общей теории систем подразумевается, что объединение любых элементов, рассматриваемое как единое целое, называют системами. Следовательно, люди, вовлеченные совместно в процесс педагогической деятельности в образовательном учреждении, образуют систему, в которой выделяются структуры, то есть определенные элементы и связи между ними. Структура системы делает ее способной к восприятию, хранению и переработке определенной информации и использованию этой информации для управления системой, что переводит систему из одних возможных для нее состояние в другие. Системы, в которых информация используется для управления, называют кибернетическими. Следовательно, педагогический коллектив образовательного учреждения, участвующий в обучении и воспитании - кибернетическая система, цель существования которой состоит в удовлетворении потребностей подрастающего поколения. При достижении определенного результата цель существования системы исчезает, и система распадается. Цель существования этой системы состоит в создании полной достижения задач обучения и воспитания, решение этой проблемы - главная задача педагогического управления. Для решения задачи оптимизации управления недостаточно традиционных способов активизации обучения и воспитания, основанных на обобщении положительного опыта. Выработка принципов оптимизации управления системой требует четкого анализа и описания её структуры и функций, т.е. создания модели системы управления. Педагогическое управление реализует себя в практической и теоретической деятельности. Объектом теоретической деятельности является человек, ученик, учитель и т.д., практической деятельности - является процесс управления этими звеньями, управляющий факт, педагогическое явление. На наш взгляд, необычную сложность педагогического управления представляет то, что оно никогда не протекает в экспериментально чистом виде, а осложнено другими влияниями и воздействиями, мешающими его результативности. С целью преодоления, нейтрализации негативных воздействий на объект управления педагогическое воздействие должно быть достаточно сильным. Образовательное учреждение как управляемая система состоит из двух систем: управляющей и управляемой, педагогическое управление носит многомерный характер, обладая своими объектами воздействия на любом уровне. Педагогическое управление всегда имеет один сквозной объект управления - учащиеся, подрастающее поколение. Значимым для учащихся является не только результат деятельности, который повышает интерес к содержанию и смыслу учебы, порождает потребность к использованию всех способностей и творческого отношения к учебе, познавательная деятельность ученика определяется его ценностными ориентациями и представляет собой результат свободного выбора и самовыражения, творческий акт утверждения личности. Успех управления процессом обучения при системном подходе зависит от: 1) планирования работы школы /процесса обучения/, правильной постановки целей, их ранжирования по степени важности; 2) расстановки кадров, распределения обязанностей, установления связей между подсистемами руководства этими связями; 3) налаживания системы внутренней информации и эффективности обратной связи; 4) глубины и всесторонности, анализа и своевременной помощи в целях предупреждения и ликвидации недостатков; 5) создания необходимой материально-технической базы для нормального протекания учебно-воспитательного процесса; 6) наличия необходимого микроклимата в коллективе; квалификации и опыта руководителей школы и учителей, а также системы их педагогического мастерства. Федеральные стандарты и образовательные требования, которые определяют информационную составляющую учебных программ. В стране реализуются два вида программ – общеобразовательные и специализированные, то есть профессиональные. Оба вида подразделяются на основные типы дополнительные. К основным общеобразовательным программам относят: 8) - Дошкольные; - Начальные; - Основные; - Средние (полные). У основных профессиональных встречаются такие: - Средне-профессиональные; -Высокопрофессиональные, куда относится выпуск бакалавров, специалистов и высококвалифицированных магистров; - Послевузовское профессиональное обучение. Схема системы образования в РФ (России) выглядит так: Современная система образования в России предполагает несколько последовательных форм освоения обучения в зависимости от реалий человеческой занятости и потребностей индивидуума: В стенах аудиторий – очная, очно-заочная (вечерняя) заочная; Внутрисемейное; Самообразование; Экстернат. Также допускается сочетание перечисленных учебных форм. II. Научные и образовательные институции. Они функционируют ради реализации учебных программ. Само понятие системы образования в РФ невозможно без определения, что же такое образовательное учреждение. Это структура, занятая осуществлением учебного процесса, то есть реализацией одной или нескольких обучающих программ. Еще учебное учреждение обеспечивает содержание и правильное воспитание учащихся. Системное управление подготовкой учащихся обязательно предполагает теоретическое моделирование управляемого процесса, которое как средство управления позволяет обосновать "оптимальные ходы" руководства, внести вероятностную "меру" в коллективные и индивидуальные действия в процессе решения задач. Непрерывным необходимым условием построения задачи, является определение инвариантных постоянных и переменные параметров управляемых процессов, в результате всестороннего анализа нам видится, что наиболее существенными параметрами являются: 1) наличие устойчивого цикла учебных предметов и их содержание; 2) единая структура учебного года; 3) объем учебного времени в течении учебного года; 4) коллективные органы, их функциональное назначение, определяемое положением; 5) функциональные обязанности руководителей, преподавателей, определенные нормативными документами. К переменным параметрам относятся: 1) представление о процессе руководства; 2) классификация задач по группам сложности; 3) степень участия в решении задач; 4) сроки решения задач. Первое звено – дошкольное обучение (детские садики, ясли-садики, центры раннего детского развития, прогимназии); Второе звено – общеобразовательные заведения (школы, лицеи, гимназии), предлагающие начальное, основное и среднее образование; Третье звено – среднее профобразование (училища, техникумы, лицеи, колледжи); Четвертое звено – высшее образование (университеты, институты, академии); Пятое звено – послевузовское образование (аспирантуры, докторантуры, ординатуры). Учреждения образования бывают: Государственными – регионального и федерального устройства; Муниципальными; Негосударственными, то есть частными. В любом случае это юридические лица и они определяют структуру системы образования в России, о которой речь пойдет ниже. Заведения образования распределены на: Дошкольные; Общеобразовательные; Начального, общего, высшего профобучения и послевузовского профобразования; Военного высшего профобразования и дополнительного обучения взрослых; Дополнительного образования; Специального и корректирующего обучения санаторного типа. ІІІ. Структуры, предполагающих управленческие и контрольные функции для работы с образовательной сферой и подведомственными им институциями. Указанные введенные параметры позволяют определить нам самостоятельную педагогическую систему, для которой выделим основные функции: планирование, организационно-оперативная, инструктивно-методическая, учебно-методическая, координационно-интегративная, социально-психологическая, функция контроля. Как показывает анализ научной литературы, основными проблемами процесса управления является; сочетание интересов, потребностей, возможностей звеньев управления, выдвижения целей, сопоставление вариантов их достижения, информационная служба, принятие решений, организация их осуществления и связи в этом процессе. Без целенаправленного планомерного воздействия результаты решения этих проблем при той же затрате сил и времени ниже желаемого. Роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами перехода России к демократическому обществу, к правовому государству, рыночной экономике, задачами преодоления опасности накапливающегося отставания России от мировых тенденций экономического и общественного развития. Образование входит в состав основных приоритетов российского общества и государства. В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Его роль постоянно растет вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. Однако ее преимущества могут быть быстро утрачены, если не будет сформулирована пользующаяся широкой поддержкой общественности общенациональная образовательная политика, если государство не восстановит свою ответственность и активную роль в этой сфере, не проведет глубокую и всестороннюю модернизацию образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Образовательная политика - важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры. Образовательная политика устанавливает на основе общественного согласия коренные цели и задачи развития образования, гарантирует их проведение в жизнь путем согласованных действий государства и общества. Первейшая задача образовательной политики на современном этапе - достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, обеспечение его доступности всем слоям населения. На современном этапе развития России образование в его неразрывной, органичной связи с наукой становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Образование призвано использовать свой потенциал для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, для преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных концессий, ограничения социального неравенства. Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи: обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования; достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования; формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки; развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения. Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования. Приоритеты образовательной политики в России: Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования; Создание условий для повышения качества общего образования; Создание условий для повышения качества профессионального образования; Формирование эффективных экономических отношений в образовании; Обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом; Управление развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики. Организационной основой государственной образовательной политики в Российской Федерации является ряд комплексных целевых программ на длительную перспективу, определяющих основные принципы развития и модернизации российского образования. Это Национальная доктрина образования РФ до 2025г, Федеральная программа развития образования на период 2011-2015г, Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года, образовательная инициатива «Наша новая школа». Они направлены в первую очередь на реализацию новых идей, путей и средств развития системы российского образования, но при этом содержат и разделы, посвященные повышению эффективности управления в системе образования. Особое внимание заслуживает рассмотрение национального проекта «Образование», который предусматривает два взаимодополняющих подхода для повышения качества образования: ориентацию на инновационность -выявление возможных «точек роста» и внедрение новых управленческих механизмов, которые были бы способны сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества - создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций к управлению образованием. Приоритетный национальный проект «Образование» включает направления: «Инновационные школы», «Поддержка учреждений начального профессионального образования и специального профессионального образования», «Инновационные программы вузов», «Интернетизация образования», «Учебное оборудование», «Сельский школьный автобус», «Модернизация региональных систем образования», «Поддержка классного руководства». Поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, способствует повышению открытости образовательной системы, её восприимчивости к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей призвано сформировать основу для реализации инновационного потенциала российской молодёжи. Важным институциональным изменением является внедрение новой системы оплаты труда учителей. На это системное изменение работает и вводимое в рамках национального проекта вознаграждение за классное руководство: принцип установления размеров доплат стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании. Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, а также создание новых федеральных университетов направлены на модернизацию материально-технической базы учреждений, внедрение новых программ и технологий и, в целом, повышение качества профессионального образования, его взаимозависимости с экономикой страны и отдельных регионов. Открытие новых бизнес-школ также напрямую ориентировано на прорывное развитие отечественной экономики, на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса. Интернетизация российского образования нацелена на распространение через образование современных технологий во все сферы производства и общественной жизни. Выравнивание возможностей всех российских школьников и учителей обеспечивает принципиально новое качество образовательных услуг. Кроме того, разработка электронных образовательных ресурсов нового поколения приведёт к принципиальным изменениям результатов образования, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ. Поставляемые в рамках нацпроекта учебное и учебно-наглядное оборудование, а также автобусы для сельской местности существенно повышают доступность качественного образования для всех российских школьников. Все вышеназванные направления тесно связаны с ещё одним направлением национального проекта - модернизацией региональных систем образования - оно предполагает введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, переход на нормативное подушевое финансирование, развитие региональной системы оценки качества образования, обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства и расширение общественного участия в управлении образованием. На современном этапе большое внимание уделяется реализации национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» направлена на развитие общего образования для всех и для каждого. В рамках данного проекта решаются следующие ключевые направления: 1. Обновление образовательных стандартов. Уже в школе дети должны получать возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные стандарты, включающие три группы требований: требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных программ и требования к результатам их освоения. 2. Система поддержки талантливых детей. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. 3. Развитие учительского потенциала. Необходимо внедрять систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школ новым поколением учителей, в том числе не обязательно с педагогическим образованием, любящих и умеющих работать с детьми. 4. Современная школьная инфраструктура. Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Реальная отдача получится, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. 5. Здоровье школьников. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги. Управление системой образования - это правовое регулирование деятельности образовательных учреждения и образовательного процесса на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в России. 1.2 История развития государственного управления образованием Движущую силу современного социально-экономического развития составляют образование, наука и научно-техническая, превратившиеся в условиях научно-технического прогресса в определяющий фактор производства. Способность генерировать и трансформировать знания превращается в главную детерминанту экономического роста. От развития науки все больше зависят возможности страны по обеспечению технологической безопасности и конкурентоспособности. Объемы финансирования науки растут. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», запланировано увеличение объемов финансирования государственных научных фондов к 2018 г. до 25 млрд руб., возрастание внутренних затрат в целях проведения исследований и разработок до уровня 1,77 % от ВВП с одновременным увеличением доли участия в таких исследованиях и разработках образовательных учреждений высшего профессионального образования уже к 2015 г. Во исполнение положений Указа Президента РФ № 599 Правительством РФ была разработана и принята Программа фундаментальных научных исследований в РФ на долгосрочный период (2013-2020 гг.), в которой подчеркивается, что только создание конкурентоспособной экономики будет способствовать конкурентоспособности науки. Однако создание конкурентоспособной экономики невозможно без надлежащего правового обеспечения. Важную роль в данных сферах имеет организация государственного управления, а также применение информационных технологий, с помощью которых осуществляются все процессы планирования и администрирования. Правовую базу государственного управления в образовательной, научной и научно-технической деятельности составляют нормы права, действующие в этих сферах. Эти нормы вносят ясность и стабильность в правовые отношения между органами управления высшим образованием, учебными заведениями и гражданами, создают определенные правовые гарантии удовлетворения потребности личности в высшем образовании. Законодательство определяет основные задачи и принципы высшего образования, его систему, систему специальных органов управления высшим образованием. Для органа государственного управления обязательно законодательство, определяющее права управляемых объектов (предприятий, учреждений, организаций), а также граждан. Право на образование - одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека; оно создает предпосылку для развития как личности, так и общества. В настоящее время в демократических государствах право на образование в широком смысле включает в себя обычно целый комплекс прав: право на получение бесплатного начального или среднего образования в государственных и муниципальных школах и некоторых других образовательных учреждениях; общедоступность образования; право на выбор родителями формы обучения (религиозное, светское) для своего ребенка; свобода преподавания; право на учреждение частных учебных заведений. Основные положения этих прав базируются на ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, а также нормах других международно-правовых актов. Концентрированно принципиальную суть регулирования соответствующего круга общественных отношений всегда выражают нормы Конституции РФ: применительно к высшему образованию это прежде всего ст. 43, а также ст. 71-73 о разграничении компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами. Конституция закрепляет гарантии реализации права на образование: это равноправие граждан (ст. 6 и 19), многообразие форм собственности (ст. 8), идеологическое многообразие (ст. 13), светскость образования (ст. 14) и др. Говоря о развитии законодательства об образовании в России, можно отметить, что уже в Конституции РСФСР 1918 г. устанавливалась необходимость предоставить рабочим и беднейшим крестьянам всестороннее и бесплатное образование (ст. 17). В ст. 8 Конституции РСФСР 1925 г. определялось, что «в целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика ставит своей задачей предоставить им полное, всестороннее и бесплатное образование». В Конституции РСФСР 1937 г. появляется формулировка «право на образование», указанное право признается за гражданами РСФСР и предусматриваются гарантии его обеспечения (ст. 125). Конституция РСФСР 1978 г. расширяет систему гарантий реализации права на образование. Согласно абз. 2 ст. 57 Конституции РСФСР: «Гарантируется общедоступность и бесплатность образования в пределах государственного образовательного стандарта. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном учебном заведении». Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. продолжила традицию закрепления права на образование на конституционном уровне с развернутой системой гарантий его обеспечения (ст. 43) и не только декларировала право каждого на образование, но и определила основные гарантии его реализации. В современных условиях образовательная система должна обладать стабильностью и одновременно возможностью динамичного развития, что требует соответствующего закрепления в нормативных конструкциях образовательного законодательства. 29 декабря 2012 г. был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» - комплексный базовый акт, интегрирующий в себе как общие положения, так и нормы, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования. Он заменил целый ряд законодательных актов. В их числе - Закон об образовании от 1992 г., Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 1996 г. Закон определяет основные принципы государственной политики РФ в сфере образования. С точки зрения теории права, принципы права - это руководящие идеи, пронизывающие весь текста нормативного правового акта и получающие реализацию в его нормах. В структуру Закона входят общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, нормы, определяющие полномочия органов государственной власти в этой сфере, а также правовое положение участников отношений в сфере образования. Целями законодательного регулирования отношений являются установление государственных гарантий прав человека в сфере образования; формирование механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования; создание условий развития системы образования, а также защита прав и интересов участников отношений в сфере образования. Законодательство о науке в России эволюционировало от отдельных, весьма разрозненных актов до мощного структурированного массива. С образованием в Российской империи Министерства народного просвещения практически сразу был поднят вопрос о печатном издании, в котором бы в первую очередь публиковались официальны....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: