VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Профориентация как направление социально-педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004718
Тема: Профориентация как направление социально-педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования
Содержание
Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского

Учебный корпус «Арбат»





Пашков Павел Андреевич





«Профориентация как направление социально-педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования»





ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Специальность – 44.02.03 «педагогика дополнительного образования в сфере социально-педагогической деятельности»







Руководитель:

преподаватель психолого-педагогических дисциплин, кандидат педагогических наук





__________________



 Н.В. Штильман 











Москва 2017







Содержание



Введение ……………………………………………………………………………2

Глава I. Теоретические  основы социально-педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования…………………………………….6

1.1. Социально педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования ……………………………………………………………………….6

1.2. Профориентация как направление социально-педагогической деятельности..………………………….…………………………………………13

1.3. Содержание и формы профориентационной работы в учреждениях дополнительного образования……………………….………………………….18

Глава II. Опытно-практическая работа по организации и проведению профориентации в учреждениях дополнительного образования……………...27

2.1. Диагностика  профессиональных интересов обучающихся в учреждении дополнительного образования……………………………………………………27

2.2. Организация профориентационной работы с обучающимися в учреждении дополнительного образования……………………………………………………34

2.3. Анализ работы педагога по организации профориентационной работы с обучающимися в учреждении дополнительного образования…………………38

Заключение ……………………………………………………….…………….....40

Список литературы …………………………………………………..…………...42

Приложение ……………………………………………………………………….44



		

		

		

		

		

		

		

		

		Введение

На современном этапе развития социума, учреждения дополнительного образования детей востребованы и являются объектом внимания и поддержки со стороны общества и государства. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» ведущей функцией системы учреждений дополнительного образования детей является реализация образовательных программ и образовательных услуг в целях удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Направление проводимой социально-педагогической деятельности – оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и создание условий самореализации в его личностном и профессиональном пространстве.  Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема ребенка [13]. Социальный педагог должен вести работу по созданию условий для полноценной социализации, развития и воспитания ребенка, содействовать его социальному и профессиональному самоопределению. Эти усилия сводятся к оказанию личности компетентной социально-педагогической помощи в поиске профессии для себя. 

Актуальность темы.  На современном этапе своего развития общество столкнулось с множеством социальных проблем. Особую актуальность приобретает рост социальной неадаптированности детей от 5 до 18 лет. По мнению юристов, педагогов, психологов, политологов и других специалистов, социальное положение несовершеннолетних можно оценить как критическое. Поэтому одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей социальной адаптации детей  и их профессионального определения для нормального функционирования в обществе. В России создана достаточно разветвленная сеть специализированных ведомств, учреждений и подразделений, работающих в разных направлениях, но тем не менее, число таких детей не снижается, а неизменно растет. Приходится признать, что существующая в нашей стране система работы не в полной мере удовлетворяет потребности общества, не обеспечивает устранения причин и факторов. Это формирует чрезвычайно высокий спрос на специалистов, умеющих профессионально оценить проблему и помочь ее решить, диагностировать и прогнозировать социальное развитие общества.

В связи с этим повысились требования к созданию условий для организации учебно-воспитательного процесса и культурного досуга детей, содержанию образования, профессиональному мастерству педагогов в учреждениях дополнительного образования. Обладая открытостью, мобильностью, гибкостью, способностью быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства, учреждения дополнительного образования детей социально востребовано и является объектом внимания и поддержки со стороны общества и государства. В настоящий момент уже разработано немало различных концепций дополнительного образования детей и взрослых [1].

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования социально значимая проблема, которая очень важна для современного общества. А так же, в связи, с чем, профориентация является неотъемлемой частью направления социально-педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования.  Профориентация является «точкой» в деятельности социального педагога в учреждениях  дополнительного образования, являясь завершающим этапом подготовки конкретного ребенка к выходу в социум, и является «стартом» в начале его жизненного пути и выхода во взрослую жизнь, будучи  социально-адаптированным и подготовленным к нормальной общественной и профессиональной деятельности. Таким образом, проблема нашего исследования следующая: каковы содержание, формы и методы профориентационной работы в социально-педагогическом направлении деятельности  учреждений дополнительного образования.

Значимость и актуальность рассмотренной проблемы определили тему нашей работы: «Профориентация как направление социально-педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования».

Цель: изучить  профориентацию как направление социально-педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования.

Объект: социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.

Предмет: содержание, формы и методы  профориентационной  работы в учреждении дополнительного образования.

Задачи:

1. Изучить содержание социально-педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования

2. Определить сущность и дать характеристику профориентационной работе как направлению социально-педагогической деятельности.

3. Раскрыть содержание, формы и методы профориентационной работы в системе социально-педагогической деятельности. 

4. Организовать диагностику уровня профессиональных  интересов обучающихся в учреждении дополнительного образования.

5. Разработать и апробировать в условиях учреждения дополнительного образования   Программу профориентационной работы с детьми и  подростками. 

6. Обобщить результаты и сделать выводы по изученной проблеме.

Для решения поставленных задач использованы следующие теоретические и эмпирические методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, анкетирование; опытно-практическая работа.

Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных педагогов и психологов. В качестве теоретической базы исследования были использованы законы, тексты и публикации, посвящённые исследованиям учреждений дополнительного образования, социально-педагогической деятельности, профориентационной работы. 

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в деятельности педагогов дополнительного образования. 

Работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения,  списка литературы и приложения.

		





































Глава I. Теоретические  основы социально-педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования

1.1. Социально педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования

Дополнительное образование– это вид образования, который направлен на всесторонне удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования [1].

Учреждения дополнительного образования детей решают задачи обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 5 до 18 лет.

Сегодня учреждения дополнительного образования детей находятся в ведении системы образования, физической культуры и спорта, культуры, общественных организаций, органов по делам молодёжи.

В настоящее время, несмотря на многие сложности, система дополнительного образования детей находятся в стадии развития. В обществе растет понимание необходимости восстановления духовных основ жизни, сохранения и приумножения культуры своего народа. Увеличивается роль психологического, личностного фактора в жизни и профессиональной деятельности, приходит осознание важности постоянного самообразования и творческого совершенствования. Решение этих задач во многом зависит от эффективного использования возможностей дополнительного образования, которое является важным фактором гуманизации всей системы образования.

Дополнительное образование создает условия для развития уникальности личности, ее различных способностей. Именно в этой сфере возможно организовать личностно-равноправное общение ребенка и взрослого, их совместную творческую деятельность. Дополнительное образование детей выполняет функции так называемого «социального лифта» для значительной части детей. При этом необходимо сохранить сложившуюся систему художественного и эстетического образования детей. Важно, чтобы дети развивались многогранно, только тогда они будут успешными, здоровыми, креативными и конкурентоспособными в современных условиях, которые очень быстро меняются.

Особое внимание при комплектовании учреждений обращается на привлечение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. От общего числа детей в системе дополнительного образования детей вышеуказанной категории занимается 31% [3].

В системе дополнительного образования детей в России работают 10 410 (2015 г., в 2010 г. - более 17 000) профильных образовательных организаций в сфере образования, культуры, спорта, молодежной политики.

Дополнительные общеразвивающие программы реализуются также во всем спектре образовательный организаций - от дошкольного учреждения до ВУЗа.

Дополнительное образование детей в ведомственном подчинении Минобрнауки РФ  это (2012 г.):

8539 учреждений дополнительного образования;

307 419 преподавателей;

7 997 226 обучающихся.

Дополнительное образование детей в Москве это (2012 г.):

149 учреждений в системе Департамента образования;

140 учреждений в системе Департамента культуры;

85 учреждений в системе Департамента физической культуры и спорта;

141 учреждение в системе Департамента семейной и молодежной политики;

382 муниципальных досуговых клуба по месту жительства.

По программам дополнительного образования в Москве обучаются более 600 тысяч детей:

350 тыс. в учреждениях дополнительного образования;

200 тыс. на базе общеобразовательных школ;

35 тыс. на базе колледжей и высших учебных заведений;

15 тыс. на базе негосударственных учреждений [14].

Главной целью деятельности учреждений дополнительного образования детей (УДОД) является необходимость своевременной комплексной личностно ориентированной, социально-педагогической, психологической помощи детям в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения. 

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования детей - это совокупность реализуемых содержательных видов деятельности, осуществляемых на основе образовательных, культурно-досуговых, оздоровительных, учебно-исследовательских, игровых и других социально-значимых программ, которые направлены на творческое развитие, социализацию и адаптацию детей к жизни в обществе. Они позволяют им проявлять себя в различных видах социально-значимой практической деятельности, которые охватывают не только традиционные сферы знаний, но и широкий спектр массовой социальной практики, отражающей современные социально-экономические потребности детей, их ценностные ориентации [21].

Важным условием качественной социализации и социальной жизни является освоение навыков социального общения. Это предполагает доступ к различного рода источникам информации, что затруднено из-за наличия коммуникативных ограничений и барьеров; утраты мобильности; недостаточных навыков межличностного взаимодействия и противодействия части социума. Осознание дефекта развития и связанных с ним ограничений зачастую приводит к неадекватной самооценке, ранимости психики, маргинализации, ограничению общения с окружающими. Большую роль в усилении и закреплении негативных стереотипов социального взаимодействия и общения играет отрицательный опыт общения ребенка, подростка со сверстниками или взрослыми, демонстрирующими превосходство здоровых людей, подчеркивающих неполноценность человека (неприятие или жалость), исключающих его из жизни общества. Таким образом формируется эффект социальной изоляции неадаптированных к взаимодействию в обществе детей. 

Педагоги конкретного учреждения дополнительного образования детей, реализуя дополнительные образовательные программы социально-педагогической направленности, могут работать с детьми 5-18 лет в следующих направлениях: для дошкольного возраста - школа раннего развития, для обучающихся старше семи лет – детские секции, кружки и объединения, решающие задачи интеллектуального, физического, нравственного, патриотического и др. воспитания. Возможности системы дополнительного образования уникальны тем, что в ней различные сферы деятельности взрослых моделируются соответствующими видами деятельности детей, в которых между взрослыми и детьми складываются особые социально-психологические и межличностные отношения. Социально-педагогическая направленность позволяет учреждению реализовывать одну из основных функций образование: доступность для всех категорий детей, в том числе, детей группы риска, детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Педагог дополнительного образования «ведет» ребенка по его индивидуальному маршруту с учетом его возможностей и особенностей. Достижения детей обеспечиваются деятельность педагогов, постоянно обновляющих цели, методы, фактическое и теоретическое содержание программ и планов занятий. Содержание образования различных учреждений системы дополнительного образования детей создает условия для апробации совершенно иных путей развития личности ребенка и самосовершенствования педагогов. Такое образование не может быть стандартизированным, поскольку результатом имеет не только цифровые показатели, а прежде всего, индивидуальные достижения, личностные изменения конкретного человека. В основе реализации программ социально-педагогической направленности лежат личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы, суть которых в формировании «Я-концепции» обучающихся, индивидуальном развитии личности в интеллектуально-познавательной, эмоциональной, мотивационно-потребностной сферах и в системе социальных отношений [5].

Составной частью социально-педагогической деятельности является социальная защита детей, осуществляемая посредством предоставления бесплатных образовательных, культурно-досуговых, оздоровительных и других услуг, услуг допрофессиональной подготовки и трудоустройства по избранной специальности.

Основными направлениями социально-педагогической деятельности, являются:

•	деятельность по профилактике явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической), повышению уровня социальной адаптации детей посредством их личностного развития;

•	деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения от нормы.

Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, как правило, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, социально-педагогическая деятельность обычно включает две составляющие:

•	непосредственную работу с ребенком;

•	посредническую деятельность во взаимоотношениях ребенка со средой, способствующую их социально-культурному становлению и развитию.

По содержанию социально-педагогическая деятельность чрезвычайно многообразна. Выделение ее разновидностей с точки зрения содержания имеет важное значение не только для развития науки и практики, но и для профессиональной подготовки социальных педагогов, так как это даст надежный критерий и для выделения специализаций. Однако в настоящее время это задача непростая, поскольку сфера практической социально-педагогической деятельности находится в стадии становления и не охватывает все потенциально возможные области ее применения.

Работа по социальной реабилитации детей, имеющих отклонения от нормы, должна быть содержательно ориентирована на различные категории таких детей, что дает основание выделить несколько видов социально-педагогической деятельности, каждый из которых требует применения особых, специфических подходов, методик и технологий:

•	социально-педагогическая деятельность с детьми, имеющими отклонения в развитии;

•	социально-педагогическая деятельность с детьми, имеющими педагогические отклонения;

•	социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей;

•	социально-педагогическая деятельность с детьми отклоняющегося (девиантного) поведения.

В посреднической работе социального педагога особое значение имеет социально-педагогическая деятельность с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в процессе социализации ребенка. Именно семья является ближайшим социумом, определяющим, в конечном итоге, каким будет влияние на ребенка всех остальных социальных факторов. Поэтому работа социального педагога с семьей является обязательным компонентом его социально-педагогической деятельности со всеми категориями детей с проблемами, а иногда – и в профилактической работе [7].

Цель и задачи образовательной деятельности, реализуемой учреждений дополнительного образования детей (УДОД), как открытыми социально-педагогическими институтами сферы свободного времени заключаются в том, чтобы: дать подросткам конкретные знания и привить интерес к предмету познания; заложить фундамент целостного видения мира во всем его многообразии; быть направленной на реализацию разнообразных потребностей, на их социальную защиту, рекреацию, адаптацию и оздоровление; позволить подросткам приобрести новый социальный опыт, способствовать профориентации и жизненному самоопределению; воспитанию творчески развитой, самостоятельно думающей личности; обеспечивать возможность ее получения всеми детьми: одаренными, социально-незащищенными, имеющими отклонения в развитии, детьми-инвалидами; развивать творческие способности детей и их познавательный интерес, давать право сочетать различные направления и формы занятий.

Социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования детей как открытых социально-педагогических институтов включает:

- полифункциональную социальную деятельность, ориентированную на социальную защиту детей и подготовку их к жизни в современных социально-экономических условиях, на решение их личных и социальных проблем;

- деятельность коллектива всех категорий работников, направленную на создание условий для реализации направлений и сфер образовательной и социальной деятельности, педагогически целесообразных форм и методов работы с детьми, в процессе которых образовательно-воспитательная деятельность становится социализированной, приближенной к интересам и запросам конкретной личности, семьи и общества. 

Диапазон форм и методов социально-педагогической деятельности охватывает детей из неблагополучных семей, детей-инвалидов, ориентирован на истоки народной культуры, обычаи и традиции. Формы социально-педагогической деятельности подчиняются целостному воздействию на личность, базируются на индивидуальном подходе.

Социально-педагогическая деятельность учреждения дополнительного образования детей может включать педагогическую деятельность учреждения в целом, если она решает в масштабах конкретной территории актуальные проблемы социального воспитания детей и социальной защиты детства; массовую культурно-досуговую и рекреативно-оздоровительную работу с детьми и семьей; комплексные программы с детьми, требующими особого педагогического внимания (детьми-инвалидами, сиротами, детьми с асоциальным поведением, детьми из неблагополучных семей); образовательную деятельность в многообразии ее содержания и форм учебных и творческих занятий, если это позволяет детям приобретать новый социальный опыт, способствует их профессиональному самоопределению и создает условия для творческого труда.

1. 2. Профориентация как направление социально-педагогической деятельности.

Вопрос поиска, выбора и овладения профессии, является одним из центральных и судьбоносных в жизни каждого человека. В связи с этим необходимо уделять большое внимание проведению профориентационной работе среди школьников, которая должна опираться на знание системы основных компонентов, определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений и готовности личности к труду.

Сегодня профессиональной ориентации отводится новая роль – это необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки молодежи  в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Профессиональная ориентация - система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

Каждому человеку нашей страны предоставлено право на выбор профессии, род занятий и работы. Однако это право, как показывает практика, порой очень трудно реализовать – не хватает знаний в самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют к личности работающего, и умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности.

Поэтому работу по профориентации необходимо начинать уже в школьные годы с тем, чтобы подвести выпускников к сознательному выбору профессии с учетом своих склонностей и интересов.

Помощь социального педагога в профориентации имеет очень важное значение. Социальный педагог вместе с психологом и педагогическим коллективом проводит различные диагностические мероприятия, информирует детей в этой области, формирует интерес у школьников к различным профессиям.

Большой вклад в изучение проблемы профессиональной ориентации внесли исследования: О.П.Апостолова, Е.М.Борисовой, Н.Н.Захарова, Э.Ф.Зеера, Л.А.Йовайша, Е.А.Климова, А.М.Кухарчук, А.В.Цоя и др. Также вопросы профориентационной работы рассматривались отечественными учеными - К.М. Гуревичем, А.Е. Голомштоком, Т.В. Кудрявцевым, Б.Ф. Ломовым, А.К. Марковой, К.К. Платоновым, Н.С. Пряжниковым, М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко, С.Н. Чистяковой и др.

Определенные осложнения возникают у подростка в процессе профессионального самоопределения, сознательного выбора профессии. Выбор профессии подростком представляет собой многоэтапный процесс выработки и принятие решения. При выборе профессии проявляется ряд индивидуальных стилей поиска решений: импульсивные решения, рискованные решения, уравновешенные решения, решения осторожного типа, инертные решения. Индивидуальные стили принятия решений являются отражением как индивидуально-психологических, так и личностных особенностей индивидуумов.

Помощь социального педагога в профориентации социально неадаптированных детей имеет очень важное значение. Социальный педагог вместе с психологом и педагогическим коллективом проводит различные диагностические мероприятия, информирует их в этой области, формирует интерес к различным профессиям.

Каждый социальный педагог, осуществляя профконсультанционную деятельность в той или иной мере должен уметь планировать свою работу. Можно выделить примерно следующие основные этапы:

1. Ставится цель данной работы: определить цель-максимум и цель-минимум в работе с данным ребенком.

2. Выделяется перечень основных проблем и приоритетных направлений работы (с учетом специфики данной личности).

3. Составляется план по дням и часам.

4. Все проблемные темы распределяются согласно вышеуказанному плану (по принципу: от общеориентирующих проблем — к более конкретным). 

5. Составляется перечень практических методик, иллюстрирующих теоретические вопросы. Подбираются разные методики: тесты, опросники, анкеты, игры, игровые упражнения, разбор ситуаций, дискуссионные формы работы и т.п. (используется принцип «разнообразия», в связи с личностными особенностями.

Профессиональная ориентация осуществляется в целях:

- обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;

- достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;

- прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности; содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния [4].

В профессиональной ориентации есть группа принципов, тесно связанных и во многом пересекающимися с общепедагогическими принципами. Это следующие принципы:

• Связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями общества.

• Связь профориентации с трудовой подготовкой детей– это принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения. В отрыве от трудовой подготовки профориентация приобретает черты абстрактности, призывности, оторванности от практики, от общих задач трудового и профессионального становления личности.

• Взаимосвязь учебных учреждений, учреждений дополнительного образования, семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в выборе профессии. При этом предполагается усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности.

• Воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового. Экономического нравственного, эстетического, правового и физического воспитания.

• Взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы - принцип, предполагающий недопустимость противопоставления одного подхода другому. Каждый из них решает свои задачи.

• Дифференцированный и индивидуальный подход к индивидуумам в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости. Дифференциация создает условия для реализации индивидуального подхода, особо важного для работы с социально неадаптированными детьми.

• Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с детьми и их родителями, утверждающих необходимость использования разных форм, отхода от традиционно используемых одних только массовых форм, усиление внимания к сбалансированному сочетанию всех форм работы.

• Соответствие содержания форм и методов профориентационной работы с потребностями профессионального развития личности и одновременно потребностям района (города, региона) в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации [6].

Школа и учреждения дополнительного образования - это основная социальная среда, в которой происходит развитие личности. Главное их предназначение - обеспечить молодым людям возможность уверенно перейти от юношества к взрослой жизни, от учебы к профессиональной деятельности. Формирование готовности к выбору профессии достигается в ходе целенаправленного воздействия на личность. Для правильного выбора профессии важно не только определить способности, мотивы, индивидуальные черты характера, а в первую очередь - профессиональную направленность личности. Этой цели служит система профориентации, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования.











































1.3. Содержание и формы профориентационной работы в учреждениях дополнительного образования

Занятия профориентационных курсов профильной подготовки чрезвычайно многообразны по методам их проведения. Однако ведущая идея, лежащая в основе любого курса, состоит в том, что мы рассматриваем учебное занятие любого содержания как групповую консультацию. Это означает, что главной характеристикой занятия является его рекомендательный характер.

Разумеется, важную роль в решении этой проблемы играет деятельность педагога дополнительного образования, ибо без его участия невозможно рассчитывать на успех в деле обучения и воспитания. Педагог дополнительного образования анализирует условия жизни ребенка, семейную обстановку, состояние здоровья, сферу общения, способности к образовательной, трудовой, профессиональной, интеллектуальной, творческой деятельности, выявляет существующие в семье социально-педагогические проблемы. Учитывая то, что некоторые родители не проявляют необходимого заинтересованного отношения к жизни своих детей, не оказывают им конкретной помощи в профессиональном самоопределении, функции воспитания ребенка вынуждены брать на себя учебные заведения и учреждения дополнительного образования.

В настоящее время система профориентационной работы включает в себя социально-педагогическую деятельность по следующим направлениям:

1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию.

2. Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.

3. Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны социального педагога.

4. Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.

5. Социально-профессиональная адаптация.

6. Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у детей чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

При организации профориентационных занятий педагог дополнительного образования должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Также необходимо подключать различных специалистов, таких как: психолог, медицинский работник, педагог-организатор, классные руководители, учителя предметники, а также представителей различных профессий.

В содержание работы педагога дополнительного образования по проблемам профессиональной ориентации включены следующие направления:

1. Беседы на темы: «Что значит правильно выбрать профессию?», «Как готовить себя к будущей профессиональной деятельности?», «Уровень образования и выбор профессии», «Выбор профессии в условиях рынка» и др.

2. Встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производство. Экскурсии на УПК, в профессиональные учебные заведения.

3. Участие детей в конкурсе «Кто больше знает о профессии», написание и защита рефератов о профессиях, коллективное творческое дело «Защита профессий».

4. Включение каждого ребенка в сферу, способствующую развитию интересов и склонностей: кружковые и факультативные занятия, общественная деятельность, шефская работа.

5. Организация общественно полезного труда для ребенка, как проба сил для выбора будущей профессии.

6. Изучение читательских интересов детей. Совместное с библиотекой составление индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение.

7. Оформление на каждого ребенка профориентационного «дела», в котором собираются его сочинения о выборе профессии, заполненные им анкеты, опросники, выявляющие интересы и склонности, документы, отражающие результаты наблюдения за учащимся, «Лист профессиональной консультации».

8. Рекомендации школьникам 8-9-х классов о дальнейшем образовании и профессиональной подготовке. Оказание помощи в выборе профиля обучения.

9. Участие в работе ученических трудовых объединений.

10. Разговоры с родителями или представителями опеки на темы: «Что значит правильно выбрать профессию», «Роль семьи в подготовке детей к выбору профессии».

11. Координация деятельности учителей, работающих в классе, психологов и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с детьми.

Целесообразно составлять планы подготовки к выбору профессии каждому ребенку. Они должны носить глубоко индивидуальный характер и должны быть тесно связаны с самовоспитательной деятельностью.

Обязанностью педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования становится создание в рамках допрофессиональной подготовки и профильного предметного обучения условий для максимального раскрытия интересов и склонностей детей, прогнозирования успешной реализации жизненных планов.

Первая состоит в том, чтобы поддерживать содержательное изучение основных предметов на заданном профилем высоком уровне, углублять и усиливать прикладной аспект школьных знаний. Вторая функция элективных курсов носит ярко выраженную профориентационную направленность.

Основными функциями содержательной деятельности педагога дополнительного образования в решении проблемы профориентации могут быть [20]:

1. Диагностическая;

2. Организационная;

3. Информационно-просветительская;

4. Мотивационная;

5. Профилактическая;

6. Воспитательная;

7. Коммуникативная 

1. Диагностическая функция. Педагог дополнительного образования .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.