- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Современные модели и подходы к социальной политике на уровне субъектов РФ (на примере ХМАО Югры)
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K006956 |
Тема: | Современные модели и подходы к социальной политике на уровне субъектов РФ (на примере ХМАО Югры) |
Содержание
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Государственное и муниципальное управление» К У Р С О В А Я Р А Б О Т А По дисциплине: Основы государственного и муниципального управления Тема: Современные модели и подходы к социальной политике на уровне субъектов РФ (на примере ХМАО – Югры) Выполнила: Новикова Екатерина Владимировна Студентка 2 курса 4 семестр Ханты-Мансийск, 2016 Оглавление Введение 3 Глава 1. Государственная социальная политика: общая характеристика 5 1.1. Понятие, принципы и приоритеты социальной политики 5 1.2. Понятие и сущность социальной политики региона 7 Глава 2. Механизмы реализации региональной социальной политики (на примере ХМАО-Югры) 15 2.1 Типы региональной социальной политики 15 2.2 Целевая комплексная программа как механизм реализации социальной политики региона 17 2.3. Особенности социальной политики ХМАО-Югры 23 Заключение 29 Список использованной литературы 31 Введение Актуальность. Формирование социальной политики на уровне региона относительно новое явление, поскольку до начала конституционной реформы регион не являлся достаточно самостоятельным носителем социально-политических отношений и практически не представлял собой субъект региональной политики, хотя региональные проблемы социального развития существовали всегда, и на уровне региона осуществлялась реализация социальной политики по сформированным Центром правилам. В условиях реформирования и демократизации российского общества региональные органы государственной власти и управления становятся главным субъектом социальной политики в регионе. Объект исследования – региональная социальная политика. Предмет исследования – особенности социальной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Цель работы заключается в исследовании современных моделей и подходов к социальной политике на уровне субъектов РФ (на примере ХМАО-Югры). Исходя из поставленной цели, задачами работы являются: - исследовать Понятие, принципы и приоритеты социальной политики; - проанализировать понятие и сущность социальной политики региона; - определить механизмы реализации региональной социальной политики (на примере ХМАО-Югры); - охарактеризовать типы региональной социальной политики; - выявить особенности целевой комплексной программы как механизм реализации социальной политики региона; - понять особенности социальной политики ХМАО-Югры. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том. что некоторые сформулированные в работе теоретические предложения могут быть также использованы в государственном и муниципальном управлении. Материалы и методы исследования. Методологической основой исследования являются общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение и аналогия) и методы частно-научного познания (формально-логический, историко-правовой, формально–юридический, системный и комплексный анализ). Основными материалами исследования послужили нормативно-правовые акты, научная литература и материалы статистики. Структура исследования сформирована в соответствии с поставленными целью и задачами и состоит из введения, основной части, разделенной на две главы, заключения и списка использованной литературы. Глава 1. Государственная социальная политика: общая характеристика 1.1. Понятие, принципы и приоритеты социальной политики Социальная политика – это деятельность государства, других политических и социальных институтов, направленных на прогрессивное развитие социальной сферы общества, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты с использованием для этого имеющегося финансового и иного общественного потенциала. В современной России существуют немало проблем в сфере здравоохранения, социального обеспечения, в жилищно-коммунальном хозяйстве и т.д., соответственно, социальная политика имеет основные направления: - политика государства в формировании доходов; - регулирование занятости населения; - социальная защита граждан; - политика в области образования, здравоохранения, жилищного хозяйства и т.д. Основополагающими законодательными актами, на которые опирается социальная политика России, являются: - Конституция Российской Федерации; - Семейный кодекс Российской Федерации; - Гражданский кодекс Российской Федерации; - ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» 1995 г. № 195; - ФЗ «О государственной социальной помощи» 1999 г. № 178; - ФЗ «О социальной защите инвалидов» 1995 г. № 181 и др. Конституция РФ (ст. 114) устанавливает, что Правительство России обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии. Стратегия социальной политики — это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе её развития. При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить: - обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития; - создание условий для функционирования семьи как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям; - обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан; - обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации. К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики. Выделяют следующие принципы социальной политики: - социальной справедливости, - социальной ответственности, - социального партнерства, - социальных гарантий, - преемственности. К задачам социальной политики относятся: - стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления, - усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, - обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения, На заре зарождения общества понятие и признаки права возникают на основе обрядов и обычаев общинного строя, регулировавших имущественные, производственные и личные отношения людей друг с другом. Позднее, когда возникли первые государства и города, различные школы начали свое толкование правовых начал. К настоящему времени возникновения отношений в обществе сводится к трем теориям. Как возникло право. Теория естественного права толкует возникновение правовых отношений как продолжение естественной природы человека, его гуманных ценностей и стремления к справедливости. Историческая школа трактует это понятие со стороны исторического развития гражданского общества. Так, обряды, мифы и обычаи трансформировались в узаконенные правовые отношения. Психологическая теория говорит о субъективности отношений, выводя само понятие права и его признаки через призму психологических особенностей каждого человека. Право как общественное явление Основное понятие права обосновано на регламентировании правил поведения в обществе. Поэтому этот императив можно назвать социальной дисциплиной, регулирующей поведение отдельных людей в обществе с целью сохранения этого общества. Именно правовые нормы регулируют распределение духовных и материальных благ, выстраивают фундамент для частной собственности и товарно-денежных отношений. Право и государство. Каждое общество обязано быть регулятором отношений между людьми, на него ложится также обязанность защищать и охранять такие отношения. Такая регуляция осуществляется при помощи различных социальных норм. Современная юридическая литература рассматривает это понятие и как общественно-политическое явление, и как один из рычагов управления государством. Первое объяснение права характеризуется определенной свободой и обоснованным поведением людей в обществе. С этой точки зрения понятие и признаки права могут быть разложены на такие пункты, как: - права человека; - права различных обществ, социальных слоев, групп и объединений; - права нации, общества, народа; - права человечества. Второе понятие – юридическое, оно связано с системой всех законных предписаний, которые утверждены и защищены государством. Юридически право может быть разделено. Это деление основано на восприятии человеком тех или иных норм. Понятие объективного юридического права может быть представлено системой правовых предписаний, защищенных государственными инструментами. Эти предписания имеют общеобязательный характер и не зависят от индивидуальной сознательности каждого члена общества. Субъективное юридическое право представляет собой совокупность всех возможностей человека, меры его свободы и независимости в данной социальной среде. Право и государство. Каждое общество обязано быть регулятором отношений между людьми, на него ложится также обязанность защищать и охранять такие отношения. Такая регуляция осуществляется при помощи различных социальных норм. Современная юридическая литература рассматривает это понятие и как общественно-политическое явление, и как один из рычагов управления государством. Таким образом, понятие права включает в себя: - правила поведения людей и отдельного человека; - правила, регулирующие отношения между людьми; - общепринятую систему норм, защищенную государством; - закрепление модели поведения в нормативных документах, правовых актах, различных законах и прочее. Правовая система. Каждый пункт существования в государстве и человека, и общества является элементом правовой системы того или иного государства. Эти нормы основаны на обычаях и естественном стремлении каждого человека к справедливости. Понятие и признаки нормы права в различных странах трактуются по-разному. Чтобы правильно выбрать ту или иную правовую норму, в каждом отдельном случае принимается во внимание ее место в системе государства. Вместе с тем право имеет общеобязательный характер, оно обязательно и не подлежит обжалованию, оценке со стороны людей или сообществ, к которым это право применяется. Выполнение норм возлагается на государство. Именно оно посредством правовой системы является гарантом прав сообществ людей и отдельных личностей. Здесь правовая система выступает как общность нормативных и правовых документов, связанных между собой и действующих по единым механизмам. Признаки права Понятие и признаки права неразрывно связаны между собой. Из различных определений и четкого осознания, собственных прав и принципов поведения можно вывести принципы, одинаковые для разных правовых систем. Данные признаки присутствуют во всех типах государственного устройства. В целом совокупность всех признаков права можно свести к четырем категориям: нормативность, определенность, гарантированность государством и системность. Нормативность. Каждый человек в обществе наделен перечнем прав. Этот перечень свобод не случаен и зависит от норм, принятых в данном обществе. Знание правил, по которым живет социум, облегчает существование в нем всем его членам. Свод таких правил образует норму права. Сама нормативность не останавливается на перечислении отдельных свобод и прав. Это понятие значительно шире. В правовой сфере нормативность должна гарантировать обязательное выполнение всех правовых нормативов для каждого человека. Обладатель права не просто свободен в своих действиях в рамках закона – его свобода и его права гарантируются государством. Нормативность заключается и в том, что права закреплены в законе и принимаются как обязательные, официальные правила поведения в обществе. Формальная определенность Формальная определенность вытекает из нормативности. Для того чтобы та или иная форма поведения человека была допустимой, с ней должно согласиться общество или хотя бы его часть. Так получается религиозное право, корпоративное право и прочие. Данное понятие подразумевает под собой создание правил поведения, с которыми согласно все общество того или иного государства. Это согласие выражено в ряде документов, законов и правовых актов, согласно которым происходит оценка действий каждого человека. Способ участия государства в такой оценке зависит от формы права. Наиболее распространенными формами являются правовой прецедент, нормативный акт, санкционированный обычай. Обеспеченность государственными институтами Согласно этому признаку, любое государство имеет монополию на осуществление принуждения членов общества к соблюдению порядка. Исторически этот признак возник во времена первых государственных образований. Для того чтобы осуществлять функции надзора за соблюдением права, у власти есть инструменты, заставляющие каждого человека действовать в определенных рамках. Индивидуум, попирающий свободы других членов общества, ограничивается в своих правах. Ценность государства и состоит в том, чтобы установить границу между порядком и произволом. Поэтому задачей каждого государства становится необходимость поддержания свобод граждан, границ, в которых осуществляются права и свободы, а также ограничений, которые повлечет за собой нарушение этих границ. Системность. В настоящее время понятие и признаки права представляют собой сложное системное образование. Новые подходы к пониманию этого термина делят его на следующие виды - позитивное, субъективное и естественное. Отчасти эти оценки перекликаются с понятиями, описанными выше. Переплетение частного и публичного права, совокупность норм и правовых институтов, законодательство рисуют довольно сложную картину, затрагивающую все сферы деятельности человека. . Кроме того, понятие и признаки права могут трансформироваться и в зависимости от тех норм, которыми оно наполнено. Согласно этому признаку, любое государство имеет монополию на осуществление принуждения членов общества к соблюдению порядка. Исторически этот признак возник во времена первых государственных образований. Для того чтобы осуществлять функции надзора за соблюдением права, у власти есть инструменты, заставляющие каждого человека действовать в определенных рамках. - сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности. Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин. Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства. 1.2. Понятие и сущность социальной политики региона Региональная политика как современный механизм государственного управления в рыночных отношениях, отличается сложным внутренним строением. Его нельзя ограничивать лишь экономическим или социальным направлением. Она направлена на регулирование всех процессов жизнедеятельности людей. Региональная политика имеет интегральную структуру, обусловленную функциональными сферами социума – территориальных общностей людей. Многообразие этих сфер находит отражение в разнообразии направлений региональной политики. Наиболее актуальными и востребованными являются следующие виды региональной политики: социальная, демографическая, национально-этническая, экономическая, экологическая, инновационная, бюджетно-финансовая, инвестиционная. В функциональной структуре региональной политики лидирующее положение занимает социальная политика, нацеленная на повышение благосостояния и благополучия людей. Гуманная ориентация регионального развития способствует раскрепощению человека, раскрытию его творческих способностей, совершенствованию общественных отношений. Социальные приоритеты, провозглашаемые правительством и закреплённые нормативно-правовыми актами, требуют активной реализации их в повседневную жизнь. Этому в значительной мере должна способствовать региональная социальная политика. Актуальность социальной политики, проводимой на всех территориальных уровнях, обусловлена социальной напряжённостью в общественных отношениях, ростом негативных социальных явлений, снижением социальной защищённости и гражданской безопасности. Во многих регионах (особенно на фоне глобального кризиса 2012 года) стали обостряться противоречия между: - обещаемым процветанием и полученным обнищанием значительной части населения; На заре зарождения общества понятие и признаки права возникают на основе обрядов и обычаев общинного строя, регулировавших имущественные, производственные и личные отношения людей друг с другом. Позднее, когда возникли первые государства и города, различные школы начали свое толкование правовых начал. К настоящему времени возникновения отношений в обществе сводится к трем теориям. Как возникло право. Теория естественного права толкует возникновение правовых отношений как продолжение естественной природы человека, его гуманных ценностей и стремления к справедливости. Историческая школа трактует это понятие со стороны исторического развития гражданского общества. Так, обряды, мифы и обычаи трансформировались в узаконенные правовые отношения. Психологическая теория говорит о субъективности отношений, выводя само понятие права и его признаки через призму психологических особенностей каждого человека. Право как общественное явление Основное понятие права обосновано на регламентировании правил поведения в обществе. Поэтому этот императив можно назвать социальной дисциплиной, регулирующей поведение отдельных людей в обществе с целью сохранения этого общества. Именно правовые нормы регулируют распределение духовных и материальных благ, выстраивают фундамент для частной собственности и товарно-денежных отношений. Право и государство. Каждое общество обязано быть регулятором отношений между людьми, на него ложится также обязанность защищать и охранять такие отношения. Такая регуляция осуществляется при помощи различных социальных норм. Современная юридическая литература рассматривает это понятие и как общественно-политическое явление, и как один из рычагов управления государством. Первое объяснение права характеризуется определенной свободой и обоснованным поведением людей в обществе. С этой точки зрения понятие и признаки права могут быть разложены на такие пункты, как: - права человека; - права различных обществ, социальных слоев, групп и объединений; - права нации, общества, народа; - права человечества. Второе понятие – юридическое, оно связано с системой всех законных предписаний, которые утверждены и защищены государством. Юридически право может быть разделено. Это деление основано на восприятии человеком тех или иных норм. Понятие объективного юридического права может быть представлено системой правовых предписаний, защищенных государственными инструментами. Эти предписания имеют общеобязательный характер и не зависят от индивидуальной сознательности каждого члена общества. Субъективное юридическое право представляет собой совокупность всех возможностей человека, меры его свободы и независимости в данной социальной среде. Право и государство. Каждое общество обязано быть регулятором отношений между людьми, на него ложится также обязанность защищать и охранять такие отношения. Такая регуляция осуществляется при помощи различных социальных норм. Современная юридическая литература рассматривает это понятие и как общественно-политическое явление, и как один из рычагов управления государством. Таким образом, понятие права включает в себя: - правила поведения людей и отдельного человека; - правила, регулирующие отношения между людьми; - общепринятую систему норм, защищенную государством; - закрепление модели поведения в нормативных документах, правовых актах, различных законах и прочее. Правовая система. Каждый пункт существования в государстве и человека, и общества является элементом правовой системы того или иного государства. Эти нормы основаны на обычаях и естественном стремлении каждого человека к справедливости. Понятие и признаки нормы права в различных странах трактуются по-разному. Чтобы правильно выбрать ту или иную правовую норму, в каждом отдельном случае принимается во внимание ее место в системе государства. Вместе с тем право имеет общеобязательный характер, оно обязательно и не подлежит обжалованию, оценке со стороны людей или сообществ, к которым это право применяется. Выполнение норм возлагается на государство. Именно оно посредством правовой системы является гарантом прав сообществ людей и отдельных личностей. Здесь правовая система выступает как общность нормативных и правовых документов, связанных между собой и действующих по единым механизмам. Признаки права Понятие и признаки права неразрывно связаны между собой. Из различных определений и четкого осознания, собственных прав и принципов поведения можно вывести принципы, одинаковые для разных правовых систем. Данные признаки присутствуют во всех типах государственного устройства. В целом совокупность всех признаков права можно свести к четырем категориям: нормативность, определенность, гарантированность государством и системность. Нормативность. Каждый человек в обществе наделен перечнем прав. Этот перечень свобод не случаен и зависит от норм, принятых в данном обществе. Знание правил, по которым живет социум, облегчает существование в нем всем его членам. Свод таких правил образует норму права. Сама нормативность не останавливается на перечислении отдельных свобод и прав. Это понятие значительно шире. В правовой сфере нормативность должна гарантировать обязательное выполнение всех правовых нормативов для каждого человека. Обладатель права не просто свободен в своих действиях в рамках закона – его свобода и его права гарантируются государством. Нормативность заключается и в том, что права закреплены в законе и принимаются как обязательные, официальные правила поведения в обществе. Формальная определенность Формальная определенность вытекает из нормативности. Для того чтобы та или иная форма поведения человека была допустимой, с ней должно согласиться общество или хотя бы его часть. Так получается религиозное право, корпоративное право и прочие. Данное понятие подразумевает под собой создание правил поведения, с которыми согласно все общество того или иного государства. Это согласие выражено в ряде документов, законов и правовых актов, согласно которым происходит оценка действий каждого человека. Способ участия государства в такой оценке зависит от формы права. Наиболее распространенными формами являются правовой прецедент, нормативный акт, санкционированный обычай. Обеспеченность государственными институтами Согласно этому признаку, любое государство имеет монополию на осуществление принуждения членов общества к соблюдению порядка. Исторически этот признак возник во времена первых государственных образований. Для того чтобы осуществлять функции надзора за соблюдением права, у власти есть инструменты, заставляющие каждого человека действовать в определенных рамках. Индивидуум, попирающий свободы других членов общества, ограничивается в своих правах. Ценность государства и состоит в том, чтобы установить границу между порядком и произволом. Поэтому задачей каждого государства становится необходимость поддержания свобод граждан, границ, в которых осуществляются права и свободы, а также ограничений, которые повлечет за собой нарушение этих границ. Системность. В настоящее время понятие и признаки права представляют собой сложное системное образование. Новые подходы к пониманию этого термина делят его на следующие виды - позитивное, субъективное и естественное. Отчасти эти оценки перекликаются с понятиями, описанными выше. Переплетение частного и публичного права, совокупность норм и правовых институтов, законодательство рисуют довольно сложную картину, затрагивающую все сферы деятельности человека. . Кроме того, понятие и признаки права могут трансформироваться и в зависимости от тех норм, которыми оно наполнено. Согласно этому признаку, любое государство имеет монополию на осуществление принуждения членов общества к соблюдению порядка. Исторически этот признак возник во времена первых государственных образований. Для того чтобы осуществлять функции надзора за соблюдением права, у власти есть инструменты, заставляющие каждого человека действовать в определенных рамках. - проводимыми реформами и интересами людей; - производительными силами и общественными отношениями; - богатыми и бедными слоями населения; - жизненными потребностями и финансовыми возможностями их удовлетворения и др. Обострение противоречий стимулирует создание проблемной ситуации и повышение социально-политической нестабильности. Достаточно вспомнить волнение населения в ходе непродуманной реформы монетизации вместо пенсионных льгот. Провозглашаемые в качестве приоритетных социальные цели всё более дистанцируются от деградирующей социальной сферы. Тревожное положение сложилось в области здравоохранения, образования, культуры, науки. Почти во всех регионах остаётся низким уровень жизни людей, не снижается число безработных, разрушается социально-культурная инфраструктура, расширяется наркомания, алкоголизм, растёт преступность и т.д. Наметилась асимметрия между богатыми и бедными людьми в каждом регионе с одновременным проявлением богатых и бедных территорий. Важным индикатором дифференциации социально-экономического развития регионов являются различия в уровне жизни населения. Одной из острых социальных проблем является проблема безработицы, т.е. часть населения не может найти работу. Положение безработного не только морально и материально угнетает человека, но и провоцирует появление негативных социальных явлений (преступность, алкоголизм, проституция, наркомания и др.). Особую тревогу вызывают регионы с чрезвычайно высоким уровнем безработицы. Обострение социальной ситуации в регионах России во многом связано с резким снижением социальной защищённости населения, недостаточным обоснованием и объяснением проводимых реформ (монетизации, жилищно-коммунального хозяйства, средней и высшей школы, здравоохранения, армии и др.). Нормализовать социальную ситуацию можно только с помощью научно обоснованной социальной политики, проводимой согласованно на всех территориальных уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. На заре зарождения общества понятие и признаки права возникают на основе обрядов и обычаев общинного строя, регулировавших имущественные, производственные и личные отношения людей друг с другом. Позднее, когда возникли первые государства и города, различные школы начали свое толкование правовых начал. К настоящему времени возникновения отношений в обществе сводится к трем теориям. Как возникло право. Теория естественного права толкует возникновение правовых отношений как продолжение естественной природы человека, его гуманных ценностей и стремления к справедливости. Историческая школа трактует это понятие со стороны исторического развития гражданского общества. Так, обряды, мифы и обычаи трансформировались в узаконенные правовые отношения. Психологическая теория говорит о субъективности отношений, выводя само понятие права и его признаки через призму психологических особенностей каждого человека. Право как общественное явление Основное понятие права обосновано на регламентировании правил поведения в обществе. Поэтому этот императив можно назвать социальной дисциплиной, регулирующей поведение отдельных людей в обществе с целью сохранения этого общества. Именно правовые нормы регулируют распределение духовных и материальных благ, выстраивают фундамент для частной собственности и товарно-денежных отношений. Право и государство. Каждое общество обязано быть регулятором отношений между людьми, на него ложится также обязанность защищать и охранять такие отношения. Такая регуляция осуществляется при помощи различных социальных норм. Современная юридическая литература рассматривает это понятие и как общественно-политическое явление, и как один из рычагов управления государством. Первое объяснение права характеризуется определенной свободой и обоснованным поведением людей в обществе. С этой точки зрения понятие и признаки права могут быть разложены на такие пункты, как: - права человека; - права различных обществ, социальных слоев, групп и объединений; - права нации, общества, народа; - права человечества. Второе понятие – юридическое, оно связано с системой всех законных предписаний, которые утверждены и защищены государством. Юридически право может быть разделено. Это деление основано на восприятии человеком тех или иных норм. Понятие объективного юридического права может быть представлено системой правовых предписаний, защищенных государственными инструментами. Эти предписания имеют общеобязательный характер и не зависят от индивидуальной сознательности каждого члена общества. Субъективное юридическое право представляет собой совокупность всех возможностей человека, меры его свободы и независимости в данной социальной среде. Право и государство. Каждое общество обязано быть регулятором отношений между людьми, на него ложится также обязанность защищать и охранять такие отношения. Такая регуляция осуществляется при помощи различных социальных норм. Современная юридическая литература рассматривает это понятие и как общественно-политическое явление, и как один из рычагов управления государством. Таким образом, понятие права включает в себя: - правила поведения людей и отдельного человека; - правила, регулирующие отношения между людьми; - общепринятую систему норм, защищенную государством; - закрепление модели поведения в нормативных документах, правовых актах, различных законах и прочее. Правовая система. Каждый пункт существования в государстве и человека, и общества является элементом правовой системы того или иного государства. Эти нормы основаны на обычаях и естественном стремлении каждого человека к справедливости. Понятие и признаки нормы права в различных странах трактуются по-разному. Чтобы правильно выбрать ту или иную правовую норму, в каждом отдельном случае принимается во внимание ее место в системе государства. Вместе с тем право имеет общеобязательный характер, оно обязательно и не подлежит обжалованию, оценке со стороны людей или сообществ, к которым это право применяется. Выполнение норм возлагается на государство. Именно оно посредством правовой системы является гарантом прав сообществ людей и отдельных личностей. Здесь правовая система выступает как общность нормативных и правовых документов, связанных между собой и действующих по единым механизмам. Признаки права Понятие и признаки права неразрывно связаны между собой. Из различных определений и четкого осознания, собственных прав и принципов поведения можно вывести принципы, одинаковые для разных правовых систем. Данные признаки присутствуют во всех типах государственного устройства. В целом совокупность всех признаков права можно свести к четырем категориям: нормативность, определенность, гарантированность государством и системность. Нормативность. Каждый человек в обществе наделен перечнем прав. Этот перечень свобод не случаен и зависит от норм, принятых в данном обществе. Знание правил, по которым живет социум, облегчает существование в нем всем его членам. Свод таких правил образует норму права. Сама нормативность не останавливается на перечислении отдельных свобод и прав. Это понятие значительно шире. В правовой сфере нормативность должна гарантировать обязательное выполнение всех правовых нормативов для каждого человека. Обладатель права не просто свободен в своих действиях в рамках закона – его свобода и его права гарантируются государством. Нормативность заключается и в том, что права закреплены в законе и принимаются как обязательные, официальные правила поведения в обществе. Формальная определенность Формальная определенность вытекает из нормативности. Для того чтобы та или иная форма поведения человека была допустимой, с ней должно согласиться общество или хотя бы его часть. Так получается религиозное право, корпоративное право и прочие. Данное понятие подразумевает под собой создание правил поведения, с которыми согласно все общество того или иного государства. Это согласие выражено в ряде документов, законов и правовых актов, согласно которым происходит оценка действий каждого человека. Способ участия государства в такой оценке зависит от формы права. Наиболее распространенными формами являются правовой прецедент, нормативный акт, санкционированный обычай. Обеспеченность государственными институтами Согласно этому признаку, любое государство имеет монополию на осуществление принуждения членов общества к соблюдению порядка. Исторически этот признак возник во времена первых государственных образований. Для того чтобы осуществлять функции надзора за соблюдением права, у власти есть инструменты, заставляющие каждого человека действовать в определенных рамках. Индивидуум, попирающий свободы других членов общества, ограничивается в своих правах. Ценность государства и состоит в том, чтобы установить границу между порядком и произволом. Поэтому задачей каждого государства становится необходимость поддержания свобод граждан, границ, в которых осуществляются права и свободы, а также ограничений, которые повлечет за собой нарушение этих границ. Системность. В настоящее время понятие и признаки права представляют собой сложное системное образование. Новые подходы к пониманию этого термина делят его на следующие виды - позитивное, субъективное и естественное. Отчасти эти оценки перекликаются с понятиями, описанными выше. Переплетение частного и публичного права, совокупность норм и правовых институтов, законодательство рисуют довольно сложную картину, затрагивающую все сферы деятельности человека. . Кроме того, понятие и признаки права могут трансформироваться и в зависимости от тех норм, которыми оно ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: