VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Современное геостратегическое положение Центральной Азии

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000134
Тема: Современное геостратегическое положение Центральной Азии
Содержание
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
Введение…………………………………………………………………………………………..3
Глава 1.ЦА в контексте меняющегося миропорядка и новых вызовов и угроз в регионе
1.1.Геополитические интересы ведущих мировых стран в ЦА……………………………...13
1.2.Основные угрозы и проблемы обеспечения безопасности в ЦА………………………...24
1.3.Современные внутренние проблемы и тенденции в ЦА на фоне вывода войск из Афганистана……………………………………………………………………………………..33
Глава 2.Деятельность международных организаций по поддержанию безопасности в ЦА
2.1. Анализ деятельности ОДКБ в ЦА…………………………………………………………44
2.2.Анализ деятельности ШОС как региональной организации по обеспечению безопасности в ЦА………………………………………………………………………………53
2.3.Укрепление сотрудничества в рамках ОБСЕ……………………………………………...61
Глава 3. Геополитические интересы ключевых глобальных и региональных игроков в ЦА
3.1.Основные региональные акторы в современном ЦА: их роль и мотивы………………..66
3.2.Политика России в свете обеспечения безопасности в ЦА………………………………78
3.3.Влияние политики КНР на состояние региональной безопасности……………………..88
3.4.Пути и механизмы решения проблем региона ЦА…………………………………..........92
Заключение…………………………………………………………………………………….100
Список используемой литературы…………………………………………………………106 
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
Введение
      Актуальность темы исследования. Современное геостратегическое положение Центральной Азии (ЦА) коренным образом отличается от геополитической ситуации в ХХ веке. После распада СССР изменилось соотношение сил на глобальном и региональном уровнях, что привело к увеличению числа различных мировых угроз и конфликтов. При этом наибольшая напряженность возникла вдоль так называемой «дуги нестабильности» от Северной Африки до Китая. Большая часть этой «дуги» проходит по линии соприкосновения мусульманского мира и постсоветского пространства, то есть вдоль ЦА1.Она проявляется здесь, в первую очередь, во внутренней нестабильности в государствах региона.
      В настоящий момент в странах Центральной Азии продолжается процесс формирования государственности, непосредственным образом сопряженный с проблемой стабильности всего региона.Однако вместе с упрочением государственности у новых акторов ЦА в начале ХХI века обнажились прежние, скрытые противоречия и на передний план в межгосударственных отношениях выступили застарелые этнополитические проблемы. Такие трансграничные явления, как международный терроризм, религиозный экстремизм, сепаратизм, межэтнические и внутриэтнические конфликты, подпольный наркобизнес, незаконное перемещение оружия, деградация окружающей среды одинаково угрожают безопасности и стабильности всех государств региона2.
      В силу транснационального характера угроз и низкого уровня самостоятельности каждого из государств региона ни одна страна не может одними лишь собственными силами решить весь комплекс существующих проблем. Однако, несмотря на насущную потребность во взаимодействии во имя мира и стабильности региона, вцентральноазиатских государствах еще не сложилось четкого представления о том, какая система безопасности наиболее эффективна. Естественно, это серьезно беспокоит, наряду с центральноазиатскими государствами и многие ведущие государства мира, в том числе Россию, Китай, США и страны ЕС, которые прилагают свои усилия по приостановлению дальнейшей эскалации напряженности и дестабилизации в регионе. 
      На сегодняшний день в ЦАР существует многоуровневая система: региональная стабильность поддерживается как за счет двусторонних военно-политических соглашений между государствами ЦА и внешними мировыми игроками, так и деятельности целого ряда международных организаций. Важнейшими военно-политическими блоками и институтами обеспечения безопасности в ЦА являются: Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайская организация сотрудничества(ШОС), а также различные коллективные органы безопасности и двусторонние военно-политические союзы с участием России, США, ЕС, Китая, Ирана и Индии. 
      На рубеже третьего тысячелетия борьба за ЦА приобрела глобальный характер3. Центральная Азия является одним из регионов повышенного международного напряжения. Именно здесь находится точка соприкосновения восточной и южной частей евразийского материка, с которыми связаны как основные мировые проблемы (терроризм, экстремизм, сепаратизм, наркотрафик, исламизм, водно-энергетические проблемы и др.), так и наиболее заманчивые возможности (бурное экономическое развитие) XXI столетия. 
      Усилившаяся в регионе международная конкуренция провоцирует здесь нестабильность. В этойчасти мира стала заметна повышенная концентрация разнонаправленных устремлений внешних игроков - прежде всего США и ЕС. Соприкасаясь с традиционным интересами России и Китая, эти устремления формируют конкурентную региональнуюсреду, в которой элементы сотрудничества и взаимной поддержки сополагаются с соперничеством, недопониманием и взаимными опасениями4.
      Особую остроту международным процессам в ЦА в настоящее время придает трансформационное состояние государств региона, что обусловливает их слабость и усиливает зависимость от внешнего влияния. Эта зависимость объясняется тем, что  ЦА окружена ядерными державами (Россия, Индия, Китай, Пакистан), а также Турцией, входящей в блок НАТО; в этом регионе с начала ХХI в. происходит столкновение интересов двух геополитических сил - морской и континентальной силы. Кроме того, здесь пересечение жизненно важных интересов и сфер притяжения России, США и Китая. Наконец, ЦА— огромный энергетический резервуар. Необходимо признать очевидный факт - регион имеет стратегическое расположение в центре евразийского пространства. Отсюда следует, что развитие ситуации в каждом из центральноазиатских государств во многом может влиять на безопасность и стабильность континента, включая его европейскую часть, и, по большому счету, определять перспективу общего баланса сил.
      Анализ действий ведущих акторов - России, Китая, США, Евросоюза, Ирана, Турции, Пакистана в Центральной Азии на современном этапе свидетельствует о наличии у каждого из них собственного видения путей и методов реализации своих национальных приоритетов, что связано с интересом к нефтегазовым ресурсам, геостратегическому положению региона, к контролю над коммуникациями и т.д. В странах ЦА пересекаются интересы США и ЕС, России и Китая, Индии и Пакистана, Турции, Ирана, Азербайджана. Активизировалась внешняя политика аравийских монархий в регионе, для которых новые государства ЦА являются не только новыми рынками, но и транзитной территорией.
      Анализ геополитической обстановки в ЦА показывает, что определяющими тенденциями развития региона является общий рост конфликтного потенциала, обусловленный следующими факторами:
    * ухудшением военно-политической обстановки в Афганистане, связанным с активизацией религиозно-экстремистских сил на фоне вывода американских войск;
    * постепенным усилением исламского экстремизма на фоне неблагоприятных тенденций в социально-экономической сфере;
    * негативным влиянием мирового финансового кризиса на экономическую жизнь государств региона;
    * обострением межгосударственных противоречий, в том числе в сфере пограничной политики, в области распределения водно-энергетических ресурсов;
    * наличием сохраняющихся внутренних противоречий и слабостью правящих элит в ряде стран региона;
    * геополитической активизацией основных мировых держав, которая выражается в борьбе за контроль над источниками энергоресурсов и маршрутами их транспортировки, в стремлении к размещению на территории ЦА своих военных баз, культивировании конъюнктурной внешней политики государств региона.
    * расширением возможностей глобализированных ТНК и контролируемых Западом международных структур безопасности – таких как НАТО – влиять в выгодном для Запада направлении на местные, слабоструктурированные политические системы. Речь идет о манипулировании политическими процессами в этих странах с помощью «цветных революций» и других новейших политических технологий, о прямом вмешательстве во внутренние дела государств ЦА5.	
     Наряду с изменившимися реальными влияниями в современном мире, иным балансом сил в нем, формируются и новые компоненты и факторы системы глобальной безопасности. Ей угрожают ныне в основном негосударственные субъекты – этнический сепаратизм, религиозный экстремизм и прикрывающийся, как правило, религиозной теорией транснациональный терроризм. Глобального масштаба достигла и такая угроза, как наркобизнес, а также неконтролируемое распространение оружия массового уничтожения. Значительное место стали занимать угрозы деградации природной среды – в том числе загрязнение воздуха, глобальное потепление, уменьшение лесных массивов и т.п. Серьезное значение приобрела и угроза войн из-за воды. Многие из этих угроз и вызовов весьма актуальны и для Центральной Азии. 
      Однако странам региона ЦА, к сожалению, пока не удается найти адекватные ответы как на многие застарелые, так и на новые вызовы, имеющие, преимущественно, внутренний, эндогенный характер, к числу которых относятся:
• внутриполитическая и социально-экономическая нестабильность, имеющая такие составляющие как: межэтническая и межклановая напряженность; противостояние региональных элит и кланов внутри государств;растущие социальные диспропорции и углубляющийся разрыв в доходах населения; обнищание населения; высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи; коррупция; низкая эффективность государственных структур;
• радикальный исламизм, готовый «поднять голову» в случае любой политической дестабилизации и активно использующий социальные проблемы для дискредитации светских правящих режимов; 
• рост влияния наркомафии и религиозного экстремизма, частично финансируемого за счет преступных доходов от наркоторговли;
• проблема преемственности верховной политической власти, вызванная отсутствием четко установленных и устоявшихся правил такой преемственности в центральноазиатских государствах.
      Кроме того, сохраняются и конфликтогенные межгосударственные противоречия. Это, во-первых, «энергоразмежевание», вызванное соперничеством и борьбой за водные и энергетические ресурсы. В частности, напряженность создалась в связи с планами строительства Рогунской ГЭС в Таджикистане и Камбаратинской ГЭС в Кыргызстане на трансграничных водных артериях Амударьи и Сырдарьи. Эти планы вызывают особую озабоченность Узбекистана, где опасаются уменьшения потока воды в реках в результате возведения ГЭС.
      Во-вторых - это неурегулированные пограничные споры, которые становятся в Центральной Азии серьезным вызовом безопасности. Споры эти затрагивают большинство республик региона, но особенно Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан, где этническая чересполосица и отсутствие общепризнанных границ усугубляется дефицитом земельных и, что еще более важно в условиях засушливого климата - водных ресурсов, придавая периодически возникающим конфликтам отчетливо выраженную социально-экономическую окраску. Обострившиеся в последние годы отношения между этими тремя центральноазиатскими республиками не исключают возникновения новых этнотерриториальных конфликтов, социальную почву для которых создает продолжающийся прирост населения и сложное социально-экономическое положение.
      В-третьих, межгосударственные конфликты провоцируют незавершенные в центральноазиатских государствах сложные процессы «нациестроительства» и формирования государственных идеологий, компонентом которых часто становятся территориальные претензии к соседям или же притязания того или иного государства на региональное лидерство (что более всего свойственно Узбекистану).
      Наряду с быстро накапливающейся критической массой внутренних проблем серьезный вызов безопасности в Центральной Азии создают внешние вызовы и угрозы - в их числе уже упоминались трансграничная преступность, терроризм, рост наркотрафика.Но наиболее серьезным внешним вызовом для ЦА на ближайшую перспективу остается афганский факторс такими возможными перспективами, как возврат талибов к власти в Афганистане и превращение его в центр радикального исламизма.
      Афганский вектор объективно остается ключевым в ряду угроз безопасности для Центральной Азии, и усугубляетсяэто активизацией радикального движения «Исламское государство» (ИГИЛ) после завершения более чем 13-летнего присутствия возглавляемой НАТО миссии Международных сил содействия безопасности в Афганистане.  По словам спецпредставителя президента Российской Федерации по Афганистану, директора Второго департамента Азии МИД РФ Замира Кабулова,«в Афганистане появился новый фактор, который имеет все шансы перерасти в большую угрозу — так называемое «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ)»6. З. Кабулов, в частности, выразил опасение, что «талибы и другие исламисты, вдохновленные тем, что все-таки иностранные войска практически уходят, тем, что они добились части своих задач, готовятся к решающему бою». По мнению российского дипломата, в 2015 году после вывода американских войск из Афганистана велика вероятность всплеска активности радикальных исламистов в странах Центральной Азии:«По всем признакам идет накопление сил и средств, в первую очередь, со стороны Движения талибов, которое, начиная с весны следующего года, может предпринять мощное наступление»7.
      Но проблема заключается не в намерении талибов распространить зону своего влияния на соседние центральноазиатские республики: их население этнически чуждо талибам, являющимся в массе своей пуштунскими националистами, и талибы не могут рассчитывать в ЦА на понимание и поддержку. Основную опасность для центральноазиатских светских режимов и особенно для Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана – государств, представленных в неспокойной Ферганской долине, где традиционно находили прибежище религиозно-политические движения – представляют немногочисленные и не чуждые экстремистским установкам оппозиционные группировки («Исламское движение Узбекистана» ИДУ, Хизб-ут-Тахрир и др.), укрывшиеся на территории Афганистана.Недавно представители ИГИЛ заявили, что их организация ставит одной из своих задач дестабилизировать обстановку в мусульманских странах Центральной Азии - в Ферганской долине, на юге Киргизии и Узбекистана, ноглавнаяцельэтогодвиженияболее масштабная - создание мирового халифата на огромном пространстве, куда входили бы и Центральная Азия, и татаро-башкирские регионы.
      Политолог Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета России считает, что «страны Центральной Азии ни в коем случае не смогут противостоять этим исламистам без опоры на РФ и других партнеров. И они уже обратились за помощью к России на прошедшей в начале 2015г. Минской встрече глав государств СНГ». 
      Для центральноазиатских государств, являющихся стратегическими партнерами России по ОДКБ, ШОС, формирующемуся Евразийскому союзу, далеко небезразлично, превратится ли Центральная Азия после вывода из Афганистана сил международной коалиции в регион бурь и потрясений или же здесь удастся и дальше поддерживать приемлемый уровень стабильности8.
      Именно интеграция усилий в рамках ОДКБ, ШОС, СНГ, ОБСЕ может способствовать нивелированию угроз, укреплению безопасности, предотвращению и преодолению кризисных ситуаций в ЦА.В решении существующих проблем центральноазиатские страны надеются на всестороннее содействие как со стороны этих организаций (и в будущем Евразийского Союза), так иихгосударств-членов.
      Актуальность исследуемой темы продиктована многоаспектностью и остротой вышеназванных проблем безопасности в ЦА.И если одни вызовы и очаги конфликтных ситуаций, представляющие реальные угрозы безопасности для ЦА на современном этапе, вызваны историческими и политическими условиями возникновения независимых государств ЦА и связанными с ними проблемами социально-экономического и этнотерриториального характера, то другая часть появилась относительно недавно в связи с активизацией глобальных сил суннитского джихадизма – это, в первую очередь, ренессанс ислама, его политизация и радикализация, создавшая в регионе весьма напряженную ситуацию.
      Число международных игроков, которые участвуют или пристально наблюдают за динамикой ситуации в Центральной Азии и соседнем Афганистане, на фоне вывода с его территории международного контингента западных сил и резкой активизации радикалов-исламистов «Исламского государства» и других террористических организаций, значительно превышает число стран этого региона. Множественность акторов, отсутствие выраженных ценностных предпочтений, переплетение различных и очень сильных влиятельных интересов – все это качественно усложняет сегодняшнюю ситуацию по сравнению с временами так называемой «Большой игры», когда за доминирование в Центральной Азии боролись две империи – Российская и Британская.
      Таким образом, развитие таких тенденций, как смещение стратегических приоритетов РФ в восточном направлении, активная политика КНР по обеспечению национальной безопасности в западном направлении, комплекс угроз, исходящих из Афганистана, военное присутствие внешних сил порождает комплекс вызовов, чреватый общим обострением многопланового соперничества в центрально-азиатском регионе и, как следствие, резким ухудшением его безопасности. В этой связи вопрос обеспечения безопасности в центрально-азиатском регионе приобретает наибольшую актуальность,иявляется общей задачей для Китая, России и США, которые рассматриваются в качестве ведущих региональных и нерегиональных игроков.
      Данная работа базируется на специальных исследованиях тех или иных аспектов отношений центральноазиатских республик и их партнеров. Это различные монографии исследователей государств и их места в глобализирующемся мире, такие как «Основные тенденции внешней политики Республики Таджикистан на рубеже столетий»9 за авторством старшего советника президента Таджикистана по внешней политике Зафара Сайидзода, «Глобализация, Транснационализация, Интеграция»10 Хусаинова Б.Д.,  «Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации»11 Токаева К., «Центральная Азия. Внутренние и внешние угрозы. 1991 – 2011»12 Евсеева В.В. и др. Все эти работы довольно подробно исследуют конкретные проблемы двусторонних отношений стран как внутри, так и вне региона.
      Также в работе использованы материалы и научные статьи специализированных изданий таких как журналы «Центр Азии», «Центральная Азия и Кавказ», «Регионология», «Open Central Asia», «Central Asia» of Area Study Centre» и др. Эти научные издания публикуют статьи наиболее компетентных исследователей  безопасности региона. 
      Важное значение для написания диссертации имели труды общетеоретического характера, позволяющие получить представление как о современной политической структуре мира, так и об особенностях ситуации в регионе. Среди них следует отметить работы А.Д. Богатурова, А.Д. Воскресенского, М.М. Лебедевой, А.Ю. Мельвиля, Н.А. Косолапова, И. Валлерстайна, М.А. Хрусталева, З. Бжезинского, К.С. Гаджиева, П.А. Цыганкова13.
      Существенный вклад в изучение внутриполитических процессов, происходящих в странах Центральной Азии, становления и развития внешней политики республик после обретения ими государственной независимости, а также проблем и угроз национальной безопасности стран внесли исследования И.Д. Звягельской, С.И. Чернявского, В.Г. Коргуна, М.М. Наринского, А.В. Мальгина, С.Г. Лузянина, К.П. Боришполец, Г.А. Рудова, А.С. Дундича, Ш. Акинер, Б. Румера, М.Б. Олкотт, А.А. Князева14. 
      В качестве руководства при написании диссертационной  работы  использовались учебники и учебные пособия профессоров Дипломатической Академии МИД России Е.П.Бажанова15, В.Б. Мантусова16, В.М. Татаринцева17, А.П. Барышева18, М. А. Неймарк19. В диссертационной работе цитируются высказывания высших руководителей Центрально-азиатских стран, Российской Федерации, КНР, а также ряда российских и западных экспертов. 
      Таким образом, отмеченная актуальность и недостаточная комплексная проработанность рассматриваемой проблемы в свете новых реалий обусловили выбор темы магистерской работы, определили объект и предмет настоящего исследования, позволили сформулировать его цель и задачи.
      Научная новизна исследования заключается в том, что в работе рассматриваются основные направления обеспечения безопасности, сотрудничества и взаимодействия государств ЦА, выявляются основные тенденции и закономерности данного процесса. С учетом национальных интересов стран региона, сформулированы перспективные направления и вероятные механизмы, которые позволят оптимизировать межгосударственное сотрудничество в области безопасности региона. 
      Объектом исследования является постсоветское пространство, в которомисследуются вызовы и угрозы безопасности в ЦА, а так же страны, напрямую влияющие и участвующие в процессе обеспечения безопасности стран ЦА.Предметом исследования являются вызовы и угрозы национальной безопасности государств ЦА, а также анализ стратегий региональных и нерегиональных держав в обеспечении безопасности в регионе. 
      Цель работы заключается в глубоком понимании и осмыслении основных проблем и угроз безопасности в ЦА, и особенностей ее обеспечения. Исходя из поставленной цели, основными задачами являются:
* оценка геополитических интересов ведущих мировых держав в ЦА;
* анализ основных угроз и проблем обеспечения безопасности в ЦА;
* анализ внутренних проблем и тенденций вЦА на фоне вывода войск из Афганистана;
* выявление места и роли деятельность международных организаций по поддержанию безопасности в ЦА;
* изучение геополитических интересов ключевых глобальных и региональных игроков;
* определение приоритетов в решении проблем региона ЦА.
      Теоретическая и методологическая база. Теоретико-методологической основой исследования явились методы: системного анализа, сравнительно-сопоставимый и хронологический. Применение этих методов позволило проанализировать вызовы и угрозы безопасности в ЦА,  рассмотреть взаимоотношения между странами в решении проблем безопасности  на современном этапе развития региона, а также дать оценку перспективам развития сотрудничества в области безопасности в регионе.
      Теоретическая и практическая значимость работы заключается в выработке предложений, которые могут способствовать оптимизации межгосударственного взаимодействия стран ЦА в области безопасности. В работе проведен анализ состояния современных угроз безопасности региона, а также дана оценка основных направлений и моделей углубления сотрудничества стран ЦА. Особое внимание в работе отводится позиции России, КНР в сотрудничестве с государствами ЦА в ключевых сферах безопасности. Диссертация может также найти практическое применение в преподавании курсов в области международных отношений, особенно в специализированных учебных заведениях, готовящих специалистов-международников. 
      Структура работы подчинена общей логике проблемного исследования избранного вопроса и направлена на последовательное решение поставленных задач посредством анализа общего состояния проблем в сочетании с рассмотрением конкретных проявлений предмета исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы, где раскрываются вопросы:ЦА в контексте меняющегося миропорядка и новых вызовов и угроз в регионе; деятельность международных организаций по поддержанию безопасности в ЦА; геополитические интересы ключевых глобальных и региональных игроков в ЦА.
      
      
      
      
      
      
      
      
      



Глава 1.ЦА в контексте меняющегося миропорядка и новых вызовов и угроз в регионе
1.1. Геополитические интересы ведущих мировых стран в ЦА
      Центрально-Азиатский регион (ЦАР) занимает важное геостратегическое положение. Его географическая расположенность обеспечивает кратчайшую связь Кавказа и Среднего Востока со странами Восточной Азии, юга и севера континента. Вследствие этого отсюда удобно контролировать как указанные транзитные пути, так и глубинные тыловые районы крупнейших государств Азии - Китая, Индии и России.
      В современных условиях значение ЦАР существенно возросло и в геоэкономическом плане. Наличие залежей нефти и газа, запасов урана, золота, других цветных металлов и редкоземельных элементов в сочетании с удобством прокладки международных коммуникаций влечет в ЦА многие мировые державы20. Следует отметить, что если сразу после распада Советского Союза в конце ХХ века за влияние в регионе в противовес России, в основном, боролись Турция, Пакистан, Афганистан и Иран, то в настоящее время идет настоящая геополитическая и экономическая борьба между региональными и ведущими мировыми игроками в ЦА (США, Китай, Япония, Индия, Евросоюз и Россия) за доступ к сырьевым ресурсам региона, а также за контроль над маршрутами их транспортировки.В то же время, Центральная Азия связана множеством нитей с Южной Азией, Ближним Востоком, Китаем. 
      Можно констатировать, что сегодня регион ЦентральнойАзии выступает и как объект, и как субъект глобальной политики во всех ее основных проявлениях, а развитие в ЦА является результатом борьбы трех держав – США, Китая, России. От того, как будет складываться ситуация в ЦАР, зависит очень многое и в соседнем регионе, и за его пределами, поэтому важно сконцентрироваться на том, какое место Центральная Азия занимает в тех процессах, которые сейчас развиваются в международных отношениях по формированию нового мирового порядка.
      Как уже отмечено выше, ЦАР на сегодняшний день представляет огромный интерес, как для региональных, так и для географически отдаленных от него стран. Обеспечив определенные геополитические преимущества в регионе, государство или группа государств получит не только приоритетный доступ к энергетическим богатствам региона, но и создаст предпосылки для более полного обеспечения своих национальных целей и интересов. 
      Одним из основных акторов, решающих такие задачи в Центральной Азии являются Соединенные Штаты. К основным направлениям реализации национальных интересов США в Центральной Азии следует отнести следующие:
      1. Обеспечение военного присутствия в регионе, которое является важнейшим фактором, способствующим усилению политических и экономических позиций США в мире. Кроме того, наличие военных баз в ЦАР (послевывода натовских войск из Афганистана) рассматривается Вашингтоном как реальный рычаг воздействия на сопредельные с регионом государства.
      2. Противодействие усилению влияния России, Китая и Ирана в Центральной Азии, которое открывает стратегические возможности для сдерживания и ограничения влияния России и Китая в мировой политике.
      3. Установление стабильного и сильного проамериканского режима в Афганистане в целях обеспечения стратегического плацдарма для расширения геополитического влияния США на северном, южном и западном направлениях.
      4. Расширение доступа к энергетическим ресурсам региона, а также реализация трубопроводных и транспортно-коммуникационных проектов в южном и западных направлениях, проводимая в русле общей политики Вашингтона по лишению России возможностей транспортировки энергоресурсов центральноазиатских и прикаспийских государств21.
      Идеологическим обоснованием современной политики США в ЦА стала разработанная Ф. Старом в 2005 г. «Концепция Большой Центральной Азии (БЦА)»22. Данная концепция появилась после того, как государства ШОС выступили в Астане с известным заявлением об американских военных базах в ЦАР. Основная суть разработанной концепции - создание форума «Партнерство по сотрудничеству и развитию БЦА», в который должны войти США, центральноазиатские государства и Афганистан без России, Китая, Ирана и Пакистана. Таким образом, планировалосьсоздание новой региональной организации под эгидой США, как альтернативы ШОС.
      Развитием американской политики в регионе должно стать объединение «Большой Центральной Азии» с «Большой Южной Азией», что позволит создать «южный» энергетический и транспортный коридор для центральноазиатских государств, обеспечивающий их выход на мировые рынки в обход России. При этом решается триединая задача: привлечение дополнительных ресурсов для решения афганской проблемы; диверсификация путей транспортировки энергоресурсов ЦАР и Каспийского региона в обход России и Китая и получение дополнительных рычагов воздействия на политику Индии и Пакистана. В более отдаленной перспективе, по мнению Вашингтона, должно произойти аналогичное объединение БЦА с «Большим Ближним Востоком».
      В рамках реализации этой концепции Агентство международного развития США уже подготовило план создания за 5 лет единого энергетического рынка Казахстана, Киргизии и Таджикистана. На очереди - формирование единой энергетической системы Центральной Азии под эгидой США.
      Таким образом, суть политики США - связать в единое военно-стратегическое и геополитическое целое Центральную Азию, Афганистан, Ближний Восток, Индию и Пакистан и весь этот регион поставить под свой контроль, тем самым максимально устранить влияние России, Китая и Ирана в этой части света.
      Отношения с другими региональными игроками – Индией, Пакистаном, Ираном, будут рассматриваться американской администрацией не только с точки зрения обеспечения региональной безопасности или поддержания стабильности в Афганистане, но и в контексте объявленной президентом Обамой в ноябре 2011 г. повестки дня будущего США, согласно которой Азиатско-Тихоокеанский регион провозглашен высшим приоритетом американской политики. Очевидно также, что этот стратегический посыл адресован в первую очередь Китаю, растущее влияние которого в Азии угрожает, как считают в США, американским интересам23.
      В этой связи США прилагают усилия к тому, чтобы придать значимость своему главному стратегическому партнеру – Индии (в том числе через увеличение продаж ей оружия и совместные военные учения), которая, как полагают в Вашингтоне, может уравновесить растущую военную мощь КНР. Заинтересованная в американских военных технологиях и разделяющая опасения США относительно Китая, Индия постарается также ограничить возможное расширение влияния Пакистана в Афганистане после вывода оттуда войск международной коалиции. Сам Пакистан, без участия которого окажутся безрезультатными любые переговоры по афганской проблеме, будет пристально следить за сохранением за собой роли ключевой стороны в разрешении афганского конфликта.
      Иран, несмотря на его непростые отношения с Афганистаном и Пакистаном, также мог бы стать позитивным участником афганского урегулирования, учитывая долгосрочный интерес Ирана к формированию в Афганистане после 2014 года умеренного и не враждебного по отношению к афганцам-непуштунам (и шиитам) правительства. Неконструктивная позиция США в отношении Ирана, которая вряд ли претерпит изменения ввиду неприятия Вашингтоном тегеранского режима, оказавшегося относительно устойчивым, снижает шансы на достижение регионального консенсуса в вопросе обеспечения безопасности Афганистана. Это не затеняет того факта, что все региональные державы, несмотря на достаточно сложные взаимоотношения и друг с другом, и с США, объективно заинтересованы в стабильном, предсказуемом Афганистане.
      В 2014 году США/НАТО постарались максимально использовать транзитные и транспортные возможности центральноазиатских стран. Во-первых, это было связано с недостаточной надежностью южного маршрута снабжения войск международной коалиции – через Пакистан, отношения с которым у США в последние годы резко ухудшились. Во-вторых – с огромным объемом вывозимых из Афганистана грузов. Так, только к концу 2014 г. НАТО транспортировали из этой страны около 100 тыс. контейнеров со снаряжением и 50 тыс. транспортных средств, треть которых перевозилась через территорию Центральной Азии, при этом было крайне важно для безопасности региона исключить опасность попадания оставленного оружия в распоряжение радикальных группировок или попросту криминальных элементов и наркомафии.
      В связи с завершением афганской кампании США и НАТО открывают новые возможности для расширения военного сотрудничества с государствами ЦА. Всего к началу 2012 г. им было выделено из бюджета США 1,69 млрд. долл. При общем сокращении военного бюджета США на 2012 г. финансирование программ в сфере военного сотрудничества и безопасности в ЦА было увеличено почти вдвое – на 74%, а на программу Пентагона по борьбе с наркотиками было отпущено 109,5 млн. долл24. 
      США заинтересованы также и в более активном привлечении к своей стратегии в Афганистане инфраструктурных возможностей центральноазиатских государств. Им предложено стать экономическими и энергетическими донорами Афганистана в рамках усиленно продвигаемых в последние годы администрацией и госдепартаментом США политико-экономических (Большая Центральная Азия, Новый Шелковый путь) и энергетических проектов (ТАПИ, названный так по начальным буквам стран-участниц –Туркменистана, Афганистана, Пакистана, Индии). Цель таких проектов – геополитическое переформатирование Центральной и Южной Азии в рамках нового макрорегиона, где не будет места России, Китаю или Ирану и где международно-политические процессы, сфера безопасности, энерго-транспортная система окажутся под контролем США/НАТО. 
      Для самих США возможность реализовать свои планы в Центральной Азии в долгосрочной перспективе зависит от многих факторов: мировой экономической и политической конъюнктуры, способности быстро справиться с негативными последствиями экономического кризиса и с имиджевыми потерями после войн в Ираке и Афганистане. А географическая отдаленность США от региона и неустойчивая внутренняя ситуация в его странах могут стать препятствиями для более активного американского вовлечения в центральноазиатские дела после ухода из Афганистана. При этом нельзя исключить активизации в ЦА более заинтересованных в энергоресурсах региона европейцев. Впрочем, ограничить активность всех их в ЦАР способны непредсказуемые и далеко еще не завершенные процессы на Ближнем Востоке, начало которым положила «арабская весна». Для США, кроме того, может стать невыгодным осложнение отношений с двумя главными державами в Центральноазиатском регионе – Россией и КНР, от которых естественно будет ожидать противодействия любым планам расширения военно-политического присутствия здесь США/НАТО и которые постараются поддерживать стабильность в регионе, опираясь на региональные структуры коллективной безопасности.
      Политика Евросоюза(ЕС) в Центральной Азии в целом совпадает с политикой США, но имеет некоторые особенности. В отличие от США Евросоюз расположен географически близко к ЦА, поэтому он имеет набор достаточно специфических интересов в области торгово-экономического, транспортно-энергетического сотрудничества, а также в сфере обеспечения безопасности. Политика .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.