- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Национальные интересы РФ в Центральной Азии, проблемы и перспективы их реализации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011963 |
Тема: | Национальные интересы РФ в Центральной Азии, проблемы и перспективы их реализации |
Содержание
Глава 1. Национальные интересы РФ в Центральной Азии: проблемы и перспективы их реализации 1.1 Геополитические интересы России в Центральной Азии Центральная Азия, как геополитически важный регион, в состав которого входят Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан и Киргизия, является самым большим по количеству республик и протяженности границ на постсоветском пространстве. Положение региона обусловлено рядом особенностей, черт: во-первых, это соседство региона с РФ, особенно у Казахстана, что превращает его в ключевого субъекта центральноазиатского региона. Во-вторых, это соседство 3 стран региона - Таджикистана, Казахстана, Киргизии, с ключевым игроком мировой экономики - Китаем. В-третьих, это очень близкое расположение самого конфликтного региона мира - Средним Востоком, в состав которого входит Иран и Афганистан, к таким государствам региона, как Таджикистан, Туркмения и Узбекистан. И, в-четвертых, в 3 из 5 стран Центральной Азии отсутствует выход к морю, что приносит им трудности в ведении торговли со многими странами и делает их зависимыми от других наиболее влиятельных стран. Все перечисленные особенности и черты главным образом влияют на формирование интересов России в Центральной Азии.1 "Центральноазиатский регион превратился в фактор огромной политической и стратегической важности"2. Другими словами, Центральная Азия является своего рода «связующим звеном" между Россией и Китаем, Индостаном, Ближним и Средним Востоком, что в рамках мировой политики является весьма важным стратегическим фактором. "В условиях дестабилизации Центральной Азии возрастает вероятность вмешательства в дела региона других государств Востока и Запада"3. Одна из основных проблем, которая волнует Россию – это последствия вывода сил НАТО из Афганистана, а также планы американского правительства оставить все свое снаряжение Таджикистану, Узбекистану, Киргизии, и, возможно даже и Казахстану. Вот что говорил Владимир Путин по этому поводу: "Тревожит будущее Афганистана. Мы, как известно, поддержали военную операцию по оказанию международной помощи этой стране. Но международный военный контингент под эгидой НАТО не решил поставленных задач. Террористическая и наркоугроза, исходящая из Афганистана, не снижается. Американцы занимаются созданием там и в соседних государствах военных баз без внятного мандата, целей и сроков их функционирования. Нас это не устраивает"4. В настоящее время между Россией и странами Центральной Азии остается высокой степень взаимозависимости, особенно, с Казахстаном. Протяженность границы с этим государством составляет около 7 000 км. С Казахстаном граничат 12 субъектов РФ, такие как Волгоградская, Челябинская, Самарская, Омская, и другие промышленно-развитые регионы. К тому же вдоль границы расположен значительный промышленный потенциал России. В основном, это города Поволжья, Сибири, Урала - то есть, стратегически важные предприятия, которые связывают центральную Россию с Дальним Востоком, а также Сибирью. Часть из этих коммуникаций находится в непосредственной близости от границы, другая же часть - пересекает пограничную территорию между РФ и Казахстаном. Но вот что самое интересное: в Алматы проходила конференция министров иностранных дел Стамбульского процесса по Афганистану. По завершении конференции президент республики Казахстан Нурсултан Назарбаев провел переговоры с помощником госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Р. Блейком, в ходе которой заявил, что "Казахстан готов предоставить НАТО порт "Актау" на Каспии для транзита грузов из Афганистана и обратно". В случае принятия данного проекта, по мнению экспертов, порт автоматически станет базой НАТО, то есть базой Пентагона и его союзников. Это может привести к разрушению безопасности Каспия. Исходя из вышеизложенного, Казахстан можно считать новым центром соприкосновения сторон5. Вот что пишет об этом эксперт С. Притчин: "Если хоть бы на минуту допустить, что в регионе появятся американские военные, это приведет к ускорению гонки вооружений в регионе, особенно со стороны России и Ирана".6 Центральноазиатский регион продолжает оставаться основным транзитным маршрутом всех нелегальных поставок наркотиков в Россию и в Европу. Именно поэтому сотрудничество России со странами региона в различных форматах направлено на формирование скоординированных подходов к решению данных проблем. В основном это подразумевает предоставление странам Центральной Азии необходимых ресурсов для борьбы с транзитом наркотиков в Россию. Несмотря на все усилия, этого явно недостаточно. Остановить угрозу возможно только всем миром, в качестве опоры должны быть ООН и региональные организации, такие как СНГ, ШОС и ОДКБ7. Конечно же, интересы России в данном регионе связаны со многими масштабными целями в сфере внешней политики. Сюда входит "продвижение Россией различных интеграционных механизмов и организаций по утверждению статуса главного и преимущественного актора в «своем» регионе и звания «великой державы» в общемировом масштабе, поскольку Москва играет ведущую роль в постсоветской интеграции"8. Однако все же геополитику России в постсоветский период можно охарактеризовать как оборонительная. Попытки РФ по сохранению своего влияния в регионе привели к столкновению интересов мировых держав: на западе - с ЕС и США, а на востоке - с Ираном, Пакистаном, Турцией и Китаем. В начале 2000-х у стран Центральной Азии все больше становится привлекательных альтернатив. Естественно, Россия стремится установить более тесные отношения со странами данного региона. Но перед Москвой есть некоторые препятствия для установления своего влияния в регионе - это присутствие иностранных государств на территории Центральной Азии. Также не стоит забывать о том, что Центральная Азия является для России важнейшим элементом стратегии в области энергетики. В середине 2000-х гг. российская экономика шла вперед на волне высоких цен на энергоресурсы. Одним из условий было то, что Россия закупает энергоресурсы в регионе по заниженным ценам, пользуется ими для удовлетворения внутренних потребностей, а собственные ресурсы отправляет на экспорт, тем самым обеспечивает себе экономический рост. Для России Центральная Азия имеет огромное значение как источник угроз ее безопасности. Многие эксперты считают, что все существующие действующие в данном регионе террористические группировки главным образом связаны с экстремистскими группировками Северного Кавказа, являющиеся основной угрозой внутренней безопасности России. Также не стоит забывать о нарастающем влиянии в регионе КНР. "Москва не может игнорировать влияние Китая"9. Китай превосходит экономической мощью Россию, тем самым постепенно вытесняя ее из Центральной Азии. Однако в плане безопасности Россия и те многосторонние объединения, которые она возглавляет, по-прежнему более важны и значимы. Участие Москвы и Пекина в ШОС является неписанной договоренностью, по которой Пекин не оспаривает преимущественную роль РФ в вопросах безопасности10. "Для Китая ШОС является главным инструментом влияния в регионе"11. В качестве важнейшего элемента –стремление Москвы сохранить ОДКБ и ЕврАзЭС, хотя в определенной степени они дублируют функции ШОС. С точки зрения Кремля, эти параллельные структуры гарантируют сохранение позиций Москвы как главного спонсора некоторых стран Центральной Азии в вопросах безопасности. Соединенные Штаты продвигают в регионе идею Нового шелкового пути. Целью проекта является объединение постсоветской Средней Азии с Южной12. Данная идея идет в противовес Евразийскому союзу. В интервью влиятельной газете «Financial Times» бывший госсекретарь США Х. Клинтон отметила, что новый СССР может быть создан под новыми названиями – «Таможенный союз или Евразийский союз». Госсекретарь США подчеркнула, что российские власти поддерживают этот план для углубления экономических связей с соседями. «Давайте не делать ошибок. Мы знаем, что является целью, и мы попытаемся найти эффективный способ для замедления или предотвращения этого процесса»13. Ведущая держава мира – США – обладает целым арсеналом инструментов влияния на внутриполитическую ситуацию в любой точке мира, который уже удачно был апробирован недавно в арабских странах. Подводя итоги, для осуществления геополитических интересов в Центральной Азии России важно учитывать такие факторы: 1. Регион все больше становится такой некой "точкой" столкновения интересов держав. Особенно, столкновение США и КНР, которое может привести к конфликту. Это, к сожалению, чревато более глобальными изменениями в регионе. 2. Боевые действия в Афганистане, эскалация нестабильности на Ближнем Востоке, а также усиление влияния экстремистских настроений, прежде всего в странах Центральной Азии, превратило ее в один из ключевых рубежей противоборства мировых держав мировой безопасности.14 3. Быстрый рост значимости Центральной Азии и Каспия как одного из наиболее бурно развивающихся районов добычи и перевозки ресурсов на глобальном уровне. 4. Следует также решить ряд внутренних проблем Центральной Азии, в первую очередь – проблемы социально-экономического характера, создают почву для возникновения множественных этнополитических конфликтов, имеющих тенденцию к быстрому перерастанию из внутренних во внешние, из региональных – в международные. 15 5. Необходимо урегулировать проблемы, связанные с трудовой миграцией из стран ЦА, которые в основном относятся к социально-экономической сфере (обострение конкуренции на рынке труда, усиление националистических настроений, рост преступности и другое). 6. Вопрос консолидации российской диаспоры важен для России в тех государствах, с которыми можно всерьез рассчитывать на полномасштабную интеграцию на будущее (Киргизия, Казахстан, Таджикистан). 7. Главной остается проблема все еще неурегулированного правового статуса Каспия, разногласия по Транскаспийскому газопроводу16. Подводя итоги, можно сказать, что Центральная Азия – это регион, в котором происходит пересечение цивилизаций, контроль над которым, как считалось ранее, позволит управлять миром. Именно поэтому Центральная Азия до сих пор имеет огромное значение для РФ. 1.2 Экономические интересы России в Центральной Азии Анализируя экономические интересы России в Центрально-азиатском регионе, следует отметить, что они имеют характер практический. Основным является не просто наращивание объемов товарооборота, а, прежде всего, взаимодействие экономической системы России с экономикой стран данного региона и достижение их интеграции с Россией. И несмотря на то, что объемы внешней торговли РФ с Центральной Азией невелик, все же Россия до сих пор является ключевым экономическим партнером. Среди республик региона самым высоким товарооборотом может похвастаться Казахстан — около 4 миллиардов долларов в год. Второй по значимости республикой в сфере экономики является Узбекистан - ее годовой товарооборот с Россией составляет, по некоторым данным, примерно 1 миллиард долларов США. Объем товарооборота между остальными республиками и Россией намного меньше ввиду того, что их экономика значительно слабее. Однако, республики Центрально-азиатского региона, будучи прежде частью СССР, во многом зависят от экономики России и, по сути, являются продолжением экономического пространства России17. Регион занимает важную роль во внешней политике РФ. Прежде всего, он представляют собой некую опору для восстановления и расширения экономики России. Главной целью является организация и сохранение единого экономического пространства между странами СНГ. Несмотря на то, что экономические отношения России со странами Центрально-азиатского региона ослабели более чем за десятилетие, они по-прежнему продолжают поддерживать очень тесные отношения и имеют наибольшую перспективу для вхождения в единое экономическое пространство, создаваемое Россией. Центральная Азия имеет большие запасы полезных ископаемых, а также богата природными ресурсами. В регионе осуществляется добыча нефти, природного газа, золота, выращивают в больших объемах хлопок. Вместе с тем, Центральная Азия — это рынок сбыта российской техники и промышленных товаров, а также источник некоторых ресурсов, в которых Россия испытывает недостаток, — хлопка, овощей, продуктов питания и т. п.18 Еще одна не менее важная область интересов России в регионе связана с энергетикой. Как уже было указано ранее, Центральная Азия очень богата природным газом, нефтью и что очень важно - пути транспортировки ресурсов находятся под контролем России. Благодаря имеющимся преимуществам в географическом положении и контроля над объектами капитального строительства, Россия почти в полной мере монополизировала транспортировку энергоносителей из Центрально - азиатского региона, что обеспечивает РФ довольно мощный рычаг воздействия на политику государств региона и приносит внушительную экономическую выгоду. А уже после прихода к власти Владимира Путина экономические связи с регионом во многом улучшились - произошел переход к политике сотрудничества между Россией и странами Центральной Азии19. Большое значение имеет сотрудничество и разработка совместных проектов. Как нам известно, новым экономическим интересом России стало ее участие в проекте по добыче и перевозке каспийских энергоносителей. Также не стоит забывать о том, что в регионе проживает большое количество русских. Это также обуславливает особые интересы России в регионе. "После распада СССР в бывших советских республиках осталось примерно 20 млн русских, из них около половины проживали на территории Центральной Азии: в Казахстане — 6 млн, в Узбекистане — 1,66 млн, в Киргизии — 910 тыс., в Таджикистане — 390 тыс., в Туркмении — 340 тыс. Русские в Центральной Азии составляли 20% населения, а в некоторых странах, например, в Казахстане, их численность даже превышала число жителей коренной национальности." В начале 2000-х многие русские покинули регион, но все же большинство осталось. По некоторым данным на 2012 год "в странах Центральной Азии проживает более 6 млн русских, т. е. примерно 12% населения." В Центральной Азии обеспечение прав и положения русских становится все более важной составляющей политики РФ в качестве отдельного направления интересов. Ведь даже столь не многочисленное русское население является, пожалуй, связующим звеном в развитии отношений России со странами Центральной Азии, а также довольно эффективным средством усиления влияния России в регионе20. Еще одной причиной усиления влияния России в Центральной Азии является появление в регионе КНР. Несмотря на то, что Китай в период СССР в Центрально - азиатском регионе практически отсутствовал, то после развала наблюдается постепенное расширение влияния Китая в Центральной Азии, что не может не волновать Россию. Ведь после развала СССР в отношениях между Россией и Центральной Азии наблюдался регресс, а только с начала 2000-х наблюдается положительная динамика в отношениях с регионом. В политическом аспекте тотальное господство России прекратилось. Станы Центральной Азии стремились к обретению независимости и пытались всеми силами освободиться от безраздельного контроля со стороны России. Туркмения перешла к курсу активного нейтралитета, Узбекистан старался держаться от России на определенной дистанции. России пришлось вывести контингент войск из стран Центральной Азии за исключением республики Таджикистан. В области экономических отношений уровень сотрудничества России со странами региона неуклонно снижался. В таких областях, как религия, культура и идеология, центрально-азиатские народы в основном вернулись к исламу, который вытеснил российскую культуру из повседневной жизни. Русский язык утратил статус государственного. Русские в массовом порядке потеряли государственные и общественные руководящие должности и были заменены представителями коренных национальностей. Они перестали быть приоритетной нацией. Из-за изменений социальной обстановки многие русские мигрировали в Россию. Это все и привело к ослаблению влияния России в Центрально - Азиатском регионе21. Ухудшение отношений России со странами Центральной Азии продолжалось вплоть до конца 1990-х годов, после чего начались кардинальные изменения. Во многом это было связано с приходом к власти в 2000 г. Владимира Путина. Россия стала уделять больше внимания СНГ и, естественно, Центрально - азиатскому региону. Также был скорректирован новый стратегический курс. Россия повернулась лицом к региону, уменьшила давление и начала проводить иную, более взвешенную политику по отношению к Центральной Азии. Применение силы было заменено более гибкой политикой. Все это делалось для повышения привлекательности России для стран региона. Теперь Россия стремилась к двустороннему и многостороннему сотрудничеству. Естественно, это принесло свои плоды22. Уже в начале 2000-х г. началось развитие двусторонних отношений. Прежде всего, произошло улучшение отношений с Туркменией, Таджикистаном и Узбекистаном. В 2002 г. В. Путин посетил Туркмению и Узбекистан, а в 2006 г. - Таджикистан. В Туркменистане было подписано множество соглашений. В частности, соглашение о закупках местного природного газа и его транспортировке в Россию. С Узбекистаном было заключено около 28 соглашений в области военно-технического сотрудничества. С Таджикистаном были подписаны соглашения по осуществлении добычи нефти, природного газа, а также выращивания хлопка23. Применяя рычаги активного и мирного сотрудничества, Россия побудила страны региона в который раз обернуться к ней лицом. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) под российским руководством получила реальное развитие. Также в сфере экономического сотрудничества Россия начала восстанавливать свои позиции. В 2000 г. главы России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана подписали соглашение о преобразовании Таможенного союза в Евроазиатское экономическое сообщество, что обозначило начало процесса интеграции экономических систем России и стран Центральной Азии. Уже через год, в 2001 г. страны ОДКБ, в том числе Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан, достигли договоренностей о формировании сил быстрого реагирования, что свидетельствовало о новом этапе развития сотрудничества между Россией и другими представителями СНГ в военной сфере24. Также не стоит забывать о том, что значительную роль в усилении влияния России в Центральной Азии сыграла ШОС. Ведь даже Узбекистан, который с недоверием относился к двустороннему и многостороннему сотрудничеству, вступил в эту организацию. Во многом от этой организации зависит рост влияния России в регионе. ШОС стала неким соединительным мостом между Россией и странами региона. Анализируя события 11 сентября 2001 г. в США, можно сказать, что это событие отразилось на политике России в Центральной Азии, стало значительным испытанием для ее статуса в регионе. Однако многие эксперты считают, что Россия осталась в выигрыше от последствий этой катастрофы: США выполнили за Россию то, чего те сами собирались сделать, но не могли по определенным причинам, т. е. ликвидировали режим и главаря талибов, представлявший довольно серьезную угрозу национальной безопасности России. И все же, с точки зрения стратегического положения, события в регионе после 11 сентября и их последствия нанесли значительный урон позиции России в Центральной Азии. В момент разворачивания этих событий в регионе Россия выступила в поддержку действий США по вводу войск в регион для ликвидации Талибана. Необходимо отметить, что при всем желании Россия была не в силах помешать вводу войск США в регион. Тем более Россия ничего не могла поделать с тем, что Узбекистан предоставил США свою территорию для размещения военных баз. Создание американских военных баз в Центральной Азии имеет глубокое значение для России. Это ограничило права России размещать в регионе свои военные базы. По сути, с главенствующей ролью в регионе было покончено. Особенно это было заметно после событий 11 сентября, когда страны Центральной Азии повернулись к Соединенным Штатам. Это привело к ослаблению российского влияния в регионе даже там, где позиции только начинали укрепляться. Теперь перед странами региона появился выбор и новая опора в обеспечении своей безопасности. После этих событий ОДКБ постепенно стало терять свое значение в регионе25. Однако, несмотря на то, что позиция России в Центральной Азии постепенно утрачивала свое значение, все же она осталась государством, влияние которого в регионе остается довольно глубоким. Ведь Россия правила в регионе более полутора веков. Ее влияние на всякого рода отношения слишком глубоко, чтобы его можно было легко нейтрализовать. "Россия знает Центральную Азию лучше, чем любая другая страна. Многие представители центрально-азиатского региона получили советское образование и до сих пор продолжают получать образование в России. Образованное население региона говорит по-русски, смотрит российское телевидение, знает российских политиков и общественных деятелей. У многих из них родственники проживают в России. Можно сказать, что Россия для стран Центральной Азии не просто близкий сосед, а дальний родственник"26. Между руководителями Центрально-азиатского региона и России не существует языковых барьеров, все достаточно хорошо понимают друг друга. Именно В этом с Россией никто не сравнится. И хотя английский язык в регионе постепенно набирает свою популярность и значимость, но все же русский язык не будет полностью вытеснен. И несмотря а то, что доля торговли со странами Центральной Азии во внешнеторговом обороте России постепенно приводит к снижению, все же она до сих пор является их ключевым партнером во внешней торговле27. Во внешнеторговом обороте Узбекистана наибольший процент имеет Россия - около 16%. Также около 35 % Россия занимает во внешнеторговом обороте Казахстана, являясь тем самым его ключевым партнером в сфере экономики. И хотя в регионе больше надеются на дальнейшее улучшение экономических связей со странами Запада, все же основным рынком сбыта всей производимой ими продукции до сих пор является Россия. Главный "козырь" Центральной Азии — это ее природные богатства. Из Туркмении поставляется природный газ, Казахстан обеспечивает международный рынок своей нефтью. Во внешнеторговом обороте Таджикистана Россия также занимает значительную долю. Из Таджикистана в Россию поставляют хлопок, золото, драгоценные камни, а также с/х продукция. За безопасность и оборону региона, как это было и раньше, отвечает Россию. Поэтому странам Центральной Азии не стоит беспокоиться за это. Например, в Таджикистане базируется 201-я Мотострелковая дивизия, куда происходит набор на контрактной основе. Офицерский состав региона проходит военную подготовку в России, вся военная техника и вооружение - российского производства, к тому же поставки вооружения производятся по льготным ценам в рамках ОДКБ. В целом, можно сказать, что Россия в Центрально - Азиатском регионе представлена двумя организациями, которые она, естественно, возглавляет - Организация Договора о Коллективной Безопасности и Евроазиатское экономическое сообщество. Я считаю, что это некие связывающие стержни российской и центрально-азиатской интеграции28. Очевидно, что ситуация в регионе после событий 11 сентября 2001 года подтолкнула Россию к решительным мерам по укреплению свое влияния в Центральной Азии. Так, американский исследователь М. Олкотт считает, что ввод американских войск в Центральную Азию еще более укрепил основания России для усиления своего влияния. Россия объясняла руководителям стран региона, что в усилении ее влияния нет никакой гегемонистской подоплеки, оно направлено только на сохранение необходимого баланса сил в Центральной Азии на тот момент. Для достижения своих целей Россия предусматривала усиление ОДКБ, Евроазиатского экономического сообщества. В 2002 г. Россия официально повысила статус участников ОДКБ до региональной организации. Уже 23 октября 2003 г. организацией была сформирована база ВВС в Киргизии, ставшая первой российской военной базой, которая была создана в регионе после распада СССР. Организация Договора получила новый, мощнейший импульс29. С 2003 г. в отношениях России со странами региона прослеживается положительная динамика. Особенно, с Туркменией, Таджикистаном и Узбекистаном. В 2003 году между Россией и Туркменией было подписано новое соглашение о сотрудничестве в области энергоносителей на 25 лет. Заключение такого рода соглашения с Россией имеет для Туркмении большое политическое и экономическое значение. Большое внимание общественности привлекли процессы, которые происходили в отношениях России с Узбекистаном. Узбекистан придерживался независимого внешнеполитического курса, тем самым, держался от остальных на дистанции. К тому же в 1999 году Узбекистан вышел из ОДКБ. После прихода к власти в России Президента В. В. Путина в отношениях наметились положительные изменения. Все началось с принятия в 2004 г. Декларации об установлении стратегических партнерских отношений между Узбекистаном и Россией, которая имела большое значение для развития между ними отношений. Страны подписали соглашения о взаимодействии и сотрудничестве в области энергоресурсов, в военно-технической области. В целом, такого рода изменения в отношениях имеют большое значение. Они свидетельствуют, что у России с Узбекистаном появились новые точки соприкосновения. Что касается Таджикистана, то здесь были подписаны соглашения о сотрудничестве в военно-технической и экономической сферах. Однако в 2006 году, по окончании соглашения о размещении российских войск на территории республики, был осуществлен вывод войск РФ. Однако на отношения между государствами это ни в коем случае не повлияло. Российские капиталовложения в республику превысили 1 миллион долларов США. Также были разработаны технические обоснования месторождения "Восточный и Западный Канимансур", а также "Большой Канимансур". Еще одним ключевым приоритетом в отношениях с Россией является высокий уровень в области науки и культуры. 6 октября 2005 года состоялся рабочий визит Э. Ш. Рахмонова в Москву, в ходе которого В.В.Путиным были открыты Дни культуры Таджикистана в Российской Федерации. С тех пор проведение Дней культуры города Душанбе в Москве и России в Таджикистане стало традицией. Подводя итоги, можно сказать, что несмотря на те или иные возникавшие ранее разногласия между Россией и странами Центральной Азии, прослеживается положительная динамика в отношениях, что способствует упрочению влияния Российской Федерации в регионе во всех аспектах. 1.3 Проблемы и перспективы выстраивания отношений Российской Федерации со странами Центральной Азии Заинтересованность России в Центральной Азии, конечно же, связана с обеспечением безопасности. Поэтому наряду с лидирующим положением в различных организациях, которые либо были созданы для обеспечения безопасности - такие как ОДКБ, либо в какой-то степени решают эти задачи (ШОС), Россия активно развивает отношения с центрально-азиатскими странами на двусторонней основе. Прежде всего, это связано с однородностью этого региона. Это общность отдельных культурных элементов, исторических судеб, а также политических целей. Однако, все это не способствует снижению уровня конфликтности в регионе. Некоторые эксперты считают, что Центральная Азия является неким конгломератом государств, при том что каждое государство преследует свои национальные интересы. Интересы регионального характера отсутствуют30. Однако, в настоящее время прослеживается определенная тяга стран Центральной Азии к развитию отношений с Россией во всех сферах. Основной упор на развитие сотрудничества приходится на ведущие страны региона – Узбекистан и Казахстан. Естественно, ни в коем случае нельзя недооценивать значение остальных стран Центральной Азии, которых чаще всего даже не рассматривают в качестве полноправных и независимых партнеров. Казахстан Казахстан - это ближайший российский союзник в регионе. Несмотря на то, что у России и Казахстана во многих сферах сотрудничества интересы совпадают, отношения во многом зависят от субъективных факторов – прежде всего, это зависимость от стабильности политической группировки у власти, а также от ее умения идти на компромиссы в решениях по различным вопросам. На протяжении всего правления Нурсултана Назарбаева никаких проблем на политической арене не происходило, президентская власть была сильна. Однако в последнее время появилась тенденция к постепенному сужению круга доверенных лиц главы государства. А в 2011 году появились мнения о необходимости назначения на пост главы "коллективного преемника". Многие политики и эксперты считают, что Казахстан подходит к идее президентско-парламентской формы правления. Идея "коллективного преемника" все больше становится привлекательной для политической элиты республики. Это неудивительно, потому что в оппозиции республики доминирует проамериканская ориентация. Соответственно, это может привести к разладу в окружении президента. Разлад, в свою очередь, может привести к острым противоречиям между политическими группировками, что может разрушить политический баланс в республике. От этого зависит политика государства в целом. Россия же очень заинтересована в том, чтобы политические ориентации правительства республики не становились преградой на пути к экономической интеграции России и Казахстана. Так как наше правительство заинтересовано в развитии экономических связей, интеграционных процессов - все это должно способствовать улучшению двусторонних отношений между странами. Также стоит отметить, что в отношениях между странами появилось несколько проблем. А именно, эти проблемы связаны с арендуемым Россией космодромом "Байконур". Правительство республики начало проводить жесткую политику по ограничению запуска ракет типа "Протон", обвиняя Россию в срыве запуска совместного проекта «Байтерек»31. Эта ситуация совпала с серьезной кампанией в республике против инициативы России по организации Евразийского парламента, которая расценивалась как покушение на национальный суверенитет. Ситуацию все же удалось урегулировать но возможно развитие новых противоречий. Изменение направления политики Казахстана к развитию отношений, возможно, связано с возрастающими амбициями власти, которая начала тяготиться статусом "младшего партнера" России32. Киргизия В Киргизии основной проблемой для России является ограниченная возможность влияния на политическую элиту, в том числе оппозицию. Хоть правительство республики положительно относится к поддержанию отношений с Россией, однако все же большая часть политической элиты Киргизии (региональной, прежде всего) выступает против развития отношений с нашим государством. Основная специфика нынешней ситуации в Киргизии - это рост националистических настроений, что не может не тревожить. Сторонники выступают против сотрудничества с Россией, отрицают ее вклад в развитие Киргизии и, естественно, очень резко высказываются о политике президента Алмазбека Атамбаева. Президенту приходится очень осторожно действовать, учитывая всю свою неустойчивость на фоне этнической разобщенности республики. Конечно же, эта специфика может оказать влияние на вхождение республики в состав Таможенного союза. Скорее всего, именно энергоресурсы выступают в качестве рычага воздействия России на республику. Поэтому Россия в 2010 году увеличила тарифы на свой экспорт топлива в республику, что, по мнению наблюдателей, явилось ключевым фактором роста недовольства против президента Курманбека Бакиева. Бакиев смог убедить Москву снизить тарифы33, но опять же, теперь все будет зависеть от правительства республики: если Киргизия будет действовать против России - вопрос о тарифах снова может "всплыть". А если же Бишкек будет учитывать интересы России, то Москва так же может пойти на определенные уступки - либо будет увеличение финансовой помощи Киргизии, либо снижение цен на энергоресурсы. На протяжении всей истории отношений с Россией, киргизская "многовекторность" никогда не спасала правящую политическую элиту от краха. Поэтому не стоит возлагать большие надежды на то, что новым властям удастся ликвидировать нестабильность в республике, при этом опираясь на внешние силы. Республика ослабела, и от тех, кто пришел на место "клана" Курманбека Бакиева, потребуются значительные усилия для предотвращения становления Киргизии "несостоявшимся государством". Туркменистан Делая упор на природный потенциал, довольно выгодное геостратегическое положение на Каспии, а также нейтральную политику, Туркменистан до последнего времени исключал свое участие в интеграционных процессах региона. Ни в одной из республик региона не сосредоточена так власть в руках президента, как в Туркмении. Его власть по праву может называться восточной деспотией, которая все же претерпела некоторые изменения при преемнике Гурбангулы Бердымухамедове. После его избрания в 2007 году изменения коснулись образовательной и культурной сфер, даже убрали наиболее одиозные свидетельства почитания Сапармурата Ниязова, но все же в основном все было по-прежнему34. Политика нейтралитета, которая была выбрана в начале 90-х годов, создала возможность для маневрирования на дипломатической арене между мировыми державами и странами региона. Такая политика стала наиболее эффективной в условиях конкуренции ведущих стран за возможность присутствия в республике, которая является одной из стран с значительными запасами газа. При этом заинтересованность в газе создавала такую ситуацию, когда никто из западных политиков не критиковал правительство Туркменистана за ситуацию с правами человека. Такую же политику проводила Россия, не обращая внимания на то, что права русскоязычного населения постоянно нарушались, пыталась в диалоге не поднимать эту проблему, и уж тем более не делать вопрос главным на повестку дня. Например, "когда все русскоязычные школы в 2001 г. были преобразованы в смешанные и переведены на заимствованную из Турции 9-летнюю систему обучения35. Или же при принятии властями республики решения об отмене двойного гражданства36. Все эти ситуации приводят к подрыву авторитета России в Центральной Азии и показывает готовность жертвовать гуманитарными вопросами в угоду экономическим интересам. Аналогичную позицию наша страна занимает и по отношению к правам русскоязычного населения в других государствах центрально-азиатского региона. Хотя политика нейтралитета и дистанцирование от России со странами СНГ не привели к тому, что Туркмения во внешней политике стала ориентироваться на другие мировые державы. В республике проводится максимально независимая политика, а также независимо от политики республика продолжает сотрудничать с соседними странами именно в тех сферах, которые они считают наиболее выгодными. Также стоит отметить, что республика, в неза....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: