- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Политика Китая в Центральной Азии в XXI веке
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K012261 |
Тема: | Политика Китая в Центральной Азии в XXI веке |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ПОЛИТОЛОГИИ И РЕГИОНОВЕДЕНИЯ Соболева Анастасия Александровна Политика китая в центральной азии в XXI веке Выпускная квалификационная работа по направлению 41.03.05 Международные отношения (бакалавриат) Научный руководитель: к.и.н., доцент кафедры МОПР Архипова Е.В. «Работа допущена к защите» Заведующий кафедрой МОПР д.полит.н., профессор Панкратов С.А. ________________________________________ «____» ________________________________2017 г. Протокол заседания кафедры №__________ Волгоград - 2017 СОДЕРЖАНИЕ Актуальность темы исследования.Конец XX- начало XXI века- период грандиознейших перемен в глобальной политике. Биполярная система, сложившаяся почти полвека назад, главными полюсами которой являлись Советский Союз и Соединённые Штаты Америки, рухнула, в следствии чего на мировой арене появилось множество самостоятельных акторов, роль которых с 80-х годов неуклонно растёт. Среди таких государств отдельного внимания, несомненно, заслуживает Китайская Народная Республика, динамика развития которой поражает всё современное мировое сообщество, и уже сегодня в которой многие учёные видят главного творца истории нынешнего века. Китай, уже совершенно точно неразрывно связанный с ведущими мировыми державами (США, Россией, Индией, Европой), вызывает интерес и у региональных акторов, и прежде всего- у Центральной Азии. Стоит сказать, что именно с этим регионом у Китайской Народной Республики наиболее прочные связи и едва ли не самые продуктивные отношения, что вполне можно объяснить наличием общей границы и множеством смежных проблем. Таким образом, изучение политики Китая, проводимой им в отношении Центральной Азии, её понимание и прогнозирование приобретает в будущем особую значимость. Степень научной разработанности исследования. Объектом исследования является политика Китайской Народной Республики Предметом исследования выступает современная политика Китая, проводимая им в отношении стран Центральной Азии и Центральноазиатского региона в целом. Цель выпускной квалификационной работы: рассмотреть политику Китайской Народной Республики в отношении стран Центральной Азии, проводимую им в XXI веке, и выявить её специфику в каждой из стран. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: -рассмотреть основные принципы политики Китая на мировой арене в целом; -дать оценку деятельности Китайской Народной Республики в регионе Центральной Азии, имеющиеся здесь вызовы и возможности; -рассмотреть политику Китая, проводимую им в каждой из стран Центральноазиатского региона в частности; -выявить основные механизмы, к использованию которых прибегает Китай для реализации своей внешнеполитической стратегии как в Центральноазиатском регионе в целом, так и в отдельно взятых его странах. Теоретико-методологическая основа исследования представлена: 1)общенаучными методами познания реальности- анализ, сравнение, систематизация, обобщение, описание, наблюдение и другие; 2)прикладными методами- контент-анализ, ивент-анализ; 3)принципом историзма и научной объективности- заявленная тема анализируется с применением системного подхода во временной и диалектической связях, что позволяет рассмотреть её на основании взвешенного научного анализа. 4)кроме того, Китайской Народной Республики в Центральной Азии чаще всего описывается с помощью так называемого «событийного подхода»: основное внимание уделяется именно действиям Китая и реакции на них государств региона. Зачастую при анализе такого рода прибегают к использованию экономической статистики. Элементы данного подхода также были использованы в данной работе. Главной опорой работы стал неолиберальный подход, согласно которому: -государство не являются единственным участником международных отношений. Возрастает роль транснациональных корпораций, международных организаций, союзов и так далее; -важнейшим условием достижения международной стабильности является развитие международного сотрудничества; -главные средства международных отношений- распространение идеалов либеральной демократии и рынка, создание международных организаций, развитие международного права и сотрудничества и прочее. В качестве эмпирической основы выступают источники различных типов, каждый из которых позволяет рассматривать политику Китая в Центральной Азии с разных ракурсов, что помогает получить комплексную картину его целей и императивов в регионе. Были использованы: -официальные документы; -пресс-релизы, публикации государственных структур; -официальные выступления и интервью руководителей КНР и Центральной Азии, председателей центральных и региональных правительств, чиновников различного ранга; -сайты частных компаний, коммерческих организаций и корпораций, некоммерческих организаций и информация ряда государственных компаний стран Центральной Азии, таких как «КазМунайГаз» (Казахстан), «Национальная компания «Кыргызтемиржолу» (Кыргызстан) и некоторые другие; -официальные сайты МИД рассматриваемых в работе стран; -материалы периодических изданий на английском, русском и китайском языках; -статистические данные. Научная новизна исследования заключается в симбиозе комплексного (Центральноазиатский регион) и фрагментарного (отдельные его страны) анализа китайской политики в Центральной Азии в XXI веке, что позволит внести важные уточнения в уже имеющиеся исследования по данной теме. Основные положения, выносимые на защиту: Теоретическая и практическая значимость: принимая во внимание динамику развития Китайской Народной Республики, усиление её роли на мировой арене и присутствие в различных регионах планеты, имеющиеся предпосылки для дальнейшего расширения сотрудничества с Центральноазиатским регионом и отдельными его странами, исследование политики Китая в данном направлении становится не просто важным, а необходимым. Многие державы, как глобального, так и регионального уровняимеют жизненно важные интересы в вышеуказанном регионе, причемэти интересы могут быть причиной как соперничества, так ивзаимовыгодного сотрудничества. В данном контексте результатыисследования могут быть полезны для прогнозирования политики Китая вданном пространстве, вероятных последствий китайского проникновения в него, возможной реакции стран региона и других державна действия КНР в отношении Центральной Азии. Это окажет полезное воздействие на пониманиепроисходящих процессов и выработку соответствующей политики вкраткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Результаты исследования, проведённого в процессе подготовки данной выпускной квалификационной работы, могут быть использованы студентами при подготовке ответов по дисциплинам «история», «политология», «геополитика», «история международных отношений», «мировая политика». ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИКИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ НА МИРОВОЙ АРЕНЕ Рассмотрение общих основополагающих принципов, которыми руководствуется Китайская Народная Республика в системе международных отношений, взгляда правительства Китая на место страны в данной системе и нынешнее её геополитическое положение, стратегических целей Китая необходимо для «эскизного» прогнозирования его поведения на мировой арене. На протяжении длительного времени в основе внешнеполитической деятельности Китая лежала концепция, разработанная китайским реформатором Дэн Сяопином, выраженная «формулой 24 иероглифов». В основе этой концепции- 8 постулатов: 1)хладнокровно наблюдать; 2)сдержанно реагировать; 3)твёрдо проводить курс; 4)скрывать возможности; 5)выигрывать время; 6)не пытаться лидировать; 7)всегда быть способными добиться некоторых результатов; 8)строить среднезажиточное общество. Следование данным принципам на нынешнем этапе, когда степень интегрированности Китайской Народной Республики в международные процессы возросла до колоссальных масштабов, а география интересов вышла на кардинально новый уровень, становится просто непосильной задачей, поэтому Китай постепенно отходит от данной формулы и пересматривает её. Стержневой компонент всё же остаётся неизменным: «неагрессивное поведение» находит своё отражение в основных политических документах современного Китая. Например, одним из ключевых элементов политики национальной обороны Китая является принцип защиты мира во всём мире и борьба против актов агрессии и экспансии. Военно-политические документы гласят, что стремиться к гегемонии вне зависимости от уровня экономического развития не будет и не встанет на экспансионный путь. Данный вектор китайской политики недвусмысленно даёт понять, что официальный Пекин видит себя одним из центров силы на международной арене. Не случайно с середины 1980-х годов Китайская Народная Республика развивает теорию трансформации мирового баланса сил из двуполярной системы в многополярную. В апреле 1995 года Китай выступил с официальным заявлением. В нём он обязался без каких-либо оговорённых условий предоставить неядерным государствам и безъядерным зонам пассивную гарантию безопасности и взял на себя обязательство предоставить неядерным государствам активную гарантию безопасности , дав таким образом понять мировому сообществу, что серьёзно относится к провозглашённым им принципам и будет стремиться к их осуществлению. Подкрепляется это ростом политического и экономического присутствия к Европе, Латинской Америке, Африке и Ближнем Востоке. Видение Поднебесной рубежей собственной безопасности представляет в данном контексте особый интерес: ещё в 1984 году здесь была принята доктрина, различающая границы государственные границы стратегические. В соответствии с данной доктриной, государственная граница – вещь незыблемая, но вот что касается стратегической границы, то она, по мнению авторов, выходит за её пределы, причём не только по суще и морю- даже в космосе! Формально не нарушая границ, китайская нация всё же намерена осваивать пространство вокруг исходя из стратегического их определения. Интересен и закон о национальной безопасности от 1 июля 2015 года, принятый Всекитайским собранием народных представителей, Постоянным его комитетом, положения которого охватывают угрозы национальной безопасности, возникающие не только непосредственно на территории Китая, но и в открытом море, космосе, полярных регионах (их Пекин охарактеризовал как «новые стратегические рубежи»). Здесь Китай имеет право защищать свои национальные интересы. По мнению некоторых экспертов, «фундаментом» китайской геополитики является доктрина «Три севера, четыре моря», которая была принята в 1993 году Центральным комитетом Компартии Китайской Народной Республики. В 2004 году в Москве Союз военных китаеведов при Клубе Товарищей Военного института иностранных языков Российской Федерации провёл слушания на тему роли в геополитике континентального Китая, в ходе которой было отмечено, что доктрина имеет некий шифр, скрывающий истинный её смысл. Если разобраться, то можно понять, что занятый Китаем центр по закону перемен одолеет к 2019 году «три севера в пределах четырёх морей», в результате чего «XXI век станет веком Китая». «Три севера» в рамках данного документа есть ничто иное, как Североатлантический альянс, Соединённые Штаты Америки и Российская Федерация. Реализация проекта, по мнению специалистов, был начата Мао Цзэдуном в 1959 году, и предусматривала следующие этапы: - этап Мао Цзэдуна, 1959-1979 гг., первое поколение руководителей, девиз “Освобождение и возрождение”; - этап Дэн СяоПина, 1979-1989 гг., второе поколение руководителей, девиз “Модернизация и наращивание”; - этап Цзян Цзэминя, 1989-2009 гг., третье поколение руководителей, девиз “Стабилизация и выравнивание”; - этап 2009-2019 гг., четвертое поколение руководителей, девиз “Величие и достоинство”. Очевидно, чтоКитайская Народная Республикаужеперешланапоследнююстадиюданногопроекта. Болееизвестна и прозрачнадоктрина “четырёхсовокупностей”, сформулированнаяСиЦзиньпинем- нанешнимруководителем КНР, являющаясяидеологическимфундаментомразвитияКитая.Такимисовокупностямиявляются: построениеумереннопроцветающегообщества; всемирноеукреплениезаконности; усилениепартийнойдисциплины; всестороннееуглублениереформ. Следованиепунктамдоктриныпозволяет и будетпозволять в будущем Китайской НароднойРеспубликеразвивать и укреплятьспецифичныйкитайскийсоциализм, модернизироватьсистемууправления и приближаться к месте о великом обновлении. «Один пояс и одна дорога» - ещё один важный проект, осуществляемый Китаем, включающий в себя две составляющие: «пояс» и «дорога». Первый («пояс») предполагает создание наземной транспортной и экономической инфраструктуры с целью установления связи Китая с Центральноазиатским регионом, Российской Федерации, Европой, как и с Персидским заливом, Южной Азией, Юго-Восточной Азией, Индийским океаном и Средиземным морем. «Дорога» есть ничто иное, как морская транспортная и экономическая инфраструктуры, служащие для укрепления связей Поднебесной с Европой и южной акваторией Тихого океана через Индийский океан и Южно-Китайское море. Несмотря на рост собственного веса на мировой арене, Китай всё же чувствует огромное давление, оказываемое конкурентоспособностью других государств. Иными словами, соперники у КНР есть. Доклад о военном развитии Поднебесной указывает на то, что международная ситуация находится в стадии глубочайших изменений, причём стратегическое соперничество и противоречия на мировой арене растут, вследствие чего военное противостояние приобретает всё более жёсткие формы. Более того, официальный Пекин считает, что действия, направленные непосредственно против Китайской Народной Республики, на вмешательство во внутренние её дела, проявляются всё чаще. Неудивительно, что развитию военно-технического потенциала отводят в стране особое место. В одном из своих интервью Лян Гуанле – министр обороны Китайской Народной Республики, сделал заявление о том, что в основе великого возрождения Китая- процветание страны и усиление её вооружённых сил. В основе политики Китайской Народной Республики- стратегия обороны, и, стоит сказать, обороны активной. Это значит, что нападать первым Китай ни на кого никогда не станет, однако, в случае нападения на него, будет вести боевые действия наступательного характера, не ограниченные временными или пространственными рамками. Однако, принимая во внимание тот факт, что в вопросе военной модернизации Поднебесная всё же серьёзно уступает Российской Федерации и Соединённым Штатам Америки, в Китае она должна идти значительно более высокими темпами. В 1996 году полковник Академии военных наук КНР Хуан Шофэн (HuangShuofeng) в научной работе по сопоставлению военного потенциала США, России и Китая подсчитал, что совокупная военная мощь России составляет 67% от совокупной военной мощи Соединенных Штатов. При этом китайский полковник считает, что военная мощь Российской Федерации все еще соответствует уровню супердержавы, и Россия уступает США только по объему военных расходов. Совокупную военную мощь Китая данный эксперт оценивает в 77,7% от российской, при том, что военный потенциал стратегических вооружений Китайской Народной Республики составляет всего лишь 0,4% от аналогичного показателя России. Таким образом, сравнение совокупной мощи Поднебесной и мощью Соединённых Штатов Америки Хуаном Шофэном даёт следующую картину:военная мощность Китая составит примерно 52% от американской. Чтокасаетсястратегического вооружения, то здесь Пекин также уступает, причём как США, так и РФ, потенциалы которых практически сопоставимы. Уступающее в военной сфере своим ближайшим соперникам государство непременно будет сталкиваться с трудностями на пути становления полноправным полюсом силы в мире. Существует мнение, согласно которому Китай для достижения упомянутой выше цели выработал так называемую «трёхступенчатую стратегию возвышения»: -первая стадия – период строительства. Основной целью является поддержание мира во внешней среде, защита собственной территориальной целостности и суверенитета; -вторая стадия –этап формирования. Предполагается, что на данном этапе Китайская Народная Республика уже должна иметь силы для воздействия на те или иные политические события, их формирования и возврата собственных утраченных ранее территорий; -третья стадия – время признания международным сообществом усилий Пекина в его стремлении сформировать новый политический, экономический миропорядок, который призван обеспечить стратегический баланс и мировую стабильность. Нужно отметить, что одним из наиболее острых, неоднозначных вопросов во взаимоотношениях между великими державами является именно вопрос наращивания Китаем военного потенциала. Существующие супердержавы видят в данном процессе вызов их могуществу и влиянию на мировой арене, тогда как восходящая держава, коей является Китайская Народная Республика, старается оправдать рост своего военного могущества как средство гарантии защиты собственных растущих интересов. В вопросе построения военной системы сотрудничеству с Россией правительством Китайской Народной Республики отводится довольно значимая роль. Об этом свидетельствует заявление начальника штаба Национально-освободительной армии Китая ЧэньБиндэ, сделанное им во время визита в Российскую Федерацию в августе 2011 года. В заявлении он дал высокую оценку стратегическому сотрудничеству государств и отметил его результативность. Поднебесная рассматривает важность сотрудничества России и Китая в военно-оборонной сфере не в одностороннем порядке. Согласно заявлению министра обороны Российской Федерации Сергея Шойгу, озвученному им в ноябре 2014 года в ходе встречи с генерал-полковником СюйЦиляном - заместителем председателя Центрального военного совета Китайской Народной Республики, особое значение военно-техническое сотрудничество между Китаем и Россией приобретает сейчас, в условиях постоянно усложняющейся международной обстановки. В ответ на это СюйЦилян заявил, что данное партнёрство вступило на новый этап своего развития: теперь сотрудничество отражает общее желание обоих народов и играет важную роль в поддержании регионального и глобального мира. Китай охотно приобретает у Российской Федерации различное вооружение. Так, например, в период с 2000 по 2004 год им было куплено 100 истребителей типов Су-30МКК и Су-30МК2. На конец 2010 года количество истребителей этой марки достигло в КНР 283 единиц. Интерес вызывает роль Российской Федерации в создании Китаем авианосца собственного производства, выпущенного совсем недавно – в октябре 2011 года, но уже вызвавшего ажиотаж во многих странах. Подлинно известно, что при его создании китайская сторона использовала российский опыт и даже прибегала к помощи российских специалистов. Не повлияла на сотрудничество между двумя странами и смена руководства в Китайской Народной Республике в 2013 году, когда к власти пришли руководители пятого поколения лидеров Поднебесной. Уже в марте того же года Москвой и Пекином было подписано рамочное соглашение о поставке самолётов Су-35 и подводных лодок класса «Лада», что по замыслу китайского руководства должно снизить давление на китайские ПВО до того момента, как на боевое дежурство не выйдут китайские истребители-невидимки. В целом же сотрудничество с Москвой весьма позитивно сказывается на уровне военного развития Китая. Учитывая российский опыт и впитывая его, подобно губке, Китайская Народная Республика смогла добиться существенных результатов в продвижении собственных промышленных технологий. Истребитель-невидимка пятого поколения, например, по мнению западных аналитиков, создан при прямой поддержке российских исследователей и технологов, чем во многом обусловлен его успех на рынке. Также Россия и Китай проводят совместные военные учения. Особо хочется отметить прошедшие в мае 2015 года в Средиземном море учения, именуемые «Морским взаимодействием-2015», по прошествии которых, по мнению заместителя главнокомандующего ВМФ России вице-адмирала Александр Федотенков, стало ясно, что Российская Федерация и Китайская Народная Республика способны и готовы сообща реагировать на новые угрозы и вызовы в море, обеспечивать стабильность в любом регионе Мирового океана. Ядерный потенциал Китая за последние годы также существенно улучшил свои показатели. По данным американских источников, его ядерные силы способны поразить практически любую цель и практически в любой части света, и континентальная часть Соединённых Штатов Америки не является исключением. Новейшие системы, такие как DF-31, DF-31A, JL-2, делаютядерныйарсеналКитаяболее “живучим”. По мнению Комитета Палаты представителей США по национальной безопасности и экономическим связям с Китайской Народной Республикой полагает, что в недалёком будущем официальный Пекин будет готов разместить на своих межконтинентальных баллистических ракетах до 1000 термоядерных боеголовок, а это просто колоссальная мощь. Космической составляющей военно-технического потенциала Китая Пекином уделяется ничуть не меньше внимания. Еще в 2000 году, в ряде СМИ появились сообщения относительно того, что Китай провел успешные испытания антиспутникового оружия, получившего название «паразитический спутник». Это оружие может быть применено против различных типов спутников, в частности, связи, навигации и раннего оповещения на различных орбитах. В 2003 году КНР стала третьей в мире космической державой, которая имеет собственную пилотируемую космонавтику. В 2007 году, так же третьей, ей было продемонстрировано обладание технологией перехвата ИСЗ. В 2011 году Китайская Народная Республика запустила свою первую орбитальную станцию. Более того, была произведена успешная стыковка. Китай стал второй страной по количеству космических запусков, превзойдя в этом Соединённые Штаты Америки, но всё же уступив России. Наряду всё с этими же странами, Поднебесная имеет собственную глобальную спутниковую систему навигации – «Бэйдоу» и три действующих космодрома.В развитии Международной космической станции Китай не принимает никакого участия по причине развития собственной независимой программы национальных космических станций в на территории КНР. Принимая во внимание всё вышесказанное, нужно сказать, что основной целью Китая и его внешней политики всё же является создание благоприятной для долговременного экономического развития внешней среды. По мнению китайских экспертов, единственный способ достичь этой цели – избежать военной конфронтации с Соединёнными Штатами Америки, что отнюдь не означает, что Китай сознательно и целенаправленно будет уступать свои позиции Америке или любому иному государству. Пекин намерен лишь улучшить свои показатели, активно работая в различных плоскостях: политической, экономической и других. Китайские учёные склоняются к тому, что путь Китайской Народной Республики отличается от пути, по которому прошла Германия как в Первой, так и во Второй мировой войне, решившей изменить политический ландшафт, прибегнув к агрессивной, ужасающей войне. Также стратегия Китая отличается и от стратегии Советского Союза и Соединённых Штатов периода гонки вооружений.По словам известного китайского ученого ЧжэнБицзяня, КНР выработала свою стратегию мирного усиления, ключевыми элементами которой выступают такие компоненты, как открытие рынков, институциональные инновации, предпочтение изоляционизму экономической глобализации, налаживание взаимовыгодного сотрудничества с другими странами, при котором все стороны выигрывают. Однако Китай всё же не исключает возможность войны, причём как региональной, так и мировой. Если в первом случае основной стратегической целью должно быть достижение и поддержание военного превосходства, постоянный его характер, то во втором случае – в борьбе за мировое лидерство с теми же Соединёнными Штатами Америки – борьба будет развёрнута скорее в плоскости философско-идеологической. Одним из тех, кто придерживается такого мнения, является известный китайский аналитик ЯньСюэтун. При анализе мировой реальности он опирается на идею Сюнь-цзы, в которой выделяется три типа лидерства: гуманная власть, гегемония и тирания. Он утверждает, что США и КНР просто обязаны понять, что именно гуманизм как форма политического лидерства в действительности способен предопределить исход этой борьбы. Также он говорит о том, что руководству Поднебесной пора пересмотреть внутриполитические приоритеты и перейти от идеи молниеносного экономического развития к идее построения гармоничного общества, в котором нет места огромнейшей пропасти между людьми богатыми и бедными, а для этого необходимо отказаться от погони за сверхприбылью и вернуться к системе традиционных моральных ценностей. По мнению ЯньСюэтун, для того, чтобы успешно конкурировать с ведущими мировыми державами, у него должна быть состоявшаяся гуманная власть и качественные друзья. Для достижения этой цели, необходимо осуществлять более моральное лидерство, чем реальные и потенциальные конкуренты. В данном контексте ЯньСюэтунь обращается к развитию региональных альянсов с соседними странами, примером которых является Шанхайская организация сотрудничества. Бурное развитие Китайской Народной Республики позитивно сказывается на рядt весьма важных внутриполитических и внешнеполитических аспектов. Что касается первых, то здесь одним из ключевых моментов является то, что развитие Китая, его экономический рост и повышение благосостояния народа, позволяет укрепить позиции нынешней власти: по мнению многих представителей всемирного учёного сообщества, именно результаты и эффективность осуществляемой политики есть основные источники популярности коммунистической партии Китая. В каком-то смысле, это породило своего рода легитимность, основанную на эффективности. Внешнеполитическая составляющая включает в себя геополитические и идеологические аспекты. Конечно, бурное развитие Китая сказывается и на его положении в мире и разных регионах. Позиции государства укрепляются, расширяется география его интересов и присутствия в разных уголках планеты. Многим странам становится выгодно экономическое сотрудничество с этим государством, а по мере его углубления появляется интерес и в развитии связей в других плоскостях, в том числе и политической. Суть же идеологического аспекта заключается в том, что так называемая «китайская модель социально-экономического развития», основанная на симбиозе социализма и капитализма, что существует достаточно эффективная и сильная альтернатива западной модели развития государства. Это также позитивно сказывается на «геополитическом рейтинге» КНР. Таким образом, всё описанное в данной главе выпускной квалификационной работы наглядно демонстрирует, что Китайская Народная Республика идёт по пути активного вовлечения во всемирную геополитику. То, насколько эффективно будет это вовлечение, во многом определяется результатами региональной политики Китая, его положения в стратегически важных регионах планеты, и особую важность в данном контексте представляет Центральная Азия. ГЛАВА II. ГЕОПОЛИТИКА КИТАЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Прежде всего, нужно отметить ряд характерных черт, присущих центральноазиатскому направлению китайской геополитики. Географически Центральная Азия непосредственно примыкает к Китайской Народной Республике, и, как следствие, соседство это имеет довольно глубокую и богатую историю. Именно с Центральной Азией на протяжении весьма продолжительного периода времени Китай был связан многочисленными экономическими и военно-политическими нитями. Некоторые исследователи даже усмотрели своего рода «синхронность» в истории Китайской Народной Республики и различных государственных образований региона, утверждая, в частности, что могущественные кочевые империи возникали и рушились вместе с национальными династиями в Китае. Когда он погружался в пучину смуты и экономического упадка, поддерживать прежние отношения становилось невозможно: степь превращалась в конгломерат разрозненных племён, неспособных объединиться до тех пор, пока порядок в Поднебесной не будет восстановлен. Отношения Китая и стран Центральной Азии действительно было весьма тесным, а экспансия- обоюдной. Более того, существует мнение, что китайское общество было построено именно на контакте с народами Центральноазиатского региона и негативного и позитивного характера. Вплоть до начала XX века между Китаем и государствами Центральной Азии активно развивались экономические связи: Бухарский эмират, например, поддерживал отношения с Кашгаром. Но наступает продолжительный период отчуждённости геополитического характера Китая от региона Центральной Азии, связанный со вхождением последней в состав Советского Союза. Вновь Центральная Азия была рассмотрена Китайской Народной Республикой в качестве партнёра лишь после распада СССР. Теперь Китай открыл для себя «центральноазиатское окно возможностей». Пекин был готов заполнить образовавшийся на данном направлении вакуум, и теперь уже проникновение Поднебесной в Центральную Азию стало неизбежным. Действия Китая весьма специфичны: он осознаёт масштабы своего лидерского потенциала и стремится реализовать его как можно более выгодно и полезно для себя и как можно менее болезненно для всего мирового сообщества. Для этого официальный Пекин избирает тактику «заполнения лакун», проявляющуюся в наращивании своего присутствия там, где влияние других великих держав ослабевает или отсутствует вообще, избегая прямого столкновения геополитических и иного рода интересов. В Центральной Азии Пекин предложил ряд совершенно новых внешнеполитических подходов. Среди таких подходов - стратегия построения «гармоничного региона», которую Китай впервые предложил применительно именно к Центральной Азии, суть которой заключается в построении гармоничного региона на основе долгосрочного мира и совместного процветания. Также, в Центральной Азии Китай впервые предложил придерживаться «Шанхайского духа», основанного на взаимном доверии, взаимной выгоде, равноправии, совещании, уважении к многообразию цивилизаций, стремлении к совместному развитию. И именно в Центральной Азии Китай впервые системно предложил новую концепцию безопасности и сотрудничества на основе совместной безопасности, неприсоединения к блокам, неантагонизма и невыступления против третьих стран. И наконец, в Центральноазиатском регионе КНР предприняла первую попытку построения региональной организации сотрудничества нового типа. Кроме того, именно здесь Китай презентовал свою идею создания экономического пространства «Шёлковый путь» в рамках инициативы «Один пояс и одна дорога». На выступлении в Университете имени Назарбаева в Астане в сентябре 2013 года, Си Цзиньпин заявил о приверженности своей страны углублению связей со странами Центральноазиатского региона, указав на необходимость осуществления важных шагов на пути к общей цели в ближайшие годы. Китайский лидер указал на такие вопросы, как улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры, развитие свободной торговли, увеличение денежного обращения, расширение политических связей и улучшение взаимоотношений и повышение взаимопонимания между народами. Китайская Народная Республика не намерена в краткосрочной и среднесрочной перспективе становиться гегемоном в регионе Центральной Азии по нескольким причинам. Во-первых, принимая во внимание весьма глубокие и обширные экономические, политические, этно-культурные и иные связи Центральной Азии с другими мировыми державами, в частности, с Российской Федерацией, Соединёнными Штатами и многими другими, на данном этапе это попросту невозможно. Действия Пекина, направленные на достижение этой цели, могут повлечь за собой создание антикитайской коалиции, в которую непременно войдут геополитические конкуренты и соперники, что Китаю как активно развивающемуся государству совершенно не нужно. Во-вторых, эта задача потребует больших затрат (прежде всего материальных), что может ослабить позиции КНР на мировой арене и лишить многих важных партнёров. Наиболее целесообразна стратегия по достижению того, чтобы Центральноазиатский регион не попал под влияние потенциальных конкурентов Китайской Народной Республики. Важно также найти способ борьбы с различными радикальными течениями и идеологиями, в том числе и со странами региона. По задумке КНР, Центральная Азия должна стать для неё надёжным стратегическим тылом. В данном вопросе у властей Пекина вызывает беспокойство политика Вашингтона и его намерения расширить сферу своего присутствия в регионе, в том числе и военное, уже принявшее долгосрочный характер. Военно-политические интересы США в тихоокеанской части Евразии, союзы с Японией и Южной Кореей и «особые» связи с Тайванем создали связку между целями Вашингтона в отношении Китая и интересами США в Центральной Азии, более того происходит «азиатизация» НАТО за счет появления неформальных зон ответственности этой организации за пределами евроатлантического региона. Между тем, появление НАТО не только в Черном море, но и на берегах Каспия, в Центральной Азии означает коренную трансформацию геополитических контуров этой части Евразии, заход в глубокий тыл России, Ирана и в определенной степени Индии и Китая, возникновения нового центра давления. Здесь нужно сказать о значении сотрудничества Китайской Народной Республики с Российской Федерацией, с которой у Китая по вышеуказанной проблеме и многим другим совпадают позиции и взгляды. Россия также не приемлет долгосрочное военное присутствие Соединённый Штатов Америки в Центральноазиатском регионе без видимой на то необходимости. Более того, зародившись в Центральной Азии, процесс распространился на Кавказ и Грузию. В то же время Россия постепенно ослабила свои позиции в Прибалтике и Восточной Европе. В совокупности всё это даёт следующую картину: Америка постепенно устраняет Россию как своего ближайшего конкурента в регионе Центральной Азии, Украине, Кавказе, что может привести к потере российского контроля в этих стратегически важных регионах. Надо сказать, что самим странам региона тоже выгодно развивать отношения с Китаем. Хотя в начале 1990-х годов у стран региона в целом отсутствовало четкое понимание места и роли КНР в своих внешнеполитических приоритетах, а также осознание необходимости форсирования процесса сближения с Пекином, что было обусловлено рядом факторов. В частности, основные надежды стран Центральной Азии по выходу из экономического кризиса тогда были связаны с Россией, промышленно разви....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: