VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Советско-турецкие взаимоотношения

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011411
Тема: Советско-турецкие взаимоотношения
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «КубГУ»)


Кафедра истории, обществознания и педагогических технологий







КУРСОВАЯ РАБОТА


Советско-турецкие взаимоотношения

Работу выполнила _____________________________ Л. В. Торосян
      (подпись, дата)                   (инициалы, фамилия)
Филиал ФГБОУ ВО «КубГУ» в г. Славянске-на-Кубани
Направление 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки – История, Право)
Научный руководитель
доцент кафедры,
канд. ист. наук _______________________________ О. Б. Клочков
      (подпись, дата)                   (инициалы, фамилия)
Нормоконтролер
доцент кафедры,
канд. ист. наук _______________________________ 
      (подпись, дата)                   (инициалы, фамилия)
       








Краснодар 2018

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..
3
1
Советско-турецкие отношения с момента возникновения и до Второй мировой войны включительно……………………………………….......

8
2
Советско-турецкие отношения после окончания Второй мировой войны, во время Холодной войны, и периода нормализации………….

22
Заключение…………………………………………………..…………………
33
Список использованных источников…………………………………………
36


ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность выбранной темы обусловлена активизацией последние годы политического, социально-экономического и культурного сотрудничества России и Турецкой республики в связи, с чем возрос интерес к истории отношений двух стран, в различные исторические отрезки времени. Сами отношения эти были не всегда однозначными, имеют длительную историю и делятся на различные периоды. Научный интерес проявляется, в том числе к советскому периоду российско-турецких отношений, когда века непримиримого геополитического соперничества России и Турции, как великих держав, постепенно сменились относительной мирной стабильностью и политическим сотрудничеством, а также, что более важно, возникновению экономических, культурных и гуманитарных связей. Этот исторический поворот и феномен нуждается в некотором научном осмыслении. Эпоха отношений между СССР и Турецкой республикой имела определенные перепады в уровне сотрудничества, в связи с чем, с известной условно можно выделить разные этапы советско-турецких отношений. 
     Историография курсовой работы. Советско-турецкие отношения в целом, рассматривались в работах многочисленных авторов, среди которых необходимо выделить экс-министра иностранных дел России И. С. Иванова, который посвятил большей труд истории российского Министерства иностранных дел [9]. Историк Н. Г. Киреев рассматривает советско-турецкие отношения в книге «История Турции XX век» [13]. А. Корицкий в своей статье «Турция: 85 лет дипломатическим отношениям» [16] также совершает исторический обзор советско-турецким отношениям за весь период охватываемой темы. 
     Особый интерес вызывает первоначальный этап советско-турецких отношений, который детально рассмотрен во многих работах. Так П. П. Моисеев в своей работе «Турция: от полуколониальной экономики империи к хозяйственной самостоятельности империи» уделяет внимание советско-турецким экономическим связям, благодаря которым Турции удалось обрести экономическую самостоятельность [17]. Б. М. Поцхверия в своей книге «Турция между двумя мировыми войнами: очерки внешней политики» описывает успехи советско-турецкого сотрудничества во времена М. К. Ататюрка [20]. Ю. Н. Розалиев в своей работе «Мустафа Кемаль Ататюрк» рассматривает личный вклад турецкого лидера в укреплении добрососедских отношений с советским государством [22].
     Отдельный блок актуальных вопросов темы исследования выделен в отдельный период Второй мировой войны с акцентом на начальный ее этап. Этим вопросам посвящены работы В. А. Бабинцева [1], среди которых необходимо выделить «Англо-франко-турецкий пакт от 19 октября 1939 г.» о появлении в советско-турецких отношениях недоверия в свете начавшейся Второй мировой войны. Аналогичная тема разрабатывается в работе А. Ю. Безугольного «Ни войны, ни мира: Положение на советско-турецкой границе и меры советского руководства по предотвращению турецкой угрозы в первый период Великой отечественной войны» [2]. Д. Е. Еремеев этому же вопросу посвятил фундаментальный труд «Турция в годы Второй мировой и Холодной войны (1939-1990)», где автор оценивает советско-турецкие отношения периода войны, как сложный и очень опасный [8]. Историк А. Н. Сахаров среди работ посвященных истории российской и советской дипломатии, обратил внимание на этот этап в своей работе «Война и советская дипломатия: 1939–1945 гг.», где оценивает советско-турецкие отношения, в начальный период Второй мировой войны, как опасные и неопределенные [24].
     Советско-турецкие отношения после окончания Второй мировой войны, и начала Холодной войны, вызывали пристальный интерес среди историков. Этот этап исследован в работе В. И. Данилова «Турция после Второй мировой войны: демократический эксперимент продолжается» [3], где указывается, что недальновидная политика советского руководства переориентировала турецкую внешнюю политику в сторону Запада. Бакинский исследователь Дж. Гансалы в своей книге «СССР – Турция: полигон «холодной войны»», оценивает послевоенный этап советско-турецких отношений, как провальный [7]. Аналогиного мнения придерживается Н. И. Капченко в своей работе «Внешнеполитическая концепция Сталина» [12]. Исторический взгляд на развитие этих отношений в свете турецко-армянского вопроса, в том числе и по послевоенному периоду, представлен в работе Г. Х. Саркисяна «История армянского народа: С древнейших времен до наших дней», где отмечаются ошибки советской внешней политики в их непоследовательности [23].
     С 60-х годов начинается, самый благоприятный и плодотворный этап советско-турецкого сотрудничества, который нашел отражение в работах таких историков Дж. Кайгусуз «Особенности советско-турецких экономических отношений в 1960-е годы» [10], В. Н. Коптевского «Россия – Турция: этапы торгово-экономического сотрудничества» [15]. В этих работах дается высокая оценка восстановления советско-турецких отношений на прежнем, и даже более высоком уровне. Рассматриваются советско-турецкие связи в свете кипрской проблемы.
     В работе используются материалы диссертационных исследования посвященным проблемам советско-турецких отношений, например П. Е.Калугин [11], а также многочисленные научные статьи, опубликованные в печатных периодических изданиях и сетевых ресурсах. 
     Объектом исследования послужили история советской внешней политики, в отношении Турецкой республики. 
     Предметом исследования в курсовой работе являются советско-турецкие отношения в политическом, экономическом и социально-культурном аспектах с 1918 по 1991 годы.
     Цель исследования заключается в выявлении исторических закономерностей советско-турецких отношений с момента возникновения и до появления новейшей России.
     Задачами исследования послужили:
     - исследование возникновения и укрепления советско-турецких отношений;
     - анализ советско-турецких отношений в канун и на протяжении Второй мировой войны;
     - рассмотрение на основе научных методов послевоенного периода и втягивание советско-турецких отношений в орбиту Холодной войны;
     - изучение и анализ укрепления добрососедских отношений между СССР и Турцией при окончании Холодной войны.
     Источниковой базой курсовой работы послужили материалы международных договоров, конференций, стенограммы советских партийных съездов и выступления на них советских лидеров В. М. Молотова [26], Л. И. Брежнева [29]. Выступление на июньском пленуме ЦК КПСС Н. С. Хрущева [19]. Использованы статьи и мемуары Г. В. Чичерина [28] по советско-турецкой дипломатической работе.
     Хронологические рамки курсовой работы охватывают c 1917 года до 1991 г. В качестве нижней границы взята Великая Октябрьской Социалистической Революции, с односторонним прекращением боевых действий на фронтах Первой мировой войны. В качестве верхней границы юридическое прекращение Союза ССР в 1991 году.
     Географические рамки работы охватывают регионы соприкосновения советско-турецких национальных интересов: это Закавказье, Черное море, Черноморские проливы, Балканы, Ближний и Средний Восток, Восточное Средиземноморье, Средняя Азия.
     Методологическая база исследования. В работе применены традиционные методы и приемы исторического исследования. Метод историзма состоит в последовательном и широком охвате взглядов, доктрин, концепций советско-турецких отношений в течении исторического времени. Этому методу свойственна некоторая описательность, а также фиксация событий и взглядов на эти события различных сторон участников.
     Логический метод состоит в фиксации развития внутренней логики исследования, системы категорий, проблемного построения анализа.
     Метод сравнения, или компаративный подход состоит в сравнении различных теоретических подходов, друг с другом, и с действительностью. Распространен эклектический принцип, суть которого состоит в попытках синтеза различных теоретико-исторических подходов, для их непротиворечивого толкования.
     Структура курсовой работы соответствует задачам исследования. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.


1 Советско-турецкие отношения с момента возникновения и до Второй мировой войны включительно

     К моменту русской революции и последующему приходу большевиков к власти, Россия находилась в состоянии войны с Османской империей, которая вступила в войну на стороне Центральных держав 30 октября 1914 года [3]. После Октябрьской революции, когда Россия односторонне прекратила воевать, Османская империя несколько месяцев воевала на стороне Германии против России, вплоть до подписания Брестского договора 3 марта 1918 года [4].
     Одновременно в начале 1918 года начинается процесс политического самоопределения Закавказья: так 22 апреля 1918 года провозглашается Закавказская демократическая федеративная республика, которая отказалась признавать условия Брестского договора. Однако через месяц под давлением Османской империи, Закавказская республика распадается на три государства, в результате в конце мая 1918 года была провозглашена Грузинская Демократическая Республика, Азербайджанская Демократическая Республика и Республика Армения (декларация Армянского национального совета о создании государства в армянских уездах была принята 30 мая) [18].
     Первая мировая война постепенно шла к своей развязке, и к октябрю 1918 года Османская империя фактически перестала сопротивляться войскам Антанты. 30 октября 1918 года правительство Талаат-паши подписали Мудросское перемирие с представителями Антанты, ознаменовавшее поражение Османской империи в войне. После этого Армянская республика восстановила контроль над русско-турецкой границей по состоянию на 1914 год, и де факто присоединяется к странам Антанты [17].
     Территория Османской империи оказалась оккупирована странами Антанты (Великобританией, Францией, США, Италией, Грецией). 10 августа 1920 года в результате переговоров между странами Антанты и присоединившимися к ним государствами, с одной стороны, и Османской империей – с другой, был подписан Севрский мирный договор. Османская империя, согласно этому договору, признавала суверенитет Армении, которая должна была получить доступ к Чёрному морю и дополнительные территории в пределах районов Ван, Битлис, Эрзурум и Трапезунд.
     Однако раздел турецкой территории между державами-победительницами, и особенно участие в этом разделе Греции и Армении вывала волну социального возмущения. В это время бремя работы по созданию общенациональной организации взял на себя один из самых успешных генералов османской армии Мустафа Кемаль. В Турции устанавливаются два центра политической власти: с одной стороны подконтрольное странам Антанты правительство султана Мехмеда VI Вахидеддина, с другой стороны Представительный комитет Великого национального собрания Турции (ВНСТ), во главе М. Кемалем. Все попытки администрации султана взять под контроль территорию кемалистов потерпели поражение. Таким образом, турецкие националисты не дали правительству сутана признать и ратифицировать Севрский мирный договор. Началась вооруженная борьба кемалистов против иностранной интервенции, прежде всего против греков. Когда армянские вооруженные силы попытались оккупировать территорию Западной Армении, получили вооруженный отпор со стороны турецкой армии. В итоге армянское правительство 3 декабря 1920 года пошло на подписание унизительного Александропольского мирного договора, по которому территория Армении сокращалась до Ереванского и Гокчинского районов, а ее вооруженные силы не должны были превышать 1,5 тысячи человек [20, с. 24].
     Однако судьба этого договора тоже оказалась недолгой и уже 4 декабря 1920 года на территории первой Армянской республики дислацировались части Красной армии и была установлена Советская власть, подконтрольная Советской России. Александропольский мирный договор был аннулирован, дальнейшие переговоры по поводу армяно-турецкой границы велись, со стороны Турции, уже с Москвой.
     Период с мая 1919 года и до октября 1923 года, когда было подписан Лозанский мирный договор, часто именуют войной за независимость Турции. В советской историографии эта война называется национально-освободительной войной турецкого народа [20, с. 28]. Этот период интересен тем, что именно тогда зарождаются советско-турецкие дипломатические отношения. Правительство кемалистов остро нуждалось дипломатическом признании. И Турция, и Советская Россия переживали в тот период довольно схожие проблемы: военное поражение, территориальный распад, кризис власти, гражданская война, иностранная интервенция, голод. Мустафа Кемаль понимал, что ему не удастся отстоять государственность и территориальную целостность метрополии без союзнической поддержки, и поддержку эту надеялся получить от Советской России. Он предполагал создание общей военной стратегии. Военная помощь советского правительства дал бы возможность туркам победить греческую интервенцию. Одновременно, по мнению кемалистов, взаимодействие с Турцией на Кавказе могло помочь Советской России быстрее и эффективнее установить советскую власть в Закавказье и избавило бы её от прочей «империалистической» опасности на юге. И председатель ВНСТ М. Кемаль обратился за военной помощью к председателю СНК РСФСР В. И. Ленину, с предложением установления дипломатических отношений. Помощь эта касалась, прежде всего, оказания военного давления на дашнакское правительства Армении и на меньшевистское правительство Грузинской Демократической республики, с целью вытеснения из региона представителей и агентов Великобритании. В ответ Турция сосредоточилась бы на вытеснении Греции и Великобритании с территории, которую турки считают своей бесспорно, поскольку создание английского плацдарма в Закавказье, по мнению М. Кемаля, равно не выгодно Москве. 3 июня Народный комиссар иностранных дел Г. В. Чичерин по указанию В. И. Ленина направил письмо турецкому правительству с предложением дружбы и поддержки. В июле 1920 года началась совместная подготовка советско-турецкого договора о дружбе, а 14 августа турецкую делегацию принял В. И. Ленин [20, с. 31].
     Примерно в это же время в июне 1920 года между Турцией и завязался пограничный конфликт, в ходе которого Советская Россия поддержала Турецкую республику. Широкомасштабные военные действия между турецкими и армянскими вооруженными силами начались 20 сентября 1920 года, Турецкой армией были взяты Саракамыш, Карс, подступы к Адрианополю и дальнейшая логика борьбы привела к заключению Адрианопольского мира, к фактическому падению дашнакского правительства и установлению советской власти в Армении о котором говорилось выше. В боевых действиях с территории Нахичевани на стороне Турции принимала участие части 11-й армии РККА [22].
     На это раз новое правительство Советской Армении и правительство Советской России отказались признавать условия Адрианопольского договора, признавая их унизительными, по которому практически вся территория Армении признавалась протекторатом Турции.
     В феврале 1921 г. турецкая делегация во главе Юсуфом Кемаль-беем – депутатом ВНСТ, отправилась в Москву для продолжения переговоров. Эти переговоры были осложнены ведением турецкой стороной других переговоров в Лондоне между министром иностранных дел Турции Бекиром Сами-беем и британским премьер-министром Д. Ллойд-Джорджем. В частности британская сторона в случае срыва московских переговоров предлагала туркам полный протекторат над всем Закавказьем, включая Бакинские нефтяные прииски [20, с. 30].
     Однако московские переговоры продолжились и завершились подписанием договора от 16 марта 1921 года. Этот договор денонсировал все прежние договоры Российской и Османской империй, советские республики обязались не признавать навязанный ранее странами Антанты Севрский мирный договор. Договор впервые в международных отношениях устанавливал понятие Турция, и знаменовал рождение Турецкой республики. 
     Ст. 1 договора признавала Турцией «территории, включённые в Национальный Турецкий Пакт от 28 января 1920 года, выработанный и провозглашённый Оттоманской палатой депутатов в Константинополе», т.е. правительство М. Кемаля. Территории Карского уезда, часть территории Батумской области и Сурмалинского уезда (с горой Арарат) отходили Турции. Северная часть Батумской области вместе с Батумом отходил Грузинской ССР, но в Батуме за турками сохранялись торговые привилегии. Нахичевань вместе с Шаруром, ранее входившим в состав Эриванской губернии, с правами автономии передавалась Азербайджану, при условии, что «Азербайджан не уступит этого протектората третьему государству». Таким образом, Московский договор устанавливал северо-восточную границу Турции. Вопросы международного статуса Черного моря и проливов адресовались будущей международной «Конференции из делегатов прибрежных государств, при условии что вынесенные ею решения не нанесут ущерба полному суверенитету Турции, равно как и безопасности Турции и её столице Константинополю» [23, с. 92].
     По настоянию турецкой стороны к переговорам не приняли участия представители Азербайджанской ССР, Армянской ССР и Грузинской ССР, поэтому в продолжении работы и закрепления достигнутых позиций, с 26 сентября по 13 октября 1921 года была проведена Карская конференция в целях упорядочения отношений между Турцией и советскими республиками Закавказья.
     Армянскую ССР на Карской конференции представляли нарком иностранных дел республики Асканаз Мравян и нарком внутренних дел республики Погос Макинзян, Грузинскую ССР – нарком военно-морских дел Шалва Элиава и Александр Сванидзе, Азербайджанскую ССР – Бехбуд Шахтахтинский, Турцию – депутат ВНСТ Казим Карабекир-паша, командующий восточным фронтом Вели бей и др. Советскую Россию на конференции представлял Яков Ганецкий. Договор был заключен 13 октября 1921 года, а вступил в силу с 11 сентября 1922 года [3].
     Переговоры проходили тяжело, поскольку турецкая делегация настаивала на заключении не общего договора, а отдельных договоров с каждой отдельной республикой. Однако закавказские республики отвергли эту инициативу и выступили в унисон. Карский договор распространил основные положения Московского договора, предусматривавшего меры по установлению торговых отношений и регулированию финансово-экономических вопросов, добавив к ним ряд статей – об облегчении перехода границы жителями пограничных зон. Им было предоставлено право пользоваться пастбищами, расположенными по другую сторону границы. 
     Обращает на себя внимание, как советская власть в обоих договорах прибегает к тактике территориальных уступок, опробованных еще при заключении Брестского договора. Ощущение, что большевики не сомневались в глобальном капиталистическом кризисе и в неизбежности мировой революции.
     Кроме упомянутых территориальных уступок, советское правительство предоставило Турции и значительную военно-материальную и финансовую помощь, например, после московских переговоров турецкая делегация привезла в Анатолию 4 млн. рублей золотом [3], и эта помощь была далеко не единственной.
     Тем временем Война за независимость Турции подходила к концу, и к октябрю 1922 года турецкая армия очистила практически всю западную часть метрополии, нанеся ряд сокрушительных поражений греческим войскам. 11 октября 1922 года в городе Мудания было заключено перемирие. С 20 ноября 1922 года по 24 июля 1923 года проводила свою работу Лозаннская конференция, созванная по инициативе Великобритании, Франции, Италии для подготовки мира с Турцией и определения режима использования черноморских проливов. В работе конференции приняли участие, так же Греция, Румыния, Королевство сербов, хорватов и словенцев, Япония, США. Принимали участие представители Болгарии и СССР, однако ведение ими переговоров было ограничено вопросами касающихся черноморских проливов. Это было сделано по инициативе стран Антанты. Советскую делегацию, на платформе СССР представлял Г. В. Чичерин. Общий тон советских усилий был направлен на защиту интересов Турецкого правительства. Лозаннский договор при поддержке Советской России признал целостность новой Турции, был сохранен территориальный суверенитет Турции над Черноморскими проливами, при сохранении фактически свободного прохода военных кораблей в мирное время (дальнейшую судьбу проливов предстояло решить отдельной конференцией). Главным же итогом Лозаннской конференции было фактическое признание западными державами суверенитета Турецкой республики и выведение с ее территории иностранных войск.
     В это время в советско-турецких отношениях возникает другая проблема: на территории Турции в Карсе проживали молокане – религиозная секта, проповедовавшая теорию ненасилия и отказа от войны, состоявшая из этнических русских. Между ними и турецкой администрацией стали возникать конфликты, в результате чего молокан стали выгонять из своих домов и заселять эти дома турками. Турецкие власти подозревали в молоканах агентов влияния Москвы, которые могут стать впоследствии поводом для территориальных претензий к Карсу. С 2 августа 1922 года работала специальная комиссия по молоканской проблеме [3], которая не была до конца приемлемо решена.
     Осложняло советско-турецкие отношения и попытки советского правительства вести переговоры с Исмаилом Энвер-пашой, который представлял оппозицию к М. Кемалю и с 1920 года находился в Москве. Кемалисты опасались Энвер-паши, и возможной попытки его захватить в Турции власть, в связи с его высокой поддержкой среди тюрков. Однако большевики пытались его использовать по другому поводу. Г. В. Чичерин полагал, что Энвер сможет помочь в борьбе с басмачеством в Туркестане. Однако Ататюрк был недоволен тем, что советские власти организовали встречу Энвера с родственниками в Батуми, подозревая заговор против власти кемалисткого правительства. Через год, в результате сложных обстоятельств Энвер оказался на стороне басмачей и погиб в бою с частями Красной Армии 4 августа 1922 года недалеко от г. Больджувона (современный Таджикистан) [20, с. 46], что несколько успокоило турецкую сторону.
     Следует отметить, советско-турецкий диалог развивался в постоянном недоверии сторон друг к другу. Следует упомянуть, например, дипломатический скандал, развернувшийся по поводу обвинения нескольких турецких дипломатов в Москве и их арестом 22 апреля 1922 года, улаживать который совместными усилиями [28].
     В целом переговорный процесс между СССР и Турецкой республикой был успешно продолжен. Так к Московскому договору был присоединен договор, подписанный 17 декабря 1925 года в Париже: «Договор между Союзом ССР и Турцией». В 1927 году СССР подписала с Турцией первый торговый договор, который был первым торговым договором Советского Союза с азиатской страной. Затем 17 декабря 1929 г. был подписан протокол между Советским Союзом и Турцией о продлении договора 1925 года, а 7 марта 1931 года был подписан дополнительный к нему протокол. В 1931 году был заключен советско-турецкий торговый договор, расширивший возможности торговли по сравнению с договором 1927 года.
     В 1932 году СССР предоставило Турецкой республике заем в размере 8 млн. долларов США для приобретения в Советском Союзе машин и промышленного оборудования. Советский Союз оказывал Турции научно-техническую помощь, посылая своих инженеров для выполнения проектных работ. В советских высших и средних специальных учебных заведениях стали готовится турецкие специалисты.
     В 1936 году по инициативе Турции в швейцарском городе Монтре состоялась конференция с участием черноморских стран Турции, Румынии, Болгарии, СССР. А также нечерноморских стран Великобритании, Франции, Греции, Югославии, Австралии и Японии. 20 июля 1936 года была принята конвенция, которая восстанавливала суверенитет Турции над проливами Босфор и Дарданеллы из Чёрного в Средиземное море. Турции при поддержке СССР удалось добиться ограничения прохода военных кораблей нечерноморских стран через проливы, в мирное время общим тоннажем не более 30 000 тонн и включая только легкие надводные корабли, сроком не более на 21 суток, при условии предварительного уведомления турецких властей. В случаях военного времени или участия в войне Турции, она оставляла за собой право запрещать проход через проливы любых военных судов. Турция так же оставляла за собой право на запрет прохода через проливы военных кораблей любой воюющей страны [12]. Указанная конвенция действует до настоящего времени.
     10 ноября 1938 года умирает Мустафа Кемаль Ататюрк. Подводя итог первому самому насыщенному событиями этапу советско-турецких отношений, которым предстояло быть испробованными на прочность событиями Второй мировой войны, можно констатировать следующее:
     Во-первых, в ближневосточных отношениях Советская Россия сделала ставку на развитие и упрочение дружественных отношений с Турцией, поскольку на них было завязано многое, в том числе и соперничество с великими державами (Великобританией, Францией, Германией), и налаживание дружественных и взаимовыгодных отношений со странами ближнего и среднего Востока. Например, через тюрков советская дипломатия наладила отношения с Ираном.
     Во-вторых, на базе Московского договора 1921 года, СССР сумело наладить торговое сотрудничество с Турцией, что было необходимо для восстановления социально-экономической стабильности Советских республик, после периода гражданской войны.
     В-третьих, добрососедскими отношениями с Турцией СССР сумел добиться безопасности своих южных рубежей, приемлемого режима политической безопасности на Черном море и использования Черноморских проливов.
     23 августа 1939 года между Германией и СССР был заключен пакт о ненападении, что многими политическими центрами, в том числе в Турции было воспринято негативно, так же как за год до этого воспринимался Мюнхенский пакт – по сути, как приглашение нацистской Германии действовать более решительно в отношении своих соседей. 1 сентября Германия напала на Польшу, а 3 сентября Великобритания и Франция объявили войну Германии, так началась Вторая мировая война.
     Вся внешнеполитическая программа Турции в этот период сводится к удерживанию от втягивания в войну и военные операции Второй мировой. Турция пытается  создать прочную оборонительную систему для подавления возможной агрессии и укрепить ее путем заключения международных договоров, в том числе с СССР. После капитуляции Польши члены турецкого посольства в Варшаве во главе с послом Джемал Хюсню Тараем покинули страну вместе с польским правительством и переехали в Бухарест. Однако пребывание в Бухаресте было кратковременным и турецкие дипломаты из Румынии вместе с польским правительством отправились во Францию, а в1940 году уже после капитуляции Франции вернулись в Анкару.
     Общественное мнение Турции, в частности большинство печатных изданий, считали СССР таким же зачинщиком войны, как и Германию [6]. Вторжение СССР в Польшу присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии, выдвижение территориальных претензий к Румынии, нападение на страны Прибалтики и Финляндию, за всем за этим политические круги Турции очень внимательно следили. Учитывая сложную историю отношений с Россией, а затем Советским Союзом из-за черноморских проливов и Советской Армении в Турции желали получить от СССР определенные гарантии, которые тот не торопился давать. При этом Турция лавирует между политическим влиянием стран Оси с одной стороны, так и Великобританией с Францией с другой, с одновременным курсом на продолжение и углубление отношений с СССР.
     26 сентября 1939 года в Москву по поручению президента Исмет Иненю пребывает турецкая делегация во главе с министром иностранных дел Шюкрю Сараджодгу. Однако министр был приглашен к Сталину и Молотову, только 1 октября.
     Дело в том, что накануне 23 июня 1939 года Турция заключила тройственный договор о взаимопомощи с Великобританией и Францией, который был обнародован сразу после начала войны. С этим договором и предложением Советскому Союзу присоединиться к нему Сараджодгу и прибыл в Москву 26 сентября. Присоединение СССР к этому договору турецкой стороной мыслилось, как создание системы коллективной безопасности в Европе. Однако советская сторона не высказала заинтересованности участия в этом договоре, предложив оформить очередное соглашение с Турцией в двухстороннем порядке. Турция в таком случае настаивала на подписании двухстороннего пакта о взаимопомощи, но мнение советской стороны было уклончивым. И. Сталин не мог давать никаких гарантий англо-французской стороне, в свете советско-германского пакта. Наличие англо-франко-турецких договоренностей ставили в тупик переговорный процесс. Советская сторона считала такая уступка будет направлена против Германии. Сталин напомнил, что «когда имеешь дело с французами и англичанами, то нужно помнить, что это люди, выполняющие свои обязательства только тогда, когда им это выгодно, и не выполняющие обязательства, когда им это невыгодно, например в случаях с Чехословакией, Польшей» [6].
     Ш. Сараджоглу до 16 октября оставался в Москве, но дальнейшие переговоры оказались бесплодны. Советское правительство имело серьезные разногласия с Англией и Францией, а потому подозревало, что турецкие представители выполняют их заказ, и ко всему относилось с подозрением. С другой стороны, сотрудничество с Германией в этот период стало стержневой линией советской внешней политики. В это время СССР больше интересовал вопрос раздела вместе с Германией сфер влияния на Балканах или удовлетворение своих территориальных претензий к некоторым балканским странам, чем предоставление Турции неких гарантий. Кроме того советская сторона поставила Германию в курс дела относительно смысла советско-турецких переговоров.
     19 октября 1939 году англо-франко-турецкий пакт о взаимопомощи был подписан сроком на 15 лет. СССР не принял в нем участия. Следует отметить, что Турция на протяжении всей Второй мировой войны, так и не позволила Великобритании (Франция была разгромлена в 1940 году) воспользоваться его условиями против Германии. Это касалось предоставления турецкой территории под коммуникации вооруженных сил Великобритании и королевского флота [1].
     Объясняя значение этого документа парламенту президент Турции И. Иненю сказал 1 ноября 1939 года: «В подписанном 19 октября договоре достигнута возможность, не выступая против какого-либо государства, всюду, где возможно, сохраняя международный мир и безопасность, обеспечить нашу собственную безопасность. Этим договором мы преследуем цель превратиться в островок безопасности в Европе, охваченной трагедией войны, и предотвратить расширение арены войны. Мы считаем своей главной обязанностью и завтра, как и сегодня, уберечь нашу страну и держать ее вне войны, при условии соблюдения безопасности и обязательств» [1].
     Турция в этот сложный период была крайне сдержана в оценках действий советского руководства. Так, например, после начала Советско-финской войны 25 декабря представители Турции не голосовали за исключение СССР из Лиги Наций. Справедливости ради, следует отметить, что Советский Союз относился к Турции аналогичным образом. Дипломатические стрелы советского руководства летели в английских и французских представителей, не касаясь оценки турецкого руководства. Великобритания и Франция в многочисленных речах В. Молотова обвинялась в попытках втянуть Турцию в войну. Так 6 ноября 1939 г. в канун очередной годовщины Октябрьской революции В. Молотов вновь выступил с докладом и вновь коснулся вопросов, связанных с Турцией: « что уже нельзя закрывать глаза на то, что идет активный процесс втягивания нейтральных стран в войну. Таким образом, расширяется арена военных действий. Например, известно, какие серьезные проблемы породили заключенные Турцией с Англией и Францией пакты о взаимопомощи» [2].
     Последующие неудачи Франции на театрах Второй мировой войны, подстегнули Турцию к поиску диалога с нацистской Германией. 18 июня 1941 г. Турция заключает с Германией пакт о дружбе и ненападении, обоюдовыгодный договор. Германия  впредь могла не опасаться угрозы или даже «недружественных действий» с юга, и могла вести войну против СССР. В свою очередь Турция же могла быть уверена, что не разделит в ближайшее время судьбу Польши. С этого времени и до конца Второй мировой войны Турция была обречена лавировать между Великобританией  и США с одной стороны, и Германией с другой. Отношения с Советским Союзом сохранялись довольно прохладными.
     В период Великой Отечественной Войны, особенно на ее раннем этапе турецкие лидеры выслушали немалое количество предложений немецкого руководства относительно военного сотрудничества. Однако ни разу эти отношения не выходили за рамки экономического, технического и консультативного взаимодействия. Если к 1940 г. торговый оборот между СССР и Турции снизился в 10 раз, а в годы Великой Отечественной Войны вообще упал до нуля, то Германия стала для Турции, в этот период, экономическим партнером номер один [2]. Так в Германию поставлялся необходимый для обмундирования вооруженных сил хлопок, хром необходимый для бронетехники и т.д. Необходимо отметить, что на протяжении всей войны Турция дислоцировала на границе с СССР достаточное количество войск, всего, по всей стране, было мобилизовано до 1 миллиона человек.
     Только в 1944 г., видя бесперспективность дальнейшей дружбы с нацистской Германией, Турция предприняла первые шаги по улучшению отношений с СССР, согласившись выдать Советскому Союзу всех бежавших на ее территории советских граждан сотрудничавших с нацистской администрацией на оккупированных территориях [7]. Наконец 2 августа 1944 г. Турция разорвала все отношения с Германией, 12 января 1945 года открыла Черноморский проливы для прохода англо-американских транспортов, перевозивших грузы по ленд-лизу в СССР, а 23 февраля объявила Германии войну. Это обстоятельство позволило считать Турцию страной победител.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44