- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Совершенствование технологий обучения персонала
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K012370 |
Тема: | Совершенствование технологий обучения персонала |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЕЛАБУЖСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА Направление подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» Профиль: «Экономика и управление» Группа № 374 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ПАЛАТЫ ПЕРСПЕКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ЕЛАБУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН) Работа завершена: «___» _________ 2017 г. ____________________ Работа допущена к защите:научный руководитель к.э.н., доцент Р.Р.Ганеева «___» _________ 2017 г. ____________________ Заведующий кафедрой к.э.н., доцент А.Р.Гапсаламов «___» _________ 2017 г. ____________________ А.Р.Гапсаламов Оглавление ВВЕДЕНИЕ 3 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА 8 1.1 Понятие и эволюция технологий обучения 8 1.2 Методы и формы обучения персонала 15 1.3 Российский и зарубежный опыт применения современных технологий при подготовке специалистов 20 2. АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В МКУ «ПАЛАТЕ ПЕРСПЕКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» ЕМР РТ 26 2.1 Общая характеристика МКУ «Палаты перспективного социально-экономического развития» ЕМР РТ 26 2.2 Анализ технологий обучения в МКУ «Палате перспективного социально-экономического развития» ЕМР РТ 33 2.3 Оценка технологий обучения персонала в МКУ «Палате перспективного социально-экономического развития» ЕМР РТ 39 3.1 Недостатки используемых технологий обучения персонала в МКУ «Палате перспективного социально-экономического развития» ЕМР РТ 48 3.2 Мероприятия по совершенствованию технологий обучения персонала в МКУ «Палате перспективного социально-экономического развития» ЕМР РТ 51 3.3 Социально-экономический эффект предложенных мероприятий в МКУ «Палате перспективного социально-экономического развития» ЕМР РТ 54 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62 ПРИЛОЖЕНИЯ 68 ВВЕДЕНИЕ Актуальность.Обучение персонала для большинства российских организаций в настоящее время приобретает особое значение. Это связано с тем, что работа в условиях рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации персонала, знаниям и навыкам работников: те знания и навыки, которые помогали персоналу успешно работать еще вчера, сегодня теряют свою действенность. Очень быстро изменяются как внешние, так и внутренние условия функционирования организации. Кроме того, происходит моральное устаревание знаний (примерно 10-15% знаний в год устаревают), поэтому необходима постоянная амортизация знаний. Все больше организаций проводит широкомасштабное обучение персонала разных уровней, понимая, что именно обученный, высококвалифицированный персонал и будет решающим фактором развития любого предприятия. Поэтому для улучшения качества обучения необходимо внедрять в образовательную практику новые технологии, которые предусматривают обучение, воспитание, формирование навыков. Результативность этого процесса достигается использованием современных высокоэффективных технологий, методов, средств и приемов, обеспечивающих творческое овладение огромным массивом научных знаний. Теоретическая актуальность данной темы состоит в том, что технологии обучения являются одним из главных элементов в обучении персонала, от выбранных технологий обучения зависят сроки и эффективность обучения персонала. Появление технологий обучения обусловлено научно-техническим прогрессом. Развитие науки и техники значительно расширили возможности человека, так появились новые технологии с колоссальными обучающими ресурсами. Впервые термин «педагогическая технология»упомянутв 1920-е гг. в работах по педологии, основанных на трудах по рефлексологии (И.Г. Шавлова, В.М.Бехтерева, Д А. Ухтомского, С.Т. Шацкого). В это же время распространилось и другое понятие «педагогическая техника», которая в Педагогической энциклопедии 1930-х гг. была определена как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий. Данным вопросом занимались многие ученые Ф.Д Фрадкин, И.Я.Лернер, В.П. Беспалько, В.И. Журавлева, М.В. Кларина. Они считали, что технология обучения - это составная часть системы обучения, связанная с дидактическими процессами, средствами и организационными формами обучения. В свою очередь известный венгерский ученый Л. Салаи расширил сферу составляющих процесса обучения, включив в понятие «технология обучения» планирование, анализ целей, научную организацию учебно-воспитательного процесса, выбор методов, средств и материалов, наиболее соответствующих целям и содержанию в интересах повышения эффективности обучения. Особый вклад развитие технологий обучения внесли известные ученые Я.А. Коменский и К.Д. Ушинский. Эти прогрессивные педагоги выступали за необходимость дополнение устных методов обучения наглядными и практическими методами. На сегодняшний день этой темой занимаются многие отечественные и зарубежные ученые. Так многообразие технологий, методов и форм обучения представлены в научных трудах таких ученых, как Т.Ю. Базаров, В.Р. Веснин, Б.М. Генкин, А.П. Егоршин, А.Я. Кибанов; а особенности применения технологий обучения персонала нашли отражения в трудах таких ученых-практиков, как М.И. Магура, Ю.Г. Одегов, В. Ф. Шаталов, В. М. Шейман и др. Труды этих ученых были использованы в качестве эмпирической базы в написании выпускной квалификационной работы. Источниками информации исследования технологий обучения персонала в МКУ «Палате перспективного социально-экономического развития» ЕМР РТ являются несколько видов документов: -законодательные акты, документы государственных органов, Федеральные законы, Устав муниципального образования город Елабуга Елабужского муниципального района Республики Татарстан от 21 декабря 2012 г. N 135, Решение №278 от 24.08.2015 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования город Елабуга Елабужского муниципального района Республики Татарстан»; - материалы социологических исследований, проведенные за период преддипломной практики с 3.03.2017 по 23.03.2017. Гипотеза исследования заключается в том, что использование современных, инновационных технологий обучения персонала увеличит эффективность работы муниципального казенного учреждения «Палаты перспективного социально-экономического развития» Елабужского муниципального района путем повышения степени обученности сотрудников, при условии, если предоставлены необходимые учебно-методические средства обучения, обеспечивающие эффективное и целесообразное использование данных технологий. Цель работы заключается в рассмотрении теоретических основ технологии обучения персонала и разработке практических рекомендаций по совершенствованию процесса обучения рабочих МКУ «Палаты перспективного социально-экономического развития ЕМР РТ». Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо выполнить следующие задачи: 1. Изучить теоретические наработки по вопросам технологии обучения персонала. 2. Провести анализ применения технологий обучения в МКУ «Палате перспективного социально-экономического развития» ЕМР РТ. 3.Выявить недостатки в обучении персонала в МКУ «Палате перспективного социально-экономического развития» ЕМР РТ. 4. Разработать рекомендации по совершенствованию применяемых технологий обучения в МКУ «Палате перспективного социально-экономического развития» ЕМР РТ. Объектом исследования является процесс обучения персонала, предметом – используемые технологии обучения персонала в МКУ «Палате перспективного социально-экономического развития» ЕМР РТ. Для решения поставленной цели применялись следующие методы исследования: 1.Теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы; сравнительно-аналитический метод, синтез, индуктивное и дедуктивное исследование; 2.Эмпирические: анкетирование; 3.Статистические: математическая обработка данных анкетирования, графические интерпретации данных. Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации рекомендаций по совершенствованию применения технологий обучения персонала в МКУ «Палате перспективного социально-экономического развития» ЕМР РТ. Материалы исследования могут быть использованы в практике обучения персонала, в системе переподготовки и повышения квалификации сотрудников в муниципальных организациях и органах местного самоуправления. По теме выпускной квалификационной работы опубликованы статья «Современные технологии обучения персонала» в материалах Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Управление экономикой региона: история, современное состояние, перспективы», и статья «Современные технологии обучения сотрудников в организации» в материалах VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Экономические аспекты регионального развития: история и современность». Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Введение раскрывает актуальность, определяет степень разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает научно-теоретическую и практическую значимость работы. Первая глава теоретическая, в ней рассматриваются понятие и эволюция технологий обучения персонала, выявляется сущность различных форм и методов обучения персонала, рассматривается современные технология обучения персонала, применяемые в России и зарубежом. Вторая глава содержит общую характеристику организации, анализ и оценку технологий обучения рабочих МКУ «Палаты перспективного социально-экономического развития». В третьей главевыявляются существующие проблемы в применении технологий обучения персонала в этой организации, выносятся предложения по совершенствованию процесса обучения рабочих и выявляется положительный эффект от предложений по совершенствованию технологий обучения персонала. В заключении подводятся итоги исследования и формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме. 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА 1.1 Понятие и эволюция технологий обучения Технология обучения – это совокупность средств и методов воспроизведения, теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели [12,с.50]. Термин «технология» является греческим, его прямой перевод «наука о ремесле (мастерстве)» означает комплекс знаний о способах и средствах проведения производственных процессов. Дословно термин «технология» - это совокупность знаний, которые направлены на проведение учебно-воспитательного процесса [16, с.65]. Длительный период времени термин «технология» относился к технократическому языку, и был за пределами понятийного аппарата педагогики. Несмотря на то, что буквальное значение этого слова («учение о мастерстве») не противоречит задачам педагогики: описанию, объяснению, прогнозированию, проектированию педагогических процессов. Со временем понятие «педагогическая технология» пробилось в науку. О технологии обучения начали говорить с того момента, когда стали применять технические средства в процессе обучения на Западе, объединяя ее поначалу только с техническими средствами обучения. С того времени как наука и техника начали стремительно развиваться, возможности человека расширились, появились новые технологии с многочисленными обучающими ресурсами. Традиционные методики и средства обучения устарели, при таком качественном изменении. Стали появляться новые технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства с присущими им новыми методиками, которые становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса, внося в него определенную специфику. Такой подход позволяет говорить о своеобразии педагогической технологии. Понятие «педагогическая технология» впоследнее время получает все более широкое распространение в теории обучения. Именно в этом смысле термин «технология» и его вариации «технология обучения»,«образовательные технологии», «технологии в обучении», «технологии в образовании» стали использоваться в педагогической литературе и получили множество (более трехсот) формулировок в зависимости от того, как авторы представляют структуру и составляющие образовательно-технологического процесса. С 1940-1950-х гг. возникло новое понятие «технология образования». Оно появилось с внедрением в образовательный процесс технических средств. К середине 1960-х гг. в зарубежных средствах массовой информации значение этого понятия широко обсуждалось.Так на международной конференции по педагогике было определено два направления его толкования в зависимости от уровня и результатов исследований в этой области в различных странах, таких как Япония, Италия, Франция, США, Англия и Венгрия[44,с.69]. Представители одного направления считали использование программированного обучения и технических средств необходимым. В свою очередь сторонники другого направления выступали за то, чтобы увеличит эффективность учебного процесса и уменьшить отставание педагогического процесса от быстрого развития техники. Таким образом, первое направление было обозначено как «технические средства в обучении», второе, возникшее позже, как «технология обучения» или «технология учебного процесса». К началу 1970-х гг. ученые подтвердили необходимость модернизации всех видов учебного оборудования и учебных предметных сред как необходимого условия, без которого современные методы и формы обучения были бы не действенны, значит,и не могли быть достигнуты соответствующие качество и эффективность обучения. Тем временем к середине 1960-х и началу 1970-х гг. в высокоразвитых капиталистических странах США, Англии, Испании, Японии издавались журналы, посвященные педагогическим технологиям, далее этой проблемой стали заниматься специализированные учреждения одними из таких учреждений являются национальные советы по педагогической технологии в Великобритании и США. Технология обучения представляет собой не только вспомогательное средство и новую систему, но и имеет не малую роль в формировании учебного процесса, внося изменения в его организационные формы, методы, содержание, что, всвою очередь, воздействует на педагогическое мышление преподавателей и слушателей. Такое объяснение технологии подчеркивает не только важность взаимосвязи всех компонентов процесса обучения в единой системе, но и их взаимовлияние, развитие, которое приводитк изменению менталитета преподавателей и учащихся. Таким образом, к концу 1970-х - началу 1980-х гг. из-за развития техники и начавшейся затем за рубежом компьютеризации обучения понятия «технология обучения» и «педагогическая технология» стали определяться как система средств, методов организации и управления учебно-воспитательным процессом. Так были выделены две стороны педагогической технологии: применение системного знания для решения практических задач и использование в учебном процессе технических устройств. В 1980-е гг. продолжались попытки дальнейшего осмысления сущности передового педагогического процесса, при этом существовало две тенденции: одни авторы считали необходимым дальнейшую детализацию понятия «педагогические технологии» и его усложнение, другие наоборот вели к упрощению, прибегая при этом к слишком обобщенным формулировкам. Вот несколько примеров определения понятия «педагогические технологии». Ф.Д. Фрадкин [58,с.60] писал: «Это системное, концептуальное, инвариантное описание деятельности учителя и ученика, направленное на достижение образовательной цели. Оно всегда квинтэссенция воспитательной системы, базовое основание, в котором фиксируются ее своеобразие и специфические особенности теоретического состава и категориального аппарата». По мнению [37,с.186] И.Я. Лернера, это способ организации, образ мыслей о материалах, людях, учреждениях, моделях и системах «человек - машина», это проверка образования». Состояние и развитие педагогических систем в каждую эпоху можно оценивать по уровню развития педагогических технологий. Прослеживая динамику этих процессов (от индивидуального мастерства, т.е. искусства педагога, и до общеизвестных «устоявшихся» активных методов и форм обучения можно заметить, что именно развитие средств обучения и связанных с ними методов; увеличение их значимости в педагогических системах стимулируют процесс технологизации педагогики [31,с.105]. Современный подход к обучению предполагает более широкий и разнообразный спектр образовательных услуг. Он связан с использованием средств других современных технологий, требующих перестройки стереотипов традиционного обучения, формирования нового мышления, изменение менталитета современного педагога и обучаемых, что трудно даётся «самопостижением». В процессе реализации технологии обучения строится конкретная деятельность преподавателя и обучаемого с привлечением технических средств обучения и без их помощи. В соответствии с документами ЮНЕСКО технология обучения является системным методом формирования, использования и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, перед которыми стоит задача улучшить формы образования[1]. У технологии обучения есть две стороны. С одной стороны, это комплекс методов и средств переработки, представления, изменения информации, а с другой – это воздействие учителя на учащегося в период обучения с применением нужных технических или информационных средств. Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей [22,с.332]. В технологии обучения содержание, методы, средства обучения находятся в непрерывном взаимодействии. Педагогическое мастерство преподавателя заключается в том, чтобы выбрать нужное содержание, применять оптимальные методы, средства обучения, что должно быть в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами. Педагогическое мастерство преподавателя связано с технологиями обучения. Совершенное владение технологией обучения и есть педагогическое мастерство. Одна и та же технология может осуществляться разными преподавателями, но в особенностях ее реализации как раз и проявляется их мастерство. В педагогической литературе можно найти большое многообразие определений, определяющие все виды педагогических технологий: технологии обучения, воспитания, преподавания, образовательная и традиционная технологии, технологии программированного и проблемного обучения, авторская технология и т.д. Изначально большинство преподавателей не осуществляли различий между терминами "педагогическая технология", "технология обучения" и "технология воспитания". Но на сегодняшний день термин «педагогическая технология» понимается, как последовательная система действий педагога, связанная с решением педагогических задач в области преподавания и воспитания. В связи с этим термин педагогическая технология обширнее, чем понятия "технология обучения" или "технология воспитания". Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий[39,с.216]. В 1979 году в США Ассоциация по педагогическим коммуникациям и технологиям утвердила официальное определение педагогической технологии. Согласно этому определению педагогическая технология – это комплексный, интегративный процесс, содержащий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний" [1]. На сегодняшний день существует большое количество технологий. И несмотря на все разнообразие существующих технологий, есть два пути их возникновения. В первом случае они возникают из теории (В. П. Беспалько, В. В. Давыдов, В. К. Дьяченко, Л. В. Занков, П. Я. Гальперин, Н. В. Кузьмина и др.), в другом случае технологии вытекают из практики (E.Н. Ильин, С. Н. Лысенкова, В. Ф. Шаталов, В. М. Шейман и др.). Идея технологизации обучения не является новой. Изначально эту идею предлагал Я. А. Коменский. Он призывал к тому, чтобы обучение стало "механическим" (т.е. "технологическим"), стремился отыскать такой его порядок, который неминуемо приводил бы к положительным результатам. Я. А. Коменский [36,с.122] писал: "Для дидактической машины необходимо отыскать: 1) твердо установленные цели; 2) средства, точно приспособленные для достижения этих целей; 3) твердые правила, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели". Со времен Коменского было много попыток сделать обучение похожим на отлаженный механизм. Позднее большинство взглядов на технологизацию обучения существенно дополнялись и конкретизировались. Особенно идея технологизации обучения актуализировалась с внедрением достижений технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Наиболее известными авторами современных технологий обучения в нашей стране являются П. Я. Гальперин, ?. Ф. Талызина, Ю. К. Бабанский, ?. М. Эрдиев, В. П. Беспалько, М. В. Кларин и др. Зарубежная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах Дж. Кэрролла, Б. Блума, Д. Брунера, Г. Гейса, В. Коскарелли и др. В современной дидактике представлены самые разнообразные технологии обучения. Их многообразие связано с тем, что каждый автор и исполнитель привносят в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, тем самым изменяя технологию. Необходимо отличать технологию обучения от методики обучения. Отличаются эти термины тем, что под технологией обучения понимается воспроизведение учебного процесса с гарантией высокого качества, что способствует решению педагогических задач, которые заложены в применяемой технологии. Методики, в свою очередь, не гарантируют должного качества.Но методика может быть доведена до уровня технологии. Если имеющаяся методика объяснения нового материала отвечает объективности, надежности, валидности, то ее можно назвать технологией.И так, понятие «технология обучения» шире, чем понятия «методы обучения» и «формы обучения». Таким образом, под технологией обучения следует понимать способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющих систему методов, форм и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей. 1.2 Методы и формы обучения персонала Методы и формы обучения являются составляющими технологии обучения. Для оптимального и эффективного проведения обучения сотрудников компании, необходимо правильно выбрать формы и методы обучения. Формы обучения - это виды учебных занятий, отличающихся друг от друга дидактическими целями, составом учащихся, местом проведения, продолжительностью, содержанием деятельности преподавателя и учащихся[18, с.145]. Классификации форм обучения можно осуществлять по различным критериям: по месту проведения; по целям; по длительности обучения и т.д. Базу для создания определенной учебной программы формируют цели обучения. Обучение может быть нацелено на развитие различных групп компетентностей сотрудника. Чувство недостатка опыта для решения поставленных задач побуждает сотрудника обучаться. Как правило, решение о направлении сотрудника для профессионального совершенствования на ближайшую, среднесрочную и отдаленную перспективу принимают специалисты, отвечающие в организации за обучение персонала, совместно с работником. По мере ее реализации и в связи с изменившимися обстоятельствами содержание этого плана может быть подвергнуто коррекции. Для предварительного выбора технологии обучения работника целесообразно ознакомиться с общей классификацией форм обучения и нацеленностью конкретных курсов и иных форм профессионального совершенствования. В таблице 1.1 представлены современные формы профессиональной подготовки, применяемые в организациях. Таблица 1.1 - Классификация организационных форм обучения персонала. Основание классификации Разновидность формы обучения Активность обучаемого Пассивная Активная Численный состав Групповая Индивидуальная Связь с рабочим местом С отрывом от рабочего места Без отрыва от рабочего места Вид обучения Подготовка новых работников Повышение квалификации Переподготовка кадров Длительность обучения Краткосрочная Долгосрочная Как видно из таблицы 1.1 существуют различные классификации форм обучения: начиная от активности обучаемого и заканчивая длительностью обучения. Формы обучения могут дополнять друг друга, объединяясь в циклы или модули обучения, каждый из которых имеет свою цель, продолжительность, количество обучаемых и т.д. Но для оптимального и эффективного проведения обучения сотрудников компании, необходимо правильно выбрать не только формы, но и методы обучения. Методы обучения персонала - это способы, при которых достигается овладение знаниями, умениями, навыками обучающихся [29,с.164]. В современной практике обучения персонала существует огромное множество различных методов обучения. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. При планировании обучения в каждой конкретной организации необходимо учитывать множество факторов, чтобы грамотно составить программу обучения и развития. Выбор метода обучения зависит от конкретной цели: получить новые знания, сформировать умения, выработать установку на уровне мышления, ценностей [42,с.478]. Если говорить о достижении этих целей в комплексе, то необходимо использовать несколько методов обучения. Как будет происходить обучение — на рабочем месте или с отрывом от работы — определяется в основном тем, какие методы обучения будут использованы.Обучение без отрыва от производства осуществляется в обычной рабочей обстановке: обучаемый использует настоящие рабочие инструменты, оборудование, документацию или материалы, которые он будет использовать и после завершения курса обучения. При этом обучаемый работник рассматривается как частично производительный работник[37,с.186]. Примеры методов обучения без отрыва от производства представлены в таблице 1.2. Таблица 1.2 – Методы обучения персонала на рабочем месте № Методы обучения Характерные особенности метода 1 Направленное приобретение опыта Постоянное обучение на рабочем месте, в базу обучения входит план профессионального обучения на каждого сотрудника, в котором изложены цели обучения 2 Производственный инструктаж Общая информация, введение в профессию, адаптация, ознакомление обучающегося с новой рабочей обстановкой 3 Смена рабочего места (ротация) Получение знаний и приобретение опыта в результате постоянной смены рабочего места. В итоге за конкретный отрезок временискладывается представление о многогранности деятельности и производственных задач 4 Использование работников в качестве ассистентов, стажеров Обучение и ознакомление работника с проблемами высшего и качественно иного порядка задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности 5 Наставничество Связь наставника и обучающегося, когда наставник обеспечивает непрерывную, беспристрастную обратную связь и периодически проверяет уровень исполнения работы. 6 Подготовка в проектных группах Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач Как видно из таблицы 1.2 некоторые методы обучения возможны только на рабочем месте, например, ротация операций, репетиторство и обучение таким видам работ, которые редко требуются в ходе производственного процесса, и поэтому нет надобности, специально обучать навыкам их выполнения с отрывом от производства. В свою очередь, теоретическая подготовка вряд ли может быть эффективно осуществлена в производственных условиях; обучающийся должен посещать колледж, а это уже обучение с отрывом от основного места работы. Методы профессионального обучения вне рабочего места предназначены, прежде всего, для получения теоретических знаний и для обучения умению вести себя в соответствии с требованиями производственной обстановки. Обучение с отрывом от производства проводится вне рабочего места, как правило, с использованием специально упрощенных учебных инструментов и оборудования. Обучаемый работник не считается производительной единицей с момента начала обучения. Обучение с отрывом от основной работы может осуществляться в производственных помещениях компании- работодателя, в центре обучения, который посещают работники нескольких различных компаний, или в колледже [30,с.221]. Примеры методов обучения без отрыва от производства представлены в таблице 1.3. Таблица 1.3 - Методы обучения персонала на рабочем месте № Методы обучения Характерные особенности методы 1 Чтение лекций Пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических и методических знаний, практического опыта 2 Программированные курсы обучения Более активный метод обучения, эффективен для получения теоретических знаний 3 Конференции, семинары, экскурсии, дискуссии, встречи с руководством Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях 4 Кейс-метод Моделирование проблемы, которую должны решить участники группы. Позволяет соединить теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку информации, конструктивное мышление, развитие творчества в процессах принятия решений Продолжение таблицы 1.3 5 Деловые игры Обучение манере вести себя в различных производственных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны вырабатывать альтернативные точки зрения 6 Тренинг Ежедневное обучение, в ходе которого один тренирует другого относительно основ его деятельности путем интенсивного обучения, демонстрации и практической работы в целях повышения эффективности деятельности 7 Самостоятельное обучение Наиболее простой вид обучения, для которого не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время: обучающийся учится там, тогда и так, как ему удобно, но для этого нужна сознательность и желание самого обучающегося усваивать новые знания 8 Методы решения производственно- экономических проблем с помощью моделей Моделирование процессов, происходящих на конкурирующих предприятиях. Слушатели распределяют между собой роли конкурирующих между собой фиктивных организаций. С помощью исходных данных слушатели должны принять соответствующие решения для нескольких стадий производства продукции или услуг 9 Рабочая группа Молодые специалисты разрабатывают решения по проблемам управления организацией, объединившись в группы. Разработанные в рабочих группах предложения передаются руководству, которое рассматривает предложения, принимает по ним решения и информирует группу о принятии или отклонении Как видно из таблицы 1.3 существует много методов обучения с отрывом от производства. Представленные в таблицах 1.2 и 1.3 методы профессионального обучения, безусловно, не исчерпывают всего разнообразия методов. Это методы, которые применяют для повышения квалификации и профессионального мастерства руководителей, менеджеров разного уровня, работников, которым приходится принимать решения, реализовать коммуникативные умения. При планировании обучения в каждой конкретной организации необходимо учитывать множество факторов, чтобы грамотно составить программу обучения и развития. Выбор метода обучения зависит от конкретной цели: получить новые знания, сформировать умения, выработать установку на уровне мышления, ценностей. Если говорить о достижении этих целей в комплексе, то необходимо использовать несколько методов обучения. Таким образом, мы рассмотрели современные методы и формы обучения персонала в организациях. 1.3 Российский и зарубежный опыт применения современных технологий при подготовке специалистов Зарубежный опыт подготовки и адаптации персонала применяется в отечественных фирмах крайне редко, и предпочтение отдается в основном традиционным технологиям корпоративного обучения персонала предприятия, так как большинство предприятий и компаний остаются закрытыми для нововведений в области подготовки и повышения квалификации своих кадров. Среди наиболее распространенных технологий, используемых в зарубежной практике обучения персонала компаний, можно выделить следующие: secondment (стажировки, ротации), shadowing (наблюдение за процессом работы), mentoring (целенаправленная передача опыта), supervising (наблюдение за учебной деятельностью обучаемого), buddying (включение обучаемого в процесс деятельности другого человека), coaching (раскрытие потенциала личности обучаемого), ecoaching (коучинг онлайн), tutoring (обсуждение опыта переноса полученных знаний в реальную практику), businesssimulations (имитации управления предприятием) и др. Секондмент (secondment – прикомандирование) – одна из разновидности ротации, которая основана на обмене сотрудниками. Одна из различий заключается в том, что при стандартной ротации обмен сотрудниками осуществляется лишь в пределах оранизации, а при секонденте обмен происходит между организациями.Следует отметить, что в России этот метод используется крайне редко и его применение пока ограничивается только обсуждениями [25,с.674]. Баддинг (buddying - «партнерство») – этот метод распространен в основном на западе и в Европе. Основой данной технологии является сотрудничество нового сотрудника с коллективом без иерархичности. Такое сотрудничество обусловлено постоянной обратной связью. Данная технология является катализатором адаптации новых специалистов [50,с.97]. Это благоприятно воздействует на личностный рост сотрудников; командообразование; своевременную передачу информации; активное внедрение изменений в компании; адаптацию сотрудников. Однако данный метод не используется в отечественной практике обучения специалистов. Метод шэдоуинг (shadowing – бытие тенью) в основном применяется для стажеров и студентов старших курсов учреждений высшего и среднего образования.Шэдоуинг используется для потенциально новых сотрудников организации. Этот метод обучения применяется в компаниях готовых брать на работу молодых людей без опыта профессиональной деятельности. При использовании данного метода организация позволяет провести студенту несколько дней в рабоч....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: