VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Совершенствование системы социальной защиты населения

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016498
Тема: Совершенствование системы социальной защиты населения
Содержание
АНО ВО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА» 
Заочный факультет экономики и права
Кафедра менеджмента и предпринимательства
    
      
      
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ 
РАБОТА
     
на тему «Совершенствование системы социальной защиты населения
(на примере Калининградской области)»
      
Направление подготовки 38.03.02 «Менеджмент»
                                           Профиль «Государственное и муниципальное
                                            управление»
     
Выполнил(а)
обучающийся(аяся)
Гуцал Александра Васильевна
группа ________________________
Руководитель выпускной 
квалификационной работы 
д.э.н., доцент 
Завалько Наталья Александровна


«Допустить к защите 
в Государственной экзаменационной комиссии» 

Заведующий кафедрой       Гусев А.К.      

Дата_______________ 
     
Москва 2018

АНО ВО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА» 
Заочный факультет экономики и права
Кафедра менеджмента и предпринимательства

Направление подготовки 38.03.02 «МЕНЕДЖМЕНТ»
       
Профиль
    Государственное и муниципальное управление
       
                                                                              Утверждаю 
                                                                              Заведующий кафедрой
                                                                              ___________________________
                                                                               «____»______________2018 г.
       
     ЗАДАНИЕ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ
Обучающемуся(йся)
     Гуцал Александре Васильевне 
      
      (фамилия, имя, отчество)
       
Тема работы:
Совершенствование системы социальной защиты населения (на примере Калининградской области)
       
Основные источники, необходимые для написания работы:
   1. Жуков В.И. Теория социальной работы / В.И. Жуков, Л.И. Старовойтова. М., 2014.
   2. Ярычев Н.У., Ярычев М.У. Понятие и сущность социальной защиты населения // Право и практика. 2017. № 4. С. 155-159
   3. Официальный сайт Министерства социальной политики Калининградской области http://social.gov39.ru/ministerstvo/social/structure/
       
Перечень подлежащих разработке вопросов:
1. Изучить теоретические основы проведения политики в сфере социальной защиты населения.
2. Проанализировать организацию социальной защиты населения  Калининградской области.
3. Разработать предложения по развитию социальной поддержки и  защиты населения Калининградской области.
График разработки выпускной квалификационной работы указан на обороте. 
     
Дата выдачи задания
     
     
Руководитель
     
     (подпись)
Задание принял к исполнению
     
     (подпись)
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
№ п/п
     Выполняемая работа
Сроки 
исполнения
     1
Оформление заявления на выполнение выпускной квалификационной работы
До 30.10.2017 г.
         
         
         
     2
Разработка задания на выпускную квалификационную работу и сдача его в деканат
До 13.12.2017 г.
         
         
         
     3
Разработка задания на сбор материала по теме выпускной квалификационной работы
(индивидуальное задание на преддипломную практику)
До 27.12.2017 г.
         
         
         
     4
Изучение литературы. Разработка плана выпускной квалификационной работы
До 22.01.2018 г.
         
         
         
     5
Работа над введением и теоретической частью темы, представление научному руководителю первоначального варианта
До 12.02.2018 г.
         
         
         
     6
Подготовка и представление научному руководителю последующих глав выпускной квалификационной работы
До 02.04.2018 г.
         
         
         
     7
Завершение окончательного варианта выпускной квалификационной работы
До 09.04.2018 г.
         
         
         
     8
Оформление выпускной квалификационной работы. Представление ее научному руководителю и получение отзыва
До 16.04.2018 г.
         
         
         
     9
Загрузка (в электронном виде) окончательного варианта выпускной квалификационной работы в систему «ВКР-ВУЗ». Формирование отчета и справки.
До 23.04.2018 г.
         
         
         
     10
Представление в деканат выпускной квалификационной работы: оформленной, с заданием, отзывом руководителя, справкой о наличии (или отсутствии) плагиата.
До 30.04.2018 г.
         
         
         
     11
Подготовка материалов к защите 
(доклад, раздаточный материал, презентация).
До 07.05.2018 г.
         
         
         
     
Предзащита выпускной квалификационной работы
     
08.05.2018 г. - 14.05.2018 г.
     
Срок защиты выпускной квалификационной работы
В соответствии с расписанием ГИА
       
       
       
     
                                      Руководитель
     
     
                                     Обучающийся(аяся)
     

СОДЕРЖАНИЕ 
     
Введение	5
Глава 1. Теоретические основы проведения политики в сфере социальной защиты населения	8
1.1. Сущность социальной политики и место социальной защиты в ней	8
1.2. Характеристика мер социальной защиты	Ошибка! Закладка не определена.15
1.3. Нормативное регулирование социальной защиты населения	20
Глава 2. Анализ организации социальной защиты населения  Калининградской области	27
2.1 Структура органов социальной защиты в Калининградской области	27
2.2 Анализ деятельности  органов социальной защиты	35
2.3 Направления и проблемы организации социальной  защиты граждан в Калининградской области	48
Глава 3. Разработка предложений по развитию социальной поддержки и  защиты населения Калининградской области	56
3.1 Основные проблемы в сфере социальной защиты населения	56
3.2 Пути совершенствования в области политики социальной защиты  населения	61
Заключение	70
Список использованных источников	73

     
ВВЕДЕНИЕ
     
     В экономически развитых странах социальная защита - это неотъемлемая часть экономики, затраты на которую сегодня составляют по крайней мере четверть валового внутреннего продукта.
     Социальная поддержка граждан - одно из самых важных направлений социальной политики государства, которое включает установление и поддержание необходимого социального и материального положения всего общества. 
     Высшие руководящие органы страны, которые осуществляют государственное управление социальной защитой населения, в качестве основной цели ставят поддержание стабильности доходов граждан, а также обеспечение равноправного доступа к получению медицинской помощи и услуг, прежде всего гражданам, которые остро нуждаются в этом.
     Социальная поддержка граждан, как объект управления определяется управленческими отношениями её субъектов в формировании справедливых социальных условий жизни граждан с целью увеличения человеческого капитала, регулирования развития социума и поддержании общественной и национальной безопасности. 
     На сегодняшний день государственные органы всех отраслей и уровней управляют системой социальной поддержки граждан, чтобы устранить различные проблемы отдельных групп граждан. В связи с многочисленными изменениями была сформирована сложная структура органов управления и власти, которые отвечают за создание и реализацию различных направлений социальной поддержки граждан. В Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление социальной поддержки граждан, является Министерство труда и социальной защиты.
     Система социальной поддержки населения основывается на предоставлении социальных услуг и обеспечении достойного уровня жизни отдельным категориям граждан. Обычно, к таким категориям относят менее защищенные слои населения. Например: дети, которые остались без попечительства родителей, потеряли кормильца, находятся в трудной жизненной ситуации, имеют задержки в развитии несовершеннолетние дети, ветераны Великой Отечественной войны, престарелые, люди пожилого возраста, инвалиды, уволенные с военной службы и другие. Ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации регулирует вопросы социальной защиты и социального обеспечения и относит их к совместному предмету ведения федеральной и региональной власти, соответственно количество граждан, нуждающихся в обеспечении системой социальной защитой разнообразно и различно.
     Важнейшим аспектом оценки уровня развития государственных институтов и общества в целом, на сегодня выступает степень развития социальной сферы любой страны, и, в том числе, социальной поддержки граждан. 
     Обеспечение эффективного развития системы социальной поддержки населения имеет долговременный результат и будет влиять на удовлетворенность граждан существующей политической и экономической ситуацией. Эти аспекты и обусловили актуальность выбранной темы исследования.
     Цель исследования – определение путей совершенствования системы социальной защиты населения на примере Калининградской области.
     Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проведения политики в сфере социальной защиты населения.
2. Проанализировать организацию социальной поддержки населения  Калининградской области.
3. Разработать предложения по развитию социальной поддержки и  защиты населения Калининградской области.
     Методология исследования основана на использовании общенаучных методов познания: дедукции и индукции, анализа и синтеза, аналогии, диалектики, моделирования, наблюдения, логическом и системном подходе, статистических методах исследования и др.
     В качестве информационной базы для исследования были использованы данные с сайта Министерства финансов; законодательные и нормативные акты Российской Федерации, статьи ведущих экономических журналов и газет; информационные ресурсы сети Интернет.
     Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
     
     
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

        1.1. Сущность социальной политики и место социальной защиты в ней
     
     Социальная политика – представляет собой комплекс мер, которые предпринимает государство и направлены они на достижение социальных целей, связанных с повышением качества жизни населения, повышением общественного благополучия и обеспечением социально-политической стабильности1.
     Социальная политика основывается на принципах социальной справедливости, системности, гуманизма, открытости, демократизма.
     Объектом социальной политики является то, на что она направлена. Ученые и исследователи называют объектом социальной политики непосредственно социальную сферу и выделяют следующие аспекты2:
     - общественные отношения;
     - граждане;
     - условия жизни;
     - общество;
     - деятельность граждан и т.д.
     Исходя из вышеизложенного, можно считать, что объект социальной политики – это население страны.
     Также объект социальной политики могут представлять не только отдельные граждане страны, но и их группы, которые объединяют какие-либо связи или отношения.
     Субъектами социальной политики являются3:
     - органы государственного управления (законодательной и исполнительной власти);
     - работодатели;
     - профсоюзные и другие общественно - политические структуры.
     Государство, представленное представительными, исполнительными и судебными органов на федеральном, региональном или муниципальном уровнях, занимает центральное место среди субъектов социальной политики.
     Особенно ярко выражена такая цель социальной политики как обеспечение необходимых темпов роста экономики.
     Современная социальная политика практически постоянно направлена на поддержание стабильности экономики, но ее конечная цель - удовлетворение интересов людей. 
     Задачей социальной политики выступают определенные условия для рационального удовлетворения этих потребностей за счет благ, которые были созданы обществом в данный момент4.
     Как известно, наше общество представлено не только работающими людьми, есть и те, которые или еще не работают (к ним относятся дети, школьники, студенты), или те, которые не вообще работают (к ним относятся пенсионеры и инвалиды). Данные категории населения нуждаются в поддержке, защите и заботе не только со стороны своей семьи, а также и со стороны своего государства.
     В основном социальную политику государство проводит через местные и региональные органы власти.
     Финансирование проведения социальной политики выделяется из федерального бюджета. Также социальная политика может рассматриваться как неотъемлемая часть общей стратегии государства, направленной непосредственно на принятие решений, относительно личности, её положения в обществе5.
     Основная форма проведения социальной политики заключается в предоставлении социальных услуг.
     Если говорить о стратегии социальной политики, то это решение тех социальных проблем, которые важны на определенном историческом этапе развития.
     Для исполнения государственных функций используются такие рычаги воздействия как:
     - национальный бюджет;
     - система налогов и пошлин;
     - законодательство страны.
     Социальная политика обладает независимостью, она может, благодаря использованию своих средств, способствовать повышению уровня благополучия граждан страны.
     Еще социальная политика напрямую влияет на желание граждан двигаться в сторону социального прогресса.
     Социальная политика подразделяется на три типа: индивидуалистическая, популистская, коллективистская.
     Индивидуалистический тип социальной политики характеризуется тем, что приоритет отдается таким ценностям как: свобода, право выбора. При этом типе социальная политика направлена на самодостаточность личности, его активность, инициативность, мастерство, профессионализм6.
     От индивидуалистического типа популистский тип социальной политики отличается своей направленностью на потребности и ценности толпы. В основу этого типа ложатся обещания руководящей элиты улучшить благосостояние граждан, условия их жизнедеятельности и труда. Коллективистский тип социальной политики ориентирован на справедливость, равенство, приоритет государства в ранжировании социальных благ. При таком типе государство диктует населению способы удовлетворения социальных нужд.
     По временному критерию социальная политика может быть долговременной, текущей и ситуативной.
     Долговременная социальная политика направлена на определение значимых целей, основных способов их достижения, первоочередных векторов развития социальной среды со стороны государственных органов и самого государства.
     Текущая социальная политика представляет собой определенные социальные мероприятия для всех граждан в целом или определенных социальных слоев, таких как: пособия, своевременная и полная заработная плата, пенсии, выплаты, защита финансовых сбережений и т.д.
     Ситуативная социальная политика проявляет себя в экстремальных условиях (стихийные бедствия, войны), и предполагает единовременную социальную помощь, акции7.
     Говоря о масштабности, социальную политику можно разделить на федеральную, региональную и местную.
     Различают следующие виды социальной политики8:
     - либеральная политика - ориентирована на «экономического человека», т.е. обеспечивает достойно оплачиваемую работу, личные накопления и вложения в человеческий, физический и иной капитал;
     - социально - демократическая политика, при которой вся ответственность за стабильность лежит на государстве, которое обязано предоставить социальный минимум жизненного уровня гражданам, большое внимание уделяется достижению социальной стабильности развития экономики, где социальная устойчивость определяется как способность общества сохранить свое стабильное социальное положение.
     Основными условиями, обеспечивающими социальный баланс между различными слоями общества, являются следующие9:
     - природно - климатические условия;
     - государственное устройство;
     - степень развития внутреннего рынка;
     - степень межрегиональных экономических связей;
     - наличие самостоятельной региональной социальной политики.
     Социальная политика является одним из важнейших инструментов внутренней государственной политики, в основе которой лежит производительная способность, умение и навыки человека, т.е. человеческий капитал, а также оказание социальных услуг и развитие социальной инфраструктуры на различных уровнях власти10.
     В качестве функций могут выступать следующие компоненты социальной политики как11:
     - обеспечение социальной стабильности и социальной защищенности граждан различных категорий населения;
     - обеспечение политической стабильности правительства;
     - обеспечение распределения экономических ресурсов таким образом, чтобы это устраивало подавляющее большинство граждан;
     - обеспечение достаточного уровня экологической безопасности;
     - обеспечение адекватного уровня социальной поддержки, причем это должно касаться не только всего населения, но и каждой группы, ее компонента.
     Сущность проведения социальной политики раскрывается через ряд определенных принципов, из которых наиболее важными являются12:
     - социальная справедливость - основанная на идее о том, каким должен быть мир и общество, для обеспечения «свободы, равенства, братства», соблюдении прав всех людей в обществе или в целом на Земле, также социальная справедливость обозначает народовластие, равенство всех людей перед законом, равноправие наций, уважение личности;
     - социальные гарантии - этот принцип также очень важен для реализации социальной политики, так как каждый человек и гражданин имеет право на гарантии трудовой занятости, доступ к образованию и культуре, медицинскому обслуживанию, жилью и уходу за пожилыми людьми;
     - повышение материального уровня жизни, охрана окружающей среды;
     - восстановление нарушенной социальной справедливости.
     Социальная справедливость - это материальное благосостояние каждого гражданина общества, предоставление гарантий определенного минимума средств существования для каждого гражданина общества, возможность для каждого индивида изменить свой социальный статус13.
     Потребление материальных благ в сочетании с духовной жизнью человека является развитием общественной деятельности через рациональное использование духовных возможностей личности, в связи с тем, что наука, новые технологии, экономический рост невозможны без влияния духовности человека.
     Согласно ст. 25 «Всеобщей декларации прав человека» и ст. 11 «Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах» - стратегическая цель социального государства - это гарантирование права личности на такой уровень жизни, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его, а также членов его семьи.
     Следовательно, социальная политика направлена на улучшение благополучия граждан, повышение их безопасности, улучшение жизнедеятельности, а также социально-экономической стабильности государства.
     Принципы, функции, объект и субъект определяют сущность социальной политики и способы ее реализации.
     Понятие социальной защиты является предметом различных научных исследований, но вопросы определения его содержания остаются актуальным, так как одной из важнейших областей современного общества является социально - экономическая сфера. 
     В науке социальную защиту населения принято рассматривать как систему общественных отношений, направленных на создание и обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности населения, включающую меры социального, экономического и правового характера, санкционированные государством с целью поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите. Однако понятие «социальная поддержка граждан» является базовым для многих юридических наук среди них: конституционное, гражданское, трудовое, семейное право, а также является важнейшим понятием социального права, существующего наряду с частным и публичным правом.
     Конституционное регулирование социальной поддержки населения является приоритетным и находит свое отражение в п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, в ст. 37 Конституции РФ (вознаграждение за труд, защита от безработицы), ст. 38 (государственная защита материнства, детства и семьи), ст. 39 (гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях), ст. 41 (охрана здоровья) и других статьях. Однако одной из важнейших является ст. 7 Конституции Российской Федерации, в которой определенно содержание социальной защиты, а именно охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан и другое14. 
     Практика судебной защиты основных социальных прав человека и гражданина свидетельствует о том, что, осуществляя свое обращение к роли конституционных норм, суды в большей степени обеспечивают соответствующий уровень защиты именно данной группы прав. Такой подход обеспечивает учет не только конституционных норм, которые закрепляют социальные права человека, но и тех конституционных принципов, в рамках которых действует государство, при принятии решения о соответствующих правах. Безусловно, нельзя не отметить исключительное влияние решений Конституционного Суда РФ, как на законотворческую, так и на правоприменительную практику по вопросам социальной защиты человека и гражданина. Они составляют существенный блок социальной поддержки граждан Российской Федерации в целом. Вместе с тем, усиление внимания судов общей юрисдикции к обусловленности основных социальных прав положениями Конституции РФ повышает качество и эффективность проводимой судебной защиты. Именно поэтому необходимо расширять практику использования норм Конституции РФ в рассмотрении и разрешении дел при проведении судебной защиты основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации.
     Социальная поддержка граждан является одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации. Центральным субъектом социальной поддержки граждан является государство и его институты, роль которых в данной сфере должна быть направлена на сохранение бескризисного развития страны и благоприятного проживания граждан в своем государстве. Важность государственной политики в сфере социальной поддержки населения означает предоставление государством гарантий реализации прав и свобод всем гражданам, особенно наиболее уязвимым и находящимся в сложной жизненной ситуации. Государство законодательно регулирует определенные цели системы социальной поддержки населения и происходит сопоставление декларируемых целей со складывающейся практикой их реализации, что позволяет оценить эффективность проводимой политики в целом. Однако, для того, чтобы сделать такую оценку, необходимо иметь доступ к разнообразной информации: о перечне мер социальной защиты; о численности и степени охвата получателей данными мерами; об объемах финансирования и их размерах; о влиянии данных мер на материальное положение получателей и другой.
1.2. Характеристика мер социальной защиты
     
     К организационно-правовым формам социальной поддержки граждан законодатель относит: обязательное государственное страхование, государственное социальное страхование, дополнительное добровольное страхование, пенсионное обеспечение, корпоративное финансирование, частное финансирование, организацию занятости населения, обеспечение особо нуждающихся категорий населения социальными пособиями, льготами и некоторые другие. На выделение данных организационно-правовых форм оказывает влияние: круг обеспечиваемых лиц, органы, которые предоставляют это обеспечение, источники и способы формирования фондов для финансирования определенных мероприятий и некоторые другие факторы.
     К видам социальной поддержки граждан законодатель относит денежные выплаты (пенсии, пособия, субсидии и другое), натуральные предоставления (медикаменты, продукты питания, одежда, обувь и другое), услуги (медицинские, психологические, в сфере занятости и другое).
     Социальная защита – это в том числе комплекс программ, осуществляемых обществом в целях компенсации отсутствия или существенного сокращения доходов от трудовой деятельности, а также оказание помощи лицам, утратившим возможность оптимальной трудовой деятельности по состоянию здоровья - инвалидам.
     Объективной предпосылкой возникновения в обществе социально-слабых индивидов, групп и слоев населения, прежде всего, является социально-экономическая несоразмерность концепций социальной защиты, направленных на удовлетворение потребностей данной категории граждан.
     Одно из направлений социальной политики нашего государства - создание равных возможностей для инвалидов. социальная интеграция их в общество, создание условий15. Есть несколько причин, определяющих заинтересованность государства в поддержке социально незащищенных категорий граждан:
     -	государство, объявившее себя цивилизованным, обязано обеспечить населению оптимальный уровень жизни;
     -	необходимость расширения воспроизводства квалифицированной рабочей силы, относящаяся к воспроизводимым ресурсам экономики, т. е. необходимым средствам обеспечения производства;
     -	социально-экономическая поддержка незащищенных категорий граждан направлена на снижение социального напряжения в обществе за счет нивелирования их экономического и социального статуса.
     Именно эти социально-экономические причины подвигают государство на создание системы социальной защиты16.
     Система социальной поддержки направлена на минимизацию социальных рисков. К социальным рискам относятся: временная потеря трудоспособности в результате заболевания, потребность в медицинской помощи, профессиональное заболевание и инвалидность, потеря работы, потеря кормильца в семье. Кроме того, социальными рисками признаются события, которые отражаются на материальном положении людей (материнство и наступление старости).
     Самая важная экономическая функция социального страхования заключается в создании необходимых условий для воспроизводства трудовых ресурсов. В то же время, социальное страхование является неотъемлемой частью политики государства в социальной сфере, это способствует обеспечению социальной справедливости в обществе, созданию и поддержанию политической стабильности.
     Выделяются два вида обязательного социального страхования:
     1)	обязательное общее страхование;
     2)	обязательное профессиональное страхование.
     Общее обязательное страхование распространяется на всех без исключения лиц, работающих по трудовому договору или контракту.
     Обязательное профессиональное страхование распространяется на лиц, занятых работой, связанной с повышенным травматизмом, особо опасными и неблагоприятными условиями труда. Уровень страховых взносов при обязательном профессиональном страховании выше, чем при обязательном общем страховании, и, соответственно, выше уровень материального обеспечения.
     Посредством социального страхования общество решает следующие задачи: 
     -	создает денежные фонды, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных и лиц, не участвующих в трудовом процессе;
     -	обеспечивает необходимое количество и структуру воспроизводства трудовых ресурсов;
     -	уменьшает разрыв в уровне материального обеспечения работающих и неработающих членов общества;
     -	стремиться повысить уровень жизни различных социальных групп населения, не вовлеченного в трудовой процесс.
     Система социального страхования, с одной стороны, стремится обеспечивать профилактику, восстановление и сохранение трудоспособности работников, включая проведение оздоровительных мероприятий и переподготовки; а с другой - гарантирует материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имевших ее.
     Нужно отметить, что социальная защита - это динамичный инструментарий в руках государства, который разрабатывает и осуществляет социальную политику в области социальной защиты с учетом региональных особенностей и факторов. Именно с учетом этих особенностей государство обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий, поддерживает оптимальное соотношение между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан, минимальными размерами оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий и величиной прожиточного минимума, создает условия для укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры, решения его жилищных проблем и т. д.
     Важным инструментом в руках государства, который в значительной степени влияет на оптимальное функционирование системы социальной защиты, является государственный бюджет, а также бюджет других, находящихся в государственной собственности, источников финансирования (внебюджетные фонды).
     Путем корректировки доходных или расходных статей проектов бюджета законодательные органы создают основу финансового обеспечения проектов социальной защиты, устанавливают заработную плату занятых на бюджетных предприятиях и в организациях, а также размеры социальных пособий, пенсий и т. д.
     Государственное перераспределение доходов осуществляется через бюджетные государственные поправки. Согласно преимуществам социальной политики и действующим социальным программам государство обеспечивает социальные выплаты в форме денежных и натуральных трансфертов и услуг17.
     Социальные выплаты и услуги разделены в зависимости от источников формирования и способов финансирования, условий предоставления.
     Социальные выплаты и услуги можно разделить на три группы в зависимости от их функционального назначения:
     1.	выплаты и услуги, имеющие цель поддержать жизнедеятельность человека: пенсии по возрасту, инвалидности, в связи с потерей кормильца, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, содержание в домах престарелых и др.
     2.	выплаты и услуги, сложившиеся в результате дополнительных затрат в связи с рождением и воспитанием детей: пособие в связи с рождением ребенка, оплата отпусков по уходу за ним до достижения определенного возраста, пособия на детей.
     3.	выплаты и услуги, имеющие цель восстановить трудоспособность, связанные с медицинской реабилитацией, обучением и переобучением инвалидов, безработных, женщин, возвращающихся к трудовой деятельности после декретного отпуска.
     Социальные выплаты могут быть единовременными, ежемесячными, ежегодными. К ним относятся разнообразные льготы, компенсации, пособия, пенсии, например:
     -	денежные пособия женщинам и семьям в связи с беременностью, родами, воспитанием и уходом за детьми;
     -	пособия участникам боевых действий, инвалидам и труженикам войны, семьям военнослужащих;
     -	выплаты гражданам, которые подверглись воздействию радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС;
     -	пособия по утрате трудоспособности и безработице;
     -	пособия матерям-одиночкам.
     Социальные выплаты и услуги - это содержательная часть деятельности, направленной на социальную помощь и поддержку, социальное обслуживание, социальную защиту и социальное обеспечение лиц, которые оказались в трудной жизненной ситуации и нуждаются в них. Материальная база социальных выплат и услуг создается за счет государственного перераспределения доходов18.
     Итак, уровень развития социально ориентированной рыночной экономики оказывает существенное влияние на формирование материальной основы социальной защиты населения и системы социальной работы.
     Социально-экономическая основа системы социальной поддержки граждан построена, в первую очередь, на наиболее благоприятном перераспределении государственного бюджета в пользу остро нуждающихся граждан (инвалиды, малоимущие, одинокие пенсионеры и др.).
     Однако на сегодняшний день основные социально-экономические программы достигли этапа ограничительного развития, относительного и абсолютного уменьшения масштабов государственной поддержки, что указывает на необходимость качественного преобразования существующей системы социальной поддержки и введения, в том числе, альтернативных внебюджетных источников финансирования. 
1.3. Нормативное регулирование социальной защиты населения
     
     В Российской Федерации право граждан на социальную защиту гарантирует Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, и регулируется законодательством. Согласно Конституции РФ, социальная поддержка находится под совместным контролем Российской Федерации и её субъектов, поэтому система социальной защиты населения является единой федеративной, определяя государственную целостность и дифференциацию полномочий и областей юрисдикции между равноправными субъектами.
     Конституция Российской Федерации подтверждает право граждан на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39); на защиту материнства и детства (ст. 38); на судебную защиту (ст. 46); на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53). Закрепляется право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Гарантируется (ст. 43) общедоступность и бесплатность дошкольного, основного и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных организациях и на предприятиях, а также право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственных образовательных организациях19. Конституция не только провозгласила право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации.
     Экономические основы государственных внебюджетных социально-страховых фондов: пенсионного, обязательного медицинского страхования и социального страхования закреплены в соответствующих федеральных законодательных актах. Экономические основы учреждений социальной защиты населения регламентируются бюджетным и гражданским кодексами РФ, законодательством субъектов РФ, постановлениями Правительства РФ.
     Приняты Федеральные законы «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и «О государственной социальной помощи». ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»; Об основах социального обслуживания граждан в РФ»; - ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»; - ФЗ «О занятости населения в РФ»; - Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; - ФЗ «О страховых пенсиях»; - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; - ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в граждан в РФ»; - ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей»; - ФЗ «О ветеранах» и других. Принятие данных законов обусловило вступление в силу целого ряда норм, реализация которых непосредственно связана с осуществлением социальной поддержки населения.
     В 2003-2005 гг. изменения произошли в законодательной базе граждан в РФ, в результате которых повысилась адресность со.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44