VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Совершенствование системы мониторинга эффективности муниципального управления

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006113
Тема: Совершенствование системы мониторинга эффективности муниципального управления
Содержание
Минобрнауки России

Юго-Западный государственный университет

Кафедра международных отношений и государственного управления



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 

ПО ПРОГРАММЕ МАГИСТРАТУРЫ



направление подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление

Магистерская программа «Государственное и муниципальное управление»

(код, наименование ОП ВО: направление подготовки, направленность (профиль))



Совершенствование системы мониторинга эффективности муниципального управления

 (название темы)





		Дипломная работа                   	

			(вид ВКР: дипломная работа или дипломный проект)

			

			

			Автор ВКР

			

			

			Е.А. Тыщук

			

			(подпись, дата)

			

			(инициалы, фамилия)

			Группа ГУ-51мз

			

			

			

			Руководитель ВКР

			

			

			       В.М. Кузьмина

			(подпись, дата)

			(подпись, дата)

			

			(инициалы, фамилия)

			Нормоконтроль

			

			

			

			О.В. Михайлова

			

			(подпись, дата)

			

			(инициалы, фамилия)

			Рецензент

			

			

			

			

			И.А. Салова

			

			(подпись, дата)

			

			(инициалы, фамилия)

			ВКР допущена к защите:

			

			

			

			Заведующий кафедрой

			

			

			В.М. Давыдов

			

			(подпись, дата)

			

			(инициалы, фамилия)

			

		

		



Курск 2017 г.

Реферат

Выпускная квалификационная работа представлена в объеме 153 страниц; имеет 35 рисунков; 3 таблицы; количество приложений: 25; количество использованных источников: 52.

Перечень ключевых слов: управление, муниципальное управление, эффективность, система мониторинга.

Основная цель данной работы - рассмотреть теоретические и практические аспекты эффективности муниципального управления, а также разработать специальные рекомендации для совершенствования системы мониторинга эффективного муниципального управления.

Для достижения поставленной цели предлагается решить следующие задачи:

- изучить теоретические и методические основы формирования системы критериев эффективности управления;

- рассмотреть подходы к построению модели мониторинга эффективности муниципального управления;

- провести анализ мониторинга эффективности муниципального управления;

- проанализировать эффективность муниципального управления на основе мониторинга, проведенного на территории Курской области;

- рассмотреть основные направления совершенствования системы мониторинга эффективности муниципального управления;

- рассмотреть зарубежный опыт системы мониторинга эффективности муниципального управления;

- выявить основные проблемы мониторинга эффективности муниципального управления на региональном уровне;

- предложить пути совершенствования системы мониторинга эффективности муниципального управления.

Объект исследования данной работы – система мониторинга эффективности муниципального управления, предмет исследования - пути совершенствования системы мониторинга эффективности муниципального управления. 

Содержание

Определения, обозначения, сокращения………………………………………………...6

			Введение…………………………………………………………………………………...7

1 Методические основы формирования системы критериев эффективности управления…………………………………………………………………………………9

1.1	Теоретические подходы к определению критериев эффективности управления…………………………………………………………………………………9

1.2 Подходы к построению модели мониторинга эффективности муниципального управления………………………………………………………………………………..18

1.3 Характеристика показателей эффективности муниципального управления…….31

2 Анализ мониторинга эффективности муниципального управления………………..40

2.1 Основные этапы и сущностные характеристики мониторинга……………………40

2. 2 Программа социологического исследования, ее структура…………..…………..48

2.3 Оценка эффективности муниципального управления на основе мониторинга на территории Курской области……………………………………………………………58

3.Основные направления совершенствования системы мониторинга  эффективности  муниципального управления……………………………………………………………72

3.1 Зарубежный опыт системы мониторинга  эффективности  муниципального управления………………………………………………………………………………..72

3.2 Проблемы мониторинга эффективности  муниципального управления  на региональном уровне………………………………………………………………….....88

3.3 Пути совершенствования  системы мониторинга  эффективности  муниципального управления………………………………………………………………………………102

Заключение……………………………………………………………………………...115

Список использованных источников………………………………………………….121

Приложения……………………………………………………………………………..127

Приложение - Показатели эффективности организации муниципального управления………………………………………………………………………………128

Приложение Б -  Модель мониторинга государственных/муниципальных услуг……………………………………………………………………………………..129

Приложение В - Общее количество респондентов…………………………………..130

Приложение Г - Мнение респондентов  в отношении актуальных проблем…………………………………………………………………………………132

Приложение Д - Распределение ответов на вопрос «Обращались ли Вы для решения данных проблем, в органы региональной и муниципальной власти?»…………………………………………………………………………………133

Приложение Е - Оценочные суждения  респондентов в отношении работы органов региональной и муниципальной власти по обращению……………………………………………………………………………...134

Приложение Ж - Оценочные суждения респондентов в отношении деятельности (работы) действующих Глав муниципальных образований Курской области…………………………………………………………………………………..135

Приложение З - Положительная оценка деятельности (работы) действующих Глав муниципальных образований Курской области………………………………………136

Приложение И - Отрицательная оценка деятельности (работы) действующих Глав муниципальных образований Курской области……………………………………..137

Приложение К - Оценочные суждения респондентов в отношении деятельности (работы) Администрации муниципального образования Курской области………………………………………………………………………..138

Приложение Л - Положительная оценка деятельности (работы) Администрации муниципального образования Курской области……………………………………..139

Приложение М - Отрицательная оценка деятельности (работы) Администрации муниципального образования Курской области……………………………………..140

Приложение Н - Оценочные суждения респондентов в отношении деятельности (работы) Губернатора Курской области А.Михайлова………………………………141

Приложение О - Положительная оценка деятельности (работы) Губернатора Курской области А.Михайлова………………………………………………………………….142

Приложение П - Отрицательная оценка деятельности (работы) Губернатора Курской области А. Михайлова……………………………………….........................143

Приложение Р - Оценочные суждения респондентов в отношении деятельности (работы) Администрации Курской области…………………………………………..144

Приложение С - Положительная оценка деятельности (работы) Администрации Курской области………………………………………………………………………...145

Приложение Т - Отрицательная оценка деятельности (работы) Администрации Курской области………………………………………………………………………..146

Приложение У - Оценочные суждения респондентов в отношении деятельности (работы) представительного органа (Думы, Совета, Собрания) муниципального образования Курской области…………………………………………………………147

Приложение Ф - Положительная оценка  деятельности (работы) представительного органа (Думы, Совета, Собрания) муниципального образования Курской области…………………………………………………………………………………..148

Приложение Х - Отрицательная оценка  деятельности (работы) представительного органа (Думы, Совета, Собрания) муниципального образования Курской области…………………………………………………………………………………..149

	Приложение Ц - Оценочные суждения респондентов в отношении деятельности (работы) Курской областной Думы…………………………………………………...150

Приложение Ч  - Положительная оценка деятельности Курской областной Думы…………………………………………………………………………………….151

Приложение Ш - Отрицательная оценка деятельности Курской областной Думы…………………………………………………………………………………….152 

Приложение Щ  Муниципальные образования Курской области…………………..153

Определения, обозначения, сокращения

В данной работе применены следующие термины с соответствующими определениями, обозначениями и сокращениями:

Управление - это взятие субъектом управления на себя обязательств перед носителями проблемы, в качестве которых выступают личность, население, домашнее хозяйство, бизнес и т.п., по их разрешению.

Муниципальное образование - это сложная социально-экономическая система, состоящая из нескольких тесно взаимодействующих и взаимосвязанных элементов: населения, географической среды, градообразующей базы и жизнеобеспечивающей системы, обслуживающей функционирование, сохранение и развитие самого муниципального образования.

Эффективность - это отношение результатов деятельности (эффекта) организации (человека) к затратам на достижение этих результатов (ресурсам). 

Эффективность муниципального управления - результативность деятельности органов местного самоуправления, которая отражается в различных показателях как муниципального образования в целом, так и собственно управленческой деятельности муниципальных органов и должностных лиц, которые имеют количественные и качественные характеристики.

Мониторинг - специально организованная и постоянно действующая система сбора и анализа статистической информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований (опросы населения и т.п.) и оценки состояния, тенденций развития и остроты проблем.

Выборочная совокупность (выборка) - это часть элементов генеральной совокупности, отобранных в соответствии с заданной процедурой, которая должна представлять собой микромодель генеральной совокупности.

	Генеральная совокупность — вся изучаемая выборочным методом статистическая совокупность объектов и/или явлений общественной жизни, имеющих общие качественные признаки или количественные переменные. 



Введение

Проблема эффективности муниципального управления всегда была актуальной, но в настоящее время стала еще острее.

Последствия неверно выбранной стратегии и тактики муниципального управления в современных условиях становятся катастрофическими для муниципальных образований. Жизненной необходимостью стало уменьшение риска принятия неверных решений путем использование научных методов управления, широкого использования опыта менеджмента и маркетинга, стратегического планирования и управления. Но вместе с тем переход на современные методы управления, связан с определенными трудностями.

В настоящее время муниципальное управление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя. Его положение в политической системе российского общества определяется тем, что это тот уровень власти, который наиболее приближен к населению, им формируется и ему непосредственно подконтролен, решает вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Рационально организованные органы местного самоуправления позволят эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти.

Данная работа посвящена совершенствованию системы мониторинга эффективности муниципального управления.

Объектом исследования в работе является система мониторинга эффективности муниципального управления, предметом исследования - пути совершенствования системы мониторинга эффективности муниципального управления.

Цель данной работы - рассмотреть основные направления совершенствования системы мониторинга эффективного муниципального управления.

Для получения объективной картины, касающейся оценки эффективности муниципального управления предлагается решить следующие задачи:

- изучитьтеоретические и методические основы формирования системы критериев эффективности управления;

- рассмотреть подходы к построению модели мониторинга эффективности муниципального управления;

         - рассмотреть основные показатели эффективности муниципального управления;

         - провести анализ мониторинга эффективности муниципального управления;

- рассмотреть основные этапы и сущностные характеристики мониторинга;

- проанализироватьэффективности муниципального управления на основе мониторинга, проведенного на территории Курской области;

- рассмотреть основные направления совершенствования системы мониторинга эффективности муниципального управления;

- изучить зарубежный опыт системы мониторинга эффективности муниципального управления;

- рассмотреть основные проблемы мониторинга эффективности муниципальногоуправления на региональном уровне;

- предложить пути совершенствования системымониторинга эффективности муниципального управления.

При написании работы использовались труды многих российских и зарубежных ученых теоретиков и практиков по вопросам государственного и муниципального управления. Среди них: Волкова М.А., Малышевский А.Ф., Баранова К.К., Либоракина М.И., Преснякова Т.С., Каплан Р. и др.

Структура ВКР.  Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.















1 Методические основы формирования системы критериев эффективности управления

1.1 Теоретические подходы к определению критериев эффективностиуправления

Управление - это взятие субъектом управления на себя обязательств перед носителями проблемы, в качестве которых выступают личность, население, домашнее хозяйство, бизнес и т.п., по их разрешению. При этом под качеством управления понимается степень соответствия результатов деятельности органа власти требованиям и ожиданиям личности, домашнего хозяйства, населения, бизнеса и т.п., измерителям, посредством которых они оценивают свои ожидания[1].

В отличие от местного самоуправления, где местное население выступает и как субъект и как объект в одном лице, в муниципальном управлении субъектом являются органы местного самоуправления (муниципального управления).

Субъект муниципального управления имеет сложную организационную структуру, представляет собой совокупность организационно-оформленных групп людей, соединенных соответствующими связями, управленческими отношениями.

Объектом муниципального управления является муниципальное образование.

Муниципальное образование - это сложная социально-экономическая система, состоящая из нескольких тесно взаимодействующих и взаимосвязанных элементов: населения, географической среды, градообразующей базы и жизнеобеспечивающей системы, обслуживающей функционирование, сохранение и развитие самого муниципального образования [2, с.2].

Муниципальное управление представляет собой целостную систему общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования муниципальной власти.

Муниципальное управление осуществляется в пределах муниципального образования (городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией), где имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

В целом можно утверждать, что муниципальное управление - это управленческая деятельность, базирующаяся на муниципальном праве, муниципальной службе и муниципальной собственности.

Внутри муниципального управления, так же как и на общенациональном уровне, может существовать принцип разделения властей: исполнительная власть сосредотачивается в руках мэра, законодательная - в руках городского совета, и судебная - в руках городского суда и муниципального подразделения министерства юстиции.

Каждое государство заинтересовано в таких способах формирования и деятельности местной власти, которые отвечали бы его политике и поддерживались населением. Именно местное самоуправление призвано обеспечить достижение этих целей.

Цель муниципального управления - повысить уровень жизнеобеспечения населения муниципального образования. Для этого муниципальное управление решает следующие задачи:

- создает социальную инфраструктуру;

- стабилизирует экономику;

- социально-экономические процессы;

- развивает межрегиональные и внутрирегиональные связи;

- поддерживает экологическую обстановку;

	- сохраняет единое экономическое пространство [2, с.10].

Для решения этих задач формируется система муниципального управления, которая:

- контролирует использование природных ресурсов муниципального образования;

- осуществляет природоохранную деятельность;

- осуществляет санитарный надзор;

- содержит жилищно-коммунальное хозяйство;

- создает социальную инфраструктуру;

- охраняет памятники;

- обеспечивает жизнедеятельность и занятость населения;

- обеспечивает финансово-экономическую самостоятельность и т.д.

Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.

Принципы муниципального управления (общие и частные) вытекают из отношений управления и требований к процессу организации самоуправления. Частные принципы относят к осуществлению отдельных функций управления (принципы планирования, организации, мотивации и др.), а также к его отдельным сторонам (социально-экономической и организационно-правовой) и уровню управления (т.е. все формы муниципального образования).

В теории и практике муниципального управления общие и частные принципы тесно связаны друг с другом, но имеют и самостоятельное значение. 

Принципы муниципального управления отражают требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти. 

Принципы являются теоретической основой формирования муниципальных образований и позволяют выяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки. Они выступают в качестве критерия оценки действующей системы муниципального управления, определяя, насколько она отвечает соответствующим началам и идеям. 

Принципы муниципального управления предопределяют структуру и функции муниципальной власти, способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления.

Таким образом, муниципальное управление представляет собой деятельность органов местного самоуправления, направленную на реализацию общественных интересов, осуществляемую в определенных законом формах, посредством использования ресурсов муниципального хозяйства [3, с. 57].

Под эффективностью муниципального управления понимают результативность деятельности органов местного самоуправления, которая отражается в различных показателях как муниципального образования в целом, так и собственно управленческой деятельности муниципальных органов и должностных лиц, которые имеют количественные и качественные характеристики.

Чтобы местное самоуправление было успешным, достигло поставленных целей, органы местного самоуправления должны так организовать управление, чтобы оно было эффективным и результативным.

Ядром управления является управленческое решение, и как бы оно ни было обосновано с точки зрения теории и практики, оно представляет собой лишь определенные идеи, мысли, формализованные в муниципальном правовом акте. Успешное решение то, которое реализуется результативно и эффективно.

Эффективность решения можно определить как превышение положительных (желательных) последствий над отрицательными (нежелательными) последствиями при допустимых затратах.

Если бы лицо, принимающее решение, не было ограничено в средствах, то при выборе решения оно руководствовалось бы тем, которое достижение наивысшего уровня эффекта - независимо от затрат на его достижение.

Эффект (лат. effectus) - это действие, эффективный (лат. effectivus) - значит производительный, действенный. Результат труда человека в процессе производства материальных благ или оказания предполагает услуг определяется как его эффект.

 Применительно к управлению «эффект» представляет действенность управления, то есть способность субъекта управления реально воздействовать на объект управления для достижения поставленных целей (результат управления) в новых, изменившихся условиях [4, с. 84].

Эффект характеризует скорее возможное умножение усилий, используемых средств бюджета за счет вовлечения их в решение проблем, входящих в перечень вопросов местного значения, на основе новых возможностей. Эффект более ориентирован на будущее (для его достижения в широких масштабах нужны глубокие изменения в органах власти, наращивание потенциала либо его перегруппировка в пользу отдельных элементов), эффективность характеризует функционирование органов власти.

Цель управленческой деятельности - получение большего эффекта с наименьшими затратами. Поэтому необходимо полученный результат сравнить с теми затратами, с помощью которых он получен, т.е. отнести эффект к затратам, сопоставить одну абсолютную величину - эффект, с другой абсолютной величиной - затраты.

Эффективность - это отношение результатов деятельности (эффекта) организации (человека) к затратам на достижение этих результатов (ресурсам)

[5, с. 93].

Эффективность рассматривается так же как способность приносить эффект, оказывать действие.

Под эффективностью применительно к управлению понимается количественно определенное влияние «нового» управления на результаты деятельности органа власти, отнесенного к затратам на получение этого результата. 

В данном контексте можно рассматривать эффективность как определенную оценку правильности и неправильности принятого решения по отношению к полученному результату.

Анализируя эффективность управления, следует:

- во-первых, выяснить, действительно ли полученный результат возник как следствие управления, а не действия каких-либо сторонних сил, проявления саморегулятивного механизма управляемых объектов; 

- во-вторых, понять источники результата управления. Является ли это следствием результата деятельности руководителей, их организаторского и иного таланта, или это следствие муниципальных правовых актов, в содержании которых зафиксированы условия, способствующие развитию личности, домашнего хозяйства, бизнеса и т.п. Это важно, поскольку может быть основанием для последующих действий, формирования, накопления и использования положительного опыта;

- в-третьих, установить взаимозависимость между целями, задачами, технологиями реализации решений, реально полученными результатами. Важность данного тезиса заключается в том, что технология управления носит последовательный характер и ошибки, появившиеся на любом из этапов, влияют на результаты, и в зависимости от условий внешней среды их влияние осуществляется в разной прогрессии своего воздействия;

- в-четвертых, установить потенциал, которым обладает орган власти, и как он был использован. Например, высокий потенциал, которым располагает орган власти, территория, и низкая эффективность управления, сводящая на нет потенциал органа власти, территории [6, с. 59].

Орган власти не существует в замкнутом пространстве. Соприкасаясь с внешней средой, он обязан быть не только внутренне, но и внешне эффективным. В этом заключается его успешное функционирование. 

Оценка эффективности управления в органах власти - явление достаточно сложное, и связано это с тем, что субъект управления представляет собой совокупность «субъектов управления», каждый из которых выполняет строго определенные функции. 

В органах местного самоуправления в качестве элементов совокупного субъекта управления выступают: представительный орган, глава муниципального образования, глава местной администрации, контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие соответствующими полномочиями по решению вопросов местного значения.

Таким образом, эффективность муниципального управления - это результат управления, точнее, «вмешательства» в ключевые процессы, предполагающий изменение формы, свойств, характера, условий, обеспечивающих формирование и реализацию потенциала личности, домашнего хозяйства, бизнеса, отнесенный к затратам на его достижение.

Муниципальное управление в Российской Федерации строится на основе Конституции Российской Федерации и нормативно правовых актов, регламентирующих построение структуры муниципальных органов и их компетенции, а также распределение государственных финансовых фондов и иных ресурсов между органами государственной власти и муниципального управления.

Чтобы понять задачи, принципы построения и компетенцию органов муниципального или иными словами местного самоуправления необходимо обратиться непосредственно к основному закону Российской Федерации, т.е. к Конституции Российской Федерации:

П.2 ст. 3 «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

П. 2 ст. 8: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

П. 2. ст. 32: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме» [7].

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. 

Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Таким образом, органы муниципального управления в Российской Федерации признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Они создаются и функционируют в Российской Федерации с целью выражения власти народа.

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти. 

[8, 9, 10]

Подводим итог. Как было рассмотрено ранее, эффективность муниципального управления - это результат «вмешательства» в ключевые процессы, который предполагает изменение формы, свойств, характера условий, обеспечивающих формирование, наращивание и реализацию потенциала личности, домашнего хозяйства, бизнеса, отнесенный к затратам на его достижение.

Эффективность муниципального управления не может быть измерена каким-либо одним показателем и определяется как результат сложного взаимодействия различных факторов: природных, человеческих, социально-экономических, экологических и других, оказывающих влияние на принятие и реализацию управленческих решений [11].

Можно определить эффективность работы органов местного самоуправления и общую эффективность управления как некую интегральную сумму эффективностей. Различают внутреннюю и внешнюю эффективность муниципального управления.

Внутренняя эффективность - это эффективность работы органов, которая состоит в разработке, принятии и организации исполнения управленческих решений, способствующих повышению качества жизни населения.

Внешняя эффективность - это уровень удовлетворения запросов населения, проживающего на территории муниципального образования.

Можно выделить следующие компоненты оценки эффективности муниципального управления:

- обоснование и выбор системы и структуры показателей эффективности муниципального управления, причем как для текущего функционирования, так и для стратегического развития муниципального образования;

- определение критериев и измерителей эффективности муниципального управления;

- разработка методов расчета отдельных показателей.

При определении системы критериев и измерителей эффективности муниципального управления можно выделить следующие критерии оценки муниципального управления: 

- действенность;

- экономичность;

- качество;

- соотношение результатов и затрат;

- удовлетворенность работой;

- внедрение инноваций.

Измерителями эффективности муниципального управления могут быть: 

- общая социальная эффективность;

- эффективность организации муниципального управления;

- эффективность системы муниципального управления. 

В качестве измерителя общей социальной эффективности муниципального управления выступает динамика уровня и качества жизни населения.

Два других могут быть разложены на отдельные компоненты:

Эффективность организации муниципального управления:

1. Содержание и организация процесса управления.

2. Рациональность организационной структуры.

3. Организационно-технический уровень системы муниципального управления.

Эффективность системы муниципального управления:

1. Степень достижения основных целей муниципального управления.

2. Сочетание потребностной, результативной и затратной эффективности.

3. Эффективность каждой подсистемы, входящей в систему муниципального управления [12, с. 112].

1.2 Подходы к построению модели мониторинга эффективности муниципального управления



На рисунке 1 представлены показатели, используемые при оценке эффективности организации муниципального управления (Приложение А).

Данные показатели могут быть разделены на три группы.

Первая группа показателей характеризует эффективность процесса управления, т. е. соотношение затрат и результирующих показателей управленческого труда. 

В качестве затрат на управление могут применяться такие легко измеряемые показатели, как текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управления.

Результирующие показатели процесса управления могут оцениваться как количественно, так и качественно и использоваться в качестве критериев эффективности, когда организационная структура изменяется в направлении улучшения одного или группы показателей без изменения (ухудшения) остальных.Производительность аппарата управления может определяться объемом выработанной в процессе управления информации. 

Под экономичностью аппарата управления понимаются относительные затраты на его функционирование (например, удельный вес затрат на содержание аппарата управления).

Адаптивность системы управления определяется ее способностью эффективно выполнять заданные функции в определенном диапазоне изменяющихся условий. Чем шире этот диапазон, тем более адаптивной считается система. 

Гибкость системы управления характеризует свойство органов управления изменять в соответствии с возникающими задачами свою роль в процессе принятия решений и налаживать новые связи, не нарушая присущей данной структуре упорядоченности.

Оперативность принятия управленческих решений характеризует своевременность выявления управленческих проблем и такую скорость их решения, которая обеспечивает максимальное достижение поставленных целей при сохранении устойчивости налаженных управленческих процессов.

Надежность аппарата управления в целом характеризуется его безотказным функционированием, т.е. способностью обеспечивать выполнение заданий в рамках установленных сроков и выделенных ресурсов [13, с. 47].

Для оценки надежности аппарата управления и его подсистем может использоваться уровень выполнения плановых заданий и соблюдение утвержденных нормативов, отсутствие отклонений при исполнении указаний.

Вторая группа показателей, характеризует рациональность организационной структуры управления. Для оценки рациональности организационной структуры управления большое значение имеет ее соответствие объекту управления. Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, соответствии численности и состава работников объему и сложности работ, полноте обеспечения требуемой информацией, обеспеченности процессов управления техническими средствами.

Третья группа показателей, характеризующих эффективность организационно-технического уровня системы муниципального управления, может быть представлена в виде формулы:

Эоту = (К1 + К2 + КЗ + К4 + К5 + Кб + К7 + К8 + К9 + К10 + К11) / И, 	         (1)

где Эоту — эффективность организационно-технического уровня системы муниципального управления;

К1 — уровень разделения труда служащих;

К1 =С1/С, 											         (2)

где С1 - число служащих, действующих на основе должностных инструкций;

С - общее число служащих;

К2 - уровень технологичности управления;

К2 = Ф1/Ф, 									                   (3)

где Ф1 - число функций органа или структурного подразделения, на выполнение которых имеются инструктивные или методические материалы;

Ф - общее число функций органа или структурного подразделения; 

КЗ - уровень контроля за исполнением управленческих решений;

КЗ = Р1/Р, 											         (4)

где Р1 - число контролируемых решений; Р - общее число решений;

К4 - уровень планирования деятельности служащих;

К4 = Сп/С, 											         (5)

где Сп - число служащих, работа которых планируется; 

С - общее число служа.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44