VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Совершенствование системы муниципального управления в сфере потребительского рынка

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001963
Тема: Совершенствование системы муниципального управления в сфере потребительского рынка
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования
Уфимский государственный авиационный технический университет
Институт экономики и управления
Кафедра управления в социальных и экономических системах

Процент выполнения работы
100










90










80










70










60










50










40










30










20










10











1
2
3
4
5
6
7
8
9


Номер учебной недели


КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине 
«Основы государственного и муниципального управления»
на тему: «Совершенствование системы муниципального управления в сфере потребительского рынка (на примере общественного питания в городском округе город Уфа)»



Выполнил студент гр. ГМУ–404

____________________________
(дата, подпись)
Принял: ст. преп. кафедры УСиЭС 
Уляева А.Г.
____________________________
(дата, подпись)
Оценка _____________________

Дата «__ « ___________ 2016 г.




Уфа 2016

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования
Уфимский государственный авиационный технический университет
Институт экономики и управления
Кафедра управления в социальных и экономических системах
				

ЗАДАНИЕ
на курсовую работу по дисциплине 
«Основы государственного и муниципального управления»

Студента                                    	              группы     ГМУ-403	
      	Фамилия И.О.		 номер акад. гр. 	

1.Тема курсовой работы: Совершенствование системы муниципального управления в сфере потребительского рынка (на примере общественного питания в городском округе город Уфа

2.Цель и задачи курсовой работы: ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

3. Требования к оформлению
     3.1. Пояснительная записка должна быть оформлена в редакторе Microsoft Word в соответствии с требованиями ГОСТ. В пояснительной записке должны содержаться следующие разделы: титульный лист; задание на курсовую работу; график выполнения курсовой работы; содержание работы; основной текст (включающий введение, теоретическую, аналитическую, практическую части и заключение); библиографический список; приложения (при их наличии). 
     3.2. Графическая часть (презентация) должна содержать: титульный слайд с названием работы, ФИО автора и преподавателя; слайд с целью, задачами, объектом, предметом исследования; 1-2 слайда по теоретической главе курсовой работы, представляющие собой выводы, полученные в ходе изучения теоретических аспектов предмета исследования; 1-2 слайда по аналитической части курсовой работы с графиками, таблицами и итоговым деревом выявленных проблем; 1-2 слайда по проектной части курсовой работы, содержащие графическое отображение предлагаемых путей решения и оценки эффективности предлагаемых мероприятий.

Дата выдачи __________________  

Студент __________________ 	Преподаватель ____________/________________/
      (подпись)							 (подпись, ФИО)

График выполнения курсовой работы

№
Наименование этапа работ
Процент к общей трудоемкости
Плановый срок выполнения, учебная неделя
Фактический срок выполнения, учебная неделя
1
Подготовка к написанию курсовой работы, в т. ч.
10
23-1

1.1
Выбор и согласование темы курсовой работы
4
23

1.2
Определение цели, задач, объекта и предмета исследования
3
1

1.3
Разработка плана и структуры работы
3
2

2
Работа над курсовой работой
70
3-6

2.1
Сбор и систематизация теоретического материала
10
2

2.2
Сбор и анализ практического материала
20
3

2.3
Формулирование выводов и оценка полученных результатов
20
4-5

2.4
Оформление курсовой работы
20
6

3
Сдача курсовой работы на кафедру

6

4
Подготовка к защите курсовой работы
20
6

4.1
Подготовка иллюстрированного материала (презентации)
10
7

4.2
Защита курсовой 
работы
10
7-8



      
     Содержание
Введение……………………………………………………………………….
1 Теоретические аспекты системы муниципального управления в сфере общественного питания…………………………………………………….
1.1 Понятие потребительского рынка, сферы общественного питания...
1.2 Особенности регулирования сферы общественного питания………
1.3Инструменты территориального маркетинга в сфере общественного питания………………………………………………………………….
1.4Основные проблемы продвижения брендов товаров и услуг отечественного производства и их решение…………………………
2 Реализация программ совершенствования системы муниципального управления в сфере общественного питания…………………………….
2.1Анализ развития рынка общественного питания в городах Приволжского федерального округа………………………………..
2.2 Программы развития общественного питания в городском округе город Уфа………………………………………………………………
2.3 Анализ реализации инструментов территориального маркетинга в городском округе город Уфа…………………………………………..
2.4	Проблемы и перспективы развития рынка общественного питания в городском округе город Уфа………………………………………...
3 Совершенствование системы муниципального управления в сфере общественного питания……………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….
5

7

7
13


18

21


23

23


28


34

36


42
46
47



	Введение
     Потребительский рынок является важным элементом питания на муниципальном уровне. От состояния рынка, ценового уровня, а также ассортимента предлагаемых товаров и услуг зависит повседневная жизнь населения. Основным элементом потребительского рынка любого муниципального образования является рынок общественного питания, который включает в себя различные элементы системы питания.
     Цель работы – разработка мероприятий по совершенствованию системы муниципального управления в сфере общественного питания в городском округе город Уфа.
	Задачи работы:
     1. Дать понятие потребительского рынка и сферы общественного питания.
     2. Рассмотреть особенности регулирования сферы общественного питания.
     3. Описать инструменты территориального маркетинга в сфере общественного питания.
     4. Выделить основные проблемы продвижения брендов товаров и услуг отечественного производства и их решение.
     5. Провести анализ состояния сферы общественного питания в городах Приволжского федерального округа.
     6. Рассмотреть реализацию программы развития общественного питания в городском округе город Уфа.
     7. Провести анализ реализации инструментов территориального маркетинга в городском округе город Уфа.
     8. Выделить проблемы и перспективы развития рынка общественного питания в городском округе город Уфа.
     9. Предложить мероприятия по совершенствованию системы муниципального управления в сфере общественного питания.
     Объект исследования – рынок общественного питания городского округа город Уфа.
     Предмет исследования – проблемы и перспективы развития рынка общественного питания в городском округе город Уфа.
     Информационную базу курсовой работы составляют учебные издания, монографии, нормативно-правовые акты и постановления органов власти, статистическая информация, а также публикации, статьи по теме исследования.
     Анализ выполнен с использованием метода сравнительной оценки показателей в динамике, а также метода их дальнейшего графического представления.
     















1 Теоретические аспекты системы муниципального управления в сфере общественного питания
1.1 Понятие потребительского рынка и место в его структуре рынка общественного питания
     Повседневная жизнь населения напрямую зависит от состояния, уровня цен, ассортимента предлагаемых товаров и услуг. Потребности населения в услугах торговли, общественного питания и бытового обслуживания, обеспечивают структуры потребительского рынка, как составная часть городского хозяйства. Он влияет на социально-экономическое развитие муниципального образования (далее МО), является одним из ключевых сегментов жизнеобеспечения города, участвует в формировании основ экономической стабильности и является важнейшим источником пополнения бюджета. 
      В различных научных изданиях определение потребительского рынка трактуется по-разному (табл. 1.1). 
Таблица 1.1 – Определения потребительского рынка
Автор
Трактовка
И.К. Беляевский [10]
Рынок продуктов питания, рынок непродовольственного назначения и рынок массового питания.
Ф. Котлер [11]
Отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления, особое внимание при этом уделяется покупателю.
М.А. Николаева [12]
Совокупность хозяйствующих субъектов, изготовителей, исполнителей, производящих и/или реализующих потребительские товары, а также индивидуальных потребителей, приобретающих эти товары для личного использования.
А.С. Новоселов [13]
Включает в себя три укрупненных сегмента: рынки продовольственного и непродовольственного характера, рынок услуг, которые взаимодействуют между собой на основе взаимосвязанной системы сделок купли- продажи и обеспечивают потребности населения, способствуя эффективному функционированию экономики региона
Б.А. Райзберг [14]
Взаимодействие продавцов и покупателей на основе актов купли- продажи.
      
      Продолжение таблицы 1.1.
Ю.Ф. Симионова [15]
Рынок товаров потребительского назначения, рынок услуг, рынок недвижимости.
О.В. Тахумова [16]
Система товарно- денежных и организационно-экономических отношений, которые формируются в процессе купли-продажи, для развития которых на данной территории имеются наиболее благоприятные природные и социально-экономические условия для ведения предпринимательской деятельности с целью удовлетворения конечных нужд и потребностей населения.
И.М. Шабунина [17]
Основная составляющая рыночной экономики, где часть ВНП, материализованная в виде произведенных бизнесом товаров и услуг, покупается или приобретается иным способом потребителями для личного потребления.
      
     Потребительский рынок можно классифицировать по нескольким основаниям (рис. 1.1).

Рисунок 1.1 – Признаки классификации потребительского рынка
     Объект потребительского рынка – выносимый на рынок продукт, который используют для индивидуального потребления в виде товаров и платных услуг [16]. Спрос на продукт формируют потребители в лице всего населения территории, а также отдельных демографических (дети, молодежь, пожилые люди) и экономических (категории граждан с различным уровнем дохода) групп; городское и сельское население. Предложение на потребительском рынке формируют товаропроизводители и производители услуг (предприятия, организации, учреждения, физические и юридические лица). Помимо этого, в систему потребительского рынка включают и субъекты инфраструктуры. 
     Свойства потребительского рынка представлены на рисунке 1.2 [16]. Они отражают его принципиальные характеристики и роль в муниципальной экономике.
     
      Рисунок 1.2 – Свойства потребительского рынка
     На рисунке 1.3 представлено деление потребительского рынка на его основные сферы. Каждая сфера потребительсвкого рынка обеспечивает удовлетворение запросов населения в разных плоскостях.

Рисунок 1.3 – Структура потребительского рынка 
     Некоторые авторы предлагают другой вид структуры потребительского рынка (рис. 1.4) [16].

     Рисунок 1.4 – Структура потребительского рынка
      Сфера общественного питания в настоящее время является одной из наиболее перспективных отраслей потребительского рынка Росии. При этом положительная динамика развития отрасли сопровождается усилением конкуренции на рынке. 
      Общественное питание – это  отрасль народного хозяйства, занимающаяся производством и продажей готовой пищи и полуфабрикатов. Общественное питание представляет собой совокупность предприятий, объединенных по характеру перерабатываемого сырья и выпускаемой продукции, организации производства и формы обслуживания населения. [6]
     Термин «общепит» использовался в советское время, а сегодня  в большинстве стран мира для обозначения этой отрасли  используется понятие «рестораны», «ресторанный бизнес», «ресторанное дело». Но в любом случае это предприятия, оказывающие услуги  питания населения  посредством производства кулинарной продукции, её реализации и организации питания различных групп населения.
      Известный экономист М. Фридман считает, что основные цели любого рынка могут быть определены в самом общем виде следующим образом (рис. 1.5).
        
        
      Рисунок 1.5 – Цели рынка по мнению М.Фридмана
      Экономическая цель общественного питания состоит в обеспечении эффективного использования потребительских ресурсов для удовлетворения потребностей общества. Реализация этой цели происходит в результате изучения потребностей общества в услугах и представление их многообразия на рынке.
      Таким образом, можно сказать, что производство услуг общественного питания исходит из реально изменяющихся рыночных условий и потребностей населения. В сфере предоставления услуг общественного питания все участники рынка оказываются в приблизительно одинаковых условиях, что соотносит на уровне ценового регулирования производства услуг питания с реально изменяющимися потребностями. Рынок общественного питания включает объекты и субъекты (рис. 1.6). На рисунке 1.7 представлена структура рынка общественного питания.
     Предприятие общественного питания ? предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления (ГОСТ Р 50647).
     Тип предприятия общественного питания ? это вид предприятия с характерными особенностями обслуживания, ассортимента реализуемой кулинарной продукции и номенклатуры предоставляемых потребителям услуг.
     Класс предприятия общественного питания ? это совокупность отличительных признаков предприятия определенного типа, характеризующая качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания.

Рисунок 1.6 – Объекты и субъекты рынка услуг общественного питания
     
     Рисунок 1.7 – Структура рынка общественного питания
      Услуги, которые предоставляют потребителям в предприятиях общественного питания различных типов и классов, согласно ГОСТР 50764-95 "Услуги общественного питания" подразделяются на:
     * услуги питания;
     * услуги по изготовлению кулинарных и кондитерских изделий;
     * услуги по организации потребления и обслуживания;
     * услуги по реализации кулинарной продукции;
     * услуги по организации досуга;
     * информационно-консультативные услуги;
     * прочие услуги.
     Основными задачами предприятий общественного питания являются наиболее полное удовлетворение спросов населения, улучшения качества выпускаемой продукции, повышение культуры обслуживания. [8]
      Таким образом, можно сделать вывод, что потребительский рынок является важнейшим элементом экономики, соединяющий производство и конечное потребление продуктов и услуг, и удовлетворяющий потребности населения.
     
     1.2 Особенности регулирования сферы общественного питания
     Государственное и муниципальное регулирование потребительского рынка представляет собой систему действий по организации управления и регулирования торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
     Основу регулирования деятельности предприятий общественного питания составляют различные стандарты, которые регулируют множество вопросов: от качества пищи до уровня ее предоставления. Главным из них можно назвать ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий». В его рамках устанавливается классификация предприятий общественного питания. Стандарт подходит для целей сертификации при присвоении и подтверждении типа и класса предприятиям общественного питания. Приведем основные документы, регулирующие деятельность рынка общественного питания (табл.1.2).
Таблица 1.2 – Нормативно-правовые акты Российской Федерации и Республики Башкортостан, регулирующие рынок общественного питания
Наименование
Год вступления в силу
Номер
Федеральный закон «О защите прав потребителей» 
От 9  января 1996 г.
№ 2300-I
Постановление Правительства Российской Федерации «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей»
От 9 августа 2012 г.
№ 815
Федеральный закон «Об ограничении курения табака»
От 10 июля 2001 г. 
№ 87-ФЗ
Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции
От 22 ноября 1995 г. 
№171-ФЗ
Федеральный закон «О господдержке малого предпринимательства в Российской Федерации» 
От 14 июня 1995 г. 
№ 88-ФЗ
Федеральный закон «О рекламе» 
От 13 марта 2006 г. 
№ 38-ФЗ
Федеральный закон  «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» 
От 7 января 1999 г. 
№ 18-ФЗ
Федеральный закон  «О качестве и безопасности пищевых продуктов» 
От 31 марта 2006 г. 
№ 29-ФЗ
     Как видно из данной таблицы, основу регулирования рынка питания составляют Федеральные законы. Основным же является закон « О защите прав потребителей», который дает право субъектам РФ устанавливать свои положения в области защиты потребительских прав,  не противоречащих основному законодательству.
     Решение основных задач муниципального регулирования рынка общественного питания (рис.1.8) возможно путем использования административных, правовых и экономических мер регулирующего воздействия на субъекты рынка. 

Рисунок 1.8 – Основные задачи муниципального регулирования рынка общественного питания
      Поскольку рынок общественного питания в настоящее время почти полностью находится в руках частного сектора, муниципальная власть не может устанавливать ни объемы поставок, ни привязку потребителей к поставщикам, ни цены на важнейшие продовольственные и непродовольственные товары. Но она может использовать формы и методы косвенного финансово-экономического регулирования, а также меры административного воздействия на основе муниципальных нормативно-правовых актов (рис. 1.9). 
      В то же время органы муниципального самоуправления (далее ОМСУ) вправе регулировать частные и акционерные предприятия через обеспечение их данными, аналитическими и маркетинговыми сведениями о развитии рынка товаров и услуг, прогнозами на дальнейшие перспективы развития рынка. Приватизация и регулирование процессов, связанных со сменой форм собственности, являются наиболее действенными методами муниципального воздействия на рынок общественного питания.
     
      Рисунок 1.9 – Возможности муниципальных органов 
     Для социально значимых предприятий, обеспечивающих решение вопросов местного значения, возможен отказ от приватизации и сохранение в муниципальной собственности используемых ими нежилых помещений. Определенную часть предприятий общественного питания составляют организации с муниципальным участием. 
     Основной задачей регулирования их деятельности является максимально прибыльное использование принадлежащих муниципалитету паев и акций. 
     Важную роль в контроле над муниципальным рынком общественного питания должны играть объединения граждан – союзы потребителей, товаропроизводителей и предпринимателей, общества защиты прав потребителей. ОМСУ должны наладить взаимодействие с этими объединениями, оказывать содействие в их работе, использовать формы общественного контроля над рынком общественного питания. Возможности органов местного самоуправления представлены на рисунке 1.10.

     Рисунок 1.10 – Права органов местного управления

      Таким образом, механизмы муниципального регулирования потребительского рынка можно представить следующим образом (таблица 1.3).

Рисунок 1.11 – Формы и методы воздействия на рынок общественного питания различными муниципальными и общественными структурами
     Наряду со всеми инструментами регулирования рынка общественного питания стоит территориальный маркетинг, который позволяет повысить спрос на товары и услуги отечественного потребительского рынка и повысить привлекательность региона.
     
1.3	Инструменты территориального маркетинга в сфере общественного питания
      Одним из важнейших условий повышения неценовой конкурентоспособности товаров и услуг отечественного производства на внутреннем и внешнем рынках является повышение оценки их качества и престижности потребления.
      Повышение мобильности человека, финансовых, материальных и нематериальных ресурсов создает предпосылки для сравнения территорий и выбора максимально привлекательной для человека территории как места постоянного и/или временного проживания, организации отдыха и ведения деятельности.
      Территориальный маркетинг является самостоятельным видом некоммерческого маркетинга и предполагает новое понимание роли и задач органов власти, которые должны создать условия для устойчивого развития территории за счет максимального удовлетворения потребностей жителей и организаций (коммерческого и некоммерческого характера) в ресурсах и общественных благах в условиях конкурентной среды.[9]
      Концепция территориального маркетинга может быть успешно реализована на уровне субъекта федерации, муниципального образования, отдельного города, населенного пункта или любого другого территориального сообщества, поскольку вне зависимости от размера (масштаба) территории стимулирует активизацию и координацию усилий всех субъектов территориального маркетинга по поиску и реализации конкурентных преимуществ территории, что позволяет создать определенную привлекательность территори.
      Реализация маркетинга осуществляется с использованием основных инструментов маркетинга: территориальный продукт, цена территориального продукта, место (локализация) территориального продукта и продвижение территориального продукта.
      Территориальный продукт – это комплексное понятие, состоящее из трех элементов (рис. 1.12).
 
Рисунок 1.12 – Комплексное понятие территориального продукта 
      Цена территориального продукта – это затраты, которые несет потребитель «приобретая» данный территориальный продукт, то есть затраты, которые будет нести потребитель, проживая и/или осуществляя деятельность на данной территории. 
      Третьим инструментом территориального маркетинга является место, то есть локализация территориального продукта в пространстве. С одной стороны, это статическая, не подлежащая изменению локализация (территория как точка на карте), с другой стороны, это динамическая характеристика, поскольку территориальный продукт может быть рассмотрен как звено в коммуникационных потоках, как элемент в системе движения сырьевых, человеческих, материальных, финансовых, информационных потоков. При этом территорию можно рассматривать, как элемент разных по масштабам систем и систем, критерием построения которых являются разные факторы (административный, эконом-географический, общность политических и социальных задач управления и т.д.). 
      Четвертый инструмент территориального маркетинга – это продвижение территориального продукта. Содержательное наполнение рекламы может преследовать цели информирования о территориальном продукте, убеждение лиц, принимающих решение о приобретении территориального продукта, в предпочтительности предлагаемого продукта, а также напоминать покупателям о необходимости приобрести территориальный продукт [14].
      К числу важнейших инструментов создания осознаваемых потребителями различий между продуктами является формирование бренда, под которым понимается репутация, набор ожиданий и ассоциаций, связываемых потребителями с торговой маркой данного продукта, либо его производителя.
     Национальный бренд – бренд страны, как государства, обладающего уникальными компетенциями в области производства товаров и услуг, опирающимися на научный, образовательный потенциал, культурные традиции, природно-рекреационные ресурсы, а также бренды товаров и услуг, такие как «сделано в России», «Российское качество» и аналогичные.
     Региональные бренды – бренды российских городов и регионов, выступающие инструментом маркетинга территорий с целью привлечения инвестиций и кадровых ресурсов, а также бренды товаров и услуг, локализованных в определенной географической области («башкирский мед», «вологодское масло», «курорты Краснодарского края», туристический бренд «Золотое кольцо»).
      Тема брэндинга на уровне муниципальных образований является достаточно новой. В то же время растет активность городов и регионов, старающихся улучшить свой бренд, образ, имидж, и это связано, в первую очередь, с разработкой стратегий социально-экономического развития.
      Муниципальный бренд является инструментом продвижения территории, представляющим собой устойчивые представления различных типов потребителей (органов власти всех уровней, жителей данной и других территорий, инвесторов и др.) об отличительных экономических, социально-правовых, культурно-ментальных, природных, пространственных характеристиках конкретного муниципального образования, основанных на комплексе материальных и нематериальных доминант. 
      Таким образом, брэндинг муниципального образования представляет собой систему действий, целью которых является создание сильного и устойчивого имиджа муниципального образования.
      Продвижение брендов товаров и услуг отечественного производства на внутреннем и внешних рынках сталкивается в настоящее время с рядом существенных препятствий. Перейдем к формированию проблем продвижения брендов товаров и услуг отечественного производства.
      
1.4	Основные проблемы продвижения брендов товаров и услуг отечественного производства
     На внутреннем и внешнем рынках товаров и услуг существует ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться отечественному производителю, с их перечнем можно ознакомиться на рисунке 1.13. 
     Для решения существующих проблем предлагаются несколько направлений, способствующих продвижению брендов. Основные направления продвижения национального и региональных брендов товаров и услуг отечественного производства представлены на рисунке 1.14.
   
    Рисунок 1.13 – Препятствия в продвижении брендов

Рисунок 1.14 – Основные направления продвижения национального и региональных брендов товаров и услуг отечественного производства
     Следует согласиться с мнением С.В. Нестеркина, считающего, что в эпоху глобализации и свободной торговли основные компоненты механизма функционирования потребительского рынка – спрос, предложение, цена и конкуренция – должны рассматриваться в рамках внутреннего и внешнего экономического пространства, так как потребительский рынок представляет собой пространственное поле реализации товарно-денежных отношений.
     Из всего вышеперечисленного можно сделать выводы, что продвижение отечственных товаров и услуг имеет достаточно серьезные препятствия, решение которых можно реализовать только проанализировав развитие рынка и территориального маркетинга в городском округе город Уфа.
 


2	Реализация программ совершенствования системы муниципального управления в сфере общественного питания

2.1	Анализ развития рынка общественного питания в городах Приволжского федерального округа

     Изменение социально-экономических условий, нарастание негативных явлений, обусловленных, нестабильной внешнеэкономической ситуацией, детерминируют необходимость совершенствования социально-экономической политики по развитию и формированию рынка общественного питания. Для этой цели требуется комплексная оценка уровня развития, на основе которой будут выявлены ключевые проблемы, характерные для потребительского рынка Уфы, определены приоритетные цели развития и направления социально-экономической политики, ориентированные на формирование потребительского рынка товаров.
     При рассмотрении ситуации на примере г. Уфы можно видеть, что на состояние рынка общественного питания города существенное влияние оказывают следующие тенденции глобального характера: 
     1) активное развитие сетевых структур, становление сетевой экономики (в последние 2-3 года в Уфе активно открываются сетевые рестораны как: Макдоналдс, Бургер Кинг, KFC, что касается «фаст фуд», и рестораны федеральных сетей Своя Компания, IL-Патио, Trend и тд.); 
     2) переход к современным форматам (рестораны самообслуживания, фуд-корты, кофейни формата «to-go»), в отдельных странах Европы такие формы охватывают свыше 50 % от объемов продаж, в России порядка 30%. 
      В развитии потребительского рынка крупного города находят свое отражение как общие закономерности, характерные для данного комплекса в целом, так и особенные, определяющие особенности его формирования в том или ином населенном пункте. Среди первых мы можем выделить динамику численности населении и личных доходов. Среди особенностей – географическое положение города, уровень развития потребительского комплекса в нем, национальные особенности и т.д.
      При анализе первой группы факторов, окажется, что Уфа среди городов Приволжского федерального округа Российской Федерации (далее –ПФО) характеризуется как имеющий большие возможности для динамичного развития потребительского рынка. 
      Согласно данным (таблица 2.1) видно, что Уфа по численности населения стоит наравне с такими городами, как Казань, Нижний Новгород, Самара, а они в свою очередь являются городами с развитой инфраструктурой, в том числе – системой потребительского рынка.
Таблица 2.1 – Численность постоянного населения в городах ПФО на 1 января 2015 года


Численность постоянного населения на 1 января 2015 года,  тыс. человек

Всего
в том числе:


городского
сельского
Ижевск
642,0
642,0
-
Йошкар-Ола
274,1
263,2
10,9
Казань
1205,7
1205,7
-
Киров
519,0
493,3
25,7
Нижний Новгород
1276,6
1270,3
6,3
Оренбург
576,8
561,3
15,5
Пенза
522,8
522,8
-
Пермь
1036,5
1036,5
0,0
Самара
1171,9
1171,8
0,1
Саранск
331,6
323,1
8,5
Саратов
842,1
842,1
-
Ульяновск
642,3
619,5
22,8
Уфа
1115,9
1105,7
10,2
Чебоксары
484,5
473,9
10,6

	Рассмотрим компоненты изменения численности населения г. Уфы (рис.2.1).

      Рисунок 2.1 – Компоненты изменения численности населения г. Уфы 
      По рисунку 2.1 видно, что в последние годы в городе присутствует положительная динамика прироста, как естественного так и миграционного. Это может быть связано с достаточным количеством рабочих мест и с высоким уровнем заработной платы в Уфе, по сравнению с остальными городами (таблица 2.2).
Таблица 2.2 – Среднемесячная заработная плата, задолженность по заработной плате в городах ПФО в 2014 г. (по крупным и средним предприятиям и организациям)


Среднемесячная начисленная заработная плата      за 2014 год1, 
рублей
Просроченная задолженность 
по заработной плате 
на конец 2014 года,      тыс. рублей
в % к 2013г.
1
2
3
4
Ижевск
29074,6
-
-
Йошкар-Ола
25290,3
4098
103,5
Казань
32822,3
6104
36,6
Киров
27825,5
5348
93,8
Нижний Новгород
34331,0
5149
44,6
Оренбург
30244,4
-
-
	Продолжение таблицы 2.2.

1
2
3
4
Пенза
26600,0
15592
82,7
Пермь
35991,8
11259
50,7
Самара
32612,8
39390
92,3
Саранск
23988,1
106
3,0
Саратов
28050,9
10479
132,3
Ульяновск
25747,3
-
-
Уфа
34948,4
-
-
Чебоксары
25631,0
14765
100,3
        
      Также на рисунке 2.2 можно увидеть динамику изменения заработной платы с 2005 по 2014 год, что тоже имеет немаловажную роль в приросте населения.

Рисунок 2.2 -  Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников предприятий и организаций (по крупным и средним предприятиям и организациям; по хозяйственным видам деятельности; рублей)
      Как видно из рисунка, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников предприятий и организаций имеет тенденцию роста. С 2005 к 2014 году рост составил около 70%.
      Рассмотрим средние потребительские цены на отдельные продукты (табл.2.3).
      
Таблица  2.3– Средние потребительские цены на отдельные продукты (на конец  2014 года, в рублях за килограмм/литр/десяток)в городах ПФО в 2014 г.
 
Уфа
Казань
Н.Нов-город
Орен-бург
Пермь
Самара
Ижевск
Пенза
Киров
ПФО сред
Говядина 
272,1
260,79
290,98
261,86
244,2
274,42
266,52
256,4
281,53
267,6
Молоко
37,76
35,83
43,41
37,37
40,47
47,6
37,04
39,25
37,19
39,54
Масло слив.
334,5
295,77
357,01
319,49
402,15
323,58
334,15
294,18
359,63
335,6
Масло подс.
75,72
70,85
80,53
71,51
75,24
78,48
79,19
72,49
67,34
74,59
Яйца
60,62
56,99
56,79
48,2
54,93
61,91
57,47
54,52
58,43
56,65
Сахар
46,08
42,14
42,55
42,33
43,01
44,76
41,78
43,36
44,24
43,36
Хлеб 
38,45
41,18
39,7
32,25
37,45
41,14
38,67
28,37
41,22
37,60
Рис
51,15
44,26
46,92
46,96
53,8
46,04
51,96
47,89
47,87
48,53
Картофель
23,49
23,34
22,24
24,34
23,67
27,41
20,39
21,29
19,63
22,86
Лук 
24,78
24,48
24,57
23,86
27,02
25,69
22,87
21,45
23,55
24,28
Морковь
24,76
26,1
25,48
22,49
33,58
28,58
25,11
23,34
28,35
26,42
Капуста 
25,26
21,13
24,47
23,07
27,28
26,59
23,45
22,2
23,65
24,12

      Можно отметить, что в регионе достаточно невысокие цены на основные товары потребительской корзины, на большинство продуктов цены ниже среднего. Цена за килограмм говядины превышает среднюю цену по ПФО на 1%, за десяток яиц на 7%, за сахар на 6%. Приведем индексы потребительских цен (табл.2.4).
Таблица 2.4 – Индексы потребительских цен (тарифов) на товары и услуги по Республике Башкортостан (декабрь к декабрю  предыдущего года, в процентах)

2005
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
Все товары и услуги, в т.ч.
110,9
109,6
106,4
106,2
106,0
111,2
106,7
101,8
продовольственные
109,0
114,5
104,2
108,5
105,8
115,5
109,7
101,9
без алкогольных напитков
109,1
116,0
103,6
107,6
104,7
115,6


алкогольные напитки
108,7
106,4
107,4
113,6
111,3
114,4


непродовольственные
108,3
105,1
105,8
104,1
103,4
105,9
106,0
102,6
услуги
119,2
108,6
111,0
105,8
110,6
113,0
102,6
100,3
     
     По таблице 2.4 можно увидеть, что рост цен набирает обороты, и если в 2005 году цены на продовольственные товары выросли на 10%, к 2014 году этот показатель вырос до 15,5%, что значительно сказывается на уровне цен общественного питания.
      По итогам 2015 г. наибольший прирост цен отмечался на сухофрукты, лимоны, сельдь, перец черный в 1,51,7 раза и чеснок в 2 раза. Хлеб и хлебобулочные изделия в среднем подорожали на 12,7%, масло сливочное, сыр, молоко и молочная продукция – на 5-7,7%, крупы бобовые изделия на 9,6-15,5% (в том числе горох и фасоль в 1,3 раза, рис – на 14,9%). На говядину, рыбу, маргарин, пасло подсолнечное и оливковое, чай и кофе, шоколад и конфеты шоколадные, бананы, апельсины и орехи цены выросли в 1,2-1,4 раза.
      Анализ развития рынка общественного питания в городах Приволжского федерального округа, в том числе в городском округе город Уфа показал, что в городе по отношению к остальным городам ПФО цены находятся на с.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%