- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Совершенствование расчетов по налогам и сборам на предприятии в современных условиях
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K010818 |
Тема: | Совершенствование расчетов по налогам и сборам на предприятии в современных условиях |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный университет» (Национальный исследовательский университет) Институт открытого и дистанционного образования Кафедра «Управление и право» ПРОЕКТ ПРОВЕРЕН Рецензент зам. директора ООО «ХХХ» ___________________И.И. Иванов ___________________ 20__ г. ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ Заведующий кафедрой ________________ А.А. Демин ________________ 20__ г. Совершенствование расчетов по налогам и сборам на предприятии в современных условиях (на примере ЗАО «Курганспецарматура»») ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ЮУрГУ – 080100.62.2015.12345. ВКР Руководитель проекта доцент кафедры УиП __________________Д.В. Подшивалов ___________________ 2017г. Автор проекта студент группы ИОДО–475 ___________________Д.С. Плотникова ___________________ 2017г. Нормоконтролер доцент кафедры УиП ___________________ А.В. Елисеев ___________________ 2017 г. Челябинск 2017 Содержание С. Введение …………………………………………………………………………… 3 1 Теоретические основы расчетов по налогам и сборам предприятия в современных условиях.………………………………………………………….... 6 1.1 Сущность налогов и сборов, понятие, функции……………………………. 6 1.2 Классификация налогов и сборов. Элементы налога………………………. 13 1.3 Организация расчетов налогов и сборов на предприятии………………… 22 2 Анализ налогообложения деятельности предприятия ЗАО «Курганспецарматура»……………………………………………………………. 35 2.1 Краткая характеристика предприятия ЗАО «Курганспецарматура», анализ финансово-хозяйственной деятельности………………………………………… 35 2.2 Анализ расчетов налогов и сборов ЗАО «Курганспецарматура»…………... 57 2.3 Проблемы в налогообложении ЗАО«Курганспецарматура» и пути их решения…………………………………………………………………………….. 65 Заключение ………………………………………………………………………… 71 Список использованной литературы…………………………………………….. 75 Приложения……………………………………………………………………….. 78 Введение Развитие российской экономики характеризуется значимыми преобразованиями почти абсолютно всех институциональных основ функционирования общества, в том числе налогов и сборов. Использование налогов и сборов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предприятий. С помощью налогов и сборов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов и сборов в стране регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Налоги и сборы являются важным звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги и сборы - основная форма доходов государства. Под организацией совершенствования расчетов по налогам и сборам понимают систему обстоятельств и элементов порядка учетного процесса с целью приобретения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за целесообразным использованием ресурсов и предприятия [1, c.25]. Без сомнения, неувязка грамотного ведения учета расчетов фирмы с бютжетом по налогам и сборам более животрепещуща для русских компаний. Несвоевременная уплата налогов в бюджет не лишь только связана со штрафами. Она превращает погашение долговых обещаний в неуправляемую ситуацию: увеличивается сама сумма налога, вырастают и суммы пеней и штрафов. Наблюдать за корректностью исчисления и уплаты налогов должен бухгалтер фирмы, а для сего и важна правильная правовая и финансовая организация учета расчетов фирмы с бюджетом по налогам и сборам. Каждый современный бизнесмен или предприниматель знаком с противоречивостью и запутанностью налогового законодательства, устанавливающего многообразие видов налогов и сборов, имеющих различные алгоритмы их расчета и уплаты. Очевидно, что одной из целей, преследуемых законодателем, было упрощение процесса исчисления налогов для организаций [2, c.5]. Так же актуальность темы подтверждается тем, что в настоящий момент очень распространена теневая экономика на предприятиях. Правильный и системный учет налогообложения на предприятии поможет владельцам более лояльно относиться к отчислениям в бюджет. Объект исследования – предприятие промышленой сферы ЗАО «Курганспецарматура». Предмет исследования выпускной квалификационной работы – процесс организации и совершенствования расчетов по налогам и сборам на предприятии. Цель работы – рассмотреть сущность организации расчетов по налогам и сборам предприятия в современных условиях, а так же их проблемы и пути совершенствования на примере ЗАО «Курганспецарматура». Исходя из поставленной цели, были предложены следующие задачи: * Изучить экономическую сущность налогов и сборов, функции налогообложения. * Рассмотреть классификацию налогов и сборов, элементы налога. * Раскрыть организацию расчетов налогов и сборов на предприятии. * Дать краткую характеристику предприятия ЗАО «Курганспецарматура». * Про анализировать экономические и финансовые показатели данного предприятия, а так же рассмотреть как проводится расчет и уплата налогов и сборов на предприятии. * Предложить мероприятия по совершенствованию расчетов налогов и сборов на ЗАО «Курганспецарматура». Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава содержит теоретические основы расчетов по налогам и сборам предприятия в современных условиях. Рассмотрена экономическую сущность и правовую базу общей системы налогообложения. Во второй главе дана краткая характеристика организации, проведен анализ финансово хозяйственной деятельности предприятия, а так же рассмотрены расчеты по налогам и сборам. Были также предложены мероприятия по совершенствованию расчетов по налогам и сборам. Теоретической и информационной базой исследования являются: законодательные и нормативные акты Российской Федерации по налогообложению; материалы Министерства Российской Федерации и Федеральной налоговой службы; Министерства финансов Российской Федерации. При написании работы широко использовалась отчетность финансовой деятельности ЗАО «Курганспецарматура», а так же научная экономическая литература и интернет-ресурсы. В исследовании применялись методы системного и сравнительного анализа, статистической обработки данных. Практическая значимость исследования заключается в разработке мероприятий по совершенствованию расчетов по налогам и сборам, которые помогут снизить сумму уплаты налогов в бюджет. 1 Теоретические основы расчетов по налогам и сборам предприятия в современных условиях 1.1 Сущность налогов и сборов, понятие, и их функции Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов. Их возникновение обусловлено разделением общества на социальные группы и появлением государства. Развитие налогов и сборов в России начало складываться еще в IX-X вв. н.э. После объединения Древнерусского государства. Основным источником княжеской казны была в то время дань, так же существовало поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало на Руси в форме торговых и судебных пошлин [3,с.41-47]. Современные ученые зачастую смешивают содержание налога как экономической категории, носящей объективный характер, и конкретно- исторических форм и способов его проявления, обеспечиваемых, в том числе, силой государственного принуждения. Так, автор Н.В. Чайковская делает вывод о постепенной концептуальной модификации: от сугубо экономической до юридической формы функционирования налогов в современном обществе [4, с.59]. Признавая, в целом, историко-методическую корректность выделения этапов развития научных представлений о природе налога до пятого этапа включительно, отметим, спорный характер утверждения о принудительности как его основном признаке и преимущественно юридической природе. На наш взгляд, в данном контексте принудительность налогов является формой реализации соответствующих отношений, но никак не атрибутивным признаком исследуемой категории [4, с.59]. Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены НК РФ. В России функционирует трехуровневая система налогов и сборов, заключающаяся из федеральных, региональных и местных налогов, что отвечает мировому опыту федеративных государств [1, с. 29]. Основным законодательным актом о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей, регламентирующих как общие принципы строя системы налогов и сборов, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая - двумя годами позже. Особенностью НК РФ можно считать поэтапный ввод глав и перманентную работу законодателя в ходе проводимой налоговой реформы. При переходе к рыночной экономике налоги и сборы в России перетерпливают эволюционный этап. Прошло уже множество этапов развития. Мы предлагаем следующую укрупненную классификацию этапов современной налоговой реформы РФ [5, с.15]: * 1990-1991гг.- начальный, или подготовительный этап: выработка и принятие пакета законов об отдельных налогах; * 1991-1998 гг.- становление системы налогов и сборов; * 1999-2000гг.- вступление в действие первой части Налогового кодекса РФ (НК РФ): определение общих принципов по налогам и сборам; * 2001 г - по настоящее время – вступление в действие второй части НК РФ: отработка отдельных налогов. Налоговые взаимоотношения характеризуются двойным проявлением, поскольку являются одновременно экономическими и правовыми отношениями. Это обстоятельство формирует два императива организации расчетов налогов и сборов – этатистического и экономического. Этатистический императив предполагает приоритет государственного начала в построении налогов и налоговой системы. В соответствии с этой концепцией экономические процессы подчиняются государственному диктату, правовое содержание налогов превалирует над их экономической природой. Однако усиленные фискальные изъятия влекут снижение деловой активности, массовое уклонение от уплаты налогов, социальные конфликты. Экономический императив, отражая приоритет экономической обоснованности при определении уровня и характера налогов и сборов предполагает, что государство должно служить общественным интересам, а налоги следует рассматривать, прежде всего, как распределительный инструмент, способ регулирования основ существования общества. В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости - национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. Содержание налоговой политики государства и организация системы налогов и сборов во многом зависят от того, какой из императивов положен в их основу. Налоги и сборы являются источниками бюджетных поступлений и важнейшими структурными элементами рыночного типа. Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах устанавливают систему о налогах и сборах, а так же права и обязанности по расчету и уплате налогов и сборов в бюджет государства. Нормативно правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований также в соответствии с Кодексом. В НК РФ сформулированы основные понятия, применяемые в налоговом законодательстве. В соответствии с НК РФ налог и сбор стали разными понятиями. Согласно пункту 1 статьи 8 НК РФ, налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [1, с. 69]. Наряду с налогами в российскую налоговую систему включены также и сборы, на которые, так же как и на налоги, распространяется установленный НК РФ порядок исчисления, уплаты в бюджет, администрирования и налоговой ответственности за налоговые правонарушения и практически все другие условия. В России, как и в других странах, существует множество платежей, взносов или сборов, уплачиваемых субъектами правоотношений. Но не все из них, а только отдельные установлены НК РФ и введены в налоговую систему. В связи с этим важно определить экономические и правовые условия отнесения того или иного платежа к налоговой системе. Данная проблема имеет не только теоретический, но и сугубо практический характер. Согласно положениям НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать какие-либо взносы или платежи, обладающие установленными им признаками налогов или сборов, не предусмотренные кодексом. Следовательно, введение органами законодательной или исполнительной власти какого-либо обязательного платежа, сбора или взноса, по своим признакам подпадающего под установленное кодексом определение «сбор», но не включенного в установленный НК РФ перечень, будет являться незаконным. В этой связи проанализируем определение сборов, которое в настоящее время имеется в НК РФ. Согласно статье 8, но уже пункту 2, сбором признается – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) [1,с.82]. Про анализировав два сложных определения (налога и сбора) мы можем сделать вывод, что сложно увидеть их различия. в определении сбора отсутствуют два признака присутствующих в характеристики налога: это индивидуальный безвозмездный платеж и уплаты в целях финансового обеспечения деятельности государства. В место них в характеристики сбора употребляется признак индивидуальной возмездности, а именно применяется эквивалент «юридически значимых действий» в отношении плательщиков сборов. В любом современном государстве существует множество раз - личного рода платежей, взносов, сборов и других подобных отчислений граждан и организаций в государственную казну.Например, штрафы за различного рода административные правонарушения; сборы за уборку территорий; платежи муниципалитетам за парковку автомобилей и т.д. Но не все эти отчисления являются налогами. Отличительная черта налога как экономической категории заключается в наличии в нём совокупности определённых признаков, которые отличают его от любого установленного государством платежа. Рассмотрим различия и схожесть признаков налогов и сборов в таблице 1.1. Таблица 1.1 – Признаки налога и сбора [6, с.23] Признаки Налог Сбор Законность – установлении, порядок исчисления и уплаты налога, его изменение или отмена осуществляются исключительно на основе закона Законность- установление, порядок исчисления и уплаты сбора, его изменение или отмена осуществляется исключительно на основании закона Обязательность (императивность) – возникновение обязанности по уплате налога в результате несвободного выбора плательщика Обязательность (императивность) - возникновение обязанности по уплате сбора в результате не свободного выбора плательщика Индивидуальная безвозмездность – отсутствие встречного удовлетворения (эквивалента прав) Индивидуальная возмездность – наличие встречного удовлетворения (эквивалента прав) Относительная регулярность уплаты – регулярное осуществление платежа при наличии объекта обложения Относительная регулярность уплаты - не регулярное, осуществления взноса при возникновении взноса при возникновении потребности в юридически значимых действиях Цель платежа - финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований Цель платежа – покрытие затрат государства (его уполномоченных органов), связанных с оказанием юридических действий Разграничив признаки налогов и сборов, можем дальше провести характеристику их функций. Можем сказать, что функции любой экономической единицы дополнительно раскрывают ее сущность и внутренне содержание, также выражая ее общественное назначение. Именно через функции идет взаимоотношение теоретических основ и экономической практики. Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутренние свойство, признаки и черты налога, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога, как части единого процесса воспроизводства, инструмента распределения и перераспределения доходов. Единого мнения среди ученых и специалистов о количестве функций налогов нет. С функциями можем ознакомиться на рисунке 1.1. Рисунок 1.1 – Функции налога Подробнее рассмотрим указанные на рисунке функции. Фискальная функция представляет собой основную функцию налога. Она изначально присуща любому налогу, любой налоговой системе любого государства. Это естественно, ведь главная задача взимания налога – образование государственного денежного фонда путём изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальных условий существования государств и выполнения им собственных функций, обороны страны, защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных задач и др. Как активный участник распределительных и перераспределительных процессов налоги не могут не оказывать существенного воздействия на сам процесс воспроизводства. Здесь находит своё проявление стимулирующая функция налогов. Её практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов, налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Так, государство, оперируя этими инструментами, вынуждает хозяйствующие субъекты действовать в том направлении, которое выгодно государству. Немаловажное значение в реализации этой функции имеет и система налогов и сборов сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определённых производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других. С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитие экономики и отдельных её отраслей, структуру и пропорции общественного воспроизводства, накопление капитала. При этом проявляется тесная связь стимулирующей функции налогов с распределительной. Стимулирующая функция имеет подфункцию, которая называется дестимулирующей. Как правило, используя дестимулирующую функцию налога, государство увеличивает налоговое бремя и тем самым может препятствовать развитию отдельных отраслей или социально - экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов. Примером могут служить меры государства, направленные на поддержку внутренних производителей при помощи запретительных импортных таможенных пошлин [6,с.78-82]. Регулирующая функция имеет черты стимулирующей функции. Изменяя налоговые ставки на прибыль, государство может создавать или уменьшать дополнительные стимулы для капиталовложений, а манипулируя уровнем косвенных налогов, может воздействовать на уровень цен, следовательно, и на уровень потребления. Наиболее тесно связана с фискальной функцией налога его распределительная функция. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную (от богатых – к бедным, от работающих – к неработающим). Осуществляет финансирование крупных межотраслевых и социальных целевых программ, имеющих общегосударственное значение, в силу чего данная функция иногда называется социальной. С распределительной и фискальной функциями тесно связана контрольная функция. Механизм выполнения этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. В условиях острой конкуренции налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово - хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает тот, кто не может рассчитаться с государством. Одновременно нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений в налоговую, социальную или бюджетную политику. Осуществляя регулирование по налогам и сборам, государство проводит всесторонний анализ экономических систем и осуществляет налоговый контроль. Меру по реализации той или иной функции в системе налогов и сборов обеспечивается за счет реализуемой государством политики по налогам и сборам, то есть говоря по другому налоговой политики. Соответствующим образом трансформируются и теоретические подходы к обоснованию общественного назначения налогообложения. Так, в рамках классической политической экономии налогообложение определялось как «неизбежное зло», используемое в качестве инструмента пополнения государственной казны. Практически все представители классической школы акцентировали внимание на налогах как цене государственных услуг, одновременно говоря о необходимости ограничения фискального давления. 1.2 Классификация налогов и сборов. Элементы налога Под классификация налогов понимается распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе любой классификации, а их встречается достаточное количество, находится совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак [7, с.41]. Классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и значительное практическое значение. В теоретическом аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ: системы налогов и сборов, исполнять различные оценки и сопоставление по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав некоторых налогов и сборов менялся. Кроме того, классификация крайне необходима для различных международных сопоставлений, ведь системы налогов и сборов разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто неосуществимы, они будут приводить к неправильным теоретическим выводам и, как результат, к неверным практическим решениям. Налоги и сборы классифицируются по различным признакам [9, с.102-104]: а) По способу изъятия различают два вида налогов: * прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы). Они применяются государством для того, чтобы под налоговое воздействие попало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика: имущество предприятий, рабочая сила, потребляемые в производстве ресурсы, доход. При прямом налогообложении усиливается зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности. Таким образом, прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом. * косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины). Косвенные налоги являются для государства наиболее простыми по форме их взимания, а для плательщика – сложными из-за невозможности уклонения от их уплаты. Для государства они привлекательны ещё и тем, что поступление этих налогов напрямую в казну не связано с финансово-хозяйственной деятельностью субъекта налогообложения, поэтому фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций. Тем самым косвенное налогообложение обеспечивает устойчивость доходной базы государства, особенно в условиях высоких темпов инфляции. Кроме того, косвенные налоги являются менее болезненными для налогоплательщика и как бы незаметны для него. б) По воздействию налоги подразделяются на: * пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества; * прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения; * дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения; * твердые - это налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы. в) По назначению различают: * общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ); * маркированные (специальные) налоги – имеют целевое назначение (земельный налог, страховые взносы). г) По субъекту уплаты выделяют: * налоги, взимаемые с физических лиц; * налоги, взимаемые с юридических лиц; * смешанные налоги. д) По объекту налогообложения разделяют: * имущественные налоги – это налоги, взимаемые с юридических и физических лиц по факту владения ими определенным имуществом или операций по его продаже. Следует отметить важную черту таких налогов, их взимание и размер не засвистят от индивидуальной платежеспособности налогоплательщика, а определяются характеристиками имущества; * ресурсные налоги (рентные платежи) – налоги, взимаемые в процессе использования ресурсов окружающей среды, а рентными их называют потому что их установленное взимание связано с образование и получением ренты (НДПИ, водный налог); * налоги, взимаемые от выручки или дохода – это налоги взимаемые как с юридических, так и с физических лиц при получении ими дохода в полной мере определяемые платежеспособностью налогоплательщика. В данном случае различают налоги фактические , то есть взимаемые по фактическому полученному доходу , и вмененные – взимаемые по ходу который устанавливается государством исходя из того, какой доход условно должен получить налогоплательщик; К фактическим можно отнести следующие налоги – налог на прибыль организации, НДФЛ, а также спец режимы (сельхоз налог и упрощенная система ). К вмененным относятся – ЕНВД для отдельных видов деятельности, патентная система. * налоги на потребление – это налоги, взимаемые в процессе сбора товаров подразделяемые на индивидуальные, универсальные, монопольные и таможенные. е) По источнику уплаты существуют: * налоги, относимые на индивидуальный доход; * налоги, относимые на издержки производства и обращения; * налоги, относимые на финансовые результаты; * налоги, взимаемые с выручки от продаж. ж) По срокам уплаты: * периодические (их еще называют регулярные или текущие) - это налоги, уплата которых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки; * срочные (их еще называют разовые) - это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия. з) По принадлежности к уровню правления: * федеральные. Федеральные налоги установлены НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории страны. * региональные. Перечень региональных налогов также содержится в Кодексе, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов РФ и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта. Вводя в действие региональные налоги, законодательные органы власти субъектов РФ определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных НК РФ, а также налоговые льготы. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующей главой НК РФ. Такой же порядок введения местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами муниципальных образований. Следует отметить, что перечень региональных и местных налогов является исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта РФ и представительный орган местного самоуправления не имеет права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ; * местные. к) Существуют три способа взимания налогов: * кадастровый (используются кадастры, т.е. реестры, содержащие классификацию типичных объектов по их внешним признакам). Способ «по кадастру» применяется в отношении налогов, имеющих «немобильный» объект обложения, и, соответственно, не меняющуюся налоговую базу. Кадастр представляет собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество), классифицируемых по внешним признакам. К которым относятся, например, размер участка, объём двигателя и т.д. Этот метод применяется, как правило, при обложении земельным и транспортным налогами, уплачиваемыми физическими лицами, а также налогом на имущество физических лиц. * у источника (взимается до получения дохода налогоплательщиком). Взимание налога «у источника» осуществляется в тех случаях, когда обязанность по удержанию и перечислению налога в бюджет возложена на налогового агента, т.е. на орган, который выплачивает доход. В данном случае налог удерживается фактически одновременно с выплатой дохода, что исключает возможность уклонения от его уплаты. Данный способ применяется в основном при обложении налогом доходов лиц наёмного труда, а также других фиксированных доходов. Этот способ применяется также при обложении налогом на прибыль доходов, полученных иностранными организациями от источников в Российской Федерации. Налог, изъятый налоговым агентом «у источника», поступает сразу в бюджет. * по декларации (подача деклараций по налогам). В отличие от предыдущего способа взимание налога «по декларации» представляет собой изъятие части дохода налогоплательщика после его получения. Как видно из названия, указанный способ предусматривает подачу налогоплательщиком в установленный срок в налоговые органы декларации – официального заявления налогоплательщика о своих налоговых обязательствах за определённый период времени [11,c.103]. На основе декларации налоговый орган проверяет правильность расчёта налога налогоплательщиком. Декларация фактически является отчётом налогоплательщика, цель которого зафиксировать исчисленную им самостоятельно сумму налога. Российское налоговое законодательство предусматривает подачу деклараций, в частности, при уплате налогов физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также по большинству налогов, уплачиваемых юридическими лицами: НДС, налог на прибыль и др. Посредством элементов в законах о налогах собственно и устанавливается вся налоговая процедура [13, с.25, 18,c.51]. В частности, в налоговом законодательстве прописываются порядок и условия исчисления налоговой базы и самой налоговой суммы, определяются ставки, сроки и порядок уплаты, и другие условия налогообложения. Следует подчеркнуть, что само понятие каждого из элементов налога универсально, оно используется в налоговых процессах всех стран мира. При этом законодательное определение ряда элементов налогообложения является непременным условием, определяющим легитимность, т.е. законность, соответствующего налога. Важно при этом подчеркнуть, что при всём многообразии элементов налогообложения НК РФ выделяет лишь некоторые из них, определяя их как обязательные элементы. Кроме того, имеются и так называемые необязательные элементы налогообложения. Итак, НК РФ к категории обязательных элементов налогообложения отнесены: субъект налогообложения, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога [1,с.89]. Обязанность уплачивать тот или иной налог возникает у налогоплательщика только в том случае, если в законе определены все без исключения указанные обязательные элементы налогообложения. Кроме перечисленных выше, содержание налога может дополнительно характеризоваться также целым рядом других элементов налогообложения. Рассмотрим элементы налога на рисунке 1.2 [12,с.18]. Их отличительной особенностью является то, что применительно к тому или иному налогу они могут устанавливаться или не устанавливаться законом. В связи с этим их следует отнести к категории необязательных элементов налогообложения. В неё включаются: налоговая льгота, источник налога, единица обложения (масштаб налога), налоговый оклад, отчётный период. Рисунок 1.2 – Элементы налога Следует отличать понятия «субъект налога» и «объект налога». Субъект налога – это налогоплательщик, физическое или юридическое лицо, на которое по закону возложена обязанность уплатить, налог из собственных средств. В некоторых случаях налог может быть переложен субъектом налога на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком, или носителем налога. Необходимо отметить, что носитель налога формально не несёт юридической ответственности за уплату налога, хотя и является фактически плательщиком через систему переложения налога. Это бывает в основном при взимании косвенных налогов. В данном случае субъектом налога (налогоплательщиком) выступает производитель или продавец товара, а носителем налога является покупатель товара. Владелец товара, исполнитель работы или услуги при их продаже получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Объект налогообложения – это предмет, подлежащий налогообложению. В этом качестве выступают различные виды доходов: прибыль, добавленная стоимость, стоимость реализованных товаров (работ или услуг); сделки по купле-продаже товаров (работ или услуг), различные формы накопленного богатства или имущества. Нередко вид налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог и т.д. Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Налоговая ставка, или, как её ещё называют, норма налогового обложения, представляет собой величину налога на единицу измере....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: