VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Совершенствование потребительского кредитования в коммерческом банке

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012549
Тема: Совершенствование потребительского кредитования в коммерческом банке
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические основы развития потребительского кредитования…..5
1.1 Сущность и классификация потребительского кредита……………………5
1.2 Методы управления потребительским кредитам в банке…………………13
1.3 Кредитование на неотложные нужды……………………………………...23
Глава 2. Анализ развития потребительского кредитования в ПАО “РОСБАНК”……………………………………………………………………...31
2.1 Краткая характеристика ПАО “РОСБАНК”……………………………….31
2.2 Оценка основных финансовых показателей деятельности ПАО “РОСБАНК”……………………………………………………………………...37
2.3 Проблемы в развитии потребительского кредитования в ПАО “РОСБАНК”……………………………………………………………………...44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….55
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….59






ВВЕДЕНИЕ
     
     Развитие потребительского кредитования является неотъемлемой частью современного розничного рынка, покупателями на котором являются отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления. 
     Потребительский кредит получил широкое распространение в промышленно развитых странах, а также в России, так как является посредством использования данной технологии финансирования покупок. В связи с этим резко расширяется емкость рынка по целому спектру потребительских товаров, недвижимости и т.п.
     В нашей стране наблюдается стремительный рост потребительского кредитования. Можно выделить несколько причин подобного роста: 
     - во-первых, некоторая стабилизация экономического положения и политической жизни в нашей стране постепенно возвращают людям чувство уверенности;
     - во-вторых, отмечается рост благосостояния населения и, как следствие, появление желания покупать более дорогие вещи, не являющиеся вещами первой необходимости (машины, бытовую технику, новую мебель);
     - в-третьих, опыт последних лет показал неэффективность простого накопления денег вследствие инфляции и колебаний валютных курсов, и, все чаще, предпочтение отдается вложениям в те или иные товары.
     Уже сейчас рынок кредитования населения развивается ускоренными темпами. Потребительское кредитование на неотложные нужды становится одним из наиболее динамичных направлений развития банковского сектора, что связано в первую очередь с потребностью банков в новых прибыльных кредитных продуктах. И, как следствие, уже сейчас существует необходимость в эффективных методах оценки частных заемщиков, т.е. скоринге.
     Сфера потребительского кредитования – пока еще недостаточно сформированная часть национальной экономики России. Цель ее функционирования – повышение доходов банков и торговых организаций, удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах на основе кредитных ресурсов, расширение его покупательских возможностей, что, в свою очередь, способствует развитию национальной экономики. Но достижение этой цели требует использования научных принципов и эффективных методов управления взаимодействиями субъектов сферы потребительского кредитования.
     Потребительский кредит имеет важное социально-экономическое значение: 
     - способствует повышению уровня жизни населения;
     - повышению платежеспособного спроса и, как следствие, развитию производства товаров народного потребления. Все это особенно актуально в переходный период, когда необходимо запустить механизм развития экономики за счет внутреннего рынка.
     На протяжении последних нескольких лет российский рынок потребительского кредитования переживает стадию стремительного развития. Потенциал этого рынка оценивается экспертами в несколько миллиардов долларов в год, что стимулирует все новые и новые банки выходить на сегмент розничного кредитования.
     Усиливающаяся конкуренция привела к тому, что решение о выдаче кредитов выдается за минимально возможные сроки – от нескольких минут до одного дня.
     Главная задача, стоящая сейчас перед банками – обеспечить минимальный уровень дефолтов при растущем объеме кредитов. Актуальность данной проблемы не вызывает сомнения по увеличивающемуся числу публикаций в прессе и ажиотажному интересу со стороны кредитных организаций.
     В связи с этим выбор темы выпускной работы является актуальной, с учетом целей и задач исследования. В основу исследования положена гипотеза о том, что отличительные черты потребительского кредита на неотложные нужды, его роль в экономике, а также особенности переходной экономики оказывают влияние на формы проявления и степень действия кредитного риска, и обусловливают необходимость выработки специального подхода к управлению потребительского кредитования с учетом потребностей кредитования заемщиков.
     Целью преддипломной практики является совершенствование потребительского кредитования в коммерческом банке.
     Для решение поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     - изучить теоретические основы управления потребительским кредитованием на примере кредитов на неотложные нужды;
     - дать краткую организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
     - проанализировать уровень и динамику управления потребительским кредитованием в ПАО «Росбанк»;
     - наметить пути по совершенствованию управления потребительским кредитованием в ПАО «Росбанк».
     Объектом исследования выступает ПАО «Росбанк».
     Предметом исследования выступает потребительское кредитование в ПАО «Росбанк».
     Период исследования 2015-2017 гг.
     При написании работы были использованы методы сравнения, экономико-статистические, конструктивно – расчетные, аналитические, для анализа финансового состояния организации использовались данные бухгалтерской финансовой отчётности.
     Практической значимостью выполненной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию потребительского кредитования в коммерческом банке.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава 1. Теоретические основы развития потребительского кредитования

 Сущность и классификация потребительского кредита
     
     Потребительскими кредитами в нашей стране называют кредиты, предоставляемые населению. Они служат средством удовлетворения различных потребительских нужд. Однако кредиты, которые предоставляются физическим лицам для предпринимательской деятельности, потребительскими не считаются.
     Потребительский кредит ускоряет процесс потребления особенно дорогих товаров, рассчитанных на длительное пользование. Чтобы купить дорогую вещь (дом, автомобиль), потребителю необходимо ждать, пока он сможет накопить необходимую сумму, и лишь спустя какое-то время потратить ее на приобретение желаемой вещи. За это время могут произойти изменения на рынке: сбережения в течение длительного периода снижают определенность желаемого результата. Для производящих потребительские товары предприятий подобное ожидание означает накопление нереализованных запасов продукции, рост расходов на их хранение, большие сложности для начала производства новых изделий. Потребительский кредит позволяет предотвратить эти проблемы. Населению он дает возможность практически моментального удовлетворения потребительских нужд, предприятиям - рост скорости оборачиваемости товарных запасов, оборачиваемости капитала, рост прибыли и новых инвестиций. Совмещая эти взаимные интересы различных агентов экономической жизни, банки и другие кредитные учреждения внедряют различные формы кредита - такие операции являются прибыльным делом для банков.
     В России к потребительским кредитам относятся любые виды кредитов, предоставляемые населению (кредиты на приобретение товаров длительного пользования, ипотечные кредиты, кредиты на неотложные нужды).
     В Западной банковской практике потребительскими кредитами называют кредиты, предоставляемые частным заемщикам для приобретения потребительских товаров и оплаты соответствующих услуг.
     При потребительском кредите заемщиками являются физические лица, а кредиторами - кредитные организации, предприятия и организации различных форм собственности. Потребительский кредит может выдаваться как в денежной, так и в товарной форме.
     В странах с рыночной экономикой потребительский кредит играет большую роль в экономике, поэтому он подвергается активному регулированию со стороны государства, как на уровне выдачи кредита, так и на уровне его использования. Регулирование осуществляется через процентную ставку, срок кредита, первоначальное участие собственным средствам в кредитуемой операции, в ужесточении режима кредитования.
     В разных странах действуют разные законы в области кредитования населения, но объединяет их одна общая цель: ради повышения уровня жизни потребителей кредит должен быть доступен в необходимом объеме.
     Любой кредит, в том числе и потребительский, выдается на определенных условиях:
     Возвратность - большинство ссуд погашаются постепенно. Это может быть ежемесячно, ежеквартально и заранее рассчитываются взносы равными или неравными долями из расчета основного долга.
     Периодичность - возврата ссуды зависит от характера объекта кредитования. Если ссуда погашается разовым платежом, то она называется прямая ссуда. А если погашается частями - это ссуда в рассрочку.
     Платность - за предоставленный кредит банк взимает плату в виде процентов от выданной суммы кредита. Процентные ставки устанавливаются и фиксируются в кредитном договоре между клиентом и банком. Размер процентной ставки зависит от:
- степени риска непогашения кредита;
- от стоимости кредитных ресурсов;
- от вида кредита;
- от суммы;
- от срока.
     Срочность - ссуды выдаются на определенный заранее оговоренный срок. И если нарушается срок кредитования, то в этом случае сумму задолженности относят на счет просроченных ссуд и начинают на эту сумму начислять повышенные проценты.
     Обеспеченность ссуды - все выдаваемые ссуды должны быть обеспечены либо наличием товарно-материальных ценностей, либо залогом имущества клиента (залог оформляется специальным договором и на залог может быть обращено взыскание в случае непогашения ссуды) и т.д.
     Целевое использование кредита - ссуды выдаются на определенные цели под определенные объекты, и банк контролирует целевое использование ссуды.
     И если замечено, что происходит не целевое использование ссуды, банк может применить к заемщику соответствующие санкции, вплоть до требования досрочного погашения ссуды.
     Контроль за правильным и целевым использованием заемщиками ссуд осуществляется путем проверки документов, представляемых для оформления кредита, отчетов об израсходовании средств и других документов, предусмотренных в кредитном договоре, а также путем проверок на местах.
     В соответствии со сроками, устанавливаемые кредитными договорами, индивидуальные заемщики предоставляют банку документы, подтверждающие расходы и целевое использование кредита.
     Классификация потребительских кредитов может быть проведена:
1) по субъектам кредитной сделки;
2) по обеспечению;
3) по срокам кредитования;
4) в зависимости от порядка предоставления;
5) по способу предоставления;
6) по методу погашения;
7) по объектам кредитования;
8) по методу взимания процентов;
9) по характеру кругооборота средств.
1. По субъектам кредитной сделки различают:
- банковские потребительские кредиты;
- кредиты, предоставляемые населению торговыми организациями;
- потребительские кредиты кредитно-финансовых учреждений небанковского типа (ломбарды, пункты проката, кассы взаимопомощи, кредитные кооперативы, строительные общества, пенсионные фонды);
- личные или частные потребительские кредиты, предоставляемые частными лицами;
- потребительские кредиты, предоставляемые заемщикам непосредственно на предприятиях и в организациях, в которых они работают.
2. По обеспечению ссуды делятся на обеспеченные и необеспеченные (бланковые). Обеспечением ссуд могут выступать: залог, гарантии, поручительства, страхование. В качестве залога могут выступать различные виды активов. Основное требование к ним - ликвидность. При заключении кредитного договора может заключаться также договор о залоге товарно-материальных ценностей или недвижимости, принадлежащих заемщику.
Главная причина, по которой банк требует обеспечение, - риск понести убытки в случае нежелания или неспособности погасить ссуду в срок и полностью. Обеспечение не гарантирует погашение ссуды, но уменьшает риск.
3. По срокам кредитования потребительские ссуды делят на:
- краткосрочные (сроком от 1 дня до 1 года),
- среднесрочные (сроком от 1 года до 3-5 лет),
- долгосрочные (сроком свыше 3 - 5 лет).
Банки, предоставляя ссуды, обычно делят их на краткосрочные (до 1 года) и долгосрочные (свыше 1 года). Краткосрочную ссуду можно оформить на определенный срок (в пределах года) или до востребования. Ссуда до востребования не имеет фиксированного срока, и банк может потребовать её погашения в любое время. При предоставлении ссуды до востребования часто предполагается, что заемщик сравнительно ликвиден и что активы, в которые вложены заемные средства, могут быть превращены в наличность в кратчайший срок. Долгосрочные ссуды в нашей стране сегодня носят исключительно редкий характер. Наиболее распространенными видами ссуд являются краткосрочные ссуды со сроками погашения от 3 до 6 месяцев, на их долю приходится более 60%.
4. В зависимости от порядка предоставления потребительские кредиты делят на кредиты:
- выданные наличными деньгами;
- безналичным путем.
5. По способу предоставления ссуды делятся на разовые и возобновляемые (револьверные, ролловерные)
6. По методу погашения различают:
- кредиты, погашаемые единовременно;
- кредиты с рассрочкой платежа (ежемесячно, ежеквартально и т.д.).
Кредит с рассрочкой платежа предполагает периодическое погашение суммы основного долга и процентов, а кредит без рассрочки платежа - это кредит с единовременным погашением суммы основного долга и процентов, т.е. одним платежом по основному долгу и процентам по кредиту.
Кредит с рассрочкой платежа в большинстве случаев заемщик получает для покупки товаров или покрытия других расходов и обязуется погашать его ежемесячно равными долями. Кредиты, предоставляемые по кредитным картам, и овердрафт по текущим счетам формально можно отнести к кредитам с рассрочкой платежа, так как по ним также осуществляются периодические (в основном ежемесячные) платежи, но они имеют ряд особенностей, поэтому выделяются в отдельную группу потребительских кредитов. Большинство кредитов с рассрочкой платежа являются обеспеченными.
7. По объектам кредитования:
- кредиты на неотложные нужды;
- кредиты под залог ценных бумаг;
- кредиты на строительство и приобретение жилья;
- кредиты на капитальный ремонт индивидуальных жилых домов;
- ссуды на строительство надворных построек;
- ссуды на приобретение или строительство садовых домиков и на благоустройство садовых участков;
- ссуды на приобретение автомобилей, других товаров длительного пользования.
8. По методу взимания процентов:
- с аннуитетным платежом,
- с дифференцированным платежом.
9. По характеру кругооборота средств ссуды делятся на разовые и на возобновляемые. В группу возобновляемых кредитов, как правило, включают кредиты, предоставляемые клиентам по кредитным картам или кредиты по единым активно - пассивным счетам в форме овердрафта.

1.2 Методы управления потребительским кредитам в банке

  Объект управления в системе управления кредитования частного лица включает в себя сам риск, порождающие его факторы внешней и внутренней среды риск-менеджмента, отношения, возникающие в результате взаимодействия внешней и внутренней среды, а также отдельных элементов внутри них.
  Учитывая, что розничное кредитование является частным случаем кредита в целом, соответственно и риск кредитования частных лиц следует рассматривать как одну из форм кредитного риска. Кредитный риск в современной литературе определяется как вероятность полного, либо частичного невозврата кредита и установленных платежей по нему.
  Рассмотрение кредитного риска с такой позиции абсолютизирует фактор времени, который также является неотъемлемой частью кредитных отношений (принцип возвратности).
  Гораздо реже встречается определение кредитного риска как вероятности несвоевременного погашения кредита и платежей по нему. Если считать, что стремление срока просрочки платежа к бесконечности теоретически допустимо, то данное определение включает в себя и полный невозврат ссуды.
  Следует отметить, что разделение понятия «платёж по кредиту» на погашение основного долга и платежей за использование кредита, то есть процентов и комиссионных вознаграждений банка, соответствует двум другим базовым принципам кредитования -- возвратности и платности.
  Иными словами, кредитный риск можно также непротиворечиво определить как вероятность нарушения действия одного из принципов кредита.
  Источники риска не могут препятствовать выполнению указанных принципов и соответственно породить его без хотя бы одного из элементов кредитных отношений: кредитор, заёмщик и ссуженная стоимость.
  Таким образом, состав риска потребительского кредита можно представить в виде сочетания отдельных элементов сложной структуры.
  Следует отметить, что специфические принципы кредитования населения -- массовость, нефинансовая привлекательность, непроизводственное использование заёмных средств и социальная дифференциация -- определяют особенности проявления риска в потребительском кредитовании, но их нарушение ведёт не к риску прямых убытков кредитора, а к искажению статуса кредитных отношений.
  Макроэкономический компонент показывает содержание в риске объективных и инертных черт и проявляется в первую очередь в форме экономического, фискально-монетарного и социально-политического рисков, называемых в современной научной литературе единым термином «страновой риск».
  Страновой риск для макроуровня -- это возможность изменения текущих и будущих экономических, социально-политических и фискально-монетарных условий в той степени, в которой они могут повлиять на способность государства, отрасли, фирмы и отдельного гражданина отвечать по своим обязательствам. Экономический риск на макроуровне формируется из условия общей экономической стабильности, действующей на банк через интенсивность конкуренции, ёмкость рынка кредитных ресурсов и величину спроса на розничный кредит.
  Ввиду относительной дешевизны зарубежных финансовых ресурсов, можно ожидать синхронное снижение процентных ставок по кредитам населению, что означает постепенное снижение возможностей у российских банков компенсировать часть риска потребительского кредита его повышенной доходностью.
  Кризисные и инфляционные процессы в экономике, с учётом того, что сумма выдаваемого кредита физическому лицу выражается в денежном эквиваленте в единицах определённой валюты, также способны увеличивать кредитный риск путём изменения реальной стоимости кредита, которая может стать не только ниже уровня заданной доходности, но и ниже реальной стоимости первоначального объёма средств, предоставленных в кредит. Так, например, кредит на 5 лет в рублях под фиксированную процентную ставку и без права досрочного истребования всей суммы, выданный в преддверии кризиса начала 90-х гг., вполне может быть полностью и своевременно погашен заёмщиком без единого эпизода просрочки платежа. Но, несмотря на тот факт, что банк номинально вернул всю сумму кредита, установленный кредитным договором процент в реальном выражении понёс убытки, вызванные резким обесценением рубля. При этом в отсутствие нарушение сроков исполнения обязательства как с стороны кредитора, так и со стороны заёмщика не было совершено никаких действий, направленных на нарушение принципа возвратности ссуженной стоимости и условия платности кредита.
  Фискально-монетарный риск, подобно экономическому, также влияет двояко: с одной стороны, он определяет степень кредитоспособности заёмщиков-физических лиц посредством регулирования уровня налогового бремени и социальных гарантий через фискальную и бюджетную политику, с другой -- путём денежно-кредитного регулирования осуществляется влияние государства на стоимость услуг банков и мотивация хозяйствующих субъектов, в том числе экономически активного населения осуществлять действия, необходимые для достижения императивно заданных целей.
  Обзор рынка потребительского кредитования за этот период также подтверждает активизацию российских банков в данном направлении без синхронного увеличения просроченных платежей по потребительским кредитам.
  Практика денежно-кредитного регулирования в России показывает, что рефинансирование уже не является эффективным инструментом. Среди мероприятий по совершенствованию банковской системы и надзора в качестве важнейших выделяются вопросы качества систем управления рисками и, в частности, уточнение методики формирования резервов по портфелям однородных ссуд. Это подтверждает, что на сегодняшний день общий объём риска слабо ограничивается со стороны органов денежно-кредитного регулирования.
  Социально-политический климат для кредитования физических лиц является одним из наиболее мощных рискообразующих факторов. Изменения в нём происходят относительно медленно, но их воздействие носит повсеместный и зачастую неодолимый характер. Для российской действительности по-прежнему негативной стороной кредитования населения является низкая кредитная культура россиян. Эту особенность нельзя назвать характерной чертой российского менталитета: все страны на этапе становления национального рынка розничного кредита проходили обусловленный данным обстоятельством период кредитного бума.
  Тем не менее важнейшим достижением в данном направлении стало законодательное закрепление института бюро кредитных историй. Отдельной составляющей риска кредитования физического лица на микроуровне является индивидуальный риск конкретного заёмщика.
  Несмотря на то, что для кредитования населения, как говорилось ранее, характерен массовый подход, величина отдельного кредита напрямую определяет уровень влияния личностных свойств отдельных заёмщиков на общую величину риска в кредитном портфеле.
  Группа рисков внутреннего происхождения формируется в результате выбора банком баланса между затратностью и рискованностью проводимой кредитной политики и включает в себя стратегический, операционный, технологический и репутационный риски.
  Стратегический риск предполагает корректное целеполагание при построении риск-менеджмента.
  Эффективное управление кредитными рисками осуществляется только в том случае, если оно в целом согласуется со стратегией банка. Банк, практикующий стратегию захвата рынка, не может делать основную ставку на методы текущего управления риском по причине «молодости» портфеля. Напротив, при выходе на стабильный объём розничного портфеля банк не может эффективно управлять общим уровнем кредитного риска упреждающими методами, поскольку большая часть риска формируется по уже выданным кредитам. Технологический риск представляет собой издержки ограниченной эффективности внутренних бизнес-процедур в системе управления риском.
  Преследуя цели экономии затрат на формирование и модернизацию системы скоринга, текущего мониторинга кредитной сделки, а также желание повысить оперативность действия системы, например при выдаче кредита, банк неизбежно сталкивается с необходимостью пропорционально увеличить рискованность своих операций.
  Величина данного риска также формируется при распределении сфер ответственности между подразделениями банка. Например, орган, мотивированный на максимизацию выдач кредитов, не может быть одновременно мотивирован на качество принятия решения и максимизацию возврата задолженности.
  В целях повышения эффективности контроля за уровнем риска и экономии затрат на оплату труда, выполнение тех или иных функций может быть сконцентрировано в головном офисе либо для целей ускорения адаптации к региональной специфике распределено по внешним подразделениям. Банк также может отказаться от формирования соответствующих органов, предпочитая передачу операции внешнему исполнителю (аутсорсинг) менее рискованным, но более дорогим штатным подразделениям. Выбор банка в данном случае также во многом зависит от выбранной им стратегии поведения и целей развития деятельности.
  Важным элементом реформирования банковского дела в России является совершенствование подходов кредитных организаций к построению систем корпоративного управления и внутреннего контроля, прежде всего системы управления всеми видами банковских рисков . Кредитные организации должны реализовать меры по формированию и совершенствованию системы управления рисками , адекватной характеру совершаемых операций, а также эффективных информационных систем мониторинга рисков , включая риски несоблюдения требований информационной безопасности, одним из которых является своевременное доведение необходимой и достаточной информации до сведения органов управления кредитных организаций и соответствующих уполномоченных сотрудников.
  Созданные банками системы управления рисками должны не только обеспечивать эффективную защиту от принятых рисков, но и носить упреждающий характер, оказывая активное влияние на определение конкретных направлений деятельности кредитных организаций.
  В условиях развития банковских операций с предприятиями и организациями реального сектора экономики особое значение приобретает управление кредитным риском и риском ликвидности, а также координация управления такими рисками. Сохраняет свою актуальность вопрос управления рыночными рисками (валютным, процентным и фондовым).
  Помимо этого, кредитным организациям следует уделять больше внимания управлению операционными и правовыми рисками , а также рисками несоблюдения требований информационной безопасности. Существенное значение имеет также минимизация риска потери деловой репутации, важнейшим условием которой является соблюдение банками принципа «знай своего клиента».
  Управление банковскими рисками должно осуществляться как на индивидуальной, так и на консолидированной основе. Кредитные организации, имеющие филиальную сеть, должны уделять повышенное внимание вопросам управления рисками, связанными с деятельностью филиалов. Консолидированное управление рисками должно включать оценку рисков по банковской группе и комплексное управление финансовыми потоками юридических лиц, входящих в банковскую группу, в целях достижения оптимальных результатов в системе « риск-доход « по банковской группе.
  Система управления банковскими рисками - это совокупность приемов (способов и методов) работы персонала банка, позволяющих обеспечить положительный финансовый результат при наличии неопределенности в условиях деятельности, прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к исключению или снижению его отрицательных последствий.
  Эта система управления может быть описана на основе разных критериев. Исходя из видов банковских рисков, в этой системе можно выделить блоки управления кредитным риском, риском несбалансированной ликвидности, процентным, операционным, потери доходности, а также комплексные блоки, связанные с рисками, возникающими в процессе отдельных направлений деятельности кредитной организации. При другой системе классификации рисков в качестве самостоятельных блоков выделяются подсистемы управления индивидуальными (частными) рисками и блок управления совокупными рисками. К первому блоку относятся управление риском кредитной сделки и других видов операций банка, ко второму - управление рисками различных портфелей банка - кредитного, торгового, инвестиционного, привлеченных ресурсов и т.д.
  Выбор стратегии работы банка осуществляется на основе изучения рынка банковских услуг и отдельных его сегментов. К числу наиболее рисковых стратегий относятся, как известно, стратегия лидера и стратегия, связанная с продажей новых услуг на новом рынке. Рисковость этих стратегий сглаживается, если банк на других сегментах рынка продолжает работать со старой клиентурой, предлагая ей отработанный пакет услуг. Относительно рискована и стратегия работы с VIP-клиентами, предполагающая индивидуализацию услуг.
  Система отслеживания рисков включает способы выявления (идентификации) риска, приемы оценки риска, механизм мониторинга риска.
  Механизм защиты банка от риска складывается из текущего регулирования риска и методов его минимизации. При этом под текущим регулированием риска понимается отслеживание критических показателей и принятие на этой основе оперативных решений по операциям банка.
  Наконец, в аспекте организации процесса управления рисками рассматриваемая система предполагает выделение следующих элементов управления:
  - субъекты управления;
  - идентификация риска;
  - оценка степени риска;
  - мониторинг риска.
  Все элементы этого описания системы управления банковскими рисками, представляют собой различное сочетание приемов, способов и методов работы персонала банка.
  Управление кредитными рисками в розничном кредитовании в первую очередь требует высококвалифицированной работы кредитных инспекторов и аналитиков, а также использования профессиональных скоринговых решений. Эти шаги необходимы, но недостаточны для достижения конкурентного преимущества (фактически именно управление рисками во многом определяет размер кредитных ставок банка, а следовательно, и уровень его конкурентоспособности). Ведь по причине массового характера операций и охвата банком значительной территории риски возникают и в результате неправильной оценки платежеспособности заемщика, и в результате некорректной работы кредитных инспекторов (например, ненамеренной подсказки «хороших» параметров для скоринговой карты), и, наконец, при неправильной организации действий на этапе сбора кредитов.
  Согласованное управление кредитными рисками включает в себя целый ряд специализированных компонент:
  1) Корректное целеполагание. Эффективное управление кредитными рисками осуществляется только в том случае, если оно в целом согласуется со стратегией банка.
  Например, банк может рассматривать кредиты как высокодоходный и высокорисковый бизнес, риски которого хеджируются другими направлениями деятельности. Естественно, управление рисками существенно отличается от того случая, когда розничное кредитование -- основная специализация банка.
  2) Управление рисками невозвратов. Безусловно, это одна из ключевых составляющих управления кредитными рисками. При построении скорингового решения (скоринговой карты) необходимо учитывать как опыт возврата кредитов конкретного банка, так и общую статистику по различным кредитным продуктам для конкретного региона (города) и по определенным рыночным сегментам розничного рынка, в которых позиционируется банк.
  Преимуществом скорингового решения является возможность инкапсулировать в карту экспертизу кредитных аналитиков, особенно в том случае, когда в банке недостаточно информации по возвратам кредитов (более чем характерная ситуация для большинства российских банков).
  3) Управление операционными рисками. Этот аспект, как правило, упускается из виду или ему не придается должного значения. По сути речь идет о фиксации бизнес-правил, которые определяют технологию утверждения выдачи кредитов в зависимости от суммы и срока кредита, кредитного продукта, данных заемщика (в том числе и скорингового балла) и др. Это оптимизирует процесс принятия решений и фиксирует ответственность за определенным лицом или группой лиц.
  Кроме этого, современное решение позволяет жестко зафиксировать те или иные действия операционистов (например, запретить им корректировку формируемых документов по кредитам) и тем самым избежать части рисков, связанных с их недостаточной квалификацией или злоупотреблениями.
  4) Мониторинг процесса продаж кредитов. Мониторинг процесса продаж кредитов дает возможность выявить нетипичные процессы, связанные с обработкой заявок или прохождением договоров. Он позволяет немедленно сообщать вышестоящему руководителю о выставлении нестандартных условий по кредитам (если по бизнес-технологиям банка это в принципе допустимо). Благодаря такому подходу можно выявлять рискованные точки в режиме online и не только определять сотрудников и этапы бизнес-процессов, критичные с точки зрения рисков, но и блокировать выдачу слишком рискованных кредитов
  5) Управление процессом возврата кредитов. Отдельным элементом управления рисками является технология поддержки возврата кредитов (debt collection).
  
1.3 Кредитование на неотложные нужды
  





Глава 2. Анализ развития потребительского кредитования в ПАО “РОСБАНК”

2.1 Краткая характеристика ПАО “РОСБАНК”

     Коммерческий банк «РОСБАНК» был зарегистрирован в Банке России 2 марта 1993 года под названием АКБ «Независимость» (АОЗТ) с присвоением регистрационного номера 2272. ОАО АКБ «РОСБАНК» является акционерным коммерческим банком и осуществляет свою деятельность в Российской Федерации с 1993 года.
     Акционерный коммерческий банк «РОСБАНК» - многопрофильный частный финансовый институт, один из лидеров российской банковской системы. РОСБАНК последовательно реализует стратегию создания универсального финансового института национального масштаба и обслуживает все категории клиентов. Ключевыми направлениями деятельности РОСБАНКА являются розничное, корпоративное, инвестиционно-банковские услуги и работа с состоятельными частными клиентами. В настоящий момент РОСБАНК обладает одной из крупнейших в стране региональной сетью: более 600 подразделений сети в 70 регионах Российской Федерации. Его дочерние банки работают в Белоруссии и Швейцарии. Наиболее важным для банка является развитие розничного бизнеса.
     РОСБАНК активно работает с населением, предлагая различные варианты вкладов и разнообразные кредитные продукты. Банк занимает лидирующие позиции на рынке потребительского кредитования. Частными клиентами Росбанка являются около 2,6 миллионов человек. РОСБАНК обслуживает около 8 тысяч крупных компаний.
     РОСБАНК активно развивает инвестиционное направление деятельности, являясь крупнейшим организатором и андеррайтером на рынке рублевых корпоративных и муниципальных облигаций.
     Плодотворное сотрудничество с отечественными и зарубежными финансово-кредитными институтами обеспечивает высокое доверие к Росбанку, что позволяет на выгодных условиях проводить клиентские платежи, эффективно управлять собственной ликвидностью и привлекать ресурсы для клиентов.
     РОСБАНК является одним из лидеров рынка финансовых услуг малому и среднему бизнесу, обслуживая более 44 тыс. клиентов. Банк предлагает малым и средним предприятиям комплексный сервис, включая специально разработанные кредитные продукты.
     Сегодня в РОСБАНКЕ обслуживается более 1800 частных состоятельных клиентов, объем средств на их счетах превысил 2 млрд. долларов США. На протяжении всей своей истории РОСБАНК большое внимание уделяет реализации социальных проектов. Один из них - грантовая программа «Новый день», которую банк проводит с 1999 года. В Росбанке также действует внутрикорпоративная благотворительная програ.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44