- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Совершенствование организации перевозочного процесса на маршруте 165 Пенза – Грабово.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016205 |
Тема: | Совершенствование организации перевозочного процесса на маршруте 165 Пенза – Грабово. |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Факультет машиностроения и транспорта Кафедра «Транспортные машины» (наименование) (наименование) Направление подготовки 23.03.01«Технология транспортных процессов» (код и наименование) Профиль «Организация и безопасность движения» (наименование) БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА на тему: «Совершенствование организации перевозочного процесса на маршруте ___________________№ 165 «Пенза – Грабово»»___________________ Студент _____________ (подпись, дата) Семенова Ирина Олеговна (ФИО полностью) Руководитель работы: д.т.н, профессор _____________ (подпись, дата) Салмин В.В. (фамилия, инициалы) Нормоконтролер: к.т.н., доцент _____________ (подпись, дата) Лебединский К.В. (фамилия, инициалы) Работа допущена к защите (протокол заседания кафедры от _13 июня 2018 г._№__ ___) Заведующий кафедрой: д.т.н., профессор _____________ (подпись, дата) Салмин В.В. (фамилия, инициалы) Работа защищена с отметкой ___________(протокол заседания ГЭК от____________№_____) Секретарь ГЭК:к.т.н., доцент _____________ (подпись, дата) Пименова О.В. (фамилия, инициалы) Пенза 2018 ОГЛАВЛЕНИЕ АННОТАЦИЯ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 4 ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………............... 7 1.1 Значение и роль пассажирского автотранспорта в России…..................... 7 1.2 Проблемы организации перевозок пассажиров в России……………….. 10 1.3 Характеристика предприятия ООО "Меркурий"………………………… 12 1.3.1 Общие сведения о предприятии………………………………………… 12 1.3.2 Характеристика подвижного состава ООО "Меркурий"……………… 13 1.3.3 Характеристика маршрутов, обслуживаемых ООО "Меркурий"…….. 14 1.4 Характеристика маршрута № 165 «Пенза – Грабово»…………………... 15 1.5 Характеристика подвижного состава маршрута № 165 «Пенза – Грабово»………………………………………………………………………… 16 1.6 Анализ существующих методов исследования пассажиропотоков……………………………………………………………… 17 1.6.1 Обоснование выбора маршрута для исследования пассажиропотоков……………………………………………………………… 19 1.6.2 Обоснование выбора метода, средств и оборудования для обследований маршрута………………………………………………….. 22 1.7 Выводы по первой части…………………………………………………. 24 ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОЧНОГО ПРОЦЕССА НА МАРШРУТЕ «ПЕНЗА – ГРАБОВО»……………………… 25 2.1 Разработка путей повышения качества и эффективности перевозочного процесса на маршруте «Пенза – Грабово»………………… 25 2.2 Анализ существующих систем учета пассажиропотока………............... 29 2.3 Разработка интеллектуальной автоматизированной системы организации учета пассажиропотоков на маршруте «Пенза – Грабово»….. 37 2.4 Выводы по второй части…………………………………………………... 41 ГЛАВА 3 ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ…….. 42 3.1 Расчет себестоимости перевозки пассажиров и выручки……………….. 42 3.2 Стоимость оборудования и установки……………………………………. 45 3.3 Обоснование пользы от применения автоматической системы подсчета для повышения эффективности работы предприятия……………………….. 48 3.4 Выводы по третьей части………………………………………………….. 53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 54 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….. 55 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………. 59 ВВЕДЕНИЕ Транспорт должен дать экономике нечто большее, чем просто необходимые пропускные и провозные возможности [2]. Автомобильный транспорт занимает особое место в транспортной системе страны. В настоящее время ежегодный прирост мирового парка автомобилей равен 10-12 млн. единиц, а его численность - более 400 млн. единиц. В России по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», по состоянию на 1 января 2018 года, насчитывалось более 43 млн. легковых автомобилей. Автомобильный транспорт имеет неоспоримый ряд удобств и играет важную роль в удовлетворении спроса на перевозки пассажиров в городах, населенных пунктах и пригородах. Особое место в обеспечении социальной и экономической стабильности общества занимает общественный транспорт, а именно автобусный парк, осуществляющий более 52% всех пассажирских перевозок страны. Общественный автобусный транспорт по существу является единственным видом пассажирского транспорта для большинства жителей пригородов [8]. Перевозки пассажиров общественным транспортом имеют ряд проблем, связанных с невыполнением основной их задачи – обеспечение потребности населения в перевозках с минимальными затратами и высоким качеством обслуживания. Автомобильный транспорт выполняет огромные объемы перевозок и требует постоянного совершенствования организации работы пассажирского автомобильного транспорта, повышения регулярности и частоты движения автобусов, улучшения транспортного обслуживания населения, повышения безопасности движения, уменьшения затрат, а также вредного воздействия транспорта на окружающую среду[25]. На автотранспортных предприятиях существует необходимость в замене парка автомобилей на более производительные и комфортабельные автобусы, имеющие повышенную экономичность в расходовании топлива и других смазочных материалов и обеспечивающие снижение себестоимости перевозок. Это позволит предоставлять качественные, надежные, оперативные и безопасные услуги по перевозке пассажиров. Все тенденции развития, проблемы и особенности, существующие в автотранспортной отрасли России присущи всем субъектам Российской Федерации, в том числе Пензенской области. Главное препятствие в осуществлении успешного управления перевозочным процессом – отсутствие оперативности и потеря части информации. Причинами запаздывания и потери информации являются: трудность сбора первичной информации; трудоемкая и длительная ручная обработка документации; трудность и длительность процессов согласования различных решений; отсутствие эффективных средств своевременного контроля и исполнения распоряжений [4]. В настоящее время все большее значение уделяется информационно-измерительным системам, которые устанавливаются на подвижные объекты и выполняют функции диагностики, диспетчеризации и учёта. При этом обеспечение высокой точности измерения, зачастую приводит к удорожанию системы и увеличению габаритов измерителей. В этой связи использование более миниатюрных и дешевых измерителей с обработкой позволяющей обеспечить высокую точность может быть оптимальным решением, поэтому предлагаемое решение является актуальным. Объектом исследования является перевозочный процесс на маршруте «Пенза – Грабово». Предметом исследования является система учёта пассажиропотока на общественном транспорте. Цель и задачи выпускной квалификационной работы Целью исследования является совершенствование организации перевозочного процесса на маршруте «Пенза – Грабово», повышение качества планирования пассажирских перевозок и управления ими на основе применения средств автоматического подсчета пассажиров. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: – провести исследование пассажиропотоков на маршруте; – провести анализ существующих способов подсчета пассажиропотока на маршрутном транспорте и оценить возможности и недостатки существующих систем учета пассажиропотока; – провести анализ приборов, используемых для подсчета пассажиров и разработать автоматическую систему подсчета пассажиров в маршрутном транспорте; – провести оценку эффективности от предлагаемой системы; – разработать организацию и управление перевозочным процессом с применением средств учета пассажиропотоков. 1 Анализ состояния вопроса. Цель и задачи исследования 1.1 Значение и роль пассажирского автотранспорта в России Транспорт является важной составляющей развития экономики и общества городов, стран и мира. Автомобильный транспорт в России выполняет перевозку свыше 60% пассажиров, с тенденцией увеличения этой доли. Ежедневно автотранспортом перевозится более 62 млн. пассажиров. Если сравнивать с аналогичным показателем железнодорожного транспорта, то это почти в 17 раз больше. В России с ее обширной территорией транспорт буквально соединяет все отрасли экономики в единый комплекс, который обеспечивает нормальную жизнь государства, а также его национальную безопасность и целостность. Транспорт в нашей стране способствует решению таких важных политических задач, как устранение экономической отсталости приграничных регионов, контраст между городом и деревней, расширение связей народов нашей страны, укрепление их дружбы, обмен достижениями во всех областях национальной экономики и культурных районов. Повышенная мобильность, способность быстро реагировать на изменения в пассажирских перевозках делают автомобили «вне конкуренции» в организации местного пассажирского транспорта. Автомобили характеризуются относительно низкими инвестициями в терминалы (погрузка и разгрузка) и использование дорог общего пользования. Обеспечение региона хорошо развитой транспортной системой является важным фактором привлечения людей и производства. Пассажирский транспорт является неотъемлемой частью единой транспортной системы страны. Пассажирское движение между отдельными поселениями продолжает развиваться, обеспечивая наиболее удобную перевозку людей, ручной клади и багажа Перевозки пассажиров в России осуществляются как на коммерческой основе, так и индивидуальным транспортом. Городские пассажирские перевозки обеспечивают мобильность населения, доступность автотранспортных услуг, способствуют повышению уровня качества жизни, влияют на процессы расселения и застройку. 1.2 Проблемы организации перевозок пассажиров в России Важнейшей составляющей городского хозяйства является общественный пассажирский транспорт, без которого трудно представить жизнь жителей городов и пригородов. Каждый день возникает необходимость в передвижении в пространстве, растет число жилых массивов, а вместе с ним увеличивается потребность в общественном транспорте. В связи с этим возникает ряд проблем в организации пассажирских перевозок. Первостепенное значение в изучении проблем организации перевозок пассажиров имеют проблемы качества перевозок. Под качеством транспортного обслуживания пассажиров в научном обороте понимают совокупность свойств перевозочного процесса и системы перевозок пассажиров, обусловливающих соответствие их нормативным требованиям [1]. Качество транспортных услуг оценивают по совокупности показателей, отражающих различные свойства услуги. В России качество услуг транспортного обслуживания определяется действующими стандартами ГОСТ Р 51004-96 Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества [2] и ГОСТ 30596-97/ГОСТ Р 51006-96 Услуги транспортные. Термины и определения [3]. В них выделяется три основные группы показателей качества: безопасность перевозок, регулярность движения, комфортность поездок, сохранность багажа. ГОСТ Р 51004-96 содержит описание требований к управлению процессами оказания услуги, собственно к процессу оказания услуги и результату оказания услуги. При оценке результата оказания услуги учитываются следующие свойства услуги: 1) информативность; 2) комфортность; 3) скорость; 4) своевременность; 5) сохранность багажа; 6) безопасность. Общее отношение пассажиров к общественному транспорту удовлетворительное, имеется ряд претензий к осуществляемым перевозкам. В первую очередь это движение общественного транспорта не по расписанию и не соблюдение интервалов движения между транспортными средствами общего пользования. Пассажиров не устраивает санитарное и техническое состояние автобусов и маршрутных такси, высокая аварийность на дорогах с участием общественного транспорта. Автомобили общего назначения часто загрязняются как снаружи, так и в салоне. Большинство пассажиров испытывают дискомфорт при совершении движения по маршруту, часто салоны транспортных средств не оборудованы поручнями, недостаточно места для перемещения пассажиров и выхода. Большинство общественного транспорта не оборудовано для перевозки людей с ограниченными возможностями. Автотранспортные предприятия, в свою очередь, жалуются на низкие тарифы на перевозку, имеют устаревший парк подвижного состава. Маршрутная сеть городского транспорта не всегда соответствует пассажиропотоку, из-за чего некоторые маршруты переполнены, а на других работают полупустые транспортные средства. Большие трудности в организации современного автотранспортного обслуживания связаны с узкими улицами, устаревшей планировкой городов и остановочных пунктов. Такая ситуация на транспорте способствует высокому уровню дискриминации в области дорожного движения, когда из-за недостаточного развития транспортной системы у людей возникают дополнительные трудности с доступом к услугам в области образования, здравоохранения и социальной помощи. 1.3 Характеристика предприятия ООО "Меркурий" 1.3.1 Общие сведения о предприятии ООО «Меркурий» расположено в городе Пенза по улице Ульяновская 56а. Удаленность от центра города составляет 9 км. Юридический адрес: г. Пенза, ул. Измайлова, 15а Предприятие работает на рынке пассажирских перевозок с 2004 года. За 14 лет работы перевезено свыше 400 млн. пассажиров. Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетные и бюджетный счета. Предприятие имеет печать со своим наименованием, фирменные бланки. Основными задачами ООО «Меркурий» являются: – полное удовлетворение потребностей населения в пассажирских автомобильных перевозках; – обеспечение высокой культуры обслуживания пассажиров и безопасности перевозок; – выполнение планов пассажирских перевозок; – эффективное использование транспортных средств, повышение производительности труда, максимальное снижение транспортных расходов. На сегодняшний день предприятие обладает высококвалифицированным персоналом, численность которого составляет 800 человек, из них 600 водителей, 16 диспетчеров, 17 работников инженерно-технического отдела, 36 рабочих отдела главного механика, 5 работников отдела эксплуатации, 7 – бухгалтерии, 3 – отдела кадров, 5 – медицинской службы, 6 сторожей, 5 работников АЗС, и 3 – дирекция. Предприятие располагает отлаженной системой подготовки и переподготовки кадров, работает оборудованный класс по безопасности дорожного движения. На территории предприятия располагается ремонтная база, обладающая широким спектром работ. Производится: – диагностика транспортного средства; – техническое обслуживание транспортного средства; – кузовные работы; – малярные работы; – работы по электрооснащению транспортного средства; – работы по дооснащению транспортного средства; – работы по мотору; – работы по трансмиссии; – работы по подвеске; – шиномонтажные работы; – развал-схождение транспортного средства. Предприятие обладает своей автомобильной заправочной станцией, автоматической мойкой, лицензированным медицинским пунктом. 1.3.2 Характеристика подвижного состава ООО "Меркурий" Предприятие имеет современный парк автомобилей, что позволяет предоставлять качественные, надежные, оперативные услуги по перевозке пассажиров. Численность автопарка предприятия составляет более 300 единиц техники, как отечественного, так и импортного производства. К услугам потребителей – парк автомобилей ЛиАЗ и КаВЗ (с двигателями экологической безопасности Евро-3, Евро-4, Евро-5), ПАЗ (оборудованные двигателями Евро-4), МАЗ, Волжанин, ГАЗель NEXT, PEUGEOT, CITROEN, FORD, FIAT, MERCEDES, VOLKSWAGEN. Рисунок 1.1– Вид подвижного состава ООО "Меркурий". В целях обеспечения дорожного движения, транспортные средства оснащаются GPS/ГЛОНАСС – приборами, которые позволяют осуществлять слежение за оборудованным транспортом по каналу GSM с рабочего места диспетчера, а это означает контроль: – местоположения; – скорости движения; – пройденного расстояния; – расхода топлива. Благодаря круглосуточному мониторингу транспорта, выполняется главная задача ООО «Меркурий» – безопасность движения, как водителя, так и пассажиров. Также для повышения безопасности перевозочного процесса водители автотранспортного предприятия проходят тщательную проверку психического и физиологического состояния, а также проверку знаний правил перевозки пассажиров и дорожного движения. Ежегодно водители обучаются по программе повышения квалификации водителей автотранспортных средств, осуществляющих перевозки на территории Российской Федерации по безопасности дорожного движения. Они проходят предварительные, периодические и перед каждым выходом в рейс медицинские осмотры. 1.3.3 Характеристика маршрутов, обслуживаемых ООО "Меркурий" Основное направление деятельности ООО «Меркурий» – перевозки пассажиров в городе Пенза (13 маршрутов) и Пензенской области (2 маршрута). Являясь необходимым элементом единой транспортной системы пассажирских перевозок, на линии работают автобусы большой: №№ 54, 130, 165, 411 и малой вместимости: №№ 4, 5, 13, 18, 30, 31, 33, 34, 81, 89, 149, 156. Таблица 1.1 – Перечень маршрутов, осуществляемых ООО "Меркурий". Номер маршрута регулярных перевозок, установленный уполномоченным органом Наименование маршрута регулярных перевозок Протяженность маршрута регулярных перевозок, км. 1 2 3 4 Кольцевая – Тепличный Комбинат 36,8 5 ул.Мира – Ухтинка 32 13 гост. Пенза – ул.Рахманинова 24,5 18 с. Арбеково – ул.Егорова 37,2 30 Арбековская Застава – ул. Сухумская 49,2 Продолжение таблицы 1.1 1 2 3 31 ул.Ладожская – Согласие 50 33 Запрудный – Западная поляна 23,8 34 Завод КПД – ул. Зеленодольская 32,7 54 Запрудный – Аэропорт 42,8 81 Запрудный – гост. Пенза 25,9 89 ул.Ладожская – ул.Российская 20,5 130 Арбековская застава- город Спутник 47,5 149 Светлая – город Спутник 34,2 156 Пенза 1 – Фабричная 37,2 165 Грабово – Центральный рынок (ул. Чехова) 39,7 411 Пенза (Гидрострой) – с. Засечное (Куриловка) 13,2 1.4 Характеристика маршрута № 165 «Пенза – Грабово» Согласно существующим нормативным документам к пригородным автобусным маршрутам относят маршруты, выходящие за черту города на расстояние до 50 км [29]. К такому маршруту относится маршрут № 165 «Пенза – Грабово», длина которого в прямом направлении составляет 26,3 км, а в обратном 31,3, при этом, количество остановок остается неизменным – 35 [31]. Выбранный маршрут имеет свою специфику, так как движение осуществляется как в городе, так и в пригороде. Но основное его назначение – перевозка в пригородной зоне. Организацию перевозок пассажиров осуществляет ООО "Меркурий". Дата начала регулярных пассажирских перевозок на маршруте – 15.10.2007. Рисунок 1. 2 – Схема автобусного маршрута № 165 «Пенза – Грабово» Промежуточные остановочные пункты в прямом направлении: Центральный рынок (ул. Чехова) – ул. Чехова – Октябрьская ул. – пл. Привокзальная Станции Пенза-1 – ул. Суворова – Пенза – ул. Гагарина – ул. Байдукова – ул. Аустрина – ул. Центральная – Р158 – ул. Центральная – Бессоновский р-н – Грабово. Промежуточные остановочные пункты в обратном направлении : Грабово – Бессоновский р-н – ул. Центральная – Р158 – ул. Центральная – Р158 – ул. Центральная – ул. Аустрина – ул. Байдукова – ул. Гагарина – Пенза – ул. Суворова – ул. Чехова – Центральный рынок (ул. Чехова). Расписание для начального и конечного остановочного пункта маршрута (данные из Реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок Пензенской области) приведено в Приложении Б. Время отправления с начального пункта в рабочие и выходные дни – 6:00–20:50. Время прибытия в конечный пункт в рабочие и выходные дни – 6:55–21:45. Время отправления с конечного пункта в рабочие дни – 5:50–20:00, в выходные дни – 6:00–19:50. Время прибытия в начальный пункт в рабочие дни – 5.50–20.55, в выходные дни – 6:55–20:45. Первый рейс маршрута № 165 «Пенза-Грабово» осуществляется в 06:00. Далее рейсы маршрута осуществляются с интервалом движения до 30 минут в пиковое время и до 60 минут во внепиковое время. Последний рейс данного маршрута осуществляется в 23:00. 1.5 Характеристика подвижного состава маршрута № 165 «Пенза – Грабово» На маршруте № 165 «Пенза – Грабово» используются транспортные средства категории М3 (автобусы), большого и среднего классов. Вместимость транспортных средств по местам для сидения от 44 пассажиров (большой класс), от 29 пассажиров (средний класс). Вместимость транспортных средств полная от 94 пассажиров (большой класс), от 50 пассажиров (средний класс). В настоящее время используется подвижной состав: автобусы ЛиАЗ-5256 и ПАЗ-32014. Краткие технические характеристики автобуса ЛиАЗ-5256 – российского высокопольного автобуса большого класса приведены в таблице 1.2. Таблица 1.2 – Краткие технические характеристики автобуса ЛиАЗ-5256 Количество пассажирских мест для сиденья 44 Вместимость (с учетом стоящих пассажиров): Номинальная 94 Предельная 117 Габаритные размеры, мм: Длина 11400 Ширина 3500 Высота 3000 Масса неснаряженного автобуса (без снаряжения и заправки топливом, маслом и охлаждающей жидкостью), кг 9135 Полная масса автобуса при предельной вместимости, кг 17835 Максимальная скорость движения на высшей передаче с номинальной вместимостью, км/ч 70 Контрольный расход топлива с номинальной вместимостью при движении с постоянной скоростью в 40 км/ч (без отопителя), л/100 км 21 Наружный габаритный радиус поворота, м, не более 11,5 Краткие технические характеристики автобуса ПАЗ-32014 – среднего класса приведены в таблице 1.3. Таблица 1.3 – Краткие технические характеристики автобуса ПАЗ-32014 Тип кузова несущий вагонной компоновки Колесная формула 4х2 Ресурс кузова, лет 8 Длина/ширина/высота, мм 8560...8800/2410/2880 База, мм 4760 Высота потолка в салоне, мм 1985 Количество/ ширина дверей 2 / 650 Мин. радиус разворота, м 11 Масса снаряженная/ полная, кг 6280...6910/ 11500 Общее число мест / в т.ч. посадочных 50/ 29+1 Двигатель (дизельный) ЯМЗ 5342 Нормы экологической безопасности Евро- 4 Рабочий объем , л 4,43 Максимальная скорость, км/ч 100 1.6 Анализ существующих методов исследования пассажиропотоков Для выполнения цели, поставленной перед автотранспортным предприятием – своевременного и качественного транспортного обслуживания пассажиров, необходимо решение целого комплекса задач. Маршрутная сеть с каждым днем развивается, что требует повышения эффективности деятельности транспортных предприятий и совершенствования организации перевозок. Организация перевозки пассажиров на автотранспорте включает: – систематическое изучение пассажирских потоков; – разработка на основе материалов обследований пассажирских перевозок: рациональные планы маршрутов; выбор типа и определение количества транспортных средств на маршрутах; – нормализация скоростей и интервалов движения автобусов; – составление расписаний движений автобусов; – координация работы автотранспорта с другими видами пассажирского транспорта; – контроль движения транспортных средств и оперативный контроль за регулярностью движения; – разработка текущих и будущих планов развития пассажирских перевозок в городских и пригородных сообщениях. Существует несколько методов обследования пассажиропотоков. Рисунок 1.2 – Классификация методов исследования пассажиропотоков Систематический метод применяют еженедельно, разовый – кратковременно. По сплошному методу обследуют одновременно по всей транспортной сети обслуживаемого района в среднем один раз в три года, выборочный – по отдельным районам движения один раз в квартал Анкетный метод производится путем заполнения предварительно разработанных специальных анкет. Отчетно-статистический метод основывается на билетно-учетных листах и количестве проданных билетах. Суть талонного метода обследования пассажиропотоков заключается в получении необходимой информации с помощью специальных купонов, выданных пассажирам на входе и выбранных на выходе из автобуса. Табличный метод проводится учетчиками расположенными внутри автобуса возле каждой двери, путем заполнения заранее заготовленных таблиц. Визуальный или глазомерный метод – путем сбора данных на маршрутах со значительным пассажирооборотом, проводится визуально по бальной системе от 1 до 5 баллов, им могут пользоваться водители или кондуктора. Силуэтный метод – разновидность визуального (по 5-ти бальной системе, путем набора силуэтов по типам автобусов). Опросный метод – путем опроса учетчиком в салоне пассажиров, этот метод позволяет определить данные о корреспонденции пассажиров. К автоматизированным методам относят методы получения необходимой информации о величине и колебании пассажиропотоков на действующих автобусных маршрутах с помощью автоматических приборов, временно устанавливаемых в автобусах. Автоматизированные методы включают методы получения необходимой информации о масштабах и колебаниях пассажиропотока на существующих маршрутах автобусов с использованием автоматических устройств, которые временно установлены в автобусах. Методы автоматизированного исследования: – бесконтактный метод основан на использовании фотоэлементов, он эффективен только в строго отдельных входах и выходах пассажиров; – метод контакта основан на биллинге входящих и исходящих пассажиров при их воздействии на подключенную к лестнице контактную панель декодера. Все вышеперечисленные методы обследования пассажирских перевозок имеют существенный недостаток – данные, полученные в результате обследования, отражают характер изменения пассажиропотока в последние годы. Кроме того, эти методы являются очень трудоемкими и дорогостоящими и требуют участия большого числа дополнительных сотрудников. В настоящее время разработаны бесконтактные автоматические устройства на основе пересечения светового пучка пассажирами и автоматические устройства контактного типа на основе замыкания контактов, расположенных в шинах автобусов. Автоматическое управление пассажирским движением обеспечивает постоянную и непрерывную информацию о пассажирских перевозках с минимальными материальными и трудовыми затратами При выборе метода исследования пассажиропотоков необходимо опираться на несколько критериев, один из которых – полная и точная информация, получаемая в результате обследования. При выборе метода необходимо руководствоваться трудоемкостью и достоверностью полученной информации. Необходимо определить круг показателей, которые необходимо получить и определить возможность применения метода в существующих условиях. Результаты обследования пассажиропотоков будут использоваться как для улучшения организации пассажирских перевозок на рабочих маршрутах, так и для организации всей транспортной сети. Материалы исследования могут использоваться для определения основных технических и эксплуатационных показателей автобусов: объема перевозок, пассажиропоток, среднюю дальность поездки, количество автобусов на маршруте, время рейса, пробег за время в наряде. 1.6.1 Обоснование выбора маршрута для исследования пассажиропотоков Для эффективной работы автотранспортного предприятия необходимо обоснование выпуска определенного количества автобусов на тот или иной маршрут. Для определения количества необходимых транспортных средств исследуются пассажиропотоки на конкретных участках дорог городов и пригородов. В пригородах создаются новые жилые массивы, которые удалены от места работы в городе. Это порождает мощные пассажиропотоки из пригородной зоны в центральную часть города и обратно в утренние и вечерние часы «пик». Согласно существующим нормативным документам к пригородным автобусным маршрутам относят маршруты, выходящие за черту города на расстояние до 50 км [4]. К такому маршруту относится движения автобуса № 165 «Пенза – Грабово», длина которого в прямом направлении составляет 26,3 км, а в обратном 31,3, при этом, количество остановок остается неизменным – 35 [5]. Выбранный маршрут имеет свою специфику, так как движение осуществляется как в городе, так и в пригороде. Но основное его назначении – перевозка в пригородной зоне. 1.6.2 Обоснование выбора метода, средств и оборудования для обследований маршрута Перед обследованием пассажиропотоков проведена следующая подготовительная работа: – выбран метод обследования – натурный, счётно-табличный непосредственно в автобусах; – установлен конкретный маршрут и количество исследуемых автомобилей; – определены дни обследования – рабочие (с понедельника по пятницу; – проведен за 3 дня до начала обследования инструктаж водителей и кондукторов, работающих на данном маршруте; – заготовлены бумажные таблицы обследования, электронные формы для обработки и анализа материалов обследования. Согласно счетно-табличному методу определяется пассажиропоток путем подсчета количества вошедших и вышедших на остановочных пунктах пассажиров. Материалы обследования с использованием табличного метода позволяют определить по отдельным участкам, направлениям, рейсам, маршрутам, магистралям и всей транспортной сети: объём перевозок; пассажирооборот; использование вместимости подвижного состава; количество пассажиров, остающихся на остановочных пунктах из-за переполнения автобуса; виды транспорта или отдельные автобусные маршруты их дальнейшего следования; ожидаемый доход [6]. 1.7 Выводы Для решения поставленной перед пассажирскими перевозками цели – полного, качественного, своевременного удовлетворения потребностей пассажиров, необходимо решение целого комплекса задач, которые связаны с дальнейшим их развитием. Для повышения эффективности перевозочного процесса необходимо исследование маршрутной сети, при этом важно выбрать наиболее подходящий метод обследования пассажиропотоков, который даст больше параметров для дальнейших разработок. Важную роль в пассажирских перевозках играет организация работы на автотранспортном предприятии ООО «Меркурий», основными видами деятельности которого являются пассажирские перевозки городским, пригородным транспортом и оказание услуг по техническому обслуживанию автотранспорта. 2 Совершенствование организации перевозочного процесса на маршруте «Пенза – Грабово» Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р, определяет основные направления развития автомобильной промышленности, требования транспортных процессов. Улучшение качества пассажирского транспорта возможно только в том случае, если будет составлена ??четкая, оперативная и стратегическая картина того, что происходит в данной зоне движения за определенный период времени Основной задачей при планировании пассажирских перевозок является обеспечение транспортных потребностей населения при оптимальном использовании транспортных средств. 2.1 Разработка путей повышения качества и эффективности перевозочного процесса на маршруте «Пенза – Грабово» Проводя исследование пассажиропотоков на маршруте № 165 «Пенза – Грабово», был выявлен факт неэффективного использования подвижного состава. Результаты проведенных исследований приведены на графиках (рисунки 1.1–1.2). На графиках видна неравномерность пассажиропотоков в зависимости от времени суток. Большая загруженность приходится на время с 6:00 до 9:00 и с 16:00 до 19:00. Средний процент загрузки автобуса ЛиАЗ-5256 составляет 36,1%, что говорит о неэффективном использовании подвижного состава. Также на данном маршруте используются автобусы ПАЗ-32014, средний процент загрузки которых составляет 66,2%. Всего на маршруте работает 8 автобусов. Рисунок 1.1 – Процент загрузки автобуса ЛиАЗ-5256 на маршруте "Пенза – Грабово" в зависимости от времени суток. Рисунок 1.2 – Процент загрузки автобуса ПАЗ-32014 на маршруте "Пенза – Грабово" в зависимости от времени суток. Исследуя пассажиропотоки в течение часа (рисунок 1.3) видим, что наибольшая загруженность достигается в период с 0 до 15 минут и с 45 до 60 минут. В эти периоды целесообразно пускать на линию автобусы ЛиАЗ-5256, чередуя их движение автобусами ПАЗ-32014. Рисунок 1.3 – Загрузка автобусов на маршруте "Пенза – Грабово" в течение часа. Исследование загрузки автобусов на маршруте в зависимости от номера остановки при движении из Пензы в Грабово (рисунок 1.4) и из Грабово в Пензу (рисунок 1.5), при движении с 16 до 18 часов вечера, показало, что пригородный маршрут в большей степени используется, как городской, а в пригороде происходит спад пассажиропотока. Именно поэтому стоимость проезда отличается в зависимости от движения в городе и пригороде и колеблется от 17 до 47 рублей, что является его особенностью. Рисунок 1.4 – Загрузка автобусов на маршруте "Пенза – Грабово" при движении в вечерний час "пик" из Грабово в Пензу Рисунок 1.5 – Загрузка автобусов на маршруте "Пенза – Грабово" при движении в вечерний час "пик" из Пензы в Грабово. Исследования загрузки автобусов в утренние часы, как в прямом, так и обратном направлении показывают наибольшую загрузку с Бессоновки до Пензы, что также доказывает применение маршрутного транспорта, как городского и это является неприемлемым так как ухудшает условия доставки пассажиров в пригородные населенные пункты. Это наводит на мысль об изменении ценовой политики для данного маршрута в черте города, а именно увеличении стоимости проезда в данных автобусах в черте города с 17 до 22 рублей и удешевлении проезда в пригородной зоне с 47 до 42 рублей. В соответствии с проведенными исследованиями были сформулированы следующие предложения по повышению эффективности перевозочного процесса на маршруте № 165: 1. Для автобусов ЛиАЗ необходимо увеличить загрузку, а для автобусов ПАЗ снижать ее. 2. Необходимо в утренние часы в период с 5 до 7 часов утра на линию выпускать автобусы ПАЗ, в с 7 до 9 автобусы ЛиАЗ. В дневной период с 9 до 15 часов на линию выпускать примерно за 1 час 2 автобуса ПАЗ и 1 автобус ЛиАЗ. В вечерние часы в период с 15 до 18 часов вечера на линию выпускать автобусы ЛиАЗ, а с 18 до 22 автобусы ПАЗ. Причем автобус ЛиАЗ выпускать на линию в период с 45 минут до 15 минут любого часа, а автобусы ПАЗ с 15 минут до 45 минут любого часа. 3. Оплату за проезд производить дифференцировано в зависимос....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: