VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Совершенствование процесса приватизации государственной собственности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000557
Тема: Совершенствование процесса приватизации государственной собственности
Содержание
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   УНИВЕРСИТЕТ  ПУТЕЙ   СООБЩЕНИЯ
(МГУПС (МИИТ))
Институт экономики и финансов
Кафедра «Экономика строительного бизнеса и управление собственностью»
Допустить к защите:
                                                                                                           Зав. Кафедрой
 ____________________________
  «_____» _______________2015г.

БАКАЛАВРСКАЯ   РАБОТА
(направление подготовки 38.03.04«Государственное и муниципальное управление»)
на тему:
«Совершенствование процесса приватизации государственной собственности»


Студент                                                                              (Р.Ш.Юнусов)
Руководитель бакалаврской работы                     (Доц. М.В.Симакова)









Москва   2015 г.


























СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….5

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ  ПРОЦЕССА  ПРИВАТИЗАЦИИ   ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СОБСТВЕННОСТИ ………..8
           1.1. Сущность, формы и правовые основы  приватизации 
                  государственной собственности в Российской Федерации...…..........8
1.2. Исследование подходов к проведению 
                  процесса приватизации государственной собственности……….......18

ГЛАВА 2.     АНАЛИЗ  ПРОБЛЕМ ПРОЦЕССА ПРИВАТИЗАЦИИ 
ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СОБСТВЕННОСТИ ……………..…………............30
2.1. Общая характеристика практических проблем 
                 процесса приватизации государственной собственности……...........30
2.2. Оценка эффективности процесса приватизации государственной
собственности  вРоссийской Федерации……………………………38

ГЛАВА 3.   ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ПРОЦЕССА  ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ…………48
           3.1 Основные направления совершенствования процесса       
приватизации  государственной  собственности…..…………………48
          3.2. Стратегия совершенствования процесса приватизации
                 государственной собственности……………………………………….54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………......................65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….68

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..72












          ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы.Одна из наиболее громко звучащих темв России- приватизация государственной собственности, на которую власти возлагают большие надежды.Из-за кризиса в стране отмечается«драматическое снижение спроса» на объекты массовой приватизации. Приходится«ловить» окна, чтобы продать часть госактивов  "Аэрофлота", банка "ВТБ", "Совкомфлота". Эти компании полностью готовы к приватизации и ограничивает её только состояния рынка.В отсутствии кредитования, когда деньги предприятий стремительно тают, и «на фоне санкций» риски любой приватизационной сделки возрастают. По прогнозам специалистов - это среда, в которой нам предстоит жить три года. Но есть надежда, что от лишних ФГУПов государство все же в ближайшее время избавится. И это произойдет быстрее, чем внесение поправок в законодательство о наказании препятствующих приватизации чиновников. 
         На этом фоне тема совершенствования процесса приватизации государственной собственности, безусловно, актуальна.
          Такие вопросы, какповышение роли государства вуправлении госсобственностью, изменениефинансового механизма приватизационного процесса, повышение финансовогоэффекта приватизации остаютсяв центре внимания экономическойжизниРоссии.  Политика разгосударствления и приватизации один из значимых компонентов «Стратегии 2020»[44]. Об этом свидетельствует намеченная программа приватизации на 2014-2016 годы, другие стратегические решения в отношении государственного сектора.
         Наряду с теоретическими основами, практические проблемы процесса приватизации  государственной собственности актуальны для рассмотрения, и предполагают необходимость выявления новых путей его совершенствования, поиска нового подхода, разработки основных направлений развития приватизационных процессов в соответствии со стратегией экономического развития в условиях сложившейся ситуации на рынке. Исходя из этого, становится очевидным, что тема настоящего исследования не исчерпана и требует дальнейшей разработки.
Цель работы: анализ эффективности процесса приватизации государственной собственности, технологии совершенствования и перспективы его развития.
           Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
            - изучить теоретические основы  процесса приватизации государственной собственности:  сущность, формы и правовые основы, подходы к ее проведению с учетом зарубежного опыта;
            - проанализировать и охарактеризовать практические проблемы процесса приватизации государственной собственности, оценить его эффективность в Российской Федерации;
            - определить пути совершенствования процесса приватизации государственной собственности: основные направления и стратегию;
            - сделать обоснованные выводы и предложения.
Объект исследования – процесс приватизации государственной собственности.
Предмет исследования – пути совершенствования процесса приватизации государственной собственности.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты и выводы могут стать основой принятия решений по вопросам совершенствования процесса приватизации государственной собственности в России. Основные положения могут быть использованы в целях повышения эффективности действий властных структур в этом направлении и минимизации социальных последствий. Результаты исследования могут быть применены региональными властными органами для оптимизации процесса приватизации государственной собственности, по вовлечению инвесторов в процесс реализации плана приватизации.
Степень разработанности темы. В данном исследовании кроме учебников и законодательства использовались работы авторов, раскрывающих сущность различных аспектов проблемы:  Васильева А.М., Кирюхина К.С., Орловской Е.В., Шибалкина А.С.  и многих других.
Структура работы.       Работа на 73 листах состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников, приложений.    В первой главе раскрываются теоретические аспекты  процесса приватизации государственной собственности:  сущность, формы и правовые основы, подходы к ее проведению с учетом зарубежного опыта. Во второй главе проведен анализ и даны характеристика практических проблем процесса приватизации государственной собственности, оценка эффективности процесса приватизации в Российской Федерации. В третьей главе определены основные направления и стратегия совершенствования процесса приватизации государственной собственности.
Выявлены противоречия и спорные вопросы  в теории и практике осуществления процесса приватизации госсобственности. Определены место и роль процесса приватизации госсобственности в экономике страны, а также перспективы его развития и совершенствования в современных экономических условиях с учетом выявленных тенденций. Сделаны выводы и обоснованные предложения по совершенствованию процесса приватизации государственной собственности.








ГЛАВА 1.      ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА  ПРИВАТИЗАЦИИ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

1.1. Сущность, формы и правовые основы  приватизации
государственной собственности в Российской Федерации

Одной из характерных черт рыночной экономики является многообразие форм собственности. Не случайно, что при переводе экономики России на рыночные рельсы, одной из главных задач стали разгосударствление и приватизация собственности. 
«Приватизация - одна из форм разгосударствления собственности, важное средство создания экономической структуры производства, адекватной рыночной системе. Приватизация связана с образованием не только индивидуальной частной собственности, но и, что наблюдается чаще, с образованием собственности коллективно-частной - в виде акционерных обществ» [10, с. 127]. 
          Сама по себе приватизация - это характерное явление и в рыночной экономике. Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий и населения. Приватизация является структурным элементом государственной политики управления собственностью на основе возмездной ее передачи в собственность физическим и юридическим лицам, направленной на развитие производства, создание рабочих мест, наполнение рынка конкурентоспособными товарами и услугами российских товаропроизводителей, расширение налогооблагаемой базы
В качестве общих признаков приватизации используются следующие:
          1) переход прав собственности государства в пользу частных лиц;
          2) делегирование права распоряжаться имуществом госпредприятию;
          3) полная продажа госпредприятия частным лицам;
          4) продажа части активов.
          В российской экономической науке также как в США и Японии нет однозначного определения термина «приватизация». В общем виде приватизация понимается как сокращение или замедление темпов расширения государственного сектора экономики, сопровождаемое увеличением доли частного сектора. В более узком смысле приватизацией считают полную или частичную передачу прав собственности на находящиеся в государственной собственности факторы, средства производства, имущественные ценности, капитал акционерным обществам или частным лицам [9].
          Наряду с общепринятыми формулировками определения приватизации в качестве дополнения нередко используются положения о том, что приватизация - это сдача государственного имущества в аренду частным лицам для производства товаров и услуг, передача производственных функций частному сектору при сохранении финансовых рычагов в руках государства, а также и другие подобные определения[16]. Приватизация предприятий не сводится к простой продаже имущества. Она является инструментом разгосударствления экономики и означает продажу государством частным лицам прав собственности на имущество, а также прав распоряжения и пользования имуществом при одновременном снятии административных ограничений на деятельность предприятия. 
Способы и модели приватизации таковы:


Этапы процесса приватизации:
Предпродажный анализ и оценка предприятия:
          - стратегический анализ и оценка предприятия;
          - определение мероприятий по реструктуризации и разукрупнению предприятия;
          - определение потребности в капитале, ноу-хау, технологиях, обучении;
          - анализ потенциальных покупателей;
          - определение методов продажи;
          - определение критериев проведения тендера, поиска инвесторов, оценки поступающих предложений, которые должны обеспечить объективность и «прозрачность» соответствующих процедур;
          - образование комиссии по оценке поступающих предложений;
          Подготовка предприятия к продаже:
          - реализация необходимых мероприятий по реструктуризации;
          - разукрупнение;
          - осуществление кадровых перестановок.
Маркетинг:
          - организация рекламы, выпуск информационных брошюр и т.д., призванных пробудить интерес потенциальных покупателей;
          - проведение национальных или международных тендеров. Оценка предложений;
          - рассмотрение всех поступивших предложений комиссией по проведению тендера;
          - проведение переговоров с одной или несколькими заинтересованными сторонами.
Заключение договора: разработка текста стандартных договоров.
Основные формы приватизации[15].Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить в порядке общего или частного правопреемства. Формальная приватизация ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства не определяются заново. Для реализации этих задач государство использует инструменты частного права. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит никаких существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.
Реальная приватизация. О реальной приватизации говорят в том случае, когда государственное предприятие продается частным стратегическим инвесторам. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне и имеет четыре основные формы:
          1) продукция - услуги, производимые государственными предприятиями, заменяются продукцией - услугами других предприятий;
          2) при использовании так называемой «контрактной системы» частный продавец оказывает государственному органу определенные платные услуги, которые потребляются непосредственно населением;
          3) при использовании «концессионной модели» частное предприятие оказывает гражданам платные услуги;
          4) в случае использования «чековой системы» государство размещает финансируемые за счет налоговых поступлений чеки, которыми можно производить расчеты с любыми предприятиями - поставщиками.
          Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.
Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.
          Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.
          Приватизация сопровождается рядом сопутствующих мероприятий, таких как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере.
          В экономической литературе [12, с. 350] описаны следующие этапы приватизации: 
          1. Большая приватизация. Сущность ее состоит в том, что государство преобразует крупные предприятия в акционерные компании, а затем распределяются акции среди частных лиц. Способы распределения государственного имущества варьируются от продажи акций по рыночным ценам до бесплатной передачи населению чеков «имущество», обмениваемых на акции. Это один из видов государственного контроля процесса приватизации.
          2. Малая приватизация. При ее осуществлении государство продает магазины, квартиры и другие объекты государственной собственности частным лицам или группам инвесторов. Предшествующей стадией малой приватизации может являться развитие арендных отношений при разгосударствлении экономики.
          3. Спонтанная приватизация. В этом случае государство не пытается играть контролирующую роль в процессе ее осуществления. Здесь действует закон «джунглей» или критерий примитивного риска. Как правило, права собственности переходят к представителям номенклатуры. Из-за отсутствия развитых рынков капитала и регулирующих механизмов подобное явление обычно проходит на условиях, весьма благоприятных для новых собственников. Номенклатура имеет возможность обойти проблему объективной оценки стоимости приватизируемого имущества и выкупать его по заниженным ценам.
          4. Частичная имущественная приватизация заключается в том, что вместо продажи единицы государственной собственности в целом государство может продавать его предпринимателям по частям. Такой принцип возможен не только при ликвидации предприятий, но и по отношению к рентабельным производствам.
          5. Собственность трудовых коллективов. Преимущественными правами на государственную собственность обладают трудовые коллективы данного предприятия.
          6. Реприватизация собственности - это возвращение прежним владельцам или наследникам частной собственности, ранее национализированной (конфискованной) государством.
          Вместе с тем, несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы. 
Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками - ваучерами.
Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке.   Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.
          Один из серьезных вопросов касающийся приватизации - это сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:
          1) сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;
          2) требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;
          3) монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу.
          Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников - основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.
          «Российская приватизация носила беспрецедентный характер не только по своим масштабам, но и по содержанию. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где передача в частные руки государственного имущества решала задачу повышения эффективности отдельных предприятий, в России приватизация была призвана обеспечить радикальное изменение отношений собственности, т.е. решить задачи изменения экономического базиса общества» [33, с.21]. 
          Процесс широкой приватизации в России был положен Законом РФ от 3 июля 1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (ныне утратил силу) и первой Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятии в Российской Федерации на 1992 год (утверждена постановлением Верховного Суда РФ от 11 июня 1992 г. № 2980-1) (ныне утратила силу). В этих и других государственных документах были определены следующие цели приватизации:
          обеспечение равноправия в функционировании различных форм собственности;
          демонополизация производства;
          балансировка доходов различных групп и слоев населения;
          перераспределение доходов и имущества, создание класса собственников;
          развитие фондового рынка.
          Кроме того, указанным Законом и последующими нормативными документами были установлены способы проведения приватизации:
          продажа предприятий, а также активов ликвидированных предприятий по конкурсу;
          продажа предприятий на аукционе;
          продажа долей (акций) в капитале предприятий (акционирование);
          выкуп имущества предприятий, сданных в аренду.
          Решение целей и задач приватизации в России осуществлялось в два этапа. Первый этап проходил с начала 1992 по конец 1994 года. Особенностями этого этапа стали:
          сверхвысокие темпы приватизации (например, в 1994 г. было приватизировано в среднем 75% предприятий торговли и бытового обслуживания);
          введение системы бесплатных приватизационных чеков на предъявителя (в народе такие чеки именовались ваучерами).
          Эта система обеспечила безвозмездное выделение половины государственной собственности частным лицам. Явным недостатком данного способа приватизации стала его низкая доходность.
          Второй этап приватизации начался в 1995 г. и продолжается до сих пор. Его основные задачи были определены в Программе Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах» (утверждена постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. № 439) и Указе Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535 «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года». Наконец, самые существенные коррективы в приватизационный процесс были внесены положениями Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (ныне утратил силу). Этот Закон закрепил качественно новый характер приватизации. В частности, в нем сделан акцент на переход от преимущественно безвозмездной передачи государственной собственности к ее продаже по ценам, определяемым рынком; указано, что приватизация должна способствовать повышению эффективности функционирования отечественных предприятий; определено, что при отчуждении государственной собственности должны учитываться и социальные аспекты проблемы. 
          В настоящее время основным законодательным актом, определяющим порядок приватизации государственного и муниципального имущества, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О приватизации государственного и муниципального имущества» [1]. В статье 1 закона дано понятие приватизации государственного и муниципального имущества. Этот закон установил четкие процедуры приватизации на основе ежегодного планирования подлежащего приватизации государственного и муниципального имущества. В соответствии с данным Законом, Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2005 г. № 806 [3] утверждены Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, который ежегодно утверждается Правительством РФ на соответствующий год. Теперь план приватизации составляется на три года.
В целом законодательство о приватизации характеризуется постоянным изменением и совершенствованием принятых нормативных актов, большим количеством подзаконных нормативных актов, восполняющих существующие пробелы законодательного регулирования, краткосрочностью действия многих нормативных актов. Все это обусловлено особенностями приватизации в нашей стране, в том числе сочетанием масштабности приватизации и ограниченности ее сроков.
Правительство РФ ежегодно не позднее 1 мая представляет в Государственную Думу информацию о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества за прошедший год. 
          В целом, как показал отечественный опыт разгосударствления и приватизации собственности, процесс преобразования отношений собственности является сложным и противоречивым, активную роль в нем должно играть государство. Именно оно наряду с решением главных задач приватизации должно обеспечить баланс интересов частных лиц и всего общества.

1.2. Исследование подходов к проведению процесса
            приватизации государственной собственности

          Существуют различные подходы к осуществлению приватизации.  Рассмотрим  три основных подхода [45]:
          1) создание коллективных ("народных") предприятий как с неделимой, так и с коллективно-долевой (индивидуализированной) формами собственности;
          2) акционирование и открытая продажа акций государственных предприятий;
          3) бесплатная раздача государственной собственности всему населению посредством различных вариантов системы ваучеров в духе восточно-европейских концепций.
Создание коллективных народных предприятий. Сторонники этого подхода (В.Черковец, А.Бойко, В.Тарасов, Е.Ясин, Т.Попова и другие) предлагали безвозмездно или на основе льготного выкупа передать государственные предприятия в собственность (или только распоряжение) трудовым коллективам. Это позволяло, по их мнению, наиболее простым и безболезненным путем перейти к рыночным отношениям, субъектами которых станут трудовые коллективы самоуправляющихся предприятий. Среди преимуществ такого подхода в первую очередь называли его идеологическую приемлемость и привлекательность для широких слоев трудящихся, а также возможность быстро повысить эффективность производства, поскольку работники-собственники непосредственно заинтересованы в улучшении результатов деятельности своего предприятия.
          Но именно эти моменты подверглись и наиболее убедительной критике со стороны противников коллективной собственности (П.Бунич, С.Глазьев, А.Зайченко и другие). Наибольшие сомнения вызывает тезис об экономической эффективности, базирующейся на заинтересованности работника-собственника в результатах деятельности своего предприятия. В действительности работник-собственник, прежде всего, заинтересован в максимизации своего текущего дохода. Существует, следовательно, реальная угроза того, что коллективные предприятия будут стремиться неоправданно большую долю дохода направлять на оплату труда в ущерб интересам долгосрочного развития. Иными словами, они вряд ли смогут принимать эффективные решения в области инвестиционной политики, идти на необходимый хозяйственный риск, обеспечивать интенсивное использование трудовых ресурсов и ликвидировать избыточную занятость. Кроме того, процесс принятия решений в больших коллективах в принципе сопряжен с огромными трудностями. Чаще всего, несмотря на формальное равноправие, решения принимаются достаточно узкой группой людей либо же трудовой коллектив легко подвергается давлению извне. Эти опасения полностью подтверждаются не только опытом югославских "народных предприятий", но и данными о сравнительной эффективности частных и коллективных самоуправляющихся фирм в странах с развитой рыночной экономикой. Последние в среднем характеризуются худшими экономическими показателями, играют весьма незначительную роль в общенациональном производстве и рассматриваются скорее как средство борьбы с безработицей, своеобразный социальный стабилизатор, чем как способ повышения эффективности производства.
          Следует отметить, что сторонники этого подхода резко различались по своему мировоззрению. Достаточно упомянуть, что к ним относились и члены депутатской группы "Коммунисты России", и один из авторов программы "500 дней" - Е.Ясин. Иными словами, эту концепцию разделяли как "фундаменталисты", ориентирующиеся на коммунистические ценности или "общество народного самоуправления" и стремящиеся не допустить кардинальных преобразований отношений собственности, так и умеренные реформаторы, выступающие за наиболее безболезненный и социально приемлемый переход к рынку.
          Различия между этими двумя группами заключалось в вопросе о характере коллективной собственности. В принципе существует два варианта передачи предприятий трудовым коллективам - в неделимую и в коллективно-долевую собственность. Первый вариант, на котором настаивали "фундаменталисты" в партийных и хозяйственных структурах, фактически предполагал создание "колхозов" в промышленности, что предоставляло бюрократии вполне реальную возможность сохранить свое привилегированное положение. Умеренные же реформаторы придерживались идеи создания коллективных предприятий с долевой, персонифицированной собственностью как неизбежного и закономерного процесса, поскольку он опирается на инициативу трудовых коллективов и позволяет сравнительно быстро вывести предприятия из прямого государственного подчинения.
Акционирование и продажа государственных предприятий. Не соглашаясь с приведенными выше аргументами сторонников коллективных предприятий, ряд экономистов предлагали пойти общепринятым в мире путем и распродать государственную собственность непосредственно в частные руки. Небольшие предприятия предлагалось продавать на основе конкурсов или аукционов, крупные и средние - трансформировать в акционерные общества и затем по мере формирования вторичного рынка ценных бумаг постепенно продавать акции институциональным и частным инвесторам.
          Одним из основных достоинств продажи государственной собственности ее сторонники полагали возможность связать "горячие деньги", стабилизировать финансовое положение страны, а также направить полученные средства на создание системы социальной защиты нуждающихся слоев населения. Необходимость продажи мотивировалась еще и тем, что только выкупленная, а не полученная даром собственность будет использоваться действительно эффективно. Идеи продажи государственной собственности разделяли как радикальные рыночники, так и прагматично, а иногда и достаточно консервативно настроенные экономисты, близкие к правительственным кругам. Если первые исходили из того, что продажа государственной собственности в частные руки является наиболее прямым путем к полноценному рынку, то вторые гораздо больший акцент делали на возможности получить дополнительные средства в бюджет, которые потом можно использовать не столько на социальные программы и оздоровление финансов, сколько на поддержание убыточных предприятий и ВПК.
          Существенна разница и в подходе к акционированию государственных предприятий. Так, В.Селюнин, Б.Алехин, С.Глазьев выступали за обязательную продажу всех или значительной доли акций частным лицам и независимым от государства институциональным инвесторам. За полноценное, хотя и постепенное, базирующееся на индивидуальных проектах акционирование выступали Г.Явлинский и Л.Григорьев, выдвинувшие эти предложения в программе "500 дней". В рекомендациях же правительственных специалистов (Т.Попова, Г.Меликьян, С.Ассекритов) акционирование носило во многом формальный характер, поскольку предполагало массовое создание закрытых акционерных обществ с продажей незначительной доли акций (порядка 10%) трудовым коллективам соответствующих предприятий. Последний способ со всей очевидностью означал не что иное, как мимикрию господствующих бюрократических структур.
Бесплатная раздача собственности всему населению. Сторонники бесплатной раздачи государственной собственности всему населению (Л.Пияшева, П.Бунич, Г.Попов, О.Богомолов, В.Рутгайзер, П.Филиппов, М.Малей) считали, что оба рассмотренных выше метода приватизации непригодны прежде всего потому, что не отвечают критериям социальной справедливости. Раз в Советском Союзе декларирована общенародная собственность, то и распределяться она должна между всеми гражданами. При этом нередко ссылаются на авторитет Милтона Фридмана, еще в начале 80-х годов предложившего осуществить приватизацию государственных корпораций путем раздачи их акций всему населению страны. Большое влияние на советских экономистов оказало также активное обсуждение, а затем и законодательное закрепление принципа бесплатной раздачи государственной собственности в Чехословакии, Польше и Румынии.
          На практике безвозмездное распределение собственности предлагалось осуществить посредством выдачи всем членам общества специальных платежных средств, которые затем должны быть использованы на покупку акций приватизируемых предприятий и другого государственного имущества. Функции специальных платежных средств должны были выполнять инвестиционные или приватизационные чеки (Л.Пияшева, П.Филиппов), боны (А.Нуйкин), облигации (В.Рутгайзер) либо сертификаты (О.Богомолов). Высказывалось и предложение открыть специальные инвестиционные (приватизационные) счета. Однако разница здесь, по сути дела, лишь в названии. Сам механизм распределения собственности, предлагаемый в различных схемах, в принципе одинаков. Размер средств, приходящихся на одного человека, определялся путем простого деления стоимости подлежащего разделу государственного имущества на общую численность населения (или только его взрослую часть).
          Для предотвращения инфляции и быстрого имущественного расслоения общества большинство экономистов, сторонников бесплатной раздачи, склонялись к тому, чтобы полностью запретить перепродажу инвестиционных чеков (сделать их именными) и на некоторое время ввести ограничения на распоряжение акциями приватизированных предприятий. Для того чтобы уменьшить риск и создать людям равные стартовые возможности, некоторые экономисты предлагали в обмен на чеки выдавать гражданам акции не отдельных предприятий, а специально созданных холдинговых компаний, которые будут держать акции нескольких акционерных обществ.
          Пожалуй, ни один из рассматриваемых теоретических подходов к приватизации не вызвал такой ожесточенной полемики, как идея всеобщей бесплатной раздачи собственности. Наиболее резко против нее выступили Е.Ясин, Л.Григорьев, С.Алексеев, Т.Попова. Они утверждали, что авторы предлагаемого способа раздела государственной собственности прежде всего стремятся осуществить приватизацию ради приватизации, любой ценой провести "коллективизацию" наоборот. По мнению критиков, сторонники безвозмездной раздачи сосредоточились на популистски понимаемых принципах социальной справедливости и технических деталях и меньше всего внимания обратили на условия достижения основной цели приватизации -- повышения эффективности производства. Острой критике подвергались также аргументы авторов этого подхода о равных стартовых возможностях, решении проблемы нехватки финансовых средств населения. При этом в качестве контраргументов выдвигались недооценка колоссальных технических трудностей, неравномерное распределение собственности по регионам.
          Следует также отметить, что наиболее "устойчивыми" и жизнеспособными оказались идеи сторонников собственности трудовых коллективов. Так, в феврале-апреле 1992 года на страницах периодической печати некоторые российские экономисты и публицисты декларировали необходимость безвозмездной передачи основной части собственности трудовым коллективам как хозяйственным единицам, преимущественно путем создания закрытых акционерных обществ. Парадоксально, но среди ярых сторонников собственности трудовых коллективов оказывались и теоретики коммунистического толка, и многие отечественные ультранеолибералы, тогда .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44