VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Совершенствование организации пассажирских перевозок путем применения хабовых маршрутов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012376
Тема: Совершенствование организации пассажирских перевозок путем применения хабовых маршрутов
Содержание
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ)»




















Факультет
Автомобильный транспорт
Направление
Технология транспортных процессов
Кафедра
Организация перевозок и управление на транспорте






























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к выпускной квалификационной работе





















Обозначение ВКР 
ВКР-02068982-230301-01-18
Тема ВКР
«Совершенствование организации пассажирских перевозок путем применения хабовых маршрутов»


Студент
Акифьева Ирина Андреевна










Выпускная квалификационная работа допущена к защите в ГЭК










Заведующий кафедрой
д.т.н., профессор Е.Е. Витвицкий
Руководитель ВКР
к.э.н., доцент А.Ю. Шонин
Нормоконтроль
к.т.н., доцент Е.С. Хорошилова
Антиплагиат
к.т.н., доцент Д.В. Шаповал








Омск – 2018




Лист замечаний



Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ)»

Кафедра 			          __ «Организация перевозок и управление на транспорте»

      УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой д.т.н., профессор Витвицкий Е.Е.
«____»  ___________ 2018 г.
      
     З А Д А Н И Е
      
      
По выполнению ВКР студента Акифьевой Ирины Андреевны

1. Тема ВКР «Совершенствование организации пассажирских перевозок путем применения хабовых маршрутов»
утверждена приказом по СибАДИ № П-18-176/СТ от 03.05.2018 г.
2. Исходные данные к ВКР
Материалы и отчетные данные АО «Омскоблавтотранс», материалы и результаты натурных наблюдений преддипломной практики.
Транспортная сеть, подвижной состав предприятия, данные исследования пассажиропотоков, организационная структура предприятия, графики работы водителей, расписание движения подвижного состава, отчеты по маршрутам. 
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Консультанты по ВКР
гл. консультант                                                            к.э.н., доцент А.Ю. Шонин
нормоконтроль                                                     к.т.н., доцент Е.С. Хорошилова

4. Содержание пояснительной записки 
1 Анализ деятельности АО «Омскоблавтотранс» 
1.1 Общая характеристика предприятия
1.2 Виды и объемы перевозок, характер распределения по времени, направлениям
1.3 Характеристика маршрутной сети предприятия и подвижного состава, используемого на маршрутах
1.4 Актуальные вопросы организации транспортного обслуживания населения в Омской области
1.5 Практика применения хабовых маршрутов в Омской области
Выводы по 1 главе
2 Основы применения хабовых маршрутов при организации перевозок пассажиров
2.1 Теория использования хабовых маршрутов
2.2 Достоинства и недостатки хабовых маршрутов
Выводы по 2 главе
3 Разработка варианта организации перевозок пассажиров
3.1 Вариант организации перевозок пассажиров на маршрутах Саргатского района
3.2 Технико-эксплуатационные показатели по разработанному варианту организации перевозок
Выводы по 3 главе
4 Расчет затрат на перевозку пассажиров для разработанного варианта организации перевозок
4.1 Расчет затрат до разработки варианта организации перевозок
4.2 Расчет затрат после разработки варианта организации перевозок
Выводы по 4 главе

5. Перечень графических материалов (с точным указанием обязательных чертежей)
1. Список маршрутов Саргатского района и их характеристика
2. ПС, используемый на маршрутах Саргатского района, и его характеристика
3. Схемы маршрутов до разработки варианта организации перевозок
4. Схемы маршрутов после разработки варианта организации перевозок
5. Расписание маршрутов по остановке Саргатское
6. Результаты расчет затрат на перевозку пассажиров

Задание выдано «__»___________ 2018 г.
Руководитель ВКР __________________ к.э.н., доцент А.Ю. Шонин
                                               (подпись)
Задание к исполнению принял «__» ___________ 2018 г.
Студент_________________ И.А. Акифьева
                    (подпись) 
     Реферат
     
     Тема выпускной квалификационной работы (ВКР) – «Совершенствование организации пассажирских перевозок путем применения хабовых маршрутов». 
     Выпускная квалификационная работа содержит 84 листа машинного текста, 10 иллюстраций, 9 таблиц, 27 формул, 6 приложений, использовано 16 источников. Иллюстрированная часть состоит из 6 листов формата А4.
     Объект исследования – хабовые маршруты, применяемые в областных перевозках.
     Цель ВКР – совершенствование организации пассажирских перевозок путем применения хабовых маршрутов на примере Саргатского района.
     В данной работе использованы следующие методы исследований: теоретический (анализ, синтез и обобщение), эмпирический (наблюдение) и метод обработки и интерпретации данных. При разработке проектного решения применялись алгоритм составления расписания и методика расчета затрат на перевозку. Использовалось программное обеспечение Microsoft Office (Word, Excel), сервис «Яндекс.Карты».
     В данной выпускной квалификационной работе получены следующие результаты: усовершенствована организация пассажирских перевозок в областном сообщении, решена задача маршрутизации, выбран наиболее рациональный подвижной состав. Рассчитаны затраты на перевозку пассажиров.
     В существующем варианте организации перевозок на маршрутах работали 12 автобусов одной марки. В результате проектного решения для работы на усовершенствованных маршрутах потребовалось 11 автобусов двух разных марок с разной пассажировместимостью, что позволяет организовать процесс перевозки с меньшими затратами и соблюдением режима труда и отдыха водителей. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности предприятия, имеется акт о внедрении.

Содержание
     
Введение
8
1
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО «ОМСКОБЛАВТОТРАНС»
9
1.1
Общая характеристика предприятия
9
1.2
Виды и объемы перевозок, характер распределения по времени, направлениям
10
1.3
Характеристика маршрутной сети предприятия и подвижного состава, используемого на маршрутах
13
1.4
Актуальные вопросы организации транспортного обслуживания населения в Омской области
16
1.5
Практика применения хабовых маршрутов в Омской области
17

Выводы по 1 главе

2
ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ХАБОВЫХ МАРШРУТОВ ПРИ  ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ
20
2.1
Теория использования хабовых маршрутов
20
2.2
Достоинства и недостатки хабовых маршрутов
23

Выводы по 2 главе

3
РАЗРАБОТКА ВАРИАНТА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ
26
3.1
Вариант организации перевозок пассажиров на маршрутах Саргатского района
26
3.2
Технико-эксплуатационные показатели по разработанному варианту организации перевозок
31

Выводы по 3 главе

4
РАСЧЕТ ЗАТРАТ НА ПЕРЕВОЗКУ ПАССАЖИРОВ ДЛЯ РАЗРАБОТАННОГО ВАРИАНТА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК
35
4.1
Расчет затрат до разработки варианта организации перевозок
36
4.2
Расчет затрат после разработки варианта организации перевозок
42

Выводы по 4 главе

Заключение
48
Список использованных источников
49
Приложение А Организационная структура предприятия
52
Приложение Б Реестр маршрутов, обслуживаемых АО «Омскоблавтотранс»
53
Приложение В Подвижной состав, применяемый АО «Омскоблавтотранс», и его характеристики
60
Приложение Г Схемы маршрутов до и после разработки варианта организации перевозок
67
Приложение Д Расписания маршрутов Саргатского района после внесения изменений
69
Приложение Е Технико-эксплуатационные показатели по маршрутам до и после изменений
82

     
Введение
     
     Современная маршрутная сеть АО «Омскоблавтотранс» в районах Омской области имеет несколько проблем: дублирование маршрутов, малый объем пассажиропотока на внутриобластных маршрутах, связывающих отдаленные населенные пункты с районным центром. Эти проблемы приводят к дополнительным затратам трудовых и финансовых ресурсов.
     Разработка темы обоснована заявкой с предприятия. Исходными данными для выполнения выпускной квалификационной работы послужили результаты преддипломной практики, наблюдений за работой автобусов на линии, пробеги за сутки, количество перевезенных пассажиров, знания, полученные в процессе обучения в СибАДИ.
     На основе маршрутной сети АО «Омскоблавтотранс» в Саргатском районе было разработано решение по совершенствованию организации пассажирских перевозок путем применения хабовых маршрутов. В существующем варианте организации перевозок существовало несколько маршрутов, имеющих дублирование на участках от Саргатского до конечного населенного пункта. В результате проектного решения для перевозки это дублирование было сокращено, что позволяет организовать процесс перевозки с меньшими затратами и соблюдением режима труда и отдыха водителей.
     Для достижения поставленной цели использованы научные представления и разработки кафедры «ОПиУТ» СибАДИ: методика расчета затрат на перевозку пассажиров.
     1 
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО «ОМСКОБЛАВТОТРАНС»
     
     Акционерное общество «Омскоблавтотранс» ? крупное транспортное предприятие в Сибирском Федеральном округе, создано в 1996 году путем слияния Омского производственного объединения автовокзалов и автостанций с Омским производственным объединением пассажирского транспорта №1 [10].
     
     1.1 Общая характеристика предприятия
     
     АО «Омскоблавтотранс» является непубличным акционерным обществом. Общество состоит из одного лица (акционера) – Омской области в лице Министерства имущественных отношений Омской области.
     Целью создания АО «Омскоблавтотранс» является удовлетворение общественных потребностей в производимых предприятием услугах и извлечение прибыли. Для достижения данной цели предприятие осуществляет следующие основные виды деятельности:
     - организация и осуществление пассажирских регулярных перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении;
     - организация и осуществление кассовой текущей и предварительной продажи, бронирования проездных документов (билетов) на автовокзалах, автостанциях, автокассах предприятия, а также оформление страхования пассажиров в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
     - обеспечение посадки пассажиров и контроль посадки на рейсы в соответствии с расписаниями, согласно приобретенным билетам;
     - осуществление деятельности по улучшению качества обслуживания пассажиров, развитию дополнительных услуг населению в сфере транспортного обслуживания;
     - оказание услуг по изучению потребностей в пассажирских перевозках;
     - оказание услуг по подготовке технико-экономических обоснований открытия, изменения маршрутов автомобильного транспорта.
     На начало 2018 года трудовой коллектив предприятия составляет 1500 человек. 
     В структуру АО «Омскоблавтотранс» входят: 11 филиалов – автоколонн в Кормиловском, Знаменском, Нововаршавском, Муромцевском, Исилькульском, Щербакульском, Усть-Ишимском, Азовском, Оконешниковском, Тарском и Горьковском районах Омской области, координационный центр по организации пассажирских перевозок, включающий 6 автовокзалов; 27 автостанций; 25 автокасс во всех районах Омской области [10].
     Организационная структура АО «Омскоблавтотранс» представлена в приложении А.
     Обмен информацией между отделами происходит через служебные записки и телефон. Либо все документы передаются через локальную сеть в электронном виде.
     Основная часть служб и отделов работают с 800 до 1700, обед с 1200 до 1300, с понедельника по пятницу. Так как выпуск автобусов и наблюдение за их работой производится ежедневно, то многие службы и отделы работают круглосуточно и без выходных (диспетчерская служба, подотчетная касса, ремонтный участок), так как от их работы зависит выполнение перевозок пассажиров. Медицинский кабинет работает с 400 до 2400 ежедневно, так как водители проходят предрейсовый и послерейсовый осмотр.
     
     1.2 Виды и объемы перевозок, характер распределения по 
     времени, направлениям
     
     Услугами АО «Омскоблавтотранс» пользуются до 6 миллионов пассажиров в год [10]. 
     Омский автовокзал обслуживает более 700 рейсов в сутки, а ежедневный суммарный пробег автобусов составляет 60 тысяч километров [10].
     АО «Омскоблавтотранс» обслуживает:
     - 14 международных маршрутов;
     - 8 междугородных маршрутов;
     - 156 межмуниципальных маршрутов;
     - 120 внутримуниципальных маршрутов;
     - 19 городских и пригородных маршрутов.
     Межмуниципальными маршрутами являются маршруты, проходящие через несколько районов области, к внутримуниципальным маршрутам относят маршруты, которые не выходят за границы одного района области.
     Таким образом, АО «Омскоблавтотранс» обслуживает маршруты, охватывающие всю Омскую область, связывающие Омскую область с соседними областями и Республикой Казахстан. Карта дорог Омской области представлена на рисунке 1.
     Структура объема перевозок по направлениям: 
     Международные перевозки занимают 15% от общего объема перевозок предприятия, 60% составляют перевозки по Омской области, 25%  это перевозки в междугороднем сообщении.
     Объем перевозок внутри области распределен примерно так:
     * Северное направление ? 35% (то есть Тюкалинский тракт);
     * Южное направление – 25%;
     * Восточное направление – 15%;
     * Западное направление – 25%.
     Объем пассажиропотока по месяцам года распределен примерно поровну.
     
     1.3 Характеристика маршрутной сети предприятия и 
     подвижного состава, используемого на маршрутах
     
     АО «Омскоблавтотранс» обслуживает довольно большую сеть различных маршрутов. На предприятии маршруты делятся на 3 вида: пригородные, межмуниципальные и международные.
     Список маршрутов, обслуживаемых АО «Омскоблавтотранс» и его районными подразделениями, и их характеристика представлены в приложении Б.
     На 28 декабря 2017 года у предприятия в собственности 302 автобуса различных марок. Это позволяет осуществлять бесперебойные пассажирские перевозки в полном объёме и иметь возможность замены автобусов в случае непредвиденных ситуаций.
     В состав Автоколонны № 1 входят 63 автобуса, Автоколонны № 2 – 58 автобусов, Автоколонны № 3 – 58 автобусов. Остальные автобусы распределены по подразделениям в районах Омской области. Список и характеристики подвижного состава предприятия приведены в приложении Б.
     На основе данных из приложения В были сделаны диаграммы 2-5.
     После анализа данных рисунков 2-5 были сделаны выводы:
     1) 69% ПС эксплуатируется больше 10 лет;
     2) 72% ПС составляют ПАЗы – так как много маршрутов в районах Омской области имеет не очень большой объем пассажиропотока;
     3) 76% ПС составляют автобусы малого класса вместимости, это оправдано небольшим пассажиропотоком на маршрутах, как в городе, так и на муниципальных маршрутах;
     4) 76% ПС выполняют междугородные и муниципальные перевозки пассажиров.
     Последнее обновление списочного парка было произведено: в 2014-2015 годах поступило 15 автобусов, в 2016-2017 годах в парк поступило 18 новых автобусов. 
     Из-за дефицита денежных средств АО «Омскоблавтотранс» не имеет возможности производить своевременную замену изношенного и морально устаревшего подвижного состава.
     
     1.4 Актуальные вопросы организации транспортного 
     обслуживания населения в Омской области
     
     Целью развития регулярных перевозок на территории Омской области является повышение качества, эффективности и безопасности транспортного обслуживания населения Омской области на маршрутах регулярных перевозок в муниципальном сообщении с учетом социальных и экономических факторов. 
     В рамках достижения указанной цели приоритетами развития регулярных перевозок на территории Омской области являются:
     1) Формирование маршрутной сети регулярных перевозок в муниципальном сообщении на территории Омской области с учетом минимизации дублирования маршрутов, установленных для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам, и маршрутов, установленных для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам;
     2) Развитие транспортной инфраструктуры для обеспечения регулярных перевозок на территории Омской области;
     3) Повышение эффективности системы управления и контроля за осуществлением регулярных перевозок в рамках маршрутной сети.
     Несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки приводит к существенному росту расходов, снижению скорости движения, продолжительным простоям транспортных средств, повышению уровня аварийности [3].
     АО «Омскоблавтотранс» планирует реализовать комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности автотранспортных перевозок:
     1. Внедрение системы продажи билетов в сети Интернет.
     2. Установка кассовых терминалов самообслуживания для продажи проездных билетов в кассовых залах автовокзалов.
     3. Приобретение новой техники.
     4. Увеличение зоны транспортного обслуживания.
     5. Развитие коммерческой сети перевозок, в том числе по туристическим направлениям Омской области.
     6. Увеличение заказных перевозок за счёт оптимизации тарифной политики.
     Для минимизации дублирования маршрутов, установленных для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам, можно использовать несколько методов. К таким методам относятся: хабовый метод и закрытие дублирующего маршрута. 
     
     1.5 Практика применения хабовых маршрутов в Омской области
     
     АО «Омскоблавтотранс» на протяжении многих лет обслуживает маршруты, связывающие город с отдаленными населенными пунктами, проходящие через райцентр. Однако у большого количества таких маршрутов был недостаток – в автобусе, следующем из города в село – после райцентра до конечного пункта ехало очень мало человек. Так как на маршрутах использовались автобусы средней вместимости, то в начале пути из города ехал полностью заполненный автобус, а после райцентра наполняемость салона автобуса была меньше 1/3. Для увеличения загрузки автобуса после районного центра было решено использовать хабовый метод.
     Более 30% межмуниципальных маршрутов (примерно 75 маршрутов) преобразуются по схеме: Омск ? райцентр, райцентр ? село со стыковкой расписания движения автобусов. Так, новая система будет внедрена в 20 районах региона, но не затронет те населенные пункты, которые расположены ближе к Омску, чем райцентр. 
     После внедрения хабового метода люди доезжают до райцентра, а затем пересаживаются в автобус большей вместимости и едут в город. Пересадка в райцентре займет 10-15 минут. 
     Так называемым хабовым методом перевозки пассажиров уже несколько лет пользуются в Тевризском, Тарском, Усть-Ишимском и Седельниковском районах Омской области.
     На хабовые перевозки с марта по апрель 2017-го перешли 6 муниципальных образований: Исилькуль, Кормиловка, Щербакуль, Нижнеомское, Оконешниковское и Муромцево. В будущем такую практику планируют распространить на остальные районы Омской области.
     Хабовые перевозки позволяют сократить дублирующие маршруты и увеличить пассажиропоток. Данные изменения не приведут к прекращению сообщения между отдаленными поселениями и райцентром, а также к повышению тарифа на проезд, то есть стоимость билетов останется прежней [7].
     Минусом хабовых маршрутов является вероятность того, что пассажиры не успеют пересесть на свой транспорт или при поломке или аварии придётся ждать следующий автобус [9].
     Применение хабовых маршрутов в Омской области, в частности на маршрутах, обслуживаемых АО «Омскоблавтотранс», приведет к перераспределению подвижного состава на маршрутах, сокращению непроизводительных пробегов автобусов, уменьшению затрат на перевозку.
     Выводы по 1 главе:
     АО «Омскоблавтотранс» является крупным предприятием, осуществляющим пассажирские перевозки на территории Омской области и за ее пределами в междугородном и международном сообщении. Большое количество автобусов, имеющихся в наличии, представлено различными марками и классами вместимости. Такая маршрутная сеть и разнообразие ПС позволяет удовлетворять потребность населения в передвижении и поддерживать качество обслуживания на необходимом уровне (минимальное время ожидания рейса и время следования до пункта назначения).
     На данный момент существует потребность в улучшении качества обслуживания населения и обновлении парка. Обновление парка происходило за счет приобретения новых автобусов в лизинг, либо аренда с дальнейшим выкупом автобусов в собственность. 
     Постепенно маршрутная сеть модернизируется, корректируется с учетом изменения пассажиропотока, в том числе с помощью применения хабового метода организации перевозок. Его внедрение позволяет рационально использовать подвижной состав, используя на участках от сел до районного центра автобусы меньшей вместимости, чем на участках от районного центра до города; сократить расходы на непроизводительные пробеги автобусов.
     Подробнее о хабовом методе организации перевозок будет рассмотрено в следующей главе.
     2 
ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ХАБОВЫХ МАРШРУТОВ
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ
     
     На современном этапе развития транспорта возникают проблемы с организацией перевозок пассажиров во внутримуниципальным и межмуниципальном сообщении: неполная загрузка ПС, плохая окупаемость затрат на перевозку. Для решения этих проблем вносятся изменения в маршрутную сеть с учетом требований пассажиров, возможностей перевозчиков и муниципалитетов. Одним из таких решений являются хабовые маршруты.
     Хабовые перевозки – новый вид перевозок пассажиров, предполагающий стыковку междугородных и межмуниципальных маршрутов по принципу хаба (крупного пересадочного пункта).
     
     2.1 Теория применения хабовых маршрутов
     
     Большое количество людей пользуются услугами пассажирских предприятий. С их помощью они совершают поездки в другой город или область. По длительности такие поездки могут быть до нескольких часов. Перевозчики для организации таких поездок должны: составить маршруты, расписания движения, подготовить подвижной состав и многое другое. 
     Иногда после организации маршрута выясняется, что на некоторых участках движения пассажиропоток очень мал или отсутствует. Тогда перевозчики вынуждены сокращать количество остановочных пунктов, тем самым укорачивая маршрут либо делая меньше остановок в пути. 
     Однако возникает вопрос о возможности пассажиров добраться из одного пункта в другой, если автобус не будет останавливаться в нужном пассажиру населенном пункте. Для решения этого вопроса можно использовать хабовые маршруты.
     По форме организации пассажирские автомобильные перевозки могут быть: маршрутными, заказными и прямыми смешанными.
     Маршрутные перевозки организуются на утвержденных маршрутах, с соблюдением расписания с посадкой-высадкой пассажиров на специально отведенных промежуточных и конечных остановках маршрута.
     Заказные перевозки осуществляются по договорам и разовым заказам от юридических и физических лиц. Они не являются маршрутными, хотя путь следования всегда оговаривается.
     Прямые смешанные перевозки представляют собой взаимодействие автобусного транспорта с другими видами пассажирского транспорта. При таких перевозках пассажиру выдается единый билет на право проезда различными видами транспорта от начального до конечного пункта передвижения. Большое значение в данном случае имеет точное соблюдение расписания, так как в обратном случае пассажир не сможет воспользоваться услугами перевозчиков в полном объеме.
     Автобусные перевозки пассажиров получили широкое распространение в городах и в пригородном, междугородном и международном сообщениях. В сельской местности они, как правило, являются единственным видом сообщения. В подавляющем большинстве малых городов и поселках городского типа автобус является основным видом массового пассажирского транспорта.
     Городские и пригородные автобусные маршруты во множестве городов и населенных пунктов имеют регулярные транспортные связи с аэропортами, железнодорожными и речными вокзалами, морскими портами, то есть имеются устойчивые связи между разными видами транспорта. Внутриобластные и сельские перевозки пассажиров автобусами обеспечивают связи глубинных населенных пунктов с магистральными видами транспорта дальних сообщений.
     Автомобильный транспорт самостоятельно обслуживает перевозки пассажиров в тех районах, которые не имеют развитых железнодорожных, воздушных и речных связей, то есть автомобильный транспорт является единственным способом сообщения. Он успешно используется в малонаселенных районах, а также дополняет работу других видов транспорта. Распределение автобусных перевозок по видам сообщений примерно следующее: городские  67%, пригородные  28%, междугородные  5% [5].
     Что делать, если пассажирам нужно пересесть с муниципального маршрута на междугородный, когда нет прямого рейса из поселка в другой город? Для решения этого вопроса создаются хабовые маршруты с возможностью пересадки пассажиров с одного маршрута на другой.
     Транспортный хаб определяется как специально разработанная сеть маршрутов, при перевозках внутри которой два пункта связаны между собой не непосредственно, а через центральную точку - хаб. Транспортные хабы готовы предложить лучший сервис, большой выбор различных пунктов назначения и высокую частоту выполнения рейсов по сравнению с другими транспортными компаниями, выполняющими перевозки только «из пункта в пункт» [12].
     Хабовые маршруты – новый способ перевозки пассажиров. Данный принцип организации маршрутной сети предполагает стыковку междугородных и межмуниципальных маршрутов по принципу хаба. Каждый, город или райцентр становится «хабом» – крупным пересадочным пунктом. Хаб выполняет роль концентратора, соединительного узла, в котором накапливаются пассажиры.
     Термин «хаб» был заимствован из английского языка и переводится как ступица колеса. Данный термин применяется в информатике, авиационных перевозках и автомобилестроении. В авиационных перевозках данным термином обозначается узловой аэропорт, крупный пересадочный и перегрузочный транспортный узел. 
     Хабы выполняют функцию распределительных центров, служащих для того, чтобы пассажирские потоки, стекаясь в одну точку и перераспределяясь там, расходились дальше по множеству направлений. Главная цель создания хабов — концентрация пассажиропотоков в узле, которая позволяет повысить рентабельность перевозок, увеличить количество направлений и частоту рейсов в конечные точки назначения.
     В интермодальных и мультимодальных перевозках существует технология «Ступица и спица» — узловой пункт (или ступица как центр колеса), связанный с многочисленными радиальными маршрутами клиентов (спицы колеса) (рисунок 6).
     Данная технология нашла применение в автомобильных пассажирских перевозках. Отсутствие пересадочных узлов в небольших населенных пунктах вынуждает перевозчиков везти пассажиров в более крупные населенные пункты с последующей их развозкой в места назначения, т. е. применять технологию «Ступица и спица».
     
     2.2 Достоинства и недостатки хабовых маршрутов
     
     Хабовые маршруты отличаются от обычных тем, что имеют пересадочный узел. Схема работы таких маршрутов представлена на рисунке 7.
     Хабовые маршруты имеют следующие преимущества: 
     * увеличение частоты движения автобусов;
     * более эффективное использование вместимости подвижного состава;
     * возможность использования подвижного состава разной вместимости, учитывая пассажиропоток на отдельных участках маршрута.
     Все эти преимущества могут быть достигнуты при условии, что продолжительность ожидания транзитными пассажирами в пересадочном узле будет сведена к минимуму.
     Однако у хабовых маршрутов есть сложность в организации ? необходимость согласования расписания движения автобусов до райцентра из сел и из райцентра в город.
     Для организации такого маршрута необходимо выполнить определенную процедуру:
     1) Пассажирское предприятие направляет предложение об изменении межмуниципального маршрута в Министерство транспорта.
     2) Если его принимают, то далее об изменении в маршруте уведомляют Администрацию района, населенные пункты которого входят в изменяемый маршрут.
     3) Далее Администрация района объявляет для перевозчиков о конкурсе на обслуживание маршрутов, которые будут связывать райцентр с отдаленными населенными пунктами.
     4) После пассажирское предприятие проводит конкурс, по результатам которого заключаются контракты субподряда или самостоятельного обслуживания маршрутов перевозчиками.
     Данный вид перевозок в Омской области регламентируется приказом № 8 от 17 февраля 2016 года «Об утверждении формы предложения об установлении, изменении, отмене межмуниципального маршрута регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Омской области» и приказом № 64 от 28 декабря 2015 года «О порядке и условиях проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Омской области» Министерства промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области.
     Выводы по 2 главе:
     Изучив информацию по хабовому методу организации перевозок пассажиров, можно сделать вывод о целесообразности использования данного метода при совершенствовании маршрутов для повышения качества обслуживания населения, сокращения дублирования маршрутов.
     
     Хабовые маршруты позволяют удовлетворять потребности в перевозках пассажиров, повышать качество обслуживания населения, а также уменьшить затраты и увеличить прибыль, получаемую предприятием с перевозок пассажиров на данных маршрутах.
     3 
РАЗРАБОТКА ВАРИАНТА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК 
     ПАССАЖИРОВ

     3.1 Вариант организации перевозок пассажиров на маршрутах 
     Саргатского района
     
     Одним из районов, в которых предлагается использовать хабовые маршруты, является Саргатский район. Произведем разработку варианта перевозки пассажиров, применив хабовый метод.
     Через территорию Саргатского района проходят маршруты (таблица 1), у которых конечный пункт находится как на территории Саргатского района, так и на территории других районов Омской области. 
     Маршруты, идущие транзитом через территорию района, изменять не нужно. Остальные маршруты, конечный пункт которых находится на территории Саргатского района, были нанесены на карту и проанализированы. Схемы всех маршрутов Саргатского района представлены на рисунке 8, а также в приложении Г.
     По итогам анализа было решено усовершенствовать с помощью хабового метода 4 маршрута: № 1098, 1099, 1100, 1663. Изменения коснуться также еще 5 маршрутов: № 1, 5, 103, 104 и 1665 – их расписания будут изменены. Все 9 маршрутов и их характеристики представлены в таблице 2.
     В итоге маршруты № 1098 «Омск – Павловка», № 1099 «Омск – Плоское», № 1100 «Омск – Преображеновка» и № 1663 «Калмакуль – Саргатское – Омск» будут преобразованы по хабовому методу – то есть движение по старым расписаниям на участке от Омска до Саргатского будет производится одним видом ПС, а от Саргатского до села – другим. В остальных маршрутах измениться расписание и схема движения, благодаря чему произойдет сокращение дублирования маршрутов.
     После преобразования, маршруты № 1098, 1099, 1100, 1663 будут функционировать как маршрут № 1668 «Саргатское – Омск», то есть будут закрыты под своими номерами, а на маршруте № 1668 появятся дополнительные рейсы.
     На маршрутах № 1, 5, 103 и 104 добавятся рейсы из-за сокращения дублирования, а № 103 и 104 будут продлены до Калмакуля и Павловки соответственно. Новые расписания маршрутов представлены в приложении Д. На основании этих расписаний будет производиться расчет затрат на перевозку пассажиров.
     Некоторые технико-эксплуатационные показатели по маршрутам до и после изменений приведены в таблицах 3 и 4. Подробнее результаты расчетов приведены в приложении Е. Для расчетов показателей использованы формулы (1) – (3).
     Далее для новых маршрутов необходимо подобрать новый ПС.
     
     3.2 Технико-эксплуатационные показатели по разработанному 
     варианту организации перевозок 
     
     Ранее на маршрутах Саргатского района работали автобусы марки ПАЗ, как внутри района, так и на маршрутах в город Омск. ПАЗ-3205 - автобус малого класса сельского сообщения. Максимальная вместимость данного автобуса ? 35 мест, из них для сидения – 21. После изменений, такие автобусы будут использоваться на маршрутах, не выходящих за пределы Саргатского района. Внешний облик автобуса представлен на рисунке 9.
     Технические характеристики ПАЗ-3205 представлены в таблице 5.
     Кроме автобусов ПАЗ-3205 предполагается использование автобусов ЛАЗ-4207JT «Лайнер-10» на маршрутах из Омска в Саргатское. Из-за сокращения количества маршрутов, следующих из Омска в Саргатское, пассажиры будут вынуждены пересесть на ближайший автобус в этом же направлении. ПАЗ-3205 будет переполнен, в то время как ЛАЗ-4207JT ? междугородный автобус среднего класса, имеет вместимость 41 место. Внешний вид автобуса представлен на рисунке 10.
     Технические характеристики ЛАЗ-4207JT представлены в таблице 6.
     Технико-эксплуатационные показатели работы АТП по маршрутам за год представлены в таблице 7.
     Автомобиле-часы работы, общий пробег на маршрутах и количество рейсов определены исходя из расписаний и количества дней работы каждого маршрута. Суммарная годовая вместимость определена как произведение вместимости всего ПС, работающего на маршрутах, на количество дней работы (365 дней). Максимальный объем перевозок определен как произведение максимальной вместимости единицы ПС на количество рейсов за год по всем маршрутам.
     В разработанном варианте организации перевозок пассажиров количество рейсов и максимальный объем перевозок возрастут в 2 раза, количество автомобиле-часов работы почти на 30 %. Это позволит увеличить предложение услуг по перевозке пассажиров.
     Для определения эффективности предлагаемого варианта перевозки пассажиров необходимо произвести расчет затрат по данным маршрутам. На основе полученных результатов будет сделан вывод о целесообразности внедрения хабовых маршрутов в Саргатском районе.
     Выводы по 3 главе:
     Проанализировав маршрутную сеть Саргатского района, было решено применить хабовый метод организации перевозок для сокращения дублирования маршрутов. В результате проектного решения 4 маршрута будут разбиты на две части: от Омска до Саргатского и от Саргатского до отдаленного населенного пункта.
     В результате решения некоторые маршруты будут продлены до других населенных пунктов, а также в их расписаниях появятся дополнительные рейсы и дни работы. Это поз.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%