- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Совершенствование механизма экспортного контроля
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016735 |
Тема: | Совершенствование механизма экспортного контроля |
Содержание
МИНОБРНАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «ВГУ») Факультет международных отношений Кафедра международной экономики и внешнеэкономической деятельности Совершенствование механизма экспортного контроля внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации (на примере Воронежской таможни) Магистерская диссертация направление подготовки 38.04.02 Менеджмент программа «Менеджмент таможенных услуг» Допущено к защите в ГЭК Зав. кафедрой ____________к.э.н. доцент Ендовицкая Е.В. Магистр ____________ Загузов Е.А. Руководитель ____________к.э.н., доцент Цебекова Е.П Воронеж 2018 2 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ….……………………………………………………………. 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫИССЛЕДОВАНИЯ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ…………………………………………... 9 1.1 Понятие и сущность экспортного контроля ……………………… 9 1.2 Принципы проведения экспортного контроля …………………… 14 1.3 Международные режимы экспортного контроля ………………… 21 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………...………….. 34 2.1 Механизм проведения экспортного контроля в Российской Федерации ……………………………………………………………… 34 2.2 Особенности проведения экспортного контроля в Союзе ………………………………………………….………………… 41 2.3 Мониторинг проблем экспортного контроля таможенными органами ………………………………………………………………… 49 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМА ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ НА ВОРОНЕЖСКОЙ ТАМОЖНЕ…………….……………….……………………………….. 56 3.1 Оценка эффективности экспортного контроля на Воронежской таможне ………………………………………………………………… 56 3.2 Экспортныйконтрольитаможенноеоформление контролируемых товаров и технологий при вывозе их из РФ……… 63 3.3 Рекомендации по совершенствованию механизма экспортного контроля………………………………………………………………… 70 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………… 79 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………… 83 ПРИЛОЖЕНИЯ 90 3 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Актуальность исследования вопросов особенностей совершения таможенных операций в отношении товаров определяется коренными изменениями в таможенном деле России, вызванными организацией образованием на единой таможенной территории стран – участников СНГ ЕАЭС. С 2010 года в нем участвуют Россия, Белоруссия, Казахстан, в 2014 году к Таможенному союзу присоединилась Республика Армения и Республика Киргизия. В настоящее время пять стран в рамках ЕАЭС предоставляют друг другу таможенные льготы, что стимулирует товарный обмен между странами и способствует их взаимному экономическому росту. В последнее десятилетия как на международном, так и национальном уровнях значительно возросла роль экспортного контроля за передачей продукции военного и двойного назначения (применения) в борьбе с распространением оружия массового уничтожения, средств его доставки, а также других наиболее опасных видов вооружений. На современном этапе актуальность исследования правового обеспечения международного уровня формирующейся системы экспортного контроля в первую очередь определяется тем, что на его основе осуществляется апробация правовых элементов контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения. Помимо этого, в международном праве идет поиск путей эффективного правового обеспечения процесса нераспространения ОМУ и средств его доставки, действенным способом которого выступает экспортный контроль за продукцией военного и двойного назначения. Наиболее эффективные механизмы экспортно-контрольного регулирования функционируют на национальном уровне. Экспортно-контрольное регулирование передачи продукции военного и двойного 4 назначения является составной частью обеспечения национальной и международной безопасности в общем комплексе международных и национально-правовых мер по решению проблем стратегической стабильности, включая вопросы устранения террористической угрозы. Именно в рамках национальных систем применяются правовые санкции к непосредственным нарушителям правовых норм экспортно-контрольного регулирования. Одновременно наблюдается активизация усилий со стороны международного терроризма в приобретении связанных с таким оружием материалов и технологий, что требует выработки адекватных контрмер. Для реализации своих устремлений представители отдельных стран, а также негосударственные субъекты пытаются любыми способами получить доступ к «чувствительным товарам и технологиям». Для чего широко используются подставные фирмы, практика проведения закупочных операций через многочисленные посреднические структуры. Если международное сообщество располагает определенным арсеналом средств воздействия на страны, чья политика создает угрозу миру и безопасности, то в отношении террористических организаций такие меры не срабатывают. На это направлена резолюция Совета Безопасности ООН 1540, одним из инициаторов принятия которой была РФ. Центральное место в практической реализации этой резолюции отводится совершенствованию национальных мер контроля за оборотом товаров и технологий, связанных с созданием ОМП и ракетных средств его доставки, включая передачи таких товаров за рубеж. Вполне очевидны угрозы, связанные с распространением ракетных технологий и ракетной техники, которые могут служить средством доставки ОМП. По самым скромным оценкам, сегодня не менее 25 стран располагают ракетными комплексами, способными доставлять ОМП, либо обладают научно-промышленным потенциалом для их создания. Ситуация усугубляется еще и 5 тем, что даже устаревшие образцы ракетной техники могут улучшаться и перепродаваться. Наконец, происходящие в мире процессы глобализации и информатизации способствуют, с одной стороны, быстрому развитию научно-технического прогресса, а с другой – повышают информированность о путях создания ОМП и его компонентов, облегчают поиск соответствующих материалов и технологий. Сложность проблемы эффективного противодействия распространению ядерного, химического, биологического и иных наиболее опасных видов оружия заключается в том, что для их создания может быть использован очень широкий ассортимент товаров и технологий. В тоже время осуществление тотального контроля со стороны государства за любым экспортом явилось бы непосильным бременем как для него самого, так и для отечественных товаропроизводителей. Следовательно, необходим разумный баланс, обеспечивающий оптимальное сочетание открытости экономики с требованиями национальной безопасности. В условиях, когда государство регулирует внешнеэкономическую деятельность в отношении ограниченной номенклатуры товаров и технологий, критичных с точки зрения распространения ОМП и средств его доставки, это может быть достигнуто путем подключения промышленного сектора и научного сообщества к контролю за конечным использованием экспортируемой ими продукции. Для этого потенциальные экспортеры должны понимать цели экспортного контроля, уметь выявлять и правильно реагировать на любые подозрительные обстоятельства совершения внешнеэкономических сделок. Цель диссертационной работы – определить особенности проведения экспортного контроля в Российской Федерации и на основе этого разработать рекомендации по совершенствованию механизма проведения экспортного контроля внешнеторговых операций. 6 Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи: ? изучить теоретические основы экспортного контроля РФ; ? представить механизм осуществления экспортного контроля в РФ; ? определить роль и значение таможенных органов в системе экспортного контроля; ? исследовать особенности проведения экспортного контроля; ? выявить проблемы проведения экспортного контроля внешнеторговых операций; ? оценить эффективность деятельности отдела экспортного контроля Воронежской таможни; ? разработать рекомендации по совершенствованию механизма экспортного контроля на примере Воронежской таможни. Объектом исследования в диссертационной работе является Воронежская таможня. Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе проведения экспортного контроля таможенными органами. Теоретической и методологической основой исследования являются научные разработки отечественных и зарубежных ученых-экономистов, технических специалистов, работающих в сфере экспортного контроля. При подготовке работы были использованы научные труды и монографии отечественных и зарубежных экономистов, литература в области военно-технического сотрудничества, таможенных и других отношений между субъектами, научная и учебная литература. Кроме этого, в работе используются законодательные акты, относящиеся к области экспортного контроля; нормативные акты государственных органов; теоретические разработки в данной сфере, данные сети Интернет, материалы деятельности Воронежской таможни. Совокупность используемой методологической базы 7 позволила нам обеспечить в итоге достоверность и обоснованность выводов и практических рекомендаций. Степень разработанности проблемы. В рамках исследования были изучены различные справочники, содержащие информацию о деятельности ООН, МАГАТЭ и других международных и национальных организаций в сфере нераспространения ядерного оружия; полное изложение контрольных списков; описание тематики и предмета экспортного контроля ядерных товаров и технологий, а также основы экспортного контроля России. Дополнительно нами были проанализированы учебные пособия по российским товарам двойного назначения; по лицензированию и правоприменению в отношении экспорта и импорта контролируемых товаров. Ознакомились с основными положениями и требованиями созданных международных многосторонних режимов нераспространения, а также с их действующими документами. Также в ходе исследования были рассмотрены монографии зарубежных и российских ученых, посвященные сравнительному исследованию систем экспортного контроля; дающие исчерпывающие описания проблемы ядерного разоружения. Для написания данной работы мы обращались к различным периодическим изданиям, информационным бюллетеням, как ведомственным, так и аналитическим ПИР-Центра. Исследования в этой области создают необходимую научную основу для разработки методов совершенствования института экспортного контроля, в частности таможенных органов, что актуализирует проблематику диссертационного исследования, обуславливает выбор темы, формулировку цели и задач диссертационной работы. Научная новизна исследования обусловлена разработкой теоретических основ и практических рекомендаций, направленных на совершенствование механизма экспортного контроля на Воронежской таможне. Наиболее значимые выводы сводятся к следующему: 8 - проанализирована ситуация экспортного контроля с учетом нового таможенного законодательства и выявлены особенности проведения экспортного контроля в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС); - проведена комплексная оценка деятельности таможенных органов Воронежской таможни и на её основе разработана система мер по повышению эффективности деятельности таможенных органов; - определены актуальные проблемы деятельности таможенных органов в области экспортного контроля, в частности проблемы, возникающие после создания Союза и введения Таможенного кодекса ЕАЭС, а также предложены рекомендации по совершенствованию механизма экспортного контроля. Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении дается обоснование актуальности темы исследования, научная новизна, ставятся цели и задачи исследования. Приводятся и раскрываются предмет и объект исследования, методология и степень научной разработанности темы. В первую очередь рассматриваются теоретические основы экспортного контроля, раскрывается его сущность, а также изучены международные режимы экспортного контроля. Затем исследуется механизм проведения экспортного контроля в РФ и его особенности в Таможенном союзе, проводится анализ проблем его осуществления. И наконец, третья глава посвящена осуществлению экспортного контроля таможенными органами на примере Воронежской таможни и поиску решений проблем, связанных с механизмом проведения экспортного контроля. В заключении формулируются положения обобщающего характера, а также определяются перспективные направления исследования в данной области. 9 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ 1.1 Понятие и сущность экспортного контроля Одним из важнейших принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ВЭД) в Российской Федерации является единство политики экспортного контроля, осуществляемой «в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия» [3]. Под экспортным контролем понимается комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного законодательством порядка осуществления ВЭД в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения (ядерного, химического, бактериологического (биологического) и токсинного оружия), средств его доставки (ракет и беспилотных летательных аппаратов, способных доставлять оружие массового поражения), а также иных видов вооружения и военной техники [3]. С одной стороны, экспортный контроль основывается на запретительно-разрешительном (лицензионном) порядке экспорта определенных товаров и технологий, попавших в специальные контрольные списки. При этом экспорт понимается в данном случае расширительно: речь идет не только о таможенном режиме экспорта, а также обо всех внешнеэкономических операциях (ВЭО), предусматривающих трансграничное перемещение контролируемых товаров и технологий. С другой стороны, несколько иное определение экспортного контроля содержится в ст. 2 ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Он определяется как совокупность мер по реализации 10 федеральными органами исполнительной власти установленного порядка вывоза за пределы РФ вооружений и военной техники, а также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка. Современная система экспортного контроля, существующая в большинстве промышленно развитых государств мира, базируется на основополагающем принципе, в соответствии с которым внешнеторговые поставки товаров и технологий высокого технического уровня страны-производители и экспортеры осуществляют при условии, что с ними будут обращаться соответствующим образом и не будут реэкспортировать в контролируемые государства. Целью экспортного контроля является наблюдение за исполнением соответствующих международных обязательств и договоренностей путем получения достоверной информации о том, где находится контролируемый товар, кто является его владельцем или пользователем и с какими целями он используется. Контроль организуется таким образом, что экспортер обязан запросить компетентный орган исполнительной власти своей страны о выдаче экспортной лицензии (разрешения на вывоз). Появление такого запроса является основанием для осуществления контроля за движением товара и целью его использования. Объектом экспортного контроля в мировой практике являются: - продукция военного назначения, т.е. вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, применяемые в военно-технической области; - оборудования и материалы, связанные с использованием атомной энергии; 11 - промышленные товары и технологии «двойного назначения», т.е. применяемые в гражданских и военных целях. Мировая практика экспортного контроля исходит из того, что действие ограничительного режима должно распространяться также на изделия, произведенные из контролируемых товаров (сырья, материалов) или содержащие их в качестве компонентов. Товары, попадающие в списки объектов экспортного контроля (так называемые контрольные списки), либо подлежат вывозу только в исключительном порядке путем предоставления специальной лицензии по заявке экспортера, либо вывозятся в «контролируемые государства» под наблюдением. Списки контролируемых товаров периодически пересматриваются с учетом последних научно-технических достижений. Вопросы обеспечения экспортного контроля и формирования соответствующего законодательства находятся в исключительном ведении РФ. Экспортный контроль в отношении продукции военного назначения осуществляется в соответствии с законодательством РФ в области военно-технического сотрудничества и соответствующими международными договорами РФ. Особое значение при установлении международно-правового режима военно-технического сотрудничества имеет закрепление обязательств договаривающихся сторон не продавать и не перепродавать третьим странам вооружение и военную технику, техническую документацию, а также другую информацию и материалы, полученные или приобретенные в результате военно-технического сотрудничества без письменного согласия одной из сторон, участвующей в таком сотрудничестве. Такое обязательство, как правило, не утрачивает своей юридической силы даже после прекращения действия самого соглашения о военно-техническом сотрудничестве. Правовую основу государственного регулирования экспортного контроля за продукцией двойного назначения составляют международные договоры и договоренности РФ в области нераспространения ОМП и законодательство РФ 12 в области внешнеторговой деятельности и экспортного контроля, в первую очередь ФЗ № 164 от 08.12.2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и ФЗ № 183 от 18.07.1999 г. «Об экспортном контроле». При этом базовым документом, регулирующим правоотношения в этой сфере, является ФЗ «Об экспортном контроле», который устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти РФ в области экспортного контроля, определяет права, обязанности и ответственность участников ВЭД. Ст. 4 ФЗ «Об экспортном контроле» определяет основные цели экспортного контроля: - защита интересов РФ; - реализация требований международных договоров РФ в области нераспространения ОМП, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения; - создание условий для интеграции экономики РФ в мировую экономику; - противодействие международному терроризму. Вместе с тем, цель экспортного контроля состоит не в противодействии экспорту, а в устранении связанных с ним рисков для безопасности государства. Экспортный контроль в РФ осуществляется посредством методов правового регулирования ВЭД, включающих: - идентификацию контролируемых товаров и технологий, т.е. установление соответствия конкретных сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности товарам и технологиям, включенным в списки, в том числе определить код товарной номенклатуры ТС этого товара, т.к. к этим товарам относятся только те коды ТН ТС, которые упоминаются в списках. Методика идентификации состоит из ряда элементов: 13 1. определение технических характеристик товара; 2. определение принадлежности товара к товарам двойного назначения; 3. поиск товара по контрольным спискам, выбор соответствующей товарной позиции в списках; 4. анализ примечаний в контрольных списках; 5. определение соответствия технических характеристик товара и описания аналогичного товара в контрольном списке; - разрешительный порядок осуществления ВЭО с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования; - таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из РФ и ввоза в РФ контролируемых товаров и технологий в соответствии с таможенным законодательством в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС) и (или) законодательством РФ о таможенном деле; - организацию и проведение проверок в отношении лиц, осуществляющих ВЭО с контролируемыми товарами и технологиями, а также пресечение и устранение последствий выявленных нарушений, предусмотренных законодательством РФ. Из целей экспортного контроля вытекают и основные задачи, решаемые системой экспортного контроля: - обеспечение национальной, в том числе экономической безопасности государства в области международной торговли; - противодействие распространению ОМП и связанных с ним технологий, а также продукции, являющейся особо опасной в террористическом отношении; - обеспечение условий для равноправной торговли с другими государствами в сфере высоких технологий, включая ядерную, вооружения и военной техники; 14 - установление порядка и правил проведения ВЭО с контролируемой продукцией на национальном уровне для участников ВЭД; - безусловное обеспечение неотвратимости санкций со стороны государства к лицам и организациям-нарушителям порядка и правил экспортного контроля; - воспитание культуры экспортного контроля путем проведения соответствующих пропагандистских и информационных мероприятий; - организация участия РФ в международных контрольных режимах; - создание разветвленной и эшелонированной национальной системы экспортного контроля. Можно сделать вывод, что экспортный контроль – это система мер по запрету, ограничению или контролю над определенными предметами вывоза путем введения разрешительного порядка экспорта отдельных категорий товаров [45]. 1.2 Принципы проведения экспортного контроля Экспортный контроль строится на совокупности принципов, под которыми обычно понимают важнейшие, основополагающие идеи, позволяющие реализовать те или иные правовые явления. Основными принципами осуществления таможенного контроля, на наш взгляд, являются: 1. Принцип законности. В соответствии с ним все подзаконные правовые акты, регулирующие общественные отношения в области таможенного контроля, не должны противоречить международным актам, Конституции РФ и федеральным законам РФ. В соответствии ТК ЕАЭС, положения правовых актов федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, не могут противоречить положениям актов таможенного законодательства и иных правовых актов РФ или устанавливать требования, 15 запреты и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства и иными правовыми актами РФ. Кроме того, действия участников правоотношений по экспортному контролю не должны противоречить действующему законодательству. И в первую очередь, не допустимо нарушение законодательства об экспортном контроле должностными лицами таможенных органов. Законодатель провозглашает, что никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах в области таможенного дела [7]. 2. Принцип уважения прав и законных интересов субъектов ВЭД. Сотрудники таможенных органов не вправе ущемлять права граждан и их объединений, а также оказывать какое бы то ни было противодействие осуществлению ими ВЭД. Должностные лица таможенных органов не должны причинять неправомерный вред лицам, их товарам и транспортным средствам при проведении таможенного контроля. В противном случае они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении экспортного контроля, подлежат возмещению. 3. Принцип гуманности. Данный принцип означает возможность применения в процессе экспортного контроля только тех технических средств, которые безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений, а также не причиняют ущерба товарам и транспортным средствам. Данный принцип в значительной мере имеет гражданско-правовой аспект. Согласно ст.1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов либо их должностных лиц, подлежит возмещению за счет казны РФ или казны субъекта РФ. 16 4. Принцип оперативности. Он заключается в установлении законодателем сравнительно коротких сроков для производства всех форм экспортного контроля. В настоящее время почти 98 процентов всех товаров и транспортных средств оформляются таможней в отведенные кодексом три дня. 5. Принцип сотрудничества с таможенными органами иностранных государств предполагает взаимодействие российских таможенных органов с таможенными службами стран-партнеров посредством проведения совместных мероприятий по выявлению и предупреждению неправомерных деяний субъектов ВЭД, заключения с ними соглашений о взаимной помощи, информирования и консультирования по отдельным проблемам. 6. Принцип эффективности. Достижение поставленных перед экспортным контролем целей должно соотноситься с расходами на его осуществление. Кроме того, экспортный контроль должен быть в максимальной степени необременительным, незаметным для лиц, пересекающих таможенную границу, и для участников ВЭД. При этом и первое и второе требования к современному облику экспортного контроля не должны помешать выполнению его важнейшей задачи – обеспечению соблюдения таможенного законодательства. 7. Принцип выборочности. Объемы внешней торговли во всем мире постоянно растут, и ни одно государство в мире не в состоянии содержать таможенную службу, которая могла бы осуществлять всеобъемлющий, тотальный контроль за каждой внешнеторговой операцией без ущерба для самой внешней торговли. Объемы товарооборота многократно превышают возможности самых развитых, опытных и технически оснащенных таможенных служб мира. Следовательно, попытка осуществлять всеобъемлющий контроль в отношении всех товаров, перемещаемых через границу, привела бы к параличу внешней торговли и, как следствие, к катастрофическим последствиям для мировой экономики. При проведении экспортного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются 17 только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ. Данный принцип имеет демократическую и альтернативную основу. Применение тех или иных способов проведения таможенного контроля, «степень «жесткости» применяемых мер определяются необходимостью обеспечения соблюдения таможенного законодательства и обстоятельствами каждого конкретного случая его применения. Иными словами, должностное лицо таможенного органа вправе выбрать, в каком направлении он будет производить таможенный контроль. Однако, неприменение других форм контроля либо освобождение от них не означает, что субъекты ВЭД могут не исполнять требования, установленные нормативными актами. 8. Принцип осуществления экспортного контроля на основе системы управления рисками вытекает из принципа выборочности Основные принципы государственной политики в области экспортного контроля: -добросовестность выполнения международных обязательств РФ в области нераспространения ОМП, средств его доставки; -законность, гласность, доступность информации по вопросам экспортного контроля; -приоритет интересов безопасности государства; -осуществление экспортного контроля только в той мере, в какой это необходимо для достижения его целей; -гармонизация процедур и правил экспортного контроля с общепризнанными международными нормами и практикой; -взаимодействие с международными организациями и иностранными государствами в области экспортного контроля в целях укрепления международной безопасности и стабильности, предотвращения распространения ОМП и средств его доставки. 18 Основными элементами Российской национальной системы экспортного контроля являются: 1. Контрольные списки товаров и технологий двойного использования. В РФ официально приняты и действуют шесть контрольных списков по видам контролируемых товаров и технологий в соответствии с контрольными списками международных контрольных режимов (см. таблица 1.1). Таблица 1.1 Контрольные списки РФ № Название Расшифровка Примечание 01 ХО Список химикатов, оборудования и технологий, Указ Президента РФ от которые могут быть использованы при создании 28.08.2001 № 1082 химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль 02 БО Список микроорганизмов, токсинов, Указ Президента РФ от оборудования и технологий, подлежащих 20.08.2007 № 1083 экспортному контролю 03 ЯО Список оборудования и материалов двойного Указ Президента РФ от назначения и соответствующих технологий, 14.01.2003 № 36 применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется 04 РО Список оборудования, материалов и технологий, Указ Президента РФ от которые могут быть использованы при создании 08.08.2001 № 1005 ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль 05 ДН Списоктоваровитехнологийдвойного Указ Президента РФ от назначения, которые могут быть использованы 17.02.2011 № 1661 при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль 06 ИС Список ядерных материалов, оборудования, Указ Президента РФ от специальных неядерных материалов и 14.02.1996 № 202 соответствующих технологий, попадающих под экспортный контроль Каждый список состоит из разделов, категорий, групп и позиций списка. Такое жесткое вертикальное структурирование: Раздел - Категория - Группы - Позиция (списка) имеет ряд технологических преимуществ, которые позволяют эффективно использовать список для нахождения нужной товарной позиции. Каждая позиция имеет свой идентификационный номер, состоящий из нескольких цифр, разделенных точками, где первая цифра соответствует 19 номеру технической категории, вторая цифра номеру группы, третья и последующие цифры отражают номер изделия среди подобных, но отличающихся по техническим параметрам. 2. Проверка иностранных партнеров – процедура, которая обязывает участника ВЭД провести необходимую проверку потенциальных иностранных партнеров. Информация об иностранном импортере необходима для оценки его надежности и для соблюдения положения закона о всеобъемлющем контроле. В ходе такой оценки необходимо ответить на вопрос, насколько велик риск возможного отвлечения предметов экспорта для использования в запрещенных целях. 3. Идентификация контролируемых товаров и технологий – установление соответствия конкретных видов сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами ВЭО, товарам и технологиям, включенным в контрольные списки. 4. Государственная экспертиза – это межведомственное согласование возможности экспорта товара двойного использования. Государственная экспертиза проводится в целях определения соответствия ВЭО с контролируемой продукцией международным обязательствам РФ и государственным интересам. Государственная экспертиза проводится постоянно действующими межведомственными экспертными группами, образуемыми при Федеральной службе по техническому и экспортному контролю России (ФСТЭК). 5. Всеобъемлющий контроль определяет порядок передач иностранным лицам товаров, не подпадающих под действие контрольных списков, в отношении которых у российского участника ВЭД имеется информация, что эти товары могут быть использованы недобросовестным импортером (конечным пользователем) для целей создания ОМП либо средств его доставки. Аналогичный порядок экспорта установлен для случаев, когда российский 20 участник ВЭД информирован компетентным государственным органом о том, что его продукция может быть использована получателем для целей создания ОМП и средств его доставки. 6. Лицензированию подлежат ВЭО, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий иностранному лицу. Лицензии и другие разрешительные документы на проведение экспортно-импортных операций с контролируемой продукцией выдаются в установленном порядке ФСТЭК. 7. Таможенные органы РФ обеспечивают решение важной государственной задачи по соблюдению разрешительного порядка перемещения через таможенную границу РФ контролируемых товаров, информации, работ, результатов интеллектуальной деятельности. Таможня – последний рубеж, на котором может быть остановлен незаконный экспорт контролируемых товаров. 8. Нарушение установленного порядка и правил передач контролируемых товаров иностранным лицам преследуется по закону. В отношении лиц, нарушивших установленный порядок осуществления ВЭО предусматриваются меры административного и уголовного наказания. 9. В соответствии с ФЗ «Об экспортном контроле» создание внутрифирменных программ экспортного контроля (ВПЭК) является обязательным для организаций, осуществляющих научную и (или) производственную деятельность по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности РФ и систематически получающих доходы от ВЭО с контролируемыми товарами. 10. Обучение – это многоуровневая система подготовки высококвалифицированных специалистов по всем аспектам экспортного контроля и для всех субъектов экспортного контроля снизу доверху, начиная от предприятий, фирм, научно-исследовательских и образовательных институтов 21 и заканчивая федеральными органами власти, участвующими в системе экспортного контроля РФ. 11. Обмен информацией – это наиболее всеохватывающий элемент экспортного контроля, осуществляющийся на уровне: - структурных подразделений предприятий; - предприятия и министерства или агентства по подчиненности; - министерств и ведомств; - государств-членов международных контрольных режимов. Указанные принципы правового регулирования экспортного контроля пронизывают все элементы и их правоотношения, возникающие при осуществлении экспортного контроля. Эти принципы показывают основные направления нормативного регулирования деятельности участников....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Совершенствование механизма муниципальной закупки
- Совершенствование механизма управления финансовыми результа-тами как основа обеспеченияэкономической безопасности хозяйст-вующего субъекта
- Совершенствование механизма обеспечения инвестиционной безопасности регионов в системе экономической безопасности страны