VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Совершенствование кредитования малого бизнеса в АО Альфа-Банка.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016545
Тема: Совершенствование кредитования малого бизнеса в АО Альфа-Банка.
Содержание
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт экономики, управления и природопользования
Базовая кафедра Сбербанка России
                      УТВЕРЖДАЮ                      Заведующий кафедрой
                     
__________ И. В. Тонкошкуров 
 подпись    
« _____»   ________  2018 г.




БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА


38.03.01.01.07 Финансы и кредит (банковское дело) 
(код  и  наименование направления) 



Совершенствование кредитования малого бизнеса в АО «Альфа-Банка»



Научный 
руководитель  __________   ___________________          _______________
	             подпись,  дата   должность, ученая степень           инициалы, фамилия                    

Выпускник     __________                                                      В.Е Бянкина 
	             подпись,  дата                                                             инициалы, фамилия                                







Красноярск 2018


Содержание
Введение………………………………………………….………………....3
1. Теоретические основы кредитования малого бизнеса………….…….5
1.1 Особенности кредитования малого бизнеса…………………………..5
1.2 Мировой опыт кредитования малого бизнеса…………………….…11
2. Кредитование малого бизнеса в Российской Федерации на современном этапе………………………………………….…………19
2.1Развитие рынка кредитования малого бизнеса в Российской Федерации …………………………………………………………..…….19
2.2 ПАО «Альфа-банк» на рынке кредитования малого бизнеса…………………..…………………………………………..…29
3. Предложение по совершенствованию кредитования малого бизнесаПАО «Альфа-банк»…………………………………………………....44
3.1 Внедрение кредитного продукта и оценка эффективности……….
Заключение………………………………………………………..……….57
Список используемых источников………………………………………..
          Приложение А-Б………………………………………………………….













Введение
     
     Актуальность Малый бизнес является основой развития мировой экономики, обеспечивает до 60% национального дохода, создает дополнительные рабочие места. Но в России малый бизнес развивается слишком медленно. Главная причина – недостаток финансирования.
     В России существует множество программ поддержки малого бизнеса: частные кредиторы, венчурные фонды, кредитные союзы, региональные фонды и банки, но обычному российскому предпринимателю получить деньги на развитие бизнеса практически невозможно.
     В мировой практике кредитование малого бизнеса считается одним из самых доходных видов банковской деятельности. В России же данная ситуация противоположная мировой.
     Причины сложившейся ситуации – в приоритетах денежно-кредитной и финансовой политике государства, отсутствие залоговых возможностей. Кредитной истории у новых предприятий. Да и жесткие нормативы Банка России, так или иначе, затрудняют выдачу займов. В результате процентная ставка по кредитам для малого бизнеса доходит до 30% годовых, но даже это не останавливает клиентов.
     Совокупный спрос на микрокредиты до $10тыс., по разным оценкам составляет от $5милрд. до $7милрд. А суммарное предложение для этого рынка оценивается в $300?400 млрд., т.е. не дотягивает и до 10% от потребности.
     Точно определить объемы кредитования малого бизнеса очень трудно. На сегодняшний день наиболее активны в предоставлении кредита малому бизнесу региональные банки. Но реализация программ кредитования с привлечением серьезных ресурсов им не по силам.
     Главная причина – низкая рентабельность кредитования этого сектора. Операционные расходы, связанные на выдачу маленького и крупного кредитов, мало чем отличается, а отдача, общий вклад в доход банка – несравнимы. Затраты на выдачу одного кредита в $1млн. крупному клиенту более чем на два порядка ниже затрат на выдачу сотни кредитов малым предприятиям по $10тыс. каждый. Кредитования малого бизнеса – это по сути розничная операция.
     При нынешнем положении малого бизнеса происходит следующее. Предприниматель предлагает отличный проект. Банкир, в свою очередь изучает предложение и отказывается от предложения. И вполне пригодный проект, в наших условиях, выглядит не убедительно.
     Что же делает кредиты малого бизнеса дорогим и неудобным для обеих сторон: банка и заемщика? Во-первых – это особенности бухгалтерской отчетности и анализа баланса, который не может отображать действительности финансовых потоков предприятия. Вторая сложности связана с тем, что малым предприятиям просто нечего предложить в качестве залога. 
     Отсутствие обеспечения и отсутствие кредитной истории расценивается банками как повышенный риск. Основной риск определяется умением банкира правильно оценить потенциального заемщика. Компенсировать риски банки стараются в первую очередь за счет высоких ставок.
     Цель работы - разработать кредитный продукт малому бизнесу для АО «Альфа-Банка»
     Задачи:
     - провести анализ теоретико-методологических основ формирования и продвижения банковских продуктов и услуг.
     - показатьразвитие рынка кредитования МБ в РФ 
- показатьпозиции ПАО «Альфа-банка» на рынке кредитования МБ
     - провести анализ банковских продуктов и услуг ПАО«Альфа-Банка»
- разработатькредитный продукт МБ в ПАО «Альфа-Банке»
     - показать эффективность кредитногопродукта малому бизнесу.
     Предметом выпускной квалификационной работы является процесс разработки новых банковских услуг и продуктов.
     Объект – банковские услуги и продукты  ПАО «Альфа-Банка».
     Во введении подчеркивается актуальность темы, цель и задачи исследования. Первая глава раскрывает теоретические основы кредитования малого и среднего бизнеса. Во второй главе проведен анализ. В третьей главе определены направления повышения эффективности кредитования малого и среднего бизнеса в ПАО «Альфа-банк».
     Теоретическую базу работы составляют законодательные, нормативные, инструктивные материалы Банка России по вопросам темы, учебная литература, исследования отечественных и зарубежных специалистов. Информационной базой исследования являлись статистическая информация Федеральной службы статистики, Минфина РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, а также данные интернет-сайтов, финансовая и рабочая информация ПАО «Альфа-банка».
     В работе используются методы сравнительного анализа, метод прогнозирования и обобщения.  












1. Теоретические основы кредитования малого бизнеса.
1.1 Особенности кредитования малого бизнеса.
Малое и среднее предпринимательство – это экономическая деятельность, (критерии отнесения к МСП) направленная на систематическое получение прибыли от производства и (или) продажи товаров, оказания услуг. Малое и среднее предпринимательство берет на себя функции по обеспечению мобильности, а также глубокой специализации производства.Особенностью кредитования малого бизнеса является размер кредитов и процентная ставка по ним. Обычно в первую очередь предпринимателиобращают внимание на процентные ставки по кредитам для малого бизнеса, но это не самое главное, потому что в принципе ставки по кредитам практически одинаковы в среднем во всех банках.[1]
     Особенности создания и деятельности малых предприятий в России регламентируются действующим законодательством. Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ, к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
     - для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Феде-рации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам;
     - средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
     а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
     б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микро предприятия до пятнадцати человек;
     - выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.[2]
     Особенностью кредитования малого и среднего бизнеса в России является размер кредитов и процентная ставка по ним. Средний размер кредита для малого предприятия по России составляет от 50 до 300 тыс. руб. В целом, по данным различных исследований, более 40% кредитов от общего числа выданных кредитов малым предприятиям - это микрокредиты.
     Основная цель микрокредитования - предоставить малым и средним предприятиям и мелким предпринимателям надежный и стабильный источник финансирования для развития их бизнеса. В то же время возможно осуществление микрокредитования и на потребительские цели.
     К особенностям банковского кредитования малого и среднего бизнеса также относится недостаточно качественное залоговое обеспечение кредита. Банки для снижения кредитных рисков обычно выдвигают жесткие требования к обеспечению выдаваемых ссуд.
     В регионах России происходит формирование своих программ поддержки развития малого бизнеса. Данные механизмы взаимодействия кредитных организаций и местных властей позволили увеличить объемы кредитования малого бизнеса путем создания более благоприятных условий для деятельности банков. Кредитование малого и среднего бизнеса - перспективное, но наиболее сложное направление в кредитовании бизнеса. Как показывает опыт, во многом проблемы вызваны недостаточной кредитной грамотностью самих предпринимателей. Многие из них не представляют всего спектра кредитных продуктов, предлагаемых банками малому бизнесу. К основным факторам существенного снижения кредитования малого и среднего бизнеса можно отнести следующие показатели: - рост ставок, снижение спроса на кредиты (Высокие процентные ставки по кредитам, которые даже при нормальном функционировании предприятия невозможно погасить. На сегодняшний день процентная ставка по кредитам для МСБ достигает от 13 до 25% годовых); - ужесточение требований банков (Согласно статистическим данным, средний размер кредита, который просят у банков малые предприятия в России составляет от 50 до 300 тысяч рублей. Данную сумму предприятие может получить без залога на срок до одного года при условии стабильного положения на рынке и «прозрачной» финансовой отчетности. При необходимости более значительного кредита, понадобится обеспечение в виде залога или поручителей); - очень сжатые сроки кредитования (в основном банк выдает кредит МСБ на срок до 3 лет под высокий процент, в связи с этим молодое предприятие не успевает гасить кредит, в результате чего у предприятия формируется плохая кредитная история); - недоверие банков к МСБ, так как у большинства из них уже испорченная репутация насчет кредитной истории; - низкий уровень прибыльности (поэтому кредитные организации отдают предпочтение большим предприятиям, которые уже утвердили свой статус на рынке).
     Малое и среднее предпринимательство – это экономическая деятельность, (критерии отнесения к МСП) направленная на систематическое получение прибыли от производства и (или) продажи товаров, оказания услуг. Малое и среднее предпринимательство берет на себя функции по обеспечению мобильности, а также глубокой специализации производства.
     Развитие малого и среднего предпринимательства во многом определяет темпы экономического роста страны, состояние занятости ее населения, качество и структуру валового национального продукта, что обуславливает важность этого сектора предпринимательства для национальной экономики в условиях ее инновационного развития на современном этапе.
     К особенностям кредитования малого и среднего бизнеса в России относятся:
     - размер кредитов и процентная ставка по ним;
     - более короткие сроки, чем кредитование компаний среднего и крупного бизнеса;
     - более сложная процедура получения кредита для бизнеса;
     - недостаточно качественное залоговое обеспечение кредита;
     - появление в цепочке "предприниматель - кредитная организация" третьего участника – государства.
     Для улучшения условий банковского кредитования МБ необходимо также внести ряд изменений в действующее законодательство.
     Эффективность банковского кредитования малого и среднего бизнеса во многом определяется нахождением банками своей индивидуальной бизнес-модели обслуживания малых и средних предприятий.
     Дееспособность банковской системы России тесно связана с участием банков в кредитовании реального сектора экономики, что подтверждают темпы роста ссудной задолженности. Однако, есть основания считать развитие кредитных операций банков недостаточным и их уровень ниже предельного значения в общих активах банка. Причиной этого остается высокий уровень кредитного риска, обусловленный финансовой нестабильностью предприятий реального сектора, а также несовершенство нормативной базы регулирования кредитных операций банков.
     
     

     1.2 Мировой опыт кредитования МСБ.
     
     Мировая практика показывает, что малые предприятия имеют значительный удельный вес в экономике, число их растет, они пользуются государственной поддержкой. Так, в США на долю малых предприятий приходится до 40% ВНП и 50% валового продукта частного сектора, в том числе в строительстве -- 80%, в оптовой торговле -- 86, в сфере обслуживания -- 81%. На малых предприятиях США сосредоточено более половины занятых служащих. Во Франции малое предпринимательство занимает доминирующее положение в строительстве, торговле, производстве товаров народного потребления, туризме. В Японии доля малых и средних предприятий в общем количестве предприятий составляет более 90%, по числу занятых работников - 80,6%, по объему продаж в розничной торговле -- 80,4%.
     Опыт многих стран показывает, что наиболее эффективно государственную политику поддержки и развития МСП можноосуществлять через специализированный правительственный орган, имеющий достаточные ресурсные возможности и полномочия. В США это SBA, в Великобритании - «Национальное Агентство по обслуживанию малого бизнеса» (SBS), в Германии - «генеральный Директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий» (DG VIII) «Федерального Министерства экономики и технологий» (BMWA), в Японии - «Агентство малого и среднего предпринимательства» (SMEA), в Венгрии - «Национальный Совет по развитию предпринимательства», а в Польше - «Департамент ремесленничества, малого и среднего предпринимательства». При этом часть исполнительных полномочий делегируется другим организационным структурам (профильным министерствам, контрольно-ревизионным службам, департаментам, банкам, фондам и т.п.). Функции всех вышеназванных ведомств во многом схожи, отличия заключаются в иерархии подчинённости и во взаимодействии с другими ведомствами, в организационной структуре и в масштабах деятельности, а так же в системе отношений с партнёрскими и общественными организациями.
     В США финансирование малого предпринимательства предполагает существование системы государственного и альтернативного независимого частного финансирования малого бизнеса. При этом вмешательство государства в финансовую инфраструктуру для малых предприятий характеризуется как непосредственным установлением критериев малого бизнеса, так и прямым финансированием и поддержкой малых предприятий. Для этих целей в 1953 году была создана Администрация малого бизнеса США (SBA).Финансирование действующих по всей стране филиалов SBA, разнообразные межрегиональные подразделения и около 1000 местных центров осуществляет федеральное правительство. Они предоставляют различные услуги, связанные с конкретными проектами в разных сферах деятельности (от бизнеса на дому до международной торговли; от технического содействия до квалифицированного бизнес-анализа и оформления заявок на получение кредитов).
     Эффективность деятельности SBA подтверждается как фактом устойчивого развития и мощью сектора МСП, так и использованием опыта SBA при проведении преобразований в системах поддержки МСП в странах ЕС, в Великобритании и Японии, а так же в других странах.
     К настоящему времени количество программ, осуществляющих SBA, около пятидесяти, и каждая из них имеет свои определенные цели, сегмент осуществления, клиентов и условия участия. Кроме того, программы постоянно обновляются, развиваются функционирующие и создаются новые направления. Наиболее крупными из них являются«504», «7a» и «7М».
     По программе «504» осуществляется кредитование расширения и модернизации уже функционирующих малых предприятий через инвестиционные фонды. После проведения анализа деятельности предприятий по программе «504» выделяется долгосрочный кредит (на срок от 10 до 20 лет) для приобретения недвижимого имущества, оборудования, технологий. Максимальная сумма займа не должна превышать 1 миллиона долларов США и предоставляется под гарантию займа в 40%.
     По программе «7a» участники малого бизнеса могут получить государственные гарантии под кредиты малого бизнеса, которые в основном предоставляется начинающим предпринимателям. Особенностью данной программы является то, что кредиты предоставляются не правительством, а коммерческими организациями. Для получения гарантии предприятие должно соответствовать определенным требованиям: стандарту размера малого предприятия, отсутствию наличия внутренних источников финансирования, коммерческому характеру деятельности, а также придается значение деловой репутации, а также истории кредитных отношений учредителей и некоторые другие. Гарантия предоставляется на 75% займа для суммы не более 750 тыс. долл. США; на 80% -не более 100 тысяч долларов США. Что касается сроков предоставления гарантий, то до 10 лет на оборотный капитал и до 25 лет на инвестиционные цели, прочем ставка процента не должна превышать 2,75 пункта ставки займа.
     По программе «7М» предоставляются краткосрочные кредиты на сумму до 35 тыс. долл. США. Данная программа определена для малых предприятий и некоммерческих организаций, которые нуждаются в притоке капитала и технической поддержке для открытия, а также расширения производства. Обеспечивается непосредственно специально назначенными организациями-посредниками, представляющих собой промежуточных кредиторов между Администрацией малого бизнеса и заемщиком. 
     Вместе с Министерством торговли SBA создает Центры поддержки экспорта, которые кредитуют экспортные операции малого бизнеса. Кроме того, направлением деятельности SBA является информационная поддержка и обучение предпринимателей, которую, например, воплощает в действительность группа SCORE, работающая при SBA и объединяющая свыше 10 тысяч действующих и бывших руководителей и владельцев небольших предприятий. Практически в 400 филиалах таких групп проводятся разнообразные тренинги, курсы. Специальную группу в этом направлении представляют Центры женщин-предпринимателей (WBCs), которые специализируются на подготовке к управлению малым бизнесом бизнес-леди.
     Финансируется деятельность SBA Федеральным Правительством. Значительная доля средств определена для кредитования традиционных программ развития малого бизнеса, апробированных в течение многих лет («7а»). Совокупность программ, сосредоточенных на модернизацию предприятий («504»), в части финансирования составляет менее четверти бюджета, причем существенные затраты составляет помощь в приобретении оборудования, осуществлении строительства по наиболее низким расценкам, а не стоимость предоставляемых услуг. Небольшая часть бюджета уделяется микрокредитованию («7М»), которое зачастую является неприбыльным.
     Следует отметить, что деятельность SBA приносит не только непосредственные выгоды по увеличению валового внутреннего продукта, но и прибыль, несмотря на то, что 85% клиентов, обслуживаемых SBA, разоряются уже через год.
     В США банки входят в понятие депозитных учреждений, принимающих у компаний и населения депозиты или ценности на хранение. Кроме банков, к ним причисляются кредитные союзы, ссудо-сберегательные учреждения (сберегательные банки и сберегательные ассоциации), также осуществляющие кредитованием малого бизнеса. Лидирующую роль среди таких учреждений играют ссудо-сберегательные учреждения и кредитные союзы, являющиеся коммерческими банками, так, в 2016 г. они являлись источниками кредитных линий, ссуд и финансового лизинга для 5,5% и 3,9% малых предприятий соответственно Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства.
     В зависимости от исторического развития различных стран, наблюдаются существенные различия в построении органов государственной власти и степени либерализации в системе управления развитием МСП. Вышеперечисленные функции могут быть распределены между различными государственными структурами и успешно реализовываться в странах, где существуют традиции добросовестного частного предпринимательства и законопослушания граждан.
     Например, в Великобритании для координации деятельности различных правительственных организаций, в каждом ведомстве назначены ответственные за выполнение и оценку результатов реализации стратегических направлений развития и поддержки МСП, а важнейшие вопросы регулярно рассматриваются Правительством.
     Для большинства малых предприятий Канады основным финансовым учреждением, услугами которого они пользуются для осуществления каждодневных операций, являются банки. Этому способствует охватывающая всю территорию страны развитая сеть филиалов банков. Сберегательные и кредитные кооперативы (включая народные кассы) в основном считаются региональными или провинциальными учреждениями. В Канаде действует намеченная уже и в США тенденция, сообразно которой наиболее крупные предприятия в большей степени сотрудничают с банками и другими учреждениями, тогда как малые предприятия в основном пользуются услугами кредитных (и сберегательных) кооперативов.
     Основными кредитными учреждениями в Канаде, финансирующими малые и средние предприятия, являются банки, например, в 2016 г. принявшие 63% заявок на выдачу ссуды. Санкции на выдачу ссуд малым и средним предприятиям (объемом менее 1 млн. долл.) составляли 14% от общей величины ссуд, выданных такими банками. Вторым по важности источником финансирования малых предприятий являются сберегательные и кредитные кооперативы, а также народные кассы, уделяющие особое внимание в своей деятельности предоставлению коммерческих ссуд малого объема (менее 250 тыс. долл.). В 2014 г. на данные учреждения приходилось 29% объема выданных ссуд размером менее 250 тыс. долл. Информационный портал статистики Канады.
     Система кредитования малого бизнеса в Германии для стимулирования микрофинансирования включает предоставление средств финансовыми институтами, работающим с малым бизнесом. В меньшей степени используется прямое финансирование малого бизнеса, реализуемое непосредственно виде кредитов и субсидий. Создание подобной системы после объединения Германии была обусловлена необходимостью подъема более отсталого в экономическом плане восточного региона до уровня развития Федеративной Республики Германии. Основой системы микрофинансирования был и остается немецкий государственный банк. Эта финансовая группа, принадлежащая правительству Германии и одновременно являющаяся аналогом местного банка развития, и агентством по финансированию экспорта, и кредитной организацией, специализирующейся на финансировании более 3 миллионов малых предприятий Германии. В рамках государственных программ осуществляется предоставление кредитов согласно традиционным принципам банковского кредитования, кредиты выдаются только кредитоспособным клиентам, без какого-либо предпочтения отдельным заявителям.
     Опираясь на имеющиеся статистические данные по различным странам, можно приблизительно оценить объем зарубежных рынков кредитования малых предприятий. Так, например, в Канаде общий объем кредитной задолженности (в форме кредитных линий, кредитных карт, срочных ссуд, ипотечных ссуд и прочих кредитов на сумму до 1 миллиона долларов) малых предприятий перед канадскими банками на 31.12.2015 г. составил 43,4 миллионов долларов, в совокупности с зарубежными банками, трастовыми компаниями и прочими депозитными учреждениями - 49,9 миллионов долларов. Объем задолженности сберегательным и кредитным кооперативам и народным кассам Канады составляет порядка 22 млн. долл.
     В то же время во Франции общий объем кредитных средств, предоставленных кредитными учреждениями предприятиям, оборот которых менее 1,5 миллиона евро, а величина полученных кредитов не превышает 1 миллиона евро, составил в совокупности 233,5 миллионов евро.
     Вместе с тем по предприятиям, оборот которых составляет от 1,5 до 50 миллионов евро, либо предприятиям с меньшим оборотом, у которых размер полученных кредитов равен или более 1 миллиона евро, этот показатель составил 162,4 миллиона евро, что в сумме равно 395,8 миллионов евро.
     Общий объем кредитной задолженности в США по ссудам малому бизнесу (определяемых как ссуды размером менее 1 миллиона долларов) составляет 634 миллиарда долларов. Фактически он составляет две трети от общего размера кредитов, предоставленных предприятиям в США, что составило в соответствующем периоде 1 848,4 миллиардов долларов.
     Кроме того, следует учитывать различные факторы, оказывающие влияние на ставки процентов по кредитам для малых и средних предприятий. Среди них можно назвать кредитоспособность заемщика, степень конкуренции на рынке кредитования предприятий малого и среднего бизнеса, степень кредитного риска, объем кредита, предоставляемое обеспечение по кредиту, стоимость заемных средств для поставщиков кредита, размер операционных издержек по кредиту.
     В настоящее коммерческие банки остаются основным финансовыми учреждениями, предоставляющими услуги малым и средним предприятиям, в частности, предоставляющими кредитные линии и ссуды, что в особенности актуально для малых предприятий.
     Согласно опросу, проведенному в 2015г. среди европейских банков, для 84% из них взаимодействие с малыми и средними предприятиями становится одним из стратегических задач развития, при этом порядка 80% банков намереваются увеличить объемы кредитования предприятий данной группы Банковские новости.
     Во многих странах (Германия, США, Япония и др.) для получения крупных кредитов или достаточно весомой технической помощи, предприятие должно представить объективные сведения по организационным, финансовым, техническим, кадровым и другим аспектам своей деятельности. Такие сведения обычно подготавливаются уполномоченными специализированными организациями или диагностическими центрами. Это существенно снижает риски вложения средств в предприятия.
     Мощным рычагом косвенной финансовой поддержки МСП, является предоставление государственных гарантий по обеспечению кредитов, выдаваемых в рамках государственных или региональных программ обеспечения доступа МСП к финансовым ресурсам. Такие программы существуют в США, Японии, Германии и мн. других странах.
     Интересен опыт инвестиционного кредитования МСП, широко распространённый в США, Японии и Англии. В его основе создание сети частных инвестиционных компаний (Small Business Investment Companies - SBIC), которые, используя собственный капитал и привлекая заимствованный капитал под гарантии SBA, осуществляют различные инвестиции в МСП. Эти компании предоставляют акционерный капитал, долговременные займы, облигационные займы, а также оказывают услуги по финансовому 5менеджменту. Побудительным стимулом для их деятельности является возможность участия в прибылях в случае успешного развития и дальнейшего расцвета малых предприятий.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
2. Кредитование МСБ в РФ на современном уровне
     2.1Развитие рынка кредитования МСБ в РФ
     Малый бизнес в Российской Федерации стал развиваться с 1988 г., но особенно интенсивно - начиная с 1990 г. Развитие малого предпринимательства в нашей стране проходило в довольно сложных экономических, социальных и политических условиях. Этот период характеризовался инфляционным процессом, кризисом в экономике и жесткой кредитно-финансовой политикой, проводимой государством.
     Естественно, такая обстановка не способствовала развитию всех субъектов хозяйствования, в том числе и малого предпринимательства.
     Развитие в России малого бизнеса имеет большое народно-хозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:
     - мелкий бизнес позволяет заполнить все наши рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в потребительских товарах и услугах;
     - для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;
     - развитие мелкого бизнеса - это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;
     - мелкие предприятия проще в управлении, им не нужно создавать сложные управленческие структуры;
     - мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружиться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;
     - развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;
     - с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране;
     - малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей.
     В современных условиях РФ, когда процесс становления малого бизнеса в нашей стране находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики.
     С начала 2016 г. банковской системой России выдано кредитовна сумму 2 557 729 млн руб. Среди них 45% (1 152 756 млн руб.) получили субъекты малого и среднего предпринимательства/бизнеса(далее — МСП/МСБ). Крупному бизнесу выдано 999 661 млн руб.(39%). Население России за февраль 2016 г. получило 405 312 млн руб.(16% общего объема кредитования). Кредитно-финансовые операциидля субъектов крупного бизнеса как в целом в системе кредитования, так и под залог недвижимости носят закрытый характер. Болеедоступна информация о кредитовании (в т.ч. под залог недвижимости) населения и МСП. На этих видах кредитования мы и сосредоточимся.
     Малый бизнес характеризуется тем, что он более мобилен и легчеприспосабливается к изменяющимся экономическим условиям, хотяего инвестиционные возможности зачастую невелики. Источникифинансирования необходимы малым предприятиям как в периодстановления, так и в процессе развития. Традиционные источникисредств для крупных предприятий — самофинансирование за счетприбыли и займы на рынке капитала путем выпуска собственныхценных бумаг — для малого бизнеса недоступны или крайне ограничены. Наиболее востребованными источниками финансированиядля этих предприятий становятся банковские кредиты и финансовыесубсидии государства.
     Объем выданных за III квартал 2017 г. кредитов МСБ составил1,5 трлн руб., что на 21% меньше результатов аналогичного кварталапрошлого года, при этом темп сокращения выдачи замедлился (заII квартал он составлял –36%). Банки из топ-30 по активам в III квартале 2017 г. выдали на 18% больше кредитов МСБ, чем за II квартал,в то время как остальные участники рынка прибавили в среднем12%. Несмотря на это, по сравнению с данными на 1 октября 2016 г.портфель кредитов МСБ крупных банков сократился на 13%, а портфель прочих банков вырос на 7%. Топ-15 банков по размеру портфелякредитов, выданных субъектам МСП, представлены на рис. 1.
     Рынок МСП отличается высокой волатильностью. В период экономического подъема субъекты МСП стремительно развиваются,а в период спада так же стремительно теряют обороты. Это естественный процесс, потому что при сокращении оборотов крупныекомпании сокращают лимиты и объемы операций в основном за счетмелких подрядчиков. Для небольшого предприятия потеря дажеодного крупного заказчика может оказаться летальной. Кроме того,мелкие предприятия более чувствительны к сокращению платежеспособности населения. Поэтому нестабильность на финансовыхрынках, как внутреннем, так и глобальном, всегда отрицательносказывается на активности кредитования субъектов МСП.

Рисунок 1 – Рейтинг банков по размерам  портфеля кредитов, выданных субъектам малого и среднего бизнеса на 2017 год

     Сегодня количество отказов в выдаче кредитов МСБ варьируетсяот 30 до 60%. Этот показатель зависит от размера компании, типакредитного продукта, способа оценки заемщика и организационно-правовой формы предприятия (разумеется, индивидуальнымпредпринимателям отказывают чаще).
     Основные причины отказа в выдаче кредита:
     — финансовое положение: низкая доходность бизнеса, нестабильность платежей, слабая диверсификация заказчиков/покупателейи поставщиков/подрядчиков, избыточная просроченная дебиторскаязадолженность и т.п.;
     — платежеспособность: недостаточный объем обеспечения займа,низкая ликвидность активов (при кредите без залога);
     — учетная политика и взаимодействие с отчетными органами:
     непрозрачность отчетности, низкое качество и фальсификации приведении бухгалтерского и номенклатурного учета, финансовая неграмотность;
     — кредитная история: негативная история, закредитованность;
     — стадия жизненного цикла: отсутствие опыта ведения бизнеса
     (стартап) в данной отрасли, отсутствие кредитной истории, отсутствие сведений о деловой репутации.
     Кредитная поддержка малого и среднего бизнеса — многосторонний
     и сложный процесс, требующий активной помощи государства.
     Для решения проблем кредитования субъектов МСП необходимы
     прагматичные комплексные действия:
     — создание посреднических государственных организаций, занимающихся поиском кредитных учреждений для МСП;
     — создание государственной структуры, главной целью которой
     будет повышение экономической и юридической грамотности предп.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44