VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проблемы долгосрочного кредитования предприятий малого бизнеса

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005668
Тема: Проблемы долгосрочного кредитования предприятий малого бизнеса
Содержание
Волжский гуманитарный институт (филиал)

федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный университет»



Экономико-математический факультет

Кафедра «Финансы и кредит»



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:



Проблемы долгосрочного кредитования предприятий малого бизнеса в российских коммерческих банках и пути их решения (на примере ООО КБ «Ренессанс Кредит») 



ВЫПОЛНИЛА: студент гр. Э-111

Степанова Анна Николаевна ___________________________

          (подпись студента)



НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

канд. экон. наук, доц.

Литвинов Евгений Олегович

___________________________

(подпись научного руководителя)



РЕЦЕНЗЕНТ: д-р филос. наук, проф. кафедры менеджмента Института сервисного обслуживания и предпринимательства (филиала) ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет» 

Фатеева Светлана Викторовна

___________________________

       (подпись рецензента)



ДОПУЩЕН К ЗАЩИТЕ: зав. кафедрой «Финансы и кредит», д-р экон. наук, проф. Литвинова Алла Владимировна

___________________________

      (подпись зав. кафедрой)

«______» __________________2015 г.

Дата защиты:

«______» __________________2015 г.

Номер протокола ГАК _____________

Оценка __________________________

Секретарь ГАК ___________________

(подпись)





Волжский 2015 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1 Теоретические основы долгосрочного кредитования предприятий малого бизнеса в коммерческих банках………………………………………….8

1.1 Роль и место кредитования в функционировании предприятий малого бизнеса………………………………………………………………………………..8

1.2 Сущность и содержание кредитования предприятий малого бизнеса в коммерческих банках………………………………………………………………15

1.3 Основы механизма долгосрочного кредитования предприятий малого бизнеса в коммерческих банках…………………………………………………24

2 Анализ долгосрочного кредитования предприятий малого бизнеса в российских коммерческих банках ……………………………………………….31

2.1 Характеристика финансово-экономической деятельности ООО КБ «Ренессанс Кредит»……………………………………………………………….31

2.2 Анализ кредитных отношений между ООО КБ «Ренессанс Кредит» и предприятиями малого бизнеса………………………………………………….39

2.3 Проблемы долгосрочного кредитования предприятий малого бизнеса в ООО КБ «Ренессанс Кредит»…………………………………………………..47

3 Пути развития долгосрочного  кредитования предприятий малого бизнеса в российских коммерческих банках…………………………………….58

3.1 Пути решения проблем долгосрочного кредитования ООО КБ «Ренессанс Кредит» предприятий малого бизнеса……………………………..58

3.2 Основные направления развития долгосрочного кредитования предприятий малого бизнеса в российских коммерческих банках………………………………………………………………………………63

	Заключение…………………………………………………………………..71

	Список использованных источников………………………………………75

Приложения………………………………………………………………….79



Введение

За последние годы вклад малых предприятий в экономику России значительно увеличился. Между тем реализация потенциала малого бизнеса в решении экономических и социальных проблем невозможна без его адекватной финансово-кредитной поддержки. На сегодняшний день в России проблема финансового обеспечения развития малого бизнеса стоит особенно остро. По экспертным оценкам только действующим малым предприятиям необходимо от 230 до 580 млрд. руб. Если же к этому добавить потребности в стартовом капитале на стадии становления малого предприятия (более чем 90% субъектов малого бизнеса не могут начать работу без заемных средств), то эти цифры возрастут до 1 трлн. руб. Большая часть действующих малых предприятий страны нуждается во внешних источниках финансирования по причине недостаточности собственных средств. Собственные финансовые возможности для дальнейшего развития имеют далеко не все малые предприятия.

Актуальность темы обусловлена тем, что кредитование малого бизнеса играет для государства важную роль, поскольку развитие малого предпринимательства способствует развитию экономики в целом. То есть без финансовой поддержки малый бизнес не сможет выполнять такие социально-экономические задачи как обеспечение занятости населения, развитие конкуренции, увеличение размера налоговых поступлений в госбюджет, а значит, не сможет способствовать развитию экономики страны. 

В момент финансового кризиса малый бизнес России оказался практически «отрезан» от кредитов по доступной ставке процента, требующихся не только для пополнения оборотных средств, но и в первую очередь для долговременных вложений в приобретение и модернизацию основных фондов.

Система кредитования малого предпринимательства слабо развита в российской финансово-кредитной инфраструктуре. Несмотря на то, что в названиях многих банков и специализированных фондов формально присутствуют декларации о содействии малому бизнесу, в реальности кредитованием малого предпринимательства занимается чрезвычайно ограниченное число такого рода учреждений. Их влияние на положение дел в сфере малого предпринимательства невелико. Конечно, нельзя связывать негативные тенденции в развитии малого бизнеса только с отсутствием у него доступа к кредитным ресурсам. Отрицательное влияние оказывают и факторы административного давления, такие как барьеры для входа на рынок, лицензирование, высокие налоги и многие другие факторы. Однако тесное взаимодействие с кредитными институтами является ключом к формированию современного цивилизованного облика малого бизнеса.

Целью исследования является поиск путей решения проблем долгосрочного кредитования предприятий малого бизнеса в российских коммерческих банках на основе их теоретического обоснования и анализа.

Актуальность и цель работы предопределили необходимость решения следующих задач:

– рассмотреть роль и место долгосрочного кредитования в функционировании предприятий малого бизнеса; 

– исследовать сущность и содержание долгосрочного кредитования предприятий малого бизнеса в коммерческих банках;

– исследовать основы механизма долгосрочного кредитования предприятий малого бизнеса в коммерческих банках;

– проанализировать экономическую и финансовую деятельность ООО КБ «Ренессанс Кредит»;

– провести анализ кредитных отношений между ООО КБ «Ренессанс Кредит» и предприятиями малого бизнеса;

– провести анализ и выявить проблемы долгосрочного кредитования предприятий малого бизнеса в ООО КБ «Ренессанс Кредит»;

– рассмотреть основные направления развития долгосрочного кредитования предприятий малого бизнеса;

– определить пути решения проблем долгосрочного кредитования предприятий малого бизнеса в российских коммерческих банках. 

Объектом исследования является ООО КБ «Ренессанс Кредит».

Предметом исследования являются финансовые отношения, складывающиеся в процессе реализации долгосрочного кредитования предприятий малого бизнеса.

Теоретической базой исследования проблем долгосрочного кредитования предприятий малого бизнеса послужили научные труды таких авторов, как  А. Батяев, С. Богданова, Е. М. Бухвальд, А. В. Виленский, И. П. Власов, М. М. Вышегородцев, А. А. Гаджиев, А. Е. Дворецкая,  М. Г. Дудкина, С. А. Захарченко, Л. Т. Ибадова, А. И. Картуесов, М. Г. Лапуста, И. В Мигун, А. С. Мудунов, Н. В. Орловский, Ю. Ю. Русанов, Г. Ф. Ручкина, В. М. Савельев, М. В. Самсоник, А. М. Тавасиев, К. Г. Фрумкин, В. Е. Черкасов, В. В Шиганов и т.д. 

В качестве эмпирической базы использовались публицистические материалы по рынку банковских услуг в периодической печати (журналы «Банковское дело», «Вопросы экономики», «Деньги и кредит», «Финансы», «Финансы и кредит», «Экономист», «Юридический мир» и др.), Интернет-ресурсы, в том числе рейтинги российского информационного агентства «РосБизнесКонсалтинг» (РБК), аналитические материалы Центрального банка России, Министерства финансов РФ, материалы, размещенные в справочных правовых системах «Консультант плюс» и «Гарант».

Выпускная квалификационная состоит из введения, трех глав, заключения, содержит 6 приложений и список использованных источников. 

Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели, задачи исследования. 

В первой главе рассмотрены теоретические основы долгосрочного кредитования предприятий малого бизнеса в коммерческих банках. 

Во второй главе проведен анализ экономической и финансовой деятельности ООО КБ «Ренессанс Кредит», а также выявлены проблемы долгосрочного кредитования предприятий малого бизнеса в российских коммерческих банках. 

В третьей главе предложены пути решения проблем долгосрочного кредитования предприятий малого бизнеса  и перспективы развития кредитования малого бизнеса. 

В заключении подведен итог результатов исследования, сделаны выводы и разработаны рекомендации, направленные на решение проблем долгосрочного кредитования предприятий малого бизнеса.


1 Теоретические основы долгосрочного кредитования предприятий малого бизнеса в коммерческих банках

1.1 Роль и место долгосрочного кредитования в функционировании предприятий малого бизнеса

Прежде чем говорить о роли и месте долгосрочного кредитования в функционировании предприятий малого бизнеса, необходимо определить, какой вклад малый бизнес вносит в развитие экономики страны. Малый бизнес в России играет большую роль в формировании стабильной рыночной структуры, развитии экономического сектора. Помимо этого малый бизнес выполняет ряд важнейших социально-экономических задач, таких как создание рабочих мест, повышение конкуренции, что, в конечном счете, приводит к уменьшению безработицы и снижению цен. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. Во многих странах с развитой рыночной экономикой результаты деятельности малых предприятий определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, занимая до 60-70% его общего объема. Развитие малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики. Именно поэтому малый бизнес должен представлять большой интерес как предмет вложения финансовых, в том числе кредитных ресурсов [11].

Финансирование малого бизнеса стало наболевшей темой для широкого круга предпринимателей, банкиров и чиновников. При этом главная проблема, с которой приходится сталкиваться предпринимателям, – вопрос банковского кредитования. Кредитование малого предпринимательства в России, как и вся система кредитования, начала зарождаться 10-15 лет назад. На банковском рынке существовало небольшое количество банков и только некоторые из них предлагали услуги по кредитованию. Причиной такой ситуации была неблагоприятная экономическая обстановка в стране, высокие темпы инфляции, низкие темпы развития малого предпринимательства, и как результат – отсутствием спроса со стороны предпринимателей.

На протяжении последнего десятилетия произошел стремительный рост развития малых предприятий, способствующий развитию экономики России. Однако осталась проблема недостаточного финансирования малого предпринимательства. Многие малые предприятия начали использовать схемы диверсификации производства, увеличения производственных мощностей, не имея достаточного финансирования.

По мере увеличения количества малых предприятий, спрос на кредитование возрастал. Банки начали разрабатывать программы для кредитования малого бизнеса, реализация которых приносила им доходы и увеличение объемов активно-пассивных операций. Кредитование малого предпринимательства представляет для банков огромный интерес благодаря получению высокой доходности операций и небольших сроков оборота кредитных средств. Сотрудничество с малыми предприятиями остается одним из приоритетных направлений деятельности российских банков, не смотря на то, что многие крупные российские компании берут кредиты на развитие бизнеса в иностранных банках, поскольку они предлагают предпринимателям более выгодные программы кредитования малого бизнеса с низкими процентными ставками.

Практически в каждом банке сегодня можно найти программу для кредитования малого предпринимательства. На протяжении последних трех лет (2011-2013 гг.) объем рынка кредитования малых предприятий в России увеличился более чем на 90% и составил около 300 млрд. рублей. В настоящее время мировой финансовый кризис, затронувший российский банковский сектор, серьезно повлиял на реализацию программ кредитования малого бизнеса. Мировая экономика столкнулась с принципиально новым видом кризиса, который затронул все существующие бизнес-модели и функционирующие коммерческие институты [11]. У многих предприятий малого бизнеса снизилась выручка, упал спрос на их продукцию и услуги; участились неплатежи между контрагентами, соответственно снизилась платежеспособность. Поэтому коммерческие банки были вынуждены ужесточить требования к своим потенциальным заемщикам. На сегодняшний день банки предъявляют к заемщикам более высокие требования, чем 7-8 месяцев назад. Здесь, правда, требования банков развивались по своеобразной «дуге»: сразу после пика кризиса они резко выросли, а с весны 2010 г. начали «оттаивать» и к настоящему моменту по ряду параметров достигли докризисного уровня [47]. В соответствие с тенденциями рынка увеличились ставки кредитования предприятий малого бизнеса примерно на 5-8%, сократились максимальные сроки предоставления кредитов, что было вызвано отсутствием возможности у банков привлекать долгосрочные ресурсы. В результате кредиты длиннее 1 года стали достаточно редки, а длиннее 3 лет практически перестали предлагаться. Снизилась доля займов для предприятий малого бизнеса, целью которых являются инвестиции, капитальные вложения. Сами клиенты подходят к оценке текущей ситуации на рынке и своих финансовых возможностей более консервативно. Поэтому предприятия малого бизнеса вынуждены осуществлять капвложения в основном не за счет заемных ресурсов, а за счет собственных средств.

На сегодняшний день большая часть предприятий малого бизнеса кредитуется на пополнение оборотных средств, то есть более востребованы так называемые «короткие» деньги. До Финансового кризиса максимальные сроки кредитования составляли 5-7 лет, сейчас – в среднем 3 года, но в современных условиях это уже немало, так как сейчас планировать развитие компании на более продолжительное время проблематично [47].

Для тех малых предприятий, которые функционируют более десяти лет – это уже второй масштабный кризис в экономике Российской Федерации, для тех, кто находится на рынке менее десяти лет – первый. И смогут ли первые и вторые пройти его, зависит не только от способностей предпринимателей, но и от возможности привлечения заемных средств даже в условиях кризиса ликвидности. Безусловно, положение предприятий малого бизнеса простым не назовешь, и они как никто сегодня нуждаются в заемных средствах для развития и укрепления своих позиций.  Однако не все так плохо: отличительной особенностью малого бизнеса является его приспосабливаемость к различным внешним изменениям, мобильность. Таким компаниям необходим сравнительно небольшой объем заемных средств, они менее инертны, чем крупные предприятия, а значит, более гибки и способны адаптироваться к меняющимся условиям рынка. Многие предприятия сумели перестроиться, минимизировать расходы, сохранить своих контрагентов, успешно работают и развиваются. Такие компании вполне могут рассчитывать на получение кредитов даже в текущих условиях.  Все это значительно повышает шансы преодоления кризиса и выхода в новые, более интересные на сегодняшний день секторы бизнеса [32].

Возвращаясь к источникам финансирования малого бизнеса [6, с. 63], хотелось бы отметить основной – это собственные средства владельцев малых предприятий и прибыль (70%), полученная в результате деятельности бизнеса. Привлеченные средства составляют 30%, из них кредиты банков – 20% и эмиссия ценных бумаг – 10%. В составе кредитов долгосрочные обязательства составляют 2,6%, краткосрочные – 17,4% (Таблица 1.1).

Зачастую, собственных средств катастрофически не хватает, причём, нехватка финансов может ощущаться как на этапе создания бизнеса (так называемый стартовый капитал), так и в процессе развития предприятия.

Недостаток финансирования малого бизнеса может не только разрушить все планы на дальнейшее расширение бизнеса, но и поставить под угрозу саму деятельность предприятия. Если у крупных организаций и предприятий есть больше способов решить проблему финансирования, например, провести эмиссию акций предприятия, то малый бизнес такой возможности не имеет. 

Поэтому, финансирование малого бизнеса может осуществляться из трёх видов внешних источников: кредиты, займы (у юридических и физических лиц), и за счёт бюджетного финансирования малого бизнеса. В данной работе наиболее интересным вариантом представляется финансирование малого бизнеса за счет кредитования. 



Таблица 1.1 – Источники финансирования развития малых предприятий (в процентном отношении к числу ответивших по каждой группе)* 

Виды источников

Все пред-приятия

«Моло-дые»

«Взрос-лые»

Произ-водство

Торговля

Услуги

Внутренние источники

76,4

80,0

75,3

84,2

84,0

71,2

В том числе:

доходы от деятельности пред-приятия

67,0

72,0

65,4

73,7

80,0

62,1

средства учредителей

21,7

28,0

19,8

18,4

24,0

22,7

Внешние источники

25,5

32,0

23,5

28,9

32,0

24,2

В том числе: 

кредиты банков

9,4

8,0

9,9

13,2

16,0

7,6

привлечение средств новых компаньонов

6,6

12,0

4,9

5,3

4,0

9,1

частные займы

17,9

20,0

17,3

23,7

24,0

16,7

ссуды других фирм

9,4

8,0

9,9

15,8

16,0

9,1

Нет возможности развиваться

21,7

16,0

23,5

15,8

16,0

24,2















* Источник: составлено автором по [6, с. 63].

Банки предоставляют кредит для предпринимателей на организацию или развитие бизнеса, пополнение оборотных средств, для приобретения нового оборудования, движимого или недвижимого имущества и т.д. Для того чтобы получить банковский кредит, предприниматели должны предоставить банку ликвидный залог в виде оборотных средств, собственного движимого или недвижимого имущества или же имущества третьих лиц, а также гарантией для банков служит поручительство третьих лиц. В некоторых случаях банки предоставляют беззалоговые кредиты, но этот вариант подходит только для предприятий с безупречной кредитной историей. Самым ликвидным видом залога является недвижимость [10, с. 315].

Кредитование малых предприятий для банков является самым приоритетным видом кредитования. Как уже отмечалось выше, приоритетным оно является благодаря получению высокой доходности операций и небольших сроков оборота кредитных средств. К основным требованиям, предъявляемым банками для предпринимателей, являются: наличие успешно развивающегося бизнеса и собственного капитала. Следует учесть, что кредитование малого бизнеса представляет собой довольно сложную процедуру. Это связано с тем, что банки всегда стараются минимизировать свои риски и поэтому требуют от предпринимателей большой пакет документов, а в некоторых индивидуальных случаях даже потребовать предоставление дополнительных документов. Стандартными документами для получения кредита являются: анкета заемщика, заявление на предоставление кредита для развития бизнеса, финансовая и налоговая отчетность за определенный период времени, перечень контрагентов, копии договоров с покупателями и подрядчиками и т.д.

В настоящее время накоплен достаточный опыт эффективного использования полученных в банковском секторе кредитов. Коммерческие банки и их филиалы разрабатывают также проекты по кредитованию малых предприятий в отраслях рыбного хозяйства и птицеводства. Возросла активность простаивавших ранее плодоовощных консервных предприятий. Особенно заметна поддержка банками малых предприятий в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания. В 2005-2010 гг. в этих отраслях работают супермаркеты, банкетные и концертные залы, ремонтные мастерские, салоны, спортивные комплексы и т.д. [8].

Все больше заинтересованы в кредитовании малого бизнеса и территориальные учреждения Сбербанка России. К примеру, стали кредитоваться долгосрочные программы сроком до 3 лет. Суммы до 500 тыс. руб. Сбербанк может выдать без целевого подтверждения. Упрощена процедура получения кредитов. Так, если стоимость залога не превышает 1 млн. руб., оценку его разрешено производить сотрудникам банка. Это позволяет не обращаться к оценщикам и, соответственно, уменьшает финансовые расходы, связанные с оформлением кредита.

Предприниматели, вовремя погасившие предыдущие займы, могут рассчитывать на определенные льготы. В частности, в любое время им без оформления документов может быть предоставлен мини-кредит в сумме 10% от годового оборота средств на счете.

Самое главное – поиск эффективно действующих механизмов кредитования малых предприятий. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что государство обязано принимать меры для доступности кредитования для субъектов малого предпринимательства. Преград здесь достаточно, и прежде всего, чрезмерно сложная процедура получения средств. Процедура выдачи кредита должна быть максимально упрощена, причем по всем регионам России [8].

Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что роль кредитования в функционировании предприятий малого бизнеса достаточно велика. Ведь без финансовой поддержки малый бизнес не сможет оказать содействия в формировании стабильной рыночной структуры, а также в развитии экономического сектора. Кроме того, станет невозможным выполнение ряда важнейших социально-экономических задач, таких как создание рабочих мест, увеличение конкуренции, что, в конечном счете, может привести к росту безработицы, цен и т.п. 

Кредитование малого предпринимательства представляет для банков огромный интерес благодаря получению высокой доходности операций и небольших сроков оборота кредитных средств. Банки предоставляют кредит для предпринимателей на организацию или развитие бизнеса, пополнение оборотных средств, для приобретения нового оборудования, движимого или недвижимого имущества и т.д.

Кредитование малого бизнеса, являясь одним из источников финансирования деятельности малых предприятий, играет немаловажную роль в его развитии, что в дальнейшем влечет за собой благоприятные последствия.


1.2 Сущность и содержание долгосрочного кредитования предприятий малого бизнеса в коммерческих банках

Услуга по долгосрочному кредитованию малого бизнеса предоставляется банковскими учреждениями предприятиям, индивидуальным предпринимателям, представителям малого бизнеса, которые осуществляют свою деятельность в сфере производства, торговли или предоставления услуг.

Кредитование малых предприятий для банков является самым приоритетным видом кредитования. Банки предоставляют кредит для предпринимателей на организацию или развитие бизнеса, пополнение оборотных средств, для приобретения нового оборудования, движимого или недвижимого имущества и т.д. 

Под содержанием долгосрочного  кредитования предприятий малого бизнеса понимается совокупность взаимосвязанных элементов, определяющих организацию кредитного процесса и его регулирование в соответствии с принципами кредитования. В качестве составляющих элементов выступают: субъекты кредитования; объекты кредитования; порядок и степень участия собственных средств заемщиков в кредитуемой операции; способы регулирования ссудной задолженности; методы кредитования; формы ссудных счетов; банковский контроль в процессе кредитования [10, с. 300]. 

Субъектами кредитной сделки являются заемщик и кредитор. Заемщик получает средства в ссуду для удовлетворения своих потребностей и обязан их возвратить в установленный срок. Кредиторы предоставляют свои временно свободные средства в распоряжение заемщика на определенный срок [46, с. 112]. В качестве кредитора выступает коммерческий банк, а в  качестве заемщика – предприятие малого бизнеса. Это, с одной стороны, банк с другой стороны – сам предприниматель, который берет кредит. Оба данных участника являются заинтересованными лицами в правоотношениях по кредитованию, каждый из них получает свою определенную прибыль и, следовательно, имеет корыстную заинтересованность в получении кредита и его погашении. 

Рассмотрим подробнее каждую сторону правоотношений. Банк представляет собой сторону, которая выдает кредит. Банк заинтересован в том, чтобы выданный кредит был впоследствии в определенные сроки и своевременно погашен, т. е. обязательства должны исполняться надлежащим образом. 

Вместе с тем, сам банк должен обладать определенными правами (специальными разрешениями и лицензиями) для того, чтобы получить право на осуществление банковских операций. Банк должен пройти государственную регистрацию. Все указанные вопросы подробно урегулированы в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности».

Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России. Это очень важное положение, если предприниматель ищет «разового» кредитора, то ему все равно, кто ему выдает кредит, главное, что выдали. А вот если вам нужен постоянный партнер по бизнесу – надежный и состоятельный банк, – то стоит проверить наличие всех необходимых документов у банка, в определенных случаях лицензию у банка могут и отозвать или приостановить ее действие. 

Банк может выступать не только кредитором в правоотношениях по кредитованию, лизингу или факторингу, но и как гарант в правоотношениях банковской гарантии [45, с. 26]. Правоотношения банковской гарантии не выделяются как одна из самостоятельных форм кредитования клиентов – субъектов малого предпринимательства. Банковская гарантия может сопровождать правоотношения по кредитованию или просто существовать как обязательство, не имея к кредитованию никакого отношения.

Обратимся к рассмотрению самих должников или субъектов малого бизнеса. Во всех случаях это лица, которые зарегистрированы в качестве предпринимателей, либо у них есть своя организация – юридическое лицо. В соответствии с Гражданским кодексом РФ в стране создаются следующие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Кроме того, к малому бизнесу в России относятся индивидуальные предприниматели – лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. К индивидуальным предпринимателям относятся: частные нотариусы, частные охранники, частные детективы, ПБОЮЛ (предприниматели без образования юридического лица), главы крестьянских и фермерских хозяйств. 

Субъектами малого бизнеса могут быть далеко не все организации. Как правило, банки стараются развивать кредитование тех субъектов малого предпринимательства, у которых они видят потенциал дальнейшего роста и развития, и как следствие – увеличение прибыли [2, с. 55]. Поэтому предпринимателю важно обратить внимание на то, какие документы запрашивает у него банк, какими сведениями интересуется, именно это и будет первым «сигналом» к тому, чтобы понять, настроен банк на дальнейшее сотрудничество или просто на разовое получение прибыли от своих клиентов. Банк, в свою очередь, может по определенному набору документов проверить состояние дел своего клиента (контрагента).

Оба данных участника считаются заинтересованными лицами в правоотношениях во время кредитования, и каждый из них является неотъемлемой частью процесса кредитования предприятий малого бизнеса. 

Все, что было описано выше, относится к субъектам кредитования малого бизнеса. Но, как известно, все правоотношения между субъектами образуются по поводу определенного объекта. Под объектом кредитования следует понимать цель кредита, которая выражает конкретные временные потребности в дополнительных денежных средствах хозяйствующих и других субъектов рынка, на удовлетворение которых может быть предоставлен банковский кредит. В рамках действующего законодательства целями кредитования малого бизнеса являются: 

– приобретение объектов недвижимости (в том числе вместе с земельным участком, на котором они расположены) для использования в целях производства, торговли или оказания услуг, а также размещения офисных помещений; 

– расходы по капитальному и (или) текущему ремонту помещений;

– выкуп земельных участков под находящимися в собственности заёмщика объектами недвижимости, используемыми в хозяйственной деятельности;

– приобретение оборудования (включая приобретение и установку торговых павильонов) и транспортных средств, предназначенных для производства (в том числе сельскохозяйственного), торговли или оказания услуг; 

– приобретение сельскохозяйственных животных (кроме птиц) [48].

Что касается порядка и степени участия собственных средств заемщиков в кредитуемой операции, то величина собственных средств в хозяйственном обороте предприятия влияет на величину подлежащего выдаче кредита. 

Банк постоянно проводит мониторинг выполнения условий кредитного договора: лимит кредитования, целевое использование кредита, своевременная уплата процентов, сохранность кредитоспособности заемщика.

В настоящее время не существует жестких способов регулирования ссудной задолженности. Но в любом случае, в процессе индивидуального регулирования, работник банка должен оценить: 

качество кредита, т.е. изменение финансового положения клиента и 

его способность погасить кредит; 

соблюдение условий кредитного договора; 

состояние залога, гарантий, поручительства; 

прибыльность. 

Под методом кредитования понимается способ выдачи и погашения кредита. В настоящее время в банковской практике используются следующие способы выдачи и погашения кредита: 

– разовым зачислением денежных средств на банковский счет либо разовой выдачей наличных денег;

– открытием кредитных линий различного вида;

– кредитованием банком расчетного (текущего, корреспондентского) счета клиента (при отсутствии или недостаточности на нем денежных средств); 

– на синдицированной (консорциальной) основе [46, с. 456].

Для осуществления операций по кредитованию заемщиков кредитные организации открывают им ссудные счета. Формой ссудного счета является простой ссудный счет. Он представляет собой бухгалтерский документ банка, который служит исключительно для учета предоставленного банком заемщику кредита (исходя из его срока) и отражения его погашения.

Непременным условием успешного осуществления банковского кредитования является  проверка кредитов. Постоянный контроль помогает менеджерам заранее обнаруживать проблемные кредиты, а также проверять соответствие действий кредитных работников основным требованиям кредитной политики банка. Основная цель контроля за кредитами заключается в том, чтобы не допускать повышения кредитного риска выше установленного уровня. Это обязывает банки вести тщательное наблюдение за выполнением установленных принципов кредитования, а также за целевым использованием кредита заемщиками и его эффективностью в целом.

В рассматриваемом вопросе поговорим именно о тех разновидностях услуг, которые предоставляют банки в области кредитования [7, с. 68]. Существует множество видов кредитов, предоставляемых предприятиям малого бизнеса. Кредит может предоставляться на различных условиях правоотношений по кредитованию, и потому все виды кредитов и методы кредитования будут рассмотрены в одном вопросе. Виды кредитования предполагают предоставление средств по кредиту на различных условиях относительно обеспечения кредита, срока его погашения, предоставления по кредиту денежных средств или товаров и т. д.

Методы кредитования уже более конкретно говорят о тех же видах кредитования, но метод кредитования определяется порядком предоставления денежных средств или товаров в кредит предпринимателю.

Перейдем к более подробному рассмотрению вопроса о видах кредитования. Первоначально по способу правового регулирования обязательственных правоотношений можно выделить кредитование собственно способом кредитного договора, договора лизинга и договора факторинга (т. е. финансирование под уступку права требования). Далее уже непосредственно в правоотношениях по кредитованию можно говорить о разовом кредитовании предпринимателя или о предоставлении ему кредитной линии на определенных условиях. Разовый договор кредитования может состоять в том, что банк предоставляет кредит клиенту один раз по договору. Либо кредит может предоставляться на условиях того, что банк неоднократно будет на определенных условиях предоставлять денежные средства клиенту [9, с. 24-27].

Уже методы кредитования можно выделять в зависимости от того, каким образом банк будет оказывать материальную поддержку своего клиента. Здесь можно выделить несколько наиболее распространенных способов. Банк может сам оплачивать счета своего клиента на определенную (оговоренную в договоре) сумму при условии, что клиент со своей стороны добросовестно выполняет условия кредитного договора [5, с. 90-95]. Либо другой вариант: банк может предоставить клиенту оговоренную договором денежную сумму, а клиент расходует эти средства по своему усмотрению (т. е. целевое использование средств в договоре никак не оговаривается, или просто определяется, что это нужды предпринимателя, на развитие его бизнеса и т. д.). Возможен и третий вариант – банк сам закупит для клиента определенный товар и передаст его клиенту под реализацию, это так называемый способ предоставления товарного кредита.

Договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом. К коммерческому кредиту соответственно применяются общие правила гражданского законодательства о кредите, если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства.

Решив взять кредит в банке, предприниматель неизбежно сталкивается с выбором: срока, процентов, суммы и, главное, цели кредитования. От правильности решения зачастую зависит дальнейший успех бизнеса. Выбор есть всегда. Обилие незнакомых понятий смущает. Банковские предложения пестрят терминами  «овердрафт», «инвестиционное кредитование», «кредит на покупку основных средств», «кредиты индивидуальным предпринимателям», «коммерческая ипотека» и т.п. Рассмотрим все по порядку [8, с. 100]. 

Овердрафт – это вид краткосрочного кредитования, позволяющий оперативно осуществлять платежи, даже когда остаток денежных средств на расчетном счете менее суммы, требуемой для совершения платежа. Овердрафт выглядит более привлекательным по сравнению с другими видами кредитовани.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.