VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы кредитования малого бизнеса РФ

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002359
Тема: Теоретические основы кредитования малого бизнеса РФ
Содержание
     СОДЕРЖАНИЕ
Введение                                                                                                          3
1 Теоретические основы кредитования малого бизнеса РФ                    7
1.1 Малый бизнес как особый тип предпринимательской деятельности и его особенности как субъекта кредитования                                                        7
1.2 Виды и формы кредитования малого бизнеса в РФ                                     13
1.3 Нормативно-правовая база кредитования малого бизнеса в России          18
2 Анализ кредитования малого бизнеса в РФ за 2012-2015гг                     23
2.1 Анализ структуры и динамики банковского кредитования малого бизнеса в РФ за 2012-2015гг                                                                                               23
2.2 Анализ небанковского кредитования малого бизнеса                                 31
2.3 Проблемы кредитования малого бизнеса в РФ                                            38
3 Перспективы развития кредитования малого бизнеса в РФ                  45
3.1 Анализ стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого предпринимательства                                                           44
3.2 Тенденции развития кредитных отношений банков с малыми предприятиями                                                                                                       53
Заключение                                                                                                           61
Список использованных источников                                                              65
Приложения






     
     
     ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность темы исследования обусловлена тем, что сектор малого предпринимательства является стратегической сферой интересов государства, будучи основным источником финансирования бюджета разного уровня и экономического развития. Малое предпринимательство в России имеет достаточный потенциал роста, являясь гибкой сферой экономического государственного устройства, и способно оперативно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры, как на внутреннем, так и на международном рынке.
     В последнее время банки достаточно большой объем своего продукта ориентируют на малый бизнес, поскольку считают его кредитоемкость достаточно высокой. Увеличение доли субъектов малого бизнеса в кредитном портфеле позволит банкам увеличить долю прибыли по кредитным и не кредитным комиссиям. Известно, что вместе с кредитом банки реализуют дополнительные пакетные предложения. 
     Банки зачастую излишне бюрократизируют формирование пакета документов по кредитованию. Ужесточение банков к подходам в оценке кредитоспособности заемщиков связано с их информационной закрытостью и негативной практикой взыскания проблемной задолженности. Если кредитующий банк размещает информацию о собственниках банка, своем финансовом состоянии в средствах массовой информации, сообщает о своих планах и проектах, показывает размещение собственных и привлеченных средствах, действует в рамках делового партнерского сотрудничества, то он в праве ожидать и от партнеров такой же открытости.
     В условиях нестабильной экономики в разные периоды бизнес сталкивался с серьезными проблемами, которые проявлялись в наступлении трудных периодов для заемщиков. На данный момент основные крупные банки научились работать с проблемными активами. В случае, когда наблюдается возможность реанимировать бизнес, проводят реструктуризацию задолженности. Также возможно заключение мирового соглашения без наложения взыскания на предметы залога. В этих условиях исследование особенностей и перспектив кредитования малого бизнеса в России приобретает особую актуальность.
     Степень изученности темы исследования. Рост влияния малого бизнеса на развитие мировой хозяйственной системы и признание его особой роли в решении ряда важнейших социально-экономических задач в условиях модернизации экономики обусловили большой интерес к проблемам кредитного обеспечения малых предприятий. Эти проблемы были и остаются предметом исследования многих ведущих российских и зарубежных ученых. Заметный вклад в разработку теоретических аспектов проблемы кредитования предпринимательства в целом внесли Л.И. Абалкин, Г.Н. Белоглазова, П.И. Вахрин, Е.Ф. Жуков, В.И. Колесников, О.И. Лаврушин., М.Г. Лапуста, А.Г. Поршнев, К.Л. Старостин и др. Общие вопросы банковского кредитования малых предприятий нашли отражение в работах Н.И. Кравцовой, М.В. Ключникова, А.И. Картаусова и др.
     Вопросы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства рассматривались такими авторами, как Р.Б. Шестаков, И.А. Новоселова, В.Н. Круглова, И.В. Баранова, А.О. Блинов, Г.Г. Коробова, В.Ю. Морозов. Лизинг, факторинг и венчурный капитал как источники кредитных ресурсов для малых предприятий изучались B.C. Былинкиной, Н.Ю. Ивановой, Д.В. Клисенко, В.М. Савельевым, А.А. Чеченовым. 
     Актуальность темы и недостаточная научная разработанность вопросов кредитования малого бизнеса определили выбор темы, цель и задачи данного исследования.
     Целью данной работы является исследование особенностей и перспектив кредитования малого бизнеса в РФ.
     В рамках поставленной цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
     - рассмотреть малый бизнес как особый тип предпринимательской деятельности и его особенности как субъекта кредитования;
     - рассмотреть виды и формы кредитования малого бизнеса в РФ;
     - проанализировать нормативно-правовую базу кредитования малого бизнеса в России;
     - провести анализ структуры и динамики банковского кредитования малого бизнеса в РФ за 2012-2015гг.;
     - провести анализ небанковского кредитования малого бизнеса за отчетный период;
     - выявить ключевые проблемы кредитования малого бизнеса в РФ;
     - определить направления развития кредитования малого бизнеса в РФ.
     Объект исследования – деятельность организаций в области кредитования малого предпринимательства в РФ.
     Предмет исследования - является механизм кредитования различных видов деятельности организаций малого предпринимательства.
     Теоретической и методологической основой исследования послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, материалы периодической печати, статистические материалы, научные труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам развития и особенностей кредитования малого бизнеса.
     В ходе выполнения дипломной работы применялись такие методы научного исследования как обследование, наблюдение, группировка, сопоставление, сравнение, обобщение, анализ и синтез, системный метод, диалектический метод.
     Структура дипломной работы состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы. 
     В первой главе «Теоретические основы кредитования малого бизнеса РФ» рассмотрены основные понятия, виды кредитования, определена нормативно-правовая база кредитования малого бизнеса.
     Во второй главе «Анализ кредитования малого бизнеса в РФ за 2012-2015гг.» дан анализ банковского и небанковского кредитования, обозначены ключевые проблемы кредитования малого бизнеса. 
     В третьей главе «Перспективы развития кредитования малого бизнеса в РФ»  определены основные направления кредитования малого бизнеса.
      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА РФ
     
     1.1	Малый бизнес как особый тип предпринимательской деятельности и его особенности как субъекта кредитования
     
     В научной литературе вместо этого термина часто употребляется термин «малое предпринимательство». Данные понятия практически тождественны. Отличие состоит лишь в том, что термин «малое предпринимательство» - это юридический термин, поскольку употребляется в нормативных актах за некоторыми исключениями, а «малый бизнес» - экономический. Но, в сущности, это одно и то же явление.
     В юридической и экономической литературе дается множество определений малого предпринимательства или малого бизнеса, затрагивающих различные аспекты данного явления. 
     Авторы многочисленных современных российских учебников по проблемам предпринимательства, такие как: Лапуста М.Г., Горфинкель В.Я., Швандар В.А., Рубе В.А., Бусыгин А.В. и другие, также свободно оперируют понятиями «малое предпринимательство» и «малый бизнес», не поясняя разницу между ними. Так, например, учебное пособие «Малое предпринимательство: организация, управление, экономика» да?т такие определения: «Бизнес - экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, направленная на получение прибыли пут?м создания и реализации определенной продукции или услуги», «предпринимательская деятельность - деятельность коммерческих организаций, связанная с вложением средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой».
     В России нормативное закрепление статуса малого предпринимательства появилось в Федеральном законе от 14 июня 1995 г.          № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». Впервые нормативные критерии, разграничивающие экономические субъекты на предприятия МСБ, были представлены в Федеральном законе от 31 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», при этом были использованы следующие критерии: независимости (управляемости), численность работников предприятия, предельные значения выручки и балансовой стоимости активов.
     Необходимость законодательного закрепления статуса малых предприятий возникла вследствие того, что специфика этих экономических субъектов требует особых мер государственной поддержки. Меры государственной помощи, направленные на поддержание и развитие малого предпринимательства, а также сложившиеся экономические условия стимулируют банки к активному взаимодействию с малыми предприятиями. Однако природа малого предпринимательства обусловливает особенности, свойственные данным экономическим субъектам, без знания которых банки не могут строить взаимоотношения с малым бизнесом.
     Характерные для малого бизнеса черты могут быть объединены в три группы: финансово-экономические, организационные и кадровые.
     Базовые характеристики малого бизнеса лежат в финансово-хозяйственной сфере и предопределяют появление организационных и кадровых особенностей, так как управление небольшими по объему финансовыми ресурсами не требует сложной организационно-управленческой структуры. К финансово-экономическим особенностям малого бизнеса следует отнести:
     - небольшой объем располагаемых ресурсов - малые предприятия имеют собственный капитал, который состоит из уставного капитала в размере 10 тыс. руб., небольшой прибыли либо убытков, которые образованы за счет операционных и внереализационных расходов с целью уменьшения результата деятельности предприятия, для сокращения налоговой базы;
     - короткий период планирования, как правило не более одного года, ввиду небольшого объема ресурсов;
     - как правило, малый бизнес не располагает собственным имуществом, так как в основном малые предприятия арендуют помещения, используемые ими в производстве и торговле.
     Если же все-таки основное средство приобретается, в большинстве случаев это осуществляется за счет собственных денежных средств руководителей предприятия и не отражается во внеоборотных активах;
     - высокая чувствительность к изменению уровня постоянных затрат ввиду небольшого объема ресурсов и объемов производства;
     - главной особенностью малого предприятия является их большая чувствительность к изменениям экономической среды. Поскольку характерной чертой рыночной экономики является цикличность развития, то проблема выживания малого предприятия состоит в наличии резервов для того, чтобы пережить период спада и дождаться подъема рынка. Следовательно, в период подъема малого предприятия должно суметь накопить достаточную сумму прибыли в период подъема, чтобы профинансировать свои постоянные издержки в период спада: заработную плату, арендную плату, представительские расходы, налоги;
     - значительный объем банкротств - около 50 % малых предприятий закрываются в первые два года деятельности, успешными бывают только     15 % малых предприятий;
     - характерной особенностью малого бизнеса является низкий уровень прозрачности, что не позволяет в полной мере осуществлять анализ и оценку кредитоспособности;
     - отсутствие официальной финансовой отчетности или ее представление в усеченном виде;
     - большая часть расчетов с контрагентами осуществляется наличными деньгами, минуя банковские счета;
     - недостатки налогообложения малого бизнеса, которые заключаются в высоком уровне налоговой нагрузки, которая складывается из налоговых платежей и различного рода начислений; сложном механизме расчета налогов, приводящий к многочисленным вариантам его трактовки; административных издержках, связанных с учетом финансово-хозяйственной деятельности для целей налогообложения и подготовкой отчетности для налоговых органов.
     К организационным особенностям малого бизнеса относятся следующие:
     - ввиду небольшой численности персонала слабо выражена специализация выполняемых функций, например, при малой численности сотрудников нецелесообразно создавать отдел кадров. Значительное число функций как оперативного, так и стратегического управления, выполняет руководитель - собственник компании, поэтому на малом предприятии, как правило, существует только один центр принятия управленческих решений, что приводит к значительному сокращению времени, необходимого для принятия управленческого решения;
     - стремление государства облегчить процедуру регистрации малых предприятий кроме положительных последствий имеет также отрицательное, способствующее повышению риска взаимодействия контрагентов с малым бизнесом, так как последний может относительно быстро перерегистрироваться на другое предприятие;
     - эволюционный характер трансформации малого предприятия в крупное, поэтому, осуществляя взаимодействие с малым предприятием, банк должен помнить, что он имеет возможность создать лояльного крупного клиента в будущем.
     Особенностью малого бизнеса в кадровой сфере является слабое внимание к системе отбора персонала, а небольшой уровень оплаты труда приводит к значительной текучести кадров, что не всегда положительно сказывается на деятельности малого предприятия.
     Помимо специфики малого бизнеса, которая определяется его сущностью, необходимо обратить внимание на отраслевую специфику, также присущую малым предприятиям. Большая часть малых предприятий (45 %) осуществляет деятельность в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования. Торговля как отрасль хозяйства относится к сфере обращения, что налагает отпечаток на кругооборот оборотного капитала таких организаций, который состоит из двух стадий: превращение авансированного капитала в запасы товаров и реализация товаров покупателям. Так как в расчетах с контрагентами в основном применяется предварительная оплата отгружаемых товаров, то для обеспечения непрерывности оборота торгового капитала встает необходимость получения заемных средств для покрытия временной потребности в денежных средствах. Поэтому считается, что современная торговля является самой кредитоемкой отраслью хозяйства, где сосредоточено свыше 80 % краткосрочных кредитов коммерческих банков. Особенности кругооборота капитала торговых организаций обусловливают специфику процесса кредитования, оценки их кредитоспособности, а также особенности предлагаемых банковских продуктов.
     Рассмотренные выше особенности субъектов малого бизнеса как потенциальных заемщиков определяют особенности их кредитования, которые могут быть сгруппированы по таким направлениям, как:
     1) набор этапов процесса кредитования;
     2) анализ кредитоспособности заемщика;
     3) кредитные продукты (размер кредита, процентные ставки, виды обеспечения, срок кредитования, объект кредитовании и др.).
     1. Кредитный процесс, как определенная последовательность действий сотрудников банка, традиционно включает следующие этапы: рассмотрение заявки и принятие решения о целесообразности кредитования; оформление кредитной документации; обслуживание кредита: этап выдачи кредита, этап мониторинга финансового состояния заемщика, этап мониторинга обеспечения кредита, этап контроля уплаты процентов и комиссий, этап контроля за погашением основного долга; текущий и последующий контроль.
     Этапы процесса кредитования малых предприятий имеют ряд особенностей, отличающих их от процесса кредитования крупных предприятий. Например, при работе с малым бизнесом на этапе рассмотрения заявки и принятия решения не проводятся начальные переговоры с потенциальным клиентом с целью определения его перспективности для банка, а также кредитных потребностей; не происходит первичного рассмотрения заявки руководством банка, заявка рассматривается непосредственно сотрудником подразделения, осуществляющего кредитование. Это возможно, поскольку при кредитовании малых предприятий применяют стандартизированный подход к клиентам, не учитывающий индивидуальные особенности каждого предприятия в отдельности.
     Поэтому на первом этапе происходит отсеивание большого количества предприятий, не удовлетворяющих общим критериям, которые, однако, при более детальном анализе могли бы стать клиентами банка. Только после положительного решения сотрудника банка о дальнейшем рассмотрении заявки производится первичная беседа с клиентом, осуществляется запрос на предоставление документов. В случае непредставления заемщиком пакета документов в течение определенного времени, отказа заемщика от кредита, отрицательного заключения службы экономической безопасности банка, заведомой неприемлемости условий заемщика следует снятие заявки клиента с дальнейшего рассмотрения. В случае кредитования крупного заемщика заявка может быть направлена на доработку. Особенностью кредитования малого предприятия является также то, что внимание банка сосредоточивается не на качестве каждого отдельного заемщика, а на качестве портфеля ссуд, предоставленных малым предприятиям.
     На этапе оформления кредитной документации необходимым условием получения ссуды является открытие расчетного счета в банке и осуществление всех расчетов предприятия через этот счет. Данный этап при кредитовании малых предприятий является достаточно коротким, так как договора являются стандартными и их подписывает уполномоченный руководством сотрудник, непосредственно работающий с малым предприятием. На этапе мониторинга финансового состояния заемщика сотрудник банка поддерживает с клиентом тесный контакт и лично посещает предприятие. На этапе обслуживания кредита процедуры контроля за уплатой процентов, комиссией и основного долга объединяются, поскольку, как правило, клиент производит погашение основного долга ежемесячно равными частями одновременно с платежами процентов и комиссий.
     2. Особенности оценки кредитоспособности субъектов малого бизнеса проявляются во введении границы минимального срока существования бизнеса, тесном контакте кредитного эксперта с заемщиком, проведении оценки личного финансового положения владельца бизнеса, использование для расчета оценочных коэффициентов данных отчетности, составленной непосредственно кредитным экспертом, а также в стремлении упростить и ускорить процедуру оценки кредитоспособности.
     3. Рассматривая особенности кредитных продуктов для заемщиков - субъектов малого бизнеса, можно выделить ряд требований, при выполнении которых возможно получение кредита. Эти требования касаются заемщика, параметров кредитной сделки, поручительств и гарантий. 
     1.2 Виды и формы кредитования малого бизнеса в РФ
     Изучение специфики кредитных отношений малого бизнеса, отечественного и зарубежного опыта кредитования малых предприятий, особенностей российской финансово-кредитной системы и текущей политики государства в области поддержки предпринимательства позволило выделить следующие формы и виды кредитования малого бизнеса в РФ.
     Для целей краткосрочного кредитования автором выделены следующие виды кредитных операций для малого предприятия:
     - овердрафт, который предоставляется на покрытие временной нехватки оборотных средств для проведения текущих расчетов и не требует обеспечения;
     - факторинг, как наиболее оптимальный способ управления дебиторской задолженностью, источник финансирования для растущего бизнеса;
     - кредитная линия - вид кредитования, который предусматривает многократное списание кредитных средств на основании заявок заемщика в пределах суммы лимита, предусмотренного кредитным договором для финансирования объектов, указанных в кредитном договоре; может использоваться для финансирования как бизнес-проектов, так и текущих потребностей предприятий в оборотных средствах;
     - вексельное кредитование отличается высокой надежностью, простотой оформления и экономической выгодой для заемщика.
     В долгосрочном кредитовании наиболее приемлемы для малого предприятия такие виды кредитных операций, как:
     1 .Франчайзинг, который даст возможность предпринимателю начать собственное дело. Бизнес в форме франчайзинга во всем мире считается более надежным по сравнению со свободным малым предпринимательством в связи с тем, что этот бизнес уже хорошо опробован. Кроме того, франчайзер, являясь заинтересованной стороной, может быть гарантом при получении кредитов.
     2.Венчурное финансирование, которое способствует росту конкретного бизнеса путем предоставления определенной суммы денежных средств в обмен на долю в уставном капитале или некий пакет акций. Венчурный капитал предоставляет возможность предприятиям, не имеющим доступ к иным заемным средствам, развиваться и получать финансирование под высокорисковые проекты, выжить в трудных условиях.
     3. Лизинг, преимущества которого для малого предприятия связаны с тем, что лизинг не требует обеспечения; в случае оперативного лизинга ремонтом и обслуживанием оборудования занимается лизингодатель; при лизинге оборудования у малого предприятия появляется возможность направить денежные средства на формирование оборотного капитала; роста долгосрочных долговых обязательств не происходит, поскольку взятое в лизинг оборудование не находится на балансе предприятия, следовательно, не существует и дополнительных балансовых обязательств.
     Кроме того, необходимо выделить такую форму кредитования малого бизнеса как микрокредитование. 
     Микрокредигование - относительно новая финансовая технология, которая предполагает кредитование начинающего бизнеса с ненадежным залогом, с размерами кредита не более 100 тысяч рублей и на срок более 4-5 месяцев, предоставляемых на рыночных условиях. Потребность в микрокредитах в России в настоящий момент по оценкам экспертов в 3-4 раза превышает предложение.
     В научной и специальной литературе выделены следующие формы организации микрокредитования, исходя из таких критериев, как классификация институтов микрокредитования, источники финансовых средств для микрокредитов, целевые группы предпринимателей, которым предоставляются микрокредиты, суммы микрокредита, сроки его предоставления:
     - государственные фонды поддержки малого бизнеса;
     - международное микрофинансирование;
     - кредитные союзы;
     - банки;
     - другие венчурные фонды, службы занятости и т.д.
     
     Перечисленные выше факторы во многом определяют форму управления финансовыми ресурсами, стоимость кредитов и условия их предоставления, окупаемость программ микрокредитования и др.
     Важное звено технологической цепочки предоставления микрокредитов составляют поставщики микрокредитных ресурсов, в роли которых могут выступать микрофинансовые институты.
     В связи с тем, что потребители микрокредитных услуг относятся к категории высокорискованных, существуют специальные методологии микрокредитования.
     Определяющим фактором в выборе оптимальной методолгии микрокредитования является классификация категорий клиентов ло масштабу и целям их экономической деятельности.
     Методология индивидуального кредитования представляет собой модифицированный вариант системы, обычно используемой коммерческими банками. Займы гарантируются имущественным залогом; клиенты проверяются по кредитной истории и рекомендациям; анализ займа основан на тщательном изучении жизнеспособности финансируемого бизнеса. Отличие данной методологии от обычного кредитования заключается в том, что она включает в себя консультационно-обучающие элементы.
     При методологии группового кредитования функции, выполняемые персоналом банка, делегируются кредитной группе, формирование которой происходит по инициативе сотрудника микрокредитной организации. Таким образом: 
     - группа сама проверяет клиентов и определяет, кто может войти в ее состав; 
     - члены группы оценивают бизнес друг друга и возможности возврата кредитов; кредитование осуществляется в виде предоставления серии небольших, постепенно увеличивающихся займов;
     - займы гарантируются другими членами группы; 
     - в случае нарушения графиков погашения займов или неплатежа вся группа лишается возможности получения следующего займа до полного погашения задолженности. 
     В некоторых МФИ, работающих в сельской местности, используются модели, при которых займы предоставляются группе в целом, и она сама ссужает средства своим членам.
     Преимуществами данной методологии группового кредитования являются: 
     - повышенный охват клиентов с использованием принципа групповой гарантии; 
     - эффективные отбор и мониторинг со стороны членов кредитной группы; 
     - низкие затраты на ведение дел, так как группа берет на себя часть административной работы по выдаче кредитов; 
     - взаимная поддержка членов группы, что снижает необходимость в консультационных услугах со стороны МФИ.
     В рамках темы дипломной работы необходимо отметить форму государственного финансирования малого бизнеса - предоставление бюджетных кредитов субъектам малого предпринимательства.
     Средства из государственного бюджета предпринимателям могут передаваться на условиях возвратности и, как правило, платности. В этих случаях следует говорить о государственном кредитовании предпринимательской деятельности. Государственное кредитование предпринимательства представляет собой правовую форму вмешательства государства в экономику с целью поддержки необходимых видов производств, состоящую в предоставлении денежных средств в собственность хозяйствующих субъектов с обременением целевого использования и на условиях возвратности, платности и срочности. Общие условия и основные направления государственного кредитования содержатся в ежегодном законе о федеральном бюджете.
     Можно выделить следующие отличительные признаки государственного кредитования:
     - льготный характер: данные средства предоставляются с уплатой процентов за пользование ими в размере 1/3 или 1/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ;
     - порядок его осуществления: государственные средства выделяются в пределах финансового года равными долями и, как правило, в пределах средств, поступающих от возврата ранее выданных кредитов;
     - создание специальных фондов, аккумулирующих как выделенные средства, так и возврат ранее выданных кредитов.
     Необходимо выделить формы государственного кредитования:
      - агентское государственное кредитование: в реализации государственного кредитования участвуют коммерческие банки, выступающие в роли агентов Правительства РФ;
      -государственное кредитование в форме банковского кредита. В данном случае, в отличие от предыдущего, банки, участвующие в государственном кредитовании, сами сначала получают кредит в Центральном банке, а затем предоставляют его заемщикам.
     1.3 Нормативно-правовая база кредитования малого бизнеса в России
     Конституция РФ не использует понятие «малое предпринимательство», равно как и понятие организации (юридического лица), оперируя такими терминами, как «учреждение» и «предприятие» (ч. 2, ч. 3 ст. 43), «общественное объединение» (ч. 4, ч. 5 ст. 13), религиозные объединения (ч. 2 ст. 14).
     Гражданский кодекс РФ также не содержит упоминания о малых предприятиях, разграничивая виды юридических лиц в зависимости от прав учредителей в отношении юридического лица и его имущества, а также по целям осуществляемой организацией деятельности. Следует отметить, что некоторыми исследователями в свое время было высказано предложение о необходимости дополнения норм Гражданского кодекса РФ новой организационно-правовой формой «малое предприятие».
     Особенностью договора кредитования с участием малых  предпринимателей является его субъектный состав: одной стороной такого договора (кредитором) выступает банк или иная кредитная организация, имеющая соответствующую лицензию (ст. 819 ГК РФ), а другой - могут быть только юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с действующим законодательством обладают статусом субъектов малого предпринимательства.
     В п. 1 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее-Закон № 209-ФЗ) допущена неточность в формулировке критерия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства в части, касающейся доли участия лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства. В данной норме говорится только о юридических лицах, не являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства. При этом отсутствует указание на долю участия индивидуальных предпринимателей, которые также могут не являться субъектами малого или среднего предпринимательства.
     При этом необходимо отметить, что государственная поддержка в соответствии с Законом № 209-ФЗ может оказываться, в том числе, субъектам малого и среднего предпринимательства, занимающимся производством и реализацией социально вредной продукции, что противоречит политике государства, направленной на охрану жизни и здоровья населения. К таким видам деятельности, прежде всего, относится производство и реализацию табачной и алкогольной продукции.
     Рассматривая вопросы государственной поддержки развития малого предпринимательства, необходимо отметить, что государство осуществляет мероприятия по поддержке малого предпринимательства не только путем нормативного регулирования их деятельности, но и непосредственно финансирует программы развития указанных субъектов. Основным инструментом реализации государственной финансовой политики в этой области служат федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства, при этом данная поддержка оказывается не всем субъектам малого предпринимательства и не в полном объеме, поэтому основным средством получения необходимых денежных средств является банковское кредитование.
     Однако не всегда соотношение кредитного риска и предпринимательской выгоды в пользу выдачи кредита, несмотря на то, что для некоторых кредитных организаций кредитование малого бизнеса представляет значительный интерес вследствие их высокой доходности и относительно небольших сроков оборачиваемости ссудного капитала. Такое положение создалось по следующим причинам: недостаточная юридическая и экономическая грамотность большинства предпринимателей, которые не могут представить кредитной организации приемлемые финансовые проекты развития своего дела; нерентабельность данного вида займа; плохие кредитные истории или их отсутствие; недостаточность имущества, способного стать залогом и т.д.
     При этом, необходимо обратить внимание на несовершенство механизма льготного кредитования, причиной которого является отсутствие императивной правовой регламентации кредитного договора. Это приводит к тому, что кредитная организация, выдавая кредит, может включать в договор собственные условия, как непосредственно повышая проценты, так и косвенно, через комиссии, которые при частичной компенсации ставки банковского процента государством не учитываются. В связи с этим можно предложить нормативно запретить включение в такие договоры условий о комиссиях.
     Также кредитование субъектов малого предпринимательства по программам банка имеет ряд недостатков, которые не позволяют говорить о данном механизме кредитования, как об удовлетворяющем потребности малого бизнеса в кредитных ресурсах. На практике ни одна из программ поддержки субъектов малого предпринимательства, реализуемых банком, не решает проблемы получения стартового капитала для начала собственного бизнеса (стартап-кредитование). В этих условиях, как отмечает А.В. Викулин необходимо развивать систему микрофинансирования и микрокредитования.
     Необходим комплексный подход, позволяющий создать правовой механизм, способствующий развитию данного направления кредитования субъектов малого предпринимательства в современной России.
     Пункт 6 статьи 12 Федерального закона от 2 июля 2010 г. «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее -  Закон № 151-ФЗ) устанавливает запрет на применение штрафных санкций индивидуальным предпринимателям, досрочно возвратившим сумму займа микрофинансовой организации. С учетом того, что одной из основных категорий заемщиков микрофинансовых организаций выступают субъекты малого предпринимательства, к которым по масштабам хозяйственной деятельности могут быть отнесены не все индивидуальные предприниматели, можно предложить, установить запрет на применение штрафных санкций за досрочный возврат микрозайма в отношении как индивидуальных предпринимателей, так и юридических лиц.
     Для заемщиков-субъектов малого предпринимательства важным является не только получение самого микрозайма в микрофинансовой организации, но формирование на основе этого опыта положительной кредитной истории для дальнейшего обращения в банки и иные кредитные организации за более крупными финансовыми ресурсами.
     В связи с этим микрофинансовые организации должны выступать не только в роле займодавцев, но и принимать активное участие в создании кредитных историй для своих заемщиков. Закрепленное в статье 16 Закона № 151-ФЗ положение о том, что предоставление информации в бюро кредитных историй является правом микрофинансовой организации, а не ее обязанностью, является декларативной нормой, не содержащей реального механизма правового регулирования. Отсутствие правовых норм, закрепляющих такую обязанность для всех микрофинансовых организаций, может негативным образом сказаться на развитии кредитования субъектов малого предпринимательства. Действенной мерой, направленной на вовлечение микрофинансовых организаций в процесс формирования кредитных историй субъектов малого предпринимательства, должно стать установление обязанности всех микрофинансовых организаций выступать в качестве источников формирования кредитных историй своих .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44