- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Проблема организации культурно - досуговой деятельности, как одно из средств развития и творческой личности у подростков
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K006292 |
Тема: | Проблема организации культурно - досуговой деятельности, как одно из средств развития и творческой личности у подростков |
Содержание
Организация культурно - досуговой деятельности подростков в условиях сельской местности ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ 1.1 Сущность понятий «досуг» и «культурно-досуговая деятельность»…..…………………………………………………..1.2 Социальнопсихологические особенности культурно-досуговой деятельности подростков………………………………………………………1.3 Современные тенденции культурно-досуговой деятельности подростков...16 ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙМЕСТНОСТИ………………………………………………… 2.1 Анализ организации культурно-досуговой деятельности подростков в Пронске Рязанской области 2.2 Разработка плана мероприятий по организации культурно-досуговой деятельности подростков в Пронском Центре культуры и досуга ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ…………………………………………….. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………........ ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ Проблема свободного времени детей и подростков является весьма актуальной и социально значимой. Современное общество требует новых технологий в деятельности всех социальных институтов, работающих с детьми и подростками, в связи с возникшей проблемой социальной и индивидуальной адаптации детей, из-за быстро меняющихся условий жизни, эволюции различных форм обучения, воспитания и развития, необходимости подготовки к жизни и социальному успеху. Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса. Большой вклад в осмысление сущности досуга внесли М.А. Ариарский, Д.М. Генкин, В. Д. Патрушев, Ю.А. Стрельцов, А.Ф. Воловик, А.Д. Жарков, Л.Е. Романенко, И.Л. Смаргович и др. Несмотря на все богатство теоретических материалов и системных исследований, посвященных культурно-досуговой деятельности, проблема досуга подростков остаётся актуальной не только для теоретиков, но и для специалистов-практиков, так как большой объём неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им нередко приводит детей к социальным проблемам. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в подростковом возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности. Известно, как несложно увлечь подростка чем-либо. И также известно, как трудно сохранить, поддержать и развить этот интерес. В данной работе объектом исследования являются культурно – досуговая деятельность подростков. Подростки, в силу своих возрастных психологических особенностей, готовы воспринимать все новое и неопознанное, не задумываясь о последствиях. При этом они еще идеологически неустойчивы, в их умы легче внедрить как положительный, так и отрицательный образ. Когда нет положительной альтернативы, то идеологический вакуум быстро заполняется наркотиками, курением, алкоголизмом и другими вредными привычками. Именно поэтому основной задачей органов управления и учреждений культуры должна стать организация досуговой занятости детей и подростков, совершенствование и расширение перечня предоставляемых культурных услуг с учетом досуговых предпочтений этой категории населения. Создание положительного, привлекательного имиджа учреждения культуры позволит привлечь в его стены больше детей и подростков, что создаст определенную альтернативу праздному времяпрепровождению, являющемуся одной из предпосылок совершения преступлений. Особенно это актуально для подростков сельской местности, где культурный уровень населения намного уступает этому же уровню городского населения. В сельской местности и посёлках подросткам иногда не с кого брать пример, они не знают, как можно с пользой проводить свободное время. Исходя из этих умозаключений, объектом исследования в моей работе стал процесс организации культурно – досуговой деятельности подростков в условиях сельской местности. Люди в сельской местности сильно отличаются историей своей индивидуальной жизни и выполняют так много различных функций, что делать какую-то одну функцию более существенной кажется уже не столь само собой разумеющимся. Вместо этого люди в деревнях и поселках признаются как индивидуальности. Они проявляют себя в своем характере, а не в отдельных ролях. Роли не закреплены, они могут исполняться разными лицами и исполнителей можно вычислить. Характеры тоже поддаются качественной оценке, но их не взять напрокат. Они принадлежат совершенно определенному индивидууму, вполне определенной личности. Жизнь в условиях сельской местности зависит от людей, которые проявляют в своей деятельности необыкновенно высокую меру ответственности, особенно в отношении тех, кто живет с ними в семье. Жизнь в деревенском объединении имеет определенное сходство с жизнью семьи. При этом все же элементы как традиционной, так и современной семьи соединяются в совершенно новой форме. Жизнь в деревне сходна с традиционной семьей тем, что общими узами связано большое число ее членов. Семейные объединения довольно велики, и каждая деревня может считаться еще большим единством разветвленных родственных связей. Так, например, небольшие праздники происходят в отдельных домах, а большие открыты для всех жителей деревни. Рождение ребенка вызывает всеобщий интерес, а крещение представляет собой такое большое общественное событие, что на празднование приглашается вся деревня. То же относится к свадьбам и погребениям. В сельской местности семейная жизнь не скрывается: все жители принимают в ней участие. Социальная среда поселка выступает как объединяющее начало всех его жителей, в том числе и детей, которые наиболее подвержены ее стихийному влиянию. При этом качественная характеристика сельских учреждений культуры (клубов, библиотек, киноустановок), всей атмосферы культурной жизни обнаруживает все большее значительное отставание села. Понимание ограниченности (в сравнении с городом) «ассортимента» учреждений культуры в селе порождают у сельских жителей известную неудовлетворенность культурно-просветительным и бытовым обслуживанием. Культурный центр представляет собой комплекс, объединяющий все основные культурно-просветительные учреждения, обслуживающие населения по месту его жительства. И.М. Бакштейн исходит из комплексной, многофункциональной модели досугового объекта, рассматриваемого не в виде суммы некоторых учреждений, а как единое пространство организации досуга, характеризующиеся сложной структурой. Проблема формирования и удовлетворения культурных потребностей особенно остро стоит перед сельскими учреждениями культуры. Многие потребности могут быть удовлетворены при условии взаимодействия различных учреждений культуры, например, библиотеки и клуба, школы и клуба, клуба и спортивных организаций. Учреждения культуры являются своеобразными центрами организации досуга. Соответственно, целью моей работы является выявление особенностей организации культурно - досуговой деятельности подростков в условиях сельской местности. Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что досуг для современных подростков является одной из первостепенных ценностей. Хочу подчеркнуть, что именно в этой области реализуются многие социокультурные потребности детей. Также важным аспектом является актуализация вопросов досуга подростков, которая обусловлена тем, что молодое поколение, в соответствии со своими социокультурными потребностями, время досуга посвящает в основном общению в молодежных компаниях, группах сверстников, где формируется особая молодежная субкультура, влияющая на становление личности молодого человека. В ходе работы поставлены следующие задачи: Изучить теоретические основы, сущность досуга и культурно-досуговой деятельности. Рассмотреть социально-психологические особенности подросткового возраста. Раскрыть содержание досуга современного подростка. Проанализировать организацию культурно-досуговой деятельности подростков в условиях сельской местности. Разработать план мероприятий по организации культурно-досуговой деятельности подростков в МУК «Районный дом культуры муниципального образования – Пронский муниципальный район» Рязанской области. В данной работе еще раз хочу подчеркнуть, что я рассматриваю проблему организации культурно - досуговой деятельности, как одно из средств развития и творческой личности у подростков. По мнению многих педагогов, учить творчеству — прежде всего, учить творческому отношению к жизни. Так как досуговая деятельность школьников осуществляется в свободное от учебы время в школе и в учреждениях дополнительного образования детей с целью развития творческих способностей детей на базе школ создаются различные объединения по интересам, самодеятельные театры, студии, художественно-творческие коллективы. Я покажу на примере своей работы, как учреждения дополнительного образования, клубы, студии, дома творчества и многие другие ставят своей задачей развитие у детей способностей, направленных на предметную деятельность в области ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ Использование в повседневном обиходе слова «досуг» представляет собой в смысловом плане своеобразный коктейль из понятий «отдых», «развлечение», «рекреация», «игровые занятия», «хобби», «спортивно-оздоровительные увлечения», «туризм». Все это в реальной структуре досугового времени действительно присутствует. Однако бытовое толкование в силу своей зыбкости и недостаточной определенности явно не подходит для научного и учебного использования. К сожалению, в подходах к вычленению и пониманию досуга как такового, нет до сих пор полного единства и в специальной литературе. Исторически сложилось так, что здесь одновременно существовали три позиции. Первая из них – деление временного бюджета взрослого человека на «работу» и «неработу», в рамках которой досуг и внерабочее время рассматриваются как одно и то же (Л.К. Балясная, Т.В. Сорокина и др.). Суть второй позиции составляло отождествление понятий «досуг» и «свободное время» (Ф.С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов и др.). В рамках третьей позиции досуг квалифицировался в качестве части свободного времени, где из последнего исключались все более или менее серьезные занятия, связанные с развитием личности, и досуг сводился к отдыху и развлечениям. Досуг - это часть внерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и другие виды бытового самообслуживания). Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени (24 часа). Прежде всего, следует вычесть время, которое он затрачивает на производственно-трудовые функции, включая дорогу к месту работы и обратно. К нему относится физиологический отдых (ночной сон), оздоровительные и санитарно-гигиенические нужды (включая утренний туалет, гимнастику, стирку белья, мытье посуды и др.). Покупку продуктов и их приготовление, прием пищи; приобретение необходимых вещей, товаров повседневного спроса и длительного пользования; воспитание малолетних детей, неотложную помощь близким людям (например, уход за больным) и другое. Доля суток, которая остается в распоряжении человека после указанных вычислений, может быть определена как его досуг, или «чистое» свободное время в течение дневного бодрствования. Именно этой частью времени человек может распорядиться по своему усмотрению. Выделяются следующие виды досуга: отдых, развлечение, самообразование, творчество. Отдых снимает усталость и напряжение, восстанавливает физические и духовные силы человека. При пассивном отдыхе напряжение снимается расслаблением, а также созерцанием природы, размышлениями о жизни, молитвой, непринужденной беседой. При активном отдыхе напряжение снимается физкультурой, чтением, слушанием музыки, работой на садовом участке. Однако активный отдых не должен вызывать утомление физической или культурной деятельностью. Развлечение, как вид досуговой деятельности имеет компенсационный характер. Развлекаясь, человек включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать в труде. Развлечениями являются просмотр художественных фильмов, посещение концертов, театральных представлений, спортивные соревнования, путешествия, прогулки, дающие человеку смену впечатлений. Отдых и развлечения как виды досуга сочетаются в праздниках. В празднике человек получает возможность освободиться от повседневных забот и дел, ощущает эмоциональный подъем и получает возможность открытого выражения чувств. Самообразование, как вид досуга направлено на приобщение людей к ценностям культуры и, как правило, не связано с профессиональной или организованной учебной деятельностью. Оно основано на интересе личности к какой-либо сфере. К самообразовательной досуговой деятельности можно отнести чтение литературы (как художественной, так и научной, публицистической), участие в семинарах, диспутах, деловых играх, прослушивание лекций и музыки, просмотр научно-популярных и документальных фильмов. Некоторые из видов самообразовательной досуговой деятельности связаны с приобретением знаний и одновременно с развлечением. Так, к примеру, просмотр научно-популярных фильмов связан с познанием и удовлетворением интересов личности. Творческие виды досуговой деятельности представляют собой самый высокий уровень досуга, так как именно он поднимает личность на новую ступень – от потребителя духовных ценностей до их созидателя. К данному виду досуга относятся техническое и художественное творчество, различные хобби, коллекционирование, любительские занятия, например, музыкой, шитьем, вязанием и многим другим. Таким образом, "досуг", "досуговая деятельность", "свободное время" можно классифицировать как синонимичные, взаимозаменяемые понятия. "Досуг" приобретает реальный смысл лишь в том случае, если его антитезой является деятельность, вызванная необходимостью достижения практического, утилитарного результата, открывающая человеку возможность поддержать свою жизнь, как биологического существа. В различных житейских ситуациях трудовая деятельность выражается в формах познавательной, художественной и любой другой деятельности. В качестве труда может выступать и учеба, если она направлена на подготовку человека к выполнению в будущем профессиональных обязанностей (например, обучение детей в школе, студентов в вузах, техникумах, колледжах и других средних специальных учебных заведениях, получение среднего образования в системе вечернего и заочного обучения и т.п.). При рассмотрении всей совокупности потребностей, удовлетворяемых в сфере досуга, делается акцент на культурных потребностях, являющихся побудительной силой для осуществления культурной деятельности, то есть деятельности человека по производству, освоению, распространению, сохранению и потреблению ценностей духовной культуры. Для выделения данного направления досуговой деятельности из совокупности всех возможных в отечественных научных исследованиях стал употребляться термин "культурно-досуговая деятельность". В настоящее время расширяются теоретико-методологические исследования культурно-досуговой деятельности, уточняются их методы, отрабатывается понятийный аппарат. В свете современных представлений понятие "культурно-досуговая деятельность" целесообразно рассматривать, как видовое по отношению к более общему, родовому понятию "досуговая деятельность" ("досуг") и обладающее в связи с этим всеми присущими ему признаками: обозначаемая им деятельность является результатом свободного выбора занятий, не продиктована "внешней" необходимостью, осуществляется не с целью заработка. Вместе с тем данное понятие заключает в себе и специфические особенности. Культурно-досуговая деятельность направлена на освоение человеком мира культуры. Побудительным моментом для нее являются культурные потребности личности: в познании, творчестве, общении, общественно-политической и религиозной деятельности, спорте, туризме, различного рода игровых занятиях. Как любую человеческую деятельность, ее можно охарактеризовать с точки зрения субъекта, цели, средства, результата, самого процесса, а также механизмов ее осуществления - психологических компонентов, лежащих за пределами собственно деятельности: ценностных установок, ориентаций, мотивов. В культурно-досуговой деятельности проявляется осознанное отношение человека к природе и социальной жизни. Субъектом ее могут выступать слои, социальные и социально-демографические группы населения, отдельные индивиды. Содержание культурно-досуговой деятельности, виды занятий динамичны, изменяются на протяжении жизни поколений по мере накопления людьми опыта в освоении окружающего мира, развития техногенных процессов. Они обусловлены определенным типом культуры, сложившимся в конкретном человеческом сообществе, связаны с традициями, менталитетом, образом жизни отдельных народов. Таким образом, культурно-досуговая деятельность – это процесс создания, распространения и умножения духовных ценностей. Н.Ф. Максютин предлагает следующее определение: «Культурно-досуговая деятельность есть специализированная подсистема духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющая социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности». 1.2.Социально-психологические особенности культурно-досуговой деятельности подростков. Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию – это самопознание, самовыражение и самоутверждение. В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. В эти же годы открыто проявляется абсолютное большинство жизненно необходимых личных и деловых качеств человека. Например, высшего уровня своего развития в детстве достигает непосредственная, механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мышлением предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования логической, смысловой памяти. Высокоразвитой, разнообразной и богатой становится речь, мышление оказывается представленным во всех его основных видах: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом. Все эти процессы приобретают произвольность и речевую опосредствованность. У подростков они функционируют уже на базе сформировавшейся внутренней речи. Подростковый возраст отличается конкретными социальными обстоятельствами, и, прежде всего, изменением места ребёнка в обществе, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое психологическое новообразование этого возраста, как самосознание. По мнению И.С. Кона "Характерной чертой самосознания является проявление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, с её специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. Этому способствуют и те новые обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка от образа жизни детей младшего школьного возраста. Прежде всего, это повышенные требования к подростку со стороны взрослых, товарищей, общественное мнение которых определяется не столько успехами школьника в учении, сколько многими другими чертами его личности, взглядами, способностями, характером. Также умением соблюдать "кодекс нравственности", принятый среди подростков, всё это порождает мотивы, побуждающие подростка обратиться к анализу самого себя и к сравнению себя с другими. Так, у него постепенно формируются ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые, в отличие от образцов детей младшего школьного возраста, представлены уже не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определённых требованиях, которые подростки предъявляют к людям и к самому себе". Подростков в это время характеризует импульсивность, эмоциональность, чувствительность, негативизм, критический склад ума, максимализм, мечтательность. В подростковом возрасте значительно расширяется объём деятельности ребёнка, качественно изменяется её характер. Существенные сдвиги происходят в интеллектуальной деятельности. Возрастает желание заниматься сложными, требующими творческого напряжения видами деятельности. К подростковому возрасту человек обладает достаточно зрелым мышлением, способностью анализировать те или иные явления действительности, способностью понимать их сложную противоречивость. Многие исследователи, вслед за Руссо, недаром называют подростковый возраст "возрастом второго рождения личности". Здесь многие истоки, начала всей дальнейшей жизни. Возраст этот хрупкий, ранимый, изменчивый, оказывается, больше чем какие-либо другие, зависим от реальной социальной жизни, потому что подросток впервые открывает ее для себя. Досуг для подростков – это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Можно выделить основные характерные черты досуга подростков. Досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты. Досуг основан на добровольности при выборе занятий и степени активности Досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность. Досуг формирует и развивает личность, формирует позитивную "Я - концепцию". Досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия. Досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков. Досуг стимулирует творческую инициативу подростка. Досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности. Досуг способствует формированию ценностных ориентаций. Досуг способствует самовоспитанию личности. Досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе. Согласно классификации С.А. Шмакова досуг подростков может быть: пассивным (зрительский, слушательский) и активным (деятельностный); организованным (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийным (спонтанно протекающий процесс использования ребенком свободного времени); - контролируемым и неконтролируемым; коллективным и индивидуальным; подражательным и творческим; опережающим и нормативным. Таким образом, особенностями подросткового возраста являются: новые отношения с миром взрослых, изменение характера и интересов, расширение объёма деятельности, способность к абстрактному мышлению, формирование целеустремлённости, самостоятельности, инициативности, умение выстраивать логические схемы. Подростки, в силу своих возрастных психологических особенностей, готовы воспринимать все новое и непознанное, не задумываясь о последствиях. При этом они еще идеологически неустойчивы, в их умы легче внедрить как положительный, так и отрицательный образ. В данной ситуации досуг является значимым пространством для развития культуры личности . Правильная организация досуга способствует формированию у подростков культуры общения, создаёт условия для самореализации и самовоспитания личности. Содержательный отдых и досуг, наряду с образованием и удовлетворением основных потребностей личности, играют большую роль в развитии его определённых качеств, организует его, придает ему уверенность в своих действиях и в своей компетентности. Именно поэтому основной задачей учреждений культуры должна стать организация досуговой занятости подростков, совершенствование и расширение перечня предоставляемых культурных услуг с учетом досуговых предпочтений этой категории населения. 1.3 Современные тенденции культурно-досуговой деятельности подростков. Досуг - возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. В силу ряда причин современные подростки не в состоянии организовать свой досуг интересно, содержательно и полезно для себя. Эти причины носят как субъективный (например, отношения в семье) так и объективный характер (социально-экономическое положение в стране). Молодое поколение в большинстве своём оказалось без надёжных социальных ориентиров. На сегодняшний день проблема досуга подростков стоит очень остро. Фактором, во многом определяющим образ и стиль жизни молодых людей, становится криминализация и коммерциализация их досуга. Приобретает всё более актуальный характер проблема личной безопасности молодых людей: социологические исследования свидетельствуют, что около 50% из них подвергались когда-либо физическому насилию со стороны сверстников или взрослых, а 40% испытывали на себе рукоприкладство родителей. Стремление уйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовому распространению алкоголизма и наркомании среди подростков. Большое влияние на подростка оказывает телевидение, где с экранов обрушивается на молодёжь заряд огромной разрушительной силы. Ежедневно показ сцен жестокости и насилия, нравственный беспредел. Убийства, насилия, грабежи, смерть – не сходит с экранов. Телевидение методично, изо дня в день разрушает духовную среду общества, насаждая культ стяжательства, наживы, красивой, богатой радостями и приключениями жизни, полной сексуальной распущенности и насилия. Это прямая психологическая атака на молодое поколение, у которого ещё не выработан иммунитет на такое растлевающее влияние. Мощным орудием воздействия на подростка выступает компьютер. Многие из подростков своё "компьютерное время" проводят в форме примитивных игр, не требующих большого умственного напряжения и совершенно не способствующих развитию. Многочасовая бессмысленная погоня за "условным противником", "уничтожение врага" нехитрыми примитивными способами постепенно ведут к интеллектуальной деградации игрока. Другая реальная опасность таких игр состоит в том, что неокрепшая детская психика подсознательно воспринимает игровой девиз: "Убей всё, что движется" как некое руководство к действию в реальной жизни. По утверждению психологов, зачастую компьютерные игры такой категории становятся причиной детских страхов и даже неврозов. У детей меняется психика, они становятся агрессивнее. Считается, что более всего выматывают детей игры, рассчитанные на быстроту реакции (так называемые "войнушки", "стрелялки"). Совершенно очевидно, что компьютерные игры, способные причинить вред детской психике, провоцирующие жестокость, насилие и другие низменные чувства, не должны использоваться в досуговых развлечениях подрастающего поколения. Среди массы организаций, занимающихся организацией досуга подростков, лидирующее место занимают учреждения культуры. Грамотная организация досуговой занятости, просвещение средствами культуры и искусства рассматривается сегодня как альтернатива подростковой преступности, как одна из составляющих большой работы по первичной профилактике асоциальных процессов. Создание положительного, привлекательного имиджа учреждения культуры позволит привлечь в его стены больше детей и подростков, что создаст определенную альтернативу праздному времяпрепровождению, являющемуся одной из предпосылок совершения преступлений. Особенно это актуально для подростков сельской местности, где культурный уровень населения намного уступает этому же уровню городского населения. В сельской местности и посёлках подросткам иногда не с кого брать пример, они не знают, как можно с пользой проводить свободное время. Основными направлениями в организации досуга подростков могут стать привлечение детей и подростков в клубные объединения и коллективы любительского художественного творчества и проведение культурно-массовых мероприятий, непосредственно направленных на воспитание правовой культуры подрастающего поколения, на формирование позитивных жизненных установок и культурных стереотипов, которые помогут подросткам и молодежи легче адаптироваться во взрослом мире. При проведении мероприятий очень важно учитывать психологические особенности подростков и молодежи, максимально уходить от дидактики и принципа запрета. Вместо "нельзя" (нельзя совершать преступления, употреблять наркотики, пить, курить). Надо говорить "можно" - можно заниматься творчеством, читать, петь, рисовать, играть на гитаре, читать рэп и многое другое. И тогда ваша жизнь станет интересной, насыщенной и практически не останется времени на пустое времяпрепровождение. Самой популярной и востребованной формой организации подросткового досуга по-прежнему остаётся дискотека. Дискотека способна синтезировать в себе самые разные виды художественного творчества, любительского увлечения. Впитывая в себя веяние нового времени, она создаёт прекрасные возможности для проявления творческой активности, расширения различных познаний и интересов. Не смотря на то, что сочетания познавательного и увлекательного в дискотеке ограничены в силу специфики данной формы работы, всё же она позволяет подросткам реализовать потребность в полноценном содержательном отдыхе и развлечении. Ведь именно в основу дискотеки заложено общение молодых людей, посредством молодёжной музыки, несмотря на то, что музыкальные увлечения молодёжи одного поколения весьма разнообразны. Именно на дискотеке собирается разносторонняя аудитория с широким кругом ориентации и требований. Востребованной остается такая форма работы с подростками, как различные тематические вечера (идейно и сюжетно организованная цепочка устных выступлений, образов, объединённых между собой сценарием и режиссёрским ходом). Специфика тематического вечера: общие интересы аудитории, праздничная ситуация, развлечение, театрализация, игровая ситуация, понятная и близкая тема, понимание глубины содержания и затем активного участия-творчества, использование информационно-логических и эмоциональнообразных моментов, строгая композиционная последовательность, связь со знаменательной датой в жизни общества, или отдельного коллектива, человека, документальная основа, местный материал, присутствие реального героя. Таким образом, сложившаяся в настоящее время тенденция культурно - досуговой деятельности ставит перед собой основную цель - духовное развитие личности подростка, построенного на взаимоотношении с социальной средой и обществом в целом. ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ 2.1 Анализ организации культурно-досуговой деятельности подростков в Пронском райне Рязанской области. На уровне местного управления и самоуправления Пронским районным исполнительным комитетом разрабатываются Постановления и Распоряжения с целью регулирования культурно-досуговой деятельности детей и подростков. Главными социальными институтами работы с данной категорией населения являются учреждения образования и культуры. В районе в соответствии с уставом насчитывается головное учреждение культуры «Районный дом культуры муниципального образования – Пронский муниципальный район» и 21 филиала, деятельность которых направлена на усовершенствование работы с подростками. С целью выявления особенностей организации культурно-досуговой деятельности подростков, мы провели исследование МУК «Районный дом культуры муниципального образования – Пронский муниципальный район» Рязанской области. Задачи исследования: 1.Подобрать выборку исследования; 2. Разработать диагностический инструментарий; 3.Организовать проведение анкетирования; 4.Провести обработку данных, сделать выводы и написать рекомендации; 5. Дать характеристику (описание) организации досуга подростков в Пронском Доме Культуры Рязанской области. Этапы: Подготовительный: подбор диагностического инструментария, определение базы исследования, выявление количества подростков городского поселка, проведение анкеты. Основной: осуществление исследования. Заключительный: обработка и анализ результатов, написание выводов и рекомендаций. База: муниципальное учреждение культуры «Районный Дом культуры муниципального образования – Пронский муниципальный район. Участие принимало 23 подростка. Каждый подросток должен ответить на вопросы анкетирования, которое проводилось с целью определения направленности досуговой деятельности и степени удовлетворенности организацией досуга в поселке городского типа. Анкета была предназначена для того, чтобы выявить интересы подростков, какие кружки они предпочитают посещать, чем хотели бы занять своё свободное время, как его организуют на данном этапе. Опрос проходил на тему "Досуг подростков, в котором приняли участие 23 подростка СОШ «Пронская средняя общеобразовательная школа» из них 11 мальчиков (47,8%) и 12 девочек (52,2%). Подростки в возрасте от 13 до 15 лет, а именно учащиеся 7-9 классов. Возрастной состав выборки выглядит так: 13 лет – 6 человек, 14 лет – 6 человек, 15 лет – 11 человек. В ходе опроса мною была поставлена цель: определить наиболее популярные виды проведения досуга, выявить предпочтения в проведении досуга. Если исходить из результатов анкетирования, то напрашивается вывод о том, что большинство подростков недостаточно довольны организацией досуга в их местности. Это можно объяснить тем, что Пронск не располагает всеми доступными средствами для организации разносторонней и полной организации досуга для подростков. В основном с ребятами работает только Дом культуры и школа. Возвращаясь к результатам анкетирования, самым предпочтительным времяпровождением для большинства подростков в возрасте 13-15 лет, участвовавших в опросе, является просмотр ТV (20%), просто отдыхают, ничего не делая (18 %) опрошенных подростков, свое свободное время посвящают общению с близкими и друзьями (18/%), играют в компьютерные игры (16%),слушают музыку 10%. Менее распространенным видом деятельности среди подростков является чтение (8 %), занятие любимым хобби (9%). Участие в клубном формировании 65% опрошенных являются членом какого-либо кружка, секции или любительского объединения в Пронске. На базе МУК «Районный Дом культуры муниципального образования – Пронский муниципальный район» работают клубные формирования различной жанровой направленности: вокально – хоровые, хореографические, театрально-драматические, любительские объединения и клубы по интересам. В МОУ «Пронская средняя общеобразовательная школа» работают спортивные кружки и секции. Анкетирование№1 «Реализации хобби». Анкета №2 «Преобладающий мотив участников клубных формирований». Анкетирование №3 «Посещение культурно-массовых мероприятий», результатом которой является то, что наиболее посещаемыми культурно – массовыми мероприяти....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: