- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Социокультурные проекты в межкультурной коммуникации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011657 |
Тема: | Социокультурные проекты в межкультурной коммуникации |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) школа искусства, культуры и спорта Кафедра культурологии и искусствоведения СикатаЮрико Социокультурные проекты в межкультурной коммуникации (на примере России и Японии) Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 51.04.01 «Культурология» магистерская программа «Культура России» г. Владивосток 2017 Автор работы ____________ подпись «_____» ________________ 20____г. Руководитель ВКР ______________ (должность, ученое звание) _________ _____ (подпись) (ФИО) «______»________________20___г. Назначен рецензент _______________ ( ученое звание) ___________________________________________ (фамилия, имя, отчество) Защищена в ГЭК с оценкой __________________ Секретарь ГЭК ____________ _________________ подпись И.О.Фамилия «_____» ________________ 20____г. «Допустить к защите» Зав. кафедрой______________________ ( ученое звание) ___ _______ __ (подпись) (фамилия, имя, отчество) «______»________________ 20____г Введение Актуальность темы исследования обусловлена тем, что Япония и Россия – это страны-соседи. История дипломатических отношений России и Японии насчитывает более 160 лет. Российско-японские отношения нельзя назвать ровными, были как мирные времена, так и периоды противостояния. Первый русско-японский договор о мире и дружбе – Симодский трактат – был подписан7 февраля 1855 г.Симодский трактат открыл путь к развитию торговли, консульских, культурных и гуманитарных связей между двумя странами. Одной из самых драматических страниц в отношениях России и Японии являетсярусско-японская война 1904 – 1905 гг. Война унесла около 1 млн человеческих жизней и нанесла огромный материальный ущерб обеим странам. Дипломатические отношения между СССР и Японией были установлены25 февраля 1925 г.Этому событию предшествовала японская интервенция на Дальнем Востоке в 1918 – 1922 гг., охватившая Приморскую, Амурскую, Забайкальскую области и Северный Сахалин. 9 августа 1945 г.дипломатические отношения были прерваны, СССР объявил Японии войну.2 сентября 1945 г.Япония подписала акт о капитуляции, но между Москвой и Токио дипломатические отношения установлены не были. Несмотря на то, что прошло уже более 70 лет со дня окончания II-ой мировой войны, Россия и Япония до сих пор не заключили мирный договор. Одной из причин этого являются противоречия по вопросу «cеверных территорий». Около 70% населения Японии негативно воспринимают Россию, чему, разумеется, способствует и существование проблемы Северных Территорий. Согласно опросам общественного мнения, 85% японцев считают проблему Северных Территорий основной помехой двусторонним отношением (газета «ЁмиуриСимбун» от 4 октября 2006 г.). Эти данные показывают, что проблема сегодняшней Японии состоит не столько в отсутствии интереса к России, сколько в недостатке доверительных отношений между нашими странами. Несмотря на некоторые проблемы в налаживании взаимоотношений, нельзя не признать, что в постсоветский период российской истории отношения между Россией и Японией вышли на иной уровень качественного развития. По словам генерального консула Японии во Владивостоке Сина Маруо, «сегодня Япония и Россия, разделяя такие универсальные ценности, как свобода, демократия и рыночная экономика, действительно стали партнерами в рамках международного сообщества». Культурная дипломатия являетсяважной составляющей внешней политики стран, стремящихся играть значимую роль в мире. Установление и развитие международных культурных связей является неотъемлемой частью дипломатической деятельности любого современного государства. «Эти связи способствуют сглаживанию шероховатостей и проблем, нередко возникающих между государствами и правительствами. Поэтому их без преувеличения можно сравнить с прочным фундаментом, на котором выстраиваются современные межгосударственные отношения». «Декларация принципов международного культурного сотрудничества» ЮНЕСКО определяет пять основных целей международного культурного сотрудничества, в том числе: – Распространение знаний, содействие развитию дарований и обогащение различных культур; – Развитие мирных отношений и дружбы между народами и содействие лучшему пониманию образа жизни каждого из них; – Обеспечение каждому человеку доступа к знаниям и возможности наслаждаться искусством и литературой всех народов, участвовать в прогрессе науки во всех частях земного шара, пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни. Степень изученности темы. Проблема культурного взаимодействия России и Японии находится в центре внимания многих российских и зарубежных исследователей. Среди них можно выделить Д.В. Кибу, О.Н. Железняк, Б.М. Афонина, МицуёсиНумано(????), Сигэки Хакамада (????), Харуки Вада (????). Киба изучил культурные связи России и Японии в постсоветский период и проявил этапы развития, договорно-правовая база культурного сотрудничества России и Японии, вклад правительственных и общественных организаций в процесс взаимодействия двух стран. Жедезняк рассмотрел некоторые аспекты культурного обмена между Россией и Японией, и достигнул результата того, что изучающие национальную культуру друг друга, русские и японцы делают очередной шаг к сближению, к укреплению взаимопонимания, сотрудничества и дружбы. Афонин проанализировал роль культурных и общественных связей в развитии российско-японских отношений в период советского и постсоветского. Нуманос точки зрения человека, который исследует и представляет русскую литературу и культуру, рассмотрел настоящее и будущее положение культурных отношений между Россией и Японией. Хакамада взглянул на историю культурных и политических связей между Россией и Японией с японской точки зрения и поразмыслили о будущем отношений двоих стран. Вада описал русско-японские отношение в области культуры после распада Советского Союза и изложил необходимость сообщение информации о культурных связях России и Японии. Объектом исследования является межкультурная коммуникация России и Японии, а предметом – социокультурные проекты в сфере межкультурной коммуникации России и Японии. Цель исследования: изучить межкультурная коммуникация России и Японии. Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ РОССИИ И ЯПОНИИ. 1.1. Проектирование как метод социально-культурной деятельности Социокультурное проектирование (от лат. projectus – брошенный вперёд) – это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей в социально-культурной сфере. В зависимости от критериев можно выделить различные типы социально-культурных проектов, например: I. по характеру проектируемых изменений (реставрационные, реанимационные и инновационные). II. по направлениям деятельности (образовательные, научно-технические, социально-ориентированные и др.). III. по масштабу деятельности (локальные, региональные, государственные и глобальные; мини-, мезо- и мегапроекты). IV. по источникам финансирования (благотворительные, бюджетные, спонсорские, кредитные и инвестиционные). V. по срокам реализации (краткосрочные – 1-2 года, среднесрочные – 3-5 лет и долгосрочные – 10-15 лет). Проект должен содержать следующие разделы: 1. Название проекта. 2. Актуальность проекта. 3. Целевая аудитория проекта. 4. Цель и задачи проекта. 5. Форма и реализация проекта. 6. Бюджет проекта и источники финансирования. 7. Комплексный анализ проекта (в случае его практической реализации. Социально-культурный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей на приоритетных направлениях социально-культурной сферы. В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме (задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом) составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов. Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам. Проект – это уникальная (в отличие от операций) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определенного результат или цели, создание определенного, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска. Цель – желаемый результат деятельности, достигнутый в пределах некоторого интервала времени. Задача – желаемый результат деятельности, достижимый за намеченный (заданный) интервал времени и характеризующиеся набором количественных данных или параметров этого результата. Таким образом, цель становится задачей, если указан срок ее достижения и заданы количественные характеристики желаемого результата. Кроме того, очевидно, что цель более общая категория, чем задача: она достигается в результате решения ряда задачи. Отсюда следует, что задачи можно упорядочить по отношению к целям. Классификация проектов может быть проведена по различным основаниям. Различаются по характеру предметной области проекта: 1) Инвестиционный – главная цель – создание или реновация основных фондов организаций, требующие вложения инвестиций; 2) Инновационный – главная цель – разработка и применение новых технологий, ноу-хау и других нововведений, обеспечивающих развитие организаций; 3) Научно-исследовательский; 4) Учебно-образовательный; 5) Смешанный. Проекту свойственны такие характеристики, как временность (четкие временные рамки), уникальность результата, последовательная разработка. Проектирование – одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специальных методов. Проектирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, когда речь идет о будущей материальной или идеальной реальности. Его целью является реализация одного из вариантов преобразования действительности, связанного со стремлением придать желаемые свойства и черты проектируемому объекту. Проектная деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать освоить и усовершенствовать. По способу «методу» проектирования можно выделить философско-теоретическое проектирование – конструирование моделей мира и человека на основе рационального мышления; духовно-ценностное проектирование – создание в рамках религиозно-этических систем идеала, воплощающего представление конкретной культуры о человеческом совершенстве; художественное проектирование «второй реальности» с помощью образа, знака, символа и др. По объекту проектирование может быть социальным (создание моделей общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и т.д.); педагогическим (создание моделей и образов идеального человека в рамках этических и педагогических систем, самопроектирование личностью своего развития); инженерным (проектирование «второй природы» из материала «первой») и др. Комбинация различных способов проектирования в соотношение с теми или иными составляющими объектной области дает нам множество вариантов проектной деятельности – в виде специализированных технологий. Например, синтез художественного и технического проектирования рождает технологию дизайна; соединение различных элементов социального, духовно-ценностного и педагогического проектирования – идеологию и т.д. Особенность социально-культурной деятельности заключается в создании социального (создание моделей новых форм социокультурного функционирования, разработка основ управления социокультурной деятельностью и т.д.); культурного (духовно-ценностного) и педагогического (разработка модели и образа идеального человека в рамках этических и педагогических систем, самопроектирование личностью своего развития) проектирования, в моделировании и синтезе различных элементов проектной деятельности. Учитывая особенности сферы культуры, можно отметить, что проектирование в области культуры должно учитывать следующие обстоятельства: - совершенствование и переориентацию деятельности традиционных отраслевых учреждений в соответствии с сегодняшними задачами культурной политики; - создание новых типов учреждений и институтов, способствующих решению задач культурного развития территории (например, проекты центров традиционной народной культуры, домов народного творчества, клубов-музеев, национально-культурных центров и т. п.). Учитывая, что культурная инфраструктура – это важнейший элемент социально-культурной среды обитания человека, в качестве критериев определения нормативов ее развития необходимо рассматривать соответствие культурной инфраструктуры социально-демографической, социально-культурной и этнокультурной структуре населения; а также меру доступности объектов инфраструктуры основным социальным группам и категориям населения. Особое место в системе специализированных технологий занимает социально-культурное проектирование, которое мы рассматриваем как мировоззренческую и технологическую основу целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности. Каждая из этих профессий имеет свой предмет, цели, задачи и специфические средства их решения, но в свой сущности представляет собой разновидность проектной деятельности – ее исходным результатом должен стать проект, предназначенный для практической реализации. В основе любой профессии социально-культурной сферы лежит способность подготовить и провести культурную акцию (или систему мероприятий и акций), предварительно обосновав ее идею (замысел), определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения. Мероприятие, акция, программа будут эффективными лишь в том случае, если в их основу будет положен идеальный замысел – предваряющий действие проект. Следовательно, успешность деятельности специалиста социально-культурной сферы во многом зависит от степени овладения им технологией социально-культурного проектирования, содержание которой составляет компетентный анализ конкретной ситуации, разработка и реализация проектов и программ, оптимизирующих основные составляющие человеческой жизнедеятельности. Можно сделать вывод, что в широком смысле социально-культурное проектирование – это управление изменениями объекта проектной деятельности или управление изменениями системы, внутри которой происходит реализация проекта, а в узком смысле – это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей. Объектом социокультурного проектирования является сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга на две подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме (задаваемой, в свою очередь, конкретной культурной и социумом) составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов. Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам. При этом следует отметить потенциальное многообразие проектных решений одной и той же проблемной ситуации, что обусловлено как различными представлениями об идеальном состоянии культуры и социума (или их отдельных проявлений), зависящими от ценностной позиции проектировщика, его понимания сущности данных феноменов, так и вариативностью способов воссоздания (возрождения, реконструкции, сохранения) социальной и культурной целостности. В этой связи ведущими главными целевыми ориентациями проблемно-целевого проектирования являются: - создание условия для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями; - обеспечение благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлении. При этом задачи социокультурной проектной деятельности формируются следующим образом: - анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определение их источника и характера. - поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном условиях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализаций реализации каждого из вариантов. - выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести делаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление. - разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении. Социально-культурный проект представляет собой систему практических мероприятий, направленных на вариативное решение социокультурных проблем. Это специфическая технология, конструктивная, творческая деятельность, предполагающая решение социокультурных целей и задач, разработку путей и средств достижения конкретных результатов. Поэтому чрезвычайно важны исходные положения, которые определяют общие ориентиры и мировоззренческие рамки проектной деятельности. В основе разработки условий и способов реализации социокультурного проекта лежит система принципов, т.е. основных исходных положений, теоретико-мировоззренческих оснований. Останавливаясь на характеристике принципов социально-культурного проектирования, следует отметить, что они составляют теоретическую основу технологии социокультурного проектирования (как аналитических и конструкторских операций по разработке проекта). Принципы проектирования делятся на общие и специфические. Общие принципы проектирования: 1) принципы допустимого порога модификации и модернизации предполагает учитывать границы и возможности управляемости объекта проектирования. В современных условиях он наиболее существен, поскольку начинает отказ от идеи насильственного преобразования человека, природы, мира, а главное – он создает условия для саморазвития и самоорганизации субъекта социокультурной жизни; 2) принципы оптимизации «зоны ближайшего развития личности» заключается в разработке условий, способствующих саморазвитию социально-культурного объекта посредством решения или профилактика проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности. Этот принцип «направляет» содержательную часть проекта на создание достаточных условий (или оптимизацию существующих), стимулирующих личностное развитие; 3) принципы персонифицированности процесса и результата проектирования предполагает поиск и актуализацию в истории и современности персонифицированные (очеловеченные) идеи и ценности, поиск референтного лидера, который станет объектом подражания для современных людей, цементирующим и смысло-образующим основанием культуры; 4) принципы оптимальной ориентации на сохранение и изменение, т.е. соразмерности традиционных и инновационных механизмов и процессов культурной динамики; 5) принципы проблемно-целевой ориентации, что предполагает анализ ситуации, типологизации проблемы, определение целей, задач, методов, средств, направленных на ее решение. Специфические принципы: 1) принципы соразмерности проектируемых перемен: перемены должны соответствовать природе человека (физической, психической, экологической, социокультурной); 2) принципы социальной и личностной целесообразности означает, что необходимо добиваться, планируя и реализуя проект, соответствия ожидаемых результатов нормативным целям и личностным потребностям аудитории, он предполагает разработку экспериментальной проверки наиболее оптимального варианта проектного решения; 3) принципы комплексности обусловливает при проектировании учет всех основных направлений и форм взаимосвязи человека с его природным, социальным и культурным окружением; 4) принципы реалистичности требует учета действительных, поддающихся замеру ресурсов (экономических кадровых, информационных), просчета социальной эффективности проекта; максимального использования уже имеющихся в культуре позитивных способов решения аналогичных или тождественных проблем; отношения к инновациям как последовательной модификаций существующих культурных образцов; обоснования границ применимости и тиражируемости проекта. Данные принципы социокультурного проектирования выполняют двоякую функцию: во-первых, они определяют мировоззрение проектировщика, а также стиль и нравственную интонацию разрабатываемых им концепций, проектов, программ, инициатив, т.е. обеспечивают ценностно-ориентационный уровень проектирования (в целевой и содержательной части проекта) можно судить об органичности программы, мере ее созидательности или разрушительности. Во-вторых, эти принципы составляют теоретическую основу технологии социокультурного проектирования. Учитывая, что проекты и социокультурные программы представляет собой относительно самостоятельную, законченную и логически выстроенную последовательность мероприятий и акций, ориентированных на разрешение проблем, характерных для определенных социальных групп, первым этапом в процессе разработки проекта является анализ проблем, содержание которых в дальнейшем определяет всю логику проектирования. Поэтому доминирующим принципом разработки любого типа социокультурных проектов и программ является принцип проблемно-целевой ориентации. Знание реальных проблем изучаемой категории людей позволяет квалифицированно разработать содержательную часть программы, т.е. сформулировать цели и задачи, определить виды социально-культурной деятельности, которые в рамках проекта рассматриваются в качестве средства решения проблем. Таким образом, социально-культурное проектирование осуществляется поэтапно. Этапы выделяют следующие: Информационно-аналитический, предполагает использование метода проблемно-ситуационного анализа и сбора необходимой информации, выявление социальной проблемы; Диагностический, основу его составляет диагностика социально-культурных и социально-педагогических проблемных ситуации, выявление социальной проблемы; антиципационно-прогностический, предполагает предвидение, предугадывание способов решения проблемы, варианты достижения цели; концептуальный, определяются приоритетные направления деятельности, перспективные цели в зависимости от антиципационного прогноза; проектно-планирующий, разрабатываются инновационная программа деятельности, план социокультурного проекта; исполнительный, создаются условия, обеспечивающие реализацию проекта или программы социального развития; социоинтегративный, проходят непосредственное внедрение, апробация проекта; контрольно-корректирующий, выявляются промежуточные результаты внедрения проекта, их социальная необходимость и эффективность, что позволяет корректировать отдельные элементы программы; адаптационный, происходит приспособление к изменяющимся условиям общества и социокультурной сферы. 1.2. Специфика межкультурной коммуникации России и Японии Одной из сфер социокультурного проектирования является межкультурная коммуникация. Коммуникативная функция является одной из важнейших функций культуры. По словам Э. Холла, «культура – это коммуникация, а коммуникация есть культура». «Словарь терминов межкультурной коммуникации» приводит несколько значений понятия «коммуникация»(лат. communication–сообщение, передача) – общение, передача информации (сообщения) через систему сигналов между источником и получателем…; социальное взаимодействие, сводимое к информированию, приказу, запросу и экспрессии в их различных сочетаниях». Межкультурная коммуникация является одним из видов коммуникации. В настоящее время существует много определений термина «межкультурная коммуникация». С.Г. Тер-Минасова определяет её как «… общение людей, представляющих разные культуры». Таким образом, участниками межкультурной коммуникации являются представители разных культур. Согласно 3-й статье «Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии», «культурное разнообразие расширяет возможности выбора, имеющиеся у каждого человека, оно является одним из источников развития, рассматриваемого не только в плане экономического роста, но и как средство, обеспечивающее полноценную, интеллектуальную, эмоциональную, нравственную и духовную жизнь». Однако культурные различия не только являются предпосылкой межкультурной коммуникации, вызывая у человека интерес к другим культурам, но и создают определённые трудности в процессе межкультурного общения. Проблемы межкультурной коммуникации связаны не только с плохим знанием или полным незнанием языка собеседника, но и с разницей в ожиданиях и предубеждениях, свойственных каждому человеку, и, естественно, отличающихся в разных культурах. У представителей разных культур по-разному идёт дешифровка полученных сообщений. Всё это может привести к непониманию, трудностям или невозможности общения. Боязнь трудностей и неудобных ситуаций, свойственная многим людям, не должна стать причиной избегания межкультурных контактов. Процесс межкультурной коммуникации начинается с простого осознания факта реального существующих культурных различий между разными людями. Признание существования культурных различий даёт возможность осознать, что у представителя другой культуры существуют свои социальные нормы, модели мышления и поведения. При этом ход процесса коммуникации зависит от того, как человек воспринимает эти различия. Успех межкультурной коммуникации зависит от того, насколько сильно культуры отличаются друг от друга. С целью выявления сходств и различий между российской и японской культурами рассмотрим их типологические черты. Типология культуры – это метод изучения культуры.Суть этого метода заключается в расчленении социокультурных объектов и их группировка по некоторым общим основаниям, признакам, создание некоторой идеализированной типологической модели культуры или типа. В настоящее время существуют множество типологий культур. Одной из наиболее известных типологий культуры является противопоставление Восток-Запад. Следует отметить, что в данном случае речь идёт не просто о географическом местоположении культурной общности. Сравнительный анализ восточного и западного типа культур показывает, что они относятся к разным цивилизациям. Различные климатические условия жизни, разная история привели к формированию разного типа культуры. Восток и Запад представляют собой две, во многом противоположные, культурные традиции, два типа духовности, два миропонимания. Культуре Востока свойственно устойчивое историческое развитие, Запад движения вперед рывками. Западная культура характеризуется динамическим образом жизни, разрушается предыдущая система ценностей – возникает другая. Восточная культура отличается незыблемостью, непротивлением, устойчивостью. Новые веяния гармонично встраиваются в существующую систему. В восточной культуре уживаются рядом множество религий. В западной главенствует христианство. Восточная культура основывается на древних обычаях, устоях. Западу свойственно расшатывание традиций. Для Запада характерно научное, технологичное, рациональное познание мира. Восток иррационален. Человек западного мира оторван от природы. Он повелевает ей. Человек Востока слит с природой. Японская культура, так же как и другие азиатские культуры – китайская, корейская – относится к восточной культуре. По вопросу, к какому типу культуры – восточному или западному – отнести Россию в науке до сих пор идут споры. По мнению современника П.Я. Чаадаева, Россия не принадлежит ни к Востоку, ни к Западу. Представители евразийской школы утверждали, что Россия сочетает в себе и западные, и восточные черты. Мы согласны с теми авторами, которые считают, что эта дискуссия «вообще не могла бы возникнуть, не будь Россия в чём-то страной европейского типа, находись она целиком за пределами западного мира. Чтобы сравнивать себя с Европой, даже в пользу последней, надо в каком-то смысле уже быть Европой, ощущать свою близость с ней». Ричалд Льюис условно разделяет культуры на три типа: полиактивные, моноактивные и реактивные. По этой типологии, Россия относится к полиактивным культурам, а Япония – к реактивным. Полиактивные культуры – это культуры, ориентированные на человека. Представителями данного типа культуры являются люди подвижные, общительные, привыкшие делать много дел сразу, планирующие очередность дел не по расписанию, а по степени относительной привлекательности, значимости того или иного мероприятия в данный момент времени. Реактивные культуры – это культуры, ориентированные на процедуру взаимодействия, придающие наибольшее значение вежливости и уважению, предпочитающие молча и спокойно слушать собеседника, осторожно реагируя на предложения другой стороны. Голландский исследователь ГертХофштедена основе социологического опроса, проведённого в 40 странах, выделил несколько культурных измерений: 1) дистанция власти (от низкой до высокой); 2) коллективизм – индивидуализм; 3) маскулинность – феминность; 4) избегание неопределённости (от сильной до слабой). Соотношение мужественности и женственности иллюстрирует тенденции к поддержанию в обществе «мужских» (маскулинных) или «женских» (фемининных) стереотипов. В качестве критерия разделения маскулинных и феминных культур Хофштеде предлагает учитывать традиционные качества мужчин и женщин, принятые в большинстве стран мира – мужчинам приписываются твердость, ориентация на конкуренцию, соперничество и стремление быть первым, а женщинам, приписываются ориентация на дом, семью, социальные ценности, а также мягкость, эмоциональность и чувственность. Доминирование мужского или женского начала в той или иной культуре влияет на процесс коммуникации. В культурах маскулинного типа люди имеют более сильную мотивацию к достижению практических результатов, в работе они видят смысл жизни, признание, успехи конкуренция рассматриваются как главные источники удовлетворенности работой. В культурах феминного типа упор делается взаимную зависимость и служение друг другу. По классификации Г. Хофштеда, Японияотносится кмаскулиннойкультуре, а Россия – к феминной. Американский антрополог Эдвард Холл сравнивает культуры в зависимости от их отношения к контексту, под которым понимает информацию, окружающую и сопровождающую событие, т. е. то, что вплетено в значимость происходящего, и делит на два типа: высококонтекстные и низкоконтекстные культуры. По типологии Э. Холла Россия и Япония относятся к высококонтекстным культурам. Высококонтекстные культуры – это культуры, в которых многое определено неязыковым контекстом: иерархией, статусом, внешним видом. Вся необходимая дополнительная информация уже заложена в сознании людей, и без знания этой скрытой информации интерпретация сообщения будет неполной или неверной, поскольку в языках высококонтекстных культур используется много намеков, скрытых значений, фигуральных выражений и т.д. Представителям высококонтекстных культур требуется больше времени на то, что чтобы узнать друг друга, получить ту самую контекстуальную информацию, без которой они не могут общаться. Существует множество скрытых правил и требований, регулирующих каждодневную жизнь людей в высококонтекстных культурах. В таких странах межличностные отношения складываются медленнее и труднее, но отличаются прочностью и длительностью. Культурные нормы требуют серьезных и неизменных отношений на долгую жизнь. Низкоконтекстной называется культура, основанная на действиях, а не на контексте. В такой культуре высока роль документирования правил. Действия направлены на результат, и правила при этом редко нарушаются. К низкоконтекстным культурам относят американскую, немецкую культуры, а также культуры стран Северной Европы. В культурах этого типа практически отсутствуют неформальные информационные сети. В них межличностные контакты строго разграничены, личные отношения не принято смешивать с работой и другими аспектами повседневной жизни. Также, по типологии Г. Хофштеде японская культура имеет сходство с российской. Г. Хофштеде предложил четыре параметра, позволяющих описать различия между национальными культурами: индивидуализм и коллективизм, дистанция власти (от малой до большой), избегание неопределенности (уровень низкая и высокая), мужественность и женственность. По типологии Г. Хофштеда Россия и Япония являются странами с высоким значением коллективизма, с большей дистанцией власти, с высоким уровнем стремления избежать неопределенности. Параметр «индивидуализм – коллективизм» характеризует степень, с которой граждане данной страны или сотрудники организации предпочитают действовать самостоятельно, а не как члены той или иной группы. По мнению Г. Хофштеде, коллективистское общество – это общество с жесткой социальной структурой. Здесь люди рассматривают себя как часть группы, коллектива, организа....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: