- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Социокультурная реабилитация детей с ментальными нарушениями
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004725 |
Тема: | Социокультурная реабилитация детей с ментальными нарушениями |
Содержание
49 Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина» Институт социальных технологий Кафедра социальной работы Допустить к защите: зав. кафедрой, к.п.н, доцент ___________ С. С. Чабанова “___” _____________ 2017 г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Социокультурная реабилитация детей с ментальными нарушениями в специальных коррекционных образовательных организациях интернатного типа Научный руководитель: старший преподаватель _________О.Б Труфанова “___” ___________2017 г. Исполнитель: студентка 741 группы _________А.Н. Выборова “___” __________2017 г. Сыктывкар 2017 ВВЕДЕНИЕ На современном этапе развития мирового сообщества жизнедеятельность лиц с проблемами в развитии рассматривается не изолированно, а в реальном соприкосновении и взаимодействии с различными социальными институтами и социальной средой. Для специальных коррекционных школ-интернатов забота о жизненной перспективе обучающихся наряду с компенсацией недостатков в развитии всегда была доминирующей. Современные педагогические технологии в учебно - воспитательном процессе позволяют достигать позитивных результатов. В то же время успех социальной адаптации и интеграции в общество детей и подростков с отклонениями в развитии определяется не только глубиной нарушений познавательной сферы, но и особенностями поведения данной категории детей, у которых значительно ослаблена способность адаптироваться к социальным требованиям. Поэтому для детей с ментальными нарушениями в современных условиях, с изменяющейся социально-экономической ситуацией, социальная реабилитация играет важную роль в процессе интеграции в социум. Одним из наиболее перспективных направлений, наряду с другими реабилитационными направлениями, для детей с ментальными нарушениями является – социокультурная реабилитация.В специальных коррекционных образовательных организациях интернатного типа социокультурная реабилитация рассматривается как самостоятельное направление в социальной работе с воспитанниками учреждения. Зачастую реабилитационный эффект от воздействия социокультурных мер является преобладающим. Благодаря участию детей в социокультурной деятельности происходит накопление опыта, знаний, умений, формируется полезная мотивация, меняются в положительную сторону суждения и взгляды. Кроме того, участие в специально организованных программах способствует снятию у детей с ментальными нарушениями дефицита общения, растерянности, тревожности, обеспечивает возможность вступления личности детей в образовательное, информационное пространство, а также в творческие, оздоровительные и другие социокультурные процессы. Успех социально-культурной реабилитации детей с ментальными нарушениями во многом определяется тем, насколько грамотно выстроено взаимодействие в учреждении между медицинской, педагогической и социальной службой. Анализ использования технологий социокультурной реабилитации в работе с умственно отсталыми лицами показал, что чем больше внимания уделяется данному направлению работы, тем больше уменьшается проблема девиантного поведения, количество самовольных уходов и т.д. Наиболее качественно организована социокультурная реабилитация в специальных коррекционных школах-интернатах. В них более 60 % обучающихся охвачено данным видом реабилитации. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, в настоящее время насчитывается около 263033 детей, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных организациях, из них около 200 детей в Республике Коми. В республике работают два таких учреждения- Специальные (коррекционные) школы-интернаты №3 и №15. На 21 ноября 2016 года численность детей в Российской Федерации в возрасте от 0 до 18 лет составляет 31,715 тыс. человек, а в Республике Коми - 201,6 тыс. человек, в том числе детей с ментальными нарушениями - 948 человек в республике и 297 тыс. человек в России. По данным Всемирной организации здравоохранения более 3% от общей детской популяции в мире составляют умственно отсталые дети. 1,16% детей с ментальными нарушениями в России находятся на государственном обеспечении и проживают в государственных стационарных организациях социального обслуживания, детских интернатных учреждениях, государственных специализированных учреждениях для несовершеннолетних. В настоящие время процесс реабилитации детей с ментальными нарушениями является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Как известно, социокультурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельности, так как удовлетворяет блокированную у таких детей потребность в информации, в получении социально-культурных услуг, в доступных видах творчества, даже если они не приносят никакого материального вознаграждения. Данный аспект тоже является предметом исследования многих специалистов, но несмотря на это, опыт социокультурной реабилитации в специальных коррекционных учреждениях остается малоизученным. Характеристика и особенности детей с ментальными нарушениями, вопросы их реабилитации отражены в работах Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, А.Н. Больницкая. Практика работы специальных коррекционных школ, специфика работы с детьми с ментальными нарушениями, а также роль межведомсвенного взаимодействия в реализации программ социокультурной реабилитации представлены в работах А.Н. Барышева, Т.Н. Борисенко, Т.Н. Жукова, П.К. Зайфиди, В.И. Кайгородова, Е.В. Лапшина, А.А. Лижник, И.П. Чепурышкин, Н.В. Шашина и других исследователей. Изучением вопросов социокультурной реабилитации занимались такие исследователи, как Е.А. Аверина, Д.А. Астапенко, Л.И. Сарычева и др. На современном этапе социокультурная реабилитация в России находится на начальном пути своего развития. Постепенно дети – инвалиды, в том числе и дети с ментальными нарушениями, становятся активными участниками общественной жизни: участвуют в конкурсах, спортивных состязаниях, для них организовываются специальные клубы досуга, но все же еще не достаточно глубоко изучены методические формы и приемы работы в этом направлении реабилитации детей с ментальными нарушениями. Цель выпускной квалификационной работы – анализ отечественного опыта социокультурной реабилитации детей с ментальными нарушенияи и регионального опыта в специальных коррекционных образовательных организациях интернатного типа. Реализация поставленной цели требует решения следующих задач: 1. Изучить характеристику детей с ментальными нарушениями. 2. Раскрыть сущность и специфику деятельности специальных коррекционных образовательных организаций интернатаного типа. 3. Проанализировать технологии социокультурной реабилитации детей с ментальными нарушениями в коррекционных школах-интернатах. 4. Исследовать досуговые предпочтения и формы занятости подростков в свободное время и уровень включенности подростков в социокультурные мероприятия, реализуемые в условиях школы-интерната (на примере ГОУ РК «Специальной (коррекционной) школы-интернат №15 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с. Пажга). 5. Изучить отечественный опыт реализации технологий социокультурной реабилитации детей с ментальными нарушениями. 6. На основании анализа отечественного и регионального опыта реализации социокультурной реабилитации разработать рекомендации по совершенствованию этой работы. Объект исследования – дети с ментальными нарушениями. Предмет исследования – технологии социокультурной реабилитации реализуемые в специальных коррекционных образовательных организациях интернатного типа. При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы, периодических изданий, обобщение и анализ статистических данных по проблеме исследования, методы системного анализа, изучение федерального и регионального опыта решения проблемы. Обработка результатов исследования проводилась статистическими и математическими методами обработки информации, такими как количественный и качественный анализ экспериментального материала, синтез полученных в ходе исследования данных и их обобщение. Также для обработки информации использовалась программа SPSS. Материалы выпускной квалификационной работы были представлены на XXIМеждународной научно – практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Социальные проблемы глазами молодых – 2017». В рамках дипломного исследования был написан и одобрен к реализации социальный проект «Талантвилль»» с целью организации креативного досуга детей с ментальными нарушениями, находящихся в специальных коррекционных образовательных организациях интернатного типа, который был успешно одобрен и частично реализован в ГОУ РК «Специальная (коррекционная) школа-интернат №15 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с. Пажга. Глава 1. Дети с ментальными нарушениями, обучающиеся в коррекционных школах-интернатах как объект коррекционно-реабилитационной работы Характеристика детей с ментальными нарушениями, обучающихся в коррекционных образовательных организациях интернатного типа и их образовательные потребности В настоящее время выделено понятие «лицо с ограниченными возможностями» - это лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. Довольно-таки часто даётся традиционная классификация категорий лиц с ограниченными возможностями: неслышащие (глухие); слабослышащие; незрячие; слабовидящие; дети с нарушениями речи; умственно отсталые; лица с задержкой психического развития; лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата; лица с нарушениями эмоционально - волевой сферы. Следует отметить, что характерной особенностью дефекта умственной отсталости является нарушение высших психических функций - отражения и регуляции поведения и деятельности, вследствие органических повреждений головного мозга. Это выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, речи, внимания), страдают эмоционально - волевая сфера и личность в целом. Умственная отсталость, как любое заболевание или патология имеет разнообразные критерии, благодаря которым заболевание подразделяется на виды, степени и формы. Классификация умственной отсталости обуславливается степенью течения и формами проявления заболевания. Она подразделяется на 3 степени: легкую, с уровнем IQ в диапазоне 50-69 баллов; среднюю, с уровнем IQ в диапазоне 20-49 баллов; тяжелую, с уровнем IQ менее 20 баллов. Что касается видов умственной отсталости, то они классифицируются по уровню выраженности заболевания и подразделяются на: дебильность; имбецильность и идиотизм. Как известно, форма, степень и разновидность умственной отсталости имеют прямую взаимосвязь. Например, легкая умственная отсталость характерна для дебилизма. Дебилизм касается следующего: незначительное недоразвитие психики, неспособность широко мыслить, примитивное мышление и т.д. Умственная отсталость легкой степени может быть как врожденная, так и приобретенная в первые годы жизни человека. Средняя и глубокая степени заболевания наиболее чаще всего выражается в имбецильности или идиотизме. Имбецильная разновидность умственной отсталости характеризуется средним уровнем недоразвития психики. Такая патология лишает человека способности мыслить абстрактно и обобщенно. Люди со средней степенью психической отсталости выраженной в форме идиотизма не могут самостоятельно себя обслуживать, их практически невозможно научить трудиться. Такое психическое расстройство как олигофрения проявляется при всех степенях умственной отсталости. Психическое расстройство в форме олигофрении бывает несложным и сложным, которое осложнено различными нарушениями психического растройства. Дети с такими диагнозами, как известно, находятся в специализированных учебно-воспитательных учреждениях: психоневрологические интернаты, детские дома, вспомогательные школы, корреционные школы-интернаты. Дети школьного возраста от 6-7 лет до 18-19 лет попадают в Специальные (коррекционные) школы-интернаты (ранее Специальная коррекционная школа-интернат VIII вида), но в них обучаются не только дети-инвалиды, но и дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеющие трудности в обучении - дети с нарушением умственного развития (умственно - отсталые дети). В специальную школу ребенка направляют органы управления образованием только с согласия родителей (или лиц, их заменяющих) и по заключению (рекомендации) психолого-медико-педагогической комиссии. В дополнению к образованию специальная школа предоставляет детям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности медицинскую и психологическую поддержку, для чего в штате имеются соответствующие специалисты. Они работают в тесном взаимодействии с педагогическим персоналом, проводят диагностическую деятельность, психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия, поддерживая в специальной школе охранительный режим, участвуя в профессиональном консультировании. При необходимости дети получают медицинское и физиотерапевтическое лечение, массаж, процедуры закаливания, занятия физиотерапией. Основное внимание в таких школах уделяется социальной адаптации и профессионально-трудовой подготовке при освоении учениками доступного им объема содержания образования по общеобразовательным предметам. Тенденции развития ментальных нарушений у ребенка могут быть выявлены достаточно рано, практически с рождения ребенка: о них свидетельствует особая реакция на сенсорные стимулы, которая проявляется в повышенной чувствительности, непереносимости бытовых шумов, неприятии ярких игрушек (при этом дискомфорт не только легко возникает, но и надолго фиксируется в памяти ребенка); в особой захваченности детей, их зачарованности отдельными впечатлениями – тактильными, зрительными, слуховыми, вестибулярными. Дети стремятся воспроизводить их вновь и вновь, и вмешаться в их действия трудно. Такие дети отличаются друг от друга по степени нарушения контакта, поведенческим проблемам, уровню интеллектуального развития. Однако всех их объединяет неприспособленность к повседневным жизненным ситуациям и трудность применения накопленных знаний в реальной жизни. Изучением синдрома ментальных нарушений, поиском возможностей коррекционной работы с такими детьми занимались и продолжают заниматься многие специалисты различного профиля. Выяснялась распространенность данного вида нарушений, их место среди других расстройств, первые ранние проявления, развитие с возрастом, уточнялись критерии диагностики. У школьников можно наблюдать ту или иную степень недоразвития речи. Оно обнаруживается и в затруднениях, имеющих место при овладении произношением. Это даёт основания говорить о более позднем и дефектном, по сравнению с нормой, развитии у умственно - отсталых детей фонематического слуха, играющего столь важную роль в становлении правильного произношения и обучении грамоте. Ребёнок, зная, что он говорит не так, как все, старается меньше пользоваться речью, отмалчивается, когда его о чём - то спрашивают, прибегает к указательным жестам. Это отрицательно сказывается на развитии его эмоционально - личностной сферы. Он становится настороженным, замкнутым; постоянно ожидает обиды и порицания. К старшим годам обучения учащиеся существенно продвигаются к овладению диалогической речью, однако многие из них не знают, как следует начать разговор, как о чём - либо спросить человека, особенно незнакомого, как отвечать на его вопросы. Причиной тому служит не только недостаточная сформированность речи, но и особенности мотивационной и эмоционально - волевой сферы. Особенности развития личности и эмоционально - волевой сферы умственно - отсталых детей: личность - это конкретный человек, занимающийся определёнными видами деятельности, осознающий своё отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности. Все аспекты личностной сферы формируются у умственно-отсталых школьников также медленно и с большими отклонениями. Детям свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья. Особые трудности вызывает формирование у ребёнка правильного поведения. Присущая ему интеллектуальная недостаточность и скудный жизненный опыт затрудняют понимание и адекватное оценивание ситуаций, в которых он оказывается. К числу основных компонентов личности принято относить самооценку и уровень притязаний. У умственно - отсталого ребёнка неадекватный (не соответствующий возможностям) завышенный уровень притязаний, привычка к получению только положительных подкреплений. Самооценка у умственно - отсталых детей в целом подчёркивает её неадекватность в сторону завышения. Но ребёнок попадает в образовательное учреждение или просто расширяет круг общения со сверстниками во дворе, и высокой самооценке может быть нанесён серьёзный удар. Можно заметить, что наблюдаемая тенденция не должна исключать дифференцированного подхода к использованию оценки при обучении детей данной категории, так как у некоторых из них обнаруживается пониженная и очень хрупкая самооценка, полностью зависящая от внешней оценки. У других оценка повышена: такие дети мало реагируют на внешнюю оценку. Следует, учесть феномен кажущейся независимости от внешней оценки. Это явление может иметь место у ранимых и низко оценивающих себя детей, но привыкших к неудачам и создавших себе своего рода защитный барьер от внешней оценки. Таким образом, характеристика детей с ментальными нарушениями, дает понять, что существуют различные виды и степени умственной отсталости, и соответственно у этих детей особые образовательные потребности. Такие дети находятся в специализированных учебно-воспитательных учреждениях, в том числе и в специальных коррекционных образовательных организациях интернатного типа. В таких организациях обучаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, родительские дети, имеющие трудности в обучении. 1.2.Сущность и специфика деятельности специальных коррекционных образовательных организаций интернатного типа Система специальных коррекционных учебно-воспитательных учреждений создана с целью осуществления обучения, воспитания и лечения детей и подростков, имеющихумственные отклонения. Данная система - это основа института специального образования детей и подростков с ограниченными возможностями, а так же детей с ментальными нарушениями. Исполнение функций этого института (абилитационно - реабилитационная, корригирующая, компенсирующая, социально-бытовая, профессионально-трудовая) осуществляется путем деятельности специальных коррекционно-реабилитационных учреждений. Одной из главных задач обучения и воспитания детей с ментальными нарушениями, находящихся в специальных коррекционных образовательных организациях интернатного типа, является становление личности каждого в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. Практика показывает, что проблемы социальной адаптации и реабилитации умственно отсталых учащихся решаются в последние годы все сложнее и сложнее, хотя ее цели и задачи кажутся ясными. Но полного представления о содержании социальной адаптации как процессе, а также конкретных путях его осуществления в школе, в семье, на производстве до сих пор не существует. На сегодняшнее время встает вопрос о повышении эффективности адаптации, реабилитации и последующей интеграции в современном обществе детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, живущих в специальных (коррекционных) школах-интернатах. Изменения в социально-экономической и политической жизни России, увеличение многих общественных проблем заставили ученых и практических работников начать поиск новых эффективно действующих механизмов социально-психологической адаптации личности к быстро меняющейся инфраструктуре социума, методики социальной работы, современных моделей социальных служб и воспитательных систем. Наиболее сильно нуждаются в специальной работе в этом направлении дети-сироты, имеющие те или иные отклонения в умственном развитии, т.к. их интеллектуальный потенциал в сравнении с нормально развивающимися сверстниками не создает достаточной основы для усвоения и самостоятельного использования широкого спектра социальных, общественных и других форм жизни. Отсюда является весьма актуальной потребность специального изучения факторов, определяющих успех интеграционных процессов, разработку форм и путей организации социальной поддержки и помощи, учащимся и выпускникам-сиротам специальной школы-интерната. Существует несколько условий, предопределяющих результат процесса интеграции. К основным из них относят: уровень развитости практических и социально значимых навыков у выпускников специальных коррекционных школ-интернатов, позволяющий им вести самостоятельную жизнь в условиях, когда они не имеют родителей или родственников, способных взять на себя заботу по их жизнеобеспечению; объективная оценка такими детьми перспектив самостоятельной будущей жизни; готовность общества понимать и разделять личные проблемы человека с нарушениями интеллекта; уровень социальной защищенности выпускников интернатных учреждений. Образование и воспитание детей с ментальными нарушениями расценивается как приоритетное направление специальных коррекционных школ-интернатов. В связи с этим возникает неизбежность анализа проблемной ситуации, которая связана с образованием, интеграцией, социальной адаптацией таких детей, определение современных принципов и организационных подходов к ее решению. В соответствии с Конституцией РФ и Законом «Об образовании», дети с ограниченными возможностями имеют равные со всеми право на образование. Для них создается специальная коррекционно-развивающая образовательная среда, обеспечивающая нормальные условия и оздоровление, реабилитацию и социальную адаптацию. Раннее начало коррекционной работы с умственно отсталым ребенком позволяет максимально подправить дефект и предотвратить вторичные отклонения. С семи-восьми лет умственно отсталые дети обучаются в специальных (коррекционных) школах-интернатах по специальным программам на основе специального образовательного стандарта. Также им может быть оказана помощь в центрах социально-трудовой реабилитации. Задачи этих школ представляют собой максимальное преодоление недостатков когнитивной деятельности и эмоционально-волевой среды школьников с отклонениями в развитии, подготовку их к участию в полезном, плодотворном труде, социальную адаптацию и интеграцию в условиях современного общества. В специальной (коррекционной) школе-интернате преподают, как общеобразовательные предметы (такие, как русский язык, математика, география, история, обществознание, физкультура, музыка, рисование), так и специальные (коррекционные): швейное дело, овощеводство, резьба по дереву, плотничество. К коррекционным занятиям в начальных классах относят занятия по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, специальные занятия по ритмике, а в старших (5-9) классах - социально-бытовая ориентировка (СБО). Специфической формой организации учебных занятий являются индивидуальные и групповые логопедические занятия, ЛФК и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Особое значение в специальных школах придается трудовому обучению. Оно уже с 4 класса носит профессиональный характер. В процессе обучения труду подростки осваивают доступные им профессии. Обучение в школе длится от восьми до одиннадцати лет. В течении всех этих лет создаются максимально благоприятные условия для развития каждого обучающегося. Большое место в специальной (коррекционной) школе-интернате уделяется воспитательной работе, целью которой является социализация воспитанников, а основными задачами - выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим. Одной из основных задач воспитательной работы в специальной школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в различных ситуациях и в процессе разных видов деятельности. Большая часть выпускников специальных (коррекционных) школ-интернатов достаточно хорошо подготовлены к жизни обычного взрослого человека в обществе: они обустраивают свой быт, работают по полученной профессии, являются законопослушными гражданами своей страны. Лишь небольшая их часть, попав в отрицательные социальные условия, ведет распущенный образ жизни. Временами выпускники специальных школ-интернатов сталкиваются с большими затруднениями в решении сложных проблем самостоятельной жизни. Выпускники, выйдя из стен школы-интерната, не умеют правильно распоряжаться своим имуществом, не всегда в состоянии экономить свой бюджет. Часто становятся жертвами обмана. Нужно достаточно долгое сопровождение выпускников специальных (коррекционных) школ-интернатов. Одну из важных ролей в деятельности специальных (коррекционных) школ-интернатов выполняет социальный педагог, а именно, является главным связующим во взаимодействии с разными специалистами школ-интернатов. Функция социального педагога специальной школы-интерната должна охватывать следующие направления: диагностико-прогностическое; коррекционно-образовательное и социокультурное; функционально-организационное; профилактическое; правовое. В разделе диагностико-прогностической работы социальный педагог вместе с психологом исследуют возрастные и личностные особенности детей, выявляют факторы, препятствующие индивидуальному и социальному развитию ребенка, вырабатывают коррекционные комплексные планы развития личности с учетом индивидуальных особенностей. Диагностика отклонений в развитии базируется на знании общих и специфических закономерностей психического развития нормально развивающегося ребенка и детей с различными отклонениями в развитии. Важно изучить и понять социальный профиль семьи (если она имеется), взаимоотношения детей и родственников, материальные и жилищные условия обучающихся, чтобы в дальнейшем спрогнозировать воздействие родных на самостоятельную жизнь подростка, заранее позаботившись о его жилищном и материальном обеспечении. Социальному педагогу совместно с учителями и психологом необходимо регулярно анализировать те или иные жизненные конфликтные ситуации, в которых может оказаться воспитанник интерната, чтобы помочь ему найти правильный выход из них. Суть коррекционно-образовательного и социокультурного направления представляется как оказание помощи в тех ситуациях, когда социальные, национальные, культурные и другие барьеры усложняют процесс обучения. Здесь уместна консультативная работа с педагогическим коллективом, особенно с молодыми, которые только начинают работу учителями и воспитателями. Социальный педагог имеет возможность оказать существенную помощь в индивидуальной педагогической коррекции, т.к. он в составе ПМПК должен обнаружить причины, препятствующие развитию ребенка, составить карту социального обследования, которая впоследствии становится основной для разработки индивидуальной программы социально-педагогического сопровождения ребенка в течение всех лет пребывания в школе-интернате. Правовой раздел служит важным участком деятельности социального педагога, т.к. здесь объединяются задачи правового просвещения учащихся и педагогов интерната, а также представительства интересов воспитанников от имени школы в органах полиции и суда. Одной из обязанностей социального педагога является работа по сбору информации и накоплению документов юридического статуса ребенка: розыск родителей, родственников, оформление опекунства, своевременная подготовка документов для получения жилья выпускниками, его подбор и т.д. Особый раздел деятельности социального педагога — влияние на содержание активных форм досуга и трудовой занятости вне учебного процесса. В процессе реализации функционально-организационного направления социальный педагог выполняет посреднические функции, является связующим звеном между учащимися, с одной стороны, и администрацией, педагогами, социальными службами вне школы — с другой. В части организационных вопросов он оказывает помощь администрации школы и семьям в профориентации, трудоустройстве подростков после выпуска из интерната. Перед тем как принять решение о профиле трудового обучения, школой должен быть проведен глубокий социальный анализ, изучена перспектива наличия рабочих мест, видов труда и специальностей бывших выпускников, стаж работы и причина смены мест работы и т.д. Такой социологический анализ может быть проведен под руководством социального педагога. В деятельности социального педагога следует выделить профилактическое направление. Сочетая навыки межличностного общения и знания множества социальных обстоятельств, воздействующих на обучающихся и школу, социальному педагогу необходимо уметь предотвращать и улаживать все возможные конфликты, которые возникают в коллективе, предупреждать социальную изолированность воспитанников, регулярно осуществлять профилактику правонарушений учащихся. Социальному педагогу важно создать атмосферу психологической комфортностиво взаимодействии с воспитанниками коррекционных учреждений, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально-значимое общение, организовать комплексную социально-психолого-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации. Эффективная деятельность социального педагога немыслима без близкого сотрудничества с педагогическим коллективом школы, психологической службой, органами социальной помощи и защиты. От четкого взаимодействия социального педагога со школьным психологом, врачом, учителями, воспитателями, администрацией, а также внешкольными учреждениями (отделом социальной защиты района, отделом опеки и попечительства, биржей труда, правоохранительными органами, благотворительными учреждениями и т.д.) будет зависеть успешность решения множества жизненно важных проблем для воспитанников интерната, лишенных родительской опеки. Служба социально-педагогической помощи в учреждениях для таких детей должна строиться на основе следующих принципов: объективность в работе, коммуникативность, независимость в принятии принципиальных решений, индивидуальный подход, — принципов, пронизанных идеей гуманизма, ценности человеческой личности. Создание программ социально-педагогической деятельности в специальных коррекционных школах-интернатах включает в себя несколько методик, эффективность которых непосредственно зависит от успешности налаживания и углубления личных контактов педагогов с детьми. Важнейшим результатом социально-педагогической работы с детьми по этим и ряду других направлений являются изменения, происходящие в эмоциональном состоянии детей. Несомненно, ряд проблем остается пока не решенным. Это и характерная для детей из специальных (коррекционных) школ-интернатов неспособность самостоятельно организовывать свое свободное время, и остающиеся значительные пробелы в кругозоре, и проблемы профессионального самоопределения и полной социальной адаптации, а также интеграции детей. Работа с этими направлениями на данный момент является приоритетной, именно в этой области обмен опытом представляется особенно важным. Таким образом, основной целью специальных коррекционных школ-интернатов является обучение и воспитание обучающихся, а вот основной задачей обучения и воспитания таких детей, является становление личности каждого в целом, развитие их познавательной деятельности, подготовка и включение в социум в качестве полноправных членов общества. Не менее важна и работа социального педагога интерната, он призван решать сложные проблемы, которые связаны с эмоциональным, интеллектуальным и физическим развитием детей, оказывать им помощь и поддержку, способствуя этим их успешной социализации и интеграции. Социальный педагог, как главный связующий во взаимодействии с другими специалистами школы, ведь совместная работа в команде дает большего эффекта. 1.3.Социокультурная реабилитация детей с ментальными нарушениями как важнейшее направление деятельности коррекционной школы-интерната Социокультурная реабилитация инвалидов, в том числе и людей с ограниченными возможностями — это комплекс мероприятий и условий, которые позволяют адаптироваться инвалидам в стандартных социокультурных ситуациях: заниматься посильной работой, находить и использовать нужную информацию, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь. На уровне государства и общества, каждого социального или культурного образовательного учреждения необходимо обеспечиватьинтеграцию детей с ментальными нарушениями в обычную социокультурную жизнь, их социально-культурная реабилитацию и адаптацию. Следует принимать специальные меры, способствующие реализации их социальных прав и возможностей. Без этого значительная часть детей данной категории лишается достаточного социокультурного пространства для своего достойного существования. Значительные возможности социокультурных практик в социальной реабилитации детей с ментальными нарушениями осуществляются далеко не в полном объеме. Между тем, использование социокультурных технологий может помочь детям с трудностями в обучении развить творческую деятельность, умение общаться с обществом и др. Творческий элемент позволяет избежать однообразия в исполнении соответствующих реабилитирующих упражнений. Решение совокупности проблем социально-культурной реабилитации детей с ментальными нарушениями посредством организации их досуговой деятельности зависит от уровня внедрения в реабилитационный процесс междисциплинарного подхода, что, в свою очередь, обусловливает необходимость создания надежных механизмов взаимодействия между различными органами и учреждениями, участвующими в реабилитации инвалидов. В рамках социокультурной реабилитации детей с ментальными нарушениями осуществляется досуговая реабилитация в условиях коррекционных школ-интернатов. Это не просто включение ребенка в досуговое окружение, но и развитие качеств, которые позволяют ему использовать различные формы досуга. Социально-культурные реабилитационные мероприятия представлены активными и пассивными формами. Пассивный досуг – это просмотр телепередач, прослушивание музыки и т.п., активные формы – это занятия рукоделием, рисованием, оригами, лепкой, участие в художественной ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: