VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Социально-педагогическая коррекция и реабилитация детей и подростков с девиантным поведением

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002354
Тема: Социально-педагогическая коррекция и реабилитация детей и подростков с девиантным поведением
Содержание
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт психологии, социологии и социальных отношений
Кафедра клинической и специальной психологии
     
     Адамцевич Анастасии Сергеевны

«Профилактика суицидального поведения подростков в Центре содействия семейному воспитанию»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Направление подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»

Профиль подготовки «Социально-педагогическая коррекция и реабилитация детей и подростков с девиантным поведением»
(очная форма обучения)


Руководитель ВКР:
__________________________
(ученая степень, ученое звание)
_____Валявко С.В.__________
(фамилия, имя, отчество)
_________________________
      (подпись)

Рецензент:
__________________________
(ученая степень, ученое звание)
__________Коган Б.М.______
(фамилия, имя, отчество)
_________________________
      (подпись)
      
Зав. выпускающей кафедрой:
__________________________
(ученая степень, ученое звание)
__________________________
(фамилия, имя, отчество)
_________________________
      (подпись)

Москва
2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………......4

Глава 1.Теоретические аспекты изучения суицидального поведения подростков
1.1.Анализ представлений о суицидальном поведении подростков……....10
1.2.Социально-психологические факторы, влияющие на суицидальное поведение подростков…………………………………………..........................16
1.3 Психолого-педагогические условия профилактики суицидального поведения подростков ………………………………….......................………...21

Глава 2. Разработка программыпрофилактики суицидального поведения подростков в центре содействия семейному воспитанию

2.1. Разработка и описание реализации Программы профилактики суицидального поведения подростков в центре содействия семейному воспитанию…………………………………………………………………….27

Глава 3. Экспериментально- психологическое исследованиеи апробация программы профилактики суицидального поведения подростков в центре содействия семейному воспитанию
1. Проведение методики патохарактерологического диагностического опросника Личко и анализ полученных результатов…………….…………...38
2. Проведение наблюдения………………………………………………...41
3. Проведение методики Дембо-Рубинштейн и анализ полученных результатов ………………………………………………………………………45
4. Индивидуальная беседа с подростками (с не завершившимся суицидом)………………………………………………………………………...47
5. Проведение методики Басса-Дарки и анализ полученных результатов………………………………………………………………………48
6. Проведение методики опросника суицидального риска(Т.Н. Разуваевой) и анализ полученных результатов……………………………….49
7. Апробация Программы профилактики суицидального поведения подростков в центре содействия семейному воспитанию…………………...51
8. Анализ и интерпретация результатов экспериментально-психологического исследования подростков после профилактической работы…………………………………………………………………….………53
9. Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения подростков ………………………......................................................61
Заключение...........................................................................................................68
Список использованной литературы……………..……………………… 72
Приложения..........................................................................................................74



















ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность.Ситуация по самоубийствам среди подростков остается в нашей стране одной из самых напряженных. По числу случаев суицида среди молодых людей Россия входит в пятерку лидеров. 
     
     В 2014 году количество самоубийств в России снизилось на 7% по сравнению с предыдущим годом, но судя по прогнозамэкспертов можно сказать, что к 2020 году количество самоубийств лишь возрастет в половину раз, чем есть сейчас.Согласно статистическим данным Министерства здравоохранения РФ, за 11 месяцев 2014 года с жизнью покончили 24 690 человек. За тот же период 2013 года количество суицидов составило 26 590 человек. По общему числу самоубийств Россия находится на четвертом месте в мире — после Индии, Китая и США. По словам руководителя отдела эпидемиологических и социальных проблем психического здоровья ГНЦ психиатрии им. Сербского Бориса Положия, подростки всё чаще сводят счеты с жизнью, и осенью 2015 годаначалась новая волна групповых самоубийств.
     Руководствуясь статистикой 2015, можно сказать, что из 100 тысяч,20 тысяч случаев (в возрасте 15-19 лет) это преднамеренный акт. И это цифра превышает мировой показатель аж в 3 раза. Об этом заявил Павел Астахов, Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка. 
     По мнению психологов, улучшения ближайшее время ждать не придется. Это связано срядом разнообразных причин, начиная от экономической и социальной обстановки, и заканчивая отношениями в семье, которые по-прежнему вызывают больше всего суицидов (по приблизительным подсчетам 62% от общего числа самоубийц). Профессор Вашингтонского университета психологии Джеймс Мазза считает, что когда дело доходит до суицидальных мыслей, подростки часто концентрируютсвое внимание и отношение в семье как более решающее и важное, чем контакт с друзьями.  Результат многолетней работы показывает, что именно отношения с родными, а не со сверстниками или друзьями, предотвращает у подростков депрессию и попытки покончить жизнь самоубийством. С этим согласился и Борис Положий, известный российский специалист по суицидологии. Он считает, что неадекватное отношение родителей к своим детям — чрезмерное баловство, жестокость, либо полное безразличие, — являются первопричинойрбольшинства самоубийств.
     Обстановку усугубляют и новые факторы современного мира, толкающие подростков к краю смертельной пропасти.Например, СМИ - слишком ярко описывающие различные виды самоубийств в стране и мире, тем самым вызывая эффект подражания у молодых людей, которые и без того имеют множество неразрешенных проблем в жизни. Интернет, где можно совершенно свободно найти целый ряд разнообразных сайтов с «инструкцией» по самоубийству. Так же японская манга с трогательными историями о девочках, которые кончают с собой и становятся «счастливыми» бесспорно влияет на мысли и поступки подростков. Чтобы найти огромное количество примеров, далеко ходить не надо. В одной из социальных групп есть «клуб для самоубийц», где даже проводится опрос. Наиболее распространенным способом оказались таблетки (28,4%), затем прыжок с крыши (18,4%), третье и четвертое место делят способы «застрелиться» и «вскрыть вены» (16 и 15,4%). Мало кто мечтает умереть на петле или под колесами машины, поезда, но тревогу вызывает ещё один факт. Согласно этому же опросу, почти 13% подростков мечтают умереть «по-другому» и остается только гадать, на что способна детская фантазия.
     Нынешняя ситуация в обществе создает условия для роста суицидов у детей и подростков. Это и культ насилия, и падение нравов, и доминирование материальных ценностей, и скудость возможностей для развивающего и разнообразного досуга, ибнегативные образцы поведения, которые предлагает телевидение, и завышенный уровень требований к адаптивным способностям и интеллектуальному развитию молодого человека и т.п. 
     В сети Интернет сегодня идет целенаправленная работа по вербовке молодых людей, особенно с неустойчивой психикой и повышенной внушаемостью. 
     «За последние два года феномен Исламского государства Ирака и Леванта стал одним из основных факторов международной политики.ИГИЛ сегодня воспринимается Соединенными Штатами и их союзниками в Европе и Азии как самая большая угроза стабильности и безопасности не только на Ближнем Востоке, но и за его пределами. Организацию считают на порядок более сложным и серьезным вызовом, чем "Аль-Каида" или диктаторские режимы в Ираке, Ливии или сейчас в Сирии. В то же время, в Украине вопрос ИГИЛ остается за пределами внешнеполитического внимания, хотя в контексте геополитической игры вокруг нашей страны такие вопросы как Иран, Сирия или, тем более, "Исламское Государство" должны быть в центре экспертного внимания. "Апостроф" начинает серию публикаций, посвященных "Исламскому Государству", и его влиянию на ситуацию в мире, экспертной оценкой этого явления».
     «Угроза ИГИЛ лидирует среди внешнеполитических вызовов для США и их союзников, которые отодвинули российско-украинский конфликт на второй план. В противодействии ИГИЛ администрация Барака Обамы опирается на построение нового баланса сил и точечные военные операции с ограниченным применением силы.
     Сегодня ИГИЛ становится больше символом протеста, альтернативы миропорядку, который просуществовал более 20 лет после распада СССР, но оказался достаточно хрупким и неспособным предложить здоровую и привлекательную альтернативу тем, кому не повезло родиться или мигрировать в страны золотого миллиарда. В странах ЕС усиливаются группы, ориентированные именно на ценности и идеи ИГИЛ. Несмотря на серьезные воздушные удары, "Исламское Государство" демонстрирует живучесть благодаря именно фанатичной вере и преданности его сторонников. 
   Запад разделен, США под руководством слабого президента за несколько десятилетий своей истории уже давно не способны сыграть роль глобального лидера в противостоянии новым вызовам — от глобального потепления, экономического кризиса, российской агрессии до ИГИЛ включительно. Эти и другие аргументы оставляют исламским экстремистам шанс на изменение геополитической шахматной доски. Сначала на Ближнем Востоке. Далее — в направлении Северной Африки или Афганистана. И кто знает, как далеко может распространиться воздействие фанатиков, готовых без колебаний отдать и свои, и чужие жизни во имя Аллаха» [53].
   Под такое давление часто попадают те самые подростки, у которых в силу их особенностей личности, таких как импульсивность, не зрелость аффективной сферы, неуверенность в себе, заниженная самооценка, не информированность о том, к чему это может привести. Именно поэтому суицидальное поведение в разных возрастных группах имеет свои особенности.
   По статистическим данным анализа материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России в 2014 году, мы видим, что 62 % всех самоубийств несовершеннолетних связано с боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих. 
   К сожалению, в России не проводится активная политика по предотвращению детских и подростковых самоубийств. Такими вещами должны заниматься органы здравоохранения и образования.
   Своевременная социально-педагогическаяи психологическая поддержка, доброе участие, оказанные подросткам в критический для них момент, помогли бы избежать этой страшной трагедии. 
   Несмотря на актуальность проблемы, многие аспекты суицидального поведения подростков и меры профилактики суицида разработаны недостаточно.
   Как показал анализ научно-педагогической литературы,по исследуемой проблеме существует противоречие заключающиеся в том, что современная существующая социально-педагогическая практика по профилактике суицидального поведения подростков требует неукоснительного решения, а методическая составляющая по социально-педагогической профилактике суицидального поведения подростков не имеет достаточно современных и соответствующих технологических эффективных разработок. 
   Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: особенность профилактики суицидального поведения подростков(на примере работы ЦССВ «Алые паруса»).
   Данное противоречие определило и выбор темы магистерской диссертации: «Профилактика суицидального поведения подростков в ЦССВ «Алые паруса».
     Объектом исследования выступает социально-психологический процесс.
     Предметом исследования является процесс профилактики суицидального поведения подростков в детских домах.
     Цель исследования:разработать содержание, приемы и способы профилактики суицидального поведения подростков.
   В соответствии с заданной целью и гипотезой определены следующие
задачи исследования:
1. Выявить психолого-педагогические условия профилактики суицидального поведения подростков.
2. Разработать и апробировать Программу профилактики суицидального поведения подростков.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по проверкеПрограммы профилактики суицидального поведения подростков.
4. Разработать методические рекомендации по распознаванию и предупреждению суицидального поведения подростков.

   Гипотеза исследования: профилактика суицидального поведения в условиях ЦССВ будет эффективной, если:
- своевременно выявляются суицидальные склонности в поведении у подростков;
- будет разработана и реализована программа профилактической работы суицидального поведения среди подростков с учетом специфики контингента и особенностей подросткового возраста;
     - соблюдаются методические рекомендации по профилактике суицидального поведения для педагогов.
     Новизна исследованиясостоит в том, что апробирована Программа профилактики суицидального поведения в условия Центра содействия семейному воспитанию.
     Методы исследования:теоретические (анализ, классификация методов, проектирование, прогнозирование); эмпирические (опросные методы, педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, экспертная оценка).
   Научно – исследовательская база:ГБУ ЦССВ «Алые паруса».Адрес: Москва, 127562, г. Москва, ул. Декабристов, дом 8, корпус 3; 127081, г. Москва, Ясный проезд, дом 24А.
   Структура магистерской диссертации включает введение, 2 главы, заключение, библиографический список, приложения. В приложении представлены описания психолого-педагогических методик, таблицы с результатами исследования обеих групп. Работа содержит 14 рисунков и 8 таблиц. Общий объем работы состоит из100страниц. Общий объем приложения 10 страниц.




Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ 

1.1. Анализ представлений о суицидальном поведении подростков
     
     Суицид (лат.suicidium) — преднамеренное лишение себя жизни самоубийство [9, стр 531]. Эксперты называют основными причинами самоубийств, психические нарушения (такие как депрессия, проблемыличности, алкогольная зависимость или шизофрения), порой вызванные или усугубленные физическими заболеваниями (рак, ВИЧ-инфекция, увечья и др.). 
     Изучив исторические данные мы узнали, что термин в научный оборот введенанглийским врачом Томасом Брауном (1605—1682)  в 1642 году. Он образовал его от латинского sui (себя) и caedere (убивать).
     Ученые на протяжении многих лет пытались дать теоретическое обоснование суицидальному поведению, что в итоге привело к тому, что в настоящее время нет единой теории, которая объясняла бы природную составляющую самоубийств, причины и мотивов суицидального поведения. Среди множества концепций в медицинской, психологической, философской, социально-педагогической литературеможно выделить три концепции суицида: психопатологическая, психологическаяди социологическая.
     А.Г. Амбрумова в своих научных исследованиях раскрывает понятие «суицид, как осознанное лишение себя жизни»[1, с.10-11].
     Так же она определяет суицид как действия, содержащиеся в явном или неявном виде намерения лишения себя, как феномен социально-педагогической дезадаптации личности.
     Как показало наше исследование, суицидальное поведение, по мнению А.Г. Амбрумовой, включает в себясуицидальные покушения, попытки и проявления.
     Автор раскрывает такие понятия, как:
     * суицидальные покушения – все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причинам, не зависящим от суицидента (обрыв веревки);
     * суицидальные попытки – демонстративно установочные суицидальные действия. Суицидент знает о безопасности применяемого акта;
     * суицидальные проявления – мысли, высказывания, без действий и актов.
     Кроме того, А.Г. Амбрумова дает определения следующим понятиям, которые необходимы для осознания проблемы суицидального поведения:
     * хронический суицид – аскетизм, наркомания, алкоголизм, курение, неосторожное вождение машины.
     * пресуицид – время и душевное состояние за 2 месяца перед суицидом.
     * постсуицид – время и состояние в течении трех месяцев после суицида.
     	Совершались попытки выделить самоубийства в отдельную нозологическую единицу, а сама проблема изучалась специфическими для медицины методами.
     Некоторыми учеными были предложены различные методы физиотерапевтического и медикаментозного лечения суицидомании (кровопускания, слабительные, желчегонные средства, холодные влажные обертывания и т.д.).
   	На современном этапе развития психологической науки психопатологическая концепция представляет скорее исторический интерес, хотя некоторые исследователи и сейчас считают, что суицидальные действия представляют собой одну из форм проявлений психических заболеваний. В практической деятельности мы частенько сталкиваемся с тем, что многие педагоги и психологи объясняют проблемное поведение у детей и подростков с не научной позиции, а в большинстве своем, как психическое заболевание: «Ему лечиться надо», «Псих», «Это не наш случай, там, скорее всего, диагноз».
   	Советский психиатр и заслуженный деятель науки А.Е. Личко (1985) в своих работах раскрывает суицидальное поведение подростков какпроблему пограничной психиатрии.
   А. Е. Личко считает, что лишь третья часть суицидальных попыток- это психозы и психопатоподобное поведение, а все остальные попытки являются следствием подростковых кризисов.
   В.Т. Кондрашенко в своих работах по мотивам суицидального поведения подростков на первом месте ставит- одиночество, стыд и недовольство собой. И только за тем, идут обиды и протесты.
   В основном самыми распространенными причинамидля провокации несовершеннолетних на суицидальное поведение является:
     • несформированное мысль о понимании смерти, отсутствие страха,в силу возрастных особенностей.
     • отсутствие единой идеологической платформы в обществе.
     •маленький жизненный опыт, так же может послужить причиной и раннее начало половой жизни, приводящее к ранним разочарованиям.
     • дисгармоничные взаимоотношения в семье.
     •саморазрушающее поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).
     • депрессии.
     •реакция протеста подростка.
   Автор А. Е. Личко описывает три типа суицидального поведения: демонстративное, аффективное и истинное. 
   Также А.Е. Личко и В.Т. Кондрашенко указывают в своих работа на некую определенную связь суицидального поведения с типом акцентуации характера.
   Рассмотрим три типа суицидального поведения, которые описывает нам автор А.Е. Личко и В.Т. Кондрашенко:
   	Демонстративное суицидальное поведение. Данный тип суицидального поведения, по мнению исследователей, предпринимается с единственной целью – воздействовать на окружающих, избавиться от неприятностей, вызвать жалость и сочувствие со стороны окружающих или просто привлечь к себе внимание, либо наказать кого-то, возможно, вызвать гнев со стороны окружающих. Истинного намерения покончить жизнь самоубийством у человека не возникает. Онвсегда рассчитывает на то, что его вовремя спасут или заметят странное поведение в его словах и поступках. Способы суицида при этом избираются только самые безопасные для жизни и здоровья, чтобы напрасно не рисковать (порезы вен на предплечье, лекарства из домашней аптечки), либо рассчитанные на то, что серьезная попытка будет предупреждена окружающими (изображение попытки выпрыгнуть из окна или броситься под движущийся транспорт). Конечно же, местo и время подросток выбирает тоже таким образом, чтобы его вовремя заметили и оказали всю необходимую помощь. Суицид совершается либо на глазах присутствующих, либо за несколько минут до их прихода. Подростки несомненно чаще всего выбирают именно этот тип суицидального поведения, так как он не угрожает их жизни и здоровью, а лишь может привлечь внимание окружающих при реализации поставленной цели несовершеннолетнего.
   	Обильная суицидальная сигнализация часто предшествует демонстрации или сопровождает ее.Пишутся какие-то прощальные записки, произносятсясокровенные, «тайные» признания друзьям, записываются на различные носители «последние слова» и так далее. В большинстве случаев, основной причиной толкнувшей подростка на суицид, становится та самая «несчастная, безответная» любовь, от которой множество страдает в этом возрасте. Однако за этим кроется лишь романтическая загадка или просто же это обычная выдумка, которая придает проблеме некий ореол романтичной избранности. При таких попытках, носящих характер угроз, вымогательства или шантажа, к сожалению, подросток не всегда может предвидеть и избежать смертельную угрозу, так как он зачастую не осознает ту степень опасности своих действий и их последствий которой может подвергать себя.
   	Действительной причиной чаще всего оказывается уязвленное самолюбие, утрата ценного для подростка внимания, страх упасть в глазах окружающих или сверстников, хотя отвергнутая любовь наносит чувствительный удар по личности подростка.
   	Еще одной причиной может являться необходимость выпутаться из серьезной ситуации, в которую попал подросток, избежать наказания, вызвать сострадание и сочувствие со стороны окружающих. 
   	Сам же демонстративный суицид с суетой и переживаниями окружающих может давать некоторое удовлетворение его «эгоцентризму».
   	Суицидальные демонстрации, которые осуществляются повторно, превращаются в своеобразный поведенческий стереотип «игры со смертью», к которому прибегает подросток в случаях возникновения неразрешенных конфликтов, как к способу решения. У некоторых подростков суицидальные намерения могут носить характер явного шантажа и бывают окрашены возникающим чувством мести по отношению к обидчику, в том числе желанием доставить ему неприятности.
   	Аффективное суицидальное поведение.Временами суицидальные демонстрации подростков могут быть следствием реакции на острые аффективные ситуации и переживания. Подобные «аффекты» чаще всего возникают по причине вызванной ударом по самолюбию, унижением в глазах окружающих, утратой надежды. На фоне сильного аффекта в какой-то момент его развития может возникнуть истинная суицидальная цель или желание махнуть на всё рукой и положиться на случай. 
   	Данный тип поведения развивается на высоте аффекта, в какой-то момент у суицидента может закрасться мысль, чтобы расстаться с жизнью, но чаще всего предпринимаемая в дальнейшем пoпытка суицида носит лишь демонстративный характер. Однако необходимо знать, что на пике аффекта человек может неожиданнорешиться и на истинный суицид.
   	Суицидальное поведение может возникнуть на фоне аффективных переживаний и является одной из формбострых психогенных реакций, возникших на фоне акцентуаций характера, психопатий или остаточных явлений органического поражения мозга. В это время подросток может подвергнуться в результате стечения обстоятельств психической травматизации, которая лишь укрепит в нем его собственные представления о своей неполноценности, а также возникшие мысли и желания суицида, как единственное средство избавления от субъективно невыносимых тяжелых условий действительности.
   	Истинное суицидальное поведение. Наконец-то мы дошли до типа, который по-настоящему является осознанным и обдуманным решением уйти из жизни. В этом типе возможны неоднократные вспышки суицидальных мыслей без осуществления каких-либо попыток. Они обычно могут появляться при ударах жизни по «слабым местам» подростка, особенно если при этом возникают представления о собственной неполноценности, и в критических ситуациях могут носить истинный суицидальный характер.
   По сути, суицидальное поведение предшествуется не каким-то одним мотивом, а целой системой, но один из них всегда будет обязательно является ведущим, в то время как остальные могут к нему просто бытьприсоединены.
   	Также А.Е. Личко и В.Т. Кондрашенко в своих работах указывают на определенную связь суицидального поведения с типом акцентуации характера. По их исследовательским данным при демонстративном суицидальном поведении 50% подростков имели истероидный, истероидно-неустойчивый и гипертимно-истероидный типы, 32% - эпилептоидный и эпилептоидно-истероидный и лишь 18% - другие типы акцентуаций характера. В то же время суицидальные покушения в большинстве случаев совершались лицами с сенситивным (63%) и циклоидным (25%) типами. Также примерно 39% подростков, покончивших с собой, имели шизоидные черты характера[22,29].
   	Мотивы и причины самоубийства связаны, прежде всего, с потерей смысла жизни. Как описывает В. Франкл (1990) в своих работах, то что связанная с этим экзистенциальная тревога переживается как ужас перед безнадежностью, ощущение пустоты и бессмысленности, страх вины и осуждения [40].
   	Таким образом, проанализировав медицинскую, философскую, психологическую и социально-педагогическую литературу, а также изучив работы авторов(А.Г. Амбрумова, Л.Е. Личко, В.Т. Кондрашенко) можно сделать вывод, что суицид признается всеми авторами как преднамеренное, осознанное лишение себя жизни. Терминология понятия, разработанная специалистами в разных областях, не имеет особого расхождения. В то же время в каждой области рассматривается своя специфика суицида. 
   
1.2. Социально-психологические факторы, влияющие на суицидальное поведение подростков
     
     Суицидальные проявления у подростков являются одной из форм их поведения и имеют определенные отличия от суицидального поведения взрослых. Таким образом, в 90% случаев суицид вподростковом возрасте – это «крик о помощи», и только 10% случаев, действительно, имеет место истинное желание покончить с собой. К счастью, частота завершенных пoпыток редка, по сравнению с суицидальными покушениями. Тем не менее,мы можем говорить о необходимости раннего выявления предсуицидальных состояний у несовершеннолетних, нуждающихся в социально-психолого-педагогической или психотерапевтической помощи.
     К группе риска по проблеме суицидального поведения относятся подростки с такимиособенностями как:
* Нарушения в сфере межличностных отношений;
* злоупотребляющие алкоголем, курением или наркотиками;
* с затяжным депрессивным или злобно-тоскливым состоянием;
* сверхкритичные перфекционисты;
* страдающие oт испытанных унижений или трагических утрат;
* от хронических или смертельных болезней;
* от безответной, несчастной любви;
* разочарованные расхождением в ожидании и реальности;
* одаренные;
* подростки с проблемами в школе;
* беременные подростки;
* из социально-неблагополучных семей, в том числе из семей группы риска;
* из семейсуицидентов.
   	«Взятая в отдельности, сама по себе, каждая из этих ситуаций или проблем вовсе не означает, что подросток, столкнувшийся с ней, обязательно окажется в зоне суицидального риска. Однако у молодого человека в определенный момент может не оказаться эмоциональных, умственных или физических сил, чтобы противостоять жизненным проблемам, и тогда, к сожалению, суицид может стать для него единственно приемлемым выходом» [2].
   	«Анализ психологических исследований молодых людей, совершивших суицид, показывает, что самоубийцы (либо лица с суицидальным поведением) обычно отличаются следующими индивидуально-психологическими особенностями, такими как: инфантильность, острота переживаний, недостаток самоконтроля,ранимость,лробость, склонность к самоанализу, застенчивость,неадекватная и низкая самооценка, повышенная чувствительность, импульсивность, отсутствие комфортности, склонность к сомнениям, рефлексивность, лабильность эмоциональной сферы, неуверенность в себе, психологическая зависимость отокружающих, несформированностьпмотивационно- ценностной сферы, неспособность адекватно решать конфликты в межличностной сфере, впечатлительность, интровертированность, повышенная возбудимость, неустойчивое настроение, склонность к депрессивным расстройствам» [2].
   	Каждая перечисленная характерологическая особенность при наличии личностно-травмирующей ситуации облегчает суицид, она формируют психическое состояние, тем самым предрасполагает к самоубийству. Подросток, находясь в состоянии депрессии, испытывает тоску, подавленность, тревогу, страх, апатию, безрадостность, скуку. Это легко развивает в нем чувство безнадежности, вины, безысходности истыда.
   	«Обычно выделяются следующие общие психологические особенности, характеризующие суицидальное поведение подростка.
     * Эгоцентризм – человек полностью погружен в себя, сосредоточен только на своих переживаниях и страданиях. Все oстальное для него просто не имеет никакого значения. Эгоцентризм суицидента говорит о самоуничтожении, высоком уровне негативизма по отношению к себе.
* Аутоагрессия – негативное отношение к своей личности, достигшее своей крайней степени. Проявлением аутоагрессии являются самообвинения, с безмерным преувеличением своей вины, крайне негативная самооценка, мысли о самоубийстве и суицидальные действия. Аутоагрессия в поведении суицидента практически всегда предшествует гетероагрессия в отношении близких к нему людей: беспричинная подозрительность, необоснованные обвинения, равнодушное отношение к болезни или смерти другого человека.
* Пессимистическая личностная установка на перспективы выхода из кризиса – суицидальные мысли и намерения, депрессивное состояние, тревога, чувство вины, подготовка и реализация суицидальных действий.
* Паранойяльность – оцепенелость нервно-психических процессов, следование готовым мыслительным стереотипам и поведенческим паттернам, склонность к образованию сверхценных идей, моральный догматизм» [2]. 
   	Отсутствие у детей информированности о непоправимости смерти сближает, по мнению ряда исследователей, суицид с несчастным случаем. Так, по наблюдениям А.Г. Амбрумовой и Е.М. Вроно, мы можем сказать, что дети- суицидентыне имеют никакого реального представления осмерти, отождествляя ее с иным существованием, возможно, с внеземным, космическим.
   	С их слов, собственная смерть представлялась им глубоким сном, смерть близких – длительным отсутствием. Дети были убеждены, что смерть имеет свой конец, и после того, как она закончится, жизнь начинается снова, без прежних трудностей и конфликтов, будто по волшебству. Они мысленно представляли себе собственные похороны, горе и раскаяние близких, уверенные в том, что можно быть свидетелем этого события, когда все, кого ребенок хотел бы наказать или разжалобить своей смертью, пребывают в глубоком отчаянии. Не отдавая себе отчета в конечности и необратимости смерти, дети не испытывали страха.
	«Несовершеннолетние старшего возраста (10-12 лет), с одной стороны, понимают, что смерть - это исчезновение навсегда, но с другой – у них нет уверенности в том, что смерть- это исчезновение навсегда. Они думают, что суицидальным действием они лишь устранят себя из тяжелой ситуации, накажут себя или своих обидчиков –лишь на какое-то время, но точно не навсегда» [2].
   	В подростковом возрасте представления о смерти больше совпадают с взрослыми представлениями. Отличительной особенностью данного возрастного периода является повышенный интерес подростков к теме смерти, размышления о жизни и в чем ее смысл, увлечение философскими проблемами этого направления, но этой темы касаются лишь одаренные подростки, с высокими интеллектуальными данными.
   	Отсутствие жизненного опыта, не информированность детей и подростков об опасности для жизни и здоровья различных веществ вызывают трудности дифференциации истинного и демонстративного суицидального поведения, по оценке способа покушения. Поэтому, дети - суициденты совершают попытки самоубийства с истинным намерением умереть с помощью таких малотоксичных средств, как клей, шампунь, витамины, едят мороженое в мороз, уверенные в том, что оперируют с опасными для жизни веществами. Подростки же, имея истинное желаниетопределенным образом воздействовать на окружающих, совершают демонстративные суицидальные попытки, используя высокотоксичные лекарственные препараты, обманываясь цветом или сладким вкусoм оболочки таблеток. Такие «переигранные» демонстрации, как правило, влекут за собой тяжелые последствия и иногда заканчиваются летальным исходом.Кроме того, и дети, и подростки часто избирают наиболее травматичные, калечащие способы самоубийства, как, например, самоповешение или самоутопление, падение с высоты и под транспортные средства.
   	Определенные личностные особенности подросткового возраста – чрезмерная импульсивность, эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, завышенная самооценка, растерянность в конфликтных ситуациях,эгоцентризм – создают «суицидальную предиспозицию» подростков. Незначительная конфликтная ситуация может стать суицидоопасной. Психологические особенности этого возраста при своей резкой выраженности получили название «подросткового комплекса», для которого характерными считаются следующие основные реакции:
	- реакции эмансипации – проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки;
	- реакция группирования сo сверстниками – проявляется в инстинктивном группировании, главная цель которого - общение;
	- реакции, обусловленные сексуальным влечением – относятся все изменения, происходящие ввсексуальной сфере подростка.
   	Из вышеперечисленных реакций следует, что в подростковом возрасте особенно важным является удовлетворение потребности в самоутверждении и общении, так как ведущий вид деятельности в этом возрасте - интимно-личностное общение со сверстниками. Блокирование этого может вызвать у подростка тяжелый внутренний конфликт, выступающий в ряде случаев причиной суицидов. Вообще, подростковый возраст настолько богат и разнообразен конфликтами и осложнениями, что его можно считать сплошным затянувшимся конфликтом.
   	Суициды у детей и подростков могут быть проявлением психогенных острых аффективных реакций, а также результатом затяжных реактивных состояний. При этом взаимосвязь между причиной и следствием может быть не прямолинейной, а опосредоваться множеством других факторов: семейным и социальным микроклиматом, успеваемостью, взаимоотношениями со сверстниками, личностными особенностями, отношениями с возлюбленными и друзьями и тому подобное.
   	Основная трудность в прогнозе суицида заключается в том, что самoубийства и суицидальные попытки возникают на фоне обыденных, на первый взгляд, ситуаций, которые самим подростком переживаются как экстремальные и нуждающиеся в незамедлительной помощи со стороны взрослых.

1.3. Психолого-педагогические условия профилактики суицидального поведения подростков

     Наше исследование пoказало, что А.Г. Амбрумова, Л.Е. Личко и ряд других авторов расценивают суицидальное поведение как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях микро социального конфликта. Ведущий американский суицидолог Э. Шнейдман (2001) предлагает рассматривать суицид с точки зрения психологических потребностей. В соответствии с его теорией, су.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.