- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Социальная адаптация инвалидов с ментальными нарушениями
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001609 |
Тема: | Социальная адаптация инвалидов с ментальными нарушениями |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное Образовательное учреждение Высшего профессионального образования Российский государственный университет Уральский институт социального образования (филиал) РГСУ в г. Екатеринбурге Кафедра социальной работы, педагогики и экономики Допустить к защите Зав. кафедрой ______________ Н.В. Молчанова (подпись, дата) ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема «Социальная адаптация инвалидов с ментальными нарушениями» Выполнена студентом Савельевой Тересой Францевной группа № 416 Направление специальности 39.03.02 «Социальная работа» Научный руководитель: К.пс.н. Доцент _____________________ Н.В. Молчанова (дата, подпись) Рецензент: ГОСТ-контроль: Москва 2016 СОДЕРЖАНИЕ Определение, обозначение и сокращения 3 Введение…………………………………………………………………………..4 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Глава I. Теоретическое обоснование социальной адаптации инвалидов с ментальными нарушениями в РФ. § 1.1 Адаптация инвалидов с ментальными нарушениями: история, сущность, понятия. § 1.2 Анализ нормативно-правовой базы в отношении лиц с ОВЗ. Глава II. Анализ деятельности по социальной адаптации людей с ментальными нарушениями в Российской Федерации. § 2.1 Основные направления социальной работы с инвалидами с ментальными нарушениями. § 2.2 Опыт социальной работы с инвалидами на примере АНО НПСПО «Благое дело». ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ В настоящей работе применяются следующие термины с соответствующими определениями, обозначениями и сокращениями: Социальная адаптация – это процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой. Адаптация происходит на трех уровнях: физиологическом, психологическом и социальном. Инвалид – это человек, который утратил трудоспособность вследствие увечья, болезни или старости. Ментальные нарушения – это тяжелое заболевание психического развития, при котором прежде всего страдает способность к общению и социальному взаимодействию. Аутизм – «уход» от действительности с фиксацией на внутреннем мире аффективных комплексов и переживаний. В качестве психопатологического феномена отличается от интроверсии как личностного измерения или рассматривается как болезненный вариант интроверсии. ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. УИСО – Уральский институт социального образования. Виды ментальных нарушений: * Биотические: Возможно, он стал психопатом после заболевания мозга, несчастного случая (авария), воспаления мозга и т.д. * Биотическо-ментальные: Прямая причина здесь всегда биотическая (но связанная с нервной системой), однако симптомы всегда ментального характера. В данном случае мы говорим как о психозах, так и о состоянии, связанном с кровоизлиянием в мозг, воспалением мозга, опухоли в мозгу. * Ментально-биотические: Чаще всего такое состояние называют психосоматическим. Это относится разного рода телесным недугам, но происходят они под воздействием автономной нервной системы, т.е. причина болезни носит ментальный характер. Ментально нарушенное состояние выражается в том, что человек страдает от ужасных мигреней, заболеваний желудка и живота, бронхиальной астмы, ревматических заболеваний и т.д. * Ментальные: Это такое состояние, при котором биотические факторы также играют определённую роль, но их специфические биотические причины пока что скрыты. Мы говорим о всевозможных галлюцинациях, маниях, депрессиях и проч. ВВЕДЕНИЕ В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 13 млн. инвалидов, что составляет около 8,8 процента населения страны, и более 40 млн. маломобильных граждан – это 59 процентов населения. Данный шаг стал показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов. Актуальность данной работы объясняется тем, что работа с инвалидами относится к категории сложнейших вопросов в социальной работе. Проблема социальной адаптации инвалидов – это проблема приспособленности инвалидов с ментальными нарушениями к полноценной жизни в обществе здоровых людей приобрела в последнее время особую важность. Это связано с тем, что в новом тысячелетии стали существенно меняться подходы к людям, которые по воле судьбы родились или стали инвалидами. Профессиональная сфера социальной работы возникла в мире около 100 лет назад, а у нас в стране – с 1991 г. Вопросы медико-социальной и трудовой реабилитации людей с ограниченными возможностями невозможно решить без участия социальных работников и специалистов в области социальной работы. Степень научной разработанности: к проблеме социальной адаптации инвалидов посвящены работы: Н. Дементьева, Т. Дмитриева, Т. Кобзева, Б. Положий и Е. Холостова, О. Бойко, Е. Герасимова, Т.А. Добровольская. Так же проблема социальной адаптации инвалидов изучалась за рубежом: Гартфельд Г., Ольснес С., Г. Даквайлера, Л. Февр, Р.Мандру, Ф.Арьеса и М.Фуко. Однако вопросы социальной адаптации инвалидов с ментальными нарушениями раскрыли в научной литературе недостаточно, что и определило тему нашего исследования. Противоречия возникают: между увеличением числа инвалидов с ментальными нарушениями и недостаточной разработанности технологий работ с данной категорией населения. Отсюда возникает проблема исследования: определение наиболее эффективных методов и форм социальной адаптации инвалидов с ментальными нарушениями. Объект исследования: социальная адаптация инвалидов. Предмет исследования: содержание социальной адаптации людей с ментальными нарушениями. Цель исследования: раскрыть содержание социальной адаптации инвалидов с ментальными нарушениями. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач: 1.Определить сущность понятия социальной адаптации инвалидов с ментальными нарушениями. 2. Провести анализ нормативно-правовой базы, так же в области лиц с ОВЗ. 3.Выделить основные подходы к адаптации инвалидов с ментальными нарушениями. 4. Раскрыть содержание адаптации инвалидов с ментальными нарушениями на примере АНО НПСПО «Благое дело». Заключение – это отчет по задачам. Ты пишешь: « В соответствии с первой задачей исследования нами была определена сущность понятия «адаптация инвалидов с ментальными нарушениями». И пишешь, что это такое 2-3 абзаца. И так далее. Про благое дело побольше. Гипотеза исследования: предполагается, что социальная адаптация инвалидов с ментальными нарушениями будет эффективной, если будет включать следующие направления: правовые, экономические, коммуникативные и психологические. Метод исследования: В работе использовались теоретические методы: анализ, обобщение, систематизация. Теоретическая и практическая значимость заключается в выявлении направлений социальной работы по социальной адаптации инвалидов с ментальными нарушениями. Научная новизна: выявлены и систематизированы направления социальной работы по социальной адаптации инвалидов с ментальными нарушениями. в правовых, экономических, коммуникативных, психологических и прочих барьерах, которые не позволяют людям с отклонениями здоровья активно включиться в жизнь общества и полноценно участвовать в ней. 1. Теоретическое обоснование социальной адаптации инвалидов с ментальными нарушениями 1.1 Адаптация инвалидов с ментальными нарушениями: история, сущность, понятия. Ментальные нарушения – это тяжелое заболевание психического развития, при котором, прежде всего, страдает способность к общению и социальному взаимодействию. В современном мире инвалидность стала одной из оставляющих человеческого существования. Инвалидность - это сложное явление, меры поддержки и вмешательства в преодолении ущерба, обусловленного инвалидностью, зависят от степени и конкретных условий. Люди с ментальной инвалидностью относятся к особой группе людей, поскольку ограничение их жизнедеятельности обусловлено тяжелыми нарушениями психического развития и приводит к нарушению способности к общению, обучению, возможности независимого существования и экономической независимости. С инвалидами с ментальными нарушениями и необходимостью, так или иначе, решать множество проблем, которые стоят перед ними, общество сталкивается на протяжении всей своей истории. По мере социально-нравственного «взросления» человечества, существенно изменялись общественные взгляды и настроения в отношении того, кто такие инвалиды, какое место они должны занимать в социальной жизни и каким образом общество может и должно строить свою систему взаимоотношений с ними. Анализ истории общественных нравов и представлений позволяет утверждать, что эти взгляды изменялись. Первым представлением о том, каким может и должно быть отношение к физически ослабленным и неполноценным членам общества, со стороны здоровых и сильных была идея их физического уничтожения. Это объяснялось, прежде всего, крайне низким уровнем экономического развития общества, который не позволял содержать тех, кто не мог внести посильный вклад в обеспечение племени, рода и семьи. Впоследствии, такие представления были закреплены другими факторами, например, религиозными и политическими. Подобное отношение общества к инвалидам, тяжело больным и просто физически слабым людям продержалось довольно долго. Ещё в поздней античности можно найти отголоски этих представлений. По мере изменения социального и духовного развития общества, изменяются и его представления о человеке и людях. Возникновение и распространение христианства приводят к тому, что изменяются представления о ценности человеческой жизни. Однако пока ещё рано говорить о полном и безоговорочном признании за инвалидами равных прав со здоровыми людьми. Для средневекового общества характерно представление об инвалидах как о «проклятых богом», что становится основанием для формирования идей социальной изоляции инвалидов и неприязни к ним. Следующим шагом в развитии представлений об отношении к инвалидам со стороны здоровых людей становятся идеи о необходимости привлечения их к труду, хотя бы для того, чтобы дать инвалидам возможность зарабатывать себе на жизнь и, частично, снять эту «обузу» с общества. В определённой мере, эти представления и сегодня являются достаточно распространёнными и авторитетными в общественном и массовом сознании. Для современного этапа общественного развития характерно формирование и укоренение в общественном сознании понимания того, что инвалидность не может и не должна быть основанием для социальной изоляции и, тем более, для социальной дискриминации человека. Сегодня в обществе всё более авторитетной становится точка зрения, согласно которой, необходима постоянная и эффективная работа по социальной реинтеграции и ресоциализации лиц с ограниченными физическими возможностями. Так же общество рассматривает проблемы инвалидов не только как проблемы, имеющие узкогрупповую значимость, но как проблемы, которые затрагивают всё общество, как универсально, социально значимые [1]. Основными причинами подобного генезиса общественной мысли и общественных настроений являются: – Повышение уровня социальной зрелости общества и совершенствование и развитие его материально-технических и экономических возможностей; – Повышение интенсивности развития человеческой цивилизации и использования человеческих ресурсов, что, в свою очередь, приводит к резкому возрастанию социальной «цены» многих нарушений в жизнедеятельности человека. Исторические, медико-социальные и социо-культурные исследования инвалидности как феномена общественной жизни позволяют сделать вывод о том, что инвалидность в большинстве случаев производится обществом. Важнейшими причинами и факторами инвалидности в современном обществе являются: * бедность; * низкий уровень развития здравоохранения; * вредные и опасные условия труда; * неудачный процесс социализации; * противоречивые нормы и ценности и другие. Социогенный характер причин, вызывающих инвалидность, порождает и массу проблем для данной категории людей. Основной и главной среди них является проблема многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам активно включиться в жизнь общества и полноценно участвовать в ней[2.С.213]. Исходя из этого, основную цель социальной работы с инвалидами с ментальными нарушениями можно сформулировать следующим образом: * ликвидация социальных барьеров инвалидности; * преодоление маргинальности и аутоидентичности инвалидов и формирование безбарьерной социальной среды их жизнедеятельности. Деятельность, направленная на достижение этой и ей подобных целей, во многом определяется аксеологическими, ценностными концепциями, которыми руководствуется общество, выстраивая присущую ему систему отношений с инвалидами. Основные аксеологические концепции отношения общества к инвалидам сводятся к следующим: 1. Концепция социальной полезности. Формируется и прочно входит в общественную практику и общественное сознание в конце XIX – начале ХХ веков. Её основное содержание заключается в том, что люди с различными физическими дефектами и недостатками могут и должны рассматриваться как источник дешёвой рабочей силы и как часть общества, которая при необходимом обучении и профессиональной подготовке в состоянии обеспечить собственное существование, сняв эту обязанность с общества и со здоровых людей. При этом, здоровые и сильные люди, как более способные, должны контролировать жизнедеятельность инвалидов, для своевременного принятия необходимых защитных или коррекционных мер. Иначе говоря, социальная помощь должна оказываться, прежде всего, тем инвалидам, кто представляет для общества хоть какую-то ценность. В современной теории и практике социальной работы подобные представления получили название «инвалидизм». Именно в результате подобного восприятия инвалидов эта категория людей насильно ограждается и отчуждается от остального общества и социальной жизни [3]. 2. Концепция социального достоинства. Возникает и входит в практику социальной работы во второй половине ХХ века. В отличие от концепции социальной полезности, инвалид рассматривается как один из членов общества, независимо от своего физического состояния, своих физических возможностей и своей полезности для общества, как безусловный объект социальной помощи. Социальная помощь должна быть ориентирована не на решение за инвалида его проблем, а на создание условий, в которых возможна его максимальная самореализация, его последующая интеграция в общество [3].Эти две основные аксеологичекие концепции стали основанием для разработки и внедрения в практику социальной работы с инвалидами с ментальными нарушениями её основных моделей: медицинской или административной и социальной или «интерактивной». Эти модели представляют собой следующее: Медицинская или административная модель социальной работы с инвалидами исходит из того, что человек с ограниченными возможностями должен приспособиться к окружающему миру, к обществу, подвергнуться процессу реабилитации для того, чтобы соответствовать существующим социальным нормам. Во многом. именно эта модель деятельности определяет современную законодательную базу и реальную практику социальной работы с инвалидами, отделяя их от общества здоровых людей, ограничивая их права и возможности [4]. Социальная или «интерактивная» модель, напротив, исходит из предположения, согласно которому, ощущение инвалидом ограниченности своих возможностей вызвано не болезнью, а существующими для него в окружающей социальной среде барьерами. То есть, ограниченные возможности инвалидов – это не столько следствие болезни или травмы, сколько результат их притеснения внутри общества [4]. Основную цель социальной помощи инвалидам сторонники этой модели деятельности видят в том, чтобы устранить многочисленные физические, психологические, социальные и другие барьеры, существующие в современном обществе и препятствующие полноценной жизнедеятельности инвалидов. Кто же такие инвалиды? Декларация ООН «О правах инвалидов», принятая в декабре 1971 г. и ратифицированная большинством стран мира, даёт следующее определение понятия «инвалид»: это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично свои потребности нормальной социальной и личной жизни в силу недостатка физических или умственных возможностей [5]. В современном российском законодательстве принято следующее определение понятия «инвалид» – это лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности, в силу физических и умственных недостатков, нуждается в социальной помощи и защите [6]. Таким образом, согласно законодательству Российской Федерации, основанием для предоставления инвалиду определённого объёма социальной помощи является ограничение системы его жизнедеятельности, т.е., полная или частичная утрата человеком способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением и занятиям трудовой деятельностью. Организация системы социальной помощи, поддержки и защиты инвалидов требует учёта «внутренних» особенностей этой категории людей: возраста, возможности трудиться, способности к передвижению и т.п. Этим определяются основные виды инвалидности, ставящие перед социальными работниками, медиками, педагогами и другими специалистами достаточно специфические задачи. Виды инвалидности можно выделять и анализировать по целому ряду оснований. По возрастным характеристикам: Дети-инвалиды и инвалиды-взрослые. По происхождению инвалидности: Инвалиды детства, войны, труда, по общему заболеванию и т.п. По способности передвигаться: Мобильные, маломобильные и неподвижные. По степени трудоспособности: Трудоспособные (инвалиды 3й группы), ограниченно трудоспособные и временно нетрудоспособные (инвалиды 2й группы), нетрудоспособные (инвалиды 1й группы). В соответствии с такой внутригрупповой стратификацией инвалидов как социальной категории в обществе разрабатывается и реализуется соответствующая социальная политика, направленная на защиту интересов этой группы людей. Основной задачей социальной политики в отношении инвалидов является обеспечение им равных со всеми гражданами возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в жизнедеятельности, создание условий для нормальной и полноценной жизни. Как уже было отмечено выше, современное общество мало приспособлено для нормальной и комфортной жизнедеятельности инвалидов. Наряду с чисто материальными и вещественными ограничениями, инвалидам во многом затруднён доступ к таким социальным возможностям и благам как получение престижного образования, высокооплачиваемой и востребованной на рынке труда работы и возможности быть избранным в органы местного самоуправления или государственной власти. В результате, инвалид вынужденно замыкается в довольно ограниченной среде, что порождает дополнительные проблемы и трудности, на преодоление которых и направлены технологии социальной работы с этой категорией населения. Основными целями их применения являются: * Преодоление у человека состояния беспомощности; * Помощь в адаптации к новым условиям существования и жизнедеятельности; * Формирование новой, адекватной среды жизнедеятельности инвалида; * Восстановление и компенсация утраченных человеком возможностей и функций. Эти цели и определяют социальные технологии, которые могут быть использованы для эффективной социальной поддержки и помощи инвалидам. Во-первых, это технология социальной реабилитации, позволяющая восстановить утраченные функции, возможности и психологическое состояние и, по возможности, возвратить человека к нормальной, полноценной и активной жизни. Система социальной реабилитации инвалидов включает в себя такие её разновидности как медико-социальная, психологическая и педагогическая, социально-экономическая, профессиональная и бытовая реабилитация. Реализация этих видов социальной реабилитации позволяет не только вылечить человека и преодолеть, полностью или частично физическую немощь и слабость, но и сформировать у него представления о необходимости ведения активной жизни, новую систему трудовых и профессиональных навыков, адекватную бытовую и предметную среду существования и преодолеть психологические последствия травмы, ранения или заболевания. Во-вторых, это технология социального обеспечения, представляющая собой участие государства в содержании своих граждан, в том числе и инвалидов, когда они по социально значимым причинам не имеют самостоятельных средств к существованию, либо получают их в недостаточном для удовлетворения необходимых потребностей количестве. В третьих, это технология социального обслуживания, т.е., деятельность по организации и осуществлению работы, направленной на удовлетворение потребностей инвалида в различных социальных услугах [5]. В структуре социальной помощи можно выделить такие элементы, как систематический уход за инвалидом, содействие ему в получении необходимых социальных услуг, в профессиональной подготовке и трудоустройстве, в получении образования, помощь в организации досуга и общения и т.п. Такая социальная технология тесно связана с технологией оказания социальной помощи, представляющей собой единовременные или краткосрочные действия, направленные на ликвидацию или нейтрализацию критических и негативных жизненных ситуаций. Социальная помощь может оказываться инвалиду как экстренная или срочная, в виде социального или социально-медицинского патронажа, в условиях стационаров, домов или центров дневного пребывания и на дому. Постоянное и последовательное совершенствование системы социальной работы с инвалидами это важнейшая задача социального развития. Технический и технологический прогресс человечества, обострение экологических проблем, рост продолжительности жизни и совершенствование системы медицинского обслуживания – всё это будет с неизбежностью приводить к увеличению числа инвалидов в обществе, и, следовательно, к необходимости постоянного развития его возможности по созданию условий для нормальной и полноценной жизни для названной категории людей. 1.2 Анализ нормативно-правовой базы в отношении лиц с ОВЗ. Отечественный опыт свидетельствует, что социальную работу с лицами, имеющими инвалидность, необходимо осуществлять на основе и с учетом нормативно-правовой базы документов мирового сообщества (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др.), законодательных актов Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ, законов и подзаконных актов СССР, РСФСР и Российской Федерации. В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 29 декабря 2015 года, инвалид определяется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.[7] В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, принятую резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблей ООН от 13 декабря 2006 года [8]. Цель настоящей Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства. Данный шаг стал показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов. Задача общества и государства – изменить отношение к инвалидам, устранить неравенство, создать условия для полноценного функционирования, при которых они будут чувствовать себя естественной и неотъемлемой частью общества. Все международные документы условно можно разделить на две большие группы: касающиеся прав человека вообще, а значит и лиц с ограниченными возможностями здоровья, и отдельно касающиеся прав инвалидов. Любой из правовых документов не содержит положений, ограничивающих инвалидов с физическими или умственными недостатками в каких-то бы ни было правах. Признание международным сообществом за инвалидами равных прав, однако, не позволяет отрицать, что объективно инвалиды представляют собой социальную группу, имеющую определенные особенности, заключающиеся в наличии ограничений жизнедеятельности. Из этого следует, что представление инвалидам равенства в правах может быть обеспечено лишь путем создания для них особых условий, направленных на компенсацию ограничений жизнедеятельности. Именно этому посвящена группа международных документов, нацеливающих государство на деятельность по удовлетворению особых потребностей инвалидов и созданию реальных условий для их социальной адаптации. К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. Термин «ментальная инвалидность» не используется в российском законодательстве, нет такого отдельного понятия и в Конвенции. В принципе, в российском законодательстве люди, имеющие инвалидность, как правило, не разделяются на какие-либо группы. На практике эти группы условно обозначаются, когда нужно рассмотреть особые потребности какой-либо группы людей с каким-либо типом инвалидности. При использовании термина «ментальная инвалидность» имеются в виду психические или интеллектуальные расстройства. Наличие психического расстройства не во всех случаях влечет установление инвалидности по российскому законодательству. В случаях, когда расстройство незначительно и оснований для установления инвалидности нет, помощь такому человеку может быть ограничена исключительно психиатрическим лечением. В то же время с точки зрения Конвенции понятие инвалидности шире, и включает в себя не только тех людей, которым формально установлена 4 инвалидность. Наличие психического расстройства или нарушения интеллектуального развития само по себе не влечет признания лица инвалидом по российскому законодательству. Если расстройство не обладает признаками устойчивости и наличия ограничений определенной степени выраженности, лицо не может быть признано инвалидом и таким образом не подпадает под защиту законодательства о гражданах с инвалидностью. Однако психическое расстройство, несмотря на его незначительность и кратковременность, может вызывать нуждаемость в поддержке и защите для реализации гражданином своих прав и обязанностей. Такая поддержка гарантируется законодательством лишь в случае, когда гражданин признан инвалидом или недееспособным. В иных ситуациях защита не гарантирована законом. Основная причина в том, что российское законодательство содержит слишком узкое понимание инвалидности, связывая его с определенными ограничениями жизнедеятельности самого человека; таким образом, «невидимыми» для законодательства остаются барьеры, существующие в обществе. По истечении двух лет, в 2014 году, в Комитет ООН по правам инвалидов был направлен первоначальный доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах инвалидов «О мерах, принятых для осуществления обязательств по Конвенции о правах инвалидов, и о прогрессе, достигнутом в соблюдении прав инвалидов в течение двух лет после ее вступления в силу для Российской Федерации» [9]. Большое внимание уделено обеспечению равных возможностей и реализации особых потребностей инвалидов в ходе реформы системы образования. В базовом законе об образовании впервые предусмотрен отдельный блок норм, посвященный организации обучения инвалидов, как в частности, инклюзивном, так и в коррекционном, дистанционном и надомном режимах. Данным законом установлены специальные условия доступности образования для инвалидов. Законодательно расширены возможности государственной поддержки общественных организаций инвалидов, как со стороны органов государственной власти, так и органов местного самоуправления. Предусмотрена, в частности, возможность предоставления в безвозмездное пользование имущества, в том числе зданий, нежилых помещений, используемых ими не менее 5 лет. В 2013 году в Российской Федерации изменено законодательство, и начата реализация более широкого перечня условий доступности для инвалидов воздушных перевозок. Повышены требования к доступности аэропортов и воздушных судов для инвалидов, определены обязательные услуги при регистрации на рейс при обеспечении посадки в воздушное судно и высадки из него, а также в ходе полета. Важным требованием законов является то, что все органы власти и организации обязаны проводить инструктаж специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам оказания им услуг в доступных форматах с учетом нарушенных функций организма. Реализация норм законодательства выявила в то же время невозможность устранить отдельными законами имеющиеся системные недостатки в правовом регулировании проблем, связанных с созданием безбарьерной среды и ликвидацией дискриминации по признаку инвалидности. Стала очевидной необходимость внесения взаимоувязанных изменений в целый ряд законов. С этой целью в 2014 году был принят федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». Данным документом вносятся системные изменения в 25 федеральных законов, регулирующих правоотношения в приоритетных сферах жизнедеятельности, в том числе социальной защиты, занятости, культуры, здравоохранения, транспорта, связи и информации, доступа к правосудию и избирательному процессу, жилищно-коммунального сектора и пенитенциарной системы. Законом заложена основа для установления и развития в РФ антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов. До ратификации Конвенции и принятия закона в российском законодательстве отсутствовало общее для всех сфер правового регулирования определение понятия «дискриминации по признаку инвалидности». Впервые дается такое определение и устанавливается механизм, позволяющий, в частности, оценивать бездействие по созданию безбарьерной среды как проявление дискриминации по признаку инвалидности. Закон вступает в силу с 1 января 2016 года. Для реализации его норм Правительством Российской Федерации, федеральными министерствами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации будут приняты более 50 нормативных правовых актов, содержащих правила обеспечения условий доступности объектов и услуг для инвалидов, оказания им необходимой помощи. Стоит особо отметить, что соответствии с вышеуказанным Законом в качестве единого механизма персонифицированной оценки эффективности процесса реабилитации и интеграции инвалидов, будет создан федеральный реестр инвалидов. Формирование и использование федерального реестра инвалидов позволит оценивать эффективность деятельности органов государственной власти по улучшению их положения, совершенствовать национальное законодательство и определять основные задачи политики в сфере социальной защиты инвалидов. Важнейшим фактором, способствующим вовлечению инвалидов в социальную жизнь общества, является спорт. Так, количество инвалидов, включенных в систему адаптивной физической культуры и спорта, за период после подписания Россией Конвенции более чем в два раза – с 224,0 тысяч человек в 2009 году, до 538,0 тысяч человек к началу 2014 года, что составляет 4,5% от общего числа инвалидов в стране. В рамках направления «Массовый спорт» введено в эксплуатацию 508 новых спортивных объектов, доступных для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. На 1 января 2014 года в стране для инвалидов были доступны 20% или 53805 спортивных сооружений. По сравнению с 2008 годом, в три раза увеличилось количество международных и всероссийских соревнований с участием инвалидов (с 265 в 2008 году до 850 в 2014 году). В 51 субъекте Российской Федерации паралимпийские и сурдлимпийские виды спорта включены в перечень базовых видов спорта, развиваемых в регионе. Следуя основным принципам реализации Конвенции, государства-участники обязуются обеспечивать без дискриминации и на основе равенства возможностей полную реализацию права на образование. С этой целью на всех уровнях должно быть гарантированно инклюзивное образование и возможность обучения в течение всей жизни для людей, имеющих ограниченные возможности здоровья. В образовании людей с ограниченными возможностями здоровья идет активный поиск путей и средств реализации права на образование, в частности, средствами инклюзивного образования. Инклюзивное образование рассматривается как средство включения данных субъектов сферы образования в условия традиционной организации образовательного процесса вместе и наряду с другими учащимися; продукт совершенствования образования людей с ограниченными возможностями здоровья на основе конституционных принципов демократии и функционирования гражданского общества, соответствия развития образования ценностям социальной справедливости. Образовательные стратегии по своей сути допускают, что потенциал людей с ограниченными возможностями здоровья развивается через доступ к равному образованию независимо от специальных образовательных потребностей, но и через разрушение стереотипов, перемещение людей с ограниченными возможностями здоровья из специализированных в общеобразовательные учреждения по месту жительства, через проживание в семье. Интегрированное образование необходимо государству, в частности, системе образования, для предоставления родителям детей с ограниченными возможностями и самим детям с ограниченными возможностями здоровья, возможности выбора помощника, при наличии соответствующей рекомендации в заключении комиссий. Права и обязанности помощника могут устанавливаться локальными актами образовательного учреждения. ( ст.13, ФЗ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании, Принят Государственной Думой 2 июня 1999 года). Так, в период с 2011 по 2015 годы формируется создание универсальной безбарьерной среды в 9 000 образовательных учреждениях, реализующих в инклюзивном режиме образовательные программы общего образования, что составит почти 20% от общей численности общеобразовательных школ. В России создано 41 профессиональное образовательное учреждение для детей....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: