- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Реабилитация несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях КЦСО
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012184 |
Тема: | Реабилитация несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях КЦСО |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» Уральский гуманитарный институт Департамент политологии и социологию Кафедра социальной работы ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ ПЕРЕД ГЭК Зав. кафедрой ___________________ ______________ __________________ ( подпись) (Ф.И.О.) «______»________________201__ г. Реабилитация несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях КЦСО: ( на примере реализации программ реабилитации в Комплексном центра социального обслуживания населения «Малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга) Руководитель: Старшинова А.В доктор социологических наук профессор подпись Нормоконтролер: Ф.И.О. ________________________ подпись Студент группы СПЗ - 530210 Федосеева Т.А подпись Екатеринбург 2018 Содержание Введение 2 Глава 1 Теоретические и методологические аспекты реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях КЦСОН 6 1.1. Основные понятия и принципы организации реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья 6 1.2 Нормативно-правовые аспекты реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья 17 Глава 2. Опыт реализации программы реабилитации несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями 32 2.1. Основные направления деятельности КЦСО «Малахит» по реабилитации детей с ОВЗ 32 2.2. Механизм реализации программ реабилитации детей с ОВЗ 40 Заключение 65 Список литературы 69 Приложение 1 76 Приложение 2 84 Приложение 3 86 Введение Статистические исследования, проводимые в ряде западноевропейских стран, США и в России показывают, что количество детей с особыми образовательными, социальными и бытовыми потребностями растет из года в год. Принятая Правительством РФ «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» достаточно четко определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в развитии Основные причины роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – увеличение количества факторов риска нарушений развития (наследственность, патология беременности и родов, неблагоприятная экологическая среда, профессиональные вредности, алкоголизм и др.) и совершенствование систем перинатальной диагностики и реабилитации. Численность детей с ограниченными возможностями здоровья составляет свыше 1.5 млн человек по РФ, это почти 5 % от общего количества детей, из них 590 тыс. имеют инвалидность. При этом специальные условия для реализации мероприятий по реабилитации предоставляются только 1/3 этих детей в специальных (коррекционных) реабилитационных учреждениях. По данным Росстата, при общем количестве детей-инвалидов 590 тыс. человек образование получают 250 тыс. Из них 140 тыс. детей обучаются в общеобразовательных школах, 40 тыс. детей на дому и только около 70 тыс. детей в системе специального образования. Комплексные центры социального обслуживания не могут в полной мере реализовывать мероприятия реабилитационного типа, в связи с отсутствием специалистов и финансирования. В течение длительного периода государственная социальная политика в отношении детей-инвалидов была направлена в основном на социальную поддержку: выделение социальных пособий, установление различных льгот на жилье, проезд, учебу, коммунальные услуги, индивидуальные средства реабилитации, бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, техническими средствами передвижения. В последние пять лет назрела острая необходимость изменения общественного сознания и деятельности государственных учреждений всех уровней для максимально полной интеграции таких детей в общество и создания предпосылок к их независимой жизни. Отечественная практика помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и немногочисленные исследования (Л. И. Аксенова, В. М. Астапов, В. В. Коркунов, И. В. Тимофеева, Л. М. Шипицына) убедительно доказывают, что своевременная и грамотно построенная комплексная реабилитация способствует ослаблению, а в некоторых случаях и преодолению имеющихся у них отклонений, значительному повышению социальной активности, достижению более высокого уровня общего развития и социальной интеграции в общество. Без квалифицированной, специально организованной реабилитации ребенок-инвалид не способен успешно осваивать систематические образовательные программы любого уровня и направленности. Важнейшими задачами современной системы реабилитации детей с ограниченными возможностями является обеспечение комплексности, которая предполагает: ? анализ диагностической информации о ребенке и оценке его реабилитационного потенциала; ? прогнозирование и разработку индивидуальных программ реабилитации; ? качественный характер реализации коррекционно-развивающих и восстановительно-реабилитационных программ, требующий участия семьи, необходимых специалистов, как в учреждении социальной защиты, так и в системах образования, здравоохранения, культуры и спорта; ? мониторинг качества оказанных воздействий (услуг) и оценку эффективности реабилитации. Объект исследования – дети с ограниченными возможностями здоровья, нуждающиеся в реабилитационных мероприятиях. Предметом исследования – реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях комплексного центра социального обслуживания населения (КЦСОН) Цель исследования: проанализировать механизм мероприятий социальной реабилитации детей с ограниченной возможностью. Задачи: 1. Раскрыть понятие реабилитация и абилитация; 2. Изложить основные направления государственной помощи детям с ограниченными возможностями; 3. Проанализировать опыт реализации индивидуальной программы реабилитации (ИПР) в КЦСОН 4. Дать характеристику художественно-творческим технологиям и их месту в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, по два параграфа каждой главе, заключения и трех приложений. В первой главе данной работы дается теоретические и методологические определения понятий реабилитация и абилитация. Рассматриваются и анализируются нормативно правовые акты, регулирующие отношения государства и детей с ограниченными возможностями здоровья. Вторая глава данной работы носит практический характер. В ней раскрыты основные направления работы Комплексного центра социального обслуживания «Малахит» города Екатеринбурга по реабилитации детей с ограниченными возможностями. Во втором параграфе второй главы рассмотрены художественно-творческие технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями и опыт использования данных технологий специалистами реабилитационного отделения КЦСО «Малахит». В качестве исходной информационной базы в работе привлекались теоретические материалы различных авторов, учебники и учебные пособия, статистический материал, законодательно-нормативная база по проблемам оказания социальной помощи, реализации программ реабилитации детей с ограниченными возможностями. При написании выпускной квалификационной работы использовались статьи авторов Медведева Е.А., Левченко И.Ю, Комиссарова Л.Н, Старшиновой А.В. и других авторов, так же нормативно-правовые документы, определяющие права детей с ОВЗ на восстановления здоровья и социальную интеграцию. При написании выпускной квалификационной работы использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, изучение опыта. В работе содержатся эмпирические данные, полученные в ходе проведенного автором социологического исследования в период преддипломной практики с помощью качественного метода – интервью со специалистами реабилитационного отделения КЦСО «Малахит». Города Екатеринбурга. Цель исследования: определить роль художественно-творческих технологий в социальной реабилитации. Глава 1 Теоретические и методологические аспекты реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях КЦСОН 1.1. Основные понятия и принципы организации реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья Слово «invalidus» в переводе с латинского означает- слабый, немощный, недействительный В русском языке слово «Инвалид» укоренилось в 18 веке, тогда так называли бывших военнослужащих , которые уже не могли служить и обслуживать себя., Позднее, границы применения данного понятия были расширены, так стали называть людей потерявших навыки самообслуживания в связи с нарушением здоровья. В исторически сформировавшемся понятии «инвалид» смысловой акцент делался на неспособности индивида осуществлять трудовую деятельность, в полном объеме содержать и обслуживать себя. В настоящее время термин «инвалид», в англоязычных странах практически выходит из употребления, более того, употребление данного термина в общественном сознании имеет негативный оттенок, так как он является термином, дискриминирующим права людей с физическими или психическими нарушениями. Приемлемой заменой становятся словосочетания, в котором нарушение рассматривается как отличительная особенность человека, личности. К числу наиболее распространенных терминов, заменяющих термин «инвалид», относятся: человек с ограниченными возможностями, человек с нарушениями (недостатками) в развитии, человек с особенными нуждами и потребностями, человек с отклонениями в развитии. Каждая формулировка имеет свою смысловую нагрузку, характеризует индивида, имеющего своеобразную медико- социальную проблему, с долгосрочной перспективой ее разрешения. Как следует из анализа международно-правовых документов и норм антидискриминационного законодательства ряда зарубежных стран, термин «инвалид» применяется крайне редко. Ввиду того, что предполагает признание со стороны государства наличия у лица достаточно серьезных расстройств физического и психического здоровья, которые влекут предоставление ему соответствующего правового статуса (инвалидности), но отнюдь не фактическое состояние здоровья такого лица. Лицо может стать инвалидом в связи с определенными физическими, умственными или сенсорными дефектами, вследствие состояния своего здоровья либо психических заболеваний. Подобного рода дефекты, состояние либо заболевание могут быть при этом как постоянными, так и временными. На данный момент самые распространённые модели понимания термина «инвалид» - медицинская и социальная модель. Медицинская модель предполагает, что инвалидность представляет собой некое отклонение от нормы ввиду стойкого нарушения здоровья, которое вызвано болезнью, травмой либо дефектом анатомического характера, приводящее к длительной (не менее 1 года), полной либо частичной потере трудоспособности. Такой подход отражен в самом употреблении термина «инвалид» (лат. invalidus — слабый, немощный, непригодный). В медицине инвалид весьма продолжительное время рассматривался в качестве неполноценного человека, из чего следовало, что ему следует проживать в специально созданных для этого условиях отдельно от прочих людей, при том, что решения относительно его жизни (учебы, работы, проживания, лечения) должны приниматься специалистами в области медицины и реабилитации. Однако следует отметить, что некоторые физические недостатки (как болезнь, старение) не означают автоматической невозможности самореализации личности, соответственно, отсутствуют основания для установления контроля над указанными лицами либо лишения их возможности самостоятельно жить и развиваться в обществе Социальная модель, сформированная в 1960-е гг. XX столетия, предполагает, что все без исключения люди являются полноценными, вне зависимости от состояния их здоровья и наличия тех или иных физических недостатков. Инвалидность понимается как некое состояние, при котором вследствие нарушения здоровья лицо сталкивается с определенными социальными барьерами при реализации его способностей и возможностей. В качестве способа разрешения проблем инвалидов признается устранение подобного рода барьеров технического, психологического, организационного характера, что должно повлиять на степень приспособления окружающего мира к инвалиду. На основе социальной модели в оборот был введен новый термин — people with disabilities — люди с ограниченными возможностями. Тем не менее, в переводе на русский язык названий отдельных международно-правовых документов продолжает применяться термин «инвалид»1 Термин «реабилитация», так же стоит рассмотреть в социально-историческом аспекте, с целью выявления социокультурных особенностей и современных подходов к реабилитации Можно отметить, что история реабилитации начинается еще с доисторических времен. Для первобытного уклада практическая повседневность характеризовалась негативным отношением к людям, утратившим способность к труду. Презрение к таким людям считалось законом жизни, так как люди, утратившие здоровье не могли трудиться, сражаться. Такие люди были обществу в тягость. Решением проблемы трудоспособности и неполноценности людей было их физическое устранение. Такое отношение к членам общества имеет название – резигнация. Стоит отметить, что чем суровее были условия жизни племени, тем меньше возможностей выжить оставалось у больных, стариков и калек. Но не стоит говорить о проявлении жестокости, так как древние народы верили в загробную жизнь и считали, что таким образом облегчают человеку переход в иной мир. Можно говорить о проявлении культурной традиции, в соответствии которой физические недостатки несут опасность для всего рода, общины, угрожают ее жизнедеятельности, именно поэтому такие способы решения проблемы как физическое устранение слабых и больных , а так же стариков и изгнание из общины, считались приемлемыми, так как спасали общину от вымирания. В ?-? веке до нашей эры, в рабовладельческих государствах востока, времен Вавилона, в начальной форме возникают приюты для неизлечимо больных и увечных. Заблудовский П.Е, в книге «История медицины», указывает на наличие в Древнем Египте служб государственной помощи душевно больным 2 В древнем Китае можно наблюдать попытки регулирования отношения в обществе к людям с физическими недостатками , основанные на религиозных императивах, формируется тип терпимого отношения с людям с недостатками, в так же заботе о них. Античный мир оставил в истории сведения о негативном отношении к людям с физическими недостатками и калекам. Однако достойным занятием считались военная служба, земледелие. Именно в отношении этих слоев населения осуществлялись меры помощи и поддержки. В древнем Риме, легионеры, получившие увечье, наделялись земельными участками, освобождались от налогов. Во время войн создавались госпитали, в которых проводились мероприятия способствующие восстановлению нарушенных навыков, изготавливались протезы. В Древней Греции инвалиды войны вместе с семьей содержались за счет бюджета республики. В Античных государствах были развиты и общепризнаны виды общеукрепляющей терапии: водолечение, спорт, купание. В Средние века в Европе стали появляться военные богадельни, приюты, организованные при монастырях, как службы общественного презрения. Помощь оказывалась преимущественно воинам, получившим увечье на войне. Развитие разных исторических форм отношения общества к инвалидам вызвало необходимость определить новый вид отношения и деятельности – помощь лицам, имеющим нарушения и выраженные дефекты Термин «реабилитация» впервые упоминается в 1439 году имеет значение – восстановление всех прав в обществе. Выделение самостоятельный вид деятельности, направленный на помощь нуждающимся и недееспособным членам общества, в западных странах, произошло в конце ?? века. Именно тогда обслуживание лиц с физическими недостатками стали выделять в отдельный вид общественного презрения. В России помощь людям с ограниченными возможностями здоровья стала оказываться раньше, со времен князя Владимира. В США Понятие реабилитация появляется в связи с осуществлением государственной помощи лицам, получившим увечья в Первой мировой войне, в первую очередь эта помощь направлена на обеспечение людей протезами. Окончательное утверждение термина реабилитация происходит в конце Второй мировой войны. Термин «реабилитация» становится универсальным понятием для определения медицинских, социальных и профессиональных аспектов, при попытке инвалидов интегрироваться в жизнь общества. Понятие «реабилитация» приобрело всемирное признание, следствием чего стало образование в 1960 г. международной организации реабилитации инвалидов, охватившей около 60 стран. На международном симпозиуме по реабилитации, который проходил в городе Галле в 1964 г. было решено понимать этот термин как деятельность коллектива медицинских работников, педагогов, экономистов, руководителей общественных организаций, направленную на восстановление здоровья и трудоспособности инвалидов. В официальных документах советского периода термин «реабилитация» используется с 1976 г. в нормативных актах, на основании которых в практике здравоохранения начала создаваться специализированная наркологическая служба. Важным шагом в вопросах реабилитации инвалидов стал Все- мирный конгресс общества инвалидов (Сингапур, 1981 г.), результаты которого явились основой Всемирной десятилетней (1983— 1992 гг.) программы действий, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1982 г.). Ведущей целью программы являлось содействие эффективным мероприятиям по предупреждению инвалидности, возобновлению работоспособности и обеспечению полноценного участия инвалидов в социальной жизни. Несмотря на определенные разногласия в трактовке термина, многие исследователи выделяют следующие виды реабилитации: – медицинский — комплекс лечебно-профилактических мероприятий, направленных на восстановление здоровья индивида, функциональных возможностей его организма. Данный вид реабилитации считается начальным звеном в системе общей реабилитации и может проходить параллельно с любыми другими видами; – социальный — комплекс мер, направленных на повышение уровня функциональных способностей в быту и социуме, восстановление разрушенных или утраченных больным или инвалидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья; в более узком смысле его подразделяют на социально-бытовой — комплекс мероприятий, направленных на развитие навыков у инвалида, обеспечивающих возможность самообслуживания, и социально-средовой, включающий мероприятия по переоборудованию жилища, создание безбарьерной и безопасной среды жизнедеятельности, приспособление инфраструктуры городов и сельских населенных пунктов к функциональным особенностям инвалида; – педагогический — деятельность в отношении больного ребенка или ребенка-инвалида и его семьи, ближайшего социального окружения, направленная на получение оптимального воспитания, образования с учетом состояния здоровья и трудового прогноза; – психологический — изучение биогенных, социогенных и психогенных элементов личности больного, его интересов и установок, отношение к болезни с целью определения потенциальной и фактической социальной роли и рационального использования остаточной трудоспособности; – профессиональный — подготовка больного или инвалида к конкретной трудовой деятельности с учетом его способностей и возможностей; включает в себя профессиональную ориентацию, профессиональное образование, трудоустройство и трудовую занятость.3 В настоящее время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Стоит отметить, что доля новорожденных здоровых детей в период с 1991 года по настоящее время снизились до 36 %. Сегодня до 80 % новорожденных являются физически незрелыми, около 70 % - имеют перинатальную патологию. Так же стоит отметить постоянный рост детей с нарушениями в психическом и физическом развитии. Именно поэтому подробно рассмотреть технологии реабилитации в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Технология ранней помощи, раннего вмешательства – это система мер, стимулирующих его развития с момента рождения. Научные исследования доказывают, что определяющими для развития ребенка являются первые три года его жизни. Программы ранней помощи детям является семейно-центрированными, направленными на помощь семье. Важное значение приобретает социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями. Одним из направлений повышения эффективности этой деятельности выступает ее технологизация. Технология (социальная технология) — определенный способ осуществления деятельности, связанный с разделением этой деятельности на отдельные операции (действия), соблюдением их определенной последовательности, выбором наиболее рациональных способов (методов) их выполнения В настоящее время существует множество операционного и инструментального разнообразия социальной реабилитации детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Предлагаем рассмотреть некоторые из них Программно-целевая технология получила широкое распространение в системе управления социальной реабилитацией Характерными особенностями целевых программ являются: 1) двуединая направленность деятельности— на ребенка и его семейное окружение; 2) наличие разработанного и апробированного комплекса подпрограмм, позволяющих в работе с ребенком и его семейным окружением полнее учитывать их индивидуальные особенности и проблемы; 3) взаимодействие специалистов разного профиля в общем процессе социального возрождения ребенка и восстановления его семейных связей; 4) ориентация программ на расширение реабилитационного пространства; 5) ориентация на повышение возможности для ребенка жить и воспитываться в родной семье Существенную помощь сотрудникам реабилитационного учреждения может оказать технология установления контакта, разработанная доктором психологических наук Л. Б. Филоновым. Технология включает несколько стадий, прохождение которых позволяет установить с подростком контакт, на основе которого в дальнейшем может развиваться более полноценное общение с ним. Первая стадия — «накопление согласий» между взрослым и подростком,. установление единства взгляда на вещи. Вторая стадия — поиск нейтральных интересов и увлечений подростка, цель которого возбудить у него положительное эмоциональное состояние. На этой — третьей — стадии для взрослого есть три запрета: нельзя сомневаться в том, что подросток говорит о себе; не следует возражать ему; ни в коем случае не вступать с ним в спор. На четвёртой стадии движения к контакту выясняются те качества личности, которые опасны для установления взаимодействия. Достигнув этой стадии в общении со взрослым, подросток освобождается от внутреннего напряжения, и взаимодействие с ним переходит на пятую стадию, с которой начинается процесс выработки общих принимаемых и подростком, и взрослым норм поведения. Стоит отметить, что дезадаптированные дети, к которым относятся дети с ограниченными возможностями здоровья особенно устают от непрерывного пребывания на людях, уединение для них чрезвычайно важно — они сбрасывают психологическую перегрузку, осмысливают новое течение своей жизни, фантазируют. Поэтому важно создать уютные уголки, где можно побыть одному. Обеспечение подобных условий — основная цель использования релаксационной технологии. Еще одной важной технологией является – трудовая реабилитация. Очень важно чтоб труд детей был разнообразным по своему содержанию и формам, характеру. Это даст ребенку возможность выбора видов деятельности в соответствии с интересами ребенка, его склонностями и способностями. Другим важным требованием к организации детского труда в социальной реабилитации является обеспечение его посильности и доступности. Слишком трудные задания не содействуют концентрации внимания, приводят к быстрому физическому утомлению детей, снижают интерес к работе. Воспитательная и реабилитационная эффективность детского труда во многом зависит от его целенаправленности и результативности. Еще одна важная и сравнительно распространенная технология социальной реабилитации несовершеннолетних и их семей — технология социального патроната. Социальный патронат — это система взаимоотношений социальной службы с семьей как с клиентом, попавшим в особо трудную или опасную жизненную ситуацию. Договор о патронатном воспитании заключается между уполномоченной службой по патронату и патронатным воспитателем при обязательном условии разграничения ответственности по защите прав и законных интересов ребенка между родителями, патронатным воспитателем, уполномоченной службой по патронату. Патронат над ребенком осуществляется до достижения несовершеннолетним возраста 18 лет. Он может устанавливаться краткосрочно — на срок одного дня до шести месяцев; долгосрочно — от шести месяцев и более.4 Особое значение и место в социальной реабилитации занимают художественно-творческие технологии. Работа по данным технологиям предполагает применение преимущественно средств эстетического восприятия и выражения в таких разнообразных формах, как театральное, двигательное, музыкальное, языковое и изобразительное действие. Уникальность художественно-творческих технологий социальной работы заключается в их многоцелевом характере. Они направлены на достижение целого ряда жизненно важных для человека реалий. К ним относятся адаптация, социализация, интеграция, коммуникация. Большую ценность представляют также практические умения и навыки, дающие возможность клиенту опробовать свои силы и способности в творческой деятельности в непрофессиональной и профессиональной сферах, например, в подготовке и проведении спектакля, рисовании, лепке, разработке и реализации сценария, музыкально-драматической деятельности. 5 О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с проблемами указывал Л. С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности, как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства (музыки, живописи, художественного слова, театра). Современные исследования в специальной психологии и педагогике объективно подтверждают положительное влияние искусства на детей с различными отклонениями в развитии. В процессе занятий музыкой, пением у учащихся с умственной отсталостью активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания. Изучение влияния изобразительной деятельности на развитие детей с умственной отсталостью, дошкольников с задержкой психического развития детей, страдающих ДЦП , аутичных детей показало, что занятия рисованием способствуют сенсорному развитию детей, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации. Занятия театрализованной деятельностью детей с задержкой психического развития дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей данной категории. Коррекционные возможности искусства по отношению к ребенку с проблемами со здоровьем связаны, прежде всего, с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства. А повышение эстетических потребностей детей с различной недостаточностью, активизация потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве — это и есть реализация социально-педагогической функций искусства. Социально-педагогическое направление коррекционной работы с детьми с проблемами посредством искусства осуществляется двумя путями — путем воспитания способности эстетически воспринимать действительность как непосредственно в жизни, так и через произведения искусства — путем деятельности, связанной с искусством (художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, театрализованно-игровой). Искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое влияние на эмоциональную сферу ребенка, выполняя коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Участие ребенка с проблемами в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Ребенок в коллективе проявляет индивидуальные особенности, что способствует формированию внутреннего мира ребенка с проблемами, утверждению в нем чувства социальной значимости.6 1.2 Нормативно-правовые аспекты реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Реализация социальной модели отношения к людям с ограниченными возможностями обусловила разработку инструментов международно-правового и национального характера, которые ориентированы на разрешение проблем инвалидов с точки зрения прав человека. На уровне международно-правового регулирования данный подход впервые был закреплен в Декларации ООН о правах умственно отсталых лиц 1971 г. и Декларации о правах инвалидов 1975 г. В полной мере рассматриваемый подход в дальнейшем нашел отражение в положениях Всемирной программы действий в отношении инвалидов (1982), Принципов защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (1991) и Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993). 24 сентября 2008 года Россия подписала, а 25 сентября 2012года ратифицировала «Конвенцию о правах инвалидов», принятую 13 декабря 2006 года Генеральной Ассамблеей ООН. Данная Конвенция после ратификации ее Российской Федерацией в соответствии со статьей 15 Конституции РФ стала частью российского законодательства . Этот документ говорит о необходимости полного и эффективного вовлечения инвалидов в жизнь общества, ликвидации дискриминации по признаку инвалидности, универсальном проекте (дизайне) и создании доступной среды. В статье 9 Конвекции о правах инвалидов, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: • на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; • на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы. Государства-участники принимают также надлежащие меры к тому, чтобы: • разрабатывать минимальные стандарты и руководящие ориентиры, предусматривающие доступность объектов и услуг, открытых или предоставляемых для населения, вводить их в действие и следить за их соблюдением; • обеспечивать, чтобы частные предприятия, которые предлагают объекты и услуги, открытые или предоставляемые для населения, учитывали все аспекты доступности для инвалидов; • организовывать для всех вовлеченных сторон инструктаж по проблемам доступности, с которыми сталкиваются инвалиды; • оснащать здания и другие объекты, открытые для населения, знаками, выполненными азбукой Брайля и в легко читаемой и понятной форме; • предоставлять различные виды услуг помощников и посредников, в том числе проводников, чтецов и профессиональных сурдопереводчиков, для облегчения доступности зданий и других объектов, открытых для населения; • развивать другие надлежащие формы оказания инвалидам помощи и поддержки, обеспечивающие им доступ к информации; • поощрять доступ инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет; • поощрять проектирование, разработку, производство и распространение изначально доступных информационно-коммуникационных технологий и систем, так чтобы доступность этих технологий.7 Комитет Всемирной Организации Здравоохранения так же дает свое определение понятия «медицинская реабилитация». Реабилитация – это процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций. Если полного восстановления достичь не удается, то цель реабилитации – оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в обществе. Общие показания в медицинской реабилитации представлены в докладе Комитета экспертов ВОЗ по предупреждению инвалидности в реабилитации (1983). К ним относятся: * нарушения трудовых отношений * особая подверженность воздействиям внешней среды * значительное снижение функциональных способностей. На уровне национального законодательства исследуемый подход в 80-х годах XX столетия был интегрирован в социальную политику некоторых государств. К примеру, в 1990 г. в США принимается закон об американцах с инвалидностью (ограниченными возможностями), который запрещает их дискриминацию при трудоустройстве, предоставлении коммунальных и транспортных услуг, а также в отношении доступа к местам общественного пользования. В Германии существует специальный закон «О труде лиц с пониженной физической способностью», в соответствии с которым для таких лиц предусмотрено квотирование рабочих мест, а также ряд особых льгот при трудоустройстве. В дальнейшем подобного рода законодательные акты были приняты более чем в 40 государствах. 13 декабря 2006 г. Генеральной ассамблеей ООН принимается Конвенция о правах инвалидов, где в полной мере воплощен подход, который основан на признании прав человека. Указанная Конвенция закрепляет в качестве наиболее важных ценностей каждого человека достоинство, равенство, солидарность и автономию, здесь также предусмотрено, что правовые нормы должны содержать механизм защиты перечисленных ценностей при наличии у лица инвалидности. Принятие Конвенции — универсального, юридически обязательного, международного акта — явилось не только важной вехой в развитии всемирной системы прав человека, но и положило начало процессу формирован....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: