VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Социальный статус и социальный имидж государственного служащего

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W009005
Тема: Социальный статус и социальный имидж государственного служащего
Содержание
27









ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»

(МИИТ)

Гуманитарный институт

Кафедра «Психология, социология, государственное и муниципальное управление»











ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ:



Заведующий кафедрой

к.и.н., доцент              Быков М.Ю.



«______» _______________ 2018 г.







БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА



(направление подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление») 



на тему: «Социальный статус и социальный имидж государственного служащего»









Обучающийся Хачатрян А.С., гр. ГГУ-412			(место для подписи)





Руководитель бакалаврской работы   	(место для подписи)













Москва 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

	Введение	

		Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКты изучения проблемы СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА И СОЦИАЛЬНОГО ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО	

		1.1 Социальный статус государственного служащего: понятие, сущность и признаки	

		1.2 Понятие и типология имиджа. Особенности формирования социального имиджа государственного служащего	

		Глава 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА И СОЦИАЛЬНОГО ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В ОБЩЕСТВЕ	

		2.1 Проблемы препятствующие формированию положительного социального статуса и социального имиджа государственного служащего	

		2.2 Способы повышения социального статуса и социального имиджа государственного служащего	

		2.3 Статусно-имиджевая модель государственного служащего	

		Рекомендации по повышению социального статуса и социального имиджа государственного служащего	

		Заключение	

		Список использованной литературы	




ВВЕДЕНИЕ

Институт государственной службы зачастую находится в центре внимания не только общества, но и политиков, ученых и даже законодателей. Практически во всех государствах проводятся реформы, направленные на общегосударственное развитие и модернизацию системы государственной службы.

Социальный статус и социальный имидж государственного служащего являются теми категориями, которые определяют его положение в обществе и в стране в целом.

Актуальность темы данного исследования объясняется тем, что институт государственной службы и сама профессия государственного служащего зародилась достаточно давно как в странах, так и в России и до сих пор является одним из фундаментов работы аппарата управления, при этом мнение общества о государственных служащих, как правило, отрицательное. 

Зарождение политико-правовой мысли о государственном аппарате управления началось еще в деспотических государствах, таких как Египет, Китай и Индия, но это были мысли отдельных ученых, точнее сказать мыслителей того времени, к которым относятся Конфуций, Лао-Цзы, Шан Ян и другие, имена которых так и не стали известны (например, писец из Древнего Египта, о котором пишет немецкий историк Макс Вебер). Затем идеи об организации государственного аппарата развивали античные философы: Платон, Аристотель, Цицерон. В каждом историческом периоде ученый, философы и мыслители развивали идею создания института государственной службы и профессии государственного служащего, говорилось как о божественной основе данного института, так и более рациональной, например, концепция «общественного договора» Дж. Локка. 

Государственные служащие первыми сталкиваются с тем, что нужно сопоставить требования отдельного индивида и общества. При этом не следует забывать, государственные служащие – это такие же индивиды, которые также ориентируются на установки общества, его системные координаты.

Социальный статус государственного служащего – это положение государственного служащего по отношению к положению других лиц, которые заняты в иных видах деятельности, а также по отношению к коллегам и руководителям.

Важную роль на отношение социума к государственному служащему играет его социальный имидж. Персональный деловой имидж являются составной частью культуры делового общения. Позитивный имидж – это важная составляющая успешной работы аппарата государственного управления. 

Имидж в социологии - это индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания. 

Есть несколько версий происхождения понятия «имидж»: 

1. в З0-е годы XX века Зигмунд Фрейд издавал журнал с одноименным названием; 

2. в 60-е годы в деловой оборот термин «имидж» ввел американский экономист Болдуинг.

В дальнейшем данное понятие также использовалось  в работах Никколо Макиавелли «Государь» и Г. Лебона «Психология социализма». Макиавелли писал о значении соответствующей маски для государственного лица, а Лебон под имиджированием средство достижения политического успеха с помощью эффекта «личного обаяния».

Одним из главных показателей эффективности деятельности органов государственной власти служит социальный статус государственных служащих. В современном российском обществе социальный статус государственного служащего низкий, что обуславливается не только нежеланием качественно работать некоторых из них, но и развитием коррупции среди аппарата государственного управления.

В настоящее время реальный авторитет государственных служащих, составными частями которого является социальный статус и социальный имидж, снижается, такой регресс отрицательно сказывается на осуществлении функций государственного управления. 

Безусловно, грамотная организация общества зависит от того, насколько государственная служба развита в стране. Чем выше будет социальный статус государственного служащего, тем более развито будет общество и урегулированы социальные процессы в России.

В отечественной литературе изучением института государственной службы занимаются С. Ю. Кабашов, Ю.Н. Старилов, А. В. Каляшин, Е.П. Тавокин, Г.М. Шамарова, Н.М. Куршиева и др.; вопросами социального статуса личности занимаются Л.Г. Почебут, А.Л. Свенцицкий, Л.В. Марарица, Т.В. Казанцева, А.М. Орехов и др.; о социальном имидже пишут М.О. Кошлякова, С.А. Мусатова, В.В. Огнева, Ю.В. Дорохова, Е.Б. Перелыгина и др. В целом, ученые занимаются вопросами социального статуса и социального имиджа, но нет работ, которые бы полностью и подробно освещали данный вопрос.

Цель исследования в данной работе - это изучение социального статуса и социального имиджа государственного служащего и выявления способов улучшения отношения социума к этим аспектам.

Задачи исследования:

1. определение понятия, сущности и признаков социального статуса государственного служащего;

2. изучение сущности и социально-психологических основ социального имиджа государственного служащего;

3. проведение социологического опроса для выяснения отношения к государственным служащим;

4. систематизация полученных из социологического опроса данных для определения путей повышения социального статуса и социального имиджа государственного служащего;

5. выявление основных причин недовольства работы государственных служащих и разработка способов их корректировки;

6. рекомендации по повышению социального статуса и социального имиджа государственного служащего.

Объект исследования – отношение общества к институту государственной службы. Изучение отношения социума к данному институту имеет важное значение, которое обусловлено тем, что чем выше уровень доверия людей к государственным служащим, тем лучше качество их работы, следовательно, и более продуктивная работа и всего аппарата государственной службы.

Предмет исследования – социальный статус и социальный имидж государственного служащего. Данные категории влияют на непосредственное отношение общества, а иногда и зарубежных стран, к работе не только конкретного государственного служащего или аппарата государственной службы, но на статус и имидж страны в целом. Чем профессиональней и квалифицированней государственные служащие, тем более высокий уровень отношения к государству, которое является отлаженным механизмом, где каждый элемент служит надёжным фундаментом.

Гипотеза исследования – низкий уровень отношения общества к институту государственной службы в целом, и к государственным служащим в частности.

Представленная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, рекомендаций по повышению социального статуса и социального имиджа государственного служащего, заключения и списка литературы.




Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ изучения проблемы социАЛЬНОГО СТАТУСА И СОЦИАЛЬНОГО ИМИДЖА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

1.1 Социальный статус государственного служащего: понятие, сущность и признаки

Изучением социального статуса занимаются различные науки, такие как философия, психология, право, социология и другие. В связи с этим существуют различные походы к пониманию социального статуса.

Общее понимание социального статуса дается в «Большом Энциклопедическом словаре»: «положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду экономических, профессиональных, этнических и др. специфических для данной системы признаков (пол, образование, профессия, доход и др.)».

«Российская социологическая энциклопедия» дает следующее понятие: социальный статус - «структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами общественных отношений».

Проанализировав перечисленные понятия, можно сказать, что общим признаком социального статуса всегда является определение места (положения, позиции) личности внутри социума. При этом, указанные понятия достаточно разные по своей сути.

На наш взгляд, наиболее верной дефиницией является следующая: «социальный статус личности – это его общее положение в обществе или социальной группе, обусловленное определенной совокупностью прав и обязанностей». В данном понятии отражено не только то, что личность находится внутри социума, но и обусловленность этого положения совокупностью прав и обязанностей. Не смотря на достаточно сильное влияние общества на личность, не менее важное значение на социальный статус накладывают рамки права и возлагаемые обязанности, под давлением которых окончательно и формируется социальный статус личности.

На основе указанных определений можно дать понятие социального статуса государственного служащего – это положение государственного служащего в обществе или социальной группе, обусловленное определенной совокупностью прав и обязанностей.

Понятие «статус» ввел в научный оборот в 30-е годы ХХ века американский учёный Ральф Линтон.

Социальный статус государственного служащего обусловлен его положением в обществе, его профессией, также обуславливается престижем и местом в структуре власти, немаловажную роль играют его права и обязанности.

Для более точного понимания социального статуса государственного служащего следует дать определение самого государственного служащего.

Отметим, что в России нет нормативно-закрепленного понятия государственного служащего, но при этом есть система государственной службы, которая состоит из:

1. государственной гражданской службы;

2. военной службы;

3. государственной службы иных видов.

Исходя из этого, можно увидеть, что институт гражданской службы распространяется на многочисленные сферы жизни государства и общества. В данной работе больший интерес представляет государственная гражданская служба, поэтому под государственным служащим будет пониматься гражданский служащий.

Понятие гражданского служащего закреплено нормативно, под ним понимают «гражданина Российской Федерации, взявшего на себя обязательства по прохождению гражданской службы».

В ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» можно выделить права и обязанности гражданского служащего, которые являются одним из элементов его социального статуса. Указанный нормативный правовой акт устанавливает не только основные права и основные обязанности гражданского служащего, но и ограничения, связанные с гражданской службой, запреты, связанные с гражданской службой, требования к служебному поведению гражданского служащего, которые также влияют на социальный статус государственного служащего, так как влияют на его взаимоотношение с обществом и с коллегами.

Социальный статус государственного служащего – это не только его права и обязанности, но и его положение (позиция) в системе государственной службы, выполняемая им социальная роль, а также – его положение в обществе.

Платон в своих трудах уже начинал говорить о социальном статусе государственного служащего, которого он называл «стражем». Он писал, что будущий страж нуждается еще вот том, чтобы он был не только яростен, но и должен по своей природе стремиться к мудрости; чем более важно дело стражей, тем более оно не совместимо с другими занятиями, так как оно требует мастерства и величайшего старания... Для этого занятия требуется иметь соответствующие природные задатки. Начальствовать должны те, кто постарше, а быть под их руководством те, кто помоложе... Начальниками должны быть самые лучшие... Здесь требуются и способности, и понимание, а кроме того и забота о государстве. 

Платон выделяет следующие критерии социального статуса «стража»: 

1. Стремление к мудрости, относительно современного времени - обладание надлежащим образованием и повышение квалификации; 

2. Ограничение рода занятий только непосредственно профессиональной деятельностью;

3. Начальствуют «самые лучшие», то есть положение руководителя среди коллег и общества в целом должно быть крайне высоким.

Получается, что ещё на этапе становления государственной службы социальный статус государственного служащего уже играл немаловажную роль. Учёные понимали, что в аппарате государственного управления должны работать квалифицированные специалисты, отвечающие не только профессиональным критериям, но и обладающие уважением в обществе.

Крупнейший учёный Северного Возрождения Эразм Роттердамский отмечал, что король, которого современным языком можно назвать государственным служащим, управляет людьми, такими же как и он сам. Король должен осознавать человеческое достоинство, что позволит направлять волю граждан в правильное русло. Эразм Роттердамский центральной фигурой государственной службы определял самого государственного служащего (короля, князя). В период жизни данного ученого институт государственной службы был далек от идеала, он был примитивен и обладал низким моральным уровнем, учёный высказывает по этому поводу следующее мнение: «Там, где государь честен, а чиновники выполняют свои обязанности, нет нужды в многочисленных законах; где дело обстоит иначе, там злоупотребление законами обратиться на гибель государства и даже хорошие законы будут бесстыдно переиначены».

В эпоху Возрождения учёные отмечали важность качеств самой личности, находящейся на должности государственной службы. Социальный статус государственного служащего обуславливается его положением в обществе и социальной группе, которое напрямую связано с его личностью и его отношением к государственной службе.

В России социальный статус имеет свои особенности, которые также отражаются на статусе государственного служащего. При Владимире Святославовиче возникло дворянское сословие, дружинники получали двор (поместье) за службу, который был их все время этой службы. Как правило, на смену отцу на его службу поступал старший сын и двор уже переходил к нему. Двор закреплялся за старшим сыном, а от поместья отделялась часть отцовских земель для других членов семьи, которая именовалась вотчиной.

Говоря о Востоке, отметим, что там преимущественно существует родственный клан, который достаточно многочислен: 200-300 человек и даже более. Такое положение отражается и на современном Северном Кавказе и Средней Азии, у них глава клана ответственен за экономические, политические, социальные и иные проблемы. 

Немецкий социолог Макс Вебер писал в своих трудах о понятии «рациональной бюрократии», включающее в себя установленное законом государственное правление, при котором начальник отдает формально законных распоряжения. Можно выделить базовые принципы рациональной бюрократии: продолжительная работа в доверенной системе управления; выполнение четко обусловленных должностных обязанностей; каждый организационная структура имеет своего начальника; наличие иерархии; строгое определение допустимых мер принуждения для выполнения распоряжений; принятие решений в соответствии с установленными правилами; контроль всей финансовой деятельности; невозможность личного присвоения места службы. 

Выделим сущностные характеристики государственного служащего при рациональной бюрократии: 

- в рамках компетенции выполняет возложенные на него обязанности; 

- определяется, а не выбирается, на службу в соответствии с иерархией; 

- конкурсная основа поступления на службу; 

- получает денежное вознаграждение; 

- осуществляет профессиональную деятельность только на одном месте работы; 

- беспристрастен; 

- строго подчиняется установленным правилам; 

- карьерный рост является мотивом трудовой деятельности. 

Макс Вебер писал, что только в господстве знаний заключается специфически рациональная основа современной бюрократии.  Учёный считал, что определяющим фактором успеха решаемых обществом задач служит качество бюрократии: «Достижения Германии показали, чего можно добиться, имея гражданскую бюрократию, лучшую по незапятнанности, образованности, добросовестности и уму».

Социальный статус государственного служащего включает в себя набор функций, выполнение которых и обуславливается самим социальным статусом. Под функцией, в данном случае, следует понимать «действия (ролевое поведение), которые способствуют сохранению и упрочению социальной системы» (социальная система в рамках данной работы - это система государственной службы). Соответственно, государственный служащий является элементом данной системы. Статус определяет положение и место индивида в обществе, то есть является обобщающим показателем стратификации. При этом действия, которые способствуют уменьшению целостности системы, являются дисфункцией.

Выделяют личный статус и социальный статус индивида. Личный статус представляет собой положение индивида в неформальной группе. Социальный статус отражает позицию индивида в обществе, но он, как правило, существует и реализуется в совокупности статусов.

Существуют различные классификации социального статуса личности, представим одну из них в виде схемы (Рисунок 1.1).



Рисунок 1.1 Социальный статус и его основные виды

Социальный статус является позицией индивида, которая может быть официальной и неофициальной, поэтому социальный статус также делят на предписываемый, неофициальный и официальный. Как уже говорилось выше, предписываемый статус подразумевает жесткое закрепление в системе стратификации. Неофициальный и официальный статусы основываются не на нормативных актах, а на нормах морали и сложившихся традициях.

Статус может быть необратимым и возвратным. Необратимый статус связан с предписываемым, то есть определяющим фактором служит пол, раса, возраст и прочее. Возвратным статусом является статус социальный, политический, экономический и иные.

Социальный статус делят на две большие группы статусов: экономический и профессиональный. Экономический статус - это с одной стороны собственник,  с другой - наемный работник. Субъекты  имеют корреспондирующие права и обязанности, которые определяются их отношением к собственности или к произведенному продукту. Профессиональный статус сочетает в себе профессии и входящие в них специальности.

Существует политический статус, определяющие положение человека к власти; религиозный статус - это определение принадлежности лица к определенной религии (православие, мусульманство, буддизм и так далее). Выделяют территориальные статус, который также относят ко временным, так как современный человек достаточно мобилен. 

Социальный статус государственного служащего можно отнести к следующим видам:

1. достигнутый, так как он был получен индивидом, поступившим на государственную службу;

2. возвратный, так как государственный служащий может уйти со своей работы и приобрести новый социальный статус;

3. экономический, так как государственный служащий в первую очередь работник аппарата государственного управления, который получает денежное содержание;

4. профессиональный, так как государственный служащий - это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств соответствующего бюджета;

5. политический, так как государственный служащий имеет непосредственное отношение к государственной власти.

Исходя из этого, можно увидеть, что государственный служащий обладает не одним социальным статусом, а целым статусным набором. Под статусным набором понимают совокупность всех статусов, которые принадлежат индивиду. Получается, что если рассматривать каждого государственного служащего отдельно, то его статусный набор станет ещё шире.

Социальный статус государственного служащего имеет свои признаки, которые зависят от его вида. Выделим следующие признаки:

1. уровень образования;

2. уровень дохода;

3. его отношение с другими людьми в системе общественного разделения труда;

4. место в иерархии политической системы; 

5. квалификация;

6. личные качества самого государственного служащего.

Перечень признаков не является закрытым.

Признаки социального статуса можно разделить на группы:

1. атрибутивные признаки – принадлежность к коллективу, классу, социальной группе (например, место в иерархии политической системы);

2. функциональные признаки - характеристика внешних взаимоотношений (например, отношение государственного служащего с другими людьми в системе общественного разделения труда);

3. оценочные (например, престиж); 

4. нормативные признаки – выполнение норм поведения (например, личные качества самого государственного служащего).

Таким образом, в данном параграфе была решена задача по   определению понятия, сущности и признаков социального статуса государственного служащего. Социальный статус государственного служащего - это  положение государственного служащего в обществе или социальной группе, обусловленное определенной совокупностью прав и обязанностей. Понятие «статус» ввел в научный оборот в 30-е годы ХХ века американский учёный Ральф Линтон. Платон в своих трудах уже начинал говорить о социальном статусе государственного служащего, которого он называл «стражем». В эпоху Возрождения учёные отмечали важность качеств самой личности, находящейся на должности государственной службы. Выделяют следующие виды социального статуса государственного служащего: достигнутый, возвратный, экономический, политический и профессиональный. Государственный служащий обладает не одним социальным статусом, а целым статусным набором. Под статусным набором понимают совокупность всех статусов, которые принадлежат индивиду. Признаки социального статуса государственного служащего: уровень образования; уровень дохода; его отношение с другими людьми в системе общественного разделения труда; место в иерархии политической системы;  квалификация; личные качества самого государственного служащего. Перечень признаков не является закрытым.

1.2 Понятие и типология имиджа. Особенности формирования социального имиджа государственного служащего

О происхождении понятия «имидж» существует несколько версий: 

1. в З0-е годы XX века Зигмунд Фрейд издавал журнал с одноименным названием; 

2. в 60-е годы в деловой оборот термин «имидж» ввел американский экономист Болдуинг.

Термин «имидж» происходит от английского слова image, которое переводится как образ. «В русском языке слово «имидж» раскрывается как мнение или суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к чему-нибудь, взгляд на что-либо, а слово «образ» - как вид, облик, представление, обобщенное художественное отражение, тип, характер, порядок».

Имидж – «целостный, качественно определенный образ данного объекта, устойчиво живущий и воспроизводящийся в массовом и/или индивидуальном сознании. Имидж возникает и корректируется в результате восприятия и сопутствующего профильтровывания поступающей из внешней среды информации о данном объекте сквозь сеть действующих стереотипов». Данное определение раскрывается через термин «образ», а также делается акцент на то, что этот образ воспринимается не напрямую, а через призму стереотипов.

Имидж – «тщательно разрабатываемый и пропагандируемый с учетом опыта маркетинга образ (власти, властителя, организации, кандидата и т.д.)». Обратим внимание, что данный термин содержится в уникальном в своем роде словаре, который был впервые опубликован в 1996 году. Его специфика состоит в том, что он рассчитан на лиц, занимающих государственные должности, работающих в органах местного самоуправления, работников средств массовой информации, предпринимателей и многих других интересующихся лиц темами власти, политики и государственной службы.

Сравнивая два последних определения, отметим, что имидж раскрывается через термин «образ», что говорит о влиянии на имидж облика его носителя. Первое понятие говорит об общем восприятии имиджа, а второе раскрывает его в ракурсе государственной службы.

Социальный имидж государственного служащего – это тщательно разрабатываемый и пропагандируемый индукторами образ, воспринимаемый реципиентами через призму действующих стереотипов.

Носителей имиджа можно представить в виде схемы (Рисунок 1.2).



Рисунок 1.2 Носители имиджа

Каждый человек в какой-либо степени сам создаёт свой имидж, его можно даже назвать имиджмейкером - специалистом по созданию имиджа. У организаций существуют специальные службы по связям с общественностью, которые и создают их имидж.

Созданием социального имиджа государственного служащего занимаются как сами государственные служащие (прямо или косвенно), так и специальные службы по связям с общественностью.

Имиджирование является целенаправленной деятельностью по созданию имиджа, которую можно представить в виде схемы (Рисунок 1.3).



Рисунок 1.3 Механизм имиджирования

Носители - те, относительно кого складывается имидж.

Индукторы (отправители) - те, кто являются источником имиджформирующей информации. Ими могут быть как сами носители имиджа, так и имиджмейкеры.

Реципиенты (получатели) - те, кто воспринимают имиджформирующую информацию.

Создание имиджа государственного служащего также осуществляется с помощью имиджирования.

Существуют различные классификации имиджа, которые также называют типологиями. 

По функционально-технологическому признаку имидж делится на:

1.желаемый и воспринимаемый;

2. социо-ситуативный и постоянный;

3.обобщенный, функциональный (по выполняемой функции) и контекстный (по контексту деятельности);

4. осязаемый и неосязаемый (осязаемый создаётся на основе какого-либо восприятия, неосязаемый является реакцией на осязаемое воздействие).

По характеру оценки имидж бывает положительный, отрицательный и нейтральный.

В персональном имидже существует разделение на самоимидж и внешний имидж личности.

Ещё одна система классификаций распространяется только на коллективных носителей имиджа. 

По признаку воспринимаемой аудитории:

1. внешний, то есть образ определенного коллектива за его пределами; 

2. внутренний, то есть отношение к коллективу лиц, входящих в него.

По функциональным характеристикам имидж может быть управленческий, научный, социальный, финансовый и так далее.

Также выделяют имидж организации в целом и ее структурных подразделений.

Имидж также систематизируется в зависимости от подхода к нему, современная наука выделяет множество подходов, поэтому остановимся на трех распространенных, к которым относят функциональный, контекстный и сопоставительный.

При функциональном подходе имиджирования выделяются исходя из различного функционирования. Выделяют зеркальный, текущий, желаемый, корпоративный и множественный

1. зеркальный имидж - это имидж, который обладает сам человек о себе;

2. текущий имидж - имидж, характерный для взгляда со стороны.;

3. желаемый имидж - это тип имиджа, который отражает стремления индивида;

4. корпоративный имидж – это имидж организации в целом;

5. множественный имидж – имидж, формирующийся при наличии ряда независимых структур вместо единой корпорации.

При контекстном подходе типы имиджа различаются по контексту их реализации. Например, у государственного гражданского служащего будет один имидж, а у военнослужащего будет другой. «Очень интересен… имидж правительственного чиновника, бытующий у нас. Наше массовое сознание очень неохотно допускает на этот уровень интеллектуала, который, однако, вполне возможен на Западе. Вот так отвечает на вопрос о Павле Грачеве, пообещавшем за два часа справиться с Грозным с помощью парашютно-десантного полка, Александр Невзоров: «Над ним за это солдаты посмеиваются. Ну, ему полагается быть таким Скалозубом. Он же, в общем, не за свои способности к мышлению стоит на посту министра обороны. Он Скалозуб в современной вариации – Скалозуб-десантник. Притом я допускаю, что как организатор битв он даже и неплох»».

При сопоставительном подходе сравниваются близкие типы имиджей. При таком подходе можно сопоставлять имиджи государственных служащих разных уровней, в качестве критериев сравнения можно выбрать: качество работы, уровень доверия граждан, компетентность и прочие.

В структуре имиджа выделяют атрибуты, факторы и компоненты. 

Под атрибутами имиджа понимают его неотъемлемые составляющие. Факторы имиджа являются теми составляющими, которые влияют на имидж. Например, атрибутом имиджа является образ, создаваемый одеждой, а сама одежда - это фактор имиджа. Компоненты имиджа - это некоторые характеристики носителя имиджа, воплощённые в восприятии реципиента.

Особенности формирования социального имиджа государственного служащего связаны с общими особенностями формирования имиджа:

1. Имидж является результатом типизации. Типизация - это процесс упрощения сложных явлений, является составной частью обобщения повседневной практики. Как мы уже отметили в определении социального статуса государственного служащего, имидж воспринимается через существующие стереотипы, при этом не важно, как создавался этот имидж целенаправленно или стихийно. Социальный имидж государственного служащего также воспринимается реципиентами через призму стереотипов;

2. Процесс типизации связан с процессом символизации, который также влияет на формирование имиджа. Людям свойственно воспринимать в виде символов. Например, зачастую люди воспринимают других как «карьерист», «серая мышь», «простофиля» и так далее. Процесс символизации также влияет и на формирование имиджа государственного служащего, например,  государственный служащий карьерист или простофиля будут восприниматься по-разному;

3. На формирование имиджа оказывает воздействие и процесс коммуникации, в ходе которого реципиент воспринимает информацию. Такая информация может формироваться специально имиджмейкером, рассчитывающего на определенные реакции получателя о носителе имиджа. Службы по связям с общественностью оказывают влияние на формирование у граждан определенного имиджа государственного служащего;

4. Процесс формирования имиджа является многообразным и сложным, так как он выстраивается в сознании реципиентов в виде определенных оценок и мнений, основывающихся на получаемой информации. Важную роль играет именно восприятие конкретного человека, так как всю люди уникальны, то и их восприятие также отличается друг от друга, что и влияет на процесс формирования имиджа. Влияние имеет и процесс мышления реципиента, в ходе которого осуществляется переработка представлений и восприятий. Представления оказывают воздействие на формирование имиджа путем отражения наглядных образов, возникающих у реципиента на основе прошлого опыта;

5. Имидж является впечатлением, которое создается на некотором уровне абстракции. Можно выделить три уровня абстракции, отражающих полноту впечатления (Рисунок 1.4).

Рисунок 1.4 Уровни имиджа

Социальный имидж государственного служащего также вбирает в себя множество оценок и впечатлений, которые могут быть как детальными, так и обобщенными;

6. Формирование имиджа зависит не только от носителя имиджа и имиджмейкера, но и от воспринимающего лица. При этом такое восприятие может быть как преднамеренным, так и непреднамеренным, сопровождаться внешними и внутренними событиями. Имидж государственного служащего также подвергается восприятию реципиента, который и способствует его полноценному восприятию.

Таким образом, в данном параграфе была решена задача по изучению сущности и социально-психологических основ социального имиджа государственного служащего. Социальный имидж государственного служащего – это тщательно разрабатываемый и пропагандируемый индукторами образ, воспринимаемый реципиентами через призму действующих стереотипов. Целенаправленная деятельность по созданию имиджа – имиджирование, в ней принимают участие носитель имиджа, индуктор и реципиент. Существуют различные классификации (типологии) имиджа, которые выстраиваются в соответствии с основанием такой классификации, например, по функционально-технологическому признаку имидж делится на: желаемый и воспринимаемый;. социо-ситуативный и постоянный; обобщенный, функциональный и контекстный; осязаемый и неосязаемый. Формирование имиджа в целом и формирование социального имиджа в частности имеет свои особенности, к которым относят процессы типизации, символизации, коммуникации, а также восприятие реципиента.

Вывод к первой главе: изучив различные точки зрения на понятия статуса, социального статуса мы определили, что следует понимать под социальным статусом государственного служащего. Социальный статус государственного служащего - это  положение государственного служащего в обществе или социальной группе, обусловленное определенной совокупностью прав и обязанностей. Понятие «статус» ввел в научный оборот в 30-е годы ХХ века американский учёный Ральф Линтон. Ещё древние учёные писали о государственной службе, затрагивая и социальный статус государственного служащего, конечно, применяя иную терминологию. Платон в своих трудах уже начинал говорить о социальном статусе государственного служащего, которого он называл «стражем». В эпоху Возрождения учёные отмечали важность качеств самой личности, находящейся на должности государственной службы. Существуют различные основания для классификации статуса в целом, поэтому можно определить практически в каждой из них вид социального статуса государственного служащего. Выделяют следующие виды социального статуса государственного служащего: достигнутый, возвратный, экономический, политический и профессиональный. Государственный служащий обладает не одним социальным статусом, а целым статусным набором. Под статусным набором понимают совокупность всех статусов, которые принадлежат индивиду. Соц.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44