VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Социальное обеспечение многодетных семей и семей одиноких родителей в Российской Федерации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012215
Тема: Социальное обеспечение многодетных семей и семей одиноких родителей в Российской Федерации
Содержание
      МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
       ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
       УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
     «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (МИИТ)»
     (РУТ (МИИТ)
       
     
      ПРАВОВОЙ  КОЛЛЕДЖ
      
      
      
      
      
    ДИПЛОМНАЯ   РАБОТА
         
     Паша Дарья Игоревна
     
     
     
     
         
Специальность       Право и организация социального обеспечения
    
Тема              Социальное обеспечение многодетных семей и семей одиноких        родителей в Российской Федерации 
                 
                   
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Руководитель дипломной работы________   Чеботарева Анна Александровна
                                                                                                          
                                                                                                                                    _____________________________________                                     
                                                                                                          должность, уч. степень, уч. звание
Дипломная работа защищена с оценкой    « _______________________»
« ___ »  _________  20__ г. 
     
Секретарь государственной итоговой комиссии _________   ______________
                                                                                                     Фамилия, Имя, Отчество
                                                                                                                                 _______________________________________                                                                                                                                      должность, уч. степень, уч. звание

    Содержание
     Введение	3
     Гл.1 Теоретические основы социального обеспечения многодетных семей и семей одиноких родителей в Российской Федерации	7
     1.1 Особенности социальной защиты детей	7
     1.2. Понятие многодетной семьи в Российской Федерации	11
     1.3. Понятие семей одиноких родителей в Российской Федерации	16
     1.4. Основные инструменты правовой системы социального обеспечения многодетных семей и семей одиноких родителей в Российской Федерации	21
     Гл.2 Актуальные направления социального обеспечения многодетных семей и семей одиноких родителей в Российской Федерации	23
     2.1. Специальные полномочия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по вопросам семьи и детства	23
     2.2. Проблема реализации региональных и муниципальных полномочий	27
     2.3. Концепция развития социального обеспечения многодетных семей и семей одиноких родителей в Российской Федерации	31
     Заключение	35
     Глоссарий	37
     Список сокращений	38
     Список используемых источников	40
     ПРИЛОЖЕНИЕ	46
     
       
Введение
     Актуальность темы исследования. Исследования показывают, что нестабильность экономического положения начала 2000-х годов повлекла ухудшение условий жизни значительной части населения страны, в частности семей с детьми. Острая демографическая проблема, социально-экономические кризисные явления в России, стали причиной серьезных социальных потерь, семьи оказались в трудном положении. Наиболее остро на негативные преобразования реагируют многодетные семьи. Данный институт, представляя собой демографическую, социальную, духовно- нравственную составляющую, является основой для формирования и исполнения социальной и правовой политики государства.1
     Понятие «многодетная семья» не имеет единого значения. Каждый субъект Российской Федерации сам определяет статус семьи. Практически все многодетные семьи можно отнести к категории, находящейся в зоне социально-экономического и психолого-педагогического риска. В силу более высокой иждивенческой нагрузки и меньшего относительного числа занятых членов семьи они выделяются среди других категорий семей по всем социально-экономическим показателям уровня жизни. Особо необходимо отметить неполные семьи с тремя и более детьми, которые отличаются максимальными риском и степенью бедности.2 
     Позитивные изменения в демографическом положении страны, наблюдаемые с 2010 г., во многом были обусловлены постепенным улучшением общей экономической ситуации в стране, определенную роль сыграли и государственные меры, направленные на улучшение демографической ситуации, стимулирование рождаемости. Вместе с тем семьи с детьми по-прежнему в наибольшей степени в сравнении с другими группами населения подвержены риску бедности и нуждаются в социальной поддержке. Согласно федеральным законам от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3; от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»4 и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»»; от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий»5, решение вопросов социальной поддержки семей с детьми отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ.
     Степень научной разработанности темы. Исследование особенностей жизнедеятельности неполной семьи и воспитания детей в ней стало предметом исследования многих авторов. Социальная сущность семьи и важнейшие аспекты её жизнедеятельности – В.Г. Афанасьев, В.А. Борисова, А.Г. Вишневский, А.Я. Варга, Э.К. Васильева, H.A. Гурко, Т.А. Маркова и др.; психологические особенности семьи и психология семейных отношений – Т.М. Афанасьев, В.Н. Дружинин, Я.Л. Коломинский, H.H. Обозов и др.; обоснование степени влияния социальной среды на развитие ребенка – И.С. Кон, A.B. Мудрик, Л.И. Новикова, С.Т. Шацкий и др.; проблемы жизнедеятельности современных неполных семей – И.В. Борисова, Т.Ю. Гущина, И.Ф. Дементьева, и др. 
     Объектом исследования являются многодетные семьи и семьи одиноких родителей в Российской Федерации
     Предметом исследования выступают нормы российского законодательства в сфере социального обеспечения многодетных семей и семей одиноких родителей в Российской Федерации.
     Цель исследования заключается в комплексном и всестороннем анализе вопросов социального обеспечения многодетных семей и семей одиноких родителей в Российской Федерации.
     Задачи исследования. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
     1. Определить особенности социальной защиты детей;
     2. Раскрыть понятие многодетной семьи в Российской Федерации;
     3. Рассмотреть понятие семей одиноких родителей в Российской Федерации;
     4. Выявить основные инструменты правовой системы социального обеспечения многодетных семей и семей одиноких родителей в Российской Федерации;
     5. Исследовать специальные полномочия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по вопросам семьи и детства;
     6. Изучить проблемы реализации региональных и муниципальных полномочий;
     7. Дать анализ Концепции развития социального обеспечения многодетных семей и семей одиноких родителей в Российской Федерации.
     Методология исследования. Для решения поставленных задач в процессе отбора, классификации и анализа фактического материала в качестве методологической основы использовался системный анализ, а также методы исследования,  принятые  в  правовой  науке  и  отдельных  ее  отраслях  – исторический,  формально-юридический,  сравнительно-правовой.
     Практическая значимость исследования. Выводы и предложения, содержащиеся в исследовании, имеют как теоретическое, так и практическое значение и могут быть использованы для дальнейших научных дискуссий, могут иметь значение для практиков и законодателя.
     Структура исследования. Последовательность решения задач исследования определила следующую структуру: введение, две главы, которые образуют теоретическую и практическую часть исследования, заключение и список литературы.
     
       
Гл.1 Теоретические основы социального обеспечения многодетных семей и семей одиноких родителей в Российской Федерации
     1.1 Особенности социальной защиты детей
     Система социальной защиты населения является одним из институтов реализации государственной социально-экономической политики. Главной целью социальной защиты населения является обеспечение социальной стабильности общества.
     Следует отметить, что в термин «социальная защита» вкладывается не только социально-экономический, но и правовой смысл. 
     В настоящий момент определение термина «социальная защита» является дискуссионной темой. Исследователи рассматривают социальную защиту в следующих трех аспектах: 
     1. во-первых, социальная защита личности как форма деятельности государства, обеспечивающая предоставление индивиду максимально возможных условий для материального обеспечения; 
     2. во-вторых, социальная защита понимается как целенаправленная деятельность государства в лице его институтов, направленная на всемерное обеспечение процесса формирования и развития личности, необходимость учета воздействия на личность негативных факторов и поиск путей их нейтрализации, предоставление возможностей для самоопределения и самоутверждения в жизни;
     3. в-третьих, социальная защита как совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий граждан, обеспечивающих соблюдение их социальных прав и достижение социально-приемлемого уровня жизни.
     В отношении детства социальная защита понимается как особая форма взаимоотношений государства и детства, взрослых и детей, в которых первым отведена роль жизнеобеспечения, социостабилизации и развития последних. Необходимость социальной защиты вызвана, с одной стороны, уязвимостью, хрупкостью детства, а с другой – усилившимся в условиях рынка социальным неравенством стартовых возможностей детей из разных семей. Таким образом, система социальной защиты детства – это модель отношения общества к детям, мера социальной ответственности взрослых.6
     Рассмотрим систему социальной защиты детства с позиций общей теории систем и теории социальных систем, выделив в ней концепт, структуру и субстрат.
     Концептом, то есть системообразующим свойством системы (то, что делает совокупность отношений системой), выступает поддержание, охрана и социализация детства. Концепт детства распадается на два смысла – индивидуальный и социальный. Индивидуальный смысл детства заключается в его значимости как важного возрастного этапа развития, обретения индивидуальности. А социальный – в воспроизводстве общества, поддержании его экономики, стратификационной структуры.
     Структуру социальной защиты детства, то есть системообразующие отношения, формируют четыре социальных института: образования, здравоохранения, социальной поддержки и правозащитный институт.
     Субстратом социальной защиты является семья как среда, окружающая ребенка на протяжении его детства, носитель социальных свойств и социальных отношений. Как известно, функции воспитания, развития, материальной поддержки, защиты прав и законных интересов ребенка возложены, в первую очередь, на его родителей. Система социальной защиты только оказывает содействие в реализации социальных гарантий детства.
     Структурно-функциональный и сравнительно-исторический подходы к конструированию системы социальной защиты детства позволяют рассмотреть ее в предметной, функциональной и исторической плоскостях.7
     Предметный аспект предполагает решение двух задач: выяснение того, из каких компонентов состоит изучаемая система, и определения того, как эти компоненты между собой связаны.
     В структурном анализе важно выделить компоненты системы социальной защиты детства, проанализировать их свойства (с выделением рисков и ресурсов), далее необходимо показать внутренние связи и взаимодействие элементов системы, определить степень ее сложности.
     Ядро системы социальной защиты образуют социальные институты, осуществляющие компенсацию семейных функций, они помогают семье социостабилизироваться, но также осуществляют функцию контроля за ее работой по защите детства, включая:
* институт здравоохранения;
* институт социальной поддержки;
* институт образования;
* правозащитный институт.
     Указанные институты выполняют следующие основные задачи социальной защиты детства: 
* сохранение жизни и здоровья; 
* жизнеобеспечение; 
* обучение и воспитание;
* социальный контроль за реализацией социальных гарантий детства, профилактики правонарушений несовершеннолетних.
     В условиях развития гражданского самосознания российского общества можно констатировать усиление позиций общественных организаций в социальной защите детства. Они предоставляют дополнительные (по отношению к государственному сектору) социальные услуги, лоббируют законодательные акты, воспитывают и защищают детей, инициируют новые социоподдерживающие технологии, осуществляют гражданский контроль за деятельностью органов власти, то есть формируют общественную прослойку между системным ядром и сопутствующей социальной средой.
     Следующий слой – это социально значимая среда («сопутствующие» институты), в которую прогружено системное ядро. Она оказывает сопутствующее влияние – информационную поддержку (СМИ), политическое лоббирование интересов (политические партии), предоставление дополнительных социальных услуг семьям и детям (НКО), социальное служение интересам детства (Церковь), формирование развивающей среды (досугово-игровые институты). Все они влияют на безопасность социального окружения детства.
     После компонентно-структурного анализа системы переходим к изучению способа ее реального существования – функционированию.
     Основные функции институтов, конструирующих систему социальной защиты детства, мы уже обозначили ранее. Цель у них одна – обеспечить комфортную и безопасную среду для жизнеобеспечения, развития и самореализации детства. Результатом деятельности системы социальной защиты является качество детства, под которым понимаются физическое и психического здоровье, интеллектуально-образовательный и нравственный потенциал. Достижимость цели определяют факторы риска, сопутствующие факторы и институциональные ресурсы.
     Сопутствующие факторы – это производные сопутствующих институтов системы социальной защиты детства, как, например, социальные приюты и социальное вспомоществование в лоне Русской православной церкви или специальные семейные, детские рубрики в СМИ.
     Таким образом, мы приходим к выводу о том, что социальная защита детей является составной частью социальной защиты населения в общем.
     
     
     
     1.2. Понятие многодетной семьи в Российской Федерации
     Полное и точное определение семьи дать довольно затруднительно, так как социология, юриспруденция, философия, демография рассматривают семью, основываясь на конкретных исторических, этнических и социально- экономических условиях. Современную семью можно рассматривать, как результат исторического развития разноплановых отношений связанных с браком и семьей.
     Согласно Конституции РФ8 семья – это конституционно-правовая категория, основанная на браке (юридически оформленном, добровольном союзе мужчины и женщины), порождающая взаимные личные и имущественные права и обязанности, направленные на создание семьи, рождение и воспитание детей (ст. 7, 38, 72).
     Термин «многодетная семья» является привычным для правовой литературы.9 Однако история его происхождения и особенности статуса таких семей рассмотрены с теоретической точки зрения недостаточно. Отсутствуют комплексные научные исследования, которые давали бы представление об отличиях этой правовой категории от смежных и не менее значимых. Использование термина «многодетная семья» является само собой разумеющимся, но если проанализировать федеральное и региональное законодательство, то можно увидеть, что единства в его понимании нет, и чаще всего законодатель идет по пути определения количества детей, которое является решающим для признания семьи многодетной. 
     В тоже время этот вопрос является практически значимым, т.к. предоставление многих социальных гарантий зависит от наличия соответствующего статуса, а разные субъекты РФ могут по-разному толковать те или иные термины, что приведет к неравенству в рамках территории РФ. 
     Особенность многодетных семей как субъектов права впервые стала особо подчеркиваться с начала 80-х годов. Так, в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» закрепило подчеркивалось, что с учетом сложной в некоторых регионах СССР демографической ситуации республики, края, области, автономные области и автономные округа должны были установить порядок обеспечения молодоженов при вступлении в брак как минимум комнатой, а при рождении первого ребенка – отдельной квартирой. При этом молодоженами признавались лица, вступившие в первый брак, если хотя бы один из супругов не достиг возраста 30 лет. 
     Далее эти критерии применялись уже к понятию многодетной семьи и позднее получили закрепление в нормативных актах и в правовой литературе. Поддержка многодетных семей в то время выражалась, в первую очередь, в предоставлении кредитов на развитие домашнего хозяйства и выделении комнат в общежитиях. Позднее семья, имеющая трех и более детей, стала рассматриваться как многодетная, что нашло отражение, например, в подп. 8 ст. 36 ЖК РСФСР 1983 года.10
     Примерно тогда же в правовой литературе получило закрепление представление о многодетной семье как об институте с особыми юридическими признаками, влияние на который оказывает государство в целом, формируя государственную семейную политику и отражая существующие социальные и экономический факторы в стране.11
     Проиллюстрировать это положение может концептуальный подход к закреплению понятия многодетной семьи в законодательстве и обычаях. Если до 70 – 80-х годов XX в. многодетной считалась семья, имеющая пять и более несовершеннолетних детей, то Основы жилищного законодательства СССР 1982 года и ЖК РСФСР 1983 года говорят о трех и более детях, наличие которых имеет значение для отнесения семьи к многодетной. 
     Некоторые авторы вообще высказывают предположение, что в дальнейшем количество детей для признания семьи многодетной будет снижено до двух, а само это понятие исчезнет их действующих нормативных актов.12 Такое предположение вряд ли можно рассматривать как верное, поскольку на федеральном уровне неоднократно подчеркивалась значимость института многодетных семей для России и необходимость предоставления дополнительных гарантий таким семьям. 
     Таким образом, исходя из норм действующего законодательства, можно говорить о том, что многодетной может признаваться семья, в которой есть три и более ребенка. Такая норма закреплена в большинстве нормативных актов федерального и регионального уровня. 
     Какие же юридические признаки имеют существенное значение для признания семьи многодетной? Здесь возникает первая проблема – что понимать под семьей с юридической точки зрения. Если принимать во внимание только юридический подход к определению семьи, получается, что брак должен быть неотъемлемым условием для признания наличия семьи, а, следовательно, и многодетной семьи. 
     Но, например, п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»13 закрепил, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства, а поэтому допускается признание членом семьи собственника жилого помещения и лиц, проживающих совместно с собственником без регистрации брака. Это положение приобретает особую актуальность в современных условиях, когда много молодых людей предпочитают жить вместе без официальной регистрации брака, в т.ч. и после рождения детей. 
     В этой связи все чаще предлагается приравнять фактические брачные отношения к официально зарегистрированным в органах ЗАГСа, а самим совместно проживающим в «квазибрачных» отношениях лицам разрешить заключать брачный договор.14
     Аналогичную точку зрения поддерживает и ряд других ученых.15 Конечно, эта позиция распространяется только на ряд имущественных отношений, таких как заключение соглашения об уплате алиментов, брачного договора и т.п., но сам факт признания совместного проживания семейными отношениями имеет важное правовое последствие, хотя и не может применяться в публичных правоотношениях. 
     Отечественному законодателю известны случаи придания юридической силы фактическим брачным отношениям. Так, юридическая сила придавалась таким союзам, возникшим в период с 1 января 1927 г. до 8 июля 1944 г. В дальнейшем законодатель отказался от подобной правовой конструкции, которая, конечно, была вызвана чрезвычайным обстоятельствами и не могла постоянно «прописаться» в законодательстве, хотя бы в целях обеспечения стабильности правого регулирования гражданских и семейных отношений. 
     Вторая проблема, которая связана с признанием юридической силы только за зарегистрированным браком, заключается в том, что не ясен статус многодетной семьи, в которой после развода родителей дети остаются жить с разными родителями. Утрачивает ли в таком случае каждый из родителей статус многодетной семьи. Данный вопрос в настоящее время однозначно не решен, хотя анализ регионального законодательства позволяет сделать вывод, что один из родителей, с которым остались трое и более детей, также признаются многодетной семьей. Но что делать, если дети «делятся» между бывшими супругами (например, двое детей проживают совместно с мамой, а один – с папой). Однозначного ответа на этот вопрос нет. Представляется, что если ранее семья получала какие-либо льготы, предусмотренные законодательством и предоставленные ей в порядке, установленном законе, то даже в случае прекращения брачных отношений в интересах детей эти льготы должны сохраняться. 
     Не ясен вопрос и о сохранении статуса многодетной семьи в случае лишения обоих родителей родительских прав или их смерти. Дети-сироты, как представляется, не могут рассматриваться как полноценная семья в правовом смысле, но нуждаются в не меньшей правовой защите, например, при обеспечении жилыми помещениями.16 Но если один из детей достиг совершеннолетия, то он может самостоятельно выполнять функцию опекуна для своих братьев и сестер. Но можно ли признавать такую семью многодетной. Ответ на этот вопрос не дан ни в одном нормативно-правовом акте.
     Таким образом, в настоящее время одним из существенных признаков, включаемых в понятие многодетной семьи, должен быть факт наличия брака, зарегистрированного в органах ЗАГС. 
     Еще одним спорным вопросом являются временные рамки, в течение которых статус многодетной семьи сохраняется. Сохраняется ли статус многодетной семьи после достижения одним ребенком 18 лет. Представляется более справедливой точка зрения, что статус должен быть сохранен о достижения последним ребенком совершеннолетнего возраста. 
     Приведенные доводы не являются универсальными и  неопровержимыми, пригодными в любых условиях и для любой семьи. Однако представляется ясным и то, что действие правового статуса многодетной семьи также не может продолжаться безгранично. Вот почему позиция законодателя должна быть четкой и определенной. 
     Таким образом, понятие «многодетная семья» учитывает количество несовершеннолетних детей. Из указанного общего правила должно быть предусмотрено исключение: действие правового статуса многодетной семьи должно сохраняться до момента предоставления тех льгот и преимуществ, на которые она вправе была рассчитывать, но они не были ей предоставлены в течение установленного законом срока действия статуса многодетной семьи. 
     В противном случае у органов и должностных лиц, ответственных за поддержку многодетной семьи, может возникнуть желание в целях экономии государственных средств отсрочивать предоставление семье соответствующих льгот до истечения указанного срока. Поэтому если многодетная семья в период действия данного правового статуса заявила о своем желании получить соответствующую поддержку, то в случае отказа в ее предоставлении по мотивам истечения срока она вправе требовать по суду предоставления соответствующих льгот. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     1.3. Понятие семей одиноких родителей в Российской Федерации
     Феномен семей одиноких родителей весьма актуален в современной России. Неполные семьи сегодня – это реальность, на которую нельзя закрывать глаза. Их количество не только не снижается, но и имеет тенденцию к росту. По результатам переписи населения Российской Федерации, за 10 лет количество неполных семей в России увеличилось в 2 раза, что составляет почти 30 % от всего количества семей, проживающих на территории РФ.17
     По данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации за 2017 год каждый 7-й ребенок до 18 лет в России воспитывается в неполной семье. Большую часть неполных семей составляют матери с детьми (94 %). Папы-одиночки – явление крайне редкое, чаще встречаются дети-сироты, которых растят бабушки и дедушки. 
     В современной научной литературе выделяются следующие виды семей одиноких родителей: 
     – неполные семьи, которые образовались в результате развода родителей; 
     – неполные семьи, которые образовались вследствие внебрачных рождений детей; 
     – неполные семьи по причине смерти одного из родителей; 
     – прочие неполные семьи, или расширенные неполные семьи (брат и сестра без родителей, бабушки, дедушки и внуки), которые образовались в результате потери родителей (смерть, лишение родительских прав, пьянство, отбывание родителями наказания в местах лишения свободы) и оформления прав опеки (попечительства) над детьми кем-либо из их родственников.18
     Среди различных описаний данного явления выделены следующие термины, используемые в разных значениях, а именно:
     - «внебрачные семьи»;
     - «материнские семьи»;
     - «монородительские семьи»;
     - «одиночки с детьми»;
     - «осколочные» семьи с одним родителем и детьми;
     - «семьи без брачной пары»;
     - «семьи одиноких матерей»;
     - «семьи с нарушением структуры семейных ролей».
     В отечественной социологической литературе употребляется понятие «неполная семья». Для обозначения типа семей, в которых по той или иной причине отсутствует один из родителей, в зарубежных исследованиях применяются другие словосочетания. Так, на немецком языке указанный термин звучит, как «unvollstaendige Familie», что в переводе обозначает «семьи одиноких родителей».19 
     Это же понятие в англоязычной литературе обозначается термином «one-parent family», что в дословном переводе обозначает «семья с одним родителем». К такому типу семьи английские исследователи относят: 
     1) разведенные семьи, 
     2) вдовые,
     3) семьи, имеющие внебрачных детей.
     Особое внимание изучению неполных семей уделяют финские социологи, у которых семья с детьми и одним из родителей обозначается термином «Yksinhuoltaja», что в переводе обозначает «заботящийся в одиночку».
     Для финских исследователей, одинокие матери/отцы – это прежде всего взрослые люди, заботящиеся о детях в одиночку, а уже потом, во-вторых, 
     в-третьих, они – разведенные или матери, не состоящие в браке и тому подобное.
     Таким образом, в зарубежной литературе семью, которая состоит из детей и одного из родителей, называют «семьей с одним родителем».20
     При этом нужно исходить из того обстоятельства, что среди российских социологов нет единства в определении качественных характеристик этого типа семьи, точно так же, как нет единого подхода к определению самого феномена семьи. 
     Она может рассматриваться как разновидность социальных отношений, культурно опосредованных, и, в свою очередь, благоприятствовать или мешать развитию общества как социокультурной системы, а также общественный механизм воспроизводства человека.
     А.Г. Волков считает, что неполную семью можно охарактеризовать следующим образом: «неполная семья – неполное ядро семьи. Обычно один из родителей с одним или несколькими детьми, не состоящими в браке».21 Таким образом, неполная семья является семьей, где внутренние отношения составляют один из родителей и ребенок/дети.
     Определенный научный интерес представляют, поскольку проблемы неполной семьи являются предметом исследовательского интереса ученых различных направлений: психологии, педагогики, юриспруденции, демографии и т.д., поэтому определенный научный интерес представляют дефиниции рассматриваемого понятия авторами из других областей наук. Однако и здесь единства по вопросу о содержательном наполнении данного понятия до сих пор нет.
     Так, например, в педагогике неполная семья рассматривается как один из факторов неблагополучного воспитания. Среди трудов советских исследователей можно было бы отметить работу В.Я. Титаренко, который рассматривал неполную семью, исходя из воспитательной ущербности, а не в виде нарушения структуры семьи, как это делают другие исследователи.22
     Психологи рассматривают неполную семью как форму, возникающую в результате разрушения ее привычной структуры – отец, мать и дети; здесь исследуется состояние родителей, взаимоотношения матери и/или отца с ребенком при нарушении структуры семьи. «С психологической точки зрения, – отмечает А. Б. Синельников, – показателем неблагополучия является не столько доля детей, живущих в неполных семьях в данный момент, сколько число травм, пережитых ими до достижения 18 лет из-за потери одного из родителей».23
     Первоначально правоведами использовался термин «одинокая мать», впервые данный термин употреблялся в Указе Президиума верховного совета СССР от 8 июля 1944 года, где говорится о материальной помощи многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства и учреждения так называемых «материнских» наград. Позже, когда общественное мнение солидаризовалось с желанием женщин родить ребенка вне брака для создания маленькой семьи, в научный оборот вошло понятие «неполная семья», которое стало применяться и в правительственных документах. 
     Понятие же «одинокий отец» в литературе распространено значительно реже в силу малочисленности в составе неполных семей отцов с детьми.
     В качестве поставщика несовершеннолетних правонарушителей неполную семью рассматривают исследователи-юристы, что подтверждается данными о повышенном уровне криминогенности среди несовершеннолетних детей, являющихся выходцами из неполных семей. Некоторые статистические сведения о неполных семьях дает нам демография как наука о народонаселении, в частности, о количестве одиноких матерей (отцов) с детьми в данных переписи населения. Но в указанных сводках неполная семья не является специальным объектом исследования. 
     Таким образом, семья одиноких родителей предстает перед нами как достаточно сложное и многообразное социальное явление.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     1.4. Основные инструменты правовой системы социального обеспечения многодетных семей и семей одиноких родителей в Российской Федерации
     В настоящее время назрела необходимость принятия особых мер социальной поддержки многодетных семей, так как они нуждаются не в разовой поддержке, а в комплексной системе мер социальной защиты и поддержки как со стороны государственных центров и управлений, так и со стороны негосударственных организаций. 
     На сегодняшний день в России можно выделить четыре основные формы социальной поддержки и защиты многодетной семьи: 
* различные денежные выплаты; 
* трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы; 
* юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование; 
* федеральные, региональные целевые и социальные программы (например, «Дети России»). 
     В современном российском обществе для многодетных семей делается многое. Изучая основные демографические проблемы современного российского общества, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) пришел к мнению о том, что авторами льготных пособий в нашем государстве являются семь основных групп: инвалиды и участники ВОВ, инвалиды, ветераны труда, многодетные семьи, вдовы инвалидов и участников ВОВ, дети-сироты, ветераны боевых действий. Многодетные семьи занимают четвертое место в списке претендующих на льготные выплаты, которые составляют четырнадцать процентов от всего объема. При этом опрос граждан РФ об объеме помощи многодетным семьям со стороны государственных органов указывает на то, что государству необходимо оптимизировать работу по поддержке данной категории граждан и увеличить объем предоставляемых льгот.24
     Многие меры государственной социальной поддержки многодетных семей вызывают у последних недоумение и резко негативные реакции. Например, очень напряженным является вопрос о том, какая именно многодетная семья может пользоваться, установленными государством льготами. Речь идет о том, что большинство льгот распространяется на многодетные семьи, имеющих среднедушевой доход ниже установленного в регионе прожиточного минимума. Многодетные семьи, чей доход превышает минимум на несколько рублей, не имеют право претендовать на весь перечень льгот. 
     В настоящее время в России становится все больше и больше общественных движений, учредителями которых являются активные родители, имеющие трех и более детей. В каждом регионе России и почти в каждой области существуют общественные организации, которые отстаивают права многодетных семей, ведут с ними разъяснительную работу по их правам, оказывают моральную, информационную, юридическую и, по возможности, материальную помощь (поддержку). 
     Для развития многодетной семьи государству необходимо не просто принимать законы о социальной поддержке и защите данной категории семьи, но и реально отслеживать их выполнение. Большую роль в социальной поддержке многодетной семьи играют муниципальные органы власти, а также существенную помощь оказывают негосударственные организации, представляющие собой общественные движения.
     Таким образом можно сделать следующие выводы: социальная защита детей является составной частью социальной защиты населения в общем. Ядром которой образуют социальные институты, которые помога.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44