VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Социальная защита многодетных семей

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012598
Тема: Социальная защита многодетных семей
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (МИИТ)»
(РУТ (МИИТ)


ПРАВОВОЙ КОЛЛЕДЖ


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Курочкина Максима Витальевича


Специальность Право и организация социального обеспечения


Тема  Социальная защита многодетных семей




Руководитель дипломной работы   ____________                        Мазурова Н.В.
                                                                                                              
                                                                                                                                                                           преподаватель 
                                                                                                                                     должность, уч. степень, уч. звание


Дипломная работа защищена с оценкой      « ____________________________ »
 « ___ »  _________  20__ г. 


Секретарь                       
государственной итоговой комиссии ________    _____________________________
                                                                                                   Фамилия, Имя, Отчество
                                                                                                                          
                                                                                                       _______________________________________
                                                                                                                                     должность, уч. степень, уч. звание


     
                                             

Содержание
     
  ВВЕДЕНИЕ	4
  Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ	8
  1.1. Понятие социальной защиты и ее виды	8
  1.2. Особенности социальной защиты в Российской Федерации	12
  Глава 2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ	28
  2.1. Особенности социального обеспечения и социальной защиты многодетных семей в Российской Федерации	28
  2.2. Проблемы социальной защиты многодетных семей в Российской Федерации	46
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ	59
  СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ……………………………………………………….64
  СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	65
  ПРИЛОЖЕНИЯ	72
  Приложение 1	72
  Приложение 2	73
     

ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность исследования. В последние десятилетия в России под воздействием трансформации социально-экономической действительности, происходят изменения жизненных приоритетов общества. В стране сформировалась тенденция сокращения численности населения.  
     Модернизация обернулась изменением семейного уклада у молодого поколения, которые не отождествляют семью с ответственностью и ценностью. Большинство семей не в полной мере справляется со своими первостепенными функциями: репродуктивной, воспитательной, социализационной. Место и роль семьи для граждан не являются приоритетными, по сравнению с удовлетворением своих материальных и культурных потребностей. 
     В ходе преобразований, модель многодетной семьи перешла в разряд крайне редкого «явления», и воспринимается обществом с непониманием. 
     Преобладающее количество субъектов России не выделяются высоким деторождением, постоянный высокий уровень многодетности отмечается только в нескольких национальных Республиках Северного Кавказа. 
     Уровень демографического воспроизводства находится на низком уровне и не позволяет преодолеть критическую ситуацию. Статистикой установлено, что с 1992 г. население ежегодно сокращалось со 148,273 млн. человек, до 141,903 млн. человек в 2009 году. Только начиная с 2010 года показатель прироста населения приобрел положительную динамику, который возрос на начало 2015 года до 146,267 млн. человек (включая жителей присоединившегося Крыма и Севастополя).1 
     Причинами демографического упадка послужило сокращение рождаемости, высокий показатель смертности, старение населения, смена духовно-нравственных установок и преобладание семей с одним – двумя детьми. Всего в стране насчитывается порядка 52 млн. семей, преимущественно – однодетных. Только 28 % семей имеют двух, а 6% – троих детей.  
     Проблемы воспроизводства, и нестабильная экономическая ситуация в государстве требуют более тщательного подхода в реализации мер для поддержки семей. 
     Актуальность выпускной квалификационной работы выделяет острую проблему многодетных семей, т.к. острая демографическая проблема, социально-экономические кризисные явления в России, стали причиной серьезных социальных потерь, семьи оказались в трудном положении.  
     Наиболее остро на негативные преобразования реагируют многодетные семьи. Данный институт, представляя собой демографическую, социальную, духовно-нравственную составляющую, является основой для формирования и исполнения социальной и правовой политики государства. Для поддержания необходимого уровня благосостояния семей государством принят ряд мер для улучшения социально-экономического положения данной категории населения. Однако, учитывая экономическую дестабилизацию в стране поднять уровень качества жизни большинства семей не получается.  
     Создание образа преуспевающей многодетной семьи, стремление задать темп нарастания многодетности, и увеличение ее доли поможет наметить позитивные изменения и преломить низкий показатель рождаемости. 
     Организация социально-правовой помощи также оказывает значительное влияние на повышение показателей жизни семей. Эффективным механизмом осуществления социальной поддержки является комплексный подход к проблеме, ведь семья чутко реагирует на все преобразования общественных явлений.2 Поэтому, для предоставления помощи отдельным социальным категориям необходимо постоянно совершенствовать меры поддержки, преимущественно комплексного характера ориентируясь на развитие общества и его потребности.
     Цель исследования заключается в решении теоретико-правовых проблем социальной защиты многодетных семей.
     Указанная цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:
* раскрыть общую характеристику социальной защиты и обозначить ее виды;
* исследовать особенности социальной защиты в Российской Федерации;
* обозначить специфику социального обеспечения и социальной защиты многодетных семей в Российской Федерации;
* выявить основные проблемы социальной защиты многодетных семей в Российской Федерации.
     Объектом научного анализа является социально-правовая поддержка многодетных семей в Российской Федерации.
     Предметом исследования являются нормы права, регламентирующие общественные отношения, связанные с осуществлением социальной защиты и социального обеспечения многодетных семей в Российской Федерации.
     В основу методологии исследования положен комплексный подход, обусловленный многоаспектностью поставленных задач с использованием философских принципов единства социально-правового и гносеологического анализа, объективности, историзма, конкретности истины и т.д., общенаучных методов (прежде всего, системного, синергетического, логического, структурного, функционального). 
     Выбранные методы исследования позволили рассмотреть социальную защиту многодетных семей как сложную систему, определить место и назначение ее взаимосвязанных элементов, их видовое разнообразие, а также отследить развитие исследований проблемы с выделением проблематики осуществления социальной защиты и социального обеспечения многодетных семей, а также предложением перспективных направлений совершенствования законодательства в сфере социальной защиты и социального обеспечения многодетных семей. 
     Кроме того, были применены специальные методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический и другие, что позволило проанализировать правовые аспекты социальной защиты и социального обеспечения многодетных семей.
     Теоретическая и нормативная основа исследования базируется на общих принципах объективности и приоритета общечеловеческих ценностей, предусматривающих объективное описание и анализ событий, явлений на основе научно-критического использования различных источников.
     При работе над выбранной темой работы мы опирались на результаты теоретических исследований представителей отечественной и зарубежной научной правовой мысли, научные труды по теории и истории государства и права, политологии, философии и других наук.
     Эмпирическая база исследования включает судебную практику, статистические данные, а также информацию сети Интернет по вопросам, затрагивающим различные аспекты исследуемой проблематики.
     Структура исследования, обусловленная его предметом, целью и задачами, состоит из введения, двух разделов (объединяющих четыре параграфа), заключения и списка использованных источников и литературы. 
     Дипломная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
     

Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
      
1.1. Понятие социальной защиты и ее виды
     
     Социальная защита как функция государства отражена в конституциях многих стран, что является одним из признаков социального принципа государственного устройства. Это означает, что государство берет на себя обязанности по оказанию помощи слабым и обездоленным, всем, кто не в состоянии самостоятельно зарабатывать на достойную для человека жизнь, не имеет другого источника дохода. 
     В современном мире на идеологическом уровне признано, что государство исходит от человека и должно беспокоиться о человеке. В этом проявляется сущность демократического и правового государства, что предусматривает не только демократические выборы представителей государственной власти, но и нормативное провозглашение прав и свобод человека и гражданина. Формула социального государства более объемная. Ее цель - воплотить ценности демократии и права в повседневную жизнь людей, в природное бытие общества.3
     Термин «социальность» означает общественность, то, что характеризует совместную жизнь, взаимные обязанности гражданского быта, жизни.
     Энциклопедия эпистемологии и философии науки определяет термин «социальный» как происходящий от латинского socialis - общественный, общий, это название связано с совместной жизнью людей, с различными формами их общения, прежде всего того, что касается общества и общности, носит общественный характер.
     Одно из социальных прав, которые гарантирует и обеспечивает государство, это право на социальную защиту. Понятие «социальная защита» в нашей стране стало широко употребляться на этапе перехода к рыночной экономике. Оно фактически заменило термин «социальное обеспечение», использовавшийся в советской экономике и характеризующий специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, которая осуществлялась непосредственно государством. 
     Конституция Российской Федерации4 провозглашает нашу страну социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). В настоящее время Россия продолжает закладывать фундамент своего развития как социального государства.
     Конституцией Российской Федерации определено, что наивысшей социальной ценностью в России является человек, его права и свободы, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ). Жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность, права и свободы человека, их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства, которое отвечает перед человеком за свою деятельность. Таким образом, государство обязывает себя осуществлять функцию социальной защиты граждан.
     В структуру социальной защиты входят также иные элементы, а именно: социальные гарантии, социальная индексация, социальное страхование и социальная поддержка. Иллюстративно схема социальной защиты приведена на Рис. 1 (Приложение 1).
     Обратимся к обзорной характеристике некоторых из указанных категорий.
     Предусмотренные действующим законодательством социально-экономические права гарантируются обязательным социальным страхованием за счет страховых взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также: бюджетных и других источников социального обеспечения, создания сети государственных, коммунальных, частных учреждений для ухода за нетрудоспособными.
     Социальное страхование подразумевает систему социальной защиты, которая призвана обеспечивать реализацию конституционного права экономически активных граждан на материальное обеспечение в старости вследствие полной или частичной утраты трудоспособности, безработицы, болезни, потери кормильца. В большей степени институт социального страхования направлен на занятых граждан.
     Социальная поддержка граждан включает в себя:
* социальное обеспечение – государственное система материального обеспечения и обслуживания граждан РФ;
* социальное обслуживание – поддержка граждан по оказанию материальной помощи и социально – правовых, педагогических, медицинских, бытовых услуг, а также проведение социальной реабилитации граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию;
* социальную помощь – денежную и натуральную поддержку граждан, которые попали в трудную жизненную ситуацию.
     Кратко остановимся на социальной помощи как разновидности социальной поддержки граждан, поскольку посредством оказания социальной помощи реализуется значительная часть мероприятий, направленных на социальную защиту многодетных семей. Социальная помощь в РФ – это комплекс организационно-правовых и экономических мер, направленных на защиту благосостояния каждого члена общества в конкретных экономических условиях. Организационно-правовые меры предусматривают создание институтов социальной защиты и законов, которые должны управлять их деятельностью, экономические – формирование механизмов перераспределения доходы, т.е. взимание налогов и других платежей и трансфертов. 
     Оказание государственной социальной помощи в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии и другие выплаты) предусмотрено ст. 12 ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». К ним можно отнести следующие виды помощи:
     1) Адресное социальное пособие, получателями которого являются семьи.
     2) Единовременное социальное пособие. Отметим, что единовременное социальное пособие представлено в двух категориях:
– социальное пособие малоимущим гражданам, которое осуществляется с учетом доходов на ремонт либо приобретение жизненно необходимых бытовых приборов и т.д.
– социальное пособие гражданам без учета доходов, которое предоставляется на неотложные нужды в связи с утратой имущества при повреждении или полном уничтожении жилого помещения или надворных построек.5
     3) Целевые потребительские субсидии на оплату продуктов питания.
     4) Социальная услуга гражданам, оказавшимся в чрезвычайной ситуации.
     5) Социальное пособие на погребение, единовременная материальная помощь на погребение, возмещение специализированным службам стоимости услуг по погребению.
     6) Помощь малообеспеченным семьям, семьям с детьми, детям-сиротам назначается и выплачивается в денежной форме малообеспеченным семьям, семьям с детьми, детям-сиротам, которые постоянно проживают на территории России, имеют среднемесячный совокупный доход ниже прожиточного минимума для семьи.
     Исходя из указанного, можно сделать следующие выводы:
– социальную помощь преимущественно рассматривают как функцию государства и связывают с социальной политикой государства;
– социальная помощь рассматривается в двух смыслах: в широком - как система организационно-правовых и экономических мер по обеспечению социальных прав человека и гражданина в государстве, и в узком - как система специальных мер по защите отдельных категорий работников и населения с учетом особенностей их профессионального и социального статуса.
     Обобщение изложенного позволяет определить социальную помощь как правовую категорию, которая охватывает совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, направленные на предотвращение ситуаций социального риска и на поддержание оптимальных условий жизни лица. 
     Социальная защита, в свою очередь, выступает средством осуществления социальной помощи населению. Учитывая изложенное, социальную защиту можно определить как процесс, деятельность общественно-политических институтов по поддержке достойного уровня социального благосостояния человека в конкретных экономических условиях.
     
1.2. Особенности социальной защиты в Российской Федерации
     
     Как было установлено в предыдущем параграфе исследования, социальная защита населения направлена прежде всего на оказание поддержки тем категориям лиц, которые нуждаются в усиленном внимании и помощи со стороны государства ввиду своего особого социально-экономического статуса. К таким категориям относятся и семьи с детьми, в том числе – и многодетные семьи.
     Определив в качестве цели настоящей работы исследование социальной защиты многодетных семей, к анализу непосредственных мер социальной защиты данной категории лиц обратимся во второй главе исследования. Здесь же раскроем специфику социальной защиты семей с детьми и социальной защиты детства.
     Отметим, что реализация государственной политики по улучшению положения детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации обусловлена стоящими перед обществом задачами, определяемыми Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы. 
      Высшими органами государственной власти РФ неоднократно ставились задачи по развитию эффективной системы защиты семей с детьми и детства, призванные обеспечить решение наиболее актуальных проблем. В их числе: 
     * снижение численности детского населения; 
     * снижение высоких рисков бедности семей с детьми; 
     * снижение роста социального сиротства; 
     * снижение большого числа детей, оставшихся без попечения родителей;
     * снижение высокой распространенности жестокого обращения с детьми.
     Анализ российского опыта защиты семей с детьми позволяет уверенно говорить о том, что основные области совершенствования системы деятельности в указанной сфере – это модернизация законодательства, стандартизация услуг и распространение и внедрение лучших отечественных практик.
     В связи с указанным, нам видится целесообразным проведение комплексного анализа законодательных актов в сфере защиты семей с детьми и детства. 
     На современном этапе необходимо законодательно закрепить единый порядок мер по защите прав каждой нуждающейся в социальной помощи семьи с детьми.
     Законодательное закрепление должны получить процессы консолидации ресурсов в системе защиты семей с детьми. В ряде субъектов РФ приняты решения о создании отдельных органов исполнительной власти, выполняющих полномочия по защите прав детей, опеке и попечительству и организующих социальное обслуживание семьи и детей. 
     При этом социальная защита семей с детьми обеспечивается не только посредством нормативно-правового закрепления права на предоставление ряда услуг, связанных с социальным обеспечением различных категорий семей с детьми, но и посредством гарантированного права на судебную защиту указанных прав. 
     Позитивной тенденцией является выделение защиты детства в отдельную отрасль, формирование единой системы органов и учреждений, решающих специфические задачи по защите прав детей. Эти задачи остаются второстепенными для учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания, и смешиваются с их основными задачами и поэтому решаются с большими затратами и с меньшей результативностью, и с трудом поддаются мониторингу и оценке.
     Следует также отметить среди широкого круга вопросов модернизации и развития российской системы защиты семей с детьми такую проблему, как стандартизация социальных услуг для семьи и детей – один из наиболее актуальных и активно обсуждаемых вопросов в профессиональном сообществе.
     Введение стандартов услуг является ключевым звеном модернизации системы. 
     Стандарты создают условия для повышения профессионального уровня работы, поскольку определяют четкие требования к процессу и результатам оказания услуг, профессионализируют деятельность и делают возможным реализацию новых механизмов финансирования сферы защиты детства. Стандартизация открывает возможность существенно расширить круг поставщиков услуг, размещая заказ на их оказание на основе открытых конкурсов для организаций любой организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности. При проведении конкурсов только наличие достаточно детализированного стандарта услуги позволяет обеспечить проверку соответствия предложений участников требованиям к их качеству.6
     В соответствии с действующим законодательством, определение порядка установления государственных стандартов социального обслуживания отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В настоящее время разработан ряд Национальных стандартов, которые во многих регионах взяты за основу при установлении государственных стандартов.
     Вместе с тем, эксперты и практики отмечают потребность в стандартизации процесса оказания широкого перечня конкретных услуг для семьи и детей, которые уже не первый год используются в работе и подтвердили свою результативность.
     Один из подходов к модернизации системы защиты семей с детьми заключается в приоритетной разработке и внедрении стандартов профилактических услуг. Содержание государственных обязательств корректировки в сторону увеличения доли расходов на профилактические услуги, оказываемых семье и ребенку на ранней стадии неблагополучия по месту их проживания. 
     Анализ экономических сценариев такой реформы, проведенный в ряде субъектов РФ, например, в Томской области, показал значительно большую социальную, экономическую и бюджетную эффективность такого варианта в среднесрочной и долгосрочной перспективе по сравнению с традиционным, когда работа начинается на поздних стадиях неблагополучия и ведется преимущественно в стационарных формах.7
     Государственный доклад «О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации»8 (по состоянию на ноябрь 2017 г.), разработанный в соответствии с утвержденными соответствующим Постановлением Правительства РФ «Правилами разработки государственного доклада о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации» обосновывает основные проблемы, а также меры, принятые к их решению, и результаты применения данных мер в сфере социальной защиты детей в Российской Федерации.
     Доклад содержит исследование по законодательному обеспечению прав ребенка в соответствии с международными стандартами, состояния соблюдения прав ребенка на жизнь и охрану здоровья, на достаточный жизненный уровень, образование и труд, предложения по совершенствованию процедур усыновления российских детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. 
     Особое значение для совершенствования социальной защиты семей с детьми имеет опыт социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – НКО), апробирующих новые инновационные методы работы. Их следует рассматривать как ресурс инновационного развития (в том числе деятельность Национального фонда). Описание, стандартизация передового опыта и разработка методического обеспечения позволит выдвинуть систему на новый уровень.
     Необходимо профессионализировать процесс принятия решения в отношении каждого ребенка за счет существенного обновления инструментария диагностики и мониторинга, используемого органом опеки и попечительства при принятии правоустанавливающих решений. Инструментарий необходимо привести в соответствие с современным доказательным знанием в области психологии детства.
     Развитие практики требует существенного совершенствования процесса подготовки и повышения квалификации специалистов. Действенным способом повышения квалификации также является супервизорская работа по анализу трудных случаев и профессиональных затруднений специалистов системы защиты детства. Такой подход реализуется в Москве, Пермском крае, Алтайском крае, Республике Бурятия и ряде других регионов.
     Учитывая предпринимаемые меры в сфере защиты семей с детьми в РФ, приходим к выводу, что судьба семей с детьми и детей, защита их прав и человеческого достоинства – это главное, что должно объединить все российское общество. 
     Защита прав и интересов ребенка является одной из важнейших задач государства, ведь отношение к детям, их правам и свободам, уважение к их человеческому достоинству точно отражают уровень гуманности и цивилизованности общества. 
     Мировые стандарты в области соблюдения прав ребенка, которые формировались на протяжении многих десятилетий, закреплены в нескольких важных международных документах. 
     Еще в 1924 году Лигой Наций была разработана и принята Женевская декларация прав ребенка9. С созданием ООН в 1945 году внимание к правам ребенка в мире усилилось, международное сообщество приняло несколько правовых документов, определяющих статус жителей планеты до 18 лет и обязательства государства и общества перед ними. 
     Вопросы защиты прав ребенка нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека10, принятой ООН в 1948 г., в Международных пактах 1966 г., в частности, в Международном пакте о гражданских и политических правах11 (п.1 ст.24) указано: «Любой ребенок без любой дискриминации по определению расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного состояния или рождения, имеет право на такие средства защиты, которые необходимы в его положении, как малолетнего, со стороны его семьи, общества и государства». 
     В 1959 г. ООН приняла Декларацию прав ребенка12, которая оказала значительное влияние на политику правительств и парламентов во всех частях мира. 
     20 ноября 1989 Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций была принята Конвенция о правах ребенка13, которая правомерно считается международной детской конституцией. Конвенцией внедрены современные универсальные стандарты, которые служат ориентирами по обеспечению прав детей в мире и в каждой стране в частности. В Конвенции провозглашается право ребенка иметь свое мнение, содержится положение о том, чтобы при решении любых вопросов, касающихся ребенка, его интересы учитывались как можно лучше. 
     Конвенция ратифицирована почти всеми странами мира, кроме США и Сомали. Россия ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 13 июня 1990 г., одной из первых среди стран - членов ООН. 
     Таким образом, наше государство признало, что дети являются особенно уязвимой группой с точки зрения их возраста, психического и физического развития, требуют специального постоянного ухода и защиты, а также взяла на себя ряд обязательств в рамках Конвенции, в частности, осуществить реформирование законодательства в соответствии с международными стандартами. 
     С момента введения в России института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, мониторинг состояния соблюдения прав ребенка стал предметом его особого внимания и заботы. 
     Социальная защита детей в Российской Федерации представляет собой целостную систему, которая опирается на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными возрастными группами детей и подростков, с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.
     Социальная защита детства проявляется в разных сферах жизнедеятельности и направлена на регулирование защиты детей в сфере семейных отношений, в сфере образования и непосредственно в среде обитания ребенка.
     Социальная защита детства включает в себя защиту уровня жизни ребенка (витальные потребности, здоровье физическое и психическое), обеспечение безопасности (физической, экономической, социальной), а также гарантию права на самореализацию и развитие своих способностей и возможностей.
     Семейный кодекс Российской Федерации (далее – СК РФ)14 предусматривает перечень основных прав ребенка, к которым относятся: право воспитываться в семье, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, на защиту здоровья, на проживание в помещении, где живет его семья, право на сохранение своей индивидуальности, право на имя, на общение с родными, а также право на собственность, алименты, пенсии, пособия, предусмотренные законом.
     Социальная защита детства (в том числе семей с детьми) в России включает:
     – государственные пособия и дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей (выплата государственных пособий осуществляется на основании ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»15);
     – дополнительные меры государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала семьям, имеющим двух и более детей;
     – меры налоговой поддержки семей, имеющих детей, которые предусматривают предоставление налогового вычета семьям с детьми;
     – пенсионное обеспечение семей, имеющих детей, государственная социальная помощь, денежные выплаты семьям с детьми-инвалидами, осуществляется на основании ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»16, ФЗ «О страховых пенсиях»17, Указа Президента РФ «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»18;
     – государственную социальную помощь малоимущим семьям, осуществляемую на основании ФЗ «О государственной социальной помощи», а также на основании нормативно-правовых актов субъектов федерации, государственных органов власти и управления;
     – государственной поддержки многодетных семей, осуществляемой преимущественно на основании нормативно-правовых актов субъектов федерации.
     Дети являются и всегда будут перспективной частью общества, а потому необходимо закладывать в развитии общества положительное отношение к детям, пониманию их проблем, интересов, запросов, потребностей, умению сделать шаг навстречу семьям с детьми. 
     В России активно реализуются программы, направленные на устройство детей, лишенных родительского попечительства. Также достаточно эффективными являются программы, направленные на помощь детям-сиротам, а также детям с инвалидностью, потребности которых обеспечиваются государством. Так, Решением Октябрьского районного суда от 1 апреля 2015 г. по делу 2-1431/2015 ~ М-910/201519по иску прокурора <адрес> в интересах ребенка-инвалида ФИО1 к ТОГКУ СОН «ФИО3 социальной помощи семье и детям «Дом милосердия» об обязаны обеспечения техническими средствами реабилитации, удовлетворены исковые требования, ФИО2 ТОГКУСОН «ФИО3 социальной помощи семье и детям «Дом милосердия» в течение 15 дней с момента вступления решения в законную силу обеспечить ребенка инвалида ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, д. Орловка, <адрес>, техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, а именно: аппаратом на нижние конечности и туловище.
     Однако, несмотря на ряд программ по работе с молодежью, в России недостаточно эффективной видится работа по воспрепятствованию роста детской преступности, наркомании, проституции, сутенерству, бродяжничеству и беспризорности. Государственные программы, направленные на повышение уровня жизни беспризорных детей, представляются недостаточно эффективными, а проведение различных показательных акций не приносит положительного результата. Как показывает практика, подростковые клубы и центры продаются или сдаются в аренду частным предпринимателям, которые зарабатывают деньги именно с помощью этих помещений, бесплатные или бюджетные центры досуга для детей и подростков практически отсутствуют.
     В современных условиях становления рыночных отношений, экономического кризиса, дифференциации общества, ухудшения материального и духовного положения детей, назрели такие основные (на наш взгляд) проблемы:
– уменьшение количества детей в детских внешкольных учреждениях, что приводит к увеличению влияния улицы;
– увеличение количества детей, которые не учатся и не работают;
– обнищание основной массы населения, что приводит к его расслоению и криминогенности;
– снижение качества социализации детей в связи с увеличением их ухода из детских дошкольных учреждений;
– рост заболеваемости детей, увеличение числа хронических заболеваний;
– потребительское отношение взрослых к детям, использование в своих интересах;
– жестокое отношение к детям, унижение их достоинства;
– вовлечение детей и подростков в криминогенную сферу и организованную преступность;
– снижение качества мероприятий и мер профилактического характера.
     Несмотря на практически полное отсутствие официальной статистики относительно беспризорных детей, по мнению отдельных экспертов, число беспризорных детей в России достигает 4 миллионов.20 Именно эта категория детей является наиболее незащищенной.
     Таким образом, приходим к выводу, что социализация детей сегодня проходит в условиях изменения системы ценностей и ориентаций, поэтому многие дети нуждаются в социально-правовой защите и поддержке государства.
     В связи с этим необходимыми видятся изменения в стратегии государства по защите детства, в том числе направленные на повышение значимости и эффективности семейного воспитания, что в конечном счете должно позитивно повлиять на воспрепятствование росту беспризорности детей.
     Как и иные виды государственной социальной помощи, помощь для семей с детьми оказывается в целях:
     – поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
     – адресного использования бюджетных средств;
     – усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
     – создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
     – снижения уровня социального неравенства;
     – повышения доходов населения.
     ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»21 в ст. 12 устанавливает 2 вида (формы) государственной социальной помощи:
     - денежные выплаты — социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты;
– натуральная помощь (топливо, питание, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
     В отношении социальной защиты детей, указанное реализуется, в том числе посредством гарантирования предоставления определенным категориям семей с детьми натуральной помощи в виде одежды, развивающих средств, игрушек, хозяйственных и гигиенических средств. В сл.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%