- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Социально-психологическое консультирование женщин, переживающих состояние одиночества
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K009179 |
Тема: | Социально-психологическое консультирование женщин, переживающих состояние одиночества |
Содержание
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет психологии Кафедра общей, социальной и клинической психологии ОТЧЁТ о прохождении практики «научно-исследовательская работа» студента факультета психологии Агафонова Алексея Сергеевича учебная группа ПСИ-ЗМ-1 зачётная книжка № 050145 в должности психолога-практиканта в группе компаний X5 Retail Group, Агроспект 194 с «14» июня 2016 г. по «11» июля 2016 г. Подпись студента ________________ «_____»_________________2016г. Подпись руководителя практики от предприятия ___________ «_____» _________________2016 г. Подпись руководителя практики от Университета д.пс.н., профессор Н.А. Цветкова ___________ «_____» _________________2016 г. Отчёт принял: Заведующий кафедрой социальной и общей психологии, д.пс.н., профессор Е.А. Петрова ________________ ______________________________ (подпись, фамилия, инициалы) «____» ____________ 2016 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение (цель и задачи НИР)………………………………………………...3 2. Направление на производственную практику НИР………………………….5 3. Общие и индивидуальные задания по НИР…………………………………6 4. Дневник прохождения практики………………………………………...……9 5. Заключение студента………………………………………………….………13 6. Справка о прохождении практики……………………………………..……15 7. Отзыв о работе магистранта на практике НИР ………………………..……16 8. ПРИЛОЖЕНИЯ: 8.1. Лист «Содержание» магистерской диссертации…………………17 8.2. Актуальность исследования (обоснование)………………………18 8.3. Список литературы по теме НИР…………………………………...22 8.4. Методики исследования……………………………………………25 8.5. Характеристика выборки и базы эмпирического исследования…26 8.6. Сводная таблица результатов исследования………………………29 Введение Практика обучающихся по основной профессиональной образовательной программе «Практическая социальная психология» по направлению подготовки 37.04.01 «Психология» (магистр) организуется и осуществляется в соответствии с Положением «О порядке проведения практики студентов Российского государственного социального университета» в действующей редакции. Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях РГСУ, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. Цель научно-исследовательской работы заключается в формировании готовности и способности к решению ряда задач профессиональной деятельности. В соответствии с результатами обучения задачами научно-исследовательской работы являются: - Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу ОК-1 - Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала ОК-3 - Готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности ОПК-1 - Способность к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения ОПК-3 - Готовность модифицировать, адаптировать существующие и создавать новые методы и методики научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии с использованием современных информационных технологий ПК-2 - Готовность представлять результаты научных исследований в различных формах (научные публикации, доклады) и обеспечивать психологическое сопровождение их внедрения ПК-4 - Готовность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам ПК-5 - Способность разрабатывать и использовать инновационные психологические технологии для решения новых задач в различных областях профессиональной практики ПК-7 - Способность создавать диагностические методики для психологической экспертизы эффективности реализации инновационной деятельности в различных профессиональных сферах ПК-8 - Способность выявлять потребности в основных видах психологических услуг и организовывать работу психологической службы в определенной сфере профессиональной деятельности ПК-9 Организационной формой НИР является закрепление группы магистрантов за опытными сотрудниками (психологами) учреждения для выполнения конкретных профессиональных действий. Цель научно-исследовательской работы состоит в выработке компетенций и навыков исследовательской работы в процессе подготовки выпускной квалификационной работы. Основными задачами НИР являются: - проведение ориентационной работы, позволяющей выбрать направление и тему исследования; - обучение принципам академической работы, включая подготовку и проведение исследований, написание научных работ; - обсуждение проектов и готовых исследовательских работ; - выработка навыков научной дискуссии и презентации исследовательских результатов. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов проводится широкое обсуждение в научных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющих оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Место производственной практики (НИР): Группа компаний X5 Retail Group (сеть магазинов «Пятерочка»). Период практики (НИР): с 14 июня 2016 г. по 11.07.2016 г. Направление на производственную практику (НИР) Российского государственного социального университета согласно договору № _____ от "____" _______________2016 года, направляет магистранта _2_ курса _Агафонова Алексея Сергеевича___(Ф.И.О.) для прохождения производственной практики (НИР) ___в группе компаний X5 Retail Group (сеть магазинов «Пятерочка») ________________________________________________________________ (наименование предприятия, организации, учреждении) М.П. Декан факультета психологии, доктор психологических наук, профессор Е.А. Петрова ______________________ «___» _________________2016 г. Общие и индивидуальные задания для выполнения обучающимися при прохождении практики научно-исследовательская работа по специальности/ направлению подготовки 37.04.01 «Психология» Общее задание 1. Сбор эмпирических данных по теме «Особенности переживания женщинами состояния одиночества» Общее задание 2. Организация и проведение научно-исследовательской работы в соответствии с темой магистерской диссертации Тема НИР «Социально-психологическое консультирование женщин, переживающих состояние одиночества» Формулировка задания Организационная работа 1.1. Участие в установочной конференции 1.2. Установление контактов с научным руководителем и обсуждение плана научно-исследовательской работы 1.3. Предоставление отчетной документации по НИР научному руководителю для ее предварительного оценивания 1.4. Предоставление всей отчетной документации по результатам прохождения практики (НИР) руководителю практики. 1.5. Участие в итоговой конференции. Научно-исследовательская работа 2.1. Обоснование темы НИР (введение) 2.2. Разработка структуры НИР по теме ВКР и её согласование с научным руководителем 2.3. Составление списка литературы и научных источников по теме НИР 2.4. Разработка понятийного аппарата по теме НИР 2.5. Определение базы эмпирического исследования и её согласование с научным руководителем и с руководителем ОПОП 2.6. Разработка программы эмпирического исследования по избранной теме НИР, подбор методов и методик психодиагностики (не менее 5-и) 2.7. Определение выборки исследования (не менее 30 чел.) 2.8. Разработка макета сводной таблицы результатов исследования 2.9. Проведение эмпирического исследования на определённой выборке 2.10. Обработка полученных данных и заполнение сводной таблицы результатов исследования 2.11. Первичный анализ полученных результатов 2.12. Написание отчёта по результатам производственной практики (НИР) «Утверждаю» Заведующий кафедрой _ Социальной и общей психологии___ _________________________________ (наименование кафедры) _________________________________ ____________________Е.А. Петрова__ (подпись, фамилия, инициалы) «____________» _____________20__г. Индивидуальное задание студента на практику 1. Содержание индивидуального задания на практику Провести диагностику женщин, переживающих состояние одиночества с дальнейшими рекомендациями по организации социально-психологического консультирования данного контингента клиентов. 2. Рекомендации студенту по выполнению индивидуального задания: Провести анализ литературы по изучению особенностей женщин, переживающих состояние одиночества, а также имеющихся подходов в практике психологической помощи таким клиенткам. На основе выявленных факторов подобрать методики для выявления особенностей женщин, переживающих состояние одиночества. Провести также анализ литературы по имеющимся подходам в консультировании женщин, переживающих состояние одиночества. Провести диагностику по выбранным методикам. На основе полученных эмпирических данных дифференцировать основные характеристики наиболее релевантной стратегии и модели консультирования женщин, переживающих состояние одиночества. Руководитель практики Университет __________________ Цветкова Н.А.__ (подпись, Ф.И.О.) ДНЕВНИК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ Дата Направление и вид деятельности (с указанием конкретных задач) Комментарии (объем проведенной работы, трудности и т.п.) Оценка и замечания руководителя практики 1 2 3 4 1 неделя 14.06-17.06 14.06.2016 г. Участие в установочной конференции для ознакомления и разъяснения цели, задач, содержания НИР. 15.06.2016 г. Установление контактов с научным руководителем Выбор темы научно-исследовательской работы Составление плана НИР 16.06.2016 г. Обсуждение и корректировка темы и плана научно-исследовательской работы с научным руководителем Разработка структуры научно-исследовательской работы 17.06. 2016 г. Обзор степени освещенности проблемы Провел установочную конференцию, обозначил цели и задачи практики, сроки ее проведения. Обсудил с научным руководителем тему магистерской диссертации «Социально-психологическое консультирование женщин, переживающих состояние одиночества» (Приложение 1). Определился с планом мероприятий на время НИР. Обсудил окончательную тему НИР, составил план, разработал структуру и последовательность действий НИР, определил основные задачи и цели. Ознакомился с основной литературой по теме НИР 2 неделя 20.06-24.06 20.06.2016 г. Согласование структуры научно-исследовательской работы с научным руководителем 21. 06. 2016 г. Обоснование темы исследования и степени ее изученности Формирование цели, объекта и предмета научно-исследовательской работы 22. 06. 2016 г. Обсуждение понятийного аппарата по теме НИР с научным руководителем 23. 06. 2016 г. Разработка задач исследования, корректировка научного аппарата исследования 24. 06. 2016 г. Обсуждение с научным руководителем будущей базы исследования Согласовал структуру НИР с руководителем НИР. Продолжил изучение литературы по теме диссертации (Приложение 3), выявил основные тенденции в исследованиях на тему НИР, обозначил пробелы в данных, показал актуальность выбранной темы (Приложение 2). Обсудил основной научный понятийный аппарат с руководителем НИР. Определил основные задачи для исследования, выделил объект и предмет исследования. Обсудил с руководителем основные характеристики будущей выборки. 3 неделя 27.06-01.07 27.06.2016 г. Знакомство с руководителем практики от Организации – Ипатовой Ксенией Дмитриевной. Ознакомление со штатным расписанием, графиком работы сотрудников. Формирование предварительной выборки исследования. 28.06.2016 г. Подбор диагностических методик для проведения тестирования. Обсуждение методик с руководителем НИР 29.06.2016 г. Проведение тестирования с сотрудницами организации. Обработка данных тестов, организация их в базу данных в формате Excel. 30.06.2016 г. Проведение тестирования с сотрудницами организации. Обработка данных тестов, организация их в базу данных в формате Excel. 01.07.2016 г. Проведение тестирования с сотрудницами организации. Обработка данных тестов, организация их в базу данных в формате Excel. Познакомился с руководителем практики Ипатовой К.Д. – директором одного из магазинов в сети «Пятерочка» на ул. Молостовых (Агроспект 194). Ознакомился со штатом сотрудников, определился с тем. Что контингент сотрудников подходит для выборки исследования. Обсудил релевантные методики с руководителем НИР (Приложение 4), подготовил необходимый тестовый материал. Провел тестирование по всем методикам в четырех магазинах сети. Обработал результаты полученных ответов и организовал их в виде электронной базы в формате Excel (Приложение 5). 4 неделя 04.07-08.07 04.07.2016 г. Составление списка литературы по теме научно-исследовательской работы 05.07.2016 г. Проведение бесед с респондентами по результатам диагностики. Начало составления отчета о проделанной работе в течение НИР. 06.07.2016 г. Составление отчета о проделанной работе в течение НИР. 07.07.2016 г. Составление отчета о проделанной работе в течение НИР. 08. 07.2016 г. Предоставление отчетной документации по научно-исследовательской работе научному руководителю для ее предварительного оценивания. Подведение итогов о проделанной работе. Закончил литературный обзор по теме НИР, составил список литературы по теме диссертации, оформил его в соответствии с регламентов университета и ГОСТ (Приложение 3). Встретился с сотрудницами, участвовавшими в исследовании, обсудил с ними полученные результаты – на встрече присутствовали не все участницы. Начал составлять отчет по проделанной в течение этих недель работе, занес данные в дневник практики, получил характеристику от Ипатовой К.Д. Описал этап по индивидуальному заданию: проведение диагностики сотрудников, повел анализ и сделал выводы по индивидуальному заданию. Отметил профессиональные моменты, повысившие мой профессиональный уровень, личные впечатления и сложности, с которыми столкнулся на практике. Сделал выводы по практике. Собрал все документы в единый формат, распечатал, проставил печати и подписи. 11.07.16 Подготовка устного доклада по проведенной практике. Подготовка к итоговой конференции по результатам практики. Подготовил устный доклад по практике для итоговой конференции Заключение студента Во время прохождения производственной практики в сроки с 14 июня по 11 июля 2016 года на базе РГСУ мне удалось определить направление и тему моего исследования «Социально-психологическое консультирование женщин, переживающих состояние одиночества», интересующие меня вопросы в этой области. Во время проведения установочной конференции я ознакомился с основными правилами написания научно-исследовательской работы. В процессе обсуждений темы моего исследования с научным руководителем была разработана структура, понятийный аппарат по теме НИР и заданы основные направления поиска источников и базы исследования. В процессе поиска будущей базы, предварительно была выбрана область розничной торговли, так как основная часть сотрудников в этой области являются женщинами, что отвечает одному из основных параметров нашей будущей выборки исследования. В процессе поиска базы для исследования был установлен контакт с директором одного из магазинов сети «Пятерочка» (группа компаний X5 Retail Group) на ул. Молостовых в г. Москве Ипатовой Ксенией Дмитриевной. Она оказала содействие в проведении исследования не только в своем магазине, но и в трех других, помогла установить качественный контакт с сотрудницами сети. За период прохождения практики была составлена и реализована на малой выборке программа эмпирического исследования. В исследовании приняли участие 47 сотрудниц сети магазинов. Применялись следующие методики психодиагностики: 1. Уровень социальной фрустрированности Л.И. Вассерман 2. Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах Фанталовой 3. Уровень субъективного ощущения одиночества. Полученные в результате тестирования данные обсуждались впоследствии с участницами исследования, выразившими желание их обсудить. Все данные были обработаны и организованы в электронную базу данных для дальнейшей статистической обработки с целью проверки выдвинутой нами исследовательской гипотезы. Таким образом, все задания по НИР мною выполнены. Магистрант ПСИ-ЗМ-1 А.С. Агафонов Справка о прохождении практики «научно-исследовательская работа» Место прохождения практики: Группа компаний X5 Retail Group (сеть магазинов «Пятерочка») Сроки прохождения практики с 14.06.16 г. по 11.07.16 г. Выполнил: Магистрант группы ПСИ-ЗМ-1 Агафонов А.С. подпись Проверил: Руководитель практики от кафедры: профессор, д.пс.н. Н.А. Цветкова подпись Руководитель практики от организации: Директор в сети X5 Retail Group Агроспект 194 подпись/печать Ипатова К.Д. Оценка_________________ «___» ______________2016 г. Оценка работы магистранта на практике (НИР) Заключение предприятия (учреждения) о качестве работы магистранта – выполнение плана мероприятий, отношении к своим функциям, дисциплине, исполнительности, об уровне сформированности первичных навыков и умений, склонности к научно-исследовательской и творческой деятельности. В период с 14.06. 2016 по 11.07.2016 магистрант Агафонов А.С. проходил практику в группе компаний X5 Retail Group, а именно в подразделении сети магазинов «Пятерочка» (далее Организация) в качестве психолога-стажера. Ответственным за прохождения практики магистрантом в Организации был назначен директор магазина Агроспект 194 Ипатова К.Д. За указанное время прохождения практики Агафонов А.С. ознакомился со штатом компании в сети магазинов ЮВАО и ВАО, с особенностями распределения рабочего времени, графиками работы сотрудников, после чего им были подобраны необходимые методики для проведения диагностики сотрудниц. Ипатовой К.Д. было организовано эффективное взаимодействие между подходящими магазинами в сети компании для знакомства с предполагаемыми участницами исследования, а также для его проведения. В своей диагностической работе Алексей Сергеевич оценивал особенности переживания женщинами состояния одиночества в соответствии с выдвинутой им гипотезой. По итогам проведения диагностики Агафонов А.С. проводил беседы с сотрудницами, участвовавшими в исследовании с целью обсуждения с ними полученных результатов. Хочется отметить, что Алексей Сергеевич проявил себя как компетентный, педантичный, внимательный специалист, знающий свое дело. С самого начала он располагал к общению, ему удавалось создавать атмосферу доверия и безопасности в работе с сотрудницами магазинов. Руководитель в сети X5 Retail Group Директор Агроспет 194 ___ Ипатова К.Д. ___ М.П. (печать предприятия) ПРИЛОЖЕНИЯ по теме НИР Тема магистерской диссертации «Социально-психологическое консультирование женщин, переживающих состояние одиночества» Приложение 1 СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ЖЕНЩИН, ПЕРЕЖИВАЮЩИХ СОСТОЯНИЕ ОДИНОЧЕСТВА 1.1. Сущность явления одиночества в современной психологической науке 1.2. Особенности состояния одиночества, переживаемое женщинами 1.3. Современные возможности и подходы социально-психологического консультирования 1.4. Основные консультативные подходы в работе с женщинами, переживающими состояние одиночества 1.5. Основные выводы по первой главе ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ЖЕНЩИН, ПЕРЕЖИВАЮЩИХ ЧУВСТВО ОДИНОЧЕСТВА 2.1. Организация и обоснование методов исследования 2.2. Анализ и интерпретация полученных эмпирических данных 2.3. Обоснование выделенных особенностей социально-психологического консультирования женщин, переживающих состояние одиночества и разработки основной модели 2.4. Описание предлагаемой стратегии работы 2.5. Анализ результатов применения выбранной модели консультирования 2.6. Основные выводы и практические рекомендации по результатам проведения эмпирического исследования ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 2 Актуальность исследования Актуальность выбранной темы обусловлена ее недостаточной разработанностью в психологической науке. Хотя существует ряд глубоких работ, посвященных женскому одиночеству полностью или частично [6, 8, 29, 33], остаются нерешенными такие вопросы, как региональные, возрастные, профессиональные, основные личностные и другие особенности этого состояния, отсутствует общепризнанная концепция и/или модель женского одиночества (если она возможна). Вопрос о причинах и характере одиночества женщин представляется многомерным и требующим дальнейшего изучения. Соответственно, всегда востребованы и конкретные методологические разработки по социально-психологической работе с этой категорией клиентов. Целью исследования является выявление и описание основных характеристик социально-психологического консультирования женщин, переживающих состояние одиночества. Объектом исследования выступает социально-психологическое консультирование. Предметом исследования является особенности социально-психологического консультирования женщин, переживающих состояние одиночества. Задачи исследования: 1. Анализ социально-психологических научных источников по выбранной проблематике. 2. Раскрытие сущности явления женского одиночества. 3. Раскрытие сущности основных подходов социально-психологического консультирования. 4. Сопоставление полученных теоретических наработок и подбор методик для проведения эмпирического исследования. 5. Проведение эмпирического исследования по выявлению существенных особенностей женщин, переживающих состояние одиночества. 6. На основе полученных эмпирических данных разработать и опробовать модель социально-психологического консультирования женщин. 7. Обобщение полученных данных и описание основных выводов по результатам всех этапов исследования 8. Разработка практических рекомендаций для специалистов социальных и иных служб. Под психологически консультированием понимается определенный вид взаимодействия между психологом и клиентом в форме диалога с целью оказания психологической помощи обратившемуся к психологу, в зависимости от его запроса. Основным средством взаимодействия между психологом и клиентом выступает диалог [7, 13]. В зависимости от того, кто обращается к психологу, можно выделить групповые и индивидуальные формы консультирования. Возможны различные направления консультирования: гештальт-терапия, психоанализ, гуманистическая психология, когнитивно-поведенческая терапия, арт-терапия, христианская психотерапия и т.д. [2; 5; 12; 27; 35]. Существует большое число различных методик и подходов, которые могут применяться в процессе каждого из видов консультирования [7; 8; 10; 11; 13; 17; 23]. Феномен одиночества выступал объектом рассмотрения в русле различных направлений научного познания, таких как психоанализ (З. Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм), экзистенциальная психология (М. Бубер), социология (Г. Зиммель, Э. Дюркгейм). В отечественной психологической науке этот вопрос затрагивался в работах таких ученых как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, М.В. Полевая, Н.П. Фетискина, Н.А. Цветкова. Имеются данные о связи одиночества с уровнем качества жизни (Л.В. Куликов), удовлетворенностью и жизненным смыслом (К. Муздыбаева), эмоциональным выгоранием (Л. Махолик, Н.Е. Водопьянова). В литературе упоминаются факторы, способствующие одиночеству – заниженная самооценка, низкий уровень развития коммуникативных навыков, высокий уровень агрессии, наличие внутриличностного конфликта, аутизация [21; 30; 26]. Свою концепцию одиночества как психологического феномена предложила С.Г. Корчагина [6]. Она выделяет диффузное, отчуждающее и диссоциированное одиночество как проблемные виды одиночества и управляемое одиночество или уединенность как субъективно позитивный вид одиночества. Обобщая итоги различных теоретических работ, Г.М. Тихонов [21] приводит описания понимания явления одиночества в контексте различных направлений психологической науки – экзистенциального, когнитивного, феноменологического, социологического, психоаналитического. С.В. Бакалдин [1] отмечает, что одиночество можно рассматривать как: * проблемную социальную ситуацию; * психическое или эмоциональное состояние; * механизм адаптации и регуляции. В различных работах одиночество рассматривается как: * ведение одинокого образа жизни (без постоянного партнера) [18; 21; 28]; * эмоциональное состояние вне зависимости от социального, семейного и т.д. статуса [1; 9]; * предмет историко-социологического исследования [19]; * культурологический феномен [29]; * составляющая возрастного периода – подросткового и/или юношеского [14; 15; 22]. В целом, обзор литературы позволяет сделать заключение об отсутствии единой, общепризнанной концепции одиночества, о наличии нескольких подходов к его определению, о наличии различных эмпирических данных исследований, которые требуют дальнейшего обобщения. Собственно женское одиночество рассматривается исследователями также с различных сторон. Например, как часть исследования гендерных различий в переживании чувства одиночества [16, 21, 33], как отдельное социально-психологическое явление с определенной типологией [32; 33], как следствие серьезных социально-общественных проблем [28]. Последний подход нам наиболее близок. Однако в данном НИР мы не сможем осветить общие, фундаментальные причины женского одиночества, а сосредоточимся на одной из его частных причин, которая может рассматриваться и как диагностический признак женского одиночества. Эмпирическая гипотеза: среди женщин, переживающих чувство одиночества, по сравнению с женщинами, его не испытывающими, будут достоверно чаще встречаться женщины, имеющие тот или иной внутриличностный конфликт. На основе полученных эмпирических данных возможно выявление особенностей психологического консультирования женщин, переживающих чувство одиночества, а также разработка конкретной модели работы с этим контингентом женщин. Приложение 3 Список литературы по теме НИР 1. Бакалдин С.В. Эмоциональные особенности переживания одиночества // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2008. №5. С.229-232. 2. Вассерман Л.И. Иовлев Б.В. Беребин М.А. Методика для психологической диагностики уровня социальной фрустрированности и ее практическое применение. Метод.рекомендации. анкт-Петербург. 2004. [Электронный ресурс] URL: http://www.medpsy.ru/library/library125.php 3. Гунченкова Е.А. Аксиологический подход к разрешению трудной жизненной ситуации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. №4 (59). С.72-76. 4. Козьяков Р.В. Практикум по индивидуальному и групповому консультированию: учебно-методические материалы. Директ-Медиа. 2014. - 31с. 5. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование: уч. пособие. Директ-Медиа. 2014. - 241с. 6. Корчагина С.Г. Генезис, виды и проявления одиночества. Монография. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 196 с. 7. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. — 240 с. 8. Крушная Н.А, Теске Г.П. Влияние психологического консультирования на качество жизни женщин в период кризиса, связанный с состоянием здоровья // Вестник ЧГПУ. 2016. №3 С.120-125. 9. Курицына О. В. Социальный аспект одиночества // Вестник Казанского технологического университета. 2010. №3 С.320-324. 10. Лебедева Л.Д. Проективная методика «Рисунок семьи в образах цветов» в психологическом консультировании // Национальный психологический журнал. 2011. №1 С.133-137. 11. Лосева Н.В., Ярославцева И.В. Особенности психологического консультирования женщин с нарушением репродуктивной функции // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. 2014. №4 (98) С.96-99. 12. Мальцева Т.В. Реуцкая И.Е.Профессиональное психологическое консультирование: уч. пособие. Юнити-Дана. 2012. 143 с. 13. Немов Р. С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 394 с. 14. Неумоева-колчеданцева Е.В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте // Образование и наука. 2011. №1. С.42-51. 15. Николаева Н. А. Изучение одиночества на этапе взросления // Вестник ОГУ. 2005. №10-1. С.59-62. 16. Рассказова И.Н. Безбрачное одиночество женщин в период ранней взрослости // ОмГУ. 2007. №1. С.20-29. 17. Римская Т. Г., Мироненко Т. И. Влияние эффективности эриксоновского гипноза на снижение состояния тревоги в процессе психологического консультирования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. №11-5. С. 811-812. 18. Романова Н.П. Женское одиночество: вариант типологизации // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2006. №21 С.285-305. 19. Романова Н.П. Социальный статус одиноких женщин в современном российском обществе: теоретико-методологический аспект // Вестни к ЗабГУ. 2008. №3 С.113-116. 20. Тест на одиночество. Методика субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М. Фергюсона. [Электронный ресурс]. URL: http://psycabi.net/testy/607-test-na-odinochestvo-metodika-sub-ektivnogo-oshchushcheniya-odinochestva-d-rassela-i-m-fergyusona 21. Тихонов Г.М. Феномен одиночества: гендерный аспект // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2015. №1 (21) С.26-31. 22. Тудупова Т.Ц., Худякова И.С. Особенности проявления одиночества в подростковом возрасте // Вестник БГУ. 2009. №5 С.135-141. 23. Уманский С.В. Синергетические подходы в психологическом консультировании семьи // Теория и практика общественного развития. 2015. №9 С.229-231. 24. Фанталова Е. Б. Методика "уровень соотношения ценности и Доступности в различных жизненных сферах": ценностно-ориентированные конструкты личности и их иллюстрация на конкретных примерах // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. №8 С.030-038. 25. Фанталова Е.Б. Ценности и внутренние конфликты. Теория, методология, диагностика. Saarbr?cken: LAP LAMBERT Academic Publishing. 2012. [Электронный ресурс] URL: http://psychlib.ru/mgppu/FCv-2012/FCv-0071.htm 26. Фаррахов А.Ф. Порочный круг одиночества // Вестник ЧелГУ. 2013. №33 (324) С.94-96. 27. Цветкова Н. А. Проблемное поле деятельности психолога в системе социального обслуживания // Ученые записки РГСУ. 2008. №4 С.90-95. 28. Цветкова Н.А. Личностные особенности одиноких женщин, обращающихся за психологической помощью // Женщина в российском обществе. 2014. №3 (72) С.61-72. 29. Шагивалеева Г.Р. Культурологическое и психологическое понимание феномена одиночества // Концепт. 2013. №S1 С.92-102. 30. Шелехов И. Л., Берестнева О. Г. Репродуктивное здоровье женщины: психологические и социальные аспекты: монография. Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2013. 366 с. 31. Шелехов И.Л., Федчишина Е. С. Внутриличностный конфликт и одиночество // Вестник ТГПУ. 2013. №6 (134) С.164-170. 32. Шитова Н. В. Одиночество — сложная проблема современных женщин // Территория науки. 2006. №1 С.165-169. 33. Шитова Н.В. Модель женского одиночества // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008. №3 С.185-190. 34. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика семьи. Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. - Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2009. – 695с. 35. Якиманская И.С. Биктина Н.Н. Психологическое консультирование: уч. пособие. Оренбургский государственный университет. 2015. 230 с. Приложение 4 Методики исследования, Их назначение и цель применения в НИР Так как в этом исследовании чувство одиночества рассматривается как общее субъективное переживание, вне зависимости от семейного, социального и иного статуса женщины, сначала нам важно было определиться с двумя группами женщин – переживающих чувство одиночества и нет. Поэтому сначала был организован предварительный опрос. На вопрос «Как часто вы ощущаете себя одинокой?» предлагалось выбрать один из вариантов ответа: * Практически никогда * Редко * Часто * Почти постоянно. Женщины, выбравшие последние два варианта («часто» и «почти постоянно») были определены нами в группу женщин, переживающих чувство одиночества. Остальные участницы, выбравшие первые два варианта («практически никогда» и «редко») были определены в группу женщин, не переживающих на момент проведения исследования чувства одиночества. С целью выявления наличия или отсутствия внутриличностного конфликта использовалась методика Фанталовой Е.Б. «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» [24; 25]. Степень социальной фрустрированности диагностировалась с помощью методики Л.И. Вассерман [2] как показателя удовлетворенности или неудовлетворенности различными сферами жизни, а также с целью сбора некоторых демографических данных. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюсона [20; 34] для определения актуальности состояния одиночества у респондентов. Приложение 5 Характеристика выборки и базы исследования Выборку составили сотрудницы четырех магазинов сети «Пятерочка». Общая численность выборки составила 47 человек, из которых 22 вошли в группу женщин, не считающих себя одинокими и 25 женщин в другую группу. Возраст участниц исследования варьировался в диапазоне от 22 до 45 лет, средний возраст составил 34 года. Принятые обозначения для переменных в базе данных № переменной в базе Обозначение переменной Описание переменной 1 ID Уникальный код респондента в базе 2 Pre_Test Результаты проведения предварительного теста (1-практически никогда, 2-редко, 3-часто, 4-почти постоянно) 3 Group_ID Код группы (0-одинокие, 1-неодинокие) 4 Age Возраст (число полных лет на момент участия в исследовании) 5 1_Int Значение Индекса расхождения Ц-Д по шкале Активная жизнь методики Фанталовой 6 1_Val Значение показател....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: