VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Социально - психологические особенности подростков с отклоняющимся поведением

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006999
Тема: Социально - психологические особенности подростков с отклоняющимся поведением
Содержание
Оглавление



Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы изучения девиантного поведения подростков...6

1.1. Понятие и характеристика девиантного поведения подростков…………….6

1.2. Социально - психологические особенности подростков с отклоняющимся поведением…………………………………………………………………………...9

1.3. Проблемные семьи и их характеристика…………………………………….15

Глава 2. Экспериментальные исследования девиантного поведения подростков из проблемных семей………………………………………………………………20

2.1. Методика проведения исследований…………………………………………20

2.2. Анализ результатов исследования……………………………………………28

Глава 3. Пути и средства психологической профилактики девиантного поведения подростков из проблемных семей…………………………………….36

3.1. Программа по коррекционной работе с подростками из проблемных семей………………………………………………………………………………...36

3.2. Результаты эксперимента по психологической коррекции девиантного поведения подростков из проблемных семей…………………………………….52

Заключение………………………………………………………………………….56

Список использованных источников……………………………………………...59

Приложение 1 Тест. Склонность к девиантному поведению …………………...64

Приложение 2 Инструктаж перед тестированием………………………………..67

Приложение 3 Задания по личностному самопознанию………………………...68

Приложение 4 Задания по профилактике правонарушений с основами правовых знаний……………………………………………………………………………….76

Приложение 5 Задания по формированию позитивных жизненных целей подростков…………………………………………………………………………..88





Введение



В последние годы в России вырос уровень подростковой преступности в сфере социально-экономических отношений, где объектом преступления является право собственности, имеющее исключительное значение в жизнедеятельности граждан, общества, государства. 

Возросла численность подростков, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой. Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер - больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться. Положение с поведенческими девиациями усугубляется еще больше экономической ситуацией в стране. 

Семейное неблагополучие – одна из основных причин, определяющая состояние и динамику девиантного поведения подростков.

Актуальность исследования заключается в том, что проблема девиантного поведения подростков остается актуальной на протяжении длительного времени, усугубляется, за счет вовлечения все большего числа людей в криминальные сообщества, группировки экстремисткой направленности и прочее.

Проблема девиантного поведения подростков должна решаться на государственном уровне. В связи с этим в действие вступил Федеральный государственный образовательный стандарт, который акцентирует внимание на формировании у подростков широкого круга личностных компетенций, позволяющих справляться со сложными жизненными ситуациями.

Проблемы воспитания ребенка в семье, в том числе и в проблемной, нашли отражение в работах таких ученых, как Ю.П. Азарова, М.И. Буянова, Е.М. Волковой, И.В. Гребенникова, И.Ф. Дементьевой и другие.

Объект данного исследования – девиантное поведение подростков.

Предмет исследования – способы и приемы психологической профилактики девиантного поведения подростков из проблемной семьи.

Цель исследования – выявить влияние проблемной семьи на развитие девиантного поведения подростков и разработать рекомендации по его психологической профилактике.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические аспекты девиантного поведения, его причины и особенности проявления в подростковом возрасте;

- изучить особенности подросткового возраста как фактора риска девиантного поведения;

- изучить практические подходы к организации профилактики девиантного поведения подростков из проблемных семьей;

- изучить типы проблемных семей;

- разработать рекомендации по профилактике девиантного поведения подростков из проблемных семей.

Гипотеза исследования: проблемная семья является одним из психологических факторов, определяющих девиации подростков.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в организации профилактической работы по предупреждению девиантного поведения подростков в проблемных семьях в средних общеобразовательных школах города Рыбинск Ярославской области.

Методы исследования: 

- анализ психолого-педагогической и социально-педагогической литературы;

- наблюдение;

- тесты;

- эмпирические: эксперимент;

- метод обработки данных, полученных в ходе эксперимента (количественный и качественный анализ);

- проективные методики и другие.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

















































Глава 1. Теоретические основы изучения девиантного поведения подростков

1.1. Понятие и характеристика девиантного поведения подростков



Подростковый возраст, с нейроэндокринными сдвигами считается фактором, который способствует развитию девиантного поведения подростков. Подростку приходится в относительно короткий период осваивать взрослую жизнь во всей ее сложности.

Следует отметить, что к периоду старшего подросткового возраста относятся подростки в возрасте 14-15 лет, ранней юности в возрасте 16-17 лет, это рассматривается в периодизации онтогенетического развития, но в работах практической направленности подростки, это лица в возрасте с 14 до 17 лет.

Первым в России ввел в употребление термин «девиантное поведение», Я. И. Гилинский, который пишет, что «под отклоняющимся поведением понимается поступок, действие человека или социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стандартам, шаблонам» [11].

Зарубежные ученые определяют девиантность как соответствие или несоответствие социальным нормам - ожиданиям. Поэтому можно сказать, что девиантным поведением, является такое поведение, которое не удовлетворяет социальным ожиданиям данного общества.

Следует обратить внимание, что в отечественной литературе под девиантным поведением рассматривают:

- поступок, действия человека, которые не соответствуют официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам;

- социальное явление, которое выражено в массовых формах человеческой деятельности, не соответствует официально установленным  или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

Отметим, в первом значении девиантное поведение является преимущественно предметом общей и возрастной психологии, педагогики, психиатрии, а во втором значении – предметом социологии и социальной психологии.

Поведение личности подростка и ее развитие, которые не отвечают требованиям социальной и психической норм, являются социально отклоняющимся, то есть девиантным поведением. Необходимо отметить, что сущность такого поведения заключается в неправильном осознании своего места и назначения в обществе, в определенных дефектах нравственного и правового сознания, социальных установок и сформировавшихся привычек, в нарушении мозговой функции.

Девиантное поведение подразделяется на две категории:

- поведение, которое отклоняется от норм психологического здоровья, подразумевает наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое);

- антисоциальное поведение, нарушающее некоторые социальные, культурные и особенно правовые нормы [6].

Отклоняющееся поведение подростка представляет собой взаимодействие с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности, которое проявляется его поведенческим противодействием, предлагаемым нравственным и правовым общественным нормативом.

В выпускной квалификационной работе нами рассмотрены причины, которые вызывают отклонения в поведении подростков.

Рассмотрим отклонения в поведении подростков. Отклонение от нормы в состоянии здоровья, когда происходят нарушения в физическом или психическом здоровье, несоответствие физическому развитию, отставание в росте, акцентуация в характере.

Нарушения в сфере межличностных взаимоотношений, когда:

- не популярен, не принят, пренебрегаем, изолирован в классном коллективе; 

- помыкаемый, отвергаемый в группе свободного общения;

- конфликтен, отчужден, бесконтролен, исключаемый из семьи.

Ошибки педагогов, это:

- превышение педагогической власти;

- лишение ребенка индивидуальных стимулов; 

- наказание как унижение личности ученика; 

- противоречивость предъявляемых требований; 

- поверхностное знание особенностей учащегося;

- конфликтные отношения между родителями ученика и учителями или между учеником и учителями и т. д.

Ошибка семейного воспитания, когда:

- «заласканное детство», «задавленное детство», «загубленное детство», «одинокое детство», «равнодушное детство»; 

- отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу; 

- отстранение подростка от физического домашнего труда; 

- конфликты в семье и т. д.

Социальные причины, это:

- противоречие в обществе:

- в микросоциуме.

Психотравмирующие ситуации, это:

- развод родителей;

- смерть близких родственников;

- перемена места жительства и т. д.

Девиантное поведение подростков - это распространенный феномен, который сопровождает процесс социализации и зрелости, он возрастает на протяжении всего подросткового периода и снижается после 18 лет. Следует отметить, девиантное поведение осознается не каждым подростком, возможность противостоять негативным влияниям окружения формируется после 18 лет.

Проявления девиантных форм поведения у подростков, могут быть вызваны неблагоприятным положением ребенка, которое возникает в системе внутрисемейных отношений.

Девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в обществе на данном уровне социального и культурного развития [33].

Таким образом, под девиантным поведением понимаются: 

- поступок, действия подростка, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в обществе нормам, стандартам, шаблонам; 

- социальное явление, которое выражено в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стандартам, шаблонам.



1.2. Социально - психологические особенности подростков с отклоняющимся поведением



Подростковый возраст - один из наиболее сложных периодов развития человека. Этот возраст называют переходным возрастом, это связано с тем, что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: 

- анатомо-физиологическое строение;

- интеллектуальное;

- нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности [10].

При рассмотрении социально – психологических особенностей подростков обращаем внимание на анатомо-физиологические особенности данного возраста.

Следует отметить, что анатомо-физиологические особенности подростка характеризуются неравномерностью его физического развития, совершенствованием мускульного аппарата, процессом окостенения скелета. У подростков выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, а также ведет к вспыльчивости, апатии и т. д. 

Активное половое созревание подростка происходит при заметном отставании в его социальном становлении, это влечет за собой социально-психологические проблемы полового воспитания.

В подростковом возрасте у детей возникают проблемы с взрослыми, в том числе и с родителями. Родители считают и продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться от родительской опеки. Следовательно, взаимоотношения с взрослыми в этот период характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. 

У подростков изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения он пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, у подростка появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения. У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых. У многих подростков имеется явный диссонанс между физическим и социальным развитием. Некоторые стороны психического развития подростка «не успевают» за ускоренным его физическим развитием, неустойчивость выражения эмоций, внушаемость, подверженность чужому влиянию, неразвитое чувство ответственности и долга.

По мнению Е. В. Змановской у отклоняющегося поведения есть специфические особенности, которые помогают отличить его от других социально-психологических феноменов:

- не соответствие общепринятым или официально установленным социальным нормам;

- наличие негативной оценки со стороны окружающих;

- нанесение ущерба личности подростка или окружающим людям;

- поведение стойко повторяющееся (многократное или длительное);

- согласование девиантного поведения с общей направленностью личности;

- сопровождение различными проявлениями социальной дезадаптации;

- наличие половозрастного и индивидуального своеобразия [18].

Подросток - это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств: еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с  окружающими  и  следовать  в  своих  поступках  и  действиях  требованиям общественных норм и правил. 

Подростки с отклоняющимся поведением часто обнаруживают целый ряд свойств, которые свидетельствуют о существенных эмоциональных нарушениях. Для девиантных подростков характерны следующие особенности:

- повышенная тревожность;

- дефектность целостной системы, особенно в области целей и смысла жизни [4]. 

Подростки импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, что затрудняет их общение с окружающими и создает значительные сложности при их воспитании.

Отметим, для полноценного существования подросток нуждается в постоянном сопротивлении (средовых факторов, внутренних условий) его стремлениям к удовлетворению собственных потребностей, данное сопротивление обеспечивает феномен актуального самочувствия и создает возможности для развития. В тоже время, преодоление сопротивления удовлетворению различных потребности всегда вызывает напряжение, что при отсутствии соответствующего эмоционально-волевого ресурса может привести к деструктивным эффектам, таким как: 

- конфликтам;

- стрессу;

- агрессии;

- девиациям [12].

Важно знать, что подростковый возраст считается наиболее проблемным, в этом возрасте дети менее предсказуемы, они чаще совершают поступки, выходящие за рамки общественных норм. 

Следует выделить характерные особенности подросткового возраста: 

- эмоциональная незрелость;

- недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение;

- соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей;

- повышенная внушаемость;

- желание самоутвердиться и стать взрослым.

Основным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится развитие у подростка особого чувства взрослости, как индивидуального переживания отношения к самому себе как к взрослому. Необходимо обратить внимание, физическое возмужание дает подростку чувство взрослости, но социальный статус его в школе и семье не изменяется. В данном случае возникает борьба за признание личных прав, независимости, все это обязательно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.

Психологические особенности подросткового возраста, когда они резко выражены, получили название «подростковый комплекс». Суть подросткового комплекса составляют свойственные данному возрасту определенные подростковые реакции на воздействие окружающей социальной среды. К ним относятся реакции:

- увлечения;

- эмансипации;

- группирования со сверстниками;

- сексуального влечения [23].

В выпускной квалификационной работе рассмотрим подростковые реакции более подробно. Реакция эмансипации проявляется стремлением освободиться от опеки, руководства, контроля, покровительства старших - родителей, учителей, воспитателей, наставников, то есть представителей старшего поколения. Можно сказать, что это борьба за свою самостоятельность, независимость, самоутверждение. Данный феномен следует охарактеризовать как мощное стремление к автономности, отдалению от семьи и взрослых, избавлению от опеки. Следует отметить, что такую свободу или иллюзию свободы дает улица. 

Реакция увлечения заключается в следующем, многим подросткам свойственны различные увлечения и хобби. Некоторые из них являются устойчивыми, приведем такой пример, как занятия спортом, но могут быть и не стойкими, когда подросток имеет различные увлечения, то одним увлекается, то другим. Необходимо отметить, что для некоторых увлечения связаны со стремлением быть в центре внимания, а некоторые подростки избирают изысканные, необычные хобби, чтобы выделиться среди сверстников. Со временем эти увлечения проходят или сохраняются, но отрицательного воздействия на поведение подростка не оказывают. Патологией являются чрезмерно выраженные увлечения, в таких случаях подросток забрасывает школьные занятия и все время отдает только им. Важно отметить, ради реализации хобби подросток совершает противоправные действия, такие как: мелкое воровство, спекуляцию или может связаться с асоциальными личностями.

Следующая, это реакция группирования со сверстниками, которая проявляется в стремлении подростков образовывать стойкие спонтанные группы. В таких группах устанавливаются определенные неформальные отношения, имеются свои лидеры и исполнители, происходит естественное распределение ролей, в основе которого чаще всего лежат индивидуальные особенности личности подростков.

Таким образом, следует знать, подростку с девиантным поведением свойственны социально-психологические особенности: 

- неприятие педагогических воздействий;

- неумение преодолевать трудности; 

- повышенная напряженность; 

- стремление к независимости; 

- подверженность чужому влиянию; 

- агрессивность.

Автор выпускной квалификационной работы отмечает, эти особенности развития подростков не всегда приятны для взрослых, порой ведут к непониманию, конфликтам, взаимным обидам. В тоже время надо понимать и знать, что для данного возраста они совершенно естественны. 

Изучив особенности подросткового возраста, в выпускной квалификационной работе необходимо более подробно рассмотреть вопрос организации профилактики девиантного поведения среди подростков. Чтобы преодолеть отклоняющееся поведение подростка, следует знать возможности физического и психического его развития.



1.3. Проблемные семьи и их характеристика



Особое значение среди факторов, влияющих на формирование девиантного поведения подростков, имеет окружающая микросреда, и в первую очередь семья. Семья для любого ребенка – это первый в его жизни мир общения и взаимодействия с другими людьми. В подростковом возрасте семья приобретает особое значение для ребенка.

Неблагополучные семьи разделяют на конфликтные, кризисные и проблемные [6]. Психологические проблемы в этих семьях, возникают в случае неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов.

Рассмотрим более подробно проблемные семьи. Проблемная семья это - неблагополучная семья, деструктивная семья, дисфункциональная семья,  семьи группы риска, негармоничная семья. Типы проблемных семей в психологии представлены на рисунке 1.



Типы проблемных семей





Деструктивная семья

Распадающаяся семья





Неполная семья

Распавшаяся семья





Ригидная псевдосолидарная семья





Рисунок 1. Типы проблемных семей

Дадим характеристику типов проблемных семей. Деструктивная семья отличается изолированностью отдельных ее членов, которая препятствует взаимопониманию и в то же время способствует созданию атмосферы эмоционального напряжения и конфликтности. В такой семье трудно выделить лидера, чаще всего каждый живет своей жизнью. В этой семье наблюдается отсутствие душевной близости, адекватных эмоциональных контактов между отдельными членами.

Распадающаяся семья - семья, в которой конфликт между родителями достиг апогея. Назревает распад семьи. Обычно в конфликт вовлечены и дети. Подростки болезненно переживают распад семьи и принимают обычно сторону одного из родителей, чаще всего того, кого считают обиженным. 

Распавшаяся семья – это семья, которую один из родителей покинул, но продолжает поддерживать с ней контакты. Неполная семья - семья, в которой отсутствует один из родителей (чаще отец). 

Ригидная псевдосолидарная семья - отличается началом доминирующего лидера, которому безоговорочно подчиняются все остальные ее члены. В такой семье обычно царствует деспотизм, жестокая регламентация всей жизни и отсутствие эмоциональной теплоты. 

Особой категорией проблемных семей являются аддиктивные семьи, то есть те семьи, в которых родители-воспитатели сами страдают алкоголизмом, наркоманиями. Особенно широко распространены так называемые «алкогольные семьи» с одним зависимым от алкоголя членом семьи и группой созависимых членов семьи. 

Ведущие причины в нарушении развития личности подростка и появлении у него девиантного поведения – это повседневная психотравматизация в микросоциальной среде (в семье) и неадекватное воспитание. Это означает, что основную ответственность за возникновение и развитие у ребенка девиантного поведения несут значимые для него взрослые – родители. Следует отметить, что в каждой семье есть свои нюансы, сложности и проблемы. 

В выпускной квалификационной работе рассмотрены десять типов семейного воспитания, которые приводят к девиантному поведению подростков, которые представлены на рисунке 2.





гипопротекция

потворствующая гипопротекция

доминирующая гиперпротекция







Десять типов семейного воспитания, приводящие к девиантному поведению



эмоциональное отвержение

потворствующая гиперпротекция







воспитание вне семьи

воспитание в культе болезни







противоречивое воспитание



жестокое отношение

повышенная моральная ответственность







Рисунок 2. Типы семейного воспитания, приводящие к девиантному поведению подростков



В выпускной квалификационной работе нами подробно рассмотрены все типы семейного воспитания, которые могут привести к девиантному поведению подростков. 

Гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля, проявления интереса и внимания к делам подростка, а также и безнадзорностью.

Потворствующая гипопротекция характеризуется сочетанием недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении подростка.

Гиперпротекция негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и формировании чувства долга и ответственности ребенка.

Доминирующая гиперпротекция проявляется в большой опеке, мелочном контроле, системе непрерывных запрещений и невозможности для подростка принять собственные решения.

Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок – кумир семьи». Характерными чертами являются:

- чрезмерное покровительство;

- стремление освободить ребенка от малейших трудностей;

- удовлетворение всех его потребностей [41].

Воспитание в культе - болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот.

Эмоциональное отвержение - родители отказываются признаться себе в действительном эмоциональном отвержении ребенка.

Жестокое отношение может проявляться в открытой форме, так например расправы за мелкие проступки или непослушание, а также может быть и в скрытой форме, это душевное безразличие, черствость и зло в отношении к подростку.

Повышенная моральная ответственность это как стиль родительского воспитания характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и таланта подростка.

Противоречивое воспитание – это сочетание различных стилей в одной семье, зачастую не совместимых и не адекватных, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи.

Воспитание вне семьи - воспитание в детском учреждении, в котором сочетаются все особенности описанных типов воспитания.

Таким образом, в подростковом возрасте девиантное поведение отличается рядом особенностей, которые зависят от семейного воспитания подростка, отношений в школьном коллективе и положения подростка среди сверстников. Несвоевременное оказание помощи подростку может привести к возникновению социальной дезадаптации и вовлечению подростка в преступные виды деятельности. Наиболее распространенными формами девиантного поведения подростков считаются алкоголизм, наркомания, проституция и суицид. Каждая из этих форм отклоняющегося поведения является социально опасной, поэтому социально-педагогическая деятельность по их предупреждению, приобретает важное значение.







































Глава 2. Экспериментальные исследования девиантного поведения подростков из проблемных семей

2.1. Методика проведения исследований



Первым этапом исследования стало диагностирование склонности данной группы подростков к отклоняющемуся поведению. Для проведения диагностики подростков СОШ № 11 города Рыбинск использовалась «Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП – склонности к девиантному поведению)». Данная методика разработана коллективом авторов (Э.В. Леус, САФУ им. М.В. Ломоносова; А.Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск) и прошла процедуру адаптации и стандартизации.

Цель исследования - изучение наиболее характерных особенностей подростков - девиантов и сравнения с результатами диагностики детей, не входящих в группу девиантов. В качестве эмпирической базы исследования выступили 20 подростков, учащиеся 9 – 11 классов МОУ СОШ № 11 города Рыбинск Ярославской области.

В исследовании приняли участие - 20 учащихся 9 – 11 классов, в том числе:

- экспериментальную группу составили 10 человек, из них 8 мальчиков и 2 девочки, имеющих склонность к девиантному поведению;

- контрольную группу составили 10 человек, также 8 мальчиков и 2 девочки, не имеющих склонности к девиантному поведению.

Группы подобраны на основе бесед с учителями и родителями учащихся.

В контрольной группе принимали участие в тестировании подростки из благополучных семей. В экспериментальной группе в тестировании принимали учащиеся 9 – 11 классов СОШ № 11 из неблагополучных, проблемных семей. 

По итогам бесед нами были выделены несколько подростков из проблемных семей, которые, по мнению взрослых, имеют наиболее выраженные признаки отклоняющегося поведения.

Характеристика учащихся экспериментальной группы, представлена в таблице 1.

Таблица 1

Имя

Признаки отклоняющегося поведения

Юрий

Нарушения дисциплины, курение, хулиганство, враньё, уклонение от выполнения общественных поручений.

Илья

Отказ участвовать в деятельности социально полезных групп; проявление агрессии, вранье, уклонение от выполнения общественных поручений.

Сергей

Употребление ненормативной лексики; наличие прозвища; игнорирование общественных норм жизни; проявление агрессии по отношению к сверстникам, замечен при курении.

Матвей

Уклонение от выполнения общественных поручений, компьютерная зависимость.

Марк

Употребление ненормативной лексики; наличие прозвища; игнорирование общественных норм жизни; уклонение от выполнения общественных поручений; замечен при курении.

Роман

Компьютерная зависимость, замечен в нетрезвом виде, уклонение от выполнения общественных поручений.

Денис

Проявление агрессии по отношению к сверстникам, замечен при курении.

Захар

Замечен в нетрезвом виде, уклонение от выполнения общественных поручений, хулиганство, вранье.

Ирина

Замечена при курении, употребление ненормативной лексики; игнорирование общественных норм жизни.

Софья

Замечена при курении, употребление ненормативной лексики, появление в нетрезвом виде на дискотеке.









Дадим характеристику проблемных семей учащихся 9 - 11 классов СОШ № 11, это семьи, где:

- родители ведут аморальный образ жизни (тунеядство - 3 семьи, алкоголизм - 4 семьи);

- родители жестоко обращаются с детьми (физическое, эмоциональное насилие – 2 семьи);

- воспитанием занимаются другие лица, бабушка – 1 семья.

Структура проблемных семей учащихся 9 - 11 классов СОШ № 11 представлена на рисунке 3.



      



Рисунок 3. Структура проблемных семей учащихся 9 - 11 классов СОШ № 11



      Из структуры проблемных семей учащихся 9 – 11 класса видно, что наибольший удельный вес занимают семьи, где родители страдают алкогольной зависимостью таких 40,0 %. 

Следует отметить, что 30,0 % из проблемных семей учащихся 9 – 11 классов СОШ № 11 родители не имеют постоянной работы, 20,0 % семей, где к подросткам применяют физическое и эмоциональное насилие и в 10,0 % дети находятся под опекой, в этой семье воспитанием занимается бабушка.

Проблемные семьи сами по себе не формируют девиантных подростков, но создают неблагополучный фон, который может способствовать возникновению различных девиаций.

Предлагаемая методика диагностики склонности к девиантному поведению является стандартизированным тест - опросником, предназначенным для измерения склонности подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. При разработке способа учитывались наиболее распространенные виды поведенческих девиаций, такие как зависимое, суицидальное, агрессивное, делинквентное поведение, определяющие не только поведение и образ жизни подростка, но и несущих серьезные последствия для состояния здоровья.

Методика предназначена для измерения оценки степени выраженности дезадаптации у подростков с разными видами девиантного поведения. Определяют показатели выраженности:

- зависимого поведения (ЗП);

- самоповреждающего поведения (СП);

- агрессивного поведения (АП);

- делинквентного поведения (ДП);

- социально обусловленного поведения (СОП).

Дадим характеристику данным видам поведения. Социально-желательное поведение -  определенная ситуационная стратегия поведения, зависящая от контекста тестирования и целей испытуемого. При этом она рассматривается как помеха в решении диагностических задач, поскольку искажает результаты тестирования по личностным опросникам. Вместе с тем социальная желательность связывается с устойчивыми мотивационными и характерологическими особенностями.

Противоправное поведение - социально опасное поведение индивидов или групп, подконтрольное их сознанию или воле, движимое мотивами корысти, ненависти, агрессивности, нарушающее существующие в обществе правовые нормы и влекущее юридические последствия [29].

Зависимое поведение -  разновидность девиантного поведения, характеризующееся непреодолимой подчиненностью собственных интересов интересам другой личности или группы, чрезмерной и длительной фиксацией внимания на определенных видах деятельности или предметах, становящихся сверхценными, снижением или нарушением способности контролировать свою вовлеченность в какую-либо деятельность, а также невозможностью быть самостоятельным и свободным в выборе поведения [16].

Агрессивное поведение — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [22].

Аутоагрессивнное поведение - действия, направленные на нанесение какого-либо ущерба своему соматическому или психическому здоровью.

По содержанию вопросов, каждый из которых оценивают в баллах по шкале опросника. В зависимости от набранной по шкале суммы баллов оценивают степень выраженности конкретных видов девиантного поведения: 

- отсутствие признаков социально-психологической дезадаптации;

- легкая степень социально-психологической дезадаптации;

- высокая степень социально-психологической дезадаптации [34]. 

Данный способ представляет собой опросник, состоящий из 75 вопросов, разбитых на 5 блоков по 15 вопросов в каждом, который представлен в Приложении 1.

В I блоке (вопросы с 1 по 15) оценивается предрасположенность подростков на социально обусловленное поведение (СОП).

Средние значения по шкале СОП соответствуют данной возрастной норма для подростков, для которых характерно:

- общение, как ведущий вид деятельности и основа психического и личностного развития; 

- потребность в принадлежности к группе и ориентация на ее идеалы, стремление быть замеченным, принятым и понятым. 

Низкие значения могут говорить о неадаптированности и даже изоляции подростка от групп сверстников, замкнутости, скрытности.

Высокие значения – показатель высокой адаптированности в группе, но одновременно и свидетельство тесного слияния со значимой группой, что может быть одним из проявлений зависимости от других людей или общения.

Во II блоке (вопросы с 16 по 30) – делинквентное (допротивоправное) поведение (ДП) - оценивается антисоциальное, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей поведение, включающее любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.

К числу делинквентных относятся: 

- административные правонарушения - нарушение правил дорожного движения, мелкое хулиганство, сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, распитие спиртных напитков и появление в пьяном виде в общественных местах; 

- дисциплинарные проступки - это неисполнение или ненадлежащее исполнение своих непосредственных обязанностей, для подростков это прогулы без уважительных причин занятий, появление в школе или в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств по месту учебы и в учебное время, нарушение правил безопасности; 

- преступления - общественно опасны.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%