- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Психологические особенности подростков, подвергавшихся жестокому обращению в семье
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011258 |
Тема: | Психологические особенности подростков, подвергавшихся жестокому обращению в семье |
Содержание
36 Оглавление Введение.......................................................................................................3 ГЛАВА 1 Аналитический обзор литературы по проблеме жестокого обращения с подростками и их психологического сопровождения 1.1 Формы и виды жестокого обращения с детьми..............................7 1.2 Факторы и последствия жестокого обращения с детьми..............12 1.3 Профилактическая работа жестокого обращения в семье............19 1.4 Сопровождение подростков, подвергавшихся жестокому обращению в семье............................................................................................................24 ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование особенностей подростков, подвергавшихся жестокому обращению в семье 2.1 Организация исследования.............................................................33 2.2 Результаты эмпирического исследования.....................................39 2.3 Обсуждение результатов исследования.........................................49 Выводы.......................................................................................................53 Заключение.................................................................................................56 Список использованной литературы........................................................58 Приложения.................................................................................................61 ВВЕДЕНИЕ На современном этапе развития общества актуализируются вопросы укрепления института семьи, улучшения благосостояния семьи, повышение рождаемости, профилактики насилия и жестокого обращения с подростками. В последнее время СМИ все чаще упоминают о случаях жестокого обращения по отношению к несовершеннолетним: условия жизни, которые не соответствуют развитию ребенка по возрасту; о родителях-педофилах, об избиении ребенка до смерти и тому подобное. Но несмотря на достаточно содержательную нормативно-правовую базу, разветвленность системы правозащитных органов, массовые сообщения в средствах массовой информации о случаях насилия в семьях, жестокость родителей остается глобальной проблемой современности, и имеет серьезные последствия для полноценного развития подростков, которые являются будущим нашего государства. По данным ЮНИСЕФ, в новом докладе «Скрытое на виду у всех», миллионы детей в разных странах мира подвергаются насилию. В указанном докладе собрана статистика со 190 стран мира, что является наиболее полной базой данных относительно случаев жестокого обращения с детьми и подростками, и, к сожалению, она свидетельствует о впечатляющих ужасных масштабах указанного явления. Следовательно, примерно 17 % детей в 58 странах мира подвергаются жестоким физическим наказаниям: детей бьют по голове, по ушам, по лицу, указано, что эти меры носят особенно тяжелый и регулярный характер. Во всем мире трое взрослых из десяти считают физические наказания необходимыми при воспитании детей, что не может не поражать. Также, по словам исполнительного директора ЮНИСЕФ Энтони Лейку: «На сегодняшний день насилие в отношении детей совершается ежедневно, повсюду. Но оно не является неизбежным. Его можно предупредить, но для этого общество не должно позволять насилию остаться в тени». Сегодня отношение к детям в семье предусматривает не только соблюдение их законных прав, свобод и интересов, но и четкое осознание роли каждого члена общества в недопущении случаев жестокости в отношении детей, учета важности влияния различных факторов на развитие ребенка (биологических, психологических, экономических, социальных и тому подобное), установления ответственности семьи и общества за создание условий гармоничной и безопасной среды, в котором живет и развивается детская личность. Выявление детей и подростков, подвергающихся в семье жестокому обращению, представляет определенные сложности, что связано, прежде всего, с закрытостью семьи как социального института от государственного контроля. Большей частью, жестокое обращение с ребенком выявляется лишь тогда, когда ребенок попадает в соматический стационар с клиническими признаками побоев, или когда в образовательных учреждениях воспитатели или учителя обращают внимание на имеющиеся у ребенка синяки или на его необычное поведение. В этом случае, если ребенок признается, что его побили родители, ему, в присутствии социального работника школы, представителя КДН ЗП и медицинского работника, проводится медицинское освидетельствование, после чего материал поступает в КДН ЗП. Понятно, что такой способ выявления детей, подвергающихся жестокому обращению, обладает существенным недостатком: выявление происходит post factum. Попытки выявления детей, подвергающихся жестокому обращению, путем направленного опроса детей и экспериментально-психологическими методами, которые широко используются за рубежом, также не лишены недостатков. Направленные на раннее выявление, они не учитывают, что ребенок может, например, по разным причинам оговаривать родителей. Зарубежная практика показывает, что дети могут изыматься из семьи без достаточно веских оснований (сослаться на статьи и случаи в Финляндии, когда детей изымали из-за шлепка по попе и т.п.). Учитывая это, исследование возможностей выявления экспериментально-психологическими методами детей, относящихся к группе риска по жестокому обращению, представляется крайне актуальным. Объект исследования — психологические особенности подростков, подвергавшихся жестокому обращению в семье. Предмет исследования - структура сомоотношения, уровень тревожности, уровень агрессивности, уровень использования механизмов психологической защиты подростков, подвергавшихся жестокому обращению в семье. Целью исследования является выделение психологических особенностей подростков, подвергавшихся жестокому обращению в семье,которые могут использоваться как маркеры для отнесения ребенка к группе риска Гипотеза исследования: Жестокое обращение в семье является хронической психотравмирующей ситуацией, при которой у ребенка формируются такие индивидуально-психологические особенности,как: повышенный уровень агрессивности и враждебности, повышенный уровень ситуативной и личностной тревожности, сниженный уровень самоуважения, повышенный уровень самообвинения, а также изменена структура психологических механизмов защиты. Задачи работы: Проанализировать теоретические и экспериментальные исследования по теме и выделить индивидуально-психологические особенности, формирующиеся у подростков, подвергающихся жестокому обращению в семье. Изучить индивидуально-психологические особенности подростков, подвергавшихся жестокому обращению. Выделить индивидуально-психологические особенности, которые могут являться маркерами для включения ребенка в группу риска по жестокому обращению. Разработать методы реабилитационной работы, которые могут использоваться педагогом-психологом при работе с детьми, подвергавшимися жестокому обращению. Теоретическая значимость. В педагогической, психологической, правовой и социально-педагогической науках проблема жестокости в отношении детей в семье изучалась в разных аспектах: 1) общие вопросы проблемы жестокости и насилия над детьми изучают ведущие ученые Т. Алексеенко, Н. Максимова, Т. Сафонова Е. Цимбал и др.; 2) влияние жестокого обращения на развитие ребенка исследовали Ж. Петрочко, С. Тадмян, В. Туташинский и др.; 3) проблемы жестокости и насилия над ребенком в семье освещаются в трудах таких ученых и практиков, как Л. Алексеева, К. Бабенко, А. Бондаровская, Я. Волавка, Н. Дмитренко, Н. Щербак и др.; 4) практические и правовые аспекты жестокого обращения с детьми определяют Н. Агарова, Н. Асанова, К. Левченко, И. Трубавина и др. Однако методы выявления детей, подвергающихся жестокому обращению, на основании изучения их индивидуально-психологических особенностей до настоящего времени не разработаны, что определяет научную значимость настоящего исследования. С другой стороны, принятые в последние годы нормативно-правовые документы, расширение круга социальных институтов, которые занимаются этой проблемой, разработка новых социальных программ защиты детства определяют целесообразность разработки методов раннего выявления детей, подвергающихся жестокому обращению, что также определяет научную значимость исследования. ГЛАВА 1 Формы и последствия жестокого обращения с детьми в семье 1.1 Формы и виды жестокого обращения с детьми Дети могут стать жертвами насилия дома, в школе, на улице, но именно семейное насилие является наиболее значимым фактором роста социального сиротства, безнадзорности, беспризорности и преступности несовершеннолетних в мирное время. Насилие в семье является серьезным нарушением прав ребенка, которые государство должно отстаивать и защищать. Среди них: право на жизнь и физическую неприкосновенность; право не быть объектом издевательств или жестокого, бесчеловечного или унизительного обращения; право на свободу от дискриминации по признаку пола; право на здоровое и безопасное развитие и др. Физическое насилие в семье определяется как умышленное нанесение одним членом семьи другому члену семьи побоев, телесных повреждений, а также умышленное лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, что может привести пострадавшего к смерти, вызвать нарушение физического и психического здоровья, нанести вред его чести и достоинства. Итак, физическое насилие над ребенком – любое неслучайное нанесение ребенку (лицу до 18 лет) телесных повреждений родителями или лицами, которые осуществляют уход и заботу.[12] Сексуальное насилие в семье трактуется как противоправное посягательство одного члена семьи на половую неприкосновенность другого члена семьи, а также действия сексуального характера в отношении несовершеннолетнего члена семьи. Сексуальное насилие (злоупотребление) оказывается в случаях (но не исчерпывается ими), когда взрослые члены семьи вступают в половые отношения с родными или приемными детьми или другими несовершеннолетними и малолетними родственниками (инцест). Сексуальное злоупотребление ребенком заключается в использовании его для получения полового удовлетворения или материальной выгоды путем привлечения его к оказанию сексуальных услуг различного характера. Сексуальное насилие в семье является наиболее скрытой, латентной формой насилия, но инцестные отношения и другие формы сексуального злоупотребления ребенком есть, к сожалению, довольно распространенным явлением. Около 3-5 % пациентов психиатрических клиник переживших в детстве инцест; по некоторым данным, 44 % человек, которые пережили сексуальное нападение, столкнулись с ним в семье. В России сексуальное злоупотребление детьми составляет 7-8 тысяч случаев ежегодно, причем в 75% случаев насильники знакомы детям, а в 45 % случаев из них становится нападающим родственник (чаще всего отец, отчим, опекун).[10] Экономическое насилие в семье – умышленное лишение одним членом семьи другого члена семьи жилья, еды, одежды и другого имущества или средств, на которые потерпевший имеет предусмотренные законом права, что может привести к его смерти, вызвать нарушение физического или психического здоровья. Экономическое насилие в отношении ребенка – последовательный отказ родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить жизненные потребности ребенка в пище, одежде, жилище, медицинском обслуживании. Типичными разновидностями экономического насилия в отношении детей являются: - принуждение ребенка к попрошайничеству или труду, который препятствует или делает невозможным получение образования и ставит под угрозу его жизнь, здоровье, нормальное физическое и психическое развитие; - принуждение ребенка к совершению противоправных действий в экономической сфере; - лишения (угроза лишения) жилья и денежного содержания; - существование за счет ребенка (например, ребенка-инвалида). Часто родители считают естественным полностью контролировать личную жизнь своих детей через их материальную и финансовую зависимость от старших. Именно явление расширения экономического контроля на все сферы жизнедеятельности «зависимой» личности позволяет рассматривать экономическое насилие как унижающее достоинство человека и приводит к его личностной деструкции. Экономическое насилие в семье является очень опасным с точки зрения криминализации детей и подростков – не имея возможности легально получать и расходовать средства, они прибегают к попрошайничеству, воровству, азартным играм др. Психологическое насилие в семье определяется как насилие, связанное с действием одного члена семьи на психику другого члена семьи путем словесных оскорблений или угроз, преследования, запугивания, которыми намеренно вызывается эмоциональная неуверенность, неспособность защитить себя и может наносится или наносится вред психическому здоровью. Психологическое насилие в отношении ребенка – недостаток доброжелательной, здоровой атмосферы, которая способствует эмоциональному росту и росту самооценки ребенка. Может проявляться в таких формах [3]: - пренебрежение – последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, предоставить ребенку должную поддержку, внимание, заботу; - психологическое жестокое обращение – хроническое унижение и высмеивание ребенка. Дети довольно часто сталкиваются хотя бы с одним из проявлений психологического насилия: их или унижали (в том числе и нецензурно), или уничижительно критиковали их личность, или к ним применяли угрозы. Наиболее распространенными формами психологического насилия являются запрет или ограничение в передвижении («выйти из дома», «пойти к друзьям», общении с друзьями и угрозы физической расправы, самоубийства и тому подобное). Подавляющее большинство взрослых, которые прибегают к психологическому давлению, считают его вполне допустимой формой взаимоотношений, необходимыми для того, чтобы «показать ребенку его место», закрепить его подчиненное положение, внушить ему страх (в то же время, около трети агрессоров не признают, что за их действиями стоит желание унизить другую личность и удержать, таким образом, собственное лидерство). Психологическое насилие сопровождает все другие формы насилия в семье, ведь избиения или изнасилования всегда обусловливает не только физическое, а психическое травмирование личности пострадавших (а в особо тяжелых случаях – значительную психическую деструкцию). 1.2 Факторы жестокого отношения к детям в семье Жестокое обращение с ребенком часто возникает вследствие непонимания родителями свое роли в воспитании ребенка. Многие родители, которые злоупотребляют детьми, играют на последних, свои собственные ранние переживания, связанные с недостаточностью эмоционального тепла и любви. В перечне личностных черт жестоких родителей можно назвать: импульсивность, ригидность (психологическую негибкость), хроническую агрессивность, нарциссизм, инфантильность, низкую самооценку. Группу риска составляют несовершеннолетние родители и родители в возрасте до 21 года, что объясняется не столько их возрастом, сколько неадекватным уровнем знаний о ребенке, относительно низким уровнем образования, тяжелой финансовой ситуацией. Среди факторов, приводящих к жестокому обращению с ребенком, можно назвать психологические особенности родителей-агрессоров, в частности [20]: - заниженный уровень самооценки, неуверенность в себе и собственных силах; - агрессивность, повышенный уровень раздражительности; - инфантильность в сочетании со стремлением доминировать. Дополнительно можно выделить ряд факторов, связанных со здоровьем, культурой родителей и другими особенностями семьи, а именно: - алкоголизм или наркомания одного или обоих родителей. В таких семьях, если не физическому, то психологическому состоянию ребенка однозначно наносится вред. Тем не менее, часто фиксируется очень сильная эмоциональная привязанность ребенка к таким родителям; - нарушение эмоциональной сферы родителей (в том числе, вследствие стойкого или текущего психического расстройства), при которых человек оказывается неспособным адекватно контактировать с окружающими, в т.ч. с собственным ребенком. До 60 % родителей детей, которые подверглись жестокому обращению, имеют депрессии, тяжелые тревожные расстройства, алкоголизм, острые бредовые реакции или пережили значительную нехватку родительской любви в детском возрасте. 15 % родителей, хотя и не страдают наглядными психическими расстройствами, все же нуждаются в психологической помощи. Такие семьи нуждаются в существенной психологической, социальной и социально-педагогической поддержке; - собственный негативный опыт детства, связанный с насилием. Люди, которые в детстве подверглись физическому или эмоциональному насилию, гораздо чаще склонны к жестокости; - насилие в семье (между родителями или другими членами семьи). Ребенок наблюдает насилие в семье, является его жертвой: дети, которые стали свидетелями насилия в семье, проявляют те же симптомы, что и дети, которые пережили насилие в отношении себя; - хроническая безработица родителей, которая имеет субъективные причины (имеется в виду не временная или вынужденная незанятость, а систематическая и сознательная неспособность или нежелание родителей работать и обеспечивать основные потребности ребенка в пище, одежде тому подобное); - неоправданные родительские ожидания, связанные с физическими недостатками ребенка, его полом, интеллектуальными способностями и т. п.; - педагогическая безграмотность, искаженное представление о воспитании детей. Большую роль в распространении жестокости к детям играет неосведомленность родителей или опекунов в том, какие меры воздействия на ребенка являются недопустимыми; многие взрослые не понимают, что не каждое наказание идет на пользу; - низкая правовая культура, недостаточная осведомленность в нормах, касающихся охраны прав ребенка и системы санкций за жестокое обращение с ним. Среди причин, которые приводят к формированию жестокого обращения с ребенком в семье, можно назвать психологические особенности самих детей. Это не означает, что ребенок является «виновным» в том, как к нему относятся – речь идет о том, что родители, которые не могут принять определенные особенности собственных потомков, «срывают» на них свое недовольство. Такими чертами могут быть: - физические и психические (в т.ч. врожденные) аномалии развития ребенка, которые не только затрудняют воспитание, но и возмущают и раздражают отдельных родителей; - умственная отсталость или хронические психические заболевания (если, в среднем, распространение интеллектуальных пороков среди детей составляет 2-3 %, то в группе детей, подвергшихся жестокому отношению, этот показатель достигает 20-40 %). Родители прибегают к насилию, не имея навыков преодоления проблем, связанных с воспитанием особого ребенка, а также сгоняют на нем разочарование за неоправданные надежды. Дополнительным фактором становится нервно-психические перегрузки, связанные с уходом за ребенком с задержкой развития или с психическими нарушениями; - преждевременное рождение и, как следствие, необходимость специальных мер по поддержанию жизнедеятельности и нормального развития ребенка в течение длительного времени. Эта ситуация раздражает родителей, склонных возлагать на детей большие надежды, поскольку им кажется, что все усилия напрасны, а надежды разрушены, ведь ребенок никогда не сможет стать выдающейся личностью; - гиперактивность, импульсивность, агрессивность ребенка, которые приводят к снижению способности подчиняться требованиям родителей; - плаксивость или крикливость ребенка, который в ряде случаев приводит к снижению материнской привязанности и повышение раздражительности матери; - чрезмерная вялость и пассивность ребенка, что «оскорбляет» мать, которая считает, будто дитя «недостаточно ее любит или равнодушно относится к ней. Для части матерей это чувство настолько невыносимой, что они начинают требовать от ребенка каких-либо проявлений любви насильственным путем. Причины формирования насильственных взаимоотношений в семье не исчерпываются каким-либо одним фактором, но их последствия губительны для ребенка. Последствия жестокого обращения: Следствием жестокого обращения и злоупотребления детьми является не только формирование девиантных и делинквентных форм поведения. Дети, которые живут в условиях жестокого обращения, неизбежно травмируются сочетанием чрезмерных, непредвиденных «воспитательных» воздействий и недостатком настоящей защиты и поддержки со стороны лиц, которые должны заботиться о ребенке. Нарушения, которые возникают у ребенка в результате насилия (или наблюдения за насильственными действиями в отношении других членов семьи), затрагивают все уровни его функционирования и приводят к стойким личностным изменениям, которые препятствуют реализации личности ребенка в будущем. Происходят не только серьезные искажения психосексуального развития ребенка, но и нарушается формирование базового чувства себя как самостоятельной личности, способность к адекватной оценке реальности. Ребенок получит тяжелые травмы, которые имеют пагубные последствия для его дальнейшего физического и психического здоровья (парни страдают не меньше девушек). Дети, которые были жертвами или свидетелями жестокого обращения, переносят этот негативный опыт в жизнь, превращаясь в потенциального агрессора или жертву – человека, который считает за норму, что других можно унижать, а, «по необходимости», даже бить. К кратковременным последствиям насилия относится комплекс негативных переживаний (чувство унижения, обиды, вины, страха, зависимости и бесправия; состояние тревоги, неуверенность в себе). Насилие, повторяющееся, ведет к значительным психологическим страданиям, посттравматического стресса, депрессии, постоянного чувства страха, а иногда и к более серьезным последствиям, таким как попытки суицида. Результатом насилия также может стать обострение соматических заболеваний и появление новых. Хроническая депрессия, самодеструктивные тенденции, трудности функционирования в семье – все это оказывается как долговременные последствия той или иной формы насилия. Дети, пострадавшие от жестокости и пренебрежения, имеют целый набор специфических психологических черт, главной особенностью которых является амбивалентность как реакция на противоречивые требования родителей. Подростки, которые подверглись злоупотреблениям, не признают родителей как значимых взрослых, они сочетают в себе импульсивность и долготерпение, подозрительность с иррациональной верой в возможность улучшения внутрисемейной ситуации. Они отличаются низкой самооценкой, являются эмоционально зависимыми, испытывают одиночество, изолированность, страх перед будущим, уверенность в бесперспективности, вину за инциденты насилия. В таких детей развито представление о потребностях собственного «Я», наблюдается спутанность идентичности, нечеткость самоопределение, конформность, склонность к принятию ролей, навязываемых окружением. Дети, которые живут в условиях насилия, демонстрируют склонность к депрессиям, явные депрессивные и/или истерические симптомы, симптомы деперсонализации и реактивных расстройств. Они часто пропускают школьные занятия из-за недомогания психосоматического характера. Такие подростки отличаются высоким уровнем риска алкоголизации (наркотизации), сексуальной дерзостью, патологической склонностью к путешествиям. Наиболее типичными последствиями насилия становятся драки, конфликты с окружением, низкая школьная успеваемость, необычная замкнутость. К эмоциональным проблемам таких детей можно отнести повышенную агрессивность, преимущественно плохое настроение, высокую тревожность и наличие страхов, неустойчивость чувств, легкое колебание эмоций и их чрезмерная сила, часто неадекватные ситуации (ярость или истерические рыдания в ответ на незначительные внешние раздражители). Частыми последствиями жестокого обращения с ребенком становятся психоневрологические расстройства: бессонница, энурезы и энкопрезы (недержание кала), нервные тики и прочее, а также соматические заболевания как ответ на стресс (это, прежде всего, сердечно-сосудистые расстройства, нарушения пищеварения, астма, аллергии и кожные заболевания). [17] Признаками совершенного над ребенком насилия и ненадлежащего ухода могут быть также недостаточный вес; задержки в развитии, анемия, слабый иммунитет; тики, сосание пальцев, раскачивание; несоблюдение правил личной гигиены; одежду, не соответствующую погодным условиям и возраста ребенка; частые обращения в медицинские учреждения, все большее количество повреждений; отсутствие необходимого лечения; несоответствие повреждений объяснением, что их дает ребенок или его родители или попечители. Симптомы последствий насилия для подростков 13-18 лет – отвращение, стыд, вина, недоверие, амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сексуальные нарушения, несформированность социальных ролей и своей роли в семье, чувство собственной ненужности. В поведенческой сфере отмечаются попытки суицида, реализованное или нереализованное желание покинуть собственный дом, агрессивного поведения, предотвращения телесной и эмоциональной интимности, непоследовательность и противоречивость поведения. В семье с насилием, ребенок развивается значительно медленнее в физическом и психическом аспектах. Степень тяжести последствий перенесенного насилия зависит от тяжести самого насилия. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям. К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, кровоизлияние в глазные яблоки, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых сильно трясут. К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид насилия. Эти реакции могут проявляться в виде ответной агрессии, возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности. Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. У большинства детей, живущих в семьях, в которых применяются тяжелые физические наказания, эмоциональное и другие виды насилия, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе или в том и в другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание. Да и внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами, выглядят по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них припухлые, «заспанные» глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности -педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела. Различные заболевания как следствие жестокого обращения. Заболевания могут носить специфический для отдельного вида насилия характер. Например, при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей и др. При сексуальном насилии могут быть заболевания, передающиеся половым путем: инфекционно-воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД, острые и хронические инфекции мочеполовых путей и т.д. Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблюдаться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита. При эмоциональном (психическом) насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология, язва желудка, при сексуальном насилии – необъяснимые боли внизу живота. Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез, энкопрез, некоторые дети повторно поступают в отделения неотложной помощи по поводу случайных травм, отравлений.[7] Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками. Дети, пережившие сексуальное насилие, приобретают несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении. Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое, а не только сексуальное, насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда, для нее характерны постоянная убежденность в собственной неполноценности, в том, что «ты хуже всех».[14] Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение со сверстниками затруднено. Среди этих детей, даже когда они становятся взрослыми, отмечается высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки суицида. Социальные последствия жестокого обращения с детьми. Можно выделить два проявляющихся одновременно аспекта этих последствий: вред для жертвы и для общества. Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе, и др. Решение своих проблем дети - жертвы насилия зачастую находят в криминальной, асоциальной среде, а это сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия. Любой вид насилия формирует у подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушиться половая ориентация. И те, и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы. Каковы же общественные потери от происходящего насилия над детьми? Это, прежде всего, потери человеческих жизней в результате убийств подростков или их самоубийств. И наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками. Дети, живущие в семьях группы риска, вынуждены сами заботиться об удовлетворении своих потребностей, порой избирая для этого противоправные действия. Испытав на себе жестокое обращение и насилие, подростки сами совершают насилие, им свойственна агрессия, антисоциальное и неконтролируемое поведение, и как результат – они оказываются на скамье подсудимых. Психологические исследования свидетельствуют о том, что несовершеннолетние преступники, как правило, вырастают в семьях, которые отличает низкий уровень материальной обеспеченности, частые конфликты, родительский алкоголизм, напряженные отношения между членами семьи, что создает хроническую психотравматическую индивидуальность ребенка, которая придает личности антиобщественную направленность. Можно сказать, что пострадавшие от насилия дети проявляют асоциальное и антисоциальное поведение: рано приобщаются к употреблению алкоголя и наркотиков, получают различные физические и психологические травмы, легко становятся участниками криминальных акций. Бывшие жертвы превращаются в насильников, и происходит процесс воспроизводства жестокости. 1.3 Профилактическая работа жестокого обращения в семье Содержание социально-педагогической деятельности предупреждение жестокого обращения с детьми включает технологию социального диагноза, обеспечения различных видов социального патронажа и обслуживания, осуществление форм и методов работы по вопросам защиты прав детей, профилактику негативных проявлений в отношении них, повышение уровня правосознания и правовое воспитание несовершеннолетних, просветительско-информационную работу среди родителей, населения, социальное прогнозирования в целом и в каждой конкретной ситуации ребенка. Основными социально-психологическими методами называют: метод анализа документов – позволяет оперативно получить фактографические данные о ребенке и его микроокружении, которые в большинстве случаев носят объективный характер; метод экспертных оценок – основан на опросе, с помощью которых оказывается информация, отражающая знания, мнения, ценностные ориентации и установки клиентов, их отношение к событиям, явлениям действительности; используется в ситуациях, когда та или иная проблема нуждается в оценке компетентных лиц – экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования; биографический метод – использование социальных биографий, что позволяет на основе анализа личных документов и характеристик исследовать субъективные стороны общественной жизни лица; изучаются отношения несовершеннолетнего, в которые он был включен опосредованно или непосредственно; наблюдение – как эмпирический метод исследования используется для сбора информации и сведений о несовершеннолетнем, его семье, микросоциальное окружение, при изучении внешних проявлений поведения человека без вмешательства в протекание его деятельности.[15] Ученые различают такие формы и методы работы с родителями по профилактике насилия над детьми: информационные (беседы, консультации, разъяснения, рекомендации); социально-экономические (содействия оказанию социальной помощи членам семьи как формы защиты несовершеннолетнего лица и консультации относительно получения социально-правовой помощи); социально-педагогические (организационные мероприятия, педагогическое воздействие, психологическая поддержка). Эффективной является совместная работа социального педагога с родителями для содействия в привлечении несовершеннолетнего к обучению или труду, организации жизнедеятельности в разных сферах. Содержание работы с родителями включает: усвоение родителями необходимой многоплановой информации о природе, причинах, последствиях насильственного поведения детей; инструктаж и консультирование, лекции и практикумы; родительские собрания,....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: